внеклассное мероприятие по русскому языку " Брейн- ринг" для 8-9 классов

Елена Ивановна Прохорова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №25 г-к Анапа

Краснодарский край

 

 

Методическая разработка

 

Тема разработки: Внеклассное мероприятие по русскому языку

 

Форма проведения: Брейн- ринг

Адресат: учащиеся 8-9 классов

 

 

 

                                                   Составитель: Прохорова Елена Ивановна

должность : учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

2016г

 

Цель:

·         преодолеть представление учащихся о русском языке как о скучном предмете;

·         воспитывать уважительное отношение к русскому языку;

·         развивать умение логически мыслить;

·         способствовать познавательной деятельности учащихся;

·         содействовать доброжелательности и сплоченности детского коллектива.

Оборудование:   карточки с вопросами по разделам курса русского языка ;

Листочки и ручки.

Сигнальные флажки для каждой команды.

Правила игры:

 Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопроса из области фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.

 

Ход игры

Ведущий

- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на встрече любителей русского языка. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « С русским языком можно творить чудеса!». Мы должны уметь ясно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми, бороться за чистоту и сохранность русской речи. Поэтому девизом нашей встречи будет: « Знай и люби русский язык!»

В игре «Брейн – ринг» участвуют  сильнейшие представители 8-9-х классов.

 

Учащиеся под музыку занимают места за столами.

Первый раунд « Фонетика. Графика.»

1. Какие из данных ниже слов превратятся в новые слова, если парные глухие согласные заменить звонкими? Какое слово будет называть собак по их породе?

 Злой, папа, шарим, крупа, токи

( папа-баба, шарим-жарим, крупа- груба; в слове злой преобразования невозможны, т.к. в нем все согласные звонкие; слово токи превратится в доги, т.е. будет называть собак по их породе).

2.В этих пословицах и поговорках использованы названия букв старого русского алфавита. В каких из них упоминаются буквы, сохранившиеся в современном алфавите, но имеющие другие названия?

1. Подпускает  турусы , а строит юсы.

2.Фита да ижица – к ленивому плеть движется.

3. Сделал на ять – можешь отдыхать.

4.Сперва – аз да буки, а там - и науки.

5. Ер да еры упали с горы.

6. Все люди как люди, а мы как мыслете.

ответ

(1. .Сперва – аз да буки, а там - и науки.

2. Ер да еры упали с горы.

3. Все люди как люди, а мы как мыслете.

« Аз»-«а»; « буки»- «бэ», «ер» -« твёрдый знак», « еры»- « ы», « мыслете»- « эм»

Второй раунд «Словообразование»

1.В каком примере оба слова имеют окончание –у?

1)      Возьму потихоньку;

2)      красну девицу;

3)      скажу « мяу»;

4)      прыжку кенгуру;

5)      чуточку вздремну;

6)      глотну воздуху.

 

ответ

(в словосочетаниях красну девицу, глотну соку оба слова имеют окончание – у. Слова потихоньку, мяу, кенгуру, чуточку  неизменяемые)

 

2.Какие нарушения  словообразовательной нормы литературного языка есть в этих примерах из сочинений школьника? Исправьте ошибки.

1.В главном герое меня привлекают его упрямость и гордость.

2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупотой и недоверчивостью.

3.Мы обрадовались объявлению карантина и отменению уроков.

ответ

        (1.В главном герое меня привлекают его упрямство и гордость.

2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупостью  и недоверчивостью.

3.Мы обрадовались объявлению карантина и отмене уроков.)

 

Третий раунд «Морфология»

 

1.В предложениях выделены одинаковые по звучанию и написанию слова. Найдите среди них существительные.

1. Сегодня днём было жарко.

2. Мы остались очень довольны днём , проведенным за городом.

3. Днём раньше к нам приехали гости из Москвы.

4. Постарайся сделать уроки днём, чтобы вечер у нас был свободен.

5. Своим днём рождения я остался доволен.

