Мастерская учителя
Мастерская учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по рассказу М.Горького "Челкаш" | 35.47 КБ |
Разработка нравственного классного часа в 10 классе | 19.97 КБ |
Конспект урока литературы в 8 классе по рассказам о любви | 27.09 КБ |
ВКР Доступная среда | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ Педагогическая академия
Тема итоговой работы: «Художественное пространство в рассказе М.Горького «Челкаш».
Выполнила учитель русского языка и литературы
МОУ Федюковская СОШ
Колесникова Надежда Анатольевна.
Руководитель: кандидат филологических наук
доцент кафедры филологии
Граблина Нина Васильевна.
Подольск 2011
Понятие художественного пространства должно вводиться на уроках литературы, наряду с понятием художественного времени, уже в 6 классе.
Художественное пространство является ярким изобразительным средством при изображении художественного героя. Нельзя сводить художественное пространство к определению места происходящих событий и перемещения действующих лиц .Есть произведения , в которых хронотоп (художественное время и художественное пространство) становится особым средством для выражения моральных и эстетических оценок литературных персонажей: поведение героев обусловлено пространством , в котором они обитают.
В курсе литературы 8 класса таким произведением можно считать ранний рассказ М.Горького «Челкаш», написанный в 1895 году, и имевший большой успех у читателей. Без глубокого анализа данного произведения через художественное пространство довольно трудно будет учащимся понять смысл рассказа и проблемы , поднятые автором.
Цель данной работы - проанализировать рассказ Горького «Челкаш» целостно, опираясь на категорию художественного пространства.
В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих его рассказов - так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми , сильными душой .Главное для них- свобода ,которую босяки понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности. Но найти ее не могут, поэтому бродяжничают, спиваются, кончают жизнь самоубийством.
Во времена Горького босяками называли опустившихся людей из деклассированных слоев населения. Все жители России были приписаны к определенным сословиям. Человек, выпавший из своего сословия , потерявший принятые в его среде моральные ориентиры ,- это босяк. В основу рассказа «Челкаш» легла реальная история, рассказанная Горькому в больнице одним босяком. Автору важно было понять, что заставляет человека порвать со своей средой, изменить образ жизни. Так, главным героем рассказа является босяк Гришка Челкаш : «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду , заядлый пьяница и ловкий, смелый вор».
Прежде чем приступить к характеристике образа , обратим внимание на вступление рассказа. Это своеобразная экспозиция, в которой автор рисует картину гавани, на фоне которой будет разворачиваться действие. Ее можно даже услышать , так как описание гавани «инструментовано» Горьким. Учащиеся без труда найдут эти звуки в словах: «звон якорных цепей ,грохот сцеплений вагонов , -подвозящих груз , металлический вопль железных листов, дребезжание извозчичьих телег». Следующее описание - «закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам…»- содержит в себе антитезу : небо, море, закованное в гранит ,подавленное судами ; грохот гавани – еле слышные голоса людей ; гавань дышит , как живое существо , - люди смешны и жалки . «Созданное ими поработило и обезличило их». «Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие , блестевшие на солнце дородством машины ,созданные этими людьми…-в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.» В этой картине- рабский труд ,тяжелый и бессмысленно-отупляющий. На фоне «данной музыки труда» человек противопоставлен машине и становится ее рабом.
Уже во вступлении за картиной гавани кроется серьезная проблема , поставленная в рассказе :в обществе творится что-то противоестественное и злое ,поэтому и возможен протест некоторых его представителей против жизни в нем ,построенном на насилии и стремлении «жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки».Море заковано в гранит ,и человек «закован»,жалок, , порабощен. Образ моря на протяжении всего рассказа не просто помогает понять настроение, внутренний мир героев, но и само является своеобразным действующим лицом в рассказе.
Море сопровождает героев на протяжении всего произведения.
Художественное пространство главного героя тоже показано довольно широко: он любит море, иначе чувствует себя рядом с ним, его воровской промысел также осуществляется на море. Выглядит Челкаш довольно непривлекательно : «он был бос, в старых ,вытертых плисовых штанах, без шапки ,в грязной ситцевой рубахе ,с разорванным воротом ,открывавшие его сухие и узловатые кости , обтянутые коричневой кожей.» Лицо его смятое, острое ,хищное , нос- «горбатый , хищный», взгляды «острые». Автор отмечает сходство Челкаша с хищной птицей .Даже худоба его «хищная» , а походка «прицеливающаяся» , «плавная и покойная с виду ,но внутренне возбужденная и зоркая». Образ его динамичен, подвижен с первого появления.
Не случайно первый разговор Гаврилы и Челкаша был о свободе. Каждый из них понимает ее по-своему. Гаврила понимает так : «сам себе хозяин, пошел –куда хошь». Молодой крестьянский парень Гаврила, выведенный на сцену вторым , явно является героем - антиподом .При встрече с Челкашом он сидел у тротуара на мостовой : «в синей рубахе , в таких же штанах , в лаптях и в оборванном рыжем картузе», «широкоплеч, коренаст, русый , с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами , смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно».
