Авторские игры для дошкольников

Богатырёва Марина Викторовна

Авторские пособия по развитию словаря дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon avtorskie_posobiya.zip220.71 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские пособия, помогающие расширить объём словаря.

«Слово на ладошке».

Цели. Расширение объёма словаря существительных.

Оборудование.

Ладошка с кармашком, предметные картинки по разным  лексическим темам (Н/р: «Фрукты», «Овощи», «Игрушки»,  «Одежда».

1 вариант игры - «Угощаю».  

Дети встают в круг, им раздаются предметные картинки с изображением фруктов. Каждый ребёнок вставляет  свою предметную картинку в кармашек на ладошке и передаёт («угощает») её соседу, называя «вкусное слово». Следующий ребёнок благодарит за «угощение» и передаёт ладошку следующему с другой картинкой. Игра идёт по кругу, «угощения»  не повторяются

  1. вариант игры – «Дарю».

   Игра поводится аналогично, только дети передают ладошку со словами:

  «Дарю….       ромашку» (вставляется в кармашек картинка с соответствующим цветком).

«Фотоаппарат».

Цели. Расширение объёма словаря существительных, глаголов, обобщающих слов.

Оборудование.

 «Фотоаппарат» в виде рамки, в которую вставляется «плёнка» - ленты с  изображением 4 предметов по одной лексической теме (Н/р: лиса, заяц, волк, медведь)

Содержание.

Взрослый предлагает детям сфотографировать животных и назвать их. Другому ребёнку предлагает  назвать  кого сфотографировали одним словом.

Другой вариант представлен на фотографии. Детям предлагается сфотографировать детей и рассказать , что они делают.

Д/и «Прищепки- матрёшки»

Цели. Расширение объёма словаря по теме «Игрушки».

Оборудование.

Прищепки, на которых закреплены 2 картинки. Первая , большая картинка- разрезная матрёшка, вторая  картинка- «секрет» поменьше, с изображением игрушки. Картинка крепится с обратной стороны прищепки.

Содержание.

           Взрослый обращает внимание детей на матрёшки:

Одна матрёшка, две и вот

Матрёшек целый хоровод.

Мы секрет матрёшек знаем ,

И матрёшку открываем.

На неё ты посмотри.

Что там прячется, скажи?

Дети «открывают» «матрёшки» - прищепки  и называют изображение на  картинке - «секрете»

«Котик ниточки мотает»

Цели. Расширение объёма словаря существительных.

Оборудование.

Объёмный планшет в виде клубка ниток. В углах планшета находятся маленькие клубочки основных цветов ,с «секретом» (под клубочками картинки с изображением котёнка, кошки, кота.

Содержание.

Взрослый предлагает ребёнку «ниточки помотать вместе с котиком» (проводить пальчиком по дорожкам - ниточкам под слова:

Котик ниточки мотает

И слова на них цепляет.

Это… кот (ребёнок открывает маленький клубочек и называет)

А это… кошка (открывается следующее слово)

А ребёнок кто?.. Котёнок! (открывается следующая картинка с изображением кошки)

Подскажите, станет кем,

Когда вырастет совсем? (Котом или кошкой)

 Данное формообразующее движение эффективно при  дальнейшем рисовании  «клубочков для котёнка», округлых форм.

 «Зимнее окошко».

Цели. Расширение объёма словаря  существительных и глаголов  по темам  «Зима», «Зимние забавы».

Оборудование.

Планшет в виде окошка, закрытого шторами,  набор предметных  картинок по темам  «Зима», «Зимние забавы». На фоне окна  закреплены прозрачные пластиковые кармашки для картинок.

Содержание.  

1 вариант. Взрослый ставит в прозрачные кармашки картинки и затем  предлагает детям посмотреть за окошко: «Что вы видите за ним?(Сосульки, снежинки, снеговика, ёлочку, снегиря, снегурочку)  Также выставляется второй набор картинок по теме «Зимние забавы». Детям предлагается посмотреть и сказать , что делают дети зимой.

2 вариант.  В соответствии с текстом стихотворения дети подбирают  слова и картинки, затем ставят их в кармашки зимнего окошка:

Тихо, тихо как во сне падает на землю…  (снег)

С неба всё скользят пушинки серебристые … (снежинки)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился…  (снеговик)

Рядом снежная фигурка это девочка….. (Снегурка)

На снегу то посмотри, вот так птички… (снегири)

Задание:

Найдите все «снежные картинки» (снег, снежинки, снеговик, снегурочка) Все эти слова похожи на одно.. назовите какое? (Снег).

 «На весёлом поезде»

Цели. Расширение объёма словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование.

Паровозик с вагончиками. В каждом вагончике закреплены кармашки для предметных картинок, наборы предметных картинок по темам «Игрушки», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи».

Содержание.

Каждому ребёнку выдаётся несколько картинок, изображающих животных и фрукты. Взрослый предлагает в первый вагончик посадить животных, а во второй  в кармашки на окошках поставить картинки с изображением фруктов.  «Назовите, кто поедет на весёлом поезде? И что возьмёт с собой?»