Полезная информация
Полезная информация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план график оперативного контроля | 41.58 КБ |
Консультация для воспитателей "Прогулка" | 31.46 КБ |
Семинар для воспитателей "Прогулка в детском саду" | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима дня | |||||||||||||||||||
4 | Организация питания в группе | |||||||||||||||||||
5 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
6 | Подготовка воспитателя к НОД | |||||||||||||||||||
7 | Организация совместной и самостоятельной деятельности в утренние часы |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: ________________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Октябрь
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима прогулки | |||||||||||||||||||
4 | Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня | |||||||||||||||||||
5 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
6 | Оформление и обновление информации в уголке для родителей | |||||||||||||||||||
7 | Планирование и организация итоговых мероприятий | |||||||||||||||||||
8 | Организация совместной деятельности по воспитанию КГН и культуры поведения |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: _______________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Ноябрь
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима дня | |||||||||||||||||||
4 | Подготовка воспитателя к НОД | |||||||||||||||||||
5 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
6 | Организация совместной и самостоятельной деятельности в утренние часы | |||||||||||||||||||
7 | Организация питания в группе |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: ________________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Декабрь
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима прогулки | |||||||||||||||||||
4 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
5 | Оформление и обновление информации в уголке для родителей | |||||||||||||||||||
6 | Планирование и организация итоговых мероприятий | |||||||||||||||||||
7 | Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня | |||||||||||||||||||
8 | Организация совместной деятельности по воспитанию КГН и культуры поведения |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: _____________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Январь
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима дня | |||||||||||||||||||
4 | Организация питания в группе | |||||||||||||||||||
5 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
6 | Подготовка воспитателя к НОД | |||||||||||||||||||
7 | Организация совместной и самостоятельной деятельности в утренние часы |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: ________________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Февраль
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима прогулки | |||||||||||||||||||
4 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
5 | Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня | |||||||||||||||||||
6 | Оформление и обновление информации в уголке для родителей | |||||||||||||||||||
7 | Организация совместной деятельности по воспитанию КГН и культуры поведения |
Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: _____________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Март
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима дня | |||||||||||||||||||
4 | Планирование и организация итоговых мероприятий | |||||||||||||||||||
5 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
6 | Организация совместной и самостоятельной деятельности в утренние часы | |||||||||||||||||||
7 | Подготовка воспитателя к НОД | |||||||||||||||||||
8 | Организация питания в группе |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: ______________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Апрель
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима прогулки | |||||||||||||||||||
4 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
5 | Оформление и обновление информации в уголке для родителей | |||||||||||||||||||
6 | Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня | |||||||||||||||||||
7 | Организация совместной деятельности по воспитанию КГН и культуры поведения |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: _____________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Май
План-график оперативного контроля
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | группы | ||||||||||||||||||
Синица | Соловей | Ласточка | Сова | Коростель | Орел | Скворец | Журавль | Свиристель | Иволга | Сокол | Лебедь | Жаворонок | Королек | Стриж | Горлица | Дрозд | Чайка | Дрофа | ||
1 | Санитарное состояние помещений группы | |||||||||||||||||||
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | |||||||||||||||||||
3 | Выполнение режима дня | |||||||||||||||||||
4 | Организация совместной и самостоятельной деятельности в утренние часы | |||||||||||||||||||
5 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | |||||||||||||||||||
6 | Подготовка воспитателя к НОД | |||||||||||||||||||
7 | Организация питания в группе |
Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Старший воспитатель: ________________
Критерии оценки:
3 балла - высокий уровень
2 балла – допустимый уровень
1 балл – низкий уровень
Циклограмма проведения оперативного контроля на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Вопросы оперативного контроля | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май |
1 | Санитарное состояние помещений группы | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Охрана жизни и здоровья дошкольников | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Выполнение режима дня | + | + | + | + | + | ||||
4 | Выполнение режима прогулки | + | + | + | + | |||||
5 | Организация питания в группе | + | + | + | + | + | ||||
6 | Организация совместной деятельности по воспитанию КГН и культуры поведения | + | + | + | + | |||||
7 | Организация совместной и самостоятельной деятельности в утренние часы | + | + | + | + | + | ||||
8 | Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня | + | + | + | + | |||||
9 | Подготовка воспитателя к НОД | + | + | + | + | + | ||||
10 | Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
11 | Планирование и организация итоговых мероприятий | + | + | + | ||||||
12 | Обновление и оформление информации в уголках для родителей | + | + | + | + | |||||
Итого: | 7 | 8 | 7 | 8 | 7 | 7 | 8 | 7 | 7 |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после уплотненного полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 м/с. С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур (посещение туалетной комнаты).
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают носки, кофточки, штанишки, обувь, затем шапку, куртку, шарф. Непосредственно перед выходом на улицу (в тамбуре) надеваем варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Детей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
Требования к одежде детей - в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей.
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, колготки – на средней полке. Теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Обувь (групповую) ставят на нижнюю полку, там же кладут носки.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Структура прогулки:
- Наблюдение.
- Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
- Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
- Труд детей на участке.
- Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
- Живая природа: растения и животные;
- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
- Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
- Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
- Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры
- малоподвижные;
- игры средней активности;
- игры с высокой двигательной активностью.
Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Кроме этого организуются игры:
- забавы
- аттракционы
- игры-эстафеты
- сюжетные подвижные игры
- игры с элементами спорта
- сюжетные подвижные игры
- бессюжетные подвижные игры
- народные игры
- хороводные
- спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги.
Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.
При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
- опираться на уже имеющиеся у детей знания;
- задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- конкретно и четко объяснять правила;
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
- Словесные игры.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- Индивидуальные трудовые поручения;
- Работа в группах;
- Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Перед выходом на прогулку воспитатель и помощник воспитателя должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОО, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, полицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
- Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
- Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Инструкция проведения прогулок в ДОО.
- Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
- Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей.
- Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
- Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
- Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
- При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.
- Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью — листьев и т.д.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе»
Цель: расширить знания педагогов о повышении двигательной активности детей посредством подвижных игр, закрепление знаний о методике организации прогулок в детском саду.
Актуальность:
• Современный период - время поиска наиболее эффективной организации образовательного процесса, педагогических технологий, наиболее соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
• Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
• В процессе ежедневных подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.
• Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма, так как правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Цель прогулки:
Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма
Задачи прогулки:
• Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
• Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
• Оптимизировать двигательную активность детей;
• Способствовать всестороннему развитию детей.
Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.
Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.
Прогулка состоит из:
- наблюдение
- трудовая деятельность
- двигательная активность детей
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная деятельность детей
Организация наблюдений:
Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
- оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
- приемы привлечения внимания (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
- приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Трудовая деятельность детей:
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.
• Так, осенью дети собирают семена цветов, осенние листья, урожай на огороде;
• зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения;
• летом воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уходу за растениями.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.
Индивидуальная работа с детьми:
• Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствие, сбегание с пригорков.
• На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, повторение и заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
• Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
• Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
• Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность детей:
• Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
• Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда.
• В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
Двигательная активность детей:
В двигательную активность детей на прогулке включают:
• подвижные игры
• физические упражнения
• спортивные упражнения
• спортивные игры
• игры с элементами соревнований.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах - элементы спортивных игр. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Подвижные игры в течении дня.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанных на движении и наличии правил
Актуальность: Дошкольный возраст является самым благодатным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры, дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры ребёнок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Значение подвижных игр
- развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность;
- учат соблюдать правила, осознанно действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
- активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
- формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
- помогают овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе;
- пополняют словарный запас детей.
Классификация
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т. д.);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Методика проведения подвижных игр
Методика включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.
Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его в игровая деятельность, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей.
Содержание подвижной игры
• сюжет (тема, идея)
• правила
• двигательные действия
Влияние подвижных игр на развитие ребенка
Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка.
Подвижные игры:
1. Физическое развитие
2. Умственное развитие
3. Нравственное развитие
4. Эстетическое развитие
Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
В разучивании игры с детьми целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.
При проведении подвижных игр нужно учитывать:
- возрастные и психолого-педагогические особенности детей;
- направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;
- сферу интересов и потребностей ребенка;
- постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры
Подвижная игра «Угадай, кого поймали»
Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.
Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».
Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).