Социальное происхождение героев, тем не менее, одинаково: оба они крестьяне. Гаврила беден , «отец умер, хозяйство – малое, мать старуха, земля высосана.» Он пошел на косовицу на заработки, но цена была сбита крестьянами , пришедшими из голодающих районов в надежде заработать ,и Гавриле ничего не остается, как « пойти в зятья», т.е практически – стать работником состоятельного тестя .Парень тяжело переживает это. Из второй главы мы узнаем, что Гришка Челкаш тоже бывший крестьянин, которого что-то заставило расстаться со своей деревней и образом жизни крестьянина: «я тоже понимаю толк в этом. Было когда-то свое гнездо …отец – то был из первых богатеев в селе». Но стена 11-ти лет босяцкой жизни отделяла Челкаша от далекого прошлого. «Он чувствовал себя одиноким , вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь , что течет в его жилах».делай – что хошь … Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай как хошь, Бога только помни…»А Челкаш ему отвечает: «Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом – грош ему цена, да он твой. У тебя земля своя – и того ее горсть, да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе …»
Итак, представления героев о свободе различны. Становится ясно, что Гаврила менее требователен: были бы денежки, и он будет вполне счастлив , поправит свое хозяйство , отпадет надобность идти «в зятья».
Челкашу этого мало: ему дорога внутренняя свобода; чувство собственного достоинства в нем сильнее страсти к деньгам и готовности подчиняться человеку, который выше тебя в имущественном положении – «хозяину». Художественное пространство Челкаша гораздо шире. Вольная босяцкая жизнь, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам, поэтому он презирает Гаврилу, в котором он видит эту слепую жадность при виде денег, преклонение перед высшими и пренебрежение к тем, у кого ничего нет.
Гавриле понятны отношения «хозяин-работник», и Челкаш дает ему возможность встать по отношению к нему в роль наемного рабочего: «И они шли по улице рядом друг с другом, Челкаш – с важной миной хозяина, подкручивая усы, парень – с выражением полной готовности подчиниться, но всё-таки полный недоверия и боязни». Гаврила хочет заработать, поэтому соглашается на подвернувшееся дело.
Челкашу для самооценки особенно важно чувство власти над людьми. Жизнь Гаврилы «попала в его волчьи лапы. Он,Челкаш ,чувствовал себя в силе повернуть ее так и эдак .Он мог разломать её, как игральную карту ,и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этому парню никогда не испить такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу. И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя,что она может еще раз попасть в такие руки, как его».
Для характеристики героев очень важно их отношение к морю (символу свободы). Гаврила говорит о море: « Ничего! Только боязно в нем». Челкаш, вор , любит море . Его кипучая нервная натура , жадная на впечатления , никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты ,бескрайней , мощной и свободной». «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, -схватывая всю его душу , оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют первое - остроту, второе-цену. Именно после любования морем Челкашу «стало обидно лгать перед этим мальчишкой». Гаврила же, оказавшись в море, «чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой». Он новичок, неопытный человек не только в этом «тёмном деле», но и в море жизни вообще. Челкаш - «травленый волк» и в воровской деятельности, и в жизни. Но всё-таки великая сила природы противостоит, хотя по-разному, ночной жизненной практике обоих героев: «море проснулось», «небо снова всё покрылось тучами…».
Наиболее важно для понимания характеров Челкаша и Гаврилы их отношение к деньгам как проверка нравственной стойкости человека. Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, которая завершается победой неодолимой силы финансов: сначала хочет сбежать, боится «душу загубить» на всю жизнь. Однако при ответе на вопрос напарника: « Ну, ежели бы две радужных?» настроение парня меняется. Он готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: «Да ведь может и не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься».
Художественное пространство Гаврилы, таким образом, довольно ограничено. «Почёт, довольство, весель!» - вот к чему стремится этот деревенский парень, а всё это ему могут дать деньги. Тонкий, психолог Горький подробно описывает, как развиваются в Гавриле противоречивые чувства : он жадными глазами провожает 500 рублей, угнетённо вздыхает, принимая деньги (40 рублей), трепещет « от ожидания, острого, сосавшего ему грудь», прячет их дрожащей рукой, «жадно сощурив глаза,шумно втягивая в себя воздух, словно пил что-то жгучее»,затем гребёт нервно , торопливо, точно пугаясь чего-то : его страшит нестерпимое желание обладать остальными деньгами. « А жаден ты…нехорошо…» - замечает Челкаш. Челкаш выступает перед Гаврилой как бес-искуситель и ждёт, чем разразится такое возбуждение парня. Гаврила решается и начинает униженно выпрашивать деньги у Челкаша, при этом больно ударяя его самолюбие: «Пропащий ведь ты …нет тебе пути…». Челкаш - вор, босяк, он крадёт , чтобы получить деньги , но он не раб денег. Он « бросил в Гаврилу бумажки» и испытал «острую жалость и ненависть к этому жадному рабу» , почувствовал себя героем».
