Авторские игры для дошкольников
Авторские пособия по развитию словаря дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_posobiya.zip | 220.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторские пособия, помогающие расширить объём словаря.
«Слово на ладошке».
Цели. Расширение объёма словаря существительных.
Оборудование.
Ладошка с кармашком, предметные картинки по разным лексическим темам (Н/р: «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Одежда».
1 вариант игры - «Угощаю».
Дети встают в круг, им раздаются предметные картинки с изображением фруктов. Каждый ребёнок вставляет свою предметную картинку в кармашек на ладошке и передаёт («угощает») её соседу, называя «вкусное слово». Следующий ребёнок благодарит за «угощение» и передаёт ладошку следующему с другой картинкой. Игра идёт по кругу, «угощения» не повторяются
- вариант игры – «Дарю».
Игра поводится аналогично, только дети передают ладошку со словами:
«Дарю…. ромашку» (вставляется в кармашек картинка с соответствующим цветком).
«Фотоаппарат».
Цели. Расширение объёма словаря существительных, глаголов, обобщающих слов.
Оборудование.
«Фотоаппарат» в виде рамки, в которую вставляется «плёнка» - ленты с изображением 4 предметов по одной лексической теме (Н/р: лиса, заяц, волк, медведь)
Содержание.
Взрослый предлагает детям сфотографировать животных и назвать их. Другому ребёнку предлагает назвать кого сфотографировали одним словом.
Другой вариант представлен на фотографии. Детям предлагается сфотографировать детей и рассказать , что они делают.
Д/и «Прищепки- матрёшки»
Цели. Расширение объёма словаря по теме «Игрушки».
Оборудование.
Прищепки, на которых закреплены 2 картинки. Первая , большая картинка- разрезная матрёшка, вторая картинка- «секрет» поменьше, с изображением игрушки. Картинка крепится с обратной стороны прищепки.
Содержание.
Взрослый обращает внимание детей на матрёшки:
Одна матрёшка, две и вот
Матрёшек целый хоровод.
Мы секрет матрёшек знаем ,
И матрёшку открываем.
На неё ты посмотри.
Что там прячется, скажи?
Дети «открывают» «матрёшки» - прищепки и называют изображение на картинке - «секрете»
«Котик ниточки мотает»
Цели. Расширение объёма словаря существительных.
Оборудование.
Объёмный планшет в виде клубка ниток. В углах планшета находятся маленькие клубочки основных цветов ,с «секретом» (под клубочками картинки с изображением котёнка, кошки, кота.
Содержание.
Взрослый предлагает ребёнку «ниточки помотать вместе с котиком» (проводить пальчиком по дорожкам - ниточкам под слова:
Котик ниточки мотает
И слова на них цепляет.
Это… кот (ребёнок открывает маленький клубочек и называет)
А это… кошка (открывается следующее слово)
А ребёнок кто?.. Котёнок! (открывается следующая картинка с изображением кошки)
Подскажите, станет кем,
Когда вырастет совсем? (Котом или кошкой)
Данное формообразующее движение эффективно при дальнейшем рисовании «клубочков для котёнка», округлых форм.
«Зимнее окошко».
Цели. Расширение объёма словаря существительных и глаголов по темам «Зима», «Зимние забавы».
Оборудование.
Планшет в виде окошка, закрытого шторами, набор предметных картинок по темам «Зима», «Зимние забавы». На фоне окна закреплены прозрачные пластиковые кармашки для картинок.
Содержание.
1 вариант. Взрослый ставит в прозрачные кармашки картинки и затем предлагает детям посмотреть за окошко: «Что вы видите за ним?(Сосульки, снежинки, снеговика, ёлочку, снегиря, снегурочку) Также выставляется второй набор картинок по теме «Зимние забавы». Детям предлагается посмотреть и сказать , что делают дети зимой.
2 вариант. В соответствии с текстом стихотворения дети подбирают слова и картинки, затем ставят их в кармашки зимнего окошка:
Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки серебристые … (снежинки)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка это девочка….. (Снегурка)
На снегу то посмотри, вот так птички… (снегири)
Задание:
Найдите все «снежные картинки» (снег, снежинки, снеговик, снегурочка) Все эти слова похожи на одно.. назовите какое? (Снег).
«На весёлом поезде»
Цели. Расширение объёма словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование.
Паровозик с вагончиками. В каждом вагончике закреплены кармашки для предметных картинок, наборы предметных картинок по темам «Игрушки», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи».
Содержание.
Каждому ребёнку выдаётся несколько картинок, изображающих животных и фрукты. Взрослый предлагает в первый вагончик посадить животных, а во второй в кармашки на окошках поставить картинки с изображением фруктов. «Назовите, кто поедет на весёлом поезде? И что возьмёт с собой?»