Аттестация
Индивидуальный план повышения квалификационного уровня воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_abdulhaeva.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №86»
Ново- Савиновского района г. Казани
Индивидуальный план
повышения квалификации
в межаттестационный период
2022-2027 гг
Тема: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
ВОСПИТАТЕЛЯ
Абдулхаевой Светланы Ильиничны
Казань, 2022
Введение
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
- Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
- Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
- Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
- Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
- Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Актуальность темы:
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Цель:
- создание комплексной системы опытно-экспериментальной работы с детьми, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Этапы реализации программы самообразования:
Формы работы | Практический выход, примечание. | Сроки. |
Теоретический этап.Изучение методической литературы. | ||
- Нормативно-правовая литература -Р. Шаехова «Играя – учимся творить» - А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры» - Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования» -Л.Н. Прохорова «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования -Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду. -А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников -Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. -Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. -А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников. -О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. -Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. -Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1. -Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. -Интернет-ресурсы -Изучение статей в журналах: Воспитатель ДОУ, Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Обруч. | Составление картотеки книг, статей из журналов. | В теч. 5 лет |
Практический этап. | ||
Работа с детьми | ||
- Использование методики «Выбор» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования -Разработка конспектов с элементами экспериментирования. -Составление серии опытов для дошкольников. - Обогащение предметно – развивающей среды для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформление уголка «Юный исследователь» - Создание обучающих презентаций для знакомства детей и их родителей с различными приемами экспериментирования | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. Открытые занятия. | В теч. 5 лет |
Работа с родителями | ||
- Консультация «Организация детского эспериментирования в домашних условиях». -Консультация «Научите ребенка любить ребенка живую природу». - Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» -Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности» -Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» -Фестиваль детского экспериментирования «Наши успехи» -Совместное мероприятия с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». | Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,рекомендации. | В теч. 5 лет |
Работа с воспитателями | ||
- Эссе - выступление для педагогов «Игра-путь к познанию предметного мира» - Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» -Показ открытого занятия для педагогов ДОУ «Волшебный сундучок» -Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах. -Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» -Изучение опыта педагогов ДОУ -Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. -Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого- педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и других образовательных учреждений. | Памятки о общих правилах исследовательского обучения. Оформление выставок литературы, дидактического материала. Проведение мастер-класса для педагогов. | В теч. 5 лет |
Форма отчета | ||
-Публикация статей в сетевых образовательных пространствах; -Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей; -Обобщение из опыта работы; -Отчет на педсоветах; | Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне Представление администрации аналитического отчета. Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах. Презентации. |
Предполагаемый результат:
- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- развить интерес к экспериментированию у детей, умению использовать разные способы и приемы познания;
- пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Вывод:
Организация детского экспериментирования, это особый способ практического освоения действительности, направленного на создания таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагога - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.