Главные вкладки
Мелконян Корнелия Андреевна
Метод воспитания – слово
Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С помощью методов воспитания и разнообразных способов обучения своего ребенка превратить это в действительность вполне посильная задача. Воздействуя на человеческую личность воспитательными способами, формируется коммуникабельное поведение ребенка. Лень, непослушание, отсутствие ответственности, грубость ребенка – являются основными и мучительно волнующими в процессе воспитания дошколят.
Какие средства воспитания можно использовать и как правильно их применять на практике? Разберем самое доступное: слово - средство общения между взрослым и ребенком. Но каждому слову можно придать особый окрас, произнести с необходимой интонацией. На подсознательном уровне не каждый взрослый способен проконтролировать сказанные слова, однако пластичный ум ребенка сможет зафиксировать эмоциональную составляющую, которая возникла вследствие. После спокойных одобрительных замечаний ребенок будет гордиться своими достижениями, стремиться сделать тот или иной поступок, чтобы снова вызвать радость и гордость у взрослого. Напротив, грубый окрик на проступок приведет к тому, что подросток потеряет веру в свои силы, замкнется в себе.
Необходимо понимать, что важная составляющая воспитания заключена не только в моменте общения с ребенком, а также между членами семьи. Умение педагога грамотно беседовать с ребенком, преследуя воспитательные цели, является показателем его высокой квалификации.
Развитие у ребенка самостоятельности
Скажи мне – и я забуду,
Учи меня - и я, наверное, запомню,
Дай мне сделать – и я научусь.
Бенджамин Франклин.
Когда у ребёнка здоровая самооценка, ему гораздо проще ставить реалистичные цели и верить в них. Ещё проще, когда родители позволяют ребёнку это сделать.
Самостоятельность — это способность самому ставить цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свободу.
Тот неоспоримый факт, что дети учатся самоконтролю благодаря взрослым, доказал ещё Лев Семёнович Выготский, наш выдающийся отечественный психолог. Именно воспитатель, по мнению Выготского, передают нормы самоконтроля детям. Из зависимых от окружающей среды деток они превращаются в хозяев собственного поведения, получив инструмент от своих учителей. Согласно исследованиям Льва Семёновича, методы формирования самоконтроля бывают как вербальные, так и невербальные, но в качестве основного инструмента психолог исследовал именно речь.
Сегодня множество исследований подтверждают гипотезу Выготского о том, что именно благодаря языку ребёнок учится самоконтролю.
Если у детей по каким-либо причинам отмечается задержка развития речи или слух отсутствует вовсе, у них наблюдается высокий уровень проблем, связанных с самоконтролем. То, что мы сегодня называем установкой на рост, Лев Семёнович Выготский назвал «зоной ближайшего развития», где ребёнку предлагалось перейти на более высокий уровень поведения путём поощрения делать чуть больше предела возможностей.
«Давай уберём кубики?» — это прямая просьба.
«Мы доиграли, что будем с кубиками делать?» — фраза из зоны ближайшего развития.
На первый взгляд, две одинаковые фразы, но во второй фразе ребёнку предлагается самому найти решение и организовать себя. Отдавать приказы самому себе гораздо приятней, нежели выполнять чужие поручения. Думаю, вы с этим согласитесь.
Основная идея похвалы родителей заключается в том, что в будущем дети будут хвалить себя так же, как хвалили их родители. Именно благодаря внутреннему диалогу ребёнок учится себя хвались. Внутренний диалог формируется у детей от 2 до 7 лет. Часто они могут рассуждать вслух, но это хороший признак того, что ребёнок позже будет обладать высоким уровнем самоконтроля.
Разговаривая с ребёнком с самого рождения, родители не просто проявляют знаки внимания и свою любовь, они буквально прокладывают дорогу к самоконтролю ребёнка. Самовосприятие последовательности звуков малышом помогает мозгу перерабатывать информацию и развивать инфраструктуру для последовательной обработки информации, поступающей в мозг.
