0бществознание был и остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Мифы связанные со сдачей дисциплины "Обществознание"
Миф 1. «Обществознание сдать легко»
При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике?
Обычно этот миф развенчивается уже после «прорешивания» учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно.
Миф 2. «Необязательно готовиться долго»
Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.
Миф 3. «Нереально выучить все термины обществознания»
Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит впадать в крайности! При работе с определениями я советую вам:
- Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
- Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
- Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена не составит труда.
Миф 4. «Обществознание – это скучно»
Обществознание – это сама наша жизнь. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Вы учитесь ориентироваться в реальной жизни, объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ОГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи.
Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.
Миф 5. «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»
К сожалению, многие ученики тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Исходя из изучения опыта коллег и моих собственных наблюдений могу сказать, что решении заданий части первой, заданий с 1 по 20, как правило легко увидеть провалы в знании терминологии по конкретной теме.
Задание 21 (составление плана текста) вызовет затруднения, если вы не научились это делать еще в начальной школе на уроках чтения. Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.
Задание 22 не вызывает затруднений, так как ответ необходимо взять полностью из текста. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.
Задание 23. Здесь нужно найти позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли.
В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Вы сами должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, что примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей.
Задание 24. Необходимо привести аргументированный ответ. Это задание вызывает затруднения у большинства девятиклассников.
Помните, что «формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия!