внеклассное мероприятие по русскому языку " Брейн- ринг" для 8-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №25 г-к Анапа
Краснодарский край
Методическая разработка
Тема разработки: Внеклассное мероприятие по русскому языку
Форма проведения: Брейн- ринг
Адресат: учащиеся 8-9 классов
Составитель: Прохорова Елена Ивановна
должность : учитель русского языка и литературы
2016г
Цель:
· преодолеть представление учащихся о русском языке как о скучном предмете;
· воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
· развивать умение логически мыслить;
· способствовать познавательной деятельности учащихся;
· содействовать доброжелательности и сплоченности детского коллектива.
Оборудование: карточки с вопросами по разделам курса русского языка ;
Листочки и ручки.
Сигнальные флажки для каждой команды.
Правила игры:
Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопроса из области фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.
Ход игры
Ведущий
- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на встрече любителей русского языка. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « С русским языком можно творить чудеса!». Мы должны уметь ясно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми, бороться за чистоту и сохранность русской речи. Поэтому девизом нашей встречи будет: « Знай и люби русский язык!»
В игре «Брейн – ринг» участвуют сильнейшие представители 8-9-х классов.
Учащиеся под музыку занимают места за столами.
Первый раунд « Фонетика. Графика.»
1. Какие из данных ниже слов превратятся в новые слова, если парные глухие согласные заменить звонкими? Какое слово будет называть собак по их породе?
Злой, папа, шарим, крупа, токи
( папа-баба, шарим-жарим, крупа- груба; в слове злой преобразования невозможны, т.к. в нем все согласные звонкие; слово токи превратится в доги, т.е. будет называть собак по их породе).
2.В этих пословицах и поговорках использованы названия букв старого русского алфавита. В каких из них упоминаются буквы, сохранившиеся в современном алфавите, но имеющие другие названия?
1. Подпускает турусы , а строит юсы.
2.Фита да ижица – к ленивому плеть движется.
3. Сделал на ять – можешь отдыхать.
4.Сперва – аз да буки, а там - и науки.
5. Ер да еры упали с горы.
6. Все люди как люди, а мы как мыслете.
ответ
(1. .Сперва – аз да буки, а там - и науки.
2. Ер да еры упали с горы.
3. Все люди как люди, а мы как мыслете.
« Аз»-«а»; « буки»- «бэ», «ер» -« твёрдый знак», « еры»- « ы», « мыслете»- « эм»
Второй раунд «Словообразование»
1.В каком примере оба слова имеют окончание –у?
1) Возьму потихоньку;
2) красну девицу;
3) скажу « мяу»;
4) прыжку кенгуру;
5) чуточку вздремну;
6) глотну воздуху.
ответ
(в словосочетаниях красну девицу, глотну соку оба слова имеют окончание – у. Слова потихоньку, мяу, кенгуру, чуточку неизменяемые)
2.Какие нарушения словообразовательной нормы литературного языка есть в этих примерах из сочинений школьника? Исправьте ошибки.
1.В главном герое меня привлекают его упрямость и гордость.
2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупотой и недоверчивостью.
3.Мы обрадовались объявлению карантина и отменению уроков.
ответ
(1.В главном герое меня привлекают его упрямство и гордость.
2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупостью и недоверчивостью.
3.Мы обрадовались объявлению карантина и отмене уроков.)
Третий раунд «Морфология»
1.В предложениях выделены одинаковые по звучанию и написанию слова. Найдите среди них существительные.
1. Сегодня днём было жарко.
2. Мы остались очень довольны днём , проведенным за городом.
3. Днём раньше к нам приехали гости из Москвы.
4. Постарайся сделать уроки днём, чтобы вечер у нас был свободен.
5. Своим днём рождения я остался доволен.
ответ
( Существительное день употреблено в предложениях 2,3,5)
2.В каком из предложений слово тоже нельзя заменить словом также ? Почему?
1.Мы, как и Костя, не смогли решить задачу и тоже пришли на дополнительные занятия.
2. Лицо у него загорело, руки тоже потемнели.
3. Тоже мне, профессор !
4.В нашем городе тоже есть улица Широкая.
5. Она тоже меня не заметила и остановилась.
ответ
(В предложении « Тоже мне, профессор!» слово тоже является частицей, выражающей отрицательное или недоверчивое отношение. Слово также частицей быть не может)
Четвертый раунд « Орфография»
1.« Магнический квадрат». В клеточки нужно вписать по порядку чередующуюся коневую гласную букву каждого слова. Затем соединить или заштриховать все клеточки с буквой о. Что у вас получилось?
1) З…рница; 2) заг…релый; 3) прик…снуться; 4) изл…жение; 5) прил…гать; 6)выр…щенный; 7) р…сточек; 8) разл…гаться; 9) выск…чка; 10) ск…кать; 11) пл…вники;
12) непром…каемый; 13) оз…рение; 14) прил…жение; 15)к…сательная; 16)пор…вняться; 17) пл…вец; 18)отр…сль; 19) выр…сший; 20)р..стение; 21)ск…чок; 22)покл…ниться;
23) водор…сли; 24) заск…чить; 25) з…ря.
