"О грантах Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования"

***   НИГАМАТШИНА АНЖЕЛА ВИКТОРОВНА   ***

1. Заявление на участие  в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

2. Представление на молодого педагога для участия в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

3. Диплом об образовании.

4. Трудовая книжка.

5. Справка об объеме образовательной нагрузки.

6. Образовательный проект "Народов много - Республика одна".

7. Справка о профессиональных достижениях.

8. Личные профессиональные достижения (грамоты).

9. Достижения воспитанников.

10. Публикация.

11. Автор- составитель ДООП "Волшебная мастерская" для детей 6-7 лет (справка).

12. ДООП "Волшебная мастерская" для детей 6-7 лет.

13. Справка об основных приоритетах в профессиональной деятельности.

14. Справка об обобщении и распространении педагогического опыта. Видеоматериал "Дидактическая игра на развитие мелкой моторики.

https://vk.com/wall-196160172_7511

15. Справка о ведении и сопровождении информационного ресурса в информационно- телекоммуникационной сети Интернет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Заявление на участие в конкурсе 14.31 КБ
PDF icon Представление на молодого педагога для участие в конкурсе834.79 КБ
PDF icon Диплом об образовании392.48 КБ
PDF icon Трудовая книжка 2.55 МБ
PDF icon Справка об объеме образовательной нагрузки396.49 КБ
Файл Образовательный проект "Народов много - Республика одна"1.47 МБ
PDF icon Справка о профессиональных достижениях1.55 МБ
PDF icon Личные профессиональные достижения (грамоты)2.89 МБ
PDF icon Достижения воспитанников2.89 МБ
PDF icon Публикация394.21 КБ
PDF icon автор- составитель ДООП "Волшебная мастерская" (справка)737.43 КБ
Microsoft Office document icon ДООП "Волшебная мастерская" для детей 6-7 лет882.5 КБ
PDF icon Справка об основных приоритетах в профессиональной деятельности355.83 КБ
PDF icon Справка об обобщении и распространении педагогического опыта. Видеоматериал "Дидактическая игра на развитие мелкой моторики.410.48 КБ
PDF icon справка о ведении и сопровождении информационного ресурса в информационно- телекоммуникационной сети Интернет357.29 КБ

Предварительный просмотр:

Председателю конкурсной комиссии

на присуждение грантов Главы

Республики Башкортостан молодым

педагогам,  работающим в

образовательных организациях

Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования

воспитателя МАДОУ ДС №7

«Колокольчик» г. Янаул

Нигаматшиной А.В.

Регистрационный номер: _________

Дата регистрации: _______________

Заявление

Прошу рассмотреть мои документы на участие в конкурсе на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

О себе сообщаю следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии):

Нигаматшина Анжела Викторовна;

фактический адрес места жительства (с указанием почтового индекса): 452800, Республика Башкортостан, город Янаул, улица Уральская, д. 26 б;

контактный телефон: 8-917-743-97-53;

дата рождения (день, месяц, год): 28.12.1991г.;

место работы (полная расшифровка наименования   образовательной организации в соответствии с уставом): Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Колокольчик» г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики  Башкортостан;

электронный адрес: sufiarova.anjela@yandex.ru

должность: воспитатель;

образование (высшее, среднее профессиональное): высшее профессиональное;

Стаж педагогической деятельности: 11 лет, в данной организации: 11лет.

_______________     _____________________    __________________________

       (дата)                            (подпись)                           (расшифровка)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, г.Янаул, ул. Некрасова, д.11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17,  5-43-08

E-mail: Det_sad_7@mail.ru

Принята:  

на заседании Педагогического совета

МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул

Протокол от « 31 » августа  2023 г. № 1

    Утверждаю:

    Заведующий  МАДОУ

    ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул

     _______ Ю.И.Валиахметова

    Приказ от 11.09. 2023 г. № 143

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная мастерская»

(Возраст детей: 6-7 лет, срок реализации: 1 год)

                                                                     Автор-составитель:

                                                                Нигаматшина Анжела Викторовна,

                          воспитатель,

высшая квалификационная категория

Янаул, 2023

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………...…………3

2. Учебно-тематический план……………………………………………............6

3. Содержание учебно-тематического плана…………………………………..13

4. Формы контроля и оценочные материалы…………………………………..19

5. Организационно-педагогические условия реализации Программы (материально-технические, учебно-методическое и информационное обеспечение)……………………………………………………………………..20

6. Список литературы…………………………………………………………...24

7. Приложения…………………………………………………………………...25

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Идея кружка «Волшебная мастерская» являются разные виды продуктивной деятельности: лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Новизна программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Программа «Волшебная мастерская» составлена на основе методических пособий «Творим и мастерим» Куцаковой Л.В., «Изобразительная деятельность в детском саду для 6-7 лет»  Комаровой Т.С.,  «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И.А.

Цель программы: развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка; творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

Образовательные: формировать умение выполнять  практические  действия с крупой,  природным, бросовым материалом, и т.д.; предоставить возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Сформировать у детей интерес к разным видам труда. Совершенствовать выработку навыков работы с различными материалами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом. Формировать художественный вкус.

Развивающие: развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать пространственное воображение.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Возраст детей: 6-7 лет.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Длительность занятий: 30 минут.

Срок реализации программы: 1 год

Содержание занятия:

1. Вводная часть

- приветствие;

- разминка

2. Основная часть

-дискуссионный блок;

- релаксационный блок;

- коммуникативный блок;

- рисование.

3. Заключительная часть

- рефлексия;

- домашнее задание;

- прощание

Ожидаемые результаты:

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9. Показывает уровень воображения и фантазии.

10.Использует в работе разные способы ручного труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II.I. Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (минут)

Формы

контроля

теория

практика

всего

1.

«Введение в мир творчества»

1.1.

Знакомство

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Сбор и подготовка природного материала

1.2.

«Знакомство с новым материалом для поделок - шишка, желудь… (природный материал)»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

1.3.

«Сказочные герои леса»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

1.4.

«Осенние картины»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

2.

«Аппликация из салфеток»

Изготовление цветов ко Дню Матери

2.1.

«Знакомство с новыми материалами для аппликации – салфетки»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

2.2.

«Гортензия»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

2.3.

«Виноград на тарелочке»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

2.4.

«Цветы для мамочки любимой»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

3.

«Объемная аппликация»

Смотр- конкурс совместного творчества детей и родителей (законных представителей) «Елочка- краса»

3.1

«Долгожданная гостья»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

3.2.

«Снеговик»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

3.3.

«Объемные снежинки»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

3.4.

«Новогодние игрушки»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

4.

«Аппликация из крупы»

Создание альбома «Коллекция круп»

4.1.

Знакомство с разнообразием круп

10 мин.

20 мин.

30 мин.

4.2.

«Крупинка к крупинке— получается картинка»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

4.3.

«Овечка»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

4.4.

«Цыпленок»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

5.

«Бисероплетение»

Коллективный проект «Волшебный бисер»

5.1.

Знакомство с бисером, схемой для плетения.

10 мин.

20 мин.

30 мин.

5.2.

«Бусы для мамы»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

5.3.

«Стрекоза»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

5.4.

«Брелок для папы»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

6.

«Волшебные волокна Сизаль»

Смотр- конкурс с детьми и родителями (законными представителями) «Дерево из сизаля»

6.1.

Знакомство с новым материалом - сизаль

10 мин.

20 мин.

30 мин.

6.2.

Топиарий

 (1 занятие)

10 мин.

20 мин.

30 мин.

6.3.

Топиарий

(2 занятие)

10 мин.

20 мин.

30 мин.

6.4.

«Любимый цветок»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

7.

«Аппликация из пряжи»

7.1.

Знакомство с новым материалом для аппликации- пряжей

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Выставка детских работ «Волшебная ниточка»

7.2.

«Мать-и-мачеха»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

7.3.

«Шарики воздушные - ветерку послушные

10 мин.

20 мин.

30 мин.

7.4

«Распустились первые листочки»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

8.

« Чудо фоамиран»

Выставка детских поделок из фоамирана.

8.1.

«Брошка для бабушки»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

8.2.

«Подсолнух»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

8.3.

«Ободок для подружки»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

8.4.

«Картина. Ромашка»

10 мин.

20 мин.

30 мин.

Итого

40 мин.

1 ч. 20 мин.

2 ч.

Тема № 1  (2 часа)

«Введение в мир творчества»

(«Знакомство, «Знакомство с новым материалом для поделок - шишка, желудь… (природный материал)», «Сказочные герои леса», «Осенние картины»)

Знакомство с новым материалом для поделки- шишки, желуди, ветки. Сбор и подготовка природного материала для поделки. Экскурсия в парк. Приемы работы. Рассмотрение  поделок из природного материала. Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка». Чтение художественной литературы «Моя первая зоология»

           Требования к знаниям и умениям:  знать о способах выполнения поделок  из природного материала. Иметь представление о сборе и подготовке природного материала для поделок. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов;  работать с инструментами; изготавливать поделки из природного материала.

        Самостоятельная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Кошка и мышка», сбор и подготовка природного материала для поделок.

       Тематика практических работ: «Сказочные герои леса», «Осенние картины»

Тема № 2 (2 часа)

«Аппликация из салфеток»

(«Знакомство с новыми материалами для аппликации – салфетки»

«Гортензия», «Виноград на тарелочке», «Цветы для мамочки любимой»)

Беседа. Знакомство с новым материалом для поделки  - салфетки.. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов- поделок с использованием салфеток. Чтение стихотворения «Про мамочку».

Требования к знаниям и умениям: знать о свойствах салфетки, об  истории изготовления  салфеток. Правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при работе с салфеткой; уметь работать с инструментами, клеем; изготавливать поделки из салфеток.

Самостоятельная работа: ознакомление с историей  празднования Дня Матери, рассматривание технологий изготовления  поделок из салфето, разучивание стихотворения «Про мамочку».

Тематика практических работ: «Гортензия», «Виноград на тарелочке», «Цветы для мамочки любимой».

Тема № 3 (2 часа)

«Объемная аппликация»

(«Долгожданная гостья», «Снеговик», «Объемные снежинки», «Новогодние игрушки»).

Беседа об истории празднования Нового года в других странах. Знакомство с новым видом аппликации- объемная. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Рассмотрение образцов – поделок, выполненных в технике объемной аппликации; знакомство с правилами подвижной  игры «Два Мороза», чтение рассказа «Два Мороза».

Требования к знаниям и умениям: знать правила безопасности труда и поведения на рабочем столе, способы выполнения объемной аппликации;  эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами.

Самостоятельная работа: знакомство с историей празднования Нового года, слушание и разучивание песен по теме.

Тематика практических работ: «Долгожданная гостья», «Снеговик», «Объемные снежинки», «Новогодние игрушки».

Тема № 4 (2 часа)

«Аппликация из крупы»

(«Знакомство с разнообразием круп, «Крупинка к крупинке— получается картинка», «Овечка», «Цыпленок»)

Знакомство с разнообразием и различием круп. Игры «Весёлая крупинка». Приёмы работы. Рассматривание  иллюстрации «В мире крупы», чтение художественной литературы «Сказка о маленьком цыпленке, который хотел быть главным».

Требования к знаниям и умениям: правила безопасности труда и поведения на рабочем столе; знать не менее 4 видов круп; эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приёмами работы с инструментами

Самостоятельная работа: сбор и подготовка крупы для аппликации, рассматривание поделок с использованием разнообразных видов крупы, создание коллекций с описанием  видов круп.

Тематика практических работ: «Крупинка к крупинке— получается картинка», «Овечка», «Цыпленок».

Тема № 5 (2 часа)

«Бисероплетение»

(«Знакомство с бисером, схемой для плетения, «Бусы для мамы», «Стрекоза», «Брелок для папы»)

Беседа – история бисера, рассматривание и анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, знакомство с технологией бисероплетения, чтение художественной литературы- «Солдаты», выставка рисунков «Мой папа самый лучший».

 

Требования к знаниям и умениям: формировать знания о изделиях из бисера; ознакомить с технологией изготовления работы из бисера, научить детей интересно проводить свой досуг.

Самостоятельная работа: подготовка рисунков к выставке «Мой папа самый лучший», рассматривание поделок из бисера, разучивание стихотворения про папу.

Тематика практических работ: «Бусы для мамы», «Стрекоза», «Брелок для папы».

Тема № 6 (2 часа)

«Волшебные волокна  Сизаль»

«Знакомство с новым материалом – сизаль», «Топиарий (2 занятия)»,

«Любимый цветок»).

Беседа – технология получения волокна, рассматривание и анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, чтение художественной литературы- «Про мамочку», выставка фотографий «Моя мама на работе».

Требования к знаниям и умениям:  формировать знания о свойствах сизали; ознакомить с технологией изготовления волокна, научить детей интересно проводить свой досуг.

Самостоятельная работа: слушание и разучивание песен и стихотворений про маму, работа с видеоматериалами «Получение волокна», подготовка фотографий к выставке «Моя мама на работе».

Тематика практических работ: «Топиарий (2 занятия)», «Любимыйт цветок».

Тема № 7 (2 часа)

«Аппликация из пряжи»

 («Знакомство с новым материалом для аппликации- пряжей», «Мать-и-мачеха», «Шарики воздушные - ветерку послушные»,

«Распустились первые листочки»)

Знакомство с новым материалом – пряжей.  Приемы работы. Рассматривание поделок, выполненных из пряжи. Чтение художественной литературы. Наблюдение за весенними изменениями в природе.

Требования к знаниям и умениям: о способах работы с пряжей, правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов, работать с инструментами, клеем; изготавливать поделки и игрушки из пряжи.

Самостоятельная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе, вести календарь природы.

Тематика практических работ: «Мать-и-мачеха», «Шарики воздушные - ветерку послушные», «Распустились первые листочки».

Тема № 8 (2 часа)

«Чудо фоамиран»

 («Брошка для бабушки», «Подсолнух», «Ободок для подружки», «Картина. Ромашка»)

Беседа о свойствах фоамирана, рассматривание альбома «Весна пришла!», приемы работы, рассматривание поделок, выполненных из фоамирана.

Требования к знаниям и умения: знать о способах работы с фоамираном, правила безопасности   труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов, работать с инструментами, клеем; изготавливать объемные поделки из фоамирана.

Самостоятельная работа: рассматривание альбома «Весна пришла», разучивание стихотворений про весну, познакомиться с весенними приметами.

Тематика практических работ: «Брошка для бабушки», «Подсолнух», «Ободок для подружки», «Картина. Ромашка».

II.II. Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1  «Введение в мир творчества»

Тема 1.1. «Знакомство» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; игра на знакомство; принятие правил поведения на занятиях; итог.

Средства: лепестки ромашки, «волшебная» коробочка.

Практика (20 мин.) Упражнение «Давайте познакомимся», «Волшебный клубочек»

Тема 1.2. «Знакомство с новым материалом для поделок- шишка, желудь… (природный материал)» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о способах подготовки природного материала для поделок.

Средства: карточки- схемы для создания гербария из сухих листьев, способов хранения шишек, желудей, музыка для релаксации.

Практика (20 мин.) Экскурсия по территории детского сада с целью сбора природного материала для предстоящих поделок.

Тема 1.3. «Сказочные герои леса» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о жителях леса, просмотр видеофрагмента о среде обитания диких животных,  выставка детских работ.

Средства: картинки с дикими животными, проектор, ноутбук, магнитофон для фоновой музыки, природный материал- осенние листья, шишки, желуди, клей, клеенка, салфетки.

Практика (20 мин.)  Пальчиковая гимнастика «Звери», игра на закрепление правил работы с ножницами, практическое изготовление поделки «Сказочные герои леса».

Тема 1.4. «Осенние картины» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа на тему «Осенняя пора», отгадывание осенних загадок.

Средства: картины с изображением осеннего пейзажа, фишки за правильно отгаданные загадки, осенние листья, ватман А3, природный материал, клей, ножницы, салфетки, образец поделки.

Практика (20 мин.) наблюдение за природой и ведение календаря природы, гимнастика для глаз, практическое изготовление картины.

Раздел 2  «Аппликация из салфеток»

Тема 2.1. «Знакомство с новыми материалами для аппликации- салфетки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа об использовании салфеток при изготовлении поделок; итог.

Средства: салфетки разного цвета.

Практика (20 мин.) подготовка  разных видов салфеток для поделок.

Тема 2.2. «Гортензия» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о разновидностях цветка- гортензии;  рассматривание технологий создания цветка из салфеток, повторение техники безопасности при работе с ножницами, итог.

Средства: салфетки, клей, клеенка, ножницы, образец поделки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Цветы», практическое изготовление поделки, выставка детских работ.

Тема 2.3. «Виноград на тарелочке» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о полезных свойствах винограда для нашего организма; итог.

Средства: картинка с изображением винограда и полезных свойств, салфетки, клей, ватман А3,  образец поделки, магнитофон для фоновой музыки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Фрукты», игра «Полезное- вредное», практическое изготовление поделки.

Тема 2.4. «Цветы для любимой мамочки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о праздновании Дня матери; чтение стихотворения,  игра «Моя мама какая?», итог.

Средства: цветик- семицветик для игры, салфетки, клей, клеенка, образец поделки, магнитофон для фоновой музыки.

Практика (20 мин.) Изготовление цветов ко Дню матери.

Раздел 3 «Объемная аппликация»

Тема 3.1. «Долгожданная гостья» (30 мин.) 

Теория (10 мин.) Приветствие; беседа об истории празднования Нового года в других странах, чтение рассказа «Два Мороза».

Средства: конус из пенопласта, ножницы, фоамиран зеленого цвета, клей, цветная бумага, бусинки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Снежинка», практическое выполнение  объемной поделки, повторение техники безопасной работы с ножницами.

Тема 3.2. «Снеговик» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; Отгадывание зимних загадок, наблюдение за свойствами снега и экспериментирование, слушание песни про снеговика.

Средства: белый картон, сизаль, вата, клей.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Снеговичок», практическое изготовление объемной поделки, выставка детских работ.

Тема 3.3. «Объемные снежинки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; беседа «Как и откуда появляется снежинка», музыкальная игра «Кружится снежинка».

Средства: белая бумага, клей, блестки, ножницы, салфетки, образец поделки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Снежинка», практическое изготовление объемной поделки, выставка детских работ.

Тема 3.4. «Новогодние игрушки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; беседа «Как мы украсили елку дома», рассматривание елочных игрушек в технике «Оригами».

Средства: цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, образец поделки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление объемной поделки, выставка детских работ.

Раздел 4 «Аппликация из крупы»

Тема 4.1. «Знакомство с разнообразием круп (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о разнообразии круп; итог.

Средства: разные виды круп, картинки поделок из крупы.

Практика (20 мин.) Игры «Будь внимательным», «Да-нет».

Тема 4.2. «Крупинка к крупинке- получается картинка» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о разнообразии круп и их польза для здоровья», итог.

Средства: разные виды круп, ватман с рисунком, клей  ПВА, салфетка, кисточка для клея.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление поделки, выставка детских работ.

Тема 4.3. «Овечка» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа «Домашние животные и как за ними ухаживать; чтение стихотворения «Овечка».

Средства: крупа- рис, шаблон овечки из картона, клей, салфетка, образец поделки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление поделки, выставка детских работ.

Тема 4.4. «Цыпленок» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; отгадывание загадки, рассматривание картинки.

Средства: крупа- пшено, шаблон цыпленка из картона, клей, салфетка, образец поделки.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Цыпленок», практическое изготовление объемной поделки, выставка детских работ.

Раздел 5 «Бисероплетение»

Тема 5.1. «Знакомство с бисером, схемой для плетения» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о создании бисера; рассматривание схемы для плетения из бисера, рассматривание поделок из бисера, итог.

Средства: бисер, леска, схемы для плетения, ножницы.

Практика (20 мин.) Игра «Да-нет», пробное нанизывание бисера по схемам.

Тема 5.2. «Бусы для мамы» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; рассматривание картинки-схемы; итог.

Средства: схема- бусы, леска, бисер, ножницы.

Практика (20 мин.) гимнастика для глаз, практическое изготовление бус по схеме, выставка детских работ.

Тема 5.3. «Стрекоза» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о насекомых; чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Средства: схема- стрекоза, бисер, проволока, леска, ножницы.

Практика (20 мин.) гимнастика для глаз, практическое изготовление стрекозы по схеме, выставка детских работ.

Тема 5.4. «Брелок для папы» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о праздновании 23 февраля; слушание песни «Бравые солдаты», выставка фотографий «Мой папа самый лучший», итог.

