Классный руководитель

«Классный» - значит лучший, удивительный, прекрасный; значит надёжный, понимающий; значит образец во всём! И в то же время - «руководитель»! Именно он – тот магнит, который притягивает к себе детей, вдохновляет их на яркие, интересные дела, воодушевляет, подсказывает, зовёт за собой!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа-рассуждение

«Что поможет мне учиться»

Цель: Сформировать понимание того, что успех в учении почти полностью зависит от самих учащихся, от их желания и воли.

Задачи: 

  • Учить анализировать свою учебную деятельность, делать выводы, рассуждения.
  • Формировать желание улучшить учебные достижения, обучать детей приемам самоанализа и самооценки.
  • Воспитывать потребность в учении, добросовестного отношения к учебному труду. Убедить в необходимости знаний

Коррекционная

  • Обучить навыкам настроя на внимательность и сосредоточенность, усидчивость.

Форма: беседа рассуждение с игровыми элементами

Сценарий беседы-рассуждения

«Что поможет мне учиться»

Звучит музыка песни «Чему учат в школе»

СЛАЙД

«Учиться всегда пригодится»

Главное  ваше занятие сейчас – это учеба.

 Главное ради чего существует школа – это обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают? (ответы детей)

  • Объясняют разные предметы
  • Показывают что-то, интересно рассказывают,
  • Заставляют нас учиться
  • Спрашивают. Контролируют. Ставят оценки.                                                                        

А учитесь вы сами. И,  в конечном счете, от вас зависит овладеете ли вы необходимыми знаниями, умениями и навыками.

СЛАЙД

  • Вы можете учиться хорошо или плохо.
  • Вы можете слушать или не слушать учителя.
  • Вы можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться.
  • Вы можете запомнить что-то из того, что узнали на уроке, а можете не обратить внимания на это.
  • Вы можете дома прочитать, повторить материал.
  • Вы можете заняться самообразованием, а можете идти гулять

СЛАЙД

Самообразование –это самостоятельное приобретение знаний

Казалось бы выбор прост. Достаточно только определиться.Допустим вырешили хорошо учиться. Но возникают вопросы:

  1. Умеете ли вы распределять время?
  2. Владеете ли вы приемами запоминания информации?
  3. Умеете ли вы применять полученные знания?
  4. Можете ли вы себя контролировать?
  5. Можете ли вы преодолевать трудности, которые мешают вам в учебе?

И вот сегодня мы и поговорим о том

З СЛАЙД

Зачем нам нужно учиться?

Как учиться хорошо?

Что мешает   учиться хорошо?

Что поможет учиться ?

  1. Зачем нам нужно учиться?
  2. Как учиться хорошо?
  3. Что мешает   учиться хорошо?
  4. Что поможет учиться?

СЛАЙД

ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ?

В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то ему сказал «Из вас ничего путного не выйдет».         

В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия.

 Таких примеров, когда самообразование, упорный труд изменяли жизнь людей, в истории много. Вы можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями Ломоносова, Кулибина Шевченко и многих других выдающихся ученых, изобретателей, исторических деятелей.

Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться хорошо, но оно оставалось бесплодной мечтой.

Ребята, что по-вашему мнению, нужно для того, чтобы хорошо учиться? (ответы детей:(слушать учителя, быть внимательным, дисциплинированным и ответственным, заставлять себя делать уроки)

Чтобы заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи требуется сила воли.

Воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.

Во-вторых, нужно помнить, что учение – это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.

В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они дело наживное.

Итак, основным качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.

СЛАЙД

воля, трудолюбие, способности

Как же развивать волю?

Воля – это борьба между «ХОЧУ» и «НАДО»

Научиться думать – самая трудная задача ученика. Нежелание учиться, плохие отметки – это происходит от того, что мы не умеем думать или чаще всего не хотим думать, потому что думать тяжело.        

 Нужно настроить себя на работу, а в это время что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мешает и т. д. Да и в голове у нас много разных мыслей не относящихся к уроку. Как сосредоточиться на словах учителя?

Да нужна воля, а самый главный враг – это собственная лень – хитрая, изворотливая, недремлющая.. Она помогает нам искать оправдания, такие, например:

  • «Учитель меня не любит», несправедлив ко мне, поэтому я не хочу учиться , ходить в школу.
  • Все равно я ничего не понимаю в задачах, зачем их решать.
  • Все равно мне поствавят плохую отметку, зачем стараться.
  • Все равно воспитатели мне не поверят.
  • Мне так не хочется начинать делать уроки, еще успею.

Все это мешает им хорошо учиться. Об этом рассказал писатель Б. Заходер в стихотворении «Вредный кот».

1-й ученик: Петь, здорово!

2-й ученик: Здравствуй, Вова!

1-й ученик: Как уроки?

2-й ученик: Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только, было, сел за стол,

Слышу: «Мяу».

- Ты зачем пришел?

Уходи!- кричу коту.-

Мне и так…невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брось и не мяукай!

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид-

Ведь совсем как будто спит!

Но меня же не обманешь. «

А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!»

Раз его за хвост.

Кто кому мешал: кот мальчику или мальчик коту?

(ответы детей)

И мы отказываемся от волевого действия, сваливая  дела и проблемы на других, оправдывая себя, а Ее Величество Лень торжествует.

Что еще мешает нам хорошо учиться?

(ответы детей)

  • невнимательность,
  • безответственность,
  • несамостоятельность

Серёжа взял свою тетрадь –

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришёл монтёр,

Серёжа начал разговор

О пробках, о подлодке.

Через минуту знал монтёр,

Как надо прыгать с лодки.

Но вдруг увидел он в окне,

Что двор сухой и частый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь –

Озёра могут подождать.

Он был, конечно, вратарём,

Пришёл домой не скоро.

Часам, примерно, к четырём

Он вспомнил про озёра.

Но тут Алёша, младший брат,

Сломал Серёжин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И прокатился кстати.

Но вот Серёжина тетрадь

В десятый раз открыта.

 – Как много стали задавать! -

вдруг он сказал сердито. –

сижу над книжкой до сих пор

и всё не выучил озёр!

Так что же помешало Сереже выучить уроки?

(ответы детей)

Вот мы сейчас и посмотрим какое внимание у вас.

Энергизатор «Внимание»

Очень важно быть внимательным. Если быть внимательным, успех в учении вам обеспечен.

В армии командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «Смирно». Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы?