Вор с изумлением наблюдает за чувствами получившего желанные деньги крестьянина (лицо Гаврилы искажено «восторгом жадности») и чувствует , что он «никогда не будет таким жадным , низким , не помнящим себя». Челкаш понимает, что он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним , ненужным на земле человеком.
Душа Челкаша свободна от власти денег, но он является рабом другой страсти: своего самолюбия , желания управлять, властвовать людьми(сторожем Семёнычем, Гаврилой) . Самолюбие и власть –единственное , что есть у него , компенсация его босячества, бесприютности, то, что придаёт смысл его жизни. Гаврила своими обидными словами подвергает сомнению ценность и смысл его жизни, чем вызывает яростный протест Челкаша. Здесь , на морском берегу ,разыгрывается настоящая драма. В борьбе Челкаш отнимает у Гаврилы деньги, но тот предательски бросает ему в спину камень. Потом Гаврила умоляет о прощении, а Челкаш чувствует презрение к этому слабому человеку.
В сцене прощания двух людей вновь показана природа: « Дождь лил , как из ведра .Море глухо роптало ,волны бились о берег бешено и гневно». Их дорожки пересеклись, но лишь на одну ночь.
В конце рассказа «море выло, швыряло большие, тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену…». Это заключительное описание завершает композицию рассказа, вновь обращая нас к образам моря и неба, которых не видно за дождём. Природа словно восстает против нечестной жизни, злобы, против того , что человек устраивает свою жизнь за счёт другого. Автора, таким образом, беспокоит состояние общества, которое не находит применения духовным силам таких людей , как Челкаш . Он оказался « вне общества», потому что он своим босячеством гордо противостоит приземлённой жизни крестьянина , готового ради денег на любое унижение , и тупой , обезличенной жизни рабочих , подчинённых ритму жизни гавани.
Определить отношение автора к Челкашу учащиеся смогут без труда: он явно симпатизирует этому свободному вору, даже немного идеализирует его. А вот отношение к Гавриле на протяжении рассказа меняется и у читателей, и у Челкаша, и у автора.
Предварительный просмотр:
ГОУ «Педагогическая академия последипломного образования»
ПРОЕКТ
Нравственный классный час в 10 классе на тему
«Можно ли быть свободным без ответственности»
(Дискуссия)
Разработан классным руководителем МОУ Федюковской СОШ Колесниковой Н.А.
Подольск 2012
Организация и проведение нравственных классных часов.
Одной из важнейших форм работы в направлении «Нравственность» является организация и проведение нравственных классных часов. Возможны различные виды классных часов (классное собрание, беседа, экскурсия, лекция). Классный час выполняет различные функции: просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую.
При подготовке классного часа необходимо:
-определить тему и сформулировать цель;
-подобрать соответствующий материал;
-составить план;
-дать задание ученикам;
-определить степень целесообразности участия в классном часе педагогов и родителей.
Нравственный час общения требует хорошей подготовки взрослого к такому разговору. Главным назначением нравственного классного часа является:
-нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
-изучение, осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников;
-критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников;
- развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей
Готовясь к нравственному классному часу или к серии нравственных классных часов, классный руководитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и нравственных ситуаций. Для этого классный руководитель предлагает учащимся поразмышлять над нравственными категориями и дать их собственное толкование.
Например: свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость и другие. Понимание этих категорий и способность учащихся дать им объяснение определяет выбор классного руководителя в будущих темах нравственных классных часов.
Подготовка нравственного классного часа может и должна сопровождаться серьёзной предварительной работой:
- Определение темы
Определив тему классного часа, классный руководитель просит учащихся найти в словаре толкование нравственных понятий, записанных на доске и дать их объяснение учителю. Безусловно, не все ребята класса начнут искать в словарях объяснения нравственным понятиям, но те, кто это может сделать, должны стать помощниками в проведении классного часа.
- Подбор материала
Материалом для подготовки классного часа может служить периодическая печать, события реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Нравственный классный час – это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
«Можно ли быть свободным без ответственности». Дискуссия. 10 класс
Цель: Обсудить с учащимися значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.
Задачи: Развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования.
Подготовка к дискуссии:
- Предложить учащимся ответить на вопросы анкеты.
- Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?
- Считаешь ли ты себя свободным человеком?
- В чем выражается твоя свобода?
- От чего ты считаешь себя зависимым?
- Считаешь ли ты себя ответственным человеком?
- Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?
- Какие качества ответственного человека у тебя?
- Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?
К классному часу учащиеся раскрывают собственное понимание афоризмов. Задание учащиеся выполняют по группам.
Первая:
- Найдите в словаре толкование слова «свобода» и сравните его со следующим определением: «Свобода – это возможность становиться самим собой».
- Дайте собственное объяснение этого определения.
- Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.
Вторая:
- Найдите в словаре толкование слова «ответственность» и сравните его со следующим определением: «Ответственность – это груз, дающий силы».
- Дайте собственное объяснение этого определения.
- Приведите примеры подтверждений или опровержений из собственных наблюдений.
Готовится плакат под названием «Статистика по проблеме». Заранее проводится опрос родителей, учащихся, педагогов и подводятся итоги по следующим критериям:
Я свободен.
Я зависим.
