требования к оборудованию кабинета физики
1.требования к оснащению образовательного процесса
2.перечень оборудования
3.цифровая лаборатория "Ахимед"
4.новые приборы и оборудование по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_osnashcheniyu_obrazovatelnogo_processa.doc | 526.5 КБ |
perechni_oborudovaniya_2005_normativ.doc | 605 КБ |
cifrovaya_laboratoriya_arhimed.ppt | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
требования к оснащению образовательного процесса
в соответствии с содержательным наполнением
учебных предметов федерального компонента
Государственного стандарта общего образования
ФИЗИКА
Основания и цели разработки требований.
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.
Настоящие требования содержат 3 раздела.
В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.
Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.
В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.
Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.
В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.
Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование.
Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ.
Новизна требований.
Анализ стандарта и примерных программ показал, что Перечень позволяет отобрать оборудование, необходимое для их экспериментальной поддержки. Вместе с тем, при подготовке настоящих рекомендаций учитывался целый ряд новых факторов, связанных с содержанием требований стандарта и экспериментальной компоненты примерных программ. Отметим их.
Оборудование в Перечне дифференцировано по ступеням обучения и уровням образовательных программ старшей школы, но эти уровни (А – 2 ч/нед, В – 4 ч/нед, С – 6 ч/нед) не соответствуют уровням, принятым в Стандарте. При этом уровень А Перечня не предусматривал наличия фронтального оборудования в отличие от базового уровня старшей школы, определенного Стандартом. При подготовке рекомендаций это противоречие ликвидировано.
Перечень разрабатывался с учетом отечественных и зарубежных передовых тенденций учебного приборостроения и содержит значительную по объему перспективную номенклатуру, которая разрабатывается или только ставится на серийное производство. В настоящие рекомендации включены разработанные объекты, необходимые для экспериментальной поддержки стандарта. Они имеют индекс (Н).
Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Рекомендации учитывают, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время в школах параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.
В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.
Второй принцип – преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.
Расчет количественных показателей.
Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (для каждого ученика)
- Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)
- П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 - 4 экз.).
- Б – библиотечные комплекты (5 экз).
Характеристика учебного кабинета.
Необходимым условием эффективного использования оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета является наличие в образовательном учреждении кабинета физики.
С одной стороны, при организации кабинета физики учитываются требования общего характера – техника безопасности, санитарно-эпидимиологические нормы (СанПин 2.4.2 № 178-02). С другой стороны, в приведенных рекомендациях указан ряд особенностей именно кабинета физики, которые необходимо учитывать не только при создании новых кабинетов, но и при реализации указанных выше региональных, районных, школьных программ обновления их материально-технической базы.
Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36 42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.
Разработаны лабораторные столы, позволяющие хранить в них тематические фронтальные наборы, что радикально уменьшает трудовые затраты учителя при организации фронтального эксперимента.
Значительно изменяется оборудование рабочей зоны учителя физики. Кроме традиционного демонстрационного стола, в нее включается аудиторная доска с металлическим покрытием, которая позволяет закреплять на ней в вертикальной плоскости оборудование по механике, электродинамике, оптике.
Графопроектор в кабинете физики – не только средство проекции фолий и транспорантов. С его использованием проектируется некоторое оборудование, он является источником света для комплектов по волновой оптике. Компьютер интегрирован в измерительную систему кабинета: целый ряд комплектов демонстрационного оборудования используется на базе компьютерного измерительного блока.
Стремление учителя к использованию современных средств измерения позволяет сделать кабинет физики ядром естественнонаучной образовательной среды школы.
Это имеет важнейшее значение в реализации практической направленности школьного курса физики в современных условиях, т.к. большинство школьников только в кабинетах естественнонаучных предметов, и главным образом в кабинете физики, могут ознакомиться с технологическими применениями компьютера.
РАЗДЕЛ I
Рекомендации по оснащению школ учебно-методической
литературой и техническими средствами обучения
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базов. | Проф. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
Стандарты физического образования. Примерные программы. Учебники по физике | Б Б К | Б Б К | Б Б К | В библиотечный фонд входят стандарты физического образования, примерные программы по физике, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки . При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу физики. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета физики | |
Методическое пособие для учителя | Б | Б | Б | ||
Рабочие тетради по физике | Б | Б | Б | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников по физике. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Хрестоматия по физике | Б | Б | Б | ||
Комплекты пособий для выполнения лабораторных практикумов по физике | Б | Перечни оборудования, необходимого для выполнения лабораторных работ по физике, приводится | |||
Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работы | Б | Б | Б | ||
Комплекты пособий по демонстрационному эксперименту | Б | Б | Б | ||
Книги для чтения по физике | Б | Б | Б | Необходимы для подготовки докладов и сообщений; | |
Научно-популярная литература естественнонаучного содержания. | Б | Б | Б | Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ | |
Справочные пособия (физические энциклопедии, справочники по физике и технике) | Б | Б | Б | ||
Дидактические материалы по физике. Сборники тестовых заданий по физике | Ф | Ф | Ф | Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Примерная программа основного общего образования по физике | Д | ||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по физике | Д | ||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по физике | Д | ||||
Авторские рабочие программы по курсам физики | Д | Д | Д | ||
2. | Печатные пособия | ||||
Тематические таблицы по физике. | Д /Ф | Д/Ф | Д/ Ф | Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | |
Портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов | Д | Д | Д | В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты ученых-физиков и астрономов, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом и примерной программой. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. | информационно-коммуникативные средства | ||||
Электронные библиотеки по курсу | Д/П | Д/П | Д/П | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных , фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики. | |
Инструментальная компьютерная среда для моделирования | Инструментальная среда должна представлять собой практикум (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей физических явлений, проведения численных экспериментов. | ||||
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам | Д/П | Д/П | Д/П | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. | Экранно-звуковые пособия | ||||
Видеофильмы | Д | Д | Д | ||
Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса физики | Д | Д | Д | ||
5. | Технические средства обучения (ТСО) | ||||
5.1 | ТСО, интегрированные с системой демонстрационного оборудования по физике | ||||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц | Д | Д | Д | Аудиторная доска, компьютер и графопроектор имеют особый статус в системе технических средств обучения физике в связи с тем, что ряд демонстрационного оборудования располагается непосредственно на доске с использованием магнитов. Поэтому для кабинета физики необходима доска с металлическим покрытием. Графопроектор может использоваться не только для проектирования, но также в качестве источника света в комплектах по оптике. Компьютер интегрирован в систему измерительного комплекса кабинета. | |
Экспозиционный экран (минимальные размеры 1,25х1,25мм) | Д | Д | Д | ||
Видеоплейер (видеомагнитофон) | Д | Д | Д | ||
Телевизор с универсальной подставкой (не менее 72 см диагональ) | Д | Д | Д | ||
Персональный компьютер | Д | Д | П | ||
Графопроектор | Д | Д | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5.2 | ТСО общего назначения | ||||
Мультимедийный компьютер | Д | Д | Д | Технические требования к мультимедийному компьютеру: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). Средства телекоммуникации включают: электронную почту, локальную школьную сеть, выход в Интернет. | |
Мультимедиапроектор | Д | Д | Д | ||
Средства телекоммуникации | Д | Д | Д | ||
Сканер | Д | Д | Д | ||
Принтер лазерный | Д | Д | Д | ||
Копировальный аппарат | Д | Д | Д |
РАЗДЕЛ II.
Рекомендации по оснащению кабинета физики
лабораторным оборудованием
При составлении рекомендаций учитывается принципиальное изменение роли, места и функций самостоятельного эксперимента в системе требований Стандарта по физике. В соответствии с ними учащиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания. Это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований. Стандарт регламентирует две формы их проведения: фронтальную - в основной школе, базовом и профильном уровнях старшей школы, практикум – при изучении физики на профильном уровне.
Поэтому первый раздел рекомендаций – это лабораторное оборудование. В нем структурно выделены оборудование общего назначения (для фронтальных работ и практикума), оборудование для фронтальных работ, которое разделено на тематические наборы (комплекты, микролаборатории и др.) и отдельные приборы, структурированные по темам.
