Внеурочная деятельность по предмету
Применяя и совершенствуя современные образовательные технологии на уроках и во внеурочное время получаешь возможность работать над формированием у обучающихся навыков подготовки индивидуального итогового проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранных областей знаний и видов деятельности.
Некоторые экспозизии музейного уголка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«История малой Родины (проектная деятельность)» | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «История малой Родины (проектная деятельность)» для учащихся муниципальной бюджетной общеобразовательного учреждения Мачулинской основной школы составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Авторы: Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., Москва, Просвещение, 2011).
Цели и задачи курса
Цель:
Формирование у учащихся общей культуры личности на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и любви к родному краю, создание школьного музейного уголка.
Задачи:
- Создавать условия для развития социально-активной личности, способной к толерантности и состраданию;
- Воспитывать уважительное отношение к культуре России, гордости за свою Родину;
- Расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
- Содействовать развитию общественной активности учащихся;
- Способствовать овладению практическими навыками поисково-исследовательской работы;
- Воспитывать у учащихся музейную культуру;
- Формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
- Углублять знания детей в области истории, культуры народа совей малой родины;
- Оказывать помощь и содействие классным руководителям и педагогам-предметникам в учебно-воспитательном процессе школы;
- Популяризировать работу школьного музейного уголка.
Общая характеристика курса
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Школьный музейный уголок внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Школьный музейный уголок создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Место курса в рабочей программе
История родного края (проектная деятельность) характеризует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности для учащихся 6 класса.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на одно занятие в неделю - 16 ч. учебного времени.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- сформировать у детей мотивацию к обучению.
-развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое и творческое мышление.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные:
- умение учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- Учиться выполнять различные роли в группе
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Содержание курса внеурочной деятельности:
Вводная беседа. Значение истории Родного края.
Задачи и содержание, значение внеурочной деятельности по Истории Родного края. Особенности работы историков-краеведов
Школьный музейный уголок. Фонды музея и их значение
Школьный музей. Фонды музея и их значение.
Паспорт экспоната
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Изучение истории родного края. Образование д. Мачулы.
История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории деревни)
Записи историко-краеведческих наблюдений
Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность.
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.
Копирование документов
Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края
Работа музея
Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Работа экскурсовода
Работа экскурсовода.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Историческое краеведение
Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
История Родного края
Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.
Родной край сегодня, перспективы развития
Происхождение названий. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района, города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музейного уголока; встречи с интересными людьми.
Записи историко-краеведческих наблюдений
Порядок ведения дневника исторических событий
Изучение истории школы
Основные события в жизни школы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса
Список литературы
Для обучающихся:
- Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», 2000.-265 с.
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с.
Для педагога:
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
- Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г.
- Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
- Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды
Материально-техническое обеспечение:
Интерактивная доска Starboard;
Интернет-ресурсы;
Компьютер;
Планируемые результаты освоения курса
Обучающийся научится:
1.Видеть проблемы;
2.Ставить вопросы;
3.Выдвигать гипотезы;
4.Давать определение понятиям;
5.Классифицировать;
6.Наблюдать;
7.Проводить эксперименты;
8.Делать умозаключения и выводы;
9.Структурировать материал;
10.Готовить тексты собственных докладов;
11.Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
2.Целеполагать (ставить и удерживать цели);
3.Планировать (составлять план своей деятельности);
4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Базовый уровень результатов | Средний уровень результатов | Повышенный уровень результатов |
Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Форма контроля:
Выпуск газеты;
музейная экспозиция;
презентации;
выпуск плакатов;
оформление фотоальбома.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
Тема | Вид деятельности | Форма деятельности |
Вводная беседа. Значение истории Родного края. | Проводится вводная познавательная викторина в форме игры. | Беседа, игра |
Школьный музейный уголок. Фонды музея и их значение. | С помощью интернета проводится изучение видов школьных музеев. Решаем проблемный вопрос, что такое фонд музея, и каково их значение. | Беседа, поисковое исследование |
Паспорт экспоната. | С опорой на ресурсы «Интернет» узнаем, что такое паспорт экспоната. Организуем работу по написанию инструкции паспорта экспоната. | Поисковое исследование, беседа, элементы дискуссии |
Правила оформления текстов для музейной экспозиции | Просмотр учебной презентации по правилам оформления текстов для музейной экспозиции. Фиксируем основные положения. Создаем свой примерный текст для музейной экспозиции. | Поисковое исследование, элементы дискуссии |
Изучение истории родного края. Образование д. Мачулы. История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории деревни) | Исследовательская работа. Посещение детьми библиотеки. Сбор необходимой информации. Фиксация собранного материала. Систематизация собранного материала. | Экскурсия, поисковое исследование |
Записи историко-краеведческих наблюдений. | Фиксация, учет всех найденных документов, наблюдений. | Круглый стол |
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. | Учимся на практике азам работы в фондах школьной библиотеки | Деловая игра |
Копирование документов. | Учимся правильно копировать документы. Используются компьютер и принтер. | Исследование |
Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края | Обучающиеся выбирают темы для своих проектов. Изучаем правила создания проектов. Обучающиеся разрабатывают свой собственный проект, опираясь на имеющиеся документы и фотоархив. | Беседа, поисковое исследование, проекты |
Работа музея. | Обучающие самостоятельно ведут поиск информации по системам работы музеев. В ходе внеурочной деятельности беседуем, обсуждаем существующие системы работы музеев. | Поисковое исследование, беседа, элементы дискуссии |
Работа экскурсовода. | Изучаем в теории работу экскурсоводов, формы работы. Беседуем. Анализируем формы работы экскурсоводов. | Исследование |
Как вести занятия по экспозициям школьного музейного уголка. | На практике учимся проводить экскурсии, используя свои тематические проекты, документы, фотоархив, школьную библиотеку. | Исследование, проекты |
Историческое краеведение. | Проводится познавательная викторина в форме игры по теме: «Историческое краеведение», проводятся беседы | Игра, беседа, элементы дискуссии |
История Родного края. | Проводится познавательная викторина в форме игры по теме: «История Родного края» | Игра |
Родной край сегодня, перспективы развития. | Беседуем. Учимся вести диспуты по теме: «Перспективы развития Родного края». | Беседа |
Записи историко-краеведческих наблюдений. | Продолжаем фиксировать, учитывать все найденные документы, наблюдения. | Поисковое исследование |
Изучение истории школы. | Посещение школьной библиотеки, сбор и систематизация информации по истории школы | Экскурсия, поисковое исследование |