Самообразование

Борисова Татьяна Георгиевна

Тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей на музыкальных занятиях в ДОУ».Актуальность выбранной темы.

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
–     одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Цель.

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи.

  • Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
  •  Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
  • Разработать систему занятий музыки, направленную на развитие чувства ритма.

 

 

 

 

Формы работы:

 

  • Проведение мониторинга в начале учебного года.
  • Изучение литературы.
  • Использование ресурсов.
  • Разработка сценариев праздников и развлечений.
  • Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
  • Разработка картотек.
  • Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег. (через интернет)
  • Консультация для воспитателей, родителей.
  • Открытое занятие с детьми подготовительной группы

Этапы работы над темой по самообразованию:

 I.   Диагностический (постановка проблемы): 

  • детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
  • анализ затруднений

 II.     Прогностический (определение целей и задач работы над темой): 

  • разработка системы мер, направленных на решение проблем

 III.          Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, подготовка консультаций для родителей):

  • выступление на педагогических советах, родительских собраниях ДОУ, проведение открытых занятий.

 IV.     Обобщающий (анализ работы): 

  • оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

 

 

План работы.

Сроки (месяц)

Формы и содержание работы

Практический выход, Итог работы

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей детей.

 

Результаты мониторинга

Сентябрь

Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации.

 

В течении года

Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками. Участие в семинарах, вебинарах.

 

В течении года

Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара.

 

Постоянно

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов.

Выступления детей на праздниках.

Октябрь - ноябрь

Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников.

Изготовление  карточек –стихов для развития чувства ритма, музицирования.

Музыкально – дидактические игры.

Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования.

Декабрь

Консультация для родителей «Этот удивительный ритм»

Брошюра для родителей.

Январь

Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических  способностей у дошкольников всех возрастов».

 

Февраль

Консультация для родителей «Использование  ритмических игр со словом в домашних условиях».

Брошюра для родителей.

Март

Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Брошюра для родителей.

Апрель

Открытое музыкальное занятие «Этот вездесущий ритм»

План – конспект занятия

Май

Отчет по самообразованию