Я ответственен.
Я безответственен.
С данного плаката начинается диспут.
Вопросы для диспута:
«Чем должен обладать человек, чтобы быть свободным?»
« Мы управляем страстями или страсти управляют нами?»
« Чем определяется поведение человека: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?»
«Как можно истолковать фразу Солженицына: «Находясь в заключении, преодолевая тяжелые обстоятельства жизни, я чувствовал внутреннюю свободу»?»
«Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?»
«Законы ограничивают свободу или создают условия быть свободным?»
«Свобода и ответственность – можно ли между этими словами поставить знак равенства?»
В конце диспута учащимся предлагается изобразить с помощью карандашей и красок понятия «свобода» и «ответственность» в виде ярких плакатов. Каждая группа представляет свою работу, произносит защитное слово.
Предварительный просмотр:
Урок в форме круглого стола на тему «Тайна сия велика есть» (по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») 8 класс.
Любовь – она бывает разной…
О.Высоцкая
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в
нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
Цель урока: анализ рассказов о любви и обмен мнениями относительно этого сложного чувства, по-разному развивающегося у героев произведений.
Задачи
Развивающие: формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказывать и доказывать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию и творческие способности учащихся.
Обучающие: раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста.
Воспитательные: вызвать личностно значимые переживания; затронуть личные потребности и интересы подростков; побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
Оборудование: портреты писателей А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна; выставка книг о любви; парты расставлены по кругу и разделены на 3 группы.
Предварительное задание учащимся: прочитать рассказы. Учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы (в соответствии с произведениями) и получают задания.
Ход урока.
Слово ведущего ( учителя)
-Что такое любовь? Множество поэтов и писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это счастье, радость, высшее наслаждение, а для других – горе, страдание, разочарование, трагедия. Сегодня на заседании круглого стола мы попробуем разобраться в сложнейших отношениях между людьми, и помогут нам в этом 3 рассказа, которые вы дома прочитали: «О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и «Куст сирени» Куприна.
1. Представление книги каждой командой (домашнее задание).
1.Краткая информация о любви в жизни автора и истории создания рассказа.
2.Краткий пересказ (сюжет) рассказа.
3.Обоснование «редактора»: почему он напечатал бы это произведение.
4.Выступление «оформителя»: как бы он оформил обложку книги и почему.
2. Обсуждение рассказа А.П.Чехова «О любви»
Ведущий.
- Итак, перед нами 3 разные истории любви. Как вы думаете, какую из них можно назвать «историей об упущенном счастье»? Почему?
(Обычно 8-классники сразу называют рассказ А.П.Чехова «О любви», объясняя тем, что его главный герой – Алёхин – поддаётся власти рассудка. А любовь – чувство бескорыстное, не терпящее рациональных вопросов, которыми герой задавался: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Да и Анна Алексеевна задумывалась об этом: принесёт ли она Алёхину счастье, не осложнит ли его жизни. Вот и упустили герои своё счастье, добровольно отказавшись от любви.)
-Как вы думаете, почему серый, хмурый пейзаж в начале повествования в конце рассказа преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало»?
Примерные ответы.
(-Возможно, автор хотел показать, что Алёхин спустя годы понял свою ошибку: «…когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного…или не нужно рассуждать вовсе». Поняв это, герой словно преобразился.
-Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)
Ведущий.
- Можно ли обвинять Алёхина в нерешительности? Каково ваше к нему отношение?
(Мнения школьников разделяются.
- Алёхин показал себя с лучшей стороны: не стал разбивать семью, не смог предать дом, где ему верили.
-Несмелость и нерешительность помешали его любви, но я его не обвиняю, мне его жаль. Человеку требуется много времени и душевных сил, чтобы осознать, что любовь превыше всего. Алёхин осознал, но слишком поздно.
-Мужчина должен принимать решения, брать на себя ответственность за тех, кого любит. Анна Алексеевна ждала от Алёхина решительного шага, а он испугался предстоящих проблем и неудобств. В результате сделал несчастными и себя, и любимую женщину. Это недостойный поступок.)
Ведущий.
-Каждое мнение справедливо. Чехов, поднимая в рассказе одну из «вечных» тем, хотел сказать о любви, что «тайна сия велика есть». Он не даёт универсального и годного для всех случаев рецепта. Философский смысл чеховского рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными.
3.Обсуждение рассказа И.А.Бунина «Кавказ»
А вот как описывает любовь поэтесса Ольга Высоцкая. (Звучит стихотворение «Любовь – она бывает разной…» в исполнении заранее подготовленной ученицы. На доске (на слайде) – текст стихотворения.)
Любовь – она бывает разной…
Бывает отблеском на льду,
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету,
Бывает вихрем и полётом,
Бывает цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем и работой,
Мы жизнью жертвуем самой!
Но есть ещё любовь такая,
Что незаметно подойдёт
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы проведёт…
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей!!!
Ведущий.
-Подумайте, какие строчки из этого стихотворения подойдут для рассказа Бунина «Кавказ» и почему.
Примерные ответы.