Оказывается, поза очень связана с вниманием. Значит, если мы хотим быть внимательными  на уроке, нужно соблюдать правила , которым нас учат в школе с первого класса.: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать.

СЛАЙД

Картинки как правильно сидеть на уроке

Что  еще  мешает нам учиться?

Наши неорганизованность, мы не умеем правильно распределять время для выполнения домашнего задания.

Время – ваше бесценное богатство

Ваше время – в ваших руках

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт.

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минуты

И очень краткие часы.

Теряя время, мы не успеваем погулять, поиграть, заняться любимым делом, потому что много времени уходит на приготовление домашних заданий.

Мы говорили  о том, что мешает нам учиться. А сейчас попробуем ответить на вопрос: «А зачем вам нужно учиться?»

СЛАЙД

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Озвучить итог, сравнить результаты обеих групп.

Спасибо за работу

Я думаю в  школе всегда самый любимый предмет – это переменка. И мы сейчас с вами немного отдохнем.

СЛАЙД

Веселая переменка

(звенит звонок)

Сценки

1 сюжет.

Мама: Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Ребёнок: Наручные часы нашего классного руководителя?

Мама: Кем ты будешь , когда вырастешь?

Ребёнок: Знаменитым человеком.

Мама: Почему ты так думаешь?

Ребёнок: Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

2 сюжет.

Мама: Когда собираешься делать уроки?

Ребёнок: После кино.

Мама: После кино поздно!

Ребёнок; Учиться никогда не поздно!

3 сюжет.

Мама: Почему ты дома не открываешь учебник?

Ребёнок: ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Мама: Эх, сынок, что же ты на контрольной по геометрии 120 градусов отмерить не смог?

Ребёнок: А я градусник дома забыл.

Мама задумчиво изучает запись в дневнике и цитирует её: «Спал на уроке истории».

Ребёнок: Это я обучался во сне.

По вашей реакции я поняла, что вы правильно поняли, что это шутка.



Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое толерантность»

Цели и задачи:

сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

сформировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;

формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

развивать критическое мышление, коммуникативные умения через навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

развивать способности к познанию себя и других людей;

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Оборудование: ИКТ; презентация; фрагмент из к/ф «Чучело»; 6 надутых шаров одного цвета и 1 шар другого на палочках с записками; жетоны белого, зеленого, красного, синего цвета (по количеству детей, чтобы разделить обучающихся на группы); цветные таблички на столы; раздаточный материал «Лингвистический экскурс в понятие «толерантность», опросник «Черты толерантной личности»; на ватмане нарисовано дерево без листьев; листья для дерева разного цвета; клей; фломастеры; памятки «20 шагов к толерантности» (по количеству участников).

Форма: тренинг

Литература

  1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.  
  2. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.
  3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7
  4. « 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.
  5. « Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.
  6. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
  8. http://www.tolerance.ru/
  9. http://www.46tv.ru/line/kursk/007532/

Ход мероприятия

На учительском столе разложены разноцветные жетоны, перевернутые цветной стороной вниз (это позволит разделить обучающихся на группы независимо от их желания и общения). Дети, входя в кабинет, берут жетоны и рассаживаются соответственно цвету за столы, заранее расставленные для четырех групп. Шары на столе в виде цветка стоят в вазе.

  1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу в знак пожелания доброго дня и хорошего настроения. А теперь давайте поздороваемся еще раз как люди из разных стран. У вас на столе лежит табличка, на которой написана страна и форма приветствия. Продемонстрируйте приветствие. (Красные жетоны – японцы (поклон, соединить ладони перед собой), голубые жетоны – европейцы (пожать руку), белые жетоны – эскимосы (трутся носами), зеленые жетоны – китайцы

(спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться).

 В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.

  1. Введение в тему мероприятия.

А теперь мне нужны 6 помощников. Обратите внимание на шары: они не пустые, в них спрятаны записки с чертами личности, давайте хлопнем их и прочитаем (помощники хлопают шарики, зачитывают слова: «терпение», «чуткость», «снисходительность», «сопереживание», «доброжелательность», «доверие» и садятся на места).

Учитель: Скажите, каким словом можно объединить эти черты личности? (Ответы детей).

Учитель: Спасибо. Эту загадку поможет разгадать последний шар! (учитель хлопает шар и просит любого из детей прочитать слово на записке). Это слово «толерантность»! Сегодняшний классный час будет посвящен понятию толерантность.

  1. Ход классного часа.

Учитель: Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские.  Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков… Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев
 нашей истории нерусского происхождения?

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
Давайте проведем лингвистический экскурс в понятие «толерантность». У вас на столах лежат материалы с выдержками из словарей разных языков. Познакомимся с ними.

Дети по очереди зачитывают.

В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: терпимость к различиям между людьми, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и обязанности, не нарушая прав и свобод других людей. Толерантность означает уважение, принятие многообразных культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.

Толерантность – это правило трех «П»

Признание – способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;

Принятие – безусловное положительное отношение к таким отличиям;

Понимание – умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.

А теперь я предлагаю вам оценить, толерантны ли вы, т.е. какими чертами толерантной личности вы обладаете. Для этого вам необходимо заполнить бланк опросника (смотри приложение). Перед вами 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Выберите 5 черт, которые у вас наиболее выражены и поставьте напротив них «+», «0» -напротив тех черт, которые у вас наименее выражены (дети заполняют бланк опросника).

Скажите, сложилось ли у вас представление о толерантной личности? Ответы детей

Есть ли качества, которых вам не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми? Ответы детей

Тренинг «Волшебная лавка»

Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность. Напомню, с этими качествами вы только что встречались, работая с бланками опросника! Я выступаю в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько «вещей», которых у вас нет. Это те качества, которые важны для толерантной личности, но отмечены «0» в опроснике.

Например, покупателю нужно «терпение». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с  избытком.

Можно пригласить по 1 покупателю от каждой группы.

В игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни?

Ответы детей.

Нужно воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению других, развивать, заниматься самовоспитанием. Человек толерантным не рождается, а становится!

Упражнение «Аплодисменты», участники садятся в круг.

Давайте немного отдохнем. Я прошу вставать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Остальные аплодируют тем, кто встал. Встаньте те, кто умеет:

Рисовать

Играть на гитаре

Танцевать

Вышивать

Плавать, играть в футбол

Кататься на скейте

Петь (список может быть изменен).

Встаньте те, кто мечтает стать:

Учителем

Юристом

Полицейским

Визажистом

Прыгнуть с парашютом (список может быть изменен).

Все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам, мечтам других! Скажите, а кто-нибудь завидовал, злился, что не может делать то, что могут товарищи? Ответы детей

Давайте посмотрим отрывок из х/ф Р.Быкова «Чучело» (сцена прихода новенькой в класс, сжигание Чучела) (Можно использовать другие сцены из фильма).

Как встретили новенькую? Почему именно так? (не такая,  как все) Ответы детей

Какие черты личности школьников вы можете выделить, посмотрев сюжет? Ответы детей

Да. Это - злость, равнодушие, невежливость, самолюбие, агрессивность, непонимание, безразличие, высокомерие, раздражительность.

Это качества, которые характеризуют интолерантную личность.

Интолерантный  человек – это человек, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого.

Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.  (Х. Ягодзиньский)

 Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.  (Ф. Вольтер)

 Давайте согласимся иметь разногласия.  (Л. Стивенсон)

Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм)

Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).

Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. На столах у вас лежат листья, фломастеры и клей. Напишите черты толерантной личности и сформируйте крону символического дерева, приклеив листочки к веткам дерева. Также напишите черты интолерантной личности и расположите их под деревом!

Дети формулируют качества и клеят листочки

Посмотрите, как преобразилось наше дерево! Что оно символизирует? Ответы детей. Как мы можем назвать его? Ответы детей. Дерево толерантности!

Приложение 1

«Лингвистический экскурс в понятие «толерантность»»

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

толерантность (русский) – терпимость, способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо), т.е. допускать, принимать существование чего-либо/кого-то.

Приложение 2

п/п

Черты толерантной личности

Наличие у ребенка

1.

Расположенность к другим

2.

Снисходительность

3.

Терпение

4.

Чувство юмора

5.

Чуткость

6.

Доверие

7.

Альтруизм

8.

Терпимость к различиям

9.

Умение владеть собой

10.

Доброжелательность

11.

Умение не осуждать других

12.

Гуманизм

13.

Умение слушать

14.

Любознательность

15.

Способность к сопереживанию

Приложение 3

Памятка

«Люди, будьте человечны!

Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний,

для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

20 шагов к толерантности

  1. Наличие четкой  цели.
  2. Желание быть толерантным.
  3. Стремление человека стать лучше.
  4. Умение ставить себя на место других.
  5. Не осуждать.
  6. Видеть шире: замечать мелочи и тонкости,

замечать особенности ситуации,

принимать во внимание предысторию.

  1. Подключать интуицию и воображение.
  2. Расширять свой круг общения
  3. Знакомиться с другими культурами (традициями).
  4. Наблюдать.
  5. Общаться с представителями других культур.
  6. Улучшить самоконтроль.
  7. Развить в себе умение молчать, слушать.
  8. Менять места, путешествовать.
  9. Менять точки зрения.
  10. Направленность «на понимание».
  11. Сопереживать.
  12. Не зацикливаться.
  13. Быть активным.
  14. Не оценивать.



Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Цель: познакомить с историей праздника и поздравить будущих защитников Отечества.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.

23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.

Ведущий 2.

Во все века героизм и мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Ведущий 1.

День защитников Отечества возник в 1918 году как день рождения Красной Армии.

Ведущий 2.

Особое значение День защитника Отечества приобретает после Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г.

Ведущий 1.

Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Для многих, это величайший подвиг народа за всю мировую историю, и в то же время, это такая трагедия, которая ни в коем случае не должна повториться.

Ведущий 2.

С 1946 года праздник стал называться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Ведущий 1.

С 10 февраля 1995 года праздник называется «День защитника Отечества».

Ведущий 2.

Сегодня большинство граждан России рассматривают День защитника Отечества не столько, как годовщину Великой Победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как день настоящих мужчин.

Ведущий 1.

Поздравлений заслуживают те, кто в разные годы защищал нашу Родину, и те, кто сейчас оберегает наш спокойный сон.

Ведущий 2.

Человек немыслим без Родины, края, места, где он рождается. Ну, а если есть Родина, Отечество, где мы живем, где жили наши предки, значит, нужны и люди, которые смогут ее защитить. Сейчас  девочки поздравят мальчиков, будущих наших защитников, с их праздником.

Сценка.

1девочка.

Лена, Катя! Идите сюда!

Давайте с вами поговорим,

Пока все ушли на завтрак

Ведь 23 завтра!

2 девочка

Что? 23? Ну и что же?

Чем этот день уж так хорош?

3 девочка

Ну, как же, праздник у мужчин!

В году ведь только день такой один!

Поздравить надо всех защитников страны.

И мы поздравить наших мальчиков должны!

2 девочка

При чем тут наши ребята?

Они пока еще не солдаты.

1 девочка

Но вырастут и будут защищать!

2 девочка

Пока они умеют только обижать:

То за косу дернет, то толкнут,

То в дверь не пустят, то обзовут.

3 девочка

Тем более поздравить есть причина-__

Мы им напомним, что они мужчины.

Давайте  с праздником поздравим,

Какой-нибудь для них сюрприз устроим.

1 девочка

Придумала! Устроим им турнир!

2 девочка

А какие там будут задания?

1 девочка

На ловкость сделаем соревнования,

На ум, сообразительность и знания,

На быстроту, на уменье

В серьезном деле проявить терпенье

2 девочка

Ну  что ж, тогда начнем скорей.

И мы за них сегодня поболеем!

Ведущий 1.

Объявляем праздничный турнир Рыцарей!

Рыцарь должен быть смелым, сильным, смекалистым, и благородным.

Сегодня мы узнаем, кто из вас настоящий рыцарь.

Конкурс “Собери слово”.

Командам даётся набор букв (на карточках) врассыпную, например “ЗАЩИТНИК” и предлагается из них составить слово, подходящее к нашему празднику. Выигрывает та команда, которая  составит правильно слово быстрее.

Конкурс «Военные звания». 

Мальчишки, как будущие военные, знают военные звания, и сейчас мы это проверим. Каждая команда по очереди называет военные звания; кто последний - та команда и побеждает.

Конкурс “Меткий стрелок” (эстафета).

Все команды строятся в две шеренги. Перед командами на некотором расстоянии ставится пластиковая корзина (ведро) и командам выдаются мячи (теннисные или подобные). Цель конкурса: каждый участник команды бросает мяч в корзину. Какая команда больше число раз попадёт, та и выигрывает. Каждый участник бросает по одному разу. Бросают парами - участник и его противник.

1 девочка.
На лбу бывают шишки.
Под глазом — фонари.
Уж если вы — мальчишки,
То вы — богатыри.
2 девочка.
Царапины. Занозы.
Вам страшен только йод!
(Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет).
3 девочка.
Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
4 девочка.
Упрямые, с утра вы
Опять на бой, в дозор!
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.

Конкурс «Дозор».

Наш наблюдательный пункт находится на «болоте». Нашли кочку, но очень маленькую (Лист бумаги А4). На ней можно стоять только на одной ноге. Кто первый оступится и «упадет» в «болото», тот выбывает из состязания.

Конкурс «Самый умный» (2 конверта, 20 карточек). В конкурсе участвуют 2 человека. Каждый получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти — начало пословиц, на остальных — конец. Нужно "собрать" пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?
Первый конверт
1. За битого двух небитых дают,
2. хоть вовсе брось!
3. Корень учения горек,
4. товарища нет.
5. Готовь сани летом,
6. да не берут.
7. Авось и небось —
8. зато плод его сладок.
9. На вкус, на цвет
10. а телегу зимой.

Второй конверт
1. Беспечный пьет воду,
2. не поле перейти.
3. Не изведав горького,
4. а внимание.
5. Весна красна цветами,
6. а заботливый — мед.
7. Век прожить —
8. не узнаешь сладкого.
9. Дорог не подарок,
10. а осень — снопами.

Конкурс “Комплимент”

Участвуют  все участники. Девочек должен либо выбрать учитель, либо пригласить сам участник, тогда в конце конкурса оценивается ещё и качество приглашения. Обязательное условие: капитан команды говорить комплименты девочке из другого класса. Участники говорят по очереди и выигрывает тот, кто скажет комплимент последним, и противник не сможет ничего  более добавить. Ведущий учитель должен следить за тем, чтобы слова не повторялись, а участники говорили комплименты, именно смотря на девочек, а не в сторону. Время на конкурс - 2-3 минуты.

Частушки

Начинаем петь частушки

Просим не смеяться.

Не смотрите так на нас-

Можем застесняться!

Мы поём для вас сегодня,

И мотив у нас один,

С двадцать третьем вас поздравить

Очень-очень вас хотим!

В нашем классе каждый мальчик

Очень ловок и красив,

Поздравляет вас конечно,

Весь наш женский коллектив!

Разбуди мальчишек ночью,

В самой серединочке,

Алфавит они расскажут

Без одной запиночки!

На уроках не зевайте,

Будьте все внимательны,

И хорошие оценки будут обязательно!

На уроках все мальчишки

Даже очень хороши,

А приходит перемена-

Ты пощады не ищи.

А мальчишки наши очень

Любят бегать и играть.

И учиться обещают

На четыре и на пять!

Опозданья все мальчишки

Объясняют просто:

- А учиться на уроке

Никогда не поздно!

Третья четверть уж в разгаре,

Часики затикали,

А мальчишки-то мечтают:

Снова бы каникулы!

В нашем классе все мальчишки

Любят отличиться.

Кто рисует, кто поёт,

Кто-то веселится!

Все частушки перепели,

Да вот так мы хороши!

Вы похлопайте дружнее,

Мы старались от души!


Конкурс «Веселые танкисты».

Мальчиков разделить на две команды. Каждой команде выделяете половину доски. Игроки из каждой команды по очереди с завязанными глазами рисуют  танк.  (Каждый игрок рисует одну деталь:  гусеницы, следующий башню, третий дуло танка и т.д.). У  кого рисунок больше соответствует норме тот и победил.

Конкурс «Заминированное поле».

Ночь. Темно. Вам нужно пройти через «заминированное поле» и не задеть ни одной «мины». С завязанными глазами обойти (кегли или пластиковые бутылки). Кто больше «мин» зацепит, тот и выбывает из конкурса.

Конкурс «Самый сильный»  (2 лимона)

 Участвуют два мальчика. Дать им по одному лимону, и попросить выжать сок данного цитруса, в стакан, используя мускульную силу рук. Выигрывает тот, у кого больше сока в стакане.

Конкурс “Удержи шар” 

     Приглашаются пары - участник из команды + девочка из зала. Каждой           паре даётся надутый воздушный шар (лучше брать достаточно прочный) и пара должна удержать его, зажав между собой, не трогая его руками. При этом пары должны не стоять на месте, а двигаться, т.е. танцевать медленный танец (под музыку вальса).

Милые ровесники-мальчишки,

Рыцари без страха и упрёка,

Вы любите компьютеры и книжки,

Иногда сбегаете с уроков.        

Манит море вас волшебною мечтою.

Вы всегда настойчивы, упрямы

И готовы вы пожертвовать собою

Ради девочки - прекрасной милой дамы.

И всегда на месте ваши шпаги,

Впору рыцарские вам доспехи.

С вами ваши верность и отвага

И победы ваши и успехи.

Вам желаем приключений не из книжки,

Чтоб в пути всегда вы были вместе,

Милые ровесники-мальчишки,

Рыцари отваги, дружбы, чести!


Песенка на  музыку из к/ф «Девчата»

Сегодня приоделись  для вас мы  так нарядно

И с замираньем сердца всех поздравить мы спешим:

Поём мальчишкам  песню и видеть в вас желаем

Лишь защитников смелых  родной своей страны.

 

Почти уже мужчины: умны,  сильны, достойны,

И чтение, и русский  вам точно по плечу.

Но лишь звонок весёлый звучит на перемену,

Как гурьбою  в атаку несётесь снова вы.

 

То пробегая мимо, то прошибая стены,

Вперёд к заветной цели -  и преграды нипочём…

В столовой вы стоите все насмерть непременно,

После вас лишь, конечно, мы булочки берём.

Но всё же без мальчишек нам было б очень скучно.

Без вас, на самом деле, мы бледнеем день за днём.

Недаром величают вас сильной половиной,

Ну а нас называют с усмешкой слабый пол.



Предварительный просмотр:

Классный час (духовно-нравственный)

Тема: «Дорогие мои, старики…»

Цель: способствовать формированию уважительного отношения к людям пожилого возраста, умению строить взаимоотношения с пожилыми людьми.

Образовательный аспект: способствовать формированию представлений о нормах отношении к пожилым людям в обществе на разных этапах его развития.

Воспитательный аспект: содействовать усвоению нравственных норм: уважению к старшим, милосердию, толерантности; воспитание креативности, трудолюбия, целеустремлённости, стремление к самореализации.

Развивающий аспект: способствовать развитию исследовательских и коммуникативных компетенций; содействовать развитию умений использовать научные методы познания, самостоятельно планировать, организовывать, контролировать свою деятельность и работу в группе, публично представлять результаты исследования.

Задача: составить правила взаимоотношений с пожилыми людьми,

Оборудование: проектор, презентация, отрывок из художественного фильма «Нахалёнок», фотографии бабушек и дедушек учеников класса

Ход классного часа.

Учитель.

Добрый день, ребята. Я хочу вам прочитать старинную легенду, которая меня очень тронула.(Звучит музыка)

Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней.

Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть.

Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться.

Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну. И вот драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал.

Но нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился военными хитростями, и враг был разбит.

Все стали восхвалять Хакима, его мудрость. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.

Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?

Почему эта тема важна?

Тема нашего классного часа звучит как слова из песни «Дорогие наши, старики».

Каждый из вас знает тепло рук бабушки, заботу дедушки. У некоторых из вас есть даже прабабушки и прадедушки. Но вы стали взрослее, порой стесняетесь их нежных объятий, поцелуев, а их заботу считаете излишней опекой. А иногда случается и такое…

(Кадры из фильма «Нахалёнок»).

Строгие были правила у казаков. Вы посмотрели отрывок из старого советского фильма «Нахалёнок», который наверняка любят ваши родители, бабушки и дедушки.

Какую проблему я хочу с вами обсудить?

Проблема: как строить отношения с пожилыми людьми, чтобы избежать конфликтов, сохранить взаимопонимание?

Чтобы решить любую проблему, задачу нужно знать правила её решения. Следовательно, чтобы научиться строить отношения с пожилыми людьми нужно знать правила, и эти правила мы составим в ходе нашего занятия вместе с вами.

И так, какая цель нашего занятия?

Цель: составить правила взаимоотношений с пожилыми людьми.

В теме нашего разговора звучит слово «старики». Какие ассоциации у вас возникают при слове «старики»? Каким словом его можно заменить? («пожилые люди», «люди преклонного возраста») Обидно ли звучит это слово? (зависит от нашего отношения).

Основная часть.

Для начала разберёмся, существует ли проблема отношения к пожилым людям в обществе, в нашем посёлке и в нашем классе. Вы провели исследования по разным вопросам этой темы. Какое задание у вас было? Познакомьте нас с результатами вашего исследования.

1 группа. Задание: что изучает наука геронтология, какое количество пожилых людей и долгожителей проживает в нашем посёлке?

К каким выводам вы пришли? (Четвёртая часть населения нашего посёлка – пенсионеры, Число долгожителей уменьшается) Существует ли проблема взаимоотношений с пожилыми людьми в обществе, в нашем посёлке?

2 группа. Задание: выяснить, сколько домов престарелых в Белгородской области, Чернянском р-не, п. Чернянка. По каким причинам старики туда попадают.

К каким выводам вы пришли? Существует ли проблема одинокой старости в Белгородской области и Чернянке?

3 группа. Задание: провести социологический опрос в классе по теме «Находите ли вы общий язык со своими бабушками и дедушками?» (Приложение 1)

К каким выводам вы пришли? Существует ли проблема взаимоотношений с дедушками и бабушками в нашем классе?

Вы убедились, что проблема взаимоотношений с пожилыми людьми существует в обществе и у вас тоже. Каким образом общество решает эту проблему? С древних времён люди беспокоились об отношении молодёжи к старшему поколению, создавали нормы, правила. Какие же это нормы? Прочитайте документы и ответьте на вопросы к тексту, обсудив их в группе. Какие советы мы можем найти в христианстве, в заветах великих людей?

Работа в группах с документами (Приложение 2).

Говорят о состоянии общества можно судить по тому, как оно относится к детям и старикам. Так оно и есть, ибо старики - наше прошлое, а дети – будущее.

Выясним, как вы усвоили наставления наших предков. Проанализируем знакомые вам ситуации.

Работа в группах. Приложение 3.

1 группа.

Разыграйте сценку. Сюжет: внук или внучка собирается в школу, бабушка провожает в его школу и проявляет заботу, внимание. Покажите, из-за чего может произойти конфликт.

Знакома ли вам такая ситуация? В чём причина конфликта? Почему бабушка проявляет заботу? Почему вам это не нравится? Как избежать конфликта, обид? (понимание, терпение, толерантность)

2 и 3 группы.

Продолжить историю. Мише позвонила его бабушка Таня, попросила сходить в аптеку за лекарством. Но Миша спешил на секцию и сказал, что сделает это завтра.

Бабушка пошла с просьбой к соседям. И соседский мальчик Андрей согласился ей купить лекарство в аптеке. Бабушка этому очень обрадовалась. Родители Миши, узнав о звонке, отругали сына, купили лекарства и отправили к бабушке.

Придумайте окончание истории. Как бы вы поступили в такой ситуации?

(Когда Миша пришел к бабушке, то узнал, что лекарство уже есть. Он пошел к Андрею и поблагодарил его. А потом они вместе пили чай с булочками у бабушки.)

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов. Какой вывод из этого примера вы можете сделать?

Мы живем в третьем тысячелетие. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. Но должны оставаться неприкосновенными такие вечные ценности как сострадание, милосердие и уважение к пожилым людям.(Презентация. Трогательные фотографии пожилых людей.)

Как легко обидеть старика…
Как легко обидеть старика!
Скажешь ему что-то неуклюже -
Сразу взгляд бездомного щенка:
Никому-то я теперь не нужен!
Ты уж позабыл, что ты сказал,
А у него горит на сердце рана,
Слезы набегают на глаза,
Словно у ребенка от обмана.
Жизнь ушла. И завтра будет ночь.
Заберет. Ни встать, ни оглянуться.
А ведь так легко ему помочь -
Только, как ребенку, улыбнуться!
Для весёлых весенних ветвей

Корни более чем родня...

Берегите старых людей

От обид, холодов и огня.

За спиной у них -

Гул атак,

Годы тяжких трудов и битв...

Но у старости -

Ломок шаг

И неровен дыханья ритм,

Но у старости -

Силы не те.

дней не прожитых

мал запас...

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас.

Бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Не было бы их – не было и вас, таких умных, красивых, воспитанных, замечательных. Не было бы созвездия учеников 6 Б класса. Ребята, сегодня вы принесли фотографии своих бабушек и дедушек. Покажите их нам. Давайте поговорим о ваших дедушках и бабушках.

Что хорошего для вас делают ваши бабушки и дедушки?

Почему вы любите своих бабушек и дедушек?

Почему вы гордитесь своими бабушками и дедушками?

Давайте добавим эти фотографии к нашему созвездию. (Закрепляют магнитами фото на лучи)

В центре созвездия – наш класс. Лучи соединяют нас с вашей семьёй. Посмотрите, каким ярким стало наше созвездие. Что оно символизирует?

Мы подошли к самой важной части нашего занятия, подведём итог нашей работы и составим правила взаимоотношений с пожилыми людьми. Закончите утверждения. (Дети дописывают правила на листах. Приложение 4)

Утверждения:

  1. Старики слабые - им нужно помогать.
  2. Старики одиноки - их надо навещать.
  3. Старики мудрые - у них надо учиться.
  4. Старики нас поучают - нужно проявлять терпение.
  5. Старики много пережили – их надо уважать.

Я хочу напомнить вам «золотое правило нравственности» - относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Рефлексия

Мне важно узнать ваше впечатление о нашей беседе.

Продолжите фразу:

Во время занятия я чувствовал…

Сегодня я научился….

Для пожилых людей я могу …

Придя домой я, сделаю….

Я хочу обратить ваше внимание на то, что в вашей заботе нуждаются не только родные бабушки и дедушки, но и старики, которые живут рядом. Вы волонтёры, участвуете в акциях «День пожилого человека», «Ветеран живёт рядом». Наши подшефные ветераны Овсянников А.Г. и Волкова Н.И. всегда рады вашим поздравлениям, помощи. Но людей, которых нуждаются в нашей помощи много.

Задание узнать кто такие «тимуровцы» и провести разведку «добрых дел». Что вы можете сделать для пожилых людей, которые живут рядом с вами? А на следующем классном часе вы расскажите, какие добрые дела для стариков вы сделали.

Приложение 1

Вопросы анкеты:

  1. Есть ли у вас бабушки или дедушки? (да, нет)
  2. Есть ли у вас прабабушки или прадедушки? (да, нет)
  3. Живёте ли вы вместе с ними? (да, нет)
  4. Находите ли вы общий язык со своими бабушками и дедушками?

а) да, мы друг друга хорошо понимаем;

б) не всегда, мы все-таки разные поколения;

в) нет, мне не о чем с ними разговаривать;

Приложение 2

1 группа.

Христианское отношение к старикам.

Библия рассматривает долголетие (Быт. 15:15; Ис. 65:20; Зх. 8:4 и другие) как благословение. Долголетие считается наградой за выполнение определенных заповедей (Исх. 20:12; Втор. 22:7; 25:15;  Десять заповедей: «Чти отца твоего и мать твою...»).

Библия требует уважительного отношения к старости: “И перед лицом седого вставай и почитай старца, и бойся Бога твоего” (Лев. 19:32). Непочтение к старости рассматривается как грех (Ис. 3:5), а беспощадность к старикам — как выражение крайней жестокости врага (Втор. 28:50; Ис. 47:6 и другие). «Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем».

 Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Пс 36:25). Апостол Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1Тим 5:1 и след.).

Многочисленное потомство до третьего и четвертого поколений (Быт 50:23; Иов 42:16)восхваляется как благословение С. (Притч 17:6)и даруется в обетованиях (Пс. 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руфь 4:15; 1Тим 5:4,8,16).

Вопрос: как молодые люди должны относиться к старшим согласно христианской вере?

2 группа.

Поучение детям» Владимира Мономаха (1053–1125гг).

О, дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество.

Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живем, а завтра во гробе. – Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. – Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев.

«Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Пётр I (1717г).

Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.

Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Вопрос: как молодые люди должны относиться к старшим по советам Владимира Мономах и Петра I?

3 группа.

Празднование Дня пожилых людей в разных странах

14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей.

Во многих странах День пожилых людей празднуется с большим размахом. Теле- и радиокомпании составляют свои программы с учётом вкусов пожилых людей. Проводятся фестивали, устраивают в этот день различные благотворительные акции.

Сначала День пожилых людей стали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 90-х годов уже во всем мире. А вот в Японии, где ежегодный День почитания пожилых людей существует уже давно, его не стали переносить – он по-прежнему отмечается в третий понедельник сентября.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что на планете Земля дольше всех живут японцы. Средняя продолжительность жизни мужчин - японцев составляет 78 лет, а японок — 85 с половиной лет — рекордное значение среди всех стран.

Причинами такого долгожительства являются не только здоровый образ жизни. Но большую роль играет и особый душевный климат, всеобщее доброе отношение к людям старшего поколения, в Японии существует целый культ пожилых людей, есть особые традиции, особые ритуалы в их почитании.

Вопрос: как современное общество относится к пожилым людям?

Приложение 3

1 группа.

Разыграйте сценку. Сюжет: внук или внучка собирается в школу, бабушка провожает в его школу и проявляет заботу, внимание. Покажите, из-за чего может произойти конфликт.

Знакома ли вам такая ситуация? В чём причина конфликта? Почему бабушка проявляет заботу? Почему вам это не нравится? Как избежать конфликта, обид?(понимание, терпение, толерантность)

2 и 3 группы.

Продолжить историю. Мише позвонила его бабушка Таня, попросила сходить в аптеку за лекарством. Но Миша спешил на секцию и сказал, что сделает это завтра.

Бабушка пошла с просьбой к соседям. И соседский мальчик Андрей согласился ей купить лекарство в аптеке. Бабушка этому очень обрадовалась. Родители Миши, узнав о звонке, отругали сына, купили лекарства и отправили к бабушке.

Придумайте окончание истории. Как бы вы поступили в такой ситуации?



Предварительный просмотр:

Классный час

 «Сталинград в солдатской шинели»

Сталинградская битва

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года).

Вместе с тем, в силу того, что Сталинградская битва – это целый комплекс оборонительных и наступательных операций, ее периоды в свою очередь необходимо рассматривать по этапам, каждый из которых – это либо одна законченная, либо даже несколько взаимосвязанных операций.

За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, 32 соединениям и частям были присвоены почетные наименования «Сталинградские», 5 – «Донские». 55 соединений и частей были награждены орденами. 183 части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Более ста двадцати воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда». К 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой Волгоград был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Разгром врага и его капитуляция

19 ноября началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. 23 ноября соединения Юго-Западного и Донского фронтов встретились в районе Калач, Советский, Мариновка. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

В начале января началась операция по ликвидации окруженной группировки. К концу января войска вермахта, несмотря на отчаянное сопротивление, были расчленены на две части - северную и южную. 31 января 1943 года был пленен командующий 6-й армией фельдмаршал Паулюс с его штабом и капитулировала южная часть окруженной группировки. 1 февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть. 2 февраля 1943 года в 16 часов закончилась Сталинградская битва.



Предварительный просмотр:

«Человеческие ценности»

Цель - воспитывать у детей отношение к жизни как к большой ценности на земле, развивать нравственные качества личности.

                                                          Ход беседы

Вступительная беседа.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о человеческих ценностях.

Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?

(Ответы детей).

У каждого человека есть свои нравственные ценности, то, что он больше всего ценит, что для него свято.

Что является ценностью для вас?

(Дети перечисляют свои ценности).

Если человек умеет правильно оценивать события, различные ситуации, поступки, он имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, добрым и злым, полезным и вредным.

Если человек мечтает приобрести только материальные блага, он и оценивает себя на уровне материальных благ: как владельца дома, дачи, машины...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать страдания, приносить людям счастье, радость, он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь и получить радость.

Беседа по теме.

Ребята, перед вами лист бумаги. Согните пожалуйста, верхний правый угол.

А теперь оторвите нижний левый угол. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните , пожалуйста, свой листок и сравните с соседями . Есть ли у кого- то точно такой же?

ВЫВОД: У всех ребят получилось что-то свое.

Так и в жизни: каждый человек- это неповторимая личность, у каждого своя цель в жизни и, конечно, жизненные ценности.

На слайде перечислены некоторые жизненные ценности. Выберите три, на ваш взгляд, самые важные ценности.

Здоровье        Хорошее образование

Деньги        Хорошие друзья

Власть        Доброта

Слава        Лекарство от всех болезней

Семья        Волшебная палочка

Представьте, что сейчас вы можете купить ОДНУ ценность. Какую ценность вы купите? Появляются ценности, дети их «покупают». После покупки каждый ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту ценность.

Каждому ребенку задается  вопрос, направленный на психическое воздействие, (заставляет задуматься ребенка о том, нужны ли ему эта ценность).

Я, надеюсь, что ты использовал бы в благих целях волшебную палочку. Какое желание ты бы хотел в жизни реализовать с помощью волшебной палочки? Уверен ли ты в том ,что волшебную палочку ты будешь использовать не в корыстных целях. Люди меняются ,когда появляется власть.

Хорошее образование. Хорошую ценность ты приобрел, каждый человек должен стремиться получить хорошее образование, но к этому нужно приложить массу усилий.

ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ. Как ты будешь использовать лекарство от всех болезней? Для нуждающихся?

-Доброта, милосердие - никуда не уходят, они согревают человека. Если человек делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.

ДЕНЬГИ-это непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.

ВЛАСТЬ тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола. Власть - это тоже мнимая ценность.

СЛАВА - это тоже мнимая ценность. Славу легко потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими. Не испортит ли тебя всемирная слава. И готов ли ты, чтобы тебя обсуждали публично, не хочется побыть в тишине?

-Как вы думаете, что для вас является самым ценным, самым дорогим? (жизнь).

-Почему самым большим богатством для человека является жизнь? (ответы детей).

-В каких случаях люди не дорожат своей жизнью, не берегут ее?(ответы детей)

-Не менее важным является здоровье.

-Вы согласны с этим? (рассуждения детей).

-В каких случаях люди сами губят свое здоровье?(ответы детей)

Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (без семьи, без друзей). Докажите свое мнение.

-Что еще является значимым для человека? (Родина).

-Почему Родина так важна для человека? (ответы детей).

-А что еще является одним из важнейших условий для жизни человека? (мир).

-Почему? (война может лишить человека всего, включая его жизнь).

Подведение итогов.

Мы сегодня поговорили с вами о жизненных ценностях. Какую бы теперь вы выбрали (купили) жизненную ценность?(ответы детей).



Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе "Символика моей страны"

Цель: изучение учащимися истории госсимволики. 
Оформление: Герб Российской Федерации, гербы остальных государств, флаг РФ.

 
Учитель: Сейчас мы побеседуем о символике РФ.

Ребята, а что мы относим к символике?

Сейчас расположитесь у компьютеров группами. Ваша задачка - найти страну, чей флаг покажется на мониторе. (Подведение итогов) 

Учитель: 5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новенькую российскую символику. Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг Рф - полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя - белая, средняя - голубая, нижняя - красного цвета, официальным флагом Российской Федерации



31 октября 1991 года флаг был утвержден Съездом народных депутатов. Бело-сине-красный флаг стал опять государственным. Трехцветный флаг - знак свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику. 

Ученик: 
Был побежден народный неприятель 
Народную рукой, 
И 100 народов этот флаг 
Взвивают над собой - 
На самой высшей высоте, 
На самой дальней широте, 
Посреди полей и городов, 
Меж волн бесчисленных рядов. 

Пристрастие российского народа к красному цвету понятно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обвешивались изнутри царские суда и кареты. Под красным балдахином появлялись цари перед народом. Конкретно красный цвет можно считать обычным цветом российских царей и российской монархии до XIX века. Мы знаем, что до 1991 года флаг РФ был весь красного цвета. 

В нем - населению земли привет, - 
И проще в мире флага нет; 
В нем - нашей славы жаркий цвет,- 
И жарче в мире флага нет; 
В нем - нашей силы суровый свет,- 
Посильнее флага в мире нет; 
В нем - правда, наших бардовых лет, - 
Правдивей флага нет! 

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета. 

Сейчас наш флаг трехцветный. Голубой цвет числился цветом Богоматери, покровительницы российской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей. 
Белый цвет был эмблемой свободы и величия, отсюда фольклорный "Белый правитель", то есть независящий. 
Сочетание этих 3-х цветов, непревзойденно видимых даже в пасмурную погоду, припоминает о свободе и православии того страны, кому принадлежит флаг. Флаг вывешивается на государственных учреждениях. Символика хоть какого страны является неоъемлемой и совсем принципиальной частью. Кто может себе представить государственное учреждение без флага? Флаг нужный атрибут. 

Ученик: Однако ведь, не считая флага, у каждой страны есть собственный герб. 
Учитель: Правильно. (Рассказ об истории герба остальных государств из романа "Айвенго") 

А сейчас перейдем к истории государственного герба РФ. 1-ый герб возник в конце XIX века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея. Пришествие царствования Ивана III с византийской царевной Софьей -Зоей Палеолог принесло на Русь герб - двуглавого сокола, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не было, а византийский герб с двуглавым соколом, который символично глядит и на запад и на восток, приглянулся Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая обладала гербом. Двуглавый орел - это из древнейших в истории населения земли знак власти, верховенства, силы и мудрости. 

Учитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым соколом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан 2-мя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе сокола - скипетр, в левой - держава. На груди сокола, на красном щите - серебряный всадник, в голубом плаще, на серебряном жеребце, поражающий серебряным копьем темного, опрокинутого навзничь и попранного жеребцом, дракона. 

Сейчас подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб? 

Правильно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный символ, официальный символ, официальная эмблема страны, изображаемая на знаменах, печатях, валютных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных заслугах). Уже не одно столетие на гербе Русского страны красуется двуглавый орел. Есть у каждого страны и гимн. 

Гимн - это официально принятая праздничная песнь в честь страны. 
Мы слышим его множество раз за свою жизнь, во всех праздничных вариантах страны. Гимн Рф должен исполняться в чётком согласовании с утвержденными редакцией текстом. Кто-нибудь из вас, ребята, знает гимн наизусть? 
(Прослушивание Государственного гимна российской Федерации). 
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное произведение, которое исполняется в вариантах, предусмотренных законом. Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, имеет создателей, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена? 

Ученик: Гимн Российской Федерации написали два человека. С.Михалков написал слова, а музыку - А. Александров. 

Учитель: Верно. А сейчас давайте проведем небольшую викторину. 
Викторина. 

1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных заслугах, знаменах, печатях, валютных символов). 
2. В каком веке возник герб нашего страны? (В конце XIVвека). 
3. Двуглавый орел на гербе возник во время царствования, какого царя? (Ивана III). 
4. Что такое герб? (Знак страны, городка, рода). 
5. Когда исполняется гимн Рф? (В вариантах праздничных, предусмотренных законом). 
6. Создатели гимна Рф? (С.Михалков, А.Александров). 
7. 1-ая строчка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное). 
8. Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии). 

Учитель: Спасибо, ребята. вы пристально слушали и сейчас сами сможете поведать и про гимн Рф, и про флаг нашего страны. 

Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Для чего государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться". 

Ученик: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это огромное чувство гордости за свою страну. 

Ученица: Думаю, что в этом есть и приемственность поколений, ведь герб уже сколько веков на Руси и несет тот же смысл. 

Ученик: Знаки молвят и о величии нашей страны. Каждый российский человек гордится, что в его стране есть таковая увлекательная символика. 

Учитель: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится собственной историей, своим гербом, гимном и флагом.



Предварительный просмотр:

Классный час о здоровом образе жизни

«Я веду здоровый образ жизни»

Цели:

  • познакомить обучающихся с правилами здорового образа жизни;
  • формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоровья;
  • закрепление знаний и умений обучающихся по соблюдению личной гигиены;
  • раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;

Оборудование: карточки со словами, музыкальное оформление, запись на доске (правила ЗОЖ), презентация PowerPoint.                                                                                        Слайд №2

Приветствуем тех, кто время нашёл и в класс к нам на занятие о здоровье пришёл! Пусть зима улыбается в окно, Но в классе светло и тепло! Здоровье своё бережём с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед! - Здравствуйте, дорогие друзья! Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.

Не зря в старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами».         Как вы понимаете эту старинную пословицу?

Золотник – это примерно вес одной 50-копеечной монеты, а пуд – 16 кг. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Здоровье – одна из главных ценностей жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене. Плохое здоровье – причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

Наш классный час посвящён тому, как быть здоровым, как закаляться, соблюдать личную гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать.

Ребята, я предлагаю вам ознакомиться с правилами ЗОЖ (запись на доске). Кто знает, как расшифровывается абривиатура ЗОЖ? (здоровый образ жизни).

В народе говорят - «Здоровье – наше богатство». Давайте посмотрим, что же это за правила о здоровом образе жизни.                                                                 Слайд №3

Обсуждение правил ЗОЖ:

  • Содержи в чистоте своё тело, одежду, жилище;
  • Правильно питайся;
  • Больше двигайся;
  • Правильно сочетай свой труд и отдых;
  • Не заводи вредных привычек

А теперь ребята я предлагаю вам немного поразмышлять и вспомнить известные всем пословицы. Предоставляются пословицы, в которых надо подобрать по смыслу правильные окончания.                                                                                         Слайд №4

Найди части пословиц о здоровье:

  • Болен – лечись, …

….. для хвори беда

  • Здоровье не купишь - …

…. его разум дарит

  • Быстрого и ловкого…

…. здоров – берегись

  • Ум да здоровье …

…. болезнь не догонит

  • Чистая вода ….

…. дороже всего

 А вы когда-нибудь слышали такое крылатое выражение «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». Что значит закаляться?

Учащиеся читают памятку.

Слайд №5

Чтобы быть закалённым, надо:

  • приучать себя к открытой форточке, не бояться свежего воздуха;
  • каждый день на ночь мыть ноги прохладной водой, постепенно снижая температуру воды, ходить босиком по полу, а летом по земле;
  • обтирать тело влажным полотенцем или принимать душ каждое утро.

А самое главное, если ты наполнишь свою жизнь спортивными играми, не будешь лениться делать каждое утро зарядку и принимать душ, соблюдать правила личной гигиены, будешь всегда здоров!

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как её чаще называют «утренняя зарядка». Она оказывает благотворное воздействие на организм человека. У людей, ежедневно выполняющих упражнения гимнастики,  увеличивается сила мышц, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, уменьшается утомляемость.

  Итак, кто из вас выполняет зарядку? Поднимите руку.

 А теперь мы с вами разучим физминутку.                                                 Слайд №6

             

Вдох и выдох!

Раз присели!

Два – привстали,

Чтоб задержки никакой!

Три – нагнулись

И достали до носка одной рукой.

Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Все правильно, ведь чистота – залог здоровья! Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.                                          Слайд №7

Чтобы беречь свое здоровье, прежде всего, необходимо знать, что не все и не всегда укрепляет его.  Какие вы знаете негативные факторы, влияющие на здоровье человека? (никотин, алкоголь, наркотики). Как именно эти факторы влияют на здоровье? Как оградить себя и окружающих от них?                                                          Слайд № 8, 9, 10

Итог классного часа.

Ребята, наш классный час подошел к концу. Теперь вы знаете почему «Здоровым быть здорово!».                                                                                            Слайд №11

Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнёте жить!
Здорово здоровым быть!!!