Можно заметить, что именно это является фундаментом в будущем для планирования и осуществления реакций ребёнком. Каждое слово родителя превращает ребёнка из марионетки в самостоятельную личность. Этот факт ещё раз доказывает ценность каждой родительской фразы.
Никто не знает чётких критериев, когда можно ребёнка отпустить, когда ему позволить решать самому, но в ситуации с кубиками видно, что к самостоятельности ребёнок готов уже с трех лет.
Это не означает отпустить детей и позволить им безграничную власть над родителями. Дети могут действовать самостоятельно в рамках, которые устанавливают родителя, и само наличие рамок даёт детям ощущение безопасности, в котором они понимают: родители — взрослые, иерархия в семье выстроена верно: вверху-родители, внизу ребёнок. Если ваш ребенок проситься кататься на велосипеде без шлема, это не значит, что можно разрешить ему поступать на своё усмотрение. За безопасность ребёнка отвечаете вы как родитель. Без шлема вы разрешите ему кататься, когда почувствуете, что уже пора. Самостоятельно ребёнок может решить, куда вы отправитесь на прогулку из предложенных вами вариантов. Каждый день общения с ребёнком несёт в себе множество перспектив для развития самостоятельной, полноценной личности. Когда родители отпускают внутреннюю тревогу и выходят из роля воспитателя-решателя, они оказываются на своем месте ненавязчивого присутствия в жизни детей, которое комфортно обеим сторонам.
Как только повсеместно люди осознали, что в детей нужно инвестировать, все родительское силы и финансы были брошены на развитие и обучение детей. Сам процесс развития и обучения выстраивается родителями, и детям достаётся молчаливое повиновение или в лучшем случае возможность выбрать, чем загрузить свою голову.
Сегодня сложно себе представить, что уборка в доме ребёнком может как-то ему же помочь. А как маме, станет легче? Может, представляли себя с книгой ногами кверху, наблюдая за уборной со стороны? Хоть раз мечтали?
«Пусть лучше идёт книжки читает».
«Детство и так слишком быстро заканчивается».
«Успеет ещё наубираться в своей жизни, когда вырастет». Эти фразы звучат достаточно логично, но не учитывается важный момент — самооценка и самостоятельность детей формируется из успешно выполненных заданий. К тому моменту, когда ребёнок вырастет, и мы решим, что он готов убираться, он уже может посмотреть на нас, как на дураков, и подумать, что мы нашли еще одного дурака, который должен согласиться. Дураков здесь нет, ребёнок уже чётко знает своё место, и оно не рядом со шваброй. Дети, которые следят регулярно за уборкой одного человека, начинают считать, что это его обязанность и долг избавлять их от пыли в лёгких. Что ещё хуже, тот, кто берёт на себя эту обязанность, тоже так считает. На самом деле дети очень стремятся оказывать влияние в семье. Для них это очень важно! Любыми возможными способами. Поддержание порядка в доме может ложиться на всех членов семьи или оставаться всю жизнь на одном человеке, который безропотно будет тянуть свой плуг.
Многие родители сегодня стремятся привить детям альтруизм и заботу о ближних, собирая крышечки и сдавая их на переработку. Но настоящая забота и альтруизм начинаются дома, в семье. Помогать маме по дому означает уважать её право на отдых и уважать её потребность заботиться о себе. Имея возможность уважать маму, дети напрямую учатся уважать себя, так как самооценка детей бессознательно передается от родителей.
Если дома уборка не воспринимается как нечто постыдное для детей, это будет увлекательное путешествие в мир грязной тряпки и пузырьков от моющего средства. То, что уборкой не должны заниматься дети, — это еще один ярлык родителей, который избавляет их от тревоги переделывания, потому как дети могут убраться плохо и за ними придётся убирать.
Да, уберёт ребёнок сам первый раз неидеально, но и у вас первый раз не всё получалось, но на второй раз это будет лучше, а в третий раз вы уже едва ли вспомните о своей тревоге. Уборка дома — как один из вариантов. Как вам идея обговорить с детьми варианты помощи?
«Я важный. Мне доверяют. Я нужный. Без меня не справятся».
Этот внутренний диалог поможет сесть за уроки с другим настроением. Хотя многие уверены, что после уборки ребёнок устанет. Выполнение уроков зависит от того, с каким настроением ребёнок за них берётся.
Список дел в соответствии с возрастом, который позволит ребёнку проявить самостоятельность, начиная с самого раннего возраста.
Трёхлетний ребёнок способен:
собрать за собой игрушки и положить их на своё место;
убрать за собой книжки;
убрать за собой со стола;
помочь родителям разложить продукты из магазина;
умыться, почистить зубы п т.п.
Четырехлетний ребёнок способен:
накрывать на стол (с помощью родителей);
застилать и расстилать постель;
протирать пыль с поверхностей;
готовить (с помощью родителей) простые завтраки и холодные блюда;
кормить домашних питомцев;
участвовать в работах по хозяйству;
делиться игрушками со сверстниками;
открывать почтовый ящик и получать корреспонденцию;
помогать развешивать бельё;
самостоятельно играть без постоянного присмотра взрослых;
сообщать родителям своё местонахождение.
Пятилетний ребенок должен уметь:
приготовить самостоятельно завтрак из простых блюд;
накрывать на стол;
убирать за собой постель;
одеваться/раздеваться и убирать за собой одежду в шкаф;
участвовать в закупке и хранении непортящихся продуктов;
отвечать на телефонные звонки;
раскладывать бельё для стирки;
частично проводить уборку в машине;
выносить мусор;
ухаживать за домашним питомцем;
завязывать шнурки на обуви;
платить (под присмотром родителей) в магазине;
планировать свой бюджет и покупки (на свои деньги).
Шестилетний ребенок способен:
пылесосить, складывать свою одежду на место, гладить некоторые свои вещи;
разжигать костёр, собирать дрова для костра, для печки;
работать в саду граблями, пропалывать грядки;
выбирать одежду по погоде;
поливать цветы и садовые растения;
готовить простые блюда (яичницу, сосиски, бутерброды);
осознавать ответственность за свои незначительные раны;
пылесосить и мыть автомобиль (частично в игровой форме).
Семилетний ребенок способен:
выполнять небольшие поручения родителей;
общаться по телефону;
ухаживать и дрессировать домашних животных;
следить за своими игрушками;
поливать сад;
помогать нести сумки из магазина;
гладить простые вещи;
обращаться с деньгами, выданными ему на питание в школе.
Возможно, вы ощутите выход из вашей зоны комфорта. Взять и переложить на ребёнка обязанности, которые свято оберегались родителями, может выглядеть дико, и, если родитель понимает, что есть вещи, которые ребёнок уже давно мог делать сам, но до сих пор не делает, предлагаю посмотреть на ситуацию глазами ребёнка.
Как вы думаете, каково ему, местами некомпетентному? Хочется ли ему чувствовать себя важным и нужным? Чувствовать себя тем человеком, у кого определенно получается что—то.
То, что прежде побуждало вас контролировать всё, и детей в том числе, нуждается в дополнительной проработке. И, приступая к разговору о домашних обязанностях с ребенком, важно учитывать чувства ребёнка, не ориентироваться на своё состояние тревоги и понимать, что ваша тревога не имеет к ребёнку никакого отношения. Ваша тревога и контроль — это ваша ответственность. К сожалению, у вас не получится имитировать отсутствие тревоги, как бы вы ни хотели этого.
То, что мы называем сегодня ленью и эгоизмом, у детей закладывается в процессе воспитания. Сегодня всё чаще родители приучают детей заботиться только о самих себе, и всё чаще мы сталкиваемся с неуважением и небрежностью со стороны младшего поколения. Советские мультфильмы уже не в тренде, а герои современных мультфильмов не справляются с задачей привития уважения к старшим. Что такое доброта? Как поступать по совести и что такое совесть, для многих детей сегодня непопулярная тема.
Мы смотрит на уборку как на некую обязанность, но для ребёнка это целый процесс, который помогает не только развивать мозг, но и формировать позитивную самооценку и стрессоустойчивость. Помогая дома, ребёнок ощущает свою принадлежность семье, своей фамилии.
