Технологическая карта урока Л.Н. Толстой "Котенок"

Ступак Татьяна Васильевна

УМК "Школа России" 2 класс Технологическая карта урока литературное чтение

Л.Н. Толстой «Котенок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vo_2_klasse.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК:  «Школа России»

Предмет:  Литературное чтение,  класс 2 «Б»

Учитель:  Ступак Татьяна Васильевна

Предмет, тема урока

Литературное чтение

Л.Н. Толстой «Котенок»

Цель изучения темы

(для учителя)

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с новым произведением «Котенок»; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа.

Основные термины и понятия

Амбар, солома, щавель, что было духу, подле, быль, заголовок, рассказ, пересказ, характеристика героев.

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

  Информационный материал: 

 Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  и др. Литературное чтение. 2 кл., ч. 1.  Учебник для общеобразовательных учреждений.                                                                        

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, выставка произведений Л.Н. Толстого

Диагностический материал:

конверт с заданиями для групповой и парной работы, карточки для словарной работы.

Окружающий мир (животный мир, растительный мир).

Русский язык (алфавит, предложение, конструирование простых предложений и небольших текстов на определённую тему или по рисунку).

ИЗО (сопоставление текстов с иллюстрацией, составление текстов по иллюстрациям). 

  1. Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

- характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое;

- пересказывать текст подробно, выборочно;

- составлять устно текст-описание героя.

Познавательные умения

Ученик научится:

- использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

- осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

- участвовать в их обсуждении.

Регулятивные умения

Ученик научится:

- формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные умения

Ученик научится:

- высказывать собственное мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание, используя доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

У ученика будут сформированы:

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

II. Этапы изучения темы

Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Способы действий учащихся/

виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

Всем доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться «Доброе утро!»

 Доброе утро, деревьям и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И стало вокруг все добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Давайте так проведем наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

- На перемене вы рассматривали книги.

- Что общего у этих книг?

- Чем они отличаются?

- Для кого писал Л.Н. Толстой?

- 625 произведений для детей написал Л.Н. Толстой.

- Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах «Литературного чтения»

 Работа в парах:

- Поиграем в игру «Найди лишнее»: возьмите конверт с цветными полосками и найдите среди четырех полосок лишнюю. (Слайд   )

Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Дети перед уроком рассматривали книги Л.Н. Толстого

- Их написал Л.Н. Толстой

- В них разные произведения, разные рисунки, книги разные по размеру.

- Он писал для детей и взрослых.

Дети выбирают полоски. Обосновать ответ.

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не режет, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? (котенок)

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

3. Постановка познавательной задачи.

- Какую задачу мы поставим на урок?

- А вот этот котенок будет с нами играть и во всем помогать (игрушка котенок)

- Начнем с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка?

(Слайд    )

Работа в парах:

- Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы

- Составь из букв слова

- Что общего у этих слов?

- Как называются такие слова?

- А как ласково вы называете своего котенка?

- Будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»

- Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить, четко произносить звуки, выразительно читать.

Дети хором повторяют чистоговорку

Ол-ил-ул-ал

Белый кот клубок катал

Ил-ул-ал-ол

Он загнал его под стол

Ал-ол-ил-ул

А затем загнал под стул

Ел-ил-ел-ял

Долго кот клубок катал

Ил-ел-ул

Потянулся и уснул.

Дети составляют из букв слова

(котенок, котик, котенька, коток, котяра, котище, котеночек, котька, котишка)

- У них одинаковая часть – кот; одинаковое значение

- Такие слова называются родственными

Ответы детей

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка

Учебник стр. 117-118

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- Чей поступок понравился?

- За кого переживали?

- Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его.

- Какие трудные слова встретили в тексте?

Словарная работа

(Слайд     )

Слушайте стихотворение и повторяйте.

Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур»

Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап»

Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску.

Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап»

Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»

Дети совместно с учителем читают текст.

Ответы детей.

Работа по карточкам

Объясните значение слов из рассказа «Котенок». Соедините линиями слово и значение.

Амбар

Солома

Щавель

Что было духу

Подле

Очень быстро

Строение для хранения зерна, муки

Около

Травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом

Стебли пшеницы, ржи после обмола

Работа со словарем Ожегова, Даля (проверка лексического значения слов)

Дети повторяют движения

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  анализ, сравнение, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

5. Первичное

закрепление.

Индивидуальная работа:

Котенок расшалился и раскидал по классу буквы:

- Найдите букву, которая стоит второй по счету в алфавите?

- На эту букву слова в русском языке не начинаются.

- В какое время года у кошки родились котят?

- На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна.

- Почему котенок остался один?

- Эта буква не обозначает звука.

- Кто спас котенка?

БЫЛЬ:

- На какое слово оно похоже?

- Мог такой случай с котенком произойти на самом деле?

-  Тогда догадайтесь, что такое быль?

- Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации. Побудьте в роли режиссеров. Возьмите свои рисунки и встаньте перед классом слева направо в той последовательности, как происходили события в были.

- Прикрепите рисунки на доску. У нас получился диафильм или план рассказа в картинках. (Слайд    )

Учебник стр. 118

- Будем читать по частям и каждую часть озаглавливать.

Тест на понимание содержания прочитанного

- Перескажите рассказ по плану.

- Оцените рассказ товарищей

- Сравните картинный и словесный план

- Что у них общего?

- А теперь рассмотрите рисунки настоящего художника Л.Ходакова.

Учебник стр. 118

- Какое впечатление появилось у вас после просмотра?

Ответы детей

Ответы детей

На доске табличка

БЫЛЬ – СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ

Выполнения задания

Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказа.

Дети читают каждую часть, выделяют главную мысль, озаглавливают

1 часть: У Кати и Васи пропала кошка.

2 часть: Дети нашли котят.

3 часть: Самый лучший котенок.

4 часть: Дети забыли котенка на дороге

5 часть: Страшные собаки.

6 часть: Вася спасает котенка.

Игра «ДА - НЕТ»

А) герои были – брат и сестра,

Б) у кошки родилось 6 котят,

В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка,

Г) дети собирали щавель и не забывали про котенка,

Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть,

Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них,

Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя.

Дети пересказывают

Ответы детей

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

 Личностные:

формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

6. Рефлексия

деятельности (итог урока).

Работа в парах:

- Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н. Толстого.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Получился наш урок добрым? (Слайд     )

- Вспомните, какую учебную задачу мы поставили на урок?

- Какие задания понравились?

- Что было трудным?

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом.

Все хотелось котенку

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист.

Показалось котенку,

Что позвали: «Кис-кис!»

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

 - Грустное стихотворение, правда?

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случиться так, что наш друг потеряет кров над головой.

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Дети составляют пословицу.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Ответы детей

Ответы детей.

7. Домашнее задание

1. Пересказ текста стр. 117-118

2. Пересказ по диафильму от лица Васи

III Рефлексия

Самоанализ и самооценка учителя

Самоанализ и самооценка ученика

Ответить на вопросы:

1. Были ли обеспечены при изучении темы условия для развития умения выражать свои мысли и чувства?

2. Были ли созданы необходимые условия для ознакомления с рассказом Л.Н. Толстого «Котенок»?

3. Я удовлетворена,/ не удовлетворена проделанной мной работой.

4. Я отлично справился с организацией работы учащихся./Я могла бы лучше организовать работу учащихся, а именно…..

5. Я достигла/ почти достигла/ не достигла поставленных целей.

Самоанализ

Закончите предложение:

Теперь я знаю, что…..

Я могу различать и сравнивать ………

Я могу описывать….

Я научился использовать……..

Самооценка

Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)….