В настоящее время возможны два варианта формирования лабораторной базы кабинета физики.
Первый – на основе тематических наборов (11.1 – 11.4). Тематические наборы в значительной степени облегчают использование эксперимента на разных этапах урока, позволяют меньшими затратами труда разнообразить формы и методы проведения фронтальных лабораторных работ (кратковременные работы, экспериментальные задачи, исследования и др.).
Второй вариант – на основе комплектации системы из отдельных приборов и дополнительного оборудования (12 – 48). При разработке программ обновления материально-технического обеспечения кабинетов в соответствии со вторым вариантом необходимо учитывать объективно сложившуюся в современных экономических условиях систему разработки, производства и закупки лабораторного оборудования. Эти условия таковы, что полное согласование отдельных приборов и дополнительного оборудования в целостную систему оказывается довольно сложным.
Из современной концепции физического образования и системы требований к учащимся, зафиксированных в стандарте, следует, что восстановление экспериментальной базы кабинета следует начинать с лабораторного оборудования.
При формировании системы фронтального оборудования на основе тематических наборов их следует приобретать из расчета одного комплекта, состоящего из 4-х тематических наборов (по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике), на одного или двух учащихся.
Такие же нормы используются, если система фронтального оборудования складывается из отдельных приборов.
Количество экземпляров оборудования для практикума определяется конкретной схемой его проведения. Общепринятой является следующая схема. В итоговый практикум включается одинаковое число работ из четырех разделов (механика, молекулярная физика, электромагнитизм, оптика и квантовая физика). Для определения количества экземпляров, необходимого для кабинета, достаточно число учащихся разделить на 8, так как каждую работу одновременно выполняют два ученика. За время, отведенное на практикум, ученики должны выполнить по крайней мере по одной работе из каждого раздела. Например, если в классе 32 человека, то необходимо иметь по 4 комплекта одинаковых экземпляров оборудования.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Оборудование, необходимое на данной ступени или уровне (обозначено символом +) | Примечание | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базовый уровень | Профильный уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ | |||||
1 | Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42 В | + | + | + | Один комплект на кабинет физики. Входит в КЭФ. |
2 | Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В) | + | + | + | При отсутствии электроснабжения лабораторных столов вместо источников (4) используются батарейные источники питания, но при этом нет возможности организовывать лабораторные работы по переменному току. В настоящее время разработаны специализированные лабораторные столы для кабинетов, позволяющие хранить в них фронтальное оборудование. |
3 | Лотки для хранения оборудования | + | + | + | |
4 | Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А) | + | + | + | |
5 | Батарейный источник питания | + | + | + | |
6 | Весы учебные с гирями | + | + | + | |
7 | Секундомеры | + | + | + | |
8 | Термометры | + | + | + | |
9 | Штативы | + | + | + | |
10 | Цилиндры измерительные (мензурки) | + | + | + |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | |||||
Тематические наборы | |||||
11.1 | Наборы по механике | + | + | + | При формировании системы фронтального оборудования на основе наборов необходимо учитывать, что некоторые из них требуют докомплектации весами учебными с гирями (6), источниками (4), необходимыми при проведении экспериментальных исследований переменного тока, и электроизмерительными приборами (28), (29). |
11.2 | Наборы по молекулярной физике и термодинамике | + | + | + | |
11.3 | Наборы по электричеству | + | + | + | |
11.4 | Наборы по оптике | + | + | + | |
Отдельные приборы и дополнительное оборудование | |||||
Механика | |||||
12 | Динамометры лабораторные 1 Н, 4 Н (5 Н) | + | + | + | Необходимо к распространенным в школах динамометрам с пределом измерения 4 Н (5 Н) приобретать освоенные к серийному производству динамометры с пределом измерения 1 Н, что позволит повысить достоверность измерений при исследовании выталкивающей силы, силы трения, движения тела по окружности. При исследованиях прямолинейного движения в основной школе и на базовом уровне старшей школы можно использовать желоб 14 и секундомер 7, на профильном и углубленном уровнях эффективнее прибор 19. |
13 | Желоба дугообразные (А, Б) | +А | +А | +Б | |
14 | Желоба прямые | + | + |
| |
15 | Набор грузов по механике | + | + | + | |
16 | Наборы пружин с различной жесткостью | + | + | + | |
17 | Набор тел равного объема и равной массы | + | |||
18 | Прибор для изучения движения тел по окружности | + | |||
19 | Приборы для изучения прямолинейного движения тел | + | |||
20 | Рычаг-линейка | + | |||
21 | Трибометры лабораторные | + | + | + | |
22 | Набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности | + | |||
Молекулярная физика и термодинамика | |||||
23 | Калориметры | + | + | + | При исследовании изотермического процесса в основной школе и на базовом уровне старшей школы (поз. 25) более доступна технология, основанная на прямом измерении избыточного давления манометром (модифика-ция А). Модификация Б, в которой избыточное давление создается столбом воды, целесообразна для профильного и углубленного уровней. |
24 | Наборы тел по калориметрии | + | + | + | |
25 | Набор для исследования изопроцессов в газах (А, Б) | +А | +А | +Б | |
26 | Набор веществ для исследования плавления и отвердевания | + | + | + | |
27 | Набор полосовой резины | + | + | + | |
28 | Нагреватели электрические | + | + | + | |
Электродинамика | |||||
29 | Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока | + | + | + | Для повышения практической направленности лабораторных работ по электродинамике полезно использовать цифровой мультиметр (37). Пределы измерений мультиметра по току и напряжению должны быть согласованы с (29) и (30. При исследовании зависимости тока от напряжения мультиметр используется с амперметром (29) в качестве вольтметра и с вольтметром (30) в качестве амперметра. Использование потенциометра (40) позволяет методически более правильно провести исследование зависимости силы тока от напряжения. |
30 | Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока | + | + | + | |
31 | Катушка – моток | + | + | + | |
32 | Ключи замыкания тока | ||||
33 | Компасы | + | + | + | |
34 | Комплекты проводов соединительных | + | + | + | |
35 | Набор прямых и дугообразных магнитов | + | + | + | |
36 | Миллиамперметры | + | + | + | |
37 | Мультиметры цифровые | + | + | ||
38 | Набор по электролизу | + | + | + | |
39 | Наборы резисторов проволочные | + | + | + | |
40 | Потенциометр | + | + | ||
41 | Прибор для наблюдения зависимости сопротивления металлов от температуры | + | |||
42 | Радиоконструктор для сборки радиоприемников | + | + | + | |
43 | Реостаты ползунковые | + | + | + | |
44 | Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления | + | + | ||
45 | Электроосветители с колпачками | + | + | + | |
46 | Электромагниты разборные с деталями | + | + | + | |
47 | Действующая модель двигателя-генератора | + | + | ||
48 | Набор по изучению возобновляемых источников энергии | + | |||
Оптика и квантовая физика | |||||
49 | Экраны со щелью | + | + | + | Использование прибора (52) основано на наблюдении мнимого изображения спектра, что в значительной степени усложняет понимание сущности метода. Поэтому целесообразно перейти к методу, основанному на получении действительного изображения дифракционного спектра на экране. При наблюдении спектров в основной школе возможно использование источника (54). При профильном и углубленном изучении физики необходимо использовать (55). В качестве дозиметра целесообразно использовать, например АНРИ 01-02 «Сосна». |
50 | Плоское зеркало | + | |||
51 | Комплект линз | + | + | + | |
52 | Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток | + | |||
53 | Набор дифракционных решеток | + | + | ||
54 | Источник света с линейчатым спектром | + | |||
55 | Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок | + | + | ||
56 | Спектроскоп лабораторный | + | + | + | |
57 | Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н) | + | + | ||
58 | Дозиметр | + | + | + |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА
№ | Наименование | Примечание |
1 | 2 | 3 |
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ | В настоящее время серийно производятся оборудование общего назначения, конструктор 7.2 по механике, позиции 8.2 и 8.3 по молекулярной физике, все перечисленное оборудование (9.1 – 9.8) по электродинамике. По оптике выпускается спектроскоп двухтрубный. Таким образом, по состоянию на 2004/2005 учебный год может быть организован тематический практикум по электродинамике, а также итоговый практикум с преимущественным набором работ по электродинамике и частичным использованием фронтального оборудования. | |
1 | Весы технические | |
2 | Генератор низкой частоты | |
3 | Источник питания для практикума | |
4 | Набор электроизмерительных приборов постоянного тока | |
5 | Набор электроизмерительных приборов переменного тока | |
6 | Мультиметр | |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ, НАБОРЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ | ||
7.1 | Комплект по механике для практикума (Н) | |
7.2 | Конструктор машин и механизмов | |
8.1 | Комплект для исследования уравнения Клайперона-Менделеева и изопроцессов | |
8.2 | Прибор для изучения деформации растяжения | |
8.3 | Измеритель давления и температуры | |
9.1 | Комплект для практикума по электродинамике | |
9.2 | Комплект лабораторный для исследования принципов радиопередачи и радиоприема | |
9.3 | Двигатель-генератор и измерение его КПД | |
9.4 | Прибор для изучения тока в вакууме и наблюдения движения электронов в электрическом и магнитном полях | |
9.5 | Трансформатор разборный | |
9.6 | Прибор для измерения индукции магнитного поля Земли | |
9.7 | Измерители переменного и постоянного магнитного поля | |
9.8 | Электронные конструкторы | |
10.1 | Спектроскоп двухтрубный | |
10.2 | Комплект для изучения внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н) |
РАЗДЕЛ III.
Демонстрационный комплекс кабинета физики
В настоящее время происходит перестройка всей системы демонстрационного оборудования по физике на основе оптимального сочетания классического и современного оборудования, основанного на применении цифровых методов измерения и компьютерных измерительных систем.
Модернизированное классическое оборудование и новое оборудование эргономичны в такой степени, что часто исключают затраты времени на подготовку демонстраций.
Приведенные рекомендации позволят разработать программу обновления демонстрационного оборудования кабинетов физики.
При критическом уровне состояния демонстрационного оборудования, а также для кабинетов физики школ-новостроек целесообразно формировать демонстрационный комплекс на базе универсальных тематических комплектов и наборов.
Следует учитывать, что по ряду разделов примерных программ в принципе нельзя с формировать оптимальную систему оборудования без перехода на современные методы измерения. К такому разделу относится механика: только цифровые или компьютерные средства измерения позволяют исследовать кинематические закономерности, иллюстрировать количественно II закон Ньютона и законы сохранения.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что универсальные комплекты должны быть дополнены целым рядом тематических наборов и отдельных приборов для образования достаточной системы оборудования.
При относительно хорошем состоянии демонстрационного оборудования за основу обновления целесообразно взять существующую систему оборудования, предусмотрев ее постепенное обновление.
Таким образом, возможны три варианта комплектации кабинета физики демонстрационным оборудованием по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике и квантовой физике.
Ядром первого варианта является компьютерный измерительный блок с набором датчиков (2-1). Второй вариант основан на комбинированной цифровой системе измерений (2-2). Третий вариант – основной в настоящее время для большинства кабинетов физики – базируется на аналоговых средствах измерения и классических способах демонстраций. Состав этих вариантов представлен в ниже приведенной таблице.
В а р и а н т ы | |||
на базе компьютерного измерительного блока (2-1) | на базе комбинированной цифровой системы измерений (2-2) | на базе аналоговых средствах измерения | |
Механика | Оборудование из раздела 3 | ||
1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 26 | 2, 4, 7, 11, 12, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 26 | 3 – 26 | |
Молекулярная физика и термодинамика | Оборудование из раздела 4 | ||
1, 4, 6, 7, 14, 15, 16, 17, 18 | 2, 4, 11, 14, 15, 16, 17, 18 | 3 – 18 | |
Электродинамика | Оборудование из раздела 5 | ||
1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 19, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33; цифровые измерители тока и напряжения | 2.1, 2.2, 2.3, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 25, 29, 31, 32 | 3 – 33 | |
Оптика | Оборудование из раздела 6 | ||
1, 2, 11, 13, 15 | 4, 11, 12.1, 12.2, 12.3 | 5 – 11, 16 |
Перечень демонстрационного оборудования
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Оборудование, необходимое на данной ступени или уровне (обозначено символом +) | Примечание | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базовый уровень | Профильный уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Приборы и принадлежности общего назначения | |||||
1 | Комплект электроснабжения кабинета физики (КЭФ) | + | + | + | Осциллографический метод в демонстрационном эксперименте может быть реализован различными средствами, в том числе с использованием осциллографа электронного, приставки к компьютерному измерительному блоку либо к телевизору. Прибор «Воздушный стол» позволит моделировать явления диффузии, броуновского движения, давления газа. Трубка (14) предназначена для проведения целого комплекса демонстраций за счет наличия съемных пробок с двух торцов. При ее наличии нет необходимости в (3-24). |
2 | Источник постоянного и переменного напряжения (6÷10 А) | + | + | + | |
3 | Генератор звуковой частоты | + | + | + | |
4 | Осциллограф | + | + | + | |
5 | Микрофон | + | + | + | |
6 | Плитка электрическая | + | + | + | |
7 | Комплект соединительных проводов | + | + | + | |
8 | Штатив универсальный физический | + | + | + | |
9 | Сосуд для воды с прямоугольными стенками (аквариум) | + | + | + | |
10 | Столики подъемные (2 шт.) | + | + | + | |
11 | Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком | + | + | + | |
12 | Прибор "Воздушный стол" с принадлежностями (Н) | + | + | + | |
13 | Насос воздушный ручной | + | + | + | |
14 | Трубка вакуумная | + | + | + | |
15 | Груз наборный на 1 кг | + | + | + | |
16 | Комплект посуды и принадлежностей к ней | + | + | + | |
17 | Комплект инструментов и расходных материалов | + | + | + |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Система средств измерения | |||||
Универсальные измерительные комплекты | Компьютерная измерительная система на основе измерительного блока и системы датчиков применяется с тематическими комплектами по механике (3-1) и (3-6), молекулярной физике (4-1), электродинамике (5-1). Позволяет проводить совместные измерения исследуемых параметров с отображением на экране монитора связи между ними в графическом, табличном и аналитическом видах, а также исследовать зависимость измеряемых параметров от времени. | ||||
1 | Компьютерный измерительный блок с набором датчиков (температуры, давления, влажности, расстояния, ионизирующего излучения, магнитного поля), осциллографическая приставка; секундомер, согласованный с датчиками | + | + | + | |
2 | Комбинированная цифровая система измерений | + | + | + | Комбинированная цифровая система измерений основана на использовании прибора с одновременной индикацией двух взаимосвязанных параметров, а также одного из параметров и времени. Согласована с комплектами по механике (3-2), молекулярной физике (4-2), электродинамике (5-2) и квантовой физике (6-1). Каждая из систем (1) и (2) обеспечивает экспериментальное сопровождение соответствующих разделов курса и постановку демонстраций, предусмотренных примерными программами. Для создания в кабинете достаточной измерительной системы на базе любого из двух комплектов необходимо добавить к ним барометр (4), динамометры (5 или комплект по статике 3-23), ареометр (6) и манометр (7). |
Измерительные приборы | |||||
3 | Мультиметр цифровой универсальный | + | + | + | |
4 | Барометр-анероид | + | + | + | |
5 | Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями | + | + | + | |
6 | Ареометры | + | |||
7 | Манометр жидкостный демонстрационный | + | |||
8 | Манометр механический | + | + | + | |
9 | Метроном | + | |||
10 | Секундомер | + | + | + | |
11 | Метр демонстрационный | + | + | + | |
12 | Манометр металлический | + | + | + | |
13 | Психрометр (или гигрометр) | + | + | + | |
14 | Термометр жидкостный или электронный | + | + | + | |
15 | Амперметр стрелочный или цифровой | + | + | + | |
16 | Вольтметр стрелочный или цифровой | + | + | + | |
17 | Цифровые измерители тока и напряжения на магнитных держателях | + | + | + |
3. Демонстрационное оборудование по механике | |||||
Универсальные комплекты | Любой из универсальных комплектов (1 и 2) обеспечивает постановку демонстраций, предусмотренных примерными программа ми при изучении кинематики и динамики поступательного движения и законов сохранения. Комплект (1) может также работать с электронным секундомером, согласованным с блоком. Каждый из универсальных комплектов (1 и 2) образует достаточную систему оборудования по механике, если их дополнить наборами 4; 6 (или 5); 2-5 или 7; и отдельными приборами 11, 12, 17 (или 13), 14, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 24 (или 1-15), 26. | ||||
1 | Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком | + | + | ||
2 | Комплект по механике поступательного прямолинейного движения на базе комбинированной цифровой системы | + | + | ||
Тематические наборы | |||||
3 | Прибор для демонстрации законов механики на «воздушной подушке» с воздуходувкой | + | + | ||
4 | Модель системы отсчета | + | + | ||
5 | Комплект "Вращение" | + | |||
6 | Набор по вращательному движению, согласованный с 2-1 | + | |||
7 | Набор по статике с магнитными держателями | + | + | + | |
8 | Тележки легкоподвижные с принадлежностями (пара) | + | + | + | |
9 | Комплект по преобразованию движения, сил и моментов (Н) | + | |||
10 | Комплект по гидро-, аэродинамике (Н) | + | |||
Отдельные приборы и дополнительное оборудование | При отсутствии комплектов (1 и 2) достаточная система оборудования по механике может быть сформирована на базе (3). Система оборудования, содержащая приборы 4 26, в которой отсутствуют средства для количественного исследования движения, не является оптимальной. Приборы 9 и 10 предназначены для углубленного изучения. | ||||
11 | Ведерко Архимеда | + | |||
12 | Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком | + | + | + | |
13 | Комплект пружин для демонстрации волн (Н) | + | + | + | |
14 | Конус двойной, катящийся вверх | + | |||
15 | Пресс гидравлический (или его действующая модель) | + | |||
16 | Набор тел равной массы и равного объема | + | |||
17 | Машина волновая | + | + | + | |
18 | Прибор для демонстрации давления в жидкости | + | |||
19 | Прибор для демонстрации атмосферного давления | + | |||
20 | Призма наклоняющаяся с отвесом | + | |||
21 | Рычаг демонстрационный | + | |||
22 | Сосуды сообщающиеся | + | |||
23 | Стакан отливной | + | |||
24 | Трубка Ньютона | + | + | ||
25 | Трибометр демонстрационный | + | |||
26 | Шар Паскаля | + | |||
4. Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике | |||||
Универсальные комплекты | Особенностью наборов (1) является графическая интерпретация в режиме реального времени изучаемых явлений. Особенность комплекта (2) – возможность одновременного отображения в цифровой форме термодинамических параметров состояния. Каждый из комплектов 1 и 2 совместно с приборами 4, 6, 7, 10, 16 и 17 образует достаточную систему оборудования для изучения термодинамики и молекулярной физики на экспериментальной основе. | ||||
1 | Наборы по термодинамике, газовым законам и насыщенным парам, согласованные с компьютерным измерительным блоком. | + | + | ||
2 | Комплект приборов по молекулярной физике и термодинамике, согласованный с универсальной цифровой системой измерения | + | + | ||
Отдельные приборы и дополнительное оборудование | |||||
3 | Комплект для изучения газовых законов | + | + | + | Приборы (3 18) необходимы при отсутствии комплектов 1 и 2. |
4 | Модель двигателя внутреннего сгорания | + | + | ||
5 | Модели молекулярного движения, давления газа (Н) | + | + | + | |
6 | Модели кристаллических решеток | + | + | + | |
7 | Модель броуновского движения | + | + | + | |
8 | Прибор для наблюдения броуновского движения (Н) | + | + | + | |
9 | Набор капилляров | + | |||
10 | Огниво воздушное | + | + | + | |
11 | Прибор для демонстрации теплопроводности тел | + | |||
12 | Прибор для сравнения теплоемкости тел (Н) | + | |||
13 | Прибор для изучения газовых законов | + | + | + | |
14 | Теплоприемники (пара) | + | + | + | |
15 | Трубка для демонстрации конвекции в жидкости | + | |||
16 | Цилиндры свинцовые со стругом | + | + | + | |
17 | Шар для взвешивания воздуха | + | |||
18 | Приборы для наблюдения теплового расширения | + | + | + | |
5. Демонстрационное оборудование по электродинамике статических и стационарных электромагнитных полей и электромагнитных колебаний и волн | |||||
Универсальные комплекты | Комплект наборов (1) обеспечивает постановку основных демонстраций по электродинамике стационарного и переменного электромагнитных полей. В качестве системы измерений используются цифровые измерители силы тока и напряжения. При работе с набором (1.3) необходимы компьютерный измерительный блок с осциллографической приставкой (2-1). Комплект (1) имеет оптимальное сочетание эргономичности и наглядности за счет магнитных держателей элементов. Поэтому для использования комплекта необходима классная доска со стальным покрытием. При ее отсутствии рядом с доской должен быть укреплен стальной лист размерами 1х1 м. Совместно с 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 19, 21, 25, 26, 27, 28 (или 31), 32 комплект (1) образует достаточную систему для экспериментальной поддержки изучения электродинамики в соответствии с примерными программами. Для создания на базе комплекта (2) достаточной системы оборудования по электродинамике ее необходимо дополнить оборудованием 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 26, 27, 29, 32. | ||||
1 | Комплект наборов по электродинамике на основе цифровых измерителей тока и напряжения с элементами электрических цепей на магнитных платформах | ||||
1.1 | Набор для исследования электрических цепей постоянного тока | + | + | ||
1.2 | Набор для исследования тока в полупроводниках и их технического применения | + | + | + | |
1.3 | Набор для исследования переменного тока, явлений электромагнитной индукции и самоиндукции | + | + | + | |
1.4 | Набор для изучения движения электронов в электрическом и магнитном полях и тока в вакууме | + | + | ||
2 | Комплект наборов по электродинамике на основе комбинированной цифровой системы измерений (2-2) | ||||
2.1 | Набор по электростатике | + | + | ||
2.2 | Набор для исследования электрических цепей постоянного тока | + | + | ||
2.3 | Набор для исследования принципов радиосвязи | + | |||
Тематические наборы | |||||
3 | Электрометры с принадлежностями | + | + | + | |
4 | Трансформатор универсальный | + | + | + | |
5 | Набор для исследования свойств электромагнитных волн | + | + | + | |
Отдельные приборы и дополнительное оборудование | Тематические наборы и отдельные приборы позволяют сформировать систему оборудования для экспериментальной поддержки изучения электродинамики. При этом необходимо учитывать, что некоторое оборудование является в определенной мере взаимозаменяемым. К такому оборудованию относятся 7 и 8, 24 и 25, 28 и 31. Кроме того, для создания достаточной системы необходимо включить в нее источник 1-2, а также измерительные приборы 15 и 16 из раздела 2.2. | ||||
6 | Источник высокого напряжения | + | + | + | |
7 | Набор для демонстрации спектров электрических полей | + | + | ||
8 | Султаны электрические | + | |||
9 | Конденсатор переменной емкости | + | + | ||
10 | Конденсатор разборный | + | + | ||
11 | Кондуктор конусообразный | + | |||
12 | Маятники электростатические (пара) | + | |||
13 | Палочки из стекла, эбонита и др. | ||||
14 | Набор выключателей и переключателей | + | + | + | |
15 | Магазин резисторов демонстрационный | + | + | ||
16 | Набор ползунковых реостатов | + | + | ||
17 | Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры (Н) | + | + | ||
18 | Штативы изолирующие (2 шт.) | + | + | + | |
19 | Набор по электролизу | + | + | + | |
20 | Прибор для наблюдения движения электронов в электрическом и магнитном полях и изучения тока в вакууме | + | + | + | |
21 | Звонок электрический демонстрационный | + | |||
22 | Катушка дроссельная | + | + | + | |
23 | Батарея конденсаторов (Н) | + | + | + | |
24 | Катушка для демонстрации магнитного поля тока (2 шт.) | + | |||
25 | Набор для демонстрации спектров магнитных полей | + | |||
26 | Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов | + | + | + | |
27 | Стрелки магнитные на штативах (2 шт.) | + | + | + | |
28 | Машина электрическая обратимая | + | + | + | |
29 | Набор по передаче электрической энергии | + | + | + | |
30 | Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов (Н) | + | + | + | |