Средства: схема- брелок, бисер, проволока, леска, ножницы.

Практика (20 мин.) гимнастика для глаз, практическое изготовление брелка по схеме, выставка детских работ.

Раздел 6 «Волшебные волокна Сизаль»

Тема 6.1. «Знакомство с новым материалом- сизаль» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о технологии получения волокна; просмотр видеофрагмента получения сизаль,  итог.

Средства: сизаль, ноутбук, проектор.

Практика (20 мин.)  ознакомление со свойствами сизаля.

Тема 6.2. «Топиарий» (1-е  занятие) (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа «Топиарий –дерево жизни», чтение стихотворения «Про мамочку».

Средства: сизаль, шар из пенопласта, клей, искусственные цветы.

Практика (20 мин.) пальчиковая гимнастика «Цветы», практическое изготовление топиария.

Тема 6.3. «Топиарий» (2-е занятие) (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа «Праздник наших мам, бабушек», итог.

Средства: сизаль, шар из пенопласта, клей, искусственные цветы.

Практика (20 мин.) пальчиковая гимнастика «Цветы», практическое изготовление топиария.

Тема 6.4. «Любимый цветок» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о цветах, их разновидностях, отгадывание загадок, рассматривание поделок- цветов, выполненных в разных техниках.

Средства: альбом с изображением цветов.

Практика (20 мин.) игра «Цветик- семицветик», посев рассады цветов для участка.

Раздел 7 «Аппликация из пряжи»

Тема 7.1. «Знакомство с новым материалом для аппликации- пряжей» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о свойствах пряжи; итог.

Средства: пряжа, поделки, выполненные в технике аппликации из пряжи.

Практика (20 мин.) Знакомство со свойствами пряжи для поделок.

Тема 7.2. «Мать- и - мачеха» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о весне и первых цветах; рассматривание альбома «Первоцветы», итог.

Средства: альбом с изображением первых цветов, пряжа желтого цвета, цветная бумага, картон, ножницы, клей, салфетка.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Цветы», практическое изготовление цветка из пряжи.

Тема 7.3. «Шарики воздушные – ветерку послушные» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; отгадывание загадки – воздушный шарик,  чтение стихотворения, итог.

Средства: картон, пряжа разного цвета, клей, ножницы.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Цветы», практическое изготовление воздушных шаров из пряжи.

Тема 7.4. «Распустились первые листочки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа об изменениях в природе с наступлением весны, приметы весны.

Средства: картон, пряжа зеленого цвета, клей, ножницы.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика «Цветы», практическое изготовление поделки из пряжи.

Раздел 8 «Чудо фоамиран»

Тема 8.1. «Брошка- для бабушки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; знакомство со свойствами фоамирана.

Средства: фоамиран, ножницы, заколка, клей.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление брошки для бабушки, выставка детских работ.

Тема 8.2. «Подсолнух» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о подсолнухе, итог. Средства: фоамиран, картон, ножницы, клей.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление подсолнуха, выставка детских работ.

Тема 8.3. «Ободок для подружки» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа «Как порадовать подружку», рассказ о лучшей подруге.

Средства: ободок, фоамиран, ножницы, клей.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление поделки, выставка детских работ.

Тема 8.4. «Картина. Ромашка»» (30 мин.)

Теория (10 мин.) Приветствие; прощание; беседа о ромашке; чтение стихотворения,  итог.

Средства: рамка, фоамиран, ножницы, клей.

Практика (20 мин.) Пальчиковая гимнастика, практическое изготовление картины, выставка детских работ.

III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

  1. Начальный контроль (сентябрь);
  2. Текущий контроль (в течение учебного года);
  3. Промежуточный контроль (январь);
  4. Итоговый контроль (май).

Занятия не предполагают отмеченного контроля, поэтому применяются различные критерии, такие как:

  • Текущая оценка достигнутого самим ребенком;
  • Оценка законченной работы;
  • Активность на занятиях;
  • Участие в выставках;
  • Реализация ребенком собственных идей и задумок.

Основными формами итогового контроля является выставки детских работ. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только, выявить вид декоративно- прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребенок, но и подвести годовой итог работы по программе.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 (материально-технические, учебно-методическое и информационное обеспечение)

Площадь кабинета: 63, 8 кв.м

Перечень основного оборудования

№ п/п

Наименование

Количество

Инвентарный номер

1

Стол для взрослых

1

2101369301

2

Стол детский

6

21013629

3

Стулья детские

22

10106035

4

Шкаф для пособий

1

41013611126

Программно - методическое  обеспечение

Методическая литература:

  1. «Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования» Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Бартошевич Т.И., 2011г.
  2. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» Нищева Н.В., 2015г.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа»        Комарова Т.С.        2016г.
  4. «Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)»        Лыкова И. А.        2014г.
  5. «Рукотворный мир. Игры - занятия для дошкольников»        О.В. Дыбина        2011г.

Учебно – наглядные  пособия

Наименование

1.

Раздаточный материал (природный материал, схемы, шаблоны, сизаль, фоамиран, бисер, пряжа, салфетки, клей, ватман, цветная бумага и картон, ножницы…)

2.

Демонстрационный материал (картинки, альбомы, образцы поделок, технологии изготовления, памятки с правилами по технике безопасности )

3.

Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, диски с песнями из  детских кинофильмов, иллюстрированные презентации и видеоматериалы.

4.

Папки передвижки для родителей и педагогов:

 «Развиваем творческие способности детей»

«Развитие мелкой моторики рук посредством бисероплетения»

«Сбор и подготовка природного материала для творчества детей»

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» от 6 до 7 лет,-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017.-96с.

2. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим». Ручной труд в детском саду и дома.Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 2-7 лет, -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-112с.

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа образовательная область «Художественное творчество»): учебно- методическое пособие М.:ИД «Цветной мир», 2017.-144с.

4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2020.

5. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 5-7 лет. Пособие для педагогов и родителей».-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018.-19с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

             

   

«Волшебные волокна сизаль»

Сизаль является одним из древнейших материалов, который активно использовался нашими предками. Особенно популярен сизаль среди флористов, так называемая, «декоративная трава».

Сизаль (от лат. sisal, правильнее сисаль, по названию мексиканского порта Сисальна на полуострове Юкатан) — жесткое, грубое натуральное волокно, получаемое из листьев растения agavasisolana из рода агава; иногда сизалем называют и само растение.

Волокна выделяют из свежих листьев без какой-либо специальной обработки (выход около 3,5%). Элементарные волокна сизаля имеют длину 2—2,5 мм, технические — 0,6—1,5 м; они блестящие, желтоватого цвета. По прочности сизаль уступает манильской пеньке и характеризуется большей ломкостью, чем она.

Сизаль – это стильно, необычно и занимательно. Подобный декор не останется незамеченным поклонниками нетрадиционного искусства. Речь идет в первую очередь о любителях икебаны. Кроме того, креативные дизайнеры все чаще используют его в качестве дополнительного украшения, стремясь завершить свое творение чем-либо экзотическим и «нефильтрованным».

Сизаль идёт на изготовление канатов, веревок, шпагата, сетей, щёток, мочалок и т.п.Сизаль — это еще и основное сырье для производства классических мишеней для дартса.

Сизаль с большим успехом используется в скрапбукинге -виде рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, при оформлении фотографий, при изготовлении открыток.

Обработка природного материала

  Желуди.  Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке). Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них. Желуди хранят в прохладном и влажном месте. 

Кора  Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки- плоскодонки. 
          
Березовая кора - береста  - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.  Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20-25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой. 

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.  Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горячую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручиваться.

Ветки.  Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. 

Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. 

Корни.  Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. 
Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны. 
Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью. 
    Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. 
Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. 
    Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью. 

 Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.  Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. 
Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму. Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.

 Кукурузные початки. Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки. Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен! 
Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для работы лучше использовать початки в период созревания кукурузы, тогда все необходимые операции дети смогут выполнить самостоятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек становится нежелательным. 
Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед работой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2 - 3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки. 

        Солома.
 С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной. 
Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упаривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов. В результате получают целые куски соломы. На них карандашом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ работы с соломой.
 Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображение складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.) 
Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки. 
Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др.             
Рогоз. Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.  Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы. 
Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.

 Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки. 
        Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко приклеивается различным клеем. 
      Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков, и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида. 
     Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п. 
Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре. 
Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: