Презентация "Развитие графомоторных навыков в дошкольном возрасте"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое БЫТЬ готовым к школе? Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть ГОТОВЫМ всему этому НАУЧИТЬСЯ Венгер Л.А.
Компоненты готовности к обучению Физическая готовность (состояние здоровья, развитие моторики , развитие анализаторных систем, координация движений в соответствии с возрастом, готовность организма к учебным нагрузкам) Интеллектуальная (развитие речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки ) Коммуникативная готовность ( умение строить свои взаимоотношения с другими детьми) Мотивационная (желание учиться) Волевая (произвольность поведения)
Что такое ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ? Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) ( Н.Г. Агарковой ) Мелкая моторика - это согласование движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями; основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Графомоторные навыки –это способность правильно удерживать пишущий предмет; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность. Сопутствующие умения – это элементы графомоторной деятельности, позволяющие точно, правильно, с высоким качеством осуществлять графомоторную деятельность.
Этапы формирования графических навыков Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии: В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку. В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Способы развития мелкой моторики
Сотрудничество с родителями и учителями 1 . Подбор дополнительной литературы и оформление выставки 2. Разработка рекомендаций 3. Выступление на МО учителей начальных классов 4. Проведение собраний для родителей 5.Консультации
Готовим руку к письму. Представленные материалы помогут, эффективно организовать работу педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, пространственной ориентации, графомоторных навыков будущих первоклассников.
Тренажёр-пропись. Тренируем пальчики. Тренируем руку.Штриховка. Цель – формирование изобразительно-графического навыка; формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.
Занятия включают следующие задания: штриховку упражнения «Продолжи узор» воспроизведение по клеточкам раскрашивание обведение по контуру
Пальчиковая гимнастика необходима во время занятий Пальчиковая гимнастика «Зайчонок» Стой, зайчонок, не беги Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. По тpопинке yзенькой. Поверни ручки вправо, затем влево – покажи, как зайчики танцуют. Лучше ты побереги Согни и разогни поднятые Ушки на макушке. пальчики – покажи, как зайчик сгибает ушки . Лис крадется вдоль тропы. Соединить все подушечки пальцев Вряд ли ищет он грибы! руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево. Ирина Токмакова
Задания и упражнения выполняются карандашом. Упражнение «Штриховка»
Самомассаж рук Самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Рекомендуется проводить самомассаж в виде отдельного 5-минутного игрового занятия ежедневно
Использованная и рекомендованная литература
Упражнение «Продолжи узор» Детям предлагаются: рисование по образцу, по точкам. Цель. Развивает ручную умелость. Пространственную ориентацию в клетке, графические умения.
Использованная и рекомендуемая литература 1 . Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. 2.Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. – М., 2003. – № 3. 3. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). [Текст] / Е. М. Косинова. – М.: Эксмо, 2004. 4. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004 5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. – М. «АСТ» 2002 6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М. «АСТ» 2002