31 | Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле | + | + | + | |
32 | Прибор для изучения правила Ленца | + | + | + | |
33 | Набор для демонстрации принципов радиосвязи | + | + |
6. Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике | |||||
Универсальные комплекты | До начала реализации программы «Учебная техника» система оборудования кабинета физики по оптике базировалась на приборах 5, 6, 7, 8, производство которых в настоящее время прекращено, хотя они обеспечивают демонстрационный эксперимент, предусмотренный примерными программа ми по оптике. При формировании оборудования кабинетов физики школ-новостроек и школ, в которых перечисленное оборудование вышло из строя, оснащение возможно комплектами и наборами 1, 2 (3 – для углубленного изучения). В ходе выполнения государственной программы «Учебная техника» производство всего остального оборудования (кроме 15, 17) восстановлено. | ||||
1 | Комплект по геометрической оптике на магнитных держателях | + | + | + | |
2 | Комплект по волновой оптике на основе графопроектора | + | + | + | |
3 | Скамья оптическая с лазерным источником света | + | |||
4 | Комплект по геометрической и волновой оптике на базе набора по электродинамике 2.2 | + | + | + | |
Отдельные приборы и дополнительное оборудование | |||||
Оптика | |||||
5 | Прибор по геометрической оптике | + | + | + | |
6 | Набор линз и зеркал | + | + | + | |
7 | Фонарь оптический со скамьей | + | |||
8 | Набор по дифракции, интерференции и поляризации света | + | |||
9 | Набор дифракционных решеток | + | + | + | |
10 | Набор светофильтров | + | + | + | |
11 | Набор спектральных трубок с источником питания | + | + | + | |
Квантовая физика | |||||
12 | Комплект по квантовой физике на базе комбинированной цифровой системы измерений | ||||
12.1 | Набор «Фотоэффект» | + | + | ||
12.2 | Набор со счетчиком Гейгера-Мюллера | + | + | + | |
12.3 | Набор по измерению постоянной Планка на основе вакуумного фотоэлемента | + | + | ||
13 | Набор по измерению постоянной Планка с использованием лазера | + | + | ||
14 | Датчик ионизирующего излучения, согласованный с компьютерным измерительным блоком (2-1) | + | + | + | |
15 | Камера для демонстрации следов -частиц (Н) | + | + | + | |
16 | Газоразрядный счетчик | + | + | + | |
17 | Модель опыта Резерфорда | + | + | + |
Предварительный просмотр:
Образовательная область Естествознание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Допущено
Министерством образования
Российской Федерации
ПЕРЕЧНИ
учебной техники и наглядных средств обучения
для общеобразовательной школы
Второе издание, дополненное
Предназначены для учителей, методистов, работников управления общим образованием, административно-хозяйственных работников общеобразовательных школ, специалистов конструкторских бюро и промышленных предприятий, занимающихся разработкой, производством и внедрением средств обучения в учебный процесс
Москва • 2005
Физика
Общие цели по формированию и развитию у учащихся общеобразовательных учреждений научных знаний и умений по физике могут быть достигнуты, если обучение базируется на физическом эксперименте.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы:
- систематическая постановка демонстрационных опытов учителем;
- выполнение лабораторно-практических и других экспериментальных работ учащимися.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования (с учетом профилей), минимумами содержания, базисными программами основного и среднего общего образования. В основу отбора номенклатуры оборудования для основной школы положен следующий концептуальный подход: понятия и физические величины, вводимые в школьный курс физики, получают конкретный смысл при условии, что с ними связываются определенные приемы (способы, методы) наблюдения и (или) измерения, иначе они не смогут найти применения в исследованиях реальных физических явлений и процессов.
При подборе оборудования для старшей профильной школы учитывается необходимость наблюдения фундаментальных явлений, экспериментального подтверждения эмпирических законов и теоретических следствий.
В соответствии с этим подходом технология выявления необходимого и достаточного учебного оборудования определяется следующей логической цепочкой: выделение понятий в базовых программах – определение состава демонстрационных опытов и лабораторно-практических работ – определение состава учебного оборудования для их постановки – интеграция учебного оборудования и структурирование его списка по разделам как базисных, так и профильных программ.
Особенностью настоящих перечней является то, что они отвечают требованиям стандарта физического образования в основной и средней общеобразовательной школе и примерным учебным программам.
В целом, перечни учебного оборудования для первоочередного приобретения – это совокупность взаимно согласованных учебных приборов, оборудования, принадлежностей и приспособлений, экранных и печатных пособий, призванная обеспечить изучение физических понятий, законов и теорий, предусмотренных Стандартами, на экспериментальной основе. В то же время – это открытая система, поскольку одни компоненты перечня могут исключаться, другие, рожденные в передовом педагогическом опыте, в научных и промышленных лабораториях и освоенные промышленностью, включаться.
Открытый характер перечней означает также, что приборы и комплекты, имеющиеся в школах и вновь выпускаемые, но не включенные в настоящий перечень, являются заменой (аналогами) его элементов, если они обеспечивают адекватное экспериментальное изучение явлений, физических величин, законов, входящих в стандарты физического образования, и базисные программы. Аналогами же являются изделия практически с одинаковыми функциональными возможностями, но выпускаемые различными предприятиями, а также отдельные приборы и приспособления промышленного и бытового назначения.
В Перечни включены не только учебная техника и наглядные средства обучения, выпускаемые в настоящее время, но и оборудование, подлежащее модернизации, а также перспективное, которое предстоит разработать и освоить в производстве с целью наполнения материально-технической базы, поддерживающей государственный образовательный Стандарт. Эти приборы имеют в Перечне индекс (Н).
В соответствии со Стандартами в 10–11 классах учреждений среднего (полного) общего образования выделяются базовый (2 час/нед) и профильный (5 час/нед) уровни изучения физики. Углубленный уровень реализуется при увеличении числа часов до 6 час/нед и более за счет школьного компонента. Оборудование, необходимое для изучения физики на углубленном уровне, представлено в 7-м столбце таблицы.
Перечень составлен таким образом, что для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра (кроме специально обозначенных случаев) оборудования. Для фронтальных лабораторных работ приобретается не менее одного экземпляра (набора, комплекта) оборудования на двоих учащихся. Оборудование для практикума приобретается в соответствии с выбранной учителем формой его проведения. Практикум проводится как с использованием оборудования для фронтального эксперимента, так и со специальным оборудованием, приведенным в отдельном разделе перечня. Оборудование для самостоятельного эксперимента выделено в Перечне в раздел «Лабораторное оборудование».
Дифференцированный по профилям обучения Перечень учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений РФ составлен впервые.
В столбце «Аналоги» указаны взаимозаменяемые элементы. Оборудование-аналог из данного раздела обозначено одним числом, указывающим номер наименования; оборудование-аналог из другого раздела обозначено двумя числами, первое из которых – номер раздела, второе – номер наименования (разделены черточкой) Если аналогов данного оборудования несколько, то они разделены знаком ";".