 

ответ

        ( Существительное  день употреблено в предложениях 2,3,5)

 

2.В каком из предложений слово тоже нельзя заменить словом также ? Почему?

 

1.Мы, как и Костя, не смогли решить задачу и тоже пришли на дополнительные занятия.

2. Лицо у него загорело, руки тоже потемнели.

3. Тоже мне, профессор !

4.В нашем городе тоже есть улица Широкая.

5. Она тоже меня не заметила и остановилась.

 

ответ

(В предложении « Тоже мне, профессор!» слово тоже является частицей, выражающей отрицательное или недоверчивое отношение. Слово также  частицей быть не может)

 

Четвертый раунд « Орфография»

1.« Магнический квадрат». В клеточки нужно вписать по порядку чередующуюся коневую гласную букву каждого слова. Затем соединить или заштриховать все клеточки с буквой о. Что у вас получилось?

 

1)      З…рница; 2) заг…релый; 3) прик…снуться; 4) изл…жение; 5) прил…гать; 6)выр…щенный; 7) р…сточек; 8) разл…гаться; 9) выск…чка; 10) ск…кать; 11) пл…вники;

12) непром…каемый; 13) оз…рение; 14) прил…жение; 15)к…сательная; 16)пор…вняться; 17) пл…вец; 18)отр…сль; 19) выр…сший; 20)р..стение; 21)ск…чок; 22)покл…ниться;

 23) водор…сли; 24) заск…чить; 25) з…ря.

 

Ответ:

1

А

2

О

3

О

4

О

5

А

6

А

7

О

8

А

9

О

10

А

11

А

12

О

13

А

14

О

15

А

16

А

17

О

18

А

19

О

20

А

21

А

22

О

23

О

24

О

25

А

 

 

2.В парке ребята покрасили несколько скамеек. Чтобы отдыхающие не вымазались, надо было установить таблички с предупреждением. Леночка с энтузиазмом взялась за эту работу. Она придумала несколько вариантов надписей, но вдруг растерялась: сколько букв Н пишется в этих словах? Помогите Лене справиться с этой орфографической задачей.

 

1.       Краше__ые скамейки;

2.       Некраше__ые скамейки;

3.       Покраше__ые скамейки;

4.       Недавно краше__ые скамейки;

5.       Недавно покраше__ые скамейки;

6.       Скамейки покраше_ы.

7.       Скамейки краше_ы.

 

Ответ:

1.КрашеНые скамейки;

2.НекрашеНые скамейки;

3.ПокрашеННые скамейки;

                              4.Недавно крашеННые скамейки;

5.Недавно покрашеННые скамейки;

6.Скамейки покрашеНы.

7.Скамейки крашеНы

 

Пятый раунд « Синтаксис»    

 

1.Запишите по порядку начальные буквы всех слов, являющиеся в предложениях сказуемыми. Какое слово у вас получилось? Составьте предложения с этим словом, чтобы было понятно его значение. Скколько предложений вы составили и почему?

 

1.       По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.

2.       Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.

3.       Наша учительница очень терпеливая.

4.       Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.

 

Ответ

 

1.По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.

2.Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.

3.Наша учительница очень терпеливая.

4.Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.

( черным шрифтом выделены грамматические основы)

Получилось слово ГРАМОТА, с которым можно составить три предложения, так как оно многозначное, имеет несколько значений: 1) умение читать и писать

 ( Выучиться грамоте); 2) официальный документ ( почетная грамота);

3) в старину документ, письмо( берестяные грамоты).

 

 

 

2.Сколько назывных предложений в этом отрывке из стихотворения Н. Рубцова?

Окошко. Стол. Половики.

В окошке- вид реки…

Черны мои черновики, чисты чистовики.

 

Ответ.

В отрывке три назывных  предложения: Окошко. Стол. Половики.

В окошке- вид реки… - двусоставное, неполное.

Черны мои черновики, чисты чистовики – обе части бессоюзного сложного предложения двусоставные, полные.

 

 

Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn-_ring.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа №25 г-к Анапа

Краснодарский край

Методическая разработка

Тема разработки: Внеклассное мероприятие по русскому языку

Форма проведения: Брейн- ринг

Адресат: учащиеся 8-9 классов

                                                   Составитель: Прохорова Елена Ивановна

должность : учитель русского языка и литературы

2016г

Цель:

  • преодолеть представление учащихся о русском языке как о скучном предмете;
  • воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
  • развивать умение логически мыслить;
  • способствовать познавательной деятельности учащихся;
  • содействовать доброжелательности и сплоченности детского коллектива.

Оборудование:   карточки с вопросами по разделам курса русского языка ;

Листочки и ручки.

Сигнальные флажки для каждой команды.

Правила игры:

 Игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых содержится по два вопроса из области фонетики, словообразования, морфологии, орфографии и синтаксиса. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая больше очков.

Ход игры

Ведущий

- Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на встрече любителей русского языка. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: « С русским языком можно творить чудеса!». Мы должны уметь ясно выражать свои мысли, чтобы быть понятыми, бороться за чистоту и сохранность русской речи. Поэтому девизом нашей встречи будет: « Знай и люби русский язык!»

В игре «Брейн – ринг» участвуют  сильнейшие представители 8-9-х классов.

Учащиеся под музыку занимают места за столами.

Первый раунд « Фонетика. Графика.»

1. Какие из данных ниже слов превратятся в новые слова, если парные глухие согласные заменить звонкими? Какое слово будет называть собак по их породе?

 Злой, папа, шарим, крупа, токи

( папа-баба, шарим-жарим, крупа- груба; в слове злой преобразования невозможны, т.к. в нем все согласные звонкие; слово токи превратится в доги, т.е. будет называть собак по их породе).

2.В этих пословицах и поговорках использованы названия букв старого русского алфавита. В каких из них упоминаются буквы, сохранившиеся в современном алфавите, но имеющие другие названия?

1. Подпускает  турусы , а строит юсы.

2.Фита да ижица – к ленивому плеть движется.

3. Сделал на ять – можешь отдыхать.

4.Сперва – аз да буки, а там - и науки.

5. Ер да еры упали с горы.

6. Все люди как люди, а мы как мыслете.

ответ

(1. .Сперва – аз да буки, а там - и науки.

2. Ер да еры упали с горы.

3. Все люди как люди, а мы как мыслете.

« Аз»-«а»; « буки»- «бэ», «ер» -« твёрдый знак», « еры»- « ы», « мыслете»- « эм»

Второй раунд «Словообразование»

  1. В каком примере оба слова имеют окончание –у?
  1. Возьму потихоньку;
  2. красну девицу;
  3. скажу « мяу»;
  4. прыжку кенгуру;
  5. чуточку вздремну;
  6. глотну воздуху.

ответ

(в словосочетаниях красну девицу, глотну соку оба слова имеют окончание – у. Слова потихоньку, мяу, кенгуру, чуточку  неизменяемые)

  1. Какие нарушения  словообразовательной нормы литературного языка есть в этих примерах из сочинений школьника? Исправьте ошибки.

1.В главном герое меня привлекают его упрямость и гордость.

2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупотой и недоверчивостью.

3.Мы обрадовались объявлению карантина и отменению уроков.

ответ

        (1.В главном герое меня привлекают его упрямство и гордость.

2. Коробочка раздражает Чичикова своей чрезмерной простотой, глупостью  и недоверчивостью.

3.Мы обрадовались объявлению карантина и отмене уроков.)

Третий раунд «Морфология»

1.В предложениях выделены одинаковые по звучанию и написанию слова. Найдите среди них существительные.

1. Сегодня днём было жарко.

2. Мы остались очень довольны днём , проведенным за городом.

3. Днём раньше к нам приехали гости из Москвы.

4. Постарайся сделать уроки днём, чтобы вечер у нас был свободен.

5. Своим днём рождения я остался доволен.

ответ

        ( Существительное  день употреблено в предложениях 2,3,5)

2.В каком из предложений слово тоже нельзя заменить словом также ? Почему?

1.Мы, как и Костя, не смогли решить задачу и тоже пришли на дополнительные занятия.

2. Лицо у него загорело, руки тоже потемнели.

3. Тоже мне, профессор !

4.В нашем городе тоже есть улица Широкая.

5. Она тоже меня не заметила и остановилась.

ответ

(В предложении « Тоже мне, профессор!» слово тоже является частицей, выражающей отрицательное или недоверчивое отношение. Слово также  частицей быть не может)

Четвертый раунд « Орфография»

  1. « Магнический квадрат». В клеточки нужно вписать по порядку чередующуюся коневую гласную букву каждого слова. Затем соединить или заштриховать все клеточки с буквой о. Что у вас получилось?

  1. З…рница; 2) заг…релый; 3) прик…снуться; 4) изл…жение; 5) прил…гать; 6)выр…щенный; 7) р…сточек; 8) разл…гаться; 9) выск…чка; 10) ск…кать; 11) пл…вники;

12) непром…каемый; 13) оз…рение; 14) прил…жение; 15)к…сательная; 16)пор…вняться; 17) пл…вец; 18)отр…сль; 19) выр…сший; 20)р..стение; 21)ск…чок; 22)покл…ниться;

 23) водор…сли; 24) заск…чить; 25) з…ря.

Ответ:

1

А

2

О

3

О

4

О

5

А

6

А

7

О

8

А

9

О

10

А

11

А

12

О

13

А

14

О

15

А

16

А

17

О

18

А

19

О

20

А

21

А

22

О

23

О

24

О

25

А

2.В парке ребята покрасили несколько скамеек. Чтобы отдыхающие не вымазались, надо было установить таблички с предупреждением. Леночка с энтузиазмом взялась за эту работу. Она придумала несколько вариантов надписей, но вдруг растерялась: сколько букв Н пишется в этих словах? Помогите Лене справиться с этой орфографической задачей.

  1. Краше__ые скамейки;
  2. Некраше__ые скамейки;
  3. Покраше__ые скамейки;
  4. Недавно краше__ые скамейки;
  5. Недавно покраше__ые скамейки;
  6. Скамейки покраше_ы.
  7. Скамейки краше_ы.

Ответ:

1.КрашеНые скамейки;

2.НекрашеНые скамейки;

3.ПокрашеННые скамейки;

                              4.Недавно крашеННые скамейки;

5.Недавно покрашеННые скамейки;

6.Скамейки покрашеНы.

7.Скамейки крашеНы

Пятый раунд « Синтаксис»        

1.Запишите по порядку начальные буквы всех слов, являющиеся в предложениях сказуемыми. Какое слово у вас получилось? Составьте предложения с этим словом, чтобы было понятно его значение. Скколько предложений вы составили и почему?

  1. По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.
  2. Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.
  3. Наша учительница очень терпеливая.
  4. Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.

Ответ

1.По-моему, наша бабушка готова работать на огороде днем и ночью.

2.Ты актриса и своею улыбкой можешь очаровать любого человека.

3.Наша учительница очень терпеливая.

4.Благодаря внесению специальных удобрений активизировался рост декоративных растений на пришкольной клумбе.

( черным шрифтом выделены грамматические основы)

Получилось слово ГРАМОТА, с которым можно составить три предложения, так как оно многозначное, имеет несколько значений: 1) умение читать и писать

 ( Выучиться грамоте); 2) официальный документ ( почетная грамота);

3) в старину документ, письмо( берестяные грамоты).

  1. Сколько назывных предложений в этом отрывке из стихотворения Н. Рубцова?

Окошко. Стол. Половики.

В окошке- вид реки…

Черны мои черновики, чисты чистовики.

Ответ.

В отрывке три назывных  предложения: Окошко. Стол. Половики.

В окошке- вид реки… - двусоставное, неполное.

Черны мои черновики, чисты чистовики – обе части бессоюзного сложного предложения двусоставные, полные.

Подсчитывание очков. Подведение итогов. Вручение грамот.