Ответ:
1 А | 2 О | 3 О | 4 О | 5 А |
6 А | 7 О | 8 А | 9 О | 10 А |
11 А | 12 О | 13 А | 14 О | 15 А |
16 А | 17 О | 18 А | 19 О | 20 А |
21 А | 22 О | 23 О | 24 О | 25 А |
2.В парке ребята покрасили несколько скамеек. Чтобы отдыхающие не вымазались, надо было установить таблички с предупреждением. Леночка с энтузиазмом взялась за эту работу. Она придумала несколько вариантов надписей, но вдруг растерялась: сколько букв Н пишется в этих словах? Помогите Лене справиться с этой орфографической задачей.
1. Краше__ые скамейки;
2. Некраше__ые скамейки;
3. Покраше__ые скамейки;
4. Недавно краше__ые скамейки;
5. Недавно покраше__ые скамейки;
6. Скамейки покраше_ы.
7. Скамейки краше_ы.
Ответ:
1.КрашеНые скамейки;
2.НекрашеНые скамейки;
3.ПокрашеННые скамейки;
4.Недавно крашеННые скамейки;
5.Недавно покрашеННые скамейки;
6.Скамейки покрашеНы.
7.Скамейки крашеНы
Пятый раунд « Синтаксис»
1.Запишите по порядку начальные буквы всех слов, являющиеся в предложениях сказуемыми. Какое слово у вас получилось? Составьте предложения с этим словом, чтобы было понятно его значение. Скколько предложений вы составили и почему?
1. По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
2. Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
3. Наша учительница очень терпеливая.
4. Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
Ответ
1.По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
2.Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
3.Наша учительница очень терпеливая.
4.Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
( черным шрифтом выделены грамматические основы)
Получилось слово ГРАМОТА, с которым можно составить три предложения, так как оно многозначное, имеет несколько значений: 1) умение читать и писать
( Выучиться грамоте); 2) официальный документ ( почетная грамота);
3) в старину документ, письмо( берестяные грамоты).
2.Сколько назывных предложений в этом отрывке из стихотворения Н. Рубцова?
Окошко. Стол. Половики.
В окошке- вид реки…
Черны мои черновики, чисты чистовики.
Ответ.
В отрывке три назывных предложения: Окошко. Стол. Половики.
В окошке- вид реки… - двусоставное, неполное.
Черны мои черновики, чисты чистовики – обе части бессоюзного сложного предложения двусоставные, полные.
Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-_ring.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №25 г-к Анапа
Краснодарский край
Методическая разработка
Тема разработки: Внеклассное мероприятие по русскому языку
Форма проведения: Брейн- ринг
Адресат: учащиеся 8-9 классов
Составитель: Прохорова Елена Ивановна
должность : учитель русского языка и литературы
2016г
Цель:
- преодолеть представление учащихся о русском языке как о скучном предмете;
- воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
- развивать умение логически мыслить;
- способствовать познавательной деятельности учащихся;
- содействовать доброжелательности и сплоченности детского коллектива.
Оборудование: карточки с вопросами по разделам курса русского языка ;
Листочки и ручки.
Сигнальные флажки для каждой команды.
Правила игры:
Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопроса из области фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.
Ход игры
Ведущий
- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на встрече любителей русского языка. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « С русским языком можно творить чудеса!». Мы должны уметь ясно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми, бороться за чистоту и сохранность русской речи. Поэтому девизом нашей встречи будет: « Знай и люби русский язык!»
В игре «Брейн – ринг» участвуют сильнейшие представители 8-9-х классов.
Учащиеся под музыку занимают места за столами.
Первый раунд « Фонетика. Графика.»
1. Какие из данных ниже слов превратятся в новые слова, если парные глухие согласные заменить звонкими? Какое слово будет называть собак по их породе?
Злой, папа, шарим, крупа, токи
( папа-баба, шарим-жарим, крупа- груба; в слове злой преобразования невозможны, т.к. в нем все согласные звонкие; слово токи превратится в доги, т.е. будет называть собак по их породе).
2.В этих пословицах и поговорках использованы названия букв старого русского алфавита. В каких из них упоминаются буквы, сохранившиеся в современном алфавите, но имеющие другие названия?
1. Подпускает турусы , а строит юсы.
2.Фита да ижица – к ленивому плеть движется.
3. Сделал на ять – можешь отдыхать.
4.Сперва – аз да буки, а там - и науки.
5. Ер да еры упали с горы.
6. Все люди как люди, а мы как мыслете.
ответ
(1. .Сперва – аз да буки, а там - и науки.
2. Ер да еры упали с горы.
3. Все люди как люди, а мы как мыслете.
« Аз»-«а»; « буки»- «бэ», «ер» -« твёрдый знак», « еры»- « ы», « мыслете»- « эм»
Второй раунд «Словообразование»
- В каком примере оба слова имеют окончание –у?