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ПЕЧАТНЫЕ, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПОСОБИЯ
ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПРИБОРЫ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ
№ п/п | Наименование учебного | Аналоги | Общеобразовательные учреждения основного общего образования | Учреждения среднего (полного) общего образования | ||
Уровень образовательной | ||||||
Базовый (2ч/нед.) | Профильный | Углубленный | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||||
1 | Видеомагнитофон | + | + | + | + | |
2 | Кодоскоп (оверхед-проектор) | + | + | + | + | |
3 | Диапроектор (слайд-проектор) | + | + | + | + | |
4 | Персональный компьютер | + | + | + | + | |
5 | Телевизор | + | + | + | + | |
6 | Устройство для зашторивания окон | + | + | + | + | |
7 | Цифровая видеокамера с принадлежностями | + | + | + | + | |
8 | Экран | + | + | + | + | |
9 | Доска комбинированная на металлической основе | + | + | + | + | |
2. ПЕЧАТНЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||
1 | Комплект тематических таблиц | 2; 6 | + | + | + | + |
2 | Комплекты тематических материалов на фолиях | 1 | + | + | + | + |
3 | Компьютерные обучающие программы | + | + | + | + | |
4 | Подвижная карта звездного неба | + | + | + | – | |
5 | Портреты выдающихся физиков | + | + | + | + | |
6 | Слайды | 1; 2 | + | + | + | + |
7 | Таблица «Международная система единиц» | + | + | + | + | |
8 | Таблица «Шкала электромагнитных волн» | + | + | + | + | |
9 | Учебные видеокурсы по разделам физики | + | + | + | + | |
3. ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ | ||||||
1 | Воздуходуховка | + | + | + | + | |
2 | Генератор звуковой частоты | + | + | + | + | |
3 | Груз наборный на 1 кг | + | + | + | + | |
4 | Источник постоянного и переменного напряжения (0 – [30÷36] В; 6÷10 А) | + | + | + | + | |
5 | Комплект электроснабжения кабинета физики | + | + | + | + | |
6 | Комплект соединительных проводов | + | + | + | + | |
7 | Комплект посуды и принадлежностей к ней | + | + | + | + | |
8 | Комплект инструментов и расходных материалов (для учителя) | + | + | + | + | |
9 | Машина электрофорная | 4.4-8 | + | + | + | + |
10 | Микрофон | – | – | + | + | |
11 | Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком | + | + | + | + | |
12 | Насос воздушный ручной | + | + | + | + | |
13 | Осветитель для теневого проецирования | + | + | + | + | |
14 | Осциллограф электронный с принадлежностями | 4.1-11 | – | + | + | + |
15 | Плитка электрическая | + | + | + | + | |
16 | Прибор «Воздушный стол» с принадлежностями (Н) | – | – | + | + | |
17 | Сосуд для воды с прямоугольными стенками (аквариум) | + | + | + | + | |
18 | Столики подъемные (2 шт.) | + | + | + | + | |
19 | Трансформатор универсальный | + | + | + | + | |
20 | Трубка вакуумная | 4.2-34 | + | + | + | + |
21 | Штатив универсальный физический | + | + | + | + | |
22 | Усилитель низкой частоты | + | + | + | + | |
4. ПРИБОРЫ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ | ||||||
4.1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ | ||||||
1 | Апмерметр с гальванометром демонстрационный | 11; 17; 4.4-5; 4.4-14 | + | + | + | + |
2 | Барометр-анероид | + | + | + | + | |
3 | Весы с открытым механизмом и с гирями | + | + | + | + | |
4 | Вольтметр с гальванометром демонстрационный | 11; 17; 4.4-5; 4.4-14 | + | + | + | + |
5 | Гигрометр | 11; 4.3-4 | + | + | + | + |
6 | Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями | 18; 4.2-17 | + | + | + | + |
7 | Динамометр чувствительный проекционный с принадлежностями (Н) | – | – | + | + | |
8 | Дозиметр | + | + | + | + | |
9 | Измеритель перемещений (Н) | – | + | + | + | |
10 | Комплект ареометров (700-1400) | + | + | + | + | |
11 | Компьютерная измерительная система с датчиками | 1; 4; 19; 21; 22 | + | + | + | + |
12 | Манометр жидкостный демонстрационный | + | + | + | + | |
13 | Манометр металлический | 4.3-2, 4.3-4 | + | + | + | + |
14 | Метр демонстрационный | + | + | + | + | |
15 | Метроном | 3-2 | + | + | + | + |
16 | Модель счетчика электрической энергии | + | + | + | + | |
17 | Мультиметр цифровой демонстрационный | 1; 4; 4.4-4 | + | + | + | + |
18 | Набор динамометров пружинных | 6; 4.2-17 | – | – | + | + |
19 | Психрометр | 11; 4.3-4 | + | + | + | + |
20 | Стробоскоп с принадлежностями | – | – | + | + | |
21 | Счетчик-секундомер цифровой с датчиками | 11 | + | + | + | + |
22 | Тахометр демонстрационный (Н) | 4.2-10 | – | – | – | + |
23 | Тахометр демонстрационный жидкостный | 11; 4.3-4 | + | + | + | + |
24 | Тахометр демонстрационный электрический | – | – | + | + | |
25 | Цилиндр измерительный | + | + | + | + | |
4.2. МЕХАНИКА | ||||||
1 | Ведро Архимеда | + | + | + | + | |
2 | Гироскоп | – | – | – | + | |
3 | Держатели со спиральными пружинами (Н) | + | + | + | + | |
4 | Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком | + | + | + | + | |
5 | Комплект «Акустика» (Н) | + | + | + | + | |
6 | Комплект пружин для демонстрации волн (Н) | + | + | + | + | |
7 | Комплект приборов для изучения вращения твердых тел (Н) | 8 | – | – | – | + |
8 | Комплект «Вращение» | + | – | + | + | |
9 | Набор «Вращательное движение» | + | – | + | + | |
10 | Комплект «Механика» для работы с компьютерной измерительной системой | 25; 26; 35; 36 | + | + | + | + |
11 | Комплект по гидро-, аэродинамике | – | – | + | + | |
12 | Комплект по преобразованию движения, сил и моментов | 22; 23; 26 | – | – | + | + |
13 | Конус двойной, катящийся вверх | + | – | + | + | |
14 | Маятник Максвелла | + | + | + | + | |
15 | Действующая модель гидравлического пресса | + | – | – | – | |
16 | Модель для демонстрации реактивного движения (Н) | + | – | + | + | |
17 | Набор по статике с магнитным держателем | 4.1-6 | – | – | + | + |
18 | Модель системы отсчета | 26; 22 | + | + | + | + |
19 | Набор из трех шариков | 23 | – | – | + | + |
20 | Набор тел равной массы | + | + | + | + | |
21 | Пистолет баллистический | + | – | + | + | |
22 | Прибор для демонстрации независимости действия сил | + | + | + | + | |
23 | Комплект для изучения колебаний (Н) | + | + | + | + | |
24 | Прибор для демонстрации волновых явлений (Н) | 6 | + | + | + | + |
25 | Прибор для демонстрации законов механики на воздушной подушке | 10 | + | + | + | + |
26 | Прибор для демонстрации закона сохранения импульса (Н) | 10 | + | + | + | + |
27 | Прибор для демонстрации давления в жидкости | + | + | + | + | |
28 | Прибор для демонстрации атмосферного давления | + | + | + | + | |
29 | Прибор для демонстрации невесомости (Н) | + | + | + | + | |
30 | Призма наклоняющаяся с отвесом | + | + | + | + | |
31 | Рычаг демонстрационный | 9 | + | + | + | + |
32 | Сосуды сообщающиеся | + | + | + | + | |
33 | Стакан сливной | + | + | + | + | |
34 | Трубка Ньютона | + | + | + | + | |
35 | Тележки легкоподвижные с принадлежностями (Н) | + | + | + | + | |
36 | Трибометр демонстрационный | + | + | + | + | |
37 | Уровень демонстрационный | 9; 10 | + | + | + | + |
38 | Центробежная дорога | – | – | – | + | |
39 | Центробежная машина с принадлежностями | + | + | + | + | |
40 | Шар Паскаля | + | + | + | + | |
4.3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА | ||||||