(-Если говорить о чувствах обманутого мужа, который застрелился, то подойдут строчки «Бывает болью неотвязной», «Мы жизнью жертвуем самой».
-Передать чувства влюблённых можно строчками «Бывает яблоней в цвету, Бывает вихрем и полётом»).
Ведущий.
-Рассказ Бунина, изображающий пару влюблённых, которые наслаждаются отдыхом и общением друг с другом, заканчивается трагедией. Кто в ней виноват?
Примерные ответы (мнения расходятся).
(-Конечно, виновата жена. Своей ложью и изменами она довела мужа до самоубийства.
-Если бы жена скрывала свои чувства, то всё могло бы сложиться так, как в произведении Чехова. Все были бы живы, но все были бы несчастливы. Поэтому я не осуждаю жену. А вот муж повёл себя глупо: нужно было отпустить жену, а не следить за ней и тем более не стреляться.
-В рассказе, по-моему, нет положительных и отрицательных героев. Эти люди попали в безвыходную ситуацию, стали жертвами случая. В этом любовном треугольнике никто не виноват.
-Было бы неправильно кого-то из героев упрекать, ведь каждый в этой жизни имеет право на ошибки.)
Ведущий.
-Каждый из вас по-своему прав. Герои Бунина, казалось бы, испытали всю полноту страсти, но их счастье словно «украдено». Именно поэтому их любовь не была полной и привела к трагедии. Понаблюдайте, что в природе предвещает несчастье?
Примерный ответ.
(-Сначала пейзаж радует: «весёлые полосы света», «удивительные облака …пылали так великолепно», «чудесно дробился…блеск» прозрачной речки в «таинственный час», «точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна». Потом нарастает тревога: «надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря», « раскалывались удары грома». Счастье влюблённых временно и непрочно перед лицом бессмертной и могучей природы. Обречённость ощущается даже в оксюморонах «безнадёжно-счастливый вопль», «она радостно плакала».)
Ведущий.
-Верно. Так автор вводит в свой рассказ мысль о величии бытия, а также об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью: офицер умирает слишком театрально (перечитаем последние строчки рассказа). Скажите, а почему все герои рассказа безымянны?
Примерные ответы.
(-Возможно, «Кавказ» является жизненной зарисовкой с уникальной историей любви. Бунин описывает не столько саму любовь, сколько те чувства и последствия, которые она влечёт за собой. Поэтому герои лишены имён.
-Автор размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Банальный любовный треугольник… Здесь важны не имена героев, а их поступки.
-А мне кажется, что они не заслужили имён. Жена ведёт себя нечестно по отношению к мужу, любовник поощряет её ложь и не настаивает на её полном разрыве с мужем (любит ли он её по- настоящему?), муж самолюбив и жесток по отношению к жене. Никто из них не вызывает симпатии.)
4.Обсуждение рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»
Ведущий.
-Действительно, каждый ответ заслуживает внимания и содержит долю истины. Но даже с безымянными героями рассказ заставляет о многом задуматься. А вот супруги из рассказа Куприна «Куст сирени» носят замечательную фамилию – Алмазовы. Какие ассоциации у вас возникают в связи с этой фамилией? Случайно ли имя жены - Вера?
Примерные ответы.
(-Алмаз – прозрачный драгоценный камень. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения в семье.
-Имя Вера говорящее: она действительно верит в свои силы и вселяет в мужа уверенность в будущем.)
Ведущий.
-Уже по именам можно догадаться о внутреннем мире супругов, а описания внешности Куприн намеренно не даёт. Вспомните, как ведут себя герои в трудной ситуации и выскажите своё отношение к ним.
Примерные ответы.
(-Николай Евграфович после случившегося раздражается, срывает злость на Вере, опускает руки. Если бы не жена, он бы не справился с проблемой, растерялся. Мне его жаль. Он слабый человек.
-Вера ведёт себя достойно: сразу находит выход из ситуации, действует быстро и точно. У меня она вызывает восхищение. А Алмазов – пессимист.
-Николай выглядит беспомощным, а Верочка терпеливо его выслушивает, всегда поддерживает. «Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным …лицом». План посадить куст сирени приходит ей в голову, и она приводит его в исполнение. На мой взгляд, она очень сообразительна и очень любит своего мужа. Николаю повезло с женой!
-У меня создалось впечатление, что в семье Алмазовых все трудности преодолеваются сообща, поэтому Николай так же активно решал бы проблемы Верочки. И беды, и радости у них общие. Мне симпатичны оба героя.)
Ведущий.
-Действительно, Вера и Николай очень разные. Но автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. Перечитаем концовку рассказа («На другой день Вера…» - до конца). Мы видим, как преображается Алмазов из мрачного неудачника в счастливого человека. На смену неудач всегда приходит удача, нужно только не поддаваться унынию, не терять веру, поддерживать друг друга.
Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, изученное нами в прошлом году, отражает подобный взгляд на любовь?
(О.Генри «Дары волхвов». Его герои – молодые супруги – чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)
5.Подведение итогов. Работа над синквейном.
-Итак, что значит любовь по Куприну?
Примерный ответ.
