Обеспечение образовательного процесса программно-методической документацией
Обеспечение образовательного процесса программно-методической документацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КИМ по истории 6 класс | 396.26 КБ |
Всемирная история 6 класс | 294.17 КБ |
Всемирная история 6-9 класс | 450.76 КБ |
История России 6-9 | 500.1 КБ |
Обществознание 6-9 класс | 333.88 КБ |
Календарно-тематическое планирование (6 класс, Всеобщая история) | 403.73 КБ |
Календарно-тематическое планирование (6 класс, обществознание) | 534.15 КБ |
Календарно-тематическое планирование (адаптированная программа) | 379.76 КБ |
План-сетка летнего лагеря в заочном формате | 602.82 КБ |
5 класс Всеобщая история | 53.74 КБ |
КТП Всеобщая история (5 класс) | 35.24 КБ |
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ | 888.62 КБ |
План-сетка "Умториум" (весна) | 215.75 КБ |
План-сетка "Солнечный город" (лето) | 412.09 КБ |
Программа летнего лагеря "Солнечный город" | 804.36 КБ |
Программа лагеря "Умториум" в заочном формате | 341.97 КБ |
Адаптированная рабочая программа по истории | 956.37 КБ |
Адаптированная рабочая программа по обществознанию | 892.82 КБ |
Рабочая программа по истории | 955.53 КБ |
Рабочая программа по обществу | 724.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ Л.И.ЗОЛОТУХИНОЙ
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _____________/____________________ Протокол №_______________________ заседания МО от___________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________/ __________________ Протокол №_______________________ заседания МС от___________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор _______________/_____________ Приказ №____________________ от___________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: всеобщая история
Для 5 классов
ФГОС уровень образования ООО УМК под редакцией А. А. Вигасин Срок реализации программы: 1 год |
Сургут, 2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история», 5 классы составлена в соответствии с:
-требованиями федерального государственного образовательного стандарта ООО;
-основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 имени Л.И.Золотухиной;
-положением о рабочих программах;
-авторской программы Вигасина А. А., Годера Г. И., Свеницкой И. С. по учебному предмету «Всеобщая история», учебника:
–«Всеобщая история. История Древнего мира», 6 класс, Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С. / Под ред. Искандерова А. А., ОАО "Издательство" Просвещение", https://catalog.prosv.ru/item/22309
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Всеобщая история» изучается в 5 классе 2 часа в неделю. Общее количество – 70 часов в течении 35 учебных недель.
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. N 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области ОДНКНР для основного общего образования» и Письма Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях» в программе по всеобщей истории в 5 классах интегрировано реализуется курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий). Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска и представления информации и публичных выступлений.
Класс | Учебные темы |
5 класс | Россия-многонациональная страна |
Русские | |
Дети дома одного | |
Ислам | |
Буддизм | |
Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока | |
Народы Поволжья и Урала | |
Любовь к Родине, верность Родине | |
Самое дорогое у человека-это жизнь | |
Православие | |
Ислам | |
Русский язык-язык межнационального общения | |
Духовно-нравственные черты народов |
1. Результаты освоения предмета (ФГОС):
Личностные:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам
человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны
Метапредметные:
- с способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы
Предметные:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умение датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»- умение читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- умение сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умение давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умение различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умение соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Учащийся научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Учащийся получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
2. Содержание учебного предмета, курса
5 класс
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (8 часов)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о вещественных и письменных источниках.
