Планирование
Планы, отчеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет Учителя - дефектолога за 2019-2020 учебный год | 33.74 КБ |
План работы на 2020-2021 учебный год | 19.23 КБ |
Календарно-тематическое планирование для детей ЗПР | 405.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ №5 «Теремок»
АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
По результатам работы за 2018-2019 учебный год для дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия стало понятно, что в 2019-2020 учебном году необходимо усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции детей, закреплению приобретенных знаний и навыков, дальнейшему восполнению имеющихся пробелов в развитии воспитанников.
А также для повышения уровня когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка проводить информационно-просветительскую деятельность с родителями для привлечения их к систематическим занятиям, что позволит закреплять полученные знания на занятиях и будет способствовать более быстрой динамике развития и предотвращения регресса в случае продолжительной болезни или других причин, повлекших длительное отсутствие ребенка на занятиях.
Не менее важным аспектом в перспективном плане на 2019-2020 учебный год являлась совместная работа со специалистами и воспитателями по формированию социально-бытовых навыков, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Для реализации работы по данному плану в течение учебного года я работала по следующим направлениям:
- диагностическое;
- аналитическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- методическое.
В этом учебном году я продолжила работу по оснащению кабинета наглядными пособиями для индивидуальных занятий с детьми, консультаций для воспитателей, специалистов и родителей. Наблюдала за детьми в естественных для них условиях и на групповых занятиях. Проводила индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. С целью повышения профессиональной компетентности посещала семинары и конференции.
Цель коррекционно-педагогической деятельности: создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционально-волевого развития, самореализация личности ребенка с ОВЗ с учетом его возможностей, способностей и потребностей.
Данная цель определила конкретные задачи:
- Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка с ОВЗ, структурой нарушения развития и степенью выраженности.
- Разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
- Обеспечение информированности родителей по проблеме развития детей, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический и образовательный процесс.
Для родителей ребенка-инвалида были представлены общие результаты о динамике развития и дальнейших возможностях повысить его уровень. Для родителей ребенка с ОВЗ (по итогам районной ПМПК) дала дополнительную информацию о занятиях с учителем-дефектологом. Объяснила цель и рассказала о возможностях благоприятного развития ребенка. Неоднократно обратилась к ним с призывом приходить на консультации, что позволит получить более устойчивые результаты в ходе коррекционно-развивающей работы.
Все родители доступны для конструктивного диалога. Родители брали дополнительные задания, чтобы закреплять полученные знания с ребенком дома. Важно отметить, что совместная систематическая работа дала стойкие положительные результаты.
Для успешного решения поставленных перед собой задач я работала в тесном контакте с воспитателями группы, педагогом-психологом и учителем-логопедом. Благодаря этому коррекционная работа стала более результативной, так как вместе с этими специалистами мы выстраивали единую тактику в работе с детьми и использовали актуальные методы и методики для подачи материала и его успешного усвоения воспитанниками.
На своих занятиях я использовала разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, которые позволяли реализовывать возможности ребенка, приводя в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в их психике.
Коррекционно-педагогическое воздействие было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребенка (в соответствии с программным содержанием). Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития.
Перед проведением занятий важно было получить результаты диагностического обследования, на основании которых на каждого ребенка заполнялись карты дефектологического обследования, индивидуальные маршруты, а также карты освоения программы. В конце учебного года с целью определения уровня динамики развития воспитанников проводилась итоговая диагностика.
В течение учебного года индивидуальные занятия посещало двое воспитанников. Возраст воспитанников 4 и 6 лет. Уровень их развития имел значительные отличительные характеристики. Дети имеют не только речевые и познавательные нарушения, но и ярко выраженные нарушения эмоционально-волевой и эмоционально-личностной сфер. Проведение занятий направленны на формирование саморегуляции, сенсомоторной координации, соматопространственной ориентировки, графо-моторных навыков детей.
Девочки часто пропускали ДОУ по причине соматически ослабленные и санаторно-курортного лечения, периодически ложились на лечение в стационары. В связи с чем, они пропускали занятия, но тем не менее диагностированы по итогам года.
На начало учебного года и по мере поступления ребенка в детский сад с каждым воспитанником было проведено индивидуальное комплексное диагностическое обследование. По его результатом составлялся индивидуальный маршрут. Велись подгрупповые и индивидуальные занятия. Результаты занятий отмечались в карте освоения программы. Общее количество занятий и диагностических часов отражено в таблице 1.
Таблица 1
Количество диагностических обследований и занятий
№ | Фамилия, имя | Общее кол-во |
1 | Б. Лиза | 30 |
2 | Ф. Алина | 22 |
Из данной таблицы видно, что воспитанники не регулярно посещали индивидуальные занятия.
Полученные диагностические данные отражены в Приложении 1, которая наглядно показывают индивидуальные возможности каждого ребенка на начало и конец года.
На начало учебного года 1 ребенок имел низкий уровень регуляции произвольного поведения с устойчивым самоконтролем на несколько минут или секунд, а также с полной невозможностью саморегуляции, 1 ребенок имел средний уровень саморегуляции, но у нее также проявляется систематическая двигательная активность во время занятий. Систематические занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы позволили к концу учебного года показать положительные результаты. Воспитанники стали более собранными, могут дольше концентрироваться на заданиях без проявления двигательной активности.
Дети имеют сложности во время обучения, так как восприятие материала и перенос на аналогичные задания затруднен. Помощь, оказанная воспитанникам могла использовать только частично. Для детей обучение затруднено. Возникали большие трудности при переносе показанного способа действия на аналогичные задания. Помощь используется.
К концу учебного года возможности детей принимать помощь педагогов и использовать полученные знания повысились. Алина Ф. стала использовать полученные знания и переносить их на аналогичные задания.
Ни на начало, ни на конец учебного года, детей, чей уровень моторного развития полностью соответствовал бы возрастной норме не выявлено. У воспитанников в большинстве случаев отмечались скованность, нескоординированность и неловкость движений. Тем не менее, у Лизы Б. отмечаются положительные изменения. Она стала более скоординированна и ловка. У Алины Ф. остаются сложности во всех моторных сферах, так как у нее имеются двигательные нарушения, связанные с особенностями заболевания.
Первичная диагностика показала, что ни один из детей на начало года не имел достаточно сформированную мелкую моторику. Но к концу года у Лизы Ф. стала более развитой мелкая моторика. Ее движения стали более четкими, уверенными, целенаправленными и взаимосвязанными.
У Алины Ф. улучшился показатель, она стала меньше нуждаться в помощи взрослого. Остается низкий уровень координации движений, неполный объем и медленный темп выполнения. Ей сложно выполнить пробы без помощи взрослого и переключаться с одного движения на другое.
Графо-моторные навыки у детей улучшились. Но все же в рисунке отмечаются не четкие линии, круги не завершенные и не достаточно четкие, появилось рисование по клеточкам и точкам.
Экспрессивная речь. На начало года Лиза Б. не могла использовать в речи слова, речь очень упрощена, ребенок пользуется не понятными фразами или произносит первые звуки слова. У Алины Ф. также отмечались нарушения слоговой структуры слов, недостаточно сформированы лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи. К концу года Алина Ф. стала владеть речью соответственно норме развития. Фразовая речь стала значительно развернутой. Лиза Б. стала говорить простые слова полностью, но с дефектом. Незначительно повысился уровень активного словаря.
Импрессивная речь. В начале года понимание речи в полном объеме и выполнение сложных речевых инструкций было на низком уровне. К концу года у Алины Ф. понимание обращенной речи осталось на бытовом уровне, у Лизы Б. понимание речи ограничено (ситуативное) не изменилось.
Временные представления, сформированные соответственно возрасту, на начало года отмечались только у Алины Ф. К концу года Алина Ф. владеет представлениями о временах года, времени суток, днях недели. Знания о месяцах осталось на том же уровне.
По сравнению с первичной диагностикой, по результатам на конец года, у Алины временные представления частично сформировались.
Лиза не понимала и не ориентировалась во временах суток и года стала частично понимать дифференцировать эти временные представления с помощью наглядного материала.
Соматопространственное восприятие. У Алины отмечался средний уровень сформированности зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. У Лизы отмечались значительные затруднения в понимании частей и сторонах собственного тела, ориентировке в пространстве на листе бумаги.
На конец учебного года отмечается положительная динамика. Девочки частично ориентируются в пространстве, частях собственного тела и его сторонах. Могут показывать по просьбе взрослого глаза, рот, нос, руги, ноги.
