Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия

Дамбаа Эмма Михайловна

Выступление на семинаре по теме "Внеурочная деятельность учащихся" в ТывГУ. Ноябрь 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedopyt.docx11.41 КБ
Файл seminary.odt14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по теме: «Внеурочная деятельность учащихся» в Тувинском Государственном университете. Ноябрь 2014 год.

Дамбаа Эмма Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2 г.Кызыла                            

«Активизация познавательной деятельности учащихся

посредством творческих работ в начальной школе».

В настоящее время в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Цель проектной деятельности в начальной школе:

Повысить мотивацию учащихся к познавательной деятельности посредством творческих работ.

Задачи:  

  1. Развитие индивидуальных, творческих, познавательных интересов у учащихся.
  2. Предоставление каждому ученику права и возможности выбора заданий разного уровня сложности и темпа учебной деятельности.
  3. Повышение мотивации к обучению.

Актуальность проектной деятельности обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

     В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

     Мы по проектной деятельности работаем по программе внеурочной деятельности «Мои первые проекты». Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся - способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, Проектная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

               В итоге изучения программы ожидается достижение следующих результатов: Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.  

            Предполагает приобретение младшими школьниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности:                                                                                            - освоение навыков исследовательской деятельности, создание мини-научно-исследовательских работ;                                                                                                                  - умение сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть внимательным и толерантным;                                                                                                                                       - расширение читательского кругозора, развитие связной речи, критического мышления, пополнение словарного запаса;  бережное отношение к растениям и животным;                                                                   - умение видеть красоту природы, труда и творчества;                                                          интерес к чтению, произведениям искусства;                                                                      - умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, искать информацию;                - умение работать в группе, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.                                        

          Этапы проекта:
1. Выбор темы и целей.
Ребятам предлагался список примерных тем для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Развивающие игры», «Моя мечта», «Семейные традиции», «Моя семья», "Я умею", "Наша школа". Это вполне допустимый вариант запуска проектов, особенно в ситуации, когда у учеников ещё нет опыта проектной деятельности. Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, в ходе которого остановились на теме «Наша школа». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача любого ученика – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться. Женя Монгуш: «Мама говорила, что наша школа хорошая, поэтому я пойду туда учиться. А почему она хорошая? Хотелось бы узнать.»
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
  1.  Цель:  получить первоначальные знания о родной школе. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)       2. Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?» (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
3. Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о ней. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые дольше всего работают в нашей школе, собрать о них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать о внеучебной деятельности в школе. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет школы. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)                                                          4. Непосредственная реализация проекта. Участники социологической группы опросили 20 человек. Задавались следующие вопросы:
• Нравится ли Вам учиться в нашей школе?
• Почему?
• Знаете ли Вы сколько лет нашей школе?
• Что Вы знаете о школе?
• Учился ли в нашей школе кто-то из Ваших родственников?
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)
Затем были подведены итоги опроса. (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.)                                                        
Сделаны следующие выводы:
• отношение к школе хорошее;
• детям нравится учиться в школе;
• названо много хороших сторон;
• родственники многих детей учились в нашей школе.
Но:
• многие не знают сколько лет школе;
• надо продолжать знакомить детей с историей школы.
(Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.) Участники исторической группы встречались с учителями и собрали о них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.                                                                                  
5. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли  на открытом внеклассном мероприятии и передали модель в музей школы. (Личностные УУД: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою школу, уважать её историю, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.)                                                                                                                      
6. Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Заключение                                                                                                                                                            Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов.

Использованная литература:

  • Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006.

- № 10. - С.2-3

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.- М.:Просвещение, 2008.-151с
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - Самара, издательство «Учебная литература», 2006. - 208 с
  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.



Предварительный просмотр:

Участие в работе городского семинара-практикума

учителя начальных классов Дамбаа Эмма Михайловны

Наименование семинара-практикума

Дата проведения

Выдан

1

«Педагогом быть — огромное искусство»

26.01-27.01.2015 год

МБОУ ДОД ЦДО г.Кызыла

2

«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами приобщения к культурным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Республики Тыва, в учреждениях ДО и ОУ г.Кызыла»

05.11-07.11.2013 год

МБОУ ДОД ЦДО г.Кызыла

3

«Обобщение и распространение передового педагогического опыта — школа профессионального роста педагога»

27.02-28.02.2013 год

МБОУ ДОД ЦДО г.Кызыла