"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

             Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности» при КФУ о 19.09.2017г.

                 Выступление, мастер - класс , публикация в сборнике.

                 СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

                               В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

          Э.А. Михайличенко,  учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»,  г. Зеленодольск, РТ

 

 

Мастер-класс, выступление на Занковских чтениях по теме : "Создание проблемных ситуаций на уроках проблемно-развивающего обучения в начальной школе" от 15.03.2017г. Публикация в сборнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ПРОБЛЕМНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

              Э.А. Михайличенко, МБОУ "Лицей №1 ЗМР РТ" г. Зеленодольск

     Создание проблемной ситуации является основным звеном проблемно-развивающего обучения на уроках в начальной школе. Способы ее создания на уроках  разнообразны. Во всех  вариантах непременным условием проблемной ситуации остается необходимость для учащихся нахождение решения и доказательства избранной точки зрения.
  В условиях
 проблемно-развивающего обучения отчетливо обнаруживаются позиция учеников. Задача учителя на уроке здесь сводится не самоустранению, а напротив, учитель помогает выявить разнообразные точки зрения, выразительно сформулировать их. Для учителя в условиях проблемной ситуации объективность состоит в том, чтобы  внимательно выслушивать аргументы учеников, несогласных друг с другом. Нужно отметить, что течение проблемной ситуации нарушается, если в классе сразу выкладываются все аргументы в пользу одной точки зрения. «Согласие» и «несогласие» должны чередоваться,  это побуждает  обосновывать позицию, более глубоко разрешать проблемную ситуацию на уроке.  Объяснение аргументов в пользу одной из точек зрения как бы отменяет право других на существование, уменьшает важность проблемной ситуации, теряется интерес.
   Поэтому, проблемное обучение не устраняет учителя, а требует от него большого  мастерства, необходимого для верной постановки проблемного задания, и для организации проблемной ситуации, и убедительного  ее разрешения. В условиях
 проблемно-развивающего обучения связи между учениками и учителем становятся непосредственнее, активнее. При сообщающем обучении мнения учеников скрыты. В проблемно-развивающем обучении ученическое восприятие открыто.  Чтобы проблемный вопрос создал проблемную ситуацию, его надо развить, приоткрыть разные грани его решения, сопоставить разные формы и варианты ответов.  Для верного построения и течения проблемной ситуации на уроке необходимо выбрать основной вопрос, лежащий в сфере интересов учеников. Вопрос должен быть вместе с тем достаточно сложным, чтобы создать ситуацию затруднения. Понятные для учеников вопросы, ведущие к разрешению проблемной ситуации, должны быть соединены в цепочку, создавая непрерывность. Соединение этих вопросов между собой должно дополняться включением каждого из них к общему вопросу, организующему проблему.

      Но даже соблюдение всех этих условий не обеспечивает еще успешного осуществления проблемной ситуации. Пожалуй, одним из главных слагаемых успеха оказывается работа учителя. Если учитель сразу обрушивает на учеников все аргументы в пользу точки зрения, которую он запланировал, урок не достигнет цели.  Вредна также и пассивность учителя, который опаздывает с опровержением неверных восприятий и тем самым помогает  укрепиться неправильным суждениям у учеников.
      Особенно опасна для проблемной ситуации заданность поведения учителя, его намеченным планом, страх отступить от собственной, заранее продуманной логики вопросов. Урок
проблемно-развивающего обучения должен быть  основан  на поведении учащихся и должен  исходить из их рассуждений, а не навязываться учителем. Проблемная ситуация требует от учителя продуманности и строгой свободы импровизации. Нужно вовремя поставить вопрос, не ранее того, как ученики подошли к нему, и не позднее, чем ученики способны еще им заинтересоваться. Надо осторожно опровергать неверное мнение и  четко поддержать робкое, еще может несформированное до конца мнение. Обязательно чередовать «за» и «против» в ходе урока, пока ученики не убедились до конца в правильности  избранной позиции, чтобы не закрыть проблемную ситуацию преждевременно, а широко, обстоятельно завершить ее. Все это требует от учителя большого педагогического такта.
      Затруднение, создавшее проблемную ситуацию, не обязательно разрешается в диспуте. Проблемная ситуация на уроках
проблемно-развивающего обучения может найти более спокойную форму воплощения: лекция учителя, его размышление над проблемным вопросом, уже заинтересовавшим учеников, или совместное с учениками обдумывание проблемного вопроса в беседе. Но в любой форме решения проблемной ситуации мы встречаемся с многообразием мнений, фактов, оценок, кем бы они ни были представлены: учениками или учителем. Поэтому, благодаря этому свойству проблемная ситуация позволяет видеть явление в его диалектической сложности. Вспомним некоторые аспекты работы с понятием "Проблемная ситуация".  Слайд №2

Проблемные ситуации делятся на: 

1. Педагогические - организация учебного процесса.

           2. Психологические – деятельность ученика. 

Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Слайд №3. Психологические проблемные ситуации по критерию эмоционального переживания делятся на 2 типа:

1. «С удивлением»

2. «С затруднением»

 В основе проблемных  ситуаций « с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам дается практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. По критерию эмоционального переживания проблемные ситуации делятся на 2 типа – «с удивлением» и «с затруднением». В основе проблемных ситуаций «с удивлением» лежат два типа противоречий: - между двумя или больше положениями (фактами, мнениями) - между житейским (ошибочным) представлением учащихся  и научным фактом.

Слайд№4-9.  Предлагаю следующие варианты создания проблемных ситуаций на уроках.

 1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.  В понимании детей учитель – это компьютер, который не ошибается никогда, и они обычно  копируют его решение. Дети ищут ошибку. А результат – внимание и сосредоточенность учеников на уроке.

2. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.  Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. (   Ребусы, кроссворды, практические задания и т.д.)

 3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.  Пример.    Семья Вани летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной  формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Ваню сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 200 рублей.

Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).   

4.Создание  проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.   Пример. На уроке математики Марине учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она  нашла 6  треугольников. Подошла  Ира и нашла 8 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе.

5.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий. Пример.  На уроке технологии Катя вырезала детали из цветной бумаги и получила различные остатки цветной бумаги. В каком из остатков бумаги выбрасывается  больше?

Проблемная ситуация. Нужно найти площадь данной фигуры.

Вывод: разбить фигуру на прямоугольники, найти площадь каждой части и сложить (один из вариантов) 

6. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.

7. Создание проблемных ситуаций  через  различные способы решения одной  задачи, одной проблемы.

 8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских и проектных заданий.

Вывод. Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась разные формы  работы: в парах, в группах, индивидуальная. Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ребята вовлекаются в более серьёзные исследования, проекты, требующие желания, заинтересованности. Это уникальная возможность для ученика сделать своё открытие, узнать то, что до него никто не знал. Проблемно-развивающее обучение помогает расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутвердиться, формировать исследовательскую компетентность.  Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации можно наблюдать, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного. Именно это заставляет искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Слайд № 10. Список литературы.

1. Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. - 2009. - N 3. - С. 4-17.

2. Измайлова М. Р. Проблемный диалог на уроках обучения грамоте // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 8. - С. 31-33.

3. Исаева С. В. Использование элементов методики проблемного обучения на уроках развития речи в начальных классах // Школьный логопед. - 2010. - N 3. - С. 71-75.

4. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - N 6. - С. 35-37.

5.Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - N 1. - С. 36-38.

https://text.ru/rd/aHR0cDovL3d3dy5rb3QtZGF2aW5jaGkucnUvcG9pc2staXN0aW55LWktcmF6dml0aWUtbGljaG5vc3Rp

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9tdWx0aXVyb2sucnUvZmlsZXMvbWFzdGllci1rbGFzcy1zb3pkYW5paWUtcHJvYmxpZW1ueWtoLXNpdHVhdHNpaS1uYS11cm9rYWtoLW1hdGllbWF0aWtpLmh0bWw%3D

https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L3Noa29sYS9hbGdlYnJhL2xpYnJhcnkvMjAxMy8wNy8xMS9wb3Z5c2hlbmllLWVmZmVrdGl2bm9zdGktb2J1Y2hlbml5YS1uYS11cm9rYWtoLW1hdGVtYXRpa2ktY2hlcmV6

https://text.ru/rd/aHR0cDovL3J5YmluYWxsLnVjb3oucnUvbG9hZC9wcm9ibGVtbm9lX29idWNoZW5pZS8xLTEtMC00



Предварительный просмотр:

                   Игра как вид педагогической технологии.

                         Подготовила Михайличенко Э.А.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни у  каждого учащегося. Внедрение различных инновационных программ насущная потребность современной школы. К таким активным   формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает её положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал,   а как детям удобно и естественно его взять.

На уроках практикую по каждому предмету различные дидактические игры. Составив из них определённую копилку. Какие-то игры я взяла из литературы, какие-то придумала сама. Главное, они дают свой результат , они работают. Дети с удовольствием включаются в эти игры на уроке.  Например на уроках обучения грамоте использую игры: 

Поменяй буквы.

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так,

чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын - сыр

               сом - сам - гам - газ и т.д.

Какие слова попались в сети? (кресс-кросс)

Цель – развивать словотворчество.

Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться.

Побеждает тот, кто больше найдет слов.

Э

Л

Е

Д

Ы

М

К

С

X

3

В

Е

3

Д

Ы

О

О

С

М

Е

С

Я

Ц

С

Р

О

С

А

В

В

Д

У

Е

Я

П

А

Р

О

О

Я

К

Н

А

Р

Е

Л

Ж

Ь

А

Ц

Р

А

М

Н

Д

К

Т

Е

Н

Ь

С

Н

Е

Г

(Ответы:  слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег;

справа-налево: зев, сор, нет;

сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т.д.)

                                   Слова-потеряшки.

Цель – учить анализировать звукобуквенный состав слова и развивать словотворчество

Найди слова в слове:

БОЛОТО (лото, болт)

ГАСТРОНОМ (астроном, гном, трон, ром, гром)

На уроках русского языка очень нравится моим первоклассникам игры:

Назови одним словом.

Цель – учить определять многозначность слова.

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

Подскажи словечко.

Цель – учить распространять предложения.

Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).

Строчная или прописная?

Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.

Учитель пишет на доске слова (снежок, роман,  пушок, вера и т.д.);

Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.

На уроках окружающего мира:

                                               Эти разные цветы. 

Цель- закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Формировать умение работать в парах. Развивать интерес и любовь к природе. 
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.

Оборудование:

У детей  карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».  
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим. Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.

                                Раскрась радугу.

Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.

                Корзина.

 Цель – учить различать видовые понятия.

На доске рисуют две  корзинки.  Одной команде  предлагается подобрать в корзинку картинки, изображающие овощи, другой - фрукты. Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.

В   аналогичных   заданиях   можно   классифицировать   названия   любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)

На уроках математики:

                          Два друга.

Цель-  знакомство с составом числа 10.

Учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 + 10 = 10   10 + 0 = 10    3+7=10

1 + 9 = 10     9 + 1 =10       6+4=10

                              Назови следующее число.

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

                         Назови соседей числа.

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение. Поэтому это трудоёмкая форма. Но она приносит свои результаты.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский).