Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия
Выступление на семинаре по теме "Внеурочная деятельность учащихся" в ТывГУ. Ноябрь 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedopyt.docx | 11.41 КБ |
seminary.odt | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре по теме: «Внеурочная деятельность учащихся» в Тувинском Государственном университете. Ноябрь 2014 год.
Дамбаа Эмма Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г.Кызыла
«Активизация познавательной деятельности учащихся
посредством творческих работ в начальной школе».
В настоящее время в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Цель проектной деятельности в начальной школе:
Повысить мотивацию учащихся к познавательной деятельности посредством творческих работ.
Задачи:
- Развитие индивидуальных, творческих, познавательных интересов у учащихся.
- Предоставление каждому ученику права и возможности выбора заданий разного уровня сложности и темпа учебной деятельности.
- Повышение мотивации к обучению.
Актуальность проектной деятельности обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Мы по проектной деятельности работаем по программе внеурочной деятельности «Мои первые проекты». Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся - способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
В итоге изучения программы ожидается достижение следующих результатов: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Предполагает приобретение младшими школьниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности: - освоение навыков исследовательской деятельности, создание мини-научно-исследовательских работ; - умение сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть внимательным и толерантным; - расширение читательского кругозора, развитие связной речи, критического мышления, пополнение словарного запаса; бережное отношение к растениям и животным; - умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства; - умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, искать информацию; - умение работать в группе, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.
Этапы проекта:
1. Выбор темы и целей.
Ребятам предлагался список примерных тем для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Развивающие игры», «Моя мечта», «Семейные традиции», «Моя семья», "Я умею", "Наша школа". Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников ещё нет опыта проектной деятельности. Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе которого остановились на теме «Наша школа». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.
Главная задача любого ученика – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Женя Монгуш: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать.»
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. 1. Цель: получить первоначальные знания о родной школе. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.) 2. Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?» (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
3. Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о ней. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые дольше всего работают в нашей школе, собрать о них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать о внеучебной деятельности в школе. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет школы. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) 4. Непосредственная реализация проекта. Участники социологической группы опросили 20 человек. Задавались следующие вопросы:
• Нравится ли Вам учиться в нашей школе?
• Почему?
• Знаете ли Вы сколько лет нашей школе?
• Что Вы знаете о школе?
• Учился ли в нашей школе кто-то из Ваших родственников?
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) Сделаны следующие выводы:
• отношение к школе хорошее;
• детям нравится учиться в школе;
• названо много хороших сторон;
• родственники многих детей учились в нашей школе.
Но:
• многие не знают сколько лет школе;
• надо продолжать знакомить детей с историей школы.
(Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Участники исторической группы встречались с учителями и собрали о них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках. 5. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии и передали модель в музей школы. (Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою школу, уважать её историю, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.) 6. Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Заключение Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.
Использованная литература:
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006.
- № 10. - С.2-3
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.- М.:Просвещение, 2008.-151с
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара, издательство «Учебная литература», 2006. - 208 с
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Предварительный просмотр:
Участие в работе городского семинара-практикума
учителя начальных классов Дамбаа Эмма Михайловны
Наименование семинара-практикума | Дата проведения | Выдан | |
1 | «Педагогом быть — огромное искусство» | 26.01-27.01.2015 год | МБОУ ДОД ЦДО г.Кызыла |
2 | «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами приобщения к культурным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Республики Тыва, в учреждениях ДО и ОУ г.Кызыла» | 05.11-07.11.2013 год | МБОУ ДОД ЦДО г.Кызыла |
3 | «Обобщение и распространение передового педагогического опыта — школа профессионального роста педагога» | 27.02-28.02.2013 год | МБОУ ДОД ЦДО г.Кызыла |