- Возьму потихоньку;
- красну девицу;
- скажу « мяу»;
- прыжку кенгуру;
- чуточку вздремну;
- глотну воздуху.
ответ
(в словосочетаниях красну девицу, глотну соку оба слова имеют окончание – у. Слова потихоньку, мяу, кенгуру, чуточку неизменяемые)
- Какие нарушения словообразовательной нормы литературного языка есть в этих примерах из сочинений школьника? Исправьте ошибки.
1.В главном герое меня привлекают его упрямость и гордость.
2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупотой и недоверчивостью.
3.Мы обрадовались объявлению карантина и отменению уроков.
ответ
(1.В главном герое меня привлекают его упрямство и гордость.
2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупостью и недоверчивостью.
3.Мы обрадовались объявлению карантина и отмене уроков.)
Третий раунд «Морфология»
1.В предложениях выделены одинаковые по звучанию и написанию слова. Найдите среди них существительные.
1. Сегодня днём было жарко.
2. Мы остались очень довольны днём , проведенным за городом.
3. Днём раньше к нам приехали гости из Москвы.
4. Постарайся сделать уроки днём, чтобы вечер у нас был свободен.
5. Своим днём рождения я остался доволен.
ответ
( Существительное день употреблено в предложениях 2,3,5)
2.В каком из предложений слово тоже нельзя заменить словом также ? Почему?
1.Мы, как и Костя, не смогли решить задачу и тоже пришли на дополнительные занятия.
2. Лицо у него загорело, руки тоже потемнели.
3. Тоже мне, профессор !
4.В нашем городе тоже есть улица Широкая.
5. Она тоже меня не заметила и остановилась.
ответ
(В предложении « Тоже мне, профессор!» слово тоже является частицей, выражающей отрицательное или недоверчивое отношение. Слово также частицей быть не может)
Четвертый раунд « Орфография»
- « Магнический квадрат». В клеточки нужно вписать по порядку чередующуюся коневую гласную букву каждого слова. Затем соединить или заштриховать все клеточки с буквой о. Что у вас получилось?
- З…рница; 2) заг…релый; 3) прик…снуться; 4) изл…жение; 5) прил…гать; 6)выр…щенный; 7) р…сточек; 8) разл…гаться; 9) выск…чка; 10) ск…кать; 11) пл…вники;
12) непром…каемый; 13) оз…рение; 14) прил…жение; 15)к…сательная; 16)пор…вняться; 17) пл…вец; 18)отр…сль; 19) выр…сший; 20)р..стение; 21)ск…чок; 22)покл…ниться;
23) водор…сли; 24) заск…чить; 25) з…ря.
Ответ:
1 А | 2 О | 3 О | 4 О | 5 А |
6 А | 7 О | 8 А | 9 О | 10 А |
11 А | 12 О | 13 А | 14 О | 15 А |
16 А | 17 О | 18 А | 19 О | 20 А |
21 А | 22 О | 23 О | 24 О | 25 А |
2.В парке ребята покрасили несколько скамеек. Чтобы отдыхающие не вымазались, надо было установить таблички с предупреждением. Леночка с энтузиазмом взялась за эту работу. Она придумала несколько вариантов надписей, но вдруг растерялась: сколько букв Н пишется в этих словах? Помогите Лене справиться с этой орфографической задачей.
- Краше__ые скамейки;
- Некраше__ые скамейки;
- Покраше__ые скамейки;
- Недавно краше__ые скамейки;
- Недавно покраше__ые скамейки;
- Скамейки покраше_ы.
- Скамейки краше_ы.
Ответ:
1.КрашеНые скамейки;
2.НекрашеНые скамейки;
3.ПокрашеННые скамейки;
4.Недавно крашеННые скамейки;
5.Недавно покрашеННые скамейки;
6.Скамейки покрашеНы.
7.Скамейки крашеНы
Пятый раунд « Синтаксис»
1.Запишите по порядку начальные буквы всех слов, являющиеся в предложениях сказуемыми. Какое слово у вас получилось? Составьте предложения с этим словом, чтобы было понятно его значение. Скколько предложений вы составили и почему?
- По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
- Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
- Наша учительница очень терпеливая.
- Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
Ответ
1.По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
2.Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
3.Наша учительница очень терпеливая.
4.Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.
( черным шрифтом выделены грамматические основы)
Получилось слово ГРАМОТА, с которым можно составить три предложения, так как оно многозначное, имеет несколько значений: 1) умение читать и писать
( Выучиться грамоте); 2) официальный документ ( почетная грамота);
3) в старину документ, письмо( берестяные грамоты).
- Сколько назывных предложений в этом отрывке из стихотворения Н. Рубцова?
Окошко. Стол. Половики.
В окошке- вид реки…
Черны мои черновики, чисты чистовики.
Ответ.
В отрывке три назывных предложения: Окошко. Стол. Половики.
В окошке- вид реки… - двусоставное, неполное.
Черны мои черновики, чисты чистовики – обе части бессоюзного сложного предложения двусоставные, полные.
Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.