Работы учеников.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Катунинская средняя школа»
Районная учебно-исследовательская конференция
учащихся общеобразовательных учреждений Приморского района
Секция: Естественнонаучная
Форма участия: Очная
Вид работы: Проектная работа
Тема работы: «Вернём клюкве популярность!»
Приморский район
2018
Содержание
| стр. |
Введение | 3 |
Основная часть | 5 |
1. О торфе | 5 |
2. О клюкве | 6 |
2.1. Виды клюквы | 6 |
2.2. Полезные свойства клюквы | 7 |
2.3. Применение клюквы | 7 |
2.4. Сбор клюквы | 8 |
2.5. История промышленного выращивания клюквы | 8 |
3. Практическая часть. | 9 |
Ход мероприятий | 9 |
Заключение | 12 |
Список используемых источников | 13 |
Приложения |
|
1. Интересные факты о клюкве |
|
2. Фото плаката СССР |
|
3. Описание сортов клюквы |
|
4. Результаты анкетирования |
|
5. Сканированная страница из журнала «Сельский корреспондент» 1911 года |
|
|
|
|
|
Введение
Осень – время нашего возвращения с каникул в школу и, несмотря на то, что мы возвращаемся отдохнувшими и полными сил, это еще время у многих из нас для простуд и пропусков учебы.
Поэтому многие родители стараются дополнительно поддержать нас витаминами или полезными продуктами.
Часто с этой целью родители покупают для нас лимон.
В нашей семье лимон – очень редкий гость. Гораздо чаще на нашем столе – клюква, потому что папа не только очень любит клюкву, но и организовал предприятие по промышленному выращиванию клюквы без удобрений, не теряющей полезных свойств. Этим делом он занимается уже более 5 лет, поэтому мне казалось, что я уже многое знаю о клюкве. Мне захотелось познакомить одноклассников с клюквой, ее пользе и о том, что я знал сам. Кроме этого я понимал, что смогу во время проекта узнать еще много новых фактов о клюкве. Поэтому себе в помощь я привлёк учащихся своего класса.
Цель работы: Привлечь внимание одноклассников к пользе клюквы.
Задачи работы:
1. Изучить описание, свойства, пользу и использование клюквы.
2. Изучить первичный уровень знаний одноклассников о клюкве (первое анкетирование) и после проведённых мероприятий (второе анкетирование).
3. Провести ряд мероприятий, знакомящих одноклассников с клюквой.
4. Развивать творческий подход и фантазию у одноклассников.
Методы работы:
1. Изучение литературы.
2. Поиск информации в Интернете.
3. Интервью сотрудников.
4. Анкетирование.
5. Практические мероприятия.
Места исследования: школа; болото в Холмогорском районе, клюквенная плантация в Архангельской области, организации, задействованные в выращивании клюквы; дом.
Продолжительность исследования: долгосрочный проект (4 месяца).
Этапы проекта
Этап | Содержание этапа | Сроки |
1.Подготовительный
| - Выбор темы; - выбор команды проекта из одноклассников; - определение цели и задач проекта; - планирование мероприятий. | сентябрь 2017г. |
2.Основной этап
| - Сбор и изучение информации о клюкве: свойствах, пользе и т.д.; - проведение первого анкетирования; - образовательная экспедиция на болото в Холмогорский район с последующей презентацией в классе; - посещение организаций, задействованных в выращивании клюквы в Холмогорском районе; - сравнительное исследование клюквы болотной и крупноплодной; - дегустация сортов клюквы для одноклассников; - конкурс сказок и рисунков и выпуск сборника сказок; - сбор рецептов с клюквой, приготовление блюд и выпуск брошюры «Наши вкусняшки. Рецепты из клюквы». | сентябрь 2017г. – декабрь 2017г. |
Завершающий | - Повторное анкетирование среди одноклассников; - оформление брошюры сказок, брошюры рецептов; - оформление проектной работы; - подготовка презентации и выступления. | декабрь 2017г. – январь 2018г. |
Ожидаемые результаты: познакомившись с описанием клюквы, ее пользой и использованием, одноклассники захотят чаще употреблять эту ягоду.
Основная часть
1. О торфе
Всем известно, что клюква растет на болотах. Поэтому для начала мы решили изучить информацию о болотах.
Болотом называется участок земли, на котором сконцентрировано огромное количество слабопроточной и застойной влаги и влаголюбивых растений.
Болота возникают двумя путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении водохранилищ, а иногда и из-за деятельности бобров. В результате застоя воды растительные остатки – листья и растения постепенно накапливаясь и наслаиваясь друг на друга, очень долго разлагаются и образуют торф. Это очень длительный процесс. Чтобы образовался слой торфа в 1 м нужно около 500 лет, за год торф вырастает всего лишь на 0,2-1 мм [2, с.100].
Переходное болото из низинного становится верховым, когда постепенно увеличивается слой торфа и уменьшается подток грунтовых вод. Верховое торфяное болото получает влагу только в виде атмосферных осадков.
Участок земли будет считаться болотом, если на нем не менее 30 см торфа. Нижние слои торфа – ярко оранжевого цвета, но если торф соприкоснётся с воздухом – он темнеет до темного коричневого или черного цвета.
Болота – это настоящие кладовые торфа. Первые болота на Земле образовались 350-400 млн. лет назад. Всего в мире около 500 млрд. тонн торфа. По запасам торфа Россия занимает первое место в мире. Самое большое болото в мире также находится в России в Сибири (Томская область) - Большое Васюганское болото. Его площадь - 53—55 тыс. кв. км.
Использование торфа – многогранно. Его используют в сельском хозяйстве как удобрение, на фермах как подстилку для животных, потому что один килограмм торфа может впитать в себя до 13 килограммов воды. Из торфоблоков можно строить одно-двухэтажные дома. Торф можно использовать как горючий материал для электростанций. Также его используют и в химической промышленности. В медицине широко распространены торфяные ванны, в которых используют бактерицидные и лечебные свойства торфа. Открыто еще одно новое свойство - противорадиационное.
Болота — естественные фильтры воды. Еще их, также как и леса, можно назвать «лёгкими планеты». Дело в том, что при разложении растений углекислый газ, обратно выделяется в атмосферу, это называется дыханием бактерий.
На торфяном болоте мало деревьев, в основном - чахлые деревца сосны или березы. Но на болоте очень хорошо растут такие лекарственные и ценные растения и ягоды как багульник, брусника, морошка, голубика и клюква.
2. О клюкве
Перед тем, как изучить описание клюквы, особенности ее произрастания и свойства, разберемся с названием ягоды.
Некоторые исследователи считают, что название произошло от звука, издаваемого при раздавливании этой ягоды - «клюк». Другие исследователи считают исходным словом, от которого образовалось название «клюква» - «ключевина», которым в старину называли болотистые места[1, с.101]. Первые европейские поселенцы называли клюкву «ягода – журавль», так как раскрытые цветки на стеблях напоминали им шею и голову журавля. В 17 веке Новой Англии клюкву иногда называли «медвежья ягода», т. к. люди часто видели, как медведи поедали её. В старину на Руси клюкву также называли «болотным виноградом», т. к. в ней много витаминов группы В. С латинского языка название клюквы дословно можно перевести как – кислый шарик. В разных областях и районах России существуют и такие названия как журавина, журавиха, веснянка, подснежница.
2.1. Виды клюквы
Существует 4 вида клюквы: болотная, мелкоплодная, гигантская и крупноплодная.Все виды клюквы растут на болотах. Растение не требовательно к питанию, но светолюбиво. Более всего распространены 2 вида клюквы: болотная и крупноплодная.
Клюква болотная (Vacciniumoxycoccus L.) является основным видом клюквы для России. Стелющийся вечнозеленый кустарник с очень тонкими побегами длиной 80 см, очень хорошо растет в северном климат. Листья мелкие, кожистые и продолговатые, острые, сверху темно-зеленые, снизу беловатые. Цветки розовые на длинных цветоножках похожи на журавлей, поэтому в некоторых странах, например, в Белоруссии клюкву называют «журавлиной». Ягоды красные, шаровидные, 8-12 мм в диаметре и массой около 0.5 г. Внутри ягод находится 2 маленькие камеры-пустоты. На корнях клюквы живёт гриб, нити которого принимают из почвы питательные растворы и передают их корням клюквы.
Цветет в июне, а созревает в сентябре. Одно растение за сезон может дать несколько сотен ягод. Урожайность зависит от погодных условий, с 1 кв.м. можно собрать 0,5 кг.
Ягоды держатся на болоте всю зиму, собирать их можно в разные сроки. Собранные осенью ягоды красные, но твердые. Клюква, застигнутая на болоте заморозками, становится мягкой и сочной. Под снегом клюква становится слаще.
Клюква крупноплодная (VacciniummacrocarponAit.) распространена в Северной Америке (поэтому ее в разговоре называют просто «американкой»), считается самым древним видом клюквы. Отличается от болотной клюквы тем, что у нее больше прямостоячих стеблей и более крупные ягоды. Внутри ягод в 2 раза больше маленьких камер - пустот. При этом кожица ягод гораздо плотнее, а сочность ягоды – меньше. Этот вид клюквы гораздо теплолюбив. Остальные свойства – сроки созревания, требовательность к почве, химический состав ягод, полезные свойства практически одинаковые с болотной.
Поэтому полезные свойства клюквы мы рассмотрим, не разделяя их на виды.
2.2. Полезные свойства клюквы
Уникальные свойства клюквы с древних времен ценились на Руси. Говорили, что природа специально подарила клюкву России, чтобы сделать ее жителей здоровее в суровом климате. Поморы брали с собой в поход клюкву, как жаропонижающее, прохладительное и как средство против цинги. А Петр I любил подкрепиться клюквенным соком, считая его эликсиром молодости (Приложение 1).
По содержанию биологически активных веществ и минеральных солей клюква одна из самых полезных дикорастущих ягод. В ней содержатся витамины В1, В2, В3, В9, Е. Витамина С столько же, сколько в апельсинах, лимонах, грейпфрутах и землянике. В клюкве много калия, кальция, железа, марганца, молибдена, меди и натрия.
Клюква считается средством повышения мозговой активности. Эта ягода - отличное жаропонижающее средство - при высокой температуре, особенно при гриппе, клюква - самое лучшее лекарство. Сок клюквы можно использовать как наружное средство при ожогах и порезах. Клюквенный сок при совместном приеме увеличивает эффективность антибиотиков. Сироп, сок, морс, смешанные с сахаром или разведенные водой, помогают при гастритах, гипертонической болезни, заболеваниях почек, мочевого пузыря и др.
Лекарственными свойствами обладают не только ягоды, но и листья клюквы.
Раньше настолько ценили эту полезную ягоду, что для заготовки этой ягоды привлекали все население сельских территорий, распространяя правила сбора и хранения клюквы (Приложение 2).
Несмотря на ее широкое применение в медицине, есть и противопоказания к ее употреблению. Клюкву нельзя есть при обострении язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, а также при гастрите с повышенной кислотностью. Содержащиеся в клюкве вещества разрушают зубную эмаль, поэтому после употребления ягод рот нужно прополоскать.
2.3. Применение клюквы
Клюкву широко используют в пищевой промышленности и кулинарии: из нее готовят желе, варенье, джем или мармелад, соки, морсы, квасы, соусы или для украшения блюд. В Америке очень популярна сушёная клюква, которая выглядит как изюм, ее едят вместо чипсов, добавляют в витаминные салаты и выпечку. Благодаря полезным свойствам клюквы ее также с успехом используют в медицине и косметической промышленности.
2.4. Сбор клюквы
Процесс ручного сбора клюквы трудоемок и длителен. Лучше всего собирать клюкву сухой. Так у нее больше шансов сохраниться. Многие прибегают к сбору ягод при помощи специальных скребков – такой сбор получается быстрее, но не таким чистым. А кроме того, он по отношению к растениям считается жестоким, так как выдергиваются побеги и корни. Поэтому во многих заповедных зонах клюкву разрешается собирать только руками.
2.5. История промышленного выращивания клюквы
Впервые клюкву научились и стали выращивать в Америке в 1816 г. Там, где имеются плантации клюквы, созданы научно - исследовательские станции, в которых ученые помогают фермерам выращивать клюкву и выводят новые сорта. Селекционерами США уже создано более 200 сортов клюквы крупноплодной.
Клюкву также успешно выращивают в Канаде, Чили, Белоруссии. В России тоже есть клюквенная плантация в Костромской области.
Клюкву болотную в промышленных масштабах в России хотели выращивать еще в 1911 году, но приступили к делу лишь в конце XX века [4, с.10]. Первым делом ученые селекционеры стали отбирать подходящие по разным параметрам образцы растений клюквы на разных болотах России. Ученые селекционеры Костромской лесной опытной станции на обычных болотах отобрали 167 ценных образцовых растений. Долгие годы наблюдали за их урожайностью, устойчивостью к болезням, свойствами хранения и за другими параметрами. Таким образом, они вывели и запатентовали семь сортов: Алая заповедная, Дар Костромы, Краса Севера, Сазоновская, Северянка, Соминская, Хотавецкая, которые стали первыми российскими сортами клюквы болотной. Все эти сорта прошли успешные испытания в разных областях России и показали хороший результат: были устойчивы к болезням, ягоды вызревали крупными и сочными. А урожая они дают в 10 раз больше, чем дикая на болотах. Ягоды сохраняют все полезные свойства, еще и потому, что выращивают их в торфе без применения удобрений.
На таких клюквенных плантациях урожай клюквы собирают механизированным способом: с помощью гигантских пылесосов или с подтоплением клюквенных полей:
Таким промышленным способом можно собрать огромное количество клюквы в гораздо более короткие сроки, что для заводов по переработке клюквы очень важно.
После того, как мы очень тщательно изучили теорию, мы решили провести несколько интересных мероприятий, чтобы рассказать о клюкве нашим одноклассникам в такой увлекательной форме, чтобы им тоже эти знания показались интересными. Кроме того, мы хотели, чтобы они проявили свою фантазию и творческий подход, стали активными участниками проекта и заинтересовались клюквой.
3. Практическая часть
Ход мероприятий
Изначально для проведения нашего проекта мы сформировали рабочую группу, в которую вошли 4 ученика нашего класса. В проведении проекта нам помогали классный руководитель и родители. С ребятами мы спланировали провести несколько мероприятий:
Мероприятие 1. Образовательная экспедиция на болото в Холмогорский район с последующей презентацией для одноклассников по итогам поездки.
В конце сентября мы организовали образовательную экспедицию на болото в Холмогорском районе - торфяное месторождение «Дикое». Название ему дали геологи в 1942 году, когда проводили его исследование и делали его карты и описание. Именно в этом месте строится клюквенная плантация, на которой будут выращивать клюкву болотной разных сортов российской селекции, выведенных учеными из Костромы.
На болоте в естественных природных условиях мы посмотрели, где и как растет клюква. Болото с клюквой выглядит очень живописно: на ковре из бело-зеленого мха разбросаны разного размера красные бусинки. Мы взяли образцы куста клюквы и ягод.
Затем мы пошли на участок болота, где строят клюквенную плантацию и провели интервью с работниками предприятия СПК «Архангельская клюква». Нам рассказали о технологии выращивания клюквы, сортах клюквы и разных видах сбора: как собирали ее раньше и как можно собирать при промышленном выращивании. Нам дали попробовать разные сорта клюквы, ягоды отличаются по внешнему виду и вкусу. Некоторые очень кислые, другие - кисло-сладкие. Здесь же мы договорились, что для нашего класса предприятие даст немного клюквы для проведения дегустации нашим одноклассникам.
Сотрудники предприятия показали нам образцы клюквенного поля с созревшими ягодами, привезенного из Костромы и саженцы клюквы, которые привезли для посадки. На некоторых саженцах на верхушках побегов уже были сформированы почки – это будущие ягоды, которые созреют в следующем году. В тот день на клюквенной плантации высаживали первые саженцы клюквы. Нам тоже разрешили посадить клюкву. Чтобы не потревожить ее корни, клюкву садили блоками, укладывая в подготовленное углубление.
Сотрудники предприятия также показали нам торф разной степени разложения и рассказали что такое очесный слой, почему болотную воду можно пить и почему именно это болото было выбрано для строительства клюквенной плантации.
Всю информацию, которую нам удалось собрать во время образовательной экспедиции, мы оформили в рассказ с презентацией и выступили перед классом.
Мероприятие 2. Сравнительное исследование клюквы собранной на болоте и клюквы сорта «Дар Костромы» с образцов поля с плантации в Костроме.
Во время образовательной экспедиции мы собрали образцы растений и ягод клюквы болотной дикой с болота и клюквы болотной сорта «Дар Костромы».
Мы сравнивали строение растений, внешний вид ягод, их вкусовые качества и самостоятельно рассчитали урожайность клюквы сорта «Дар Костромы», которая была собрана с образцов поля, привезенных с костромской плантации.
Образцы | Строение растения | Внешний вид ягод | Вкус ягод | Размер ягод | Урожайность |
Дикорастущая клюква болотная | Тонкий жесткий стебель с узкими листьями | Круглые, красные и темно-красные | Вкусные: сочные, кислые и чуть-чуть горькие | Самая крупная 1см | Не считали, т.к. не замеряли участок болота, на котором собирали клюкву. |
Клюква болотная сорта «Дар Костромы» | Тонкий жесткий стебель с узкими жесткими листьями | Очень крупные, круглые, некоторые сплюснутые, красные и темно-красные | Сочные, кислые и немного сладкие | Самая крупная 1,6 см | Вес собранной клюквы с двух ящиков размером 60х40 см = 1557 гр. Значит урожайность около 2,3кгс 1 кв.м. |
Мероприятие 3. Посещение организаций, задействованных в строительстве клюквенной плантации в Холмогорском районе.
Мы посетили офисы кооператива «Архангельская клюква» и ООО «Севергеосервис».
ООО «Севергеосервис» - это геологоразведочная компания, которая занимается поиском полезных ископаемых, составляет и защищает планы их разведывания и добычи перед государством. Для кооператива «Архангельская клюква» они провели исследование месторождения торфа «Дикое», выяснили, в каком месте болота лучше строить эту плантацию и составили план работ.
В одном из офисов СПК «Архангельская клюква»менеджеры работают с членами кооператива из других городов. В кооператив участвуют люди из 83 городов России. В другом офисе находится руководство кооператива. Побеседовав с сотрудниками, мы узнали, почему они решили выращивать клюкву и будут ли выращивать другие ягоды.
Мероприятие 4. Организация дегустации сортов клюквы для одноклассников.
Для дегустации мы взяли клюкву, выращенную на плантации в Костроме: 4 сорта клюквы болотной, выведенные нашими учеными и 1 сорт клюквы крупноплодной «Benlear».Также нам пригодились ягоды дикорастущей клюквы, которые мы сами собирали на болоте во время образовательной экспедиции. Все образцы ягод были разложены в одинаковые корзинки и обозначены только номерами, значение которых знала только наша группа.
1 - крупноплодная, «американка» сорт "Бен Лир", 2 – дикорастущая, собранная в Холмогорском районе, 3 - российский сорт «Алая Заповедная», 4 - российский сорт «Сазоновская», 5 - российский сорт «Краса Севера», 6 - российский сорт «Дар Костромы».
Ребятам было предложено оценить клюкву по внешнему виду и вкусовым качествам.
По внешнему виду победила клюква крупноплодная «американская» сорт «Бен Лир», но она проиграла по вкусовым качествам. По вкусовым качествам победил сорт клюквы «Дар Костромы», на втором месте по этому критерию оказалась дикорастущая клюква.
Мероприятие прошло интересно. Мы рассказали одноклассникам о том, что существует несколько видов и сортов клюквы, кто такие селекционеры и где в России занимаются выведением разных сортов болотной клюквы.
Мероприятие 5. Проведение конкурса сказок и рисунков и выпуск сборника по итогам конкурса.
После дегустации,чтобы привлечь внимание ребят к клюкве, мы решили провести конкурс сказок. Некоторые ребята разделились на группы, кто-то сочинял сказку самостоятельно. Все сказки получились интересными, неожиданными и смешными. В итоге мы выпустили сборник сказок «Клюквенные истории».