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел 2. Древний Восток (19 часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Раздел 3. Древняя Греция (21 час)
Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии
Раздел 4. Древний Рим (18 часов)
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Римская империя в первые века нашей эры.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Раздел 5. Историческое и культурное наследие Древнего Мира (4 часа)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
3. Тематическое планирование
5класс
№ | Основные разделы | Количество часов | Количество часов |
Контрольных работ | |||
1 | Жизнь первобытных людей | 8 | 1 |
2 | Древний Восток | 19 | 1 |
3 | Древняя Греция | 21 | 1 |
4 | Древний Рим | 18 | 1 |
5 | Историческое и культурное наследие Древнего Мира | 4 | 1 |
Итого: | 70 | 5 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ Л.И.ЗОЛОТУХИНОЙ
2021-2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование
5в класс (ФГОС)
№ | Тема раздела/тема урока | Дата | Примечание | |
план | факт | |||
Жизнь первобытных людей (8 часов) | ||||
1 | Введение. Откуда мы знаем как жили наши предки. ОДНКНР: «Россия-многонациональная страна» | |||
2 | Счет лет в истории. Измеряем историю. | |||
3 | Древнейшие люди. | |||
4 | Родовые общины охотников и собирателей | |||
5 | Возникновение искусства и религиозных верований. | |||
6 | Возникновение земледелия и скотоводства | |||
7 | Появление неравенства и знати. | |||
8 | Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей» | |||
Древний Восток (19 часов) | ||||
9 | Государство на берегах Нила | |||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники | |||
11 | Жизнь египетского вельможи | |||
12 | Военные походы фараонов | |||
13 | Религия древних египтян | |||
14 | Культура Древнего Египта | |||
15 | Письменность и знания древних египтян | |||
16 | Древнее Двуречье | |||
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | |||
18 | Финикийские мореплаватели | |||
19 | Библейские сказания | |||
20 | Древнееврейское царство | |||
21 | Ассирийская держава | |||
22 | Персидская держава «царя царей» | |||
23 | Природа и люди Древней Индии | |||
24 | Индийские касты. | |||
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | |||
26 | Первый властелин единого Китая. | |||
27 | Контрольная работа по теме: «Древний Восток». | |||
Древняя Греция (21 час) | ||||
28 | Греки и критяне | |||
29 | Микены и Троя | |||
30 | Поэмы Гомера «Илиада» | |||
31 | Поэмы Гомера «Одиссея» | |||
32 | Религия древних греков | |||
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. ОДНКНР: «Любовь к Родине, верность Родине» | |||
34 | Зарождение демократии | |||
35 | Древняя Спарта | |||
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | |||
37 | Олимпийские игры в древности | |||
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве | |||
39 | Нашествие персидских войск на Элладу | |||
40 | В гаванях афинского порта Пирей | |||
41 | В городе богини Афины | |||
42 | В афинских школах и гимнасиях | |||
43 | Викторина. В афинском театре Диониса | |||
44 | Афинская демократия при Перикле | |||
45 | Города Эллады подчиняются Македонии | |||
46 | Поход Александра Македонского на Восток | |||
47 | В Александрии Египетской | |||
48 | Контрольная работа по теме: «Древняя Греция». | |||
Древний Рим (22 часа) | ||||
49 | Древнейший Рим | |||
50 | Завоевание Римом Италии | |||
51 | Устройство Римской Республики | |||
52 | Вторая война с Карфагеном | |||
53 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | |||
54 | Рабство в Древнем Риме. | |||
55 | Земельный закон братьев Гракхов | |||
56 | Восстание Спартака. ОДНКНР: «Самое дорогое у человека-это жизнь» | |||
57 | Единовластие Цезаря | |||
58 | Установление империи | |||
59 | Соседи Римской империи | |||
60 | В Риме при императоре Нероне | |||
61 | Первые христиане и их учение. | |||
62 | Расцвет Римской империи во II в. | |||
63 | «Вечный город» и его жители | |||
64 | Римская империя при Константине | |||
65 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса (промежуточная аттестация). Взятие Рима варварами. | |||
66 | Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Древний Рим» | |||
67 | Семь чудес света. | |||
68 | Историческое и культурное наследие Древнего мира. | |||
69 | Историческое и культурное наследие Древнего мира. | |||
70 | Обобщающее повторение по курсу «Историческое и культурное наследие Древнего Мира». |
График проведения контрольных работ
№ | Наименование работы | Дата | Форма проведения | |
План | Факт | |||
1 | Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей» | |||
2 | Контрольная работа по теме: «Древний Восток». | |||
3 | Контрольная работа по теме: «Древняя Греция». | |||
4 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса (промежуточная аттестация). |
Критерии оценивания контрольных работ в рамках контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
Цифровая оценка (отметка) | Базовый уровень | Повышенный уровень |
"5" ("отлично") | не менее 90% - до 100% | не менее 65% и более |
"4" ("хорошо") | не менее 65% - до 90% | не менее 50% - до 65% |
"3" ("удовлетворительно") | не менее 50% - до 65% | - |
"2" ("неудовлетворительно") | менее 50% | - |
Перечень учебных проектов по учебному предмету «Всеобщая история», 5 классы.
Направления проектной деятельности
Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.
Специфика проектной деятельности Направления проектной деятельности значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения, обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
№ | Название проекта | Тип проекта | Уровень |
5 классы | |||
1. | Боги и герои Древней Греции в искусстве разных веков | индивидуальный | школьный |
2. | Буддизм - самая ранняя мировая религий | индивидуальный | |
3. | Великая Китайская стена | групповой | |
4. | Великие изобретения Древнего Востока | групповой | |
5. | Великие личности Древнего мира (на выбор учащегося) | индивидуальный | |
6. | Военно-спортивная подготовка в Древней Греции | групповой | |
7. | Воины Древней Ассирии | групповой |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(календарно-тематическое планирование)
ФИО учителя: Шнякина М.В.
Предмет: всеобщая история
Класс: 5в
Учебный год: 2021-2022
№ урока | Даты по основному КТП | Тема урока по основному КТП | Дата проведения по факту | Тема урока по факту | Причина корректировки |