Самообразование
Тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей на музыкальных занятиях в ДОУ».Актуальность выбранной темы.
Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.
А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки
– одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М. Теплов)
Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.
Цель.
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи.
- Изучить теоретический материал по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
- Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
- Разработать систему занятий музыки, направленную на развитие чувства ритма.
Формы работы:
- Проведение мониторинга в начале учебного года.
- Изучение литературы.
- Использование ресурсов.
- Разработка сценариев праздников и развлечений.
- Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
- Разработка картотек.
- Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег. (через интернет)
- Консультация для воспитателей, родителей.
- Открытое занятие с детьми подготовительной группы
Этапы работы над темой по самообразованию:
I. Диагностический (постановка проблемы):
- детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме
- анализ затруднений
II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой):
- разработка системы мер, направленных на решение проблем
III. Практический (выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, подготовка консультаций для родителей):
- выступление на педагогических советах, родительских собраниях ДОУ, проведение открытых занятий.
IV. Обобщающий (анализ работы):
- оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.
План работы.
Сроки (месяц) | Формы и содержание работы | Практический выход, Итог работы |
Сентябрь | Диагностика музыкальных способностей детей.
| Результаты мониторинга |
Сентябрь | Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации. |
|
В течении года | Изучение новой литературы по данной теме. Знакомство с разными методиками. Участие в семинарах, вебинарах. |
|
В течении года | Приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. |
|
Постоянно | Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, физкультурных досугов. | Выступления детей на праздниках. |
Октябрь - ноябрь | Создание музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма у дошкольников. Изготовление карточек –стихов для развития чувства ритма, музицирования. | Музыкально – дидактические игры. Карточки-стихи для развития чувства ритма, музицирования. |
Декабрь | Консультация для родителей «Этот удивительный ритм» | Брошюра для родителей. |
Январь | Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для формирования ритмических способностей у дошкольников всех возрастов». |
|
Февраль | Консультация для родителей «Использование ритмических игр со словом в домашних условиях». | Брошюра для родителей. |
Март | Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» | Брошюра для родителей. |
Апрель | Открытое музыкальное занятие «Этот вездесущий ритм» | План – конспект занятия |
Май | Отчет по самообразованию |
|