Разработка урока

Фрумкина Галина Алексеевна

Предлагаю разработку открытого урока по литературе. М.Шолохов. Рассказ "Судьба человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ   УРОК ПО  ЛИТЕРАТУРЕ

(24.04.2012г., взвод №11, 3-я пара)

Преподаватель Фрумкина Г.А.

Тема:   М.А. Шолохов. "Судьба человека". Красота души человека, воина, труженика.

Задачи:

        обучающие:  умение читать и анализировать художественный текст с  прив-

                           лечением базовых литературоведческих понятий и необходи-

                           мых сведений по истории литературы;

        развивающие:  способствовать развитию эмоционального восприятия худо-

                           жественного произведения, читательской культуры и понима-

                           ния авторской позиции, развитие устной речи учащихся;

        воспитывающие:  формирование гуманистического мировоззрения, чувства

                           патриотизма, уважения к ценностям отечественной культуры.

Техническое оснащение:

        а) портрет М.А. Шолохова;

        б) грамзапись песен о Великой Отечественной войне;

        в) фрагменты из художественного фильма "Судьба человека";

        г) выставка книг о Великой Отечественной войне.

Ход урока: 

          I.Оргмомент:

                а) приветствие;

                б) грамзапись песни В. Берковского "Ну что с того, что я там был…";

                в) объявление темы, постановка задач.

        - Сегодня мы проводим один из уроков  по большой теме "Литература периода ВОВ и первых послевоенных лет".  

        - Запишите, пожалуйста, тему урока: "Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека", красота души человека, воина, труженика"

        -  Мне хотелось бы, чтобы мы вспомнили сегодня с вами, каковы особенности стиля писателя Шолохова, раскрыли бы их на примере данного рассказа; проанализировав основные эпизоды,  попытались бы понять, в чем смысл названия данного произведения, как автор показал  красоту души человека, воина, труженика;   объяснили бы смысл названия "Судьба человека".

        

 II. Фронтальный опрос по пройденному материалу.

        - Есть известное изречение: "Когда гремят пушки, умолкают музы".

           Можем ли мы опровергнуть это изречение?

        - Вспомните, каков был личный вклад писателей в ВОВ?

        - Как шло развитие литературы в годы войны?

        - Назовите поэтов-фронтовиков, погибших в этой войне.

        - Назовите поэтов и писателей, прошедших всю войну и оставшихся, к                    счастью, живыми.

        - Какой роман был написан в конце войны?

        - Как вы думаете, почему большое количество повестей, романов о ВОВ                     появилось спустя 10 – 25 лет после нее?

        III. Вступительное слово учителя:

        - Конечно, самые значительные произведения о ВОВ появились спустя несколько лет. Такое событие надо было пережить, осмыслить.

        Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека", появившийся  в 1956 году, является  одним из значительных произведений  первых послевоенных лет. Прощло  одиннадцать лет после Победы, война была уже в прошлом, для нас с вами сейчас тем более.

        

        IV.  Проверка домашнего задания:

        -  Давайте вспомним, каковы особенности стиля писателя Шолохова? Это было ваше домашнее задание.

        (Ответы учащихся).

        - Я прошу Корьева Ивана, Шепелева Данилу, Соколову Анну, Вентереву Дарью попытаться раскрыть эти особенности стиля писателя в данном рассказе после того, как мы его проанализируем.

         V. Беседа по содержанию и композици произведения:  

        - Каковы особенности композиции? (рассказ в рассказе).

        - Кто главный герой? (Андрей Соколов).

        - Какую деталь портрета выделяет автор? ("глаза, словно присыпанные пеплом").

        - На какие этапы можно разделить судьбу главного героя? (довоенная, военная, послевоенная).

        - Что в рассказе дано общим планом, а что выделено особенно?

                (Общий план – довоенная история,

                 крупно – плен, эпизод в церкви, побеги, эпизод с Мюллером,

                 усыновление Ванюшки).        

                                                

                                        Запись в тетради:

                Общий план                                        Крупным планом

                                                        

        довоенная   жизнь                        плен                                    усыновление

                                                                                              Ванюшки

                                                   эпизод

                                                 в церкви        

                                                                побеги

                                                                                в концлагере

                                                                              (Соколов – Мюллер)

        VI. Анализ произведения:

        - Расскажите кратко о довоенной истории Соколова.                

                (ответы учащихся)

        - Есть ли в этой истории что-нибудь необыкновенное?

                (Нет. Обычная судьба обычного человека, труженика. Поэтому и

                 рассказана просто. Обычен путь А. Соколова и во время войны.

                 Все тяготы военной судьбы как и у большинства. Ничего исклю-

                 чительного. Детализации здесь поэтому нет. Итак, главный герой                          рассказа Андрей Соколов, обычный, простой человек. Имя типичное.

                 Фамилия Соколов – одна из самых распространенных русских                                  фамилий.).

        - Давайте проанализируем эпизоды военных лет, посмотрим, какие подвиги он         совершил, что же делает его настоящим человеком.

                1-ый эпизод  "Как попал в плен" (читает ученик со  слов: "Попал я в                           плен         под         Лозовеньками в мае 42 года…" до слов: "… и я упал                            как         срезанный, потому что понял, что я  … в плену у фашистов. Вот                   как оно на войне бывает…".

                -  Что в этом эпизоде важно? Мог ли Соколов поступить иначе? Какие                     качества  героя раскрылись в этом эпизоде?

                    Краткий вывод: ему не приказывали, его попросили. А.Соколов сам

                    принимает решение, сам берет ответственность на себя. Мог                                     поступить иначе?  Мог, но не захотел.

                2-ой эпизод "Убийство предателя".

                    Пересказ эпизода.

                    Чтение отрывка от слов: "И слышу я рядом с собой такой тихий                             разговор…" до слов: "Первый раз в жизни убил, и то своего…

                    Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель".                    

                -   Мог ли Соколов поступить иначе? Мог ли не услышать разговора

                    Крыжнева со своим командиром?

                    Краткий вывод по данному эпизоду:

                    Что есть в нем вызывающее наше восхищение?

                     Он и в этом эпизоде мог поступить иначе, не услышать. Но вновь

                    А. Соколов все решает сам, берет на себя ответственность за все,

                    что происходит вокруг него. Это главная его черта. Он по сути

                    своей инициативен и активен. Он защищает Родину, поэтому                                     противостоит     всему враждебному.  Такое человеческое свойство

                    характерно, конечно, героической личности. Ему присуще высокое

                    нравственное чувство. Это и делает его  Человеком в полном смысле                     этого слова.

                

                  - Я думаю, вы согласитесь, что сцена в концлагере "вызов к Мюллеру"-

                    одна из самых главных в рассказе.  Предлагаю вам ответить на данные

                    вопросы после просмотра эпизода из фильма "Судьба человека".        

                  - Как мог повести себя человек на его месте?

                         (плен, несвобода, истощен, вид еды)

                  - Как ведет себя А. Соколов?

                  - Какую победу он здесь одержал?

                  - А как об этом говорит он сам в рассказе?

                        (прочитать)

                  - Как оценил его поведение  Мюллер?

                  - О чем думает А. Соколов, уходя?

        Вывод: Андрей Соколов, измученный, искалеченный войной человек, одержал нравственную победу: он не унизился перед врагом, хотя мог быть расстрелян. Уходя, думает о товарищах, как донести до них эти харчи. Это тоже высоко нравственно. Другие люди оказываются в центре его внимания. Это человеческое благородство.

                - Расскажите, как сложилась судьба героя рассказа в последний год                           войны?

                        (ответ учащихся: бежал, побывал на Родине, потерял жену и дочь;

                         в последний день войны нашел и потерял сына)

                - Как вы думаете, какой эпизод из перечисленных не отвечает                                   жизненной правде? Вы из курса истории должны уже это знать.

                          (из плена фашистского попадали в плен советский;

                         Об этом в одном из своих стихотворений писал поэт-фронтовик                          А. Твардовский.)

                        

                У нас в теме урока есть слова: красота души человека, воина, труженика.

                - А какой человеческий, гражданский подвиг совершает А. Соколов?

                        (усыновление Ванюшки)

                - Давайте посмотрим этот эпизод, один из самых трогательных в                           фильме.

                        (просмотр эпизода "Усыновление Ванюшки")

                - Почему усыновление Ванюшки можно считать человеческим подвигом

                  А. Соколова?

                        (А. Соколов, измученный, искалеченный войной человек, берет на                         воспитание мальчика, такого же измученного и искалеченного

                        войной.  Ничто не уничтожило в душе Андрея лучших                                         человеческих чувств.  Не только Андрей видел этого беспризор-

                        ного мальчонку, да и усыновить, по идее, надо было бы бездетной                         семье его друга. А усыновляет именно Соколов. Усыновляет –

                        значит берет на себя ответственность за судьбу мальчонки. Есть

                        люди как люди, а есть настоящие, с большой буквы. Таков                                 А.Соколов)

                - О чем он только переживает?

                        (что сердце его не выдержит, умрет он во сне, не успеет

                         вырастить Ванюшку)

                - В чем же красота души человека, воина, труженика А. Соколова?

