Мои публикации
Предварительный просмотр:
Сложносочиненные предложения. Обобщение.
Задания
- Начертите схемы предложений, определите значение союзов.
Предложение | схема |
1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. 2. То сам себя не понимал я, то мир не понимал меня. | |
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. | |
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. |
- Составьте схемы предложений, поставьте знаки препинания, определите роль союза «и».
Предложение | схема |
Ветер срывал листья с деревьев и усыпал дорожки сада разноцветным ковром | |
Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок | |
Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами | |
В небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни в окнах домов |
- Конструирование предложений.
Вставьте общий второстепенный член в ССП
(Когда?) Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.
(Когда?) Ласточки летают низко, и рыба хорошо клюёт.
Из двух простых предложений составьте одно ССП
Где ваши сестры? Как они поживают?
Вы придете ко мне? Мне прийти к Вам?
4. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В конце каждого абзаца напишите цифру, обозначающую запятую в сложносочиненном предложении.
1. В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составл…ный министром Михаилом Сперанским (2) о создани… особого учебного заведения. Замыслы крупного государств…ного деятеля Сперанского были устремл…ны в буд…щее (3) и он надеялся на это закрытое учреждение.
2. Торжеств…ное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжеств…ной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея.
3. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с д…ректором (1) по другую находились пр…фессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжеств…ную речь произнес д…ректор Лицея В. Малиновский.
4. Их вел…чали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами.
Тема урока: «Сложносочиненные предложения. Обобщение»
Цели урока: 1) обобщить знания обучающихся о ССП, углубляя и
совершенствуя их пунктуационные навыки;
2) повторить знания по темам «Орфография», «Лексика»;
3) развивать память, внимание, мышление;
4) развивать интерес к русскому языку; воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга.
Ход урока:
- Организационный момент. Тема урока. Проверка дом. задания
- Задания на повторение орфографии для подготовки к ГИА
- Замените данные слова синонимами с приставками при- и пре-
Образец: унижаться – пресмыкаться.
Учитель, изменить, приезжать, спорить, заграждение, добавить, доставить, находиться.
- Подчеркните слова, значение приставки у которых «присоединение, приближение»
3. Актуализация знаний
- Какие предложения называются сложными?
- Какие предложения называются сложносочиненными?
- Назовите союзы, которые связывают части ССП?
- Продолжите предложение «Сложносочиненное предложение с союзом и надо отличать от простого предложения с …(однородными членами, связанными союзом и);
- Что такое общий второстепенный член? Как меняются знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом?
- Продолжите предложение «В ССП не ставится запятая, если его части являются восклицательными или …(вопросительными) предложениями.
- Закрепление темы
Начертите схемы предложений, определите значение союзов
Предложение | схема |
1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. 2. То сам себя не понимал я, то мир не понимал меня. | |
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. | |
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. |
5. Составьте схемы предложений, поставьте знаки препинания, определите роль союза «и».
Предложение | схема |
Ветер срывал листья с деревьев и усыпал дорожки сада разноцветным ковром | |
Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок | |
Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами | |
В небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни в окнах домов |
6. Объясните отсутствие запятой в предложении:
1) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей и звенит холодный ручей.
2) Когда будут соревнования по футболу и кто войдёт в сборную команду от школы?
Конструирование предложений. Вставьте общий второстепенный член.
(Когда?) Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов.
(Когда?) Ласточки летают низко, и рыба хорошо клюёт.
Из двух простых предложений составьте одно ССП
Где ваши сестры? Как они поживают?
Вы придете ко мне? Мне прийти к Вам?
7. Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В конце каждого абзаца напишите цифру, обозначающую запятую в сложносочиненном предложении.
1. В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составл…ный министром Михаилом Сперанским (2) о создани… особого учебного заведения. Замыслы крупного государств…ного деятеля Сперанского были устремл…ны в буд…щее (3) и он надеялся на это закрытое учреждение.
2. Торжеств…ное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжеств…ной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея.
3. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с д…ректором (1) по другую находились пр…фессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжеств…ную речь произнес д…ректор Лицея В. Малиновский.
4. Их вел…чали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами.
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание – упр. 80.