(-Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, в ней нет обмана. Она способна делать людей счастливыми.)
Ведущий.
-Чьё изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?
(Учащиеся высказывают и аргументируют своё мнение. Обычно многие высказываются в пользу произведения Куприна «Куст сирени», приветствуя гармоничные отношения между супругами.)
Ведущий.
-Работа нашего круглого стола подходит к концу. Обсудив 3 небольших, но очень глубоких произведения о любви, мы пришли к определённым выводам, обменялись своими мнениями, которые в чём-то не совпадали. Ещё многие века люди будут пытаться постичь, что такое любовь. Неоспоримой останется истина: «Тайна сия велика есть». Но без этой тайны невозможно прожить на свете. Не случайно Л.Н. Толстой утверждал: «Любовь …обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье». (Эпиграф)
Предлагаю завершить работу круглого стола составлением синквейна о любви. (Возможна работа в группах или коллективное творчество.)
Возможные варианты синквейна.
1.Любовь.
Неизведанная, прекрасная.
Мучает, окрыляет, вдохновляет.
Без неё прожить невозможно.
Загадка!
2.Любовь.
Таинственная, волшебная.
Разрушает, созидает, преображает.
Способна свернуть горы и заставить страдать.
Сила!
6.Оценивание работы учащихся
Ведущий оценивает всех активных участников круглого стола (это, как правило, большинство учащихся класса).
-Надеюсь, каждый из вас сегодня что- то взял для себя, обогатил свой жизненный опыт.
7.Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю выражение «Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом существе» (на материале рассказов «О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина, «Куст сирени» Куприна.)
8.Рефлексия.
-Чем для вас был интересен урок?
-Что больше всего понравилось?
-О чём ещё хотелось бы поговорить?
В заключение ведущий благодарит всех за участие и читает отрывок из стихотворения:
Любовь бывает разной лишь тогда,
Когда мы сами ей придали направленье.
Ведь изначально вся любовь чиста…
В душе ложась, рождает впечатленья.
Любовь – всего лишь Бога инструмент,
Чтобы людей приноровить к Единству.
Всех притянуть в теперешний момент
И показать: дыханье счастья близко!
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Колесникова Надежда Анатольевна
(МОУ Федюковская СОШ Подольского муниципального района
Московской области)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Особенности разработки рабочей программы по русскому языку для обучающегося 5 класса с ОВЗ (с нарушением зрения)
по программе повышения квалификации для педагогов, учителей - предметников, классных руководителей, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..… 2
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей разработки адаптированной образовательной программы в рамках инклюзивного образования ……...…….………………………………………………………………………….. 5
Глава 2. Практические материалы для составления адаптированной образовательной программы по русскому языку для обучающегося 5-го класса с ОВЗ (с нарушением зрения) ………………………………………... …………..10
Заключение………………………………………………………………………… 21
Список используемой литературы……………………………………………….. 22
Введение
Если не мы, то кто же?
В ситуации серьёзных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема интеграции детей-инвалидов в социум становится особенно актуальной. Именно эта категория маленьких граждан оказалась наиболее уязвимой в процессе реализации всех прав, предусмотренных Конституцией РФ. Распространение в Российской Федерации процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, их психических и физических возможностей.
Необходимость инклюзивного образования возникла с принятием Федерального Закона «Об образовании в российской федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, когда в ОУ пришли особенные дети с ограниченными возможностями здоровья. Так, в нашей школе из 329 учащихся 20 человек относятся к детям с ОВЗ, из них 5 человек имеют статус инвалидов.
Что же такое «инклюзия»? Инклюзия означает включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения.
«Интеграция» и «инклюзия» – это два термина, которые часто считают взаимозаменяемыми и поэтому используют как синонимы. Однако различия между ними существенные. Основное различие заключается в том, что интеграция имеет «внешние» источники. Цель интеграционных программ - вовлечение детей с разными возможностями в уже сложившуюся школьную жизнь и школьную структуру, «нормализация», или помощь детям в том, чтобы вписаться в уже существующую модель обучения. При интеграции школа не меняется.
Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения как часть общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями развития отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей. Большинство школ в образовании придерживаются подхода, в центре которого стоит ребёнок, его нужды и потребности, и этот подход требует, чтобы каждый учитель был готов соответствовать потребностям каждого ребёнка. Кто же, если не мы – педагоги – поможет маленьким, но полноправным членам нашего общества?
Инклюзия во многом зависит от контекста, и одной формулы одинаково успешного включения особых детей во всех школах не существует. Инклюзия успешно работает там, где учителя понимают и демонстрируют эффективную практику обучения в условиях сотрудничества и поддержки всего школьного сообщества. Здесь вся ответственность ложится на плечи учителя, именно он может многое сделать в своём классе для продвижения инклюзии.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в гл.1, ст.1, п.27 сказано: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», следовательно, образовательные учреждения обязаны обеспечить все необходимые условия для осуществления инклюзивного образования в современном обществе.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по разработке адаптированной рабочей программы по русскому языку для обучающегося 5-го класса с нарушением зрения.