На начало учебного года воспитанницы не владели квазипространственными представлениями. К концу года у них частично сформировались квазипространственные представления, что позволило им расширить фразовую речь. Лиза Б. осталась на низком уровне, но овладела первичными представления «на», «в».
Исходя из данных диагностики и наблюдения данные, полученные в ходе комплексного диагностического обследования слухового восприятия, остались на том же уровне.
По результатам обследования ни у одного из воспитанников не выявлено нарушений зрительного восприятия.
Восприятие цвета, формы, величины. Из данных таблицы видно, что на конец учебного года повысился уровень цветового восприятия. Лиза Б. стала дифференцировать основные цвета. У Алина Ф. увеличился объем знаний по основным цветам и оттенкам.
Восприятие формы в начале года было сформировано только у Алины Ф. (знала или соотносила основные формы: круг, квадрат, треугольник), Лиза Б. не могла соотнести форму с образцом. На конец года, уровень восприятия формы у детей выросло, девочки показали хорошую динамику. На сегодняшний день Алина Ф. может показать фигуру по названию.
При восприятии величины дети владеют понятиями: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий и т.п..
По результатам исследования слухового и зрительного внимания выявлено, что на начало года и на конец года низкий уровень показателя. Проблема обусловлена достаточно низким уровнем развития саморегуляции, а в некоторых случаях и ее нарушениями.
Первичная диагностика показала, что уровень развития вербальной и зрительной памяти у детей не соответствует возрастной норме. Из-за сложности понимания инструкции, диагностика вербальной памяти не была проведена. Зрительная память также сформирована недостаточно, хотя воспитанники понимали инструкцию.
К концу учебного года произошла динамика по развитию зрительной и вербальной памяти. У Алины Ф. объем запоминаемых предметов стал соответствовать среднему уровню. Лиза Б. на конец учебного года смогли научиться запоминать 3-4 предмета и находить их из остальных. А вот дети с плохо запоминают на слух. В основном это связано с нарушениями как импрессивной, так и экспрессивной речи.
Большое диагностическое обследование мышления было проведено по четырем его типам: наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-логическое, словесно-логическое. Данные, полученные в ходе обследования показывают, что мыслительные операцию у детей группы вызвают наибольшие трудности и на конец года так и не стали полностью соответствовать возрастной норме.
Таким образом, только наглядно-действенное мышление, которое формируется на ранних этапах развития ребенка к концу учебного года у Алины Ф. стало соответствовать среднему уровню. У Лизы Б. остался низкий показатель.
По сформированности наглядно-образного мышления, на начало года были получены следующие результаты: Алина Ф. - средний уровень, Лиза Б. – низкий уровень. У Алины Ф. отметилась значительная динамика в развитии, что позволило ей овладеть элементарными формами наглядно-образного мышления. Таким образом, результаты по сформированности наглядно-образного мышления на конец учебного года улучшились.
По результатам диагностических исследований как на начало учебного года, так и на конец учебного года ни один из воспитанников не смог показать высокий уровень мыслительных операций ни при образно-логическом, ни при словесно-логическом мышлениии. Хочется отметить, что у Алины Ф. повысился уровень знаний, что способствовало развитию словесно-логического мышления.
Уровень сформированности математических представлений на начало и конец учебного года остался без значительных изменений. Девочки смогли овдалеть навыками механического счета в пределах своих возрастных особенностей. Лиза Б. повысила свои знания в области сравнения групп предметов, Алина Ф. - соотнесения цифры и количества, увеличился порядковый счет, находить много предметов и один, сравнивать предметы по величине.
Таким образом, по итогам года видно, что у детей имеются значительные трудности в:
- формировании эмоционально-волевой сферы;
- моторной сферы;
- речевом развитии;
- когнитивном развитии;
- освоении знаний, умений, навыков.
По этому на следующий 2019-2020 учебный год для дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции детей; закреплению приобретенных знаний, умений и навыков; восполнению имеющихся пробелов в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие регуляции деятельности, моторной и когнитивной сфер.