                        (вывод учащихся)

                -  Можете ли вы теперь раскрыть особенности стиля М. Шолохова на                            примере данного рассказа? (ответы учащихся)

                -  Андрей  Соколов – герой трагический. Его судьба действительно                             заключает в себе трагедию.

                -  В чем трагедия?

                1. Он сам ни в чем не виноват, но он теряет все, погибают все его                             близкие. Произошло все вследствие несовершенства мира, его                             окружающего.  Субъективно А. Соколов не может нести за это                             ответственности, Это трагедия многих людей ХХ века, пере-

                    живших войны.

                    Судьба человека – это ведь не только результат человеческих уси-

                    лий одного человека. Не случайно  А. Соколов – ровесник века.

                    Судьба народная отразилась в судьбе А. Соколова.

                2. Название рассказа отражает эту мысль. Но не только. Можно эти

                    слова читать и иначе. Как? Как можно читать здесь слово "Человек"?

                    Можно читать "Судьба человека", слово "Человек" с большой буквы,

                    потому что он ведь действительно "человек" в высоком смысле

                    этого слова.              

       

                VII.  Заключительное слово учителя.

        Шолохов нарисовал Андрея Соколова как представителя народного национального типа. Дело в том, что в годы войны в нашей литературе эта проблема становится одной из главных. Не случайно появляются рассказ  Алексея Толстого  "Русский характер", поэма "Василий Теркин" А. Твардовского.

        Что же в этом герое истинно национального, русского?         Спокойное мужество, терпение, выносливость. То, что мы считаем героическим в нем, Соколов так не считает, находит это вполне естественным.

        Простота и естественность его поступков – это и скромность его человеческая.

Все, что совершает Андрей  Соколов,  делает это бескорыстно.  Свои поступки он совершает для других, творит добро.

        Андрей Соколов воплощает в себе народный тип, русский характер. И главное в нем – чувство ответственности за все, что делает он, за все происходящее вокруг него.  В годы войны в нем, как и во многих людях нашей страны, раскрылись лучшие человеческие качества.

        Как писал Твардовский в поэме "Василий Теркин":

        

                Грянул год, пришел черед,

                Нынче мы в ответе

                За Россию, за народ

                И за все на свете.

        Рассказывая об Андрее Соколове, Шолохов оснащает речь героя большим количеством нежных слов. Много и слез. Кажется, не должно это быть присуще мужественному человеку, Но Шолохов всем своим рассказом убеждает, что эта неиссякаемая нежность, доброта обязательно должны быть. Иначе человек не будет человеком.

        Андрей Соколов – это человек, каким следует быть. Образом Соколова Шолохов отвечает на вопрос о двух взглядах на человека, вопрос, обсуждавшийся тогда в литературе, в публицистике.

        1. Первая концепция была такова: отдельный человек в ХХ веке ничего не значит. В веке, когда создана атомная бомба, человек – песчинка, плывущая по течению.

        2. Вторая концепция – герой – это железный человек. Он все может.

        Это упрощенный взгляд. Это в плохой литературе. Поэтому-то такие произведения люди забыли.

        Андрей Соколов – не песчинка. Именно упорство таких, как он, остановили фашизм. Шолохов в рассказе утверждает активную жизненную позицию и ответственность за все, что совершается.

        С другой  стороны,  Андрей Соколов – живой человек, ему бывает больно (речь о боли и физической, а главное – о боли души). Поэтому слезы, поэтому он часто задает себе вопрос: за что же ты так исказнила меня, жизнь?

        Но писатель заканчивает рассказ оптимистически, выражает надежду, что и человеческий, отцовский долг Соколов вынесет (прочитать авторские слова: "Два

осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы…  Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина").

        Но писатель утверждает не только это. Он утверждает и единство двух понятий: любви к Родине и любви к человеку как  единство патриотической любви.

        Рассказ заставляет нас подумать и о нашем долге перед такими, как А. Соколов.  Ведь эти люди еще живы, но не всегда получают должное.

        Через две недели страна будет отмечать очередную годовщину со дня победы в Великой Отечественной войне. Если живы ваши прадеды, участники войны, скажите им доброе слово, побывайте на Поклонной горе, у Вечного огня, попробуйте понять, что хоть и были эти события так давно, это наша общая история, попытайтесь быть сопричастными к ней, как, например, Владимир Высоцкий. Бывший мальчишкой в годы войны, став взрослым, он написал целый цикл песен о войне.

        VIII.Фонограмма: В.Высоцкий. "Он не вернулся из боя".

        

        IX. Подведение итогов урока,  выставление оценок.

        X. Домашнее задание.

            Подготовить к 9 мая презентацию на тему: "Великая Отечественная война в семейных воспоминаниях".