Задачи:
- Изучить материалы, необходимые при составлении адаптированной рабочей программы для обучающегося с нарушением зрения.
- Представить часть рабочей программы по русскому языку для 5-го класса, адаптированную для обучающегося с нарушением зрения.
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей создания адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нём говорится о том, что надо дать обобщенное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития в отдельности.
В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно стать создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (Проект СФГОС, 2010). В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
• использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);
• индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
• целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
• включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
• взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя в том числе и наличие или отсутствие инвалидности, определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» — от обще-специфических до индивидуально-ориентированных.
Существуют рекомендации по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения.
- Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижениях по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту.
- В классе важно выбрать оптимально освещенное рабочее место, где ребенку максимально видно доску и учителя, например, первая парта в среднем ряду. Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс.
- Ребенок, имеющий зрительные нарушения, должен иметь возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал, конечно, с разрешения учителя.
- Рекомендуется давать детям учебный материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома. Ученик может получать аудиозаписи уроков.
- Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача).
Создание этих условий необходимо обеспечить. Кроме того, данные рекомендации важно учитывать при создании адаптированной образовательной программы для обучающегося с подобного рода особенностями здоровья.
Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории (в частности, с нарушением зрения), обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме.
Итак, для детей с ОВЗ существуют специальные адаптированные программы обучения, в которых должны быть предусмотрены все необходимые условия для организации и проведения учебных занятий, их формы и учебно-дидактическое обеспечение. В частности, при обучении ребёнка с нарушением зрения учитель должен знать офтальмологическую характеристику ребёнка и следить за исполнением рекомендаций, данных ему по лечению. В связи с тем, что темп работы детей с нарушением зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Также следует снизить требования к почерку слабовидящего ребёнка. Речь педагога должна быть медленнее, вопросы – чёткими и конкретными. Рекомендуется проводить зрительную гимнастику для снятия зрительного напряжения. Необходимо продумать использование наглядных пособий и дидактических материалов (игрушки, натуральные объекты, конструктор с крупными деталями), поскольку коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на формирование у них умений и навыков осязательного мира. Детей с нарушением зрения следует обучать приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Пояснительная записка к рабочей программе для обучающегося с ОВЗ должна содержать краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени.
Глава 2. Практические материалы для составления адаптированной образовательной программы по русскому языку для обучающегося 5-го класса с ОВЗ (с нарушением зрения)
С 2015 года МОУ Федюковская СОШ является пилотной площадкой по инклюзивному образованию детей с ОВЗ, а также пилотной площадкой по обучению детей с применением дистанционных технологий. На данный момент в школе из 329 обучающихся 5 человек имеют статус «инвалид детства», 1ребенок обучается на дому. Школа имеет опыт работы с детьми с ОВЗ.
В 5 классе нашей школы обучается ребёнок с ОВЗ (а именно с нарушением зрения). Условно назовем его Иван. Форма обучения, показанная Ивану, - индивидуальное обучение. Его ослабленное зрение – порок не врождённый, а приобретённый. Однако резкое ухудшение зрения сказалось не только на способностях, но и на характере. Он стал более замкнут и раздражителен, проявляет беспокойство по поводу своего здоровья. Представим, что в рамках инклюзивного образования такой ребёнок пришёл учиться в обычный класс. Он обладает хорошей слуховой памятью, может работать с текстом, напечатанным крупным шрифтом, и с карточками. Пишет Иван медленно и не очень разборчиво. Для обучения данного ребенка разработана адаптированная программа по русскому языку в основу программы положена образовательная программа по русскому языку для учащихся 5 класса.
Пояснительная записка
Адаптированная программа по русскому языку для учащегося 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой по русскому языку (М.: Просвещение, 2014 год) и с учетом рекомендаций ПМПК, данных ребенку с ОВЗ (с нарушением зрения).
Программа разработана с учетом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- годового учебного календарного графика на 2015/2016 учебный год;
- основной образовательной программы школы.
Программа обеспечена УМК:
- Учебник «Русский язык 5 класс». М.: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская;
- Методическое пособие: Уроки русского языка в 5 кл. /Г. А. Богданова. – СПб., 2004 г.
Программа рассчитана на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю) в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку, из них 36ч. отведено на развитие речи. Программа построена с учетом принципов системности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. В связи с этим в рабочей программе внесены изменения, связанные со структурной перестановкой порядка изучения тем в разделе Повторение пройденного в 1-4 классах, а также в связи с порядком следования материала в учебнике русского языка для 5 класса.
Характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели программы
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма;
- формирование обще учебных умений и навыков;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Формы организации образовательного процесса
|
Технологии, используемые для организации учебного процесса
- технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили и др.;
- технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.), что позволяет педагогу развивать познавательные и творческие способности учащихся;
- технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), что позволяет учителю развивать умственные способности учащихся через возможность выбора индивидуального темпа обучения;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (С. Уолтер, Ч. Темпл и др.).