Может ля тряпка поднять самооценку?
Организация самостоятельного процесса уборки требует умственных усилий, даже в таких мелочах ребёнок ставит цель и достигает ее, когда видит чистый пол.
И если что-то пойдёт не так, у вашего ребёнка есть уникальный шанс научиться справляться со стрессом и выработать эмоциональную устойчивость. Ведь именно эмоциональная устойчивость благоприятствует успешному обучению и установлению гармоничных отношении с окружающими.
Учителя в школе — это те люди, которые лучше родителей знают, что могут их дети. Там, где учителя убеждены в том, что их дети ничего не могут, эти дети будут учиться иначе и успеваемость их будет гораздо хуже, чем у тех детей, в кого верят учителя.
В книге «Дар неудачи» учитель с многолетним стажем Джессика Лейхи подробно описывает необходимость отпускать детей и позволять им совершать свои ошибки, чтобы потом их исправить и присвоить этот опыт себе. Именно те, кто терпел неудачу и справился с ней, знают цену настоящей победы.
И когда вам снова захочется принести ребёнку в школу забытый пенал, стоит задуматься, что если вы стоите здесь не первый раз, то уж точно не последний. И, оставшись один раз без пенала, ребёнку 6yдeт легче запомнить, что это неудобно. Позвольте его проблеме состояться и не ограничиваться одним телефонным звонком маме, которая с «шашкой наперевес» устраняет все препятствия.
Зависимость от телефона. Что делать?
Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость?
Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при свободной минутке, ребенок берет в руки телефон. При попытке ограничить время использования телефона, он проявляет агрессию, возможно даже закатывает истерику. У ребенка снижается концентрация внимания. Он отказывается от занятий, игр и прогулок, отдавая предпочтение просмотру мультфильмов и игре в телефоне.
Избавить ребенка от этой зависимости не сложно, просто нужно для этого выполнить определённую очерёдность действий:
Первое: проанализируйте ваши отношения с ребенком. Сколько времени вы ему уделяете? Какие у вас общие интересы? Возможно, телефон стал его лучшим другом из-за отсутствия внимания с вашей стороны?
Второе: замените его “электронного друга” на что-то интересное. Чтобы ребенку было проще отвыкнуть от телефона, освободившееся время нужно занять чем-то интересным для него. Хорошо, если у ребенка есть хобби. Если его нет, подумайте, что бы могло его увлечь? Возможно, ему нравится что-то мастерить или конструировать.
Третье: станьте для него примером! Заведите семейное правило - не пользоваться телефонами по вечерам. Используйте освободившееся время на общение и игры в кругу семьи.
Четвёртое: приучите ребенка к ответственности. Полностью исключить гаджеты из жизни ребенка, особенно подростка, вряд ли получится. Но вы можете установить временные рамки и показать ребенку важность их соблюдения.
Культура обращения с мобильным телефоном должна идти из семьи. Если ваш ребенок видит, что даже за обеденный стол вы садитесь с телефоном или планшетом и смело прерываете трапезу для принятия вызова, то требовать от ребенка иного поведения странно. Обратите внимание на то, как вы говорите и сколько, по сотовому телефону, ведь в большинстве случаев ваш ребенок будет полностью копировать ваше поведение.
Зависимость от гаджетов начинается с родителей. Родители, часто того не замечая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные гаджеты. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов детей, не ищут ресурс в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни разные впечатления. Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь. Производители же гаджетов постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители.
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню
Когда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую народную песню, то обязательно проводит беседу, откуда взялась эта песня, что способствовало её написанию, кто её исполнял (дети или взрослые), в какие моменты жизни людей она звучала (на праздниках, на гуляньях, в быту, во время сельскохозяйственных работ и т. д.).
Но есть песни, которые имеют историческое направление, историческое начало. Они так и называются – исторические. Детям необходимо объяснить, что исторические песни имеют глубокие корни. Они повествуют о событиях, происходящих на Руси в далёкие времена.
На нашу русскую землю нападали враги. Они хотели лишить русский народ свободы, возможности жить и растить детей в духе своих традиций. Так, через русскую песню мы можем увидеть историю нашей могучей Родины. Её несгибаемый нрав и сопротивление врагам. На Русь шли полки иноземных захватчиков, и не раз. Это и татары, и шведы, и поляки, а уже ближе к нашим временам Турецкая война, и война с войском Наполеона, и другие войны, где мужественно сражались наши воины, даже, когда силы были на стороне врага. Эти события описаны и в художественных произведениях.
Но русский народ, очень творческий, талантливый, всей душой любящий свою Родину, находил выражение своих чувств и мыслей в песне. В ней рассказывалось о драматических событиях, происходящих на Руси, о тех, кто шёл на защиту Родины, о том, как нелегко давалась победа над врагом.
«Как пошёл на врагов
Невский князь Александр.
Он от ворогов злых
Свою землю спасал.
А как войско своё
Он сражаться послал.
Сам, как русский герой
Всем пример показал.
А и шла та война
За Русь славную,
За Русь славную,
Православную.
Лёд сурово трещит,
Враг проклятый бежит…»
(В этой песне повествуется о Ледовом побоище, это было в 1242г.)
И ещё много таких произведений было в песенном багаже русского народа.
Это песни в основном протяжные, поются спокойно, их как будто неторопливо рассказывают, и каждое слово проникает в душу.
Слушая такие песни можно гордиться нашими предками-воинами. И стараться не забывать об их подвиге. Ведь для этого и сочинялись эти песни, чтобы они жили в народе и дошли до наших дней.
Но русские солдаты, русские воины тоже старались не поддаваться унынию, в каких бы тяжёлых условиях они не находились.
Конечно, они пели песни и о том, как тоскуют по родным краям, по своим семьям, детям,
по мирной жизни, за которую они и шли воевать, и как они ждут возвращения домой, конечно же с победой
«Чёрный ворон, что ты вьёшься
Над моею головой
Ты добычи не добьёшься,
Чёрный ворон я не твой…»
Но, чтобы поднять воинский дух, солдаты в строю пели строевые, маршевые песни. Такие песни и сейчас звучат на парадах и в праздничных концертах, например, посвящённых Дню Победы.
Вот и в те давние времена, строевая песня звучала, как призыв к сражению, призыв к Победе
«…Солдатушки, браво ребятушки,
Где же ваши деды.
Наши деды, славные победы,
Вот, где наши деды!»
Эти песни воодушевляли, вселяли уверенность в бойцов.
Почему нам нельзя забывать эти песни, а лучше, если мы и сами будем их разучивать и петь.
Для того, чтобы эти песни жили, чтобы жила память о наших славных Победах, о наших русских героях. Герои на нашей Русской Земле всегда были и будут. Потому что мы любим свою Родину, и наша задача её защищать так же, как это делали наши предки, о которых и поётся в этих старинных русских народных песнях.
«Сказочный Новый год»
Вот и прошли в нашем саду самые волшебные праздники. Дети с удовольствием готовились к празднованию Нового года. Изучали песни, танцы, стихи, репетировали роли. Воспитатели украшали зал, делали декорации своими руками: сверкающие звезды, карету для Золушки.
Для каждой группы был тщательно подобран интересный сценарий.
Ребята подготовительной группы превратились в настоящих артистов и подарили гостям волшебную сказку про Золушку. Дети старшей группы искали необыкновенную ягоду «Снеженику», младшие ребята показали как встречают Новый год «Волк и Семеро козлят».
Оформление каждого детского выступления соответствовало его содержанию. Это проявлялось в деталях костюмов, в выразительности движений детей в танцах.
Хорошая помощь всегда присутствовало на занятиях от воспитателей. Они в своевременно помогали при раздачи атрибутов, сами вместе с детьми выполняли все плясовые и игровые действия. Ну и конечно никто не остался без внимания Деда Мороза и Снегурочки, и дети получили долгожданные подарки и сладости.