Конспект НОД по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки»
Цель: Приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.
Образовательные задачи:
- познакомить с видом народной куклы «пеленашка»,
- учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек»: туловище (столбик, голова (шар) и выразительные детали (ушки, носы, глазки);
- активизировать приемы декорирования лепных поделок (украшение мелкими бытовыми предметами, отпечатками).
Развивающие задачи:
- показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках;
- развивать воображение, мелкую моторику, внимательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство формы, композиции; интерес к экспериментированию с художественным материалом.
Словарная работа: народная кукла-пеленашка, колыбель, оберег, мастерская, мастер и мастерица.
Материал: пластилин, спичечные коробки или другие маленькие коробочки, стеки, доски для лепки, пуговицы, бусины, семена гороха и фасоли, маленькие бантики, узкие ленточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на ковре, только не шумите. Моя куколка Маша засыпает, и я ей сейчас спою колыбельную песенку.
Г. Лагздынь «Сонные стихи»
Спит в пруду давно лягушка,
Спит медведица – толстушка
Бродят сонные морозы,
Спят кудрявые березы.
У корней пушистой елки
Спит ежонок, нос в иголки,
Спит в сугробе до весны,
Смотрит лакомые сны.
Дремлет в гнездышке бельчонок,
В теплой хатке спит бобренок.
На подушке из пера
Спят тетёрки до утра.
Тише, тише, тишина…Спим…
Воспитатель: А вам мамы поют колыбельные песенки перед сном? А для чего они вам их поют?
Дети: Чтобы мы крепко уснули и чтобы сны хорошие приснились.
Воспитатель: (показывает детям иллюстрации с изображением народной куклы – пеленашки.) Ребята, в давние – давние времена на Руси народные мастера и мастерицы делали кукол из дерева или соломы на забаву маленьким детям.
Кукла-Пеленашка - это самая первая куколка, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, как оберег от злых сил, болезней. Считалось, что она согревает место для ребенка. Когда малыш чуть-чуть подрастал, то эту куколку давали ему играть, поэтому при ее изготовлении ни в коем случае нельзя применять бусины, пуговочки и т. п., только ткани, ленточки, кружева.
Считалось, что если куклу-Пеленашку положить в кроватку к ребенку, то это собьет злых духов с толку. Еще нужно приговаривать: "Не играй моим дитятком,а играй этой куколкой".
А когда приходили гости посмотреть на малыша, то чтобы не сглазить, хвалили не его, а Пеленашку: "Хорош, кукленочек!"
Воспитатель: (показывает детям современную запеленатую куклу) А можно ли эту куклу назвать пеленашкой?
Дети: Можно пеленашкой назвать того, кто (или что) завернуты в пеленки,
Воспитатель: И настоящего малыша…даже взрослого человека, если его в шутку завернуть в огромную пеленку.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости к малышам, показывать кукольный театр. В гости принято ходить с подарками, только вот что подарить малышам я не могу придумать. Какие у вас будут идеи?
Дети: Давайте подарим пеленаше.
Воспитатель: Хорошая идея! Только где нам их взять?
Дети: слепим.
Воспитатель: Тогда нам нужно переместиться в стародавнюю Русь-Матушку, народную мастерскую. Подойдите ко мне ко мне, я вас накрою русским платком, скажу волшебные слова и мы окажемся в древней русской мастерской.
Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна.
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути
Нас к себе впусти!
Воспитатель: Вот мы и на месте! Только делать куклу нужно в хорошем настроении! Мастера это знали и у них получались добрые куколки!
Объяснение технологии лепки
С начала раскатываем цилиндр (столбик). Для этого берем комок пластилина и раскатываем его сначала в шар, круговыми движениями ладоней, а потом в удлиненное яйцо или валик (цилиндр). округляем концы – получается «туловище» в пеленках – пеленашка, только лица пока не видно. Затем отщипывает маленький комочек пластилина розового или белого цвета. раскатываем шарик, сплющиваем и накладываем на пластилиновый валик – так получилось лицо, которое выглядывает из пеленки.
Воспитатель: Мы с вами немножко подустали, предлагаю вместе встать и размяться немножко.
Физминутка: «Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)
На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).
Воспитатель: Ну, мастера и мастерицы, возвращаемся на свои рабочие места и продолжим. Присаживаемся правильно. Выпрямитесь, прислоните спины к спинкам стула, ноги поставьте ровно на пол.
Воспитатель: А теперь, ребята, прищипывая или вытягивая, сделаем носики у наших пеленашек, затем вкрапляем глазки – бусинки. И украсим пеленки узором в горошек или бантиком, можно перевязать пеленку ленточкой. Кукла готова!
Воспитатель: А куда положим мы наших пеленашек?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: Да, предлагаю превратить спичечный коробок в колыбельку или кроватку, а может быть коляску (по своему желанию): из салфетки можно сделать пеленочку и вылепить подушку, для коляски можно сделать колеса из пуговиц.
Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые получились у вас куколки-пеленашки. Как вы думаете деткам младшей группы понравятся наши подарки? Витя, что тебе сегодня понравилось, а что нет? Рита, что ты запомнила сегодня? Ребята кому сегодня было весело и интересно возьмите снежинку, а кому было скучно или грустно возьмите дождинку.
Игра «Тихо куколка…»