Требования к уровню подготовки обучающегося
Учащийся научится:
- определять основные изучаемые языковые явления, речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила;
- обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
Учащийся овладеет следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы | Сочинения | Изложения |
1. | Общие сведения о языке. | 2 | 1 | - | - | - |
2. | Повторение пройденного в 1-4 классах. | 17 | 3 | 1 | - | 1 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | 7 | 2 | 1 | 1 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 15 | 3 | 1 | - | 1 |
5. | Лексика. Культура речи. | 8 | 2 | - | 1 | 1 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 4 | 1 | - | 2 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. | 69 | 14 | 4 | 3 | 4 |
8. | Повторение и систематизация изученного. | 6 | 2 | 1 | 2 | - |
9. | Итого: 204 ч. | 168 | 36 | 10 | 8 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
Представлена часть программы по русскому языку – тема «Имя прилагательное»
№ урока | Дата | Тема урока | Цели урока | Повторение | Развитие речи | Коррекционная работа | ||||
Педагогические меры | Педагогические средства | |||||||||
Имя прилагательное (12ч+4 рр) | ||||||||||
139 | Имя прилагательное как часть речи | Формирование умения рассказ.о прил. в форме ум. опред. морфол. приз. прил. и употреб. прил. в речи. | Лексическое значение слова, синонимы Однородные члены предл. | Работа с текстом, подобрать к существительным прилагательные. | Корригировать и развивать слуховое восприятие | Дополнить предложение по смыслу | ||||
140 | Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. | Продолжение формирование умения определить морфол. приз.прил. и употреб. прил. в речи. | О-е после шипящих в корне слова, в окончании. | Придумать предложение по схеме, определить тип речи, тему текста, основную мысль. | Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» | Игра «Снежный ком» | ||||
141-142 | Полные и краткие прилагательные. | Формирование навыка различать полную и краткую формы имени прилагательного. | Переносное значение слова. | Работа с текстом. | Корригировать и развивать слуховое восприятие, внимание при работе с карточками | Дополнить предложение по смыслу | ||||
143-144 | РР Описание животного. Структура текста данного жанра (упр. 587) | Формирование знания об использовании образно-выразительных ср-в в художественном описании; обучение написанию подробного изложения повествовательного характера. | Тире между подлежащим и сказуемым. Эпитеты | Найти эпитеты, определить тему текста, стиль, типы речи; работа по предотвр. речевых ошибок. | Снятие напряжения, прослушивание аудиозаписей | Зрительная гимнастика | ||||
145 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Формирование навыка написания букв в оконченных прилагательных. | род, падеж, склонение сущ-х. | Работа с текстом (определить тему, основную мысль, стиль, тип речи). | Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом | Дополнить предложение по смыслу | ||||
146 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. | Формирование умения писать о-е после шипящих в окончаниях прилагательных | Морфемный разбор слова | Озаглавить текст, составить предложения с данными прилагательными. | Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» | Игра «Снежный ком» | ||||
147 | Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | синтаксический разбор предложения, предложения с прямой речью. | Составить словосочетания, предложения. | Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом | Дополнить предложение по смыслу | |||||
148 | Морфологический разбор имени прилагательное. | Познакомиться с порядком морфологического разбора имени прилагательного | Приставки на-, з-, с-, предл. по цели высказывания | Употр. слова в прямом и переносном значении; выразительное чтение текста; озаглавить текст. | Развитие внимания и орфографической зоркости с использованием упражнения на нахождение в словах орфограмм. (работа с карточкой) | Упражнение. Вставить пропущенные буквы | ||||
149 | Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- по родам и числам. | Формирование умения определения морфологических признаков полных и кратких прилагательных | морфологический разбор прилагательного | Определить стиль текста | Корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание при работе с текстом | Дополнить предложение по смыслу | ||||
150 | Обобщение изученного материала об имени прилагательном. | Формирование навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения | Нулевые окончания, фонетический разбор слова. | Запис. 2 пр, в которых бы имеющ. прил. играли разную синт. Роль; работа с поэтич. текстом. | Корригировать и развивать память, внимание с помощью дидактической игры «Снежный ком» | Игра «Снежный ком» | ||||
151 152 | Контрольный работа (тестирование) по теме «Имя прилагательное». | Снятие напряжения, прослушивание аудиозаписей | Зрительная гимнастика | |||||||
153 | РР Обучение написанию сочинения- описания животного на основе личных впечатлении | Формирование умения описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле | Типы речи, стили речи | Написание сочинения по картине | Снятие напряжения, прослушивание аудиозаписей | Зрительная гимнастика | ||||
154 | РР Обучающее сочинение- описание животного на основе личных впечатлении | Формирование умения составлять собственный текст описание животного на основе личных впечатлений | Предложение с однородными членами, сложные предложения | Составление плана сочинения | Устное словесное рисование | Дополнить предложение подходящими по смыслу прилагательными |
Заключение
Представленная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающегося с ОВЗ (с нарушением зрения) по учебному предмету «Русский язык» учитывает особенности познавательной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащемуся с нарушением зрения достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
Инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее современное образование. Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учётом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей – инвалидов.
21
Список используемой литературы
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.
3. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями. – М.: 2011
22