программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса по физической культуре
для учащихся СМГ, 10–11 классы
Составитель программы _________________________________
Год составления программы _____________________________
Пояснительная записка
Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы 10–11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по физической культуре и в соответствии с программой, подготовленной группой авторов под ред. А. П. Матвеева (М.: Дрофа, 2007).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный и на его преподавание отводится 68 часов в год. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются в специально созданных группах и по особому расписанию.
Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
Уровень программы | Программа | Тип классов | Кол-во часов в неделю | Учебники |
Базовый | Примерная (под ред. А. П. Матвеева) | 10–11 | 2 | Мой друг физкультура. 10–11 классы / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2008 |
В программе СМГ под ред. А. П. Матвеева программный материал делится на три части: основы знаний о физической культуре, способы деятельности и физическое совершенствование. Программа выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание подготовленности учащихся. Оценивание предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносятся на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся СМГ должны выполнить не менее 70 % требований из программы. По окончании средней школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору.
Распределение учебного времени для прохождения программного материала
по физической культуре, 10-11 классы
№ п/п | Вид программного материала | Количество |
Класс |
10 | 11 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Основы знаний о физической культуре | 3 | 3 |
2 | Способы деятельности | 3 | 3 |
3 | Физическое совершенствование | 62 | 62 |
3.1 | Здоровьеформирующие системы физического воспитания | 32 | 32 |
3.2 | Физическая подготовленность | 30 | 30 |
Итого |
|
|
Требования
к освоению учебного материала
Класс | Знать | Уметь | Демонстрировать |
10 | Простейшие способы анализа эффективности занятий физической культурой. Способы оценки влияния физических упражнений на организм | Регулировать физическую нагрузку на занятиях; выполнять комплексы ОРУ; технически правильно выполнять упражнения в избранном виде спорта | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места или бросок набивного мяча из положения сидя на полу |
11 | Закон «О физической культуре»; индивидуальные медицинские показатели; основные подходы к индивидуальным занятиям | Определять индекс здоровья; планировать занятия ЛФК | Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места или бросок набивного мяча из положения сидя на полу |
З а д а ч и ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я учащихся 10–11 классов в СМГ направлены на:
– овладение комплексом знаний о современных здоровьеформирующих системах физического воспитания;
– укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, обеспечение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности;
– повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастики, акробатики, легкой атлетики, кроссовой подготовки, спортивных игр);
– воспитание бережного отношения к собственному здоровью, культуры общения и взаимодействия в коллективных формах занятий физическими упражнениями;
– развитие и закрепление компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности.
При составлении рабочего плана использованы следующие нормативные документы:
– Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999 г. № 80-ФЗ;
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4. 10. 2000 г. № 751;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30. 08. 2002 г. № 1507-р.
– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9. 02. 1998 г. № 322;
– Обязательный минимум содержания среднего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236;
– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.
– Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 03.12.1999 г. № 1075 с дополнениями; приказы от 16.03.2001 г. № 1022, от 25.06.2002 г. № 2398, от 21.01.2003 г. № 135 и т. д.;
– О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных 9 и 11 классов общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11. 1985 г. № 317.
– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13–51–263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
Тематическое планирование
(10–11 классы)
№ п/п | Наименование раздела | Тема | Кол-во | Тип | Элементы содержания | Требования | Вид | Д. з. | Дата провед. |
план | факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Основы знаний о физической | Физическая | 1 | Изучение нового материала | Понятие об утомлении и переутомлении. Чередование нагрузки. Причины возникновения профессиональных заболеваний | Знать причины утомления. Дозирование нагрузки | Опрос |
Современные системы физического воспитания | 1 | Изучение нового материала | Современные системы физического воспитания, их оздоровительное и прикладное значение | Знать основные современные оздоровительные системы | Опрос |
2 | Способы деятельности (2 ч) | Оценка эффективности занятий | 1 | Изучение нового материала | Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по ЧСС | Уметь определять нагрузку | Опрос |
Составление комплексов | 1 | Изучение нового материала | Разработка комплексов индивидуальных занятий, аутогенная тренировка | Уметь составлять комплексы | Опрос |
3 | Легкая атлетика (12 ч) | Бег | 3 | Изучение нового материала | Равномерный бег, чередование с ходьбой. Низкий старт с произвольным ускорением. ЧСС | Уметь выполнять низкий старт | К1 |
Комбинированный | Равномерный бег, чередование с ходьбой. Низкий старт с произвольным ускорением. ЧСС | Уметь выполнять низкий старт | К1 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Комбинированный | Равномерный бег, чередование с ходьбой до 1 км. Низкий старт с произвольным ускорением. ЧСС | Уметь выполнять низкий старт | Оценка техники выполнения | К1 |
Прыжок в длину | 3 | Комбинированный | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС | Уметь выполнять прыжок | К1 |
Комбинированный | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС | Уметь выполнять прыжок | К1 |
Учетный | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС | Уметь выполнять прыжок | Оценка техники выполнения | К1 |
Кросс | 4 | Комбинированный | ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий | Уметь преодолевать препятствия | К1 |
Комбинированный | ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий | Уметь преодолевать препятствия | К1 |
Комбинированный | ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий | Уметь преодолевать препятствия | К1 |
Комбинированный | ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий | Уметь преодолевать препятствия | Оценка техники выполнения | К1 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Метание | 2 | Комбинированный | Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС | Уметь метать с разбега | К1 |
Комбинированный | Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС | Уметь метать с разбега | Оценка техники выполнения | К1 |
4 | Здоровьеформирующие системы физического воспитания (24 ч) | Ритмическая гимнастика (д), Изучение комплекса 1 | 10 | Изучение нового материала | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 1. Занятия с отягощениями. Комплекс 1 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 1. Занятия с отягощениями. Комплекс 1 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 1. Занятия с отягощениями Комплекс 1 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Изучение нового материала | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Изучение комплексов 2 и 3 | Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пласти- ческих с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 3. Занятия с отягощениями. Комплекс 3 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 3. Занятия с отягощениями Комплекс 3 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Учетный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 3. Занятия с отягощениями. Комплекс 3 | Уметь выполнять комплекс | Оценка техники выполнения | К2 |
6 | Изучение нового материала | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пласти- ческих с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 | Уметь выполнять комплекс | К2 |
Учетный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 | Уметь выполнять комплекс | Оценка техники выполнения | К2 |
Изучение | 6 | Изучение нового материала | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями Комплекс 5 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пласти- ческих с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Учетный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 | Уметь выполнять комплекс | Оценка техники выполнения | К3 |
Изучение | 2 | Изучение нового материала | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 6. Занятия с отягощениями. Комплекс 6 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Комбинированный | Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 6. Занятия с отягощениями. Комплекс 6 | Уметь выполнять комплекс | К3 |
ЛФК | 8 | Изучение нового материала | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Комбинированный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | К3 |
Учетный | Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям | Уметь выполнять комплекс | Оценка техники выполнения | К3 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | Спортивные игры | Баскетбол | 6 | Изучение нового материала | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Учетный | Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | Оценка техники выполнения | К4 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 | Волейбол | 7 | Изучение нового материала | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Комбинированный | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | Уметь выполнять технические приемы | К4 |
Учетный | Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя переда- | Уметь выполнять технические | Оценка тех- | К4 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ча мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС | приемы | ники выполнения |
8 | Легкая атлетика (5 ч) | Прыжки | 3 | Комбинированный | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС | Уметь выполнять прыжок | К 4 |
Комбинированный | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС | Уметь выполнять прыжок | К 4 |
Учетный | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС | Уметь выполнять прыжок | Оценка техники выполнения |
2 | Комбинированный | Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС | Уметь метать в цель | К 4 |
Метание | Комбинированный | Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС | Уметь метать в цель | Оценка техники выполнения | К 4 |
9 | Основы знаний о физической культуре (1 ч) | Закон | 1 | Изучение нового материала | Правовые основы физической культуры. Расчет индекса здоровья. Технология планирования занятий | Знать законы | Опрос |
10 | Способы деятельности (1 ч) | Определение индекса | 1 | Изучение нового материала | Методика определения индекса здоровья. Оценка эффективности системы занятий физическими упражнениями | Уметь определять индекс здоровья | Опрос |