А также продолжить проводить информационно-просветительскую деятельность с родителями, для привлечения их к систематическим занятиям, с целью повышения когнитивного и эмоционально-волевого развития ребенка. Продолжать совместную работу со специалистами и воспитателями по формированию социально-бытовых навыков, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
По итогам педагогической диагностики индивидуального развития ребенка, поступил сигнал воспитателя подготовительной группы Фоминых С.А. о том, что у Шестиловского Данилы очень плохой уровень обучаемости. После обследования ребенка выяснилось, что проблемы существенны. Предложено провести ПМП консилиум. На заседание была приглашена мама Данила, которая подтвердила имеющиеся проблемы, в том числе и в поведенческом плане. Рекомендовано: консультация специалистов районной ПМПК.
Индивидуальные занятия, коррекции недостатков внимания, памяти, восприятия; развитие мыслительной деятельности, развитие пространственной ориентации, формирование предпосылок учебной мотивации, развитие коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Учитель – дефектолог ____________________ Е.Л. Пронина
Приложение1
Ф.И. | Регуляция произвольного поведения | Уровень обучаемости | Уровень общей моторики | Мелкая моторика | Графо-моторные навыки | Временные представления | Соматопространственное восприятие | Квазипространственные представления | Слуховое восприятие | Восприятие цвета, формы, величины. | Слуховое и зрительное внимание | Вербальная и зрительная память | Мышление | Математические представления | ||||||||||||||
с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | с | и | |
Б. Лиза | ||||||||||||||||||||||||||||
Ф. Алина |
Высокий уровень | |
Средний уровень | |
Ниже среднего | |
Низкий уровень |
Предварительный просмотр:
Годовой план работы
учителя-дефектолога
на 2020-2021 учебный год
Направление работы | Цель проведения мероприятия | Предполагаемые сроки |
1 | 2 | 3 |
1. Диагностическое направление — изучение уровня умственного развития | Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка. Выявление детей, нуждающихся в спец-ой помощи. | В течение года |
— определение особенностей познавательной деятельности | Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий | Сентябрь - ноябрь, апрель-май |
Составление рекомендаций для проведения индивидуальных коррекционных занятий педагога с детьми, определение приемов индивидуальной работы | Ноябрь - декабрь | |
— динамическое наблюдение за развитием дошкольника | Отслеживание динамики развития воспитанников, разработка и корректировка адаптированных программ, приемов и методов работы специалиста | Декабрь, май |
— изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по образовательным областям | Определение и уточнение причин и квалификация трудностей ребенка в процессе усвоения ЗУНов по образовательным областям | В течение года |
Определение соответствующих нарушению воспитанника условий .Содействие в организации углубленного обследования ребенка на ТПМПК. | В течение года | |
II. Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий | Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения | Октябрь, декабрь, май |
III. Коррекционное направление — сенсорное и сенсомоторное развитие — формирование пространственно-временных представлений — умственное развитие — нормализация деятельности школьника — формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи — формирование приемов, умственной деятельности и способов работы | Построение коррекционных блоков для педагогов и воспитанников в соответствии со структурой нарушения в развитии. Коррекция имеющихся недостатков развития познавательной деятельности детей с ОВЗ | В течение года |
IV. Аналитическое направление — анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценка его эффективности | Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений воспитанника | В течение года |
— осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами ПП консилиума | Системный анализ личностного и познавательного развития воспитанника | В течение года |
V. Консультативно-просветительское и профилактическое направление — индивидуальные консультации для педагогов | Составление рекомендаций педагогам по использованию коррекционных приемов и методов в работе с ребенком. | В течение года |
— индивидуальные консультации для родителей | Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс | В течение года |
VI. Организационно-методическое направление — участие в заседаниях ППк — оформление документации | Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития. Определение соответствия форм обучения и воспитания уровню развития ребенка | В течение года |
-Осуществление преемственности в работе учителя-дефектолога и других специалистов | Подробно и детально знакомить педагогов со спецификой и видами нарушений, затрудняющих успешное овладение воспитанниками образовательных областей, и обращать внимание на необходимость дифференцированного подхода к детям разных назальных групп | В течение года |
-своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями; -проводить систематический обзор дефектологической литературы; | — систематически повышать свою профессиональную квалификацию | В течение года |
-подбирать методическую и коррекционную литературу и пособия, развивающие методики в помощь педагогу и родителям; | Заниматься оборудованием кабинета и систематически оснащать кабинет необходимым дидактическим материалом. | В течение года |
Учитель-дефектолог _Е.Л. Пронина