Моим студентам и учащимся
1. Учебно- методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса" для студентов 3 курса
2. Учебное пособие "Классификация голосов" для студентов 4 курса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гигиена и охрана детского голоса.
Детский голос вследствие малых размеров голосового аппарата сильно отличается от голоса взрослого человека мягкостью, «серебристостью» звучания, ограниченностью силы звука. Работая с детскими голосами, учитель музыки несет большую ответственность за воспитание певчески-правильного здорового голоса детей.
3.2.Основными правилами работы с детскими голосами являются:
строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона;
мягкое, свободное от зажимов и форсировки (чрезмерного напряжения голосового аппарата) пение;
ограниченная динамика;
подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям;
непродолжительность занятий;
систематичность занятий.
• Возрастные особенности.
Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса - высокий. У детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.
За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных периодов развития голоса детей:
Первый период «детский голос». 7-8 лет – 10-11 лет. Голос имеет чисто детское звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в этот период особенно вредно, т.к. приводит к стойкой хрипоте. При нормальном воспитании голос развивается хорошо и у мальчиков, и у девочек.
Диапазон звучания – ре1 -до2.
Внутри детского периода развития голоса существует так называемый период «расцвета голоса» 9-11 лет. Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом периоде, идет плавно.
Диапазон звучания – до1 -ми2 (фа2).
Предмутационный период, 11-12лет, В этот период развитие
организма идет неравномерно. Общий рост организма опережает рост гортани,
диспропорция влияет на звучание голоса, который теряет яркость, немного
сипит. Уменьшается диапазон: верхние звуки дети поют крикливо, с
напряжением, либо избегают их.
Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос - сим-до2.
Мутационный период, 13-14 лет — 16-17 лет.
Мутация – это переход детского голоса в голос взрослого. У девочек мутация проходит плавно, а порой и вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным развитием и ростом гортани. У мальчиков наблюдаются резкие скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В период полового созревания отмечается рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1\2, а гортань мальчиков - в 2 раза. Наблюдается покраснение и набухание голосовых связок. Усиливается охриплость, сипота. Значительно уменьшается диапазон. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Появляется быстрая утомляемость. Интонация становится неустойчивой. Голоса мальчиков «ломаются». Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому (голос срывается, «петушит»). Занятия пением в этот период должны проводиться в определенном «щадящем режиме»:
ограниченный диапазон;
умеренная динамика, не требующая никакого напряжения голосового
аппарата;
ограничение по времени;
дети должны часто отдыхать – почти столько же, сколько пели (5-10
минут).
Если мутация проходит в острой форме, то занятия надо временно прекратить. Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос – сим-до2.
Послемутационный период, 17-18 лет. Постепенно увеличивается
диапазон, сила певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения при пении исчезают, идут на убыль сипота и хрипота. В это время у
поющих еще нет взрослого голоса, он только начинает приближаться к нему по
силе и тембру. Окончательное формирование голоса заканчивается к 20-ти
годам, а иногда и позже.
Диапазон голоса школьников. Зона, наиболее пригодная для
слухового восприятия и воспроизведения, называется рабочим диапазоном
голоса. Знание особенностей рабочего диапазона поможет учителю правильно
распределить ребят по голосам в хоре. В начальных классах поющие делятся на
первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних и
старших классах этого делать уже нельзя. В альтовую партию учитель
помещает учащихся с естественными низкими голосами, легко берущих звуки
до1-ре2. В сопрановую партию помещаются школьники с хорошо звучащими
верхними нотами ми1-фа2.
Диапазоны голосов
1-3 класс: ми1 - си1 (до2)
4-5 класс: 1-ый голос - до-ми2, 2-ой голос - сим - до
6-7 класс: 1-ый голос – до-ми2, 2-ой голос - сим-до2 (ре2) мутанты: мим - сим (до1)
Гигиена голоса.
Гигиена голоса - это соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.
Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.
Недопустимо длительное пение без перерывов, в не свойственной данному голосу тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание.
Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а также для женщин во время менструаций.
Для голосового аппарата вредны резкие смены температуры, жара, холод, пыль, духота.
Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного.
Не следует петь сразу после принятия пищи, т.к. это мешает естественному дыханию.
Необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков.
Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и общегигиеническими правилами. Укреплению здоровья голосового аппарата способствует закаливание.
Материал из учебно-методического пособия «Теоретические основы вокала»
Предварительный просмотр:
Классификация голосов.
Классификация голосов - это разделение голосов на определенные типы. Основная классификация - сопрано, альты, тенора, басы - сложилась в хоровом искусстве в 16 веке в процессе развития многоголосного пения. Эта классификация существует и поныне в хорах. По мере усложнения вокального материала в мужских голосах выделился промежуточный голос — баритон, и произошло разделение на отдельные виды в каждом типе голоса.
В настоящее время принято различать:
сопрано - колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое;
меццо-сопрано - высокое, низкое;
контральто;
тенор - альтино, лирический, лирико-драматический, драматический, характерный;
баритон - лирический, лирико-драматический, драматический;
бас - высокий, низкий.
Колоратурное сопрано - самый легкий и подвижный голос, партия которого содержит обычно много виртуозных пассажей и фиоритур. Диапазон: до1-фа3.
Оперные партии: Джильда («Риголетто», Дж. Верди),
Царица ночи («Волшебная флейта», В.Моцарт),
Розина («Севильский цирюльник», Дж. Россини).
Певицы: Б.Руденко, В.Фирсова.
Лирико-колоратурное сопрано - обладает мягкостью, технической подвижностью, напевностью. Диапазон: до1-ми3.
Оперные партии: Антонина («Иван Сусанин», М.Глинка),
Людмила («Руслан и Людмила», М.Глинка),
Снегурочка («Снегурочка», Н.Римский-Корсаков).
Певицы: А.Нежданова, М.Френи.
Лирическое сопрано - обладает мягким, теплым звуком, отличается большой ровностью и нежностью звучания. Диапазон: до1-до3.
Оперные партии: Татьяна («Евгений Онегин», П.Чайковский),
Иоланта («Иоланта», П.Чайковский),
Микаэла («Кармен», Ж.Бизе).
Певицы: Г.Вишневская, М.Каллас, М.Кабалье.
Драматическое сопрано - обладает большой силой звучания. Нижний и средний регистры звучат насыщенно и ярко. Технически тяжелее лирического. Диапазон: до1-до3.
Оперные партии: Аида («Аида», Дж.Верди),
Лиза («Пиковая дама», П.Чайковский),
Земфира («Алеко», С.Рахманинов).
Певицы: Т.Милашкина, Р.Тебальди, Л. Казарновская.
Меццо-сопрано - отличается грудным звучанием в нижнем регистре, бархатистостью тембра в среднем, плотным и сильным звуком в верхнем. Диапазон: лям-ля2.
Оперные партии: Кармен («Кармен», Ж.Бизе),
Ольга («Евгений Онегин», П.Чайковский),
Марина Мнишек («Борис Годунов»,М.Мусоргский).
Певицы: Е.Образцова, И.Архипова, Т.Синявская, Г.Борисова.
Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне, звук густой и плотный. Диапазон: фам-фа2.
Оперные партии: Ваня («Иван Сусанин»,М.Глинка),
Ратмир («Руслан и Людмила», М.Глинка),
няня («Евгений Онегин», П. Чайковский).
Певицы: В.Левко, М.Андерсон.
Лирический тенор - голос мягкого серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука.
Диапазон: дом-до2.
Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин», П.Чайковский),
Герцог («Риголетто», Дж. Верди),
Индийский гость («Садко», Н.Римский-Корсаков).
Певцы: С.Лемешев, И.Козловский, Л.Собинов, Х.Каррерос.
Драматический тенор - отличается большой силой звучания в
верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем.
Диапазон: дом-до1.
Оперные партии: Хозе («Кармен», Ж.Бизе),
Садко («Садко», Н.Римский-Корсаков),
Герман («Пиковая дама», П.Чайковский).
Певцы: М. Ланца, В. Атлантов, Э. Карузо, П. Доминго, Л. Паваротти.
Баритон - средний голос между басом и тенором. На протяжении всего диапазона звучит насыщенно, ярко, легко.
Диапазон: ляб – ля1 .
Оперные партии: Онегин («Евгений Онегин», П.Чайковский),
Риголетто («Риголетто»,Дж.Верди),
Руслан («Руслан и Людмила», М.Глинка).
Певцы: Д.Хворостовский, Ю.Гуляев, П.Лисициан.
Высокий бас - бас певучий, иногда его называют баритональным за его светлое звучание. У него звучные верхние ноты и яркий центральный участок диапазона.
Диапазон: миб-ми1.
Оперные партии: Борис («Борис Годунов»,М.Мусоргский),
Иван Сусанин («Иван Сусанин», М.Глинка),
Галицкий («КнязьИгорь», А.Бородин).
Певцы: Ф.Шаляпин, Е.Нестеренко, А.Огнивцев.
Низкий бас - обладает мощным звучанием нижних нот и всего
центра диапазона. Верхний участок диапазона звучит напряженно.
Диапазон: миб-ми1.
Оперные партии: Кончак («Князь Игорь», А.Бородин),
Варяжский гость («Садко», Н.Римский-Корсаков),
Гремин («Евгений Онегин», П.Чайковский).
Певцы: М.Рейзен, А.Ведерников, М.Михайлов).
Материал из учебно-методического пособия «Теоретические основы вокала»