Мероприятие 6. Сбор рецептов с клюквой, приготовление блюд и выпуск брошюры «Наши вкусняшки. Рецепты из клюквы».
Еще одним мероприятием был сбор традиционных и современных блюд с клюквой. Потом ребятам было предложено приготовить выбранные ими рецепты и продегустировать их со всей своей семьей. Все поступившие рецепты и кулинарные эксперименты мы оформили в брошюру «Наши вкусняшки. Рецепты из клюквы».
Мероприятие 7.Анкетирование одноклассников до и после мероприятий.
До проведения основных мероприятий и после мы проводили анкетирование среди одноклассников. Мы хотели выяснить: знают ли они о том, как и где растет клюква, как она выглядит, какой у клюквы вкус, чем она полезна, какие блюда знают из клюквы, как часто сами ее употребляют в пищу.
При первом анкетировании из полученных ответов, мы поняли, что очень мало ребят знают хоть что-нибудь об этой полезной ягоде. Большинство правильных ответов касалось вкуса клюквы – «кислая», ее пользе при заболеваниях – «простуда» и известных им блюд с клюквой – «морс». Никто из одноклассников не знал когда зацветает клюква, не смог описать ее стебли и листья. Большинство ребят употребляют клюкву очень редко, в основном тогда, когда они болеют и родители готовят им клюквенный морс. На вопрос «Хотите кушать клюкву чаще?» большинство ответило - «Не знаю», «Мне всё равно».
Во втором анкетировании правильных ответов было гораздо больше. Ответы на вопросы о пользе клюквы, блюдах стали намного полнее. На главный для нас вопрос «Хотите кушать клюкву чаще?» появилось много положительных ответов (Приложение 4).
Заключение
В нашем классе такой длительный проект мы проводим впервые. Это было для нас новым и сложным делом. Без помощи взрослых и нашего классного руководителя мы, конечно бы, не справились.
За это время мы сами очень многое узнали о клюкве и смогли рассказать нашим ребятам. Нам понравилось проводить такой проект еще и потому, что в нем было много практических мероприятий, которые мы придумывали и проводили сами. Все мероприятия были для нас новыми, и каждому из нас пришлось проявлять свою фантазию и творческий подход. Зато теперь у нас есть собственные сборник сказок и рецептов.
Наш проект был направлен на то, чтобы привлечь внимание одноклассников к пользе клюквы. Можно с уверенностью сказать, что мы достигли поставленную цель. С каждым проводимым мероприятием одноклассников увлеченных клюквой и заинтересованных в проекте становилось всё больше. А второе анкетирование ребят показало, что этот проект стал не только увлекательным, но и успешным обучающим мероприятием для всего нашего класса.
Благодаря полученному опыту, в будущем мы сможем провести подобные проекты о других полезных лесных ягодах: чернике, морошке, брусники или по любым другим интересным для нас темам.
Список используемых источников
1. Алькаев Э.Н. Рецепты русской кухни. М.: Центрполиграф, 2003. 287с.
2. География Архангельской области (физическая география).8 класс. Учеб.пособие для учащихся / под ред.Н.М.Бызовой. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. – 237 с.
3. Можайкин П. Клюква // Сельский хозяин, 1911, № 4. С. 153.
4. Чумаков Ф.И. Лесное лукошко. Ягоды и грибы Архангельской обл. Архангельск.: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1992. – 283 с.
Интернет – ресурсы:
1. Клюква — лакомство, лекарство или же яд? Русский фермер. Портал для хозяев своей земли: фермеров, дачников и огородников! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusfermer.net/sad/yagodnyj-sad/posadka-yagod/klyukva.html
(дата обращения:12.12.2017)
2. Клюква Обыкновенная. Популярная энциклопедия «Флора и фауна» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://biodat.ru/db/fen/anim.php?type=p&txt=_%EA%EB%FE%EA%E2%E0%20_
(дата обращения:07.11.2017)
3. Болото. Что такое Болото? География - Земли.рф - географический интернет-портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----7sbiajdngd3akr1a1d5j.xn--p1ai/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE.html
(дата обращения:05.11.2017)