1 | Комплект «Тепловые явления» для работы с компьютерной измерительной системой | 4; 10; 13; 17; 18; 4.1-24 | + | + | + | + |
2 | Комплект «Газовые законы и свойства насыщенных паров» | – | – | + | + | |
3 | Модель давления газов | + | + | + | + | |
4 | Комплект приборов по молекулярной физике и термодинамике (КДТ) | 1; 2; 8; 14; 16;18; 4.1-24 | – | – | + | + |
5 | Модель двигателя внутреннего сгорания | – | – | + | + | |
6 | Модель демонстрации распределения молекул по скоростям (Н) | 2-3 | + | + | + | + |
7 | Модели кристаллических решеток | + | + | + | + | |
8 | Модель броуновского движения | 2-3 | + | + | + | + |
9 | Набор капилляров | + | + | + | + | |
10 | Огниво воздушное | 2; 4 | + | + | + | + |
11 | Пластина биметаллическая | 4 | + | + | + | + |
12 | Прибор для демонстрации броуновского движения (Н) | – | + | + | + | |
13 | Прибор для демонстрации теплопроводности тел | 2; 4 | + | + | + | + |
14 | Прибор для сравнения теплоемкости тел (Н) | 2; 4 | + | – | – | – |
15 | Прибор для демонстрации видов деформации | – | – | + | + | |
16 | Прибор для изучения газовых законов | 2; 4 | + | + | + | + |
17 | Теплоприемники (пара) | 2; 4 | + | + | + | + |
18 | Трубка для демонстрации конвекции в жидкости | 2; 4 | + | + | + | + |
19 | Цилиндры свинцовые со стругом | + | + | + | + | |
20 | Шар для взвешивания воздуха | + | + | + | + | |
21 | Шар с кольцом | + | + | + | + | |
4.4. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | ||||||
1 | Батарея конденсаторов | 14; 18 | + | + | + | + |
2 | Батарея солнечная | 14; 17 | + | + | + | + |
3 | Ванна электролитическая | – | – | + | + | |
4 | Набор цифровых измерителей тока и напряжения | 4.1-1; 4.1-5; 4.1-17 | + | + | + | + |
5 | Звонок электрический демонстрационный | + | + | + | + | |
6 | Индикатор индукции магнитного поля | – | – | – | + | |
7 | Источник высокого напряжения (25кВ) | 3-9 | + | + | + | + |
8 | Катушка дроссельная | 14; 18 | + | + | + | + |
9 | Катушка для демонстрации магнитного поля тока (2 шт.) (Н) | 14 | + | + | + | + |
10 | Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов | + | + | + | + | |
11 | Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн | + | + | + | + | |
12 | Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи | – | – | + | + | |
13 | Комплект оборудования по электродинамике (КДЭ) | 4; 19; 23; 26; 35; 37; 43; 46; 49; 59; 76; 4.1-1; 4.1-4; 4.1-17 | + | + | + | + |
14 | Комплект оборудования по электростатике (КДЭ-1) | 20; 21; 22; 27; 48; 61; 75; 77 | ||||
15 | Комплект «Электричество-1» | 14; 23; 26; 35; 49; 59 | + | + | + | + |
16 | Комплект «Электричество-2» | 2; 14; 31; 37; 40; 57; 58; 66; 3-22 | – | – | + | + |
17 | Комплект «Электричество-3» | 11; 12; 14; 20; 28; 33 | – | – | + | + |
18 | Комплект «Электричество-4» | – | – | + | + | |
19 | Комплект выключателей | 14 | + | + | + | + |
20 | Конденсатор переменной емкости | 15 | + | + | + | + |
21 | Конденсатор разборный | 15 | – | – | + | + |
22 | Кондуктор конусообразный | 15 | – | – | + | + |
23 | Лампочка (12В) на подставке (пара) | 14; 16 | + | + | + | + |
24 | Линзы наливные (Н) | – | – | – | + | |
25 | Машина электрическая обратимая | + | + | + | + | |
26 | Магазин резисторов демонстрационный | 14; 16 | + | + | + | + |
27 | Маятники электростатические (пара) | 15 | + | + | + | + |
28 | Модель электромагнитного реле | – | – | – | + | |
29 | Модель структуры ферромагнетика | – | – | + | + | |
30 | Модель электрической дуги | – | – | – | + | |
31 | Модель фотореле | – | – | – | + | |
32 | Громкоговоритель | – | – | + | + | |
33 | Модели радиоприемников | + | + | + | + | |
34 | Модель спидометра (Н) | – | – | – | + | |
35 | Набор ползунковых реостатов | 14; 16 | + | + | + | + |
36 | Набор линз и зеркал (Н) | 54 | + | + | + | + |
37 | Набор полупроводниковых приборов (Н) | 14; 16 | + | + | + | + |
38 | Набор стерженьков ферро-, пара- и диамагнетиков (Н) | – | – | – | + | |
39 | Набор по дифракции, интерференции и поляризации света | 53 | – | + | + | + |
40 | Набор по излучению распределения энергии в спектре | 17 | – | – | + | + |
41 | Набор светофильтров | 54 | + | + | + | + |
42 | Набор дифракционных решеток | 53 | – | – | + | + |
43 | Набор по передаче электрической энергии | 14 | – | – | + | + |
44 | Набор по флуоресценции и люминесценции (Н) | – | + | + | + | |
45 | Набор спектральных трубок с источником питания | – | – | + | + | |
46 | Набор по электролизу | 14 | – | – | + | + |
47 | Осветитель ультрафиолетовый (Н) | – | – | + | + | |
48 | Палочки из стекла, эбонита и др. | 15 | + | + | + | + |
49 | Панель с лампочками и плавким предохранителем | 14 | + | + | + | + |
50 | Плоское зеркало | 54 | + | + | + | + |
51 | Прибор для демонстрации воздействия параллельных токов | + | + | + | + | |
52 | Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле | + | + | + | + | |
53 | Комплект демонстрационный «Волновая оптика» | 39; 42; 62 | – | + | + | + |
54 | Комплект демонстрационный «Геометрическая оптика» | 24; 36; 50; 60; 62; 65; 70; 71 | + | + | + | + |
55 | Прибор для изучения правила Ленца | + | + | + | + | |
56 | Прибор для изучения свойств электронных пучков (Н) | – | + | + | + | |
57 | Прибор для демонстрации законов фотометрии (Н) | – | – | – | + | |
58 | Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры | – | + | + | + | |
59 | Прибор для демонстрации зависимости сопротивления проводника от его длины, сечения и материала (Н) | 14 | + | + | + | + |
60 | Светопровод | 54 | + | + | + | + |
61 | Сетка по электростатике | 15 | – | – | – | + |
62 | Скамья оптическая с источником света и принадлежностями | – | – | + | + | |
63 | Стрелки магнитные на штативах (2шт.) | + | + | + | + | |
64 | Султаны электрические (2шт.) | 15 | + | + | + | + |
65 | Сферическое зеркало | 54 | – | – | – | + |
66 | Термопара демонстрационная | 14 | + | + | + | + |
67 | Термостолбик | – | – | – | + | |
68 | Триод и диод вакуумные | – | – | + | + | |
69 | Трубка с двумя электродами (Н) | – | – | + | + | |
70 | Фильтр ультрафиолетовый (Н) | – | – | + | + | |
71 | Фильтр инфракрасный (Н) | – | – | + | + | |
72 | Функциональный генератор сигналов | – | + | + | + | |
73 | Штативы изолирующие (2шт.) | + | + | + | + | |
74 | Экран флуоресцентный (Н) | – | + | + | + | |
75 | Электрометры с принадлежностями (пара) | 15 | + | + | + | + |
76 | Электромагнит разборный | 14 | + | + | + | + |
77 | Электроскоп демонстрационный | 15 | + | + | + | + |
4.5. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | ||||||
1 | Камера для демонстрации следов α-частиц (Н) | + | + | + | + | |
2 | Комплект приборов по фотоэффекту (Н) | – | + | + | + | |
3 | Комплект для измерения постоянной Планка | – | – | + | + | |
4 | Комплект для демонстрации опыта Франка-Герца (Н) | – | – | – | + | |
5 | Лазер учебный с принадлежностями (Н) | – | – | + | + | |
6 | Модель опыта Резерфорда (Н) | + | + | + | + | |
7 | Набор голограмм (Н) | – | + | + | + | |
8 | Газоразрядный счетчик (панель с газоразрядным счетчиком) | + | + | + | + |
ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
№ п/п | Наименование учебного оборудования | Аналоги | Общеобразовательные учреждения основного общего образования | Учреждения среднего | ||
Уровень образовательной | ||||||
Базовый (2ч/нед.) | Профильный | Углубленный | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока | 26 | + | + | + | + |
2 | Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях переменного тока | 26 | + | – | + | + |
3 | Весы учебные с гирями | + | + | + | + | |
4 | Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока | 26 | + | + | + | + |
5 | Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях переменного тока | 26 | + | – | + | + |
6 | Электромагнитное реле | – | – | + | + | |
7 | Динамометры лабораторные 1Н, 4Н (или 5Н) | 17; 24 | + | + | + | + |
8 | Источники постоянного и переменного тока (4В, 2А) | + | + | + | ||
9 | Источник света с линейчатым спектром | + | + | – | – | |
10 | Калориметры | + | + | + | + | |
11 | Катушка – моток | 37; 39; 49 | + | + | + | + |
12 | Ключи замыкания тока | 39 | + | + | + | + |
13 | Компасы | 39 | + | + | + | + |
14 | Комплект по электродинамике «Экспериментальные задачи» | 15 | – | – | + | + |
15 | Комплект для изучения полупроводников | – | – | + | + | |
16 | Комплект измерительных инструментов | 24 | + | + | + | + |
17 | Комплект лабораторных по механике | 7; 21; 27; 31; 43; 52; 54; 56 | + | + | + | + |
18 | Комплект линз (Н) | 38 | + | + | + | + |
19 | Комплекты проводов соединительных | 39 | + | + | + | + |
20 | Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н) | + | + | + | + | |
21 | Желоб дугообразный | 17; 24 | + | + | – | – |
22 | Желоб прямой | 17; 47 | + | + | – | – |
23 | Набор прямых и дугообразных магнитов | + | + | + | + | |
24 | Микролаборатория–1 | 7; 16; 21; 27; 34; 52; 57; 59 | + | – | – | – |
25 | Миллиамперметры | 26 | + | + | + | + |
26 | Мультиметры цифровые | 1; 2; 4; 5; 25; 55; | – | – | + | + |
27 | Набор грузов по механике | 17; 24 | + | + | + | + |
28 | Набор по электролизу | 39 | – | + | + | + |
29 | Набор для исследования изопроцессов в газах | 36 | – | + | + | + |
30 | Набор «Кристаллизация» | 36 | + | – | + | + |
31 | Набор пружин с различной жесткостью | 17 | + | – | + | + |
32 | Наборы резисторов проволочные | 39 | + | + | + | + |
33 | Набор тел по калориметрии | 36 | + | – | + | + |
34 | Набор тел равного объема и равной массы | 24 | + | – | – | – |
35 | Набор полосовой резины | 36 | – | – | + | + |
36 | Набор «Молекулярная физика и термодинамика» | 10; 29; 30; 36; 40; 55 | + | + | + | + |
37 | Набор «Электромагнетизм и переменный ток» | 11; 13; 23; 26; 62; | – | – | + | + |
38 | Набор «Оптика» | 18; 41; 45; 60; 61 | + | + | + | + |
39 | Набор «Электричество» | 12; 13; 19; 28; 32; 42; 49÷51 | + | + | + | + |
40 | Нагреватели электрические | + | + | + | + | |
41 | Плоскопараллельные пластины со скошенными гранями | + | + | + | + | |
42 | Потенциометр | 39 | + | – | + | + |
43 | Прибор для изучения движения тел по окружности | 17 | – | – | + | + |
44 | Прибор для изучения зависимости сопротивления металлов от температуры | 39 | – | – | – | + |
45 | Прибор для измерения длины световой волны набором дифракционных решеток | 38 | – | + | + | + |
46 | Приборы для изучения прямолинейного движения тел | 17 | + | + | + | + |
47 | Радиоконструктор для сборки радио приемников | + | – | + | + | |
48 | Рамка вращающаяся для исследования магнитного поля | 11; 37 | – | – | + | + |
49 | Реостаты ползунковые | 39 | + | + | + | + |
50 | Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления | 39 | – | – | + | + |
51 | Рычаг-линейка | 17; 24 | + | + | + | + |
52 | Спектроскоп лабораторный | + | + | + | + | |
53 | Секундомер | 17 | + | + | + | + |
54 | Термометры лабораторные | 36 | + | + | + | + |
55 | Трибометры лабораторные | 17; 24 | + | + | + | + |
56 | Шарики 25мм металлические | 24 | + | + | + | + |
57 | Штативы лабораторные | + | + | + | + | |
58 | Цилиндры измерительные с принадлежностями | 24 | + | + | + | + |
59 | Экран со щелью | 38 | + | + | + | + |
60 | Электроосветители с колпачками | 38 | + | + | + | + |
62 | Электромагниты разборные с деталями | 37 | + | + | + | + |
63 | Электродвигатель с редуктором | + | – | + | + | |
64 | Электродвигатель разборный | + | – | – | – |
№ п/п | Наименование учебного оборудования | Учреждения среднего | |
Уровень образовательной | |||
Профильный | Углубленный | ||
5.2. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА | |||
1 | Автономные цифровые измерители: давление и температуры. Постоянного и переменного магнитных полей | + | + |
2 | Весы технические | + | + |
3 | Генератор низкой частоты | + | + |
4 | Источник питания для практикума | + | + |
5 | Набор приборов для измерения влажности | + | + |
6 | Комплект по механике для практикума (Н) | + | + |
7 | Комплект лабораторный для исследования принципов радиопередачи и радиоприема | + | + |
8 | Комплект для изучения фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н) | + | + |
9 | Дозиметр | + | + |
10 | Комплект для исследования уравнения Клапейрона–Менделеева (Н) | + | + |
11 | Комплект «Электродинамика» | + | + |
12 | Набор для моделирования оптических приборов (Н) | + | + |
13 | Набор для изучения свободных и вынужденных механических колебаний (Н) | + | + |
14 | Набор для исследования свободных и вынужденных механических колебаний (Н) | + | + |
15 | Набор электроизмерительных приборов постоянного тока | + | + |
16 | Набор электроизмерительных приборов переменного тока | + | + |
17 | Набор конденсаторов и катушек индуктивности | + | + |
18 | Набор для исследования мощности электродвигателя и измерения КПД | + | + |
19 | Осциллограф лабораторный с комплектом принадлежностей (Н) | + | + |
20 | Пистолет баллистический | + | + |
21 | Прибор «Магнитное поле Земли» | + | + |
22 | Конструктор машин и механизмов (Н) | – | + |
23 | Прибор для зажигания спектральных трубой с набором трубок | + | + |
24 | Прибор для изучения деформации растяжения | + | + |
25 | Прибор для изучения тока в вакууме | + | + |
26 | Прибор для наблюдения броуновского движения (Н) | – | + |
27 | Прибор для исследования превращения механической энергии во внутреннюю (Н) | – | + |
28 | Реохорд для мостика Уитстона | – | + |
29 | Спектроскоп двухтрубных (Р) | – | + |
30 | Счетчик-сеундомер лабораторный (Н) | + | + |
31 | Трансформатор разборный | – | + |
32 | Электронный конструктор | – | + |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блок схема «Архимеда» программное обеспечение датчики регистратор компьютер
Датчики Напряжения Силы тока Температуры Влажности Расстояния Давления Микрофонный Силы Освещенности Индукции магнитного поля Дыхания Кислорода Пульса рН - метр
TriLink - регистратор данных Представляет собой измерительный комплекс, позволяющий записывать и анализировать экспериментальные данные, отображать их в виде таблиц и графиков, экспортировать в электронные таблицы.
Возможности TriLink Объем памяти 256Кбайт Входы 4 аналоговых датчика одновременно Выходы беспроводной порт и USB Замеры частота - от 1 в час до 20800 в секунду; объем - до170 000
Программное обеспечение MultiLab Настройка TriLink Сбор и отображение данных в ходе опыта Загрузка из TriLink Отображение данных в виде графиков, таблиц и показаний шкалы Анализ данных Экспорт данных