Предмет, тема урока | Литературное чтение Л.Н. Толстой «Котенок» |
Цель изучения темы (для учителя) | Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с новым произведением «Котенок»; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа. |
Основные термины и понятия | Амбар, солома, щавель, что было духу, подле, быль, заголовок, рассказ, пересказ, характеристика героев. |
Информационно-образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 2 кл., ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, выставка произведений Л.Н. Толстого Диагностический материал: конверт с заданиями для групповой и парной работы, карточки для словарной работы. | Окружающий мир (животный мир, растительный мир). Русский язык (алфавит, предложение, конструирование простых предложений и небольших текстов на определённую тему или по рисунку). ИЗО (сопоставление текстов с иллюстрацией, составление текстов по иллюстрациям). |
- Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)
|
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: - характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; - пересказывать текст подробно, выборочно; - составлять устно текст-описание героя. | Познавательные умения Ученик научится: - использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); - осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; - участвовать в их обсуждении. Регулятивные умения Ученик научится: - формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные умения Ученик научится: - высказывать собственное мнение и позицию; - строить монологическое высказывание, используя доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | У ученика будут сформированы: - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
|
II. Этапы изучения темы |
Этапы урока | Содержание, деятельность учителя | Способы действий учащихся/ виды деятельности учащихся | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности.
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя: Всем доброе утро. Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро, деревьям и птицам, Доброе утро, улыбчивым лицам, И стало вокруг все добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера. - Давайте так проведем наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.
| - На перемене вы рассматривали книги. - Что общего у этих книг? - Чем они отличаются?
- Для кого писал Л.Н. Толстой? - 625 произведений для детей написал Л.Н. Толстой. - Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах «Литературного чтения» Работа в парах: - Поиграем в игру «Найди лишнее»: возьмите конверт с цветными полосками и найдите среди четырех полосок лишнюю. (Слайд ) Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомимся сегодня. | Дети перед уроком рассматривали книги Л.Н. Толстого
- Их написал Л.Н. Толстой - В них разные произведения, разные рисунки, книги разные по размеру. - Он писал для детей и взрослых.
Дети выбирают полоски. Обосновать ответ.
Что за зверь со мной играет, Не мычит, не режет, не лает. Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки? (котенок) | Коммуникативные: способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать. Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками. |
3. Постановка познавательной задачи.
| - Какую задачу мы поставим на урок? - А вот этот котенок будет с нами играть и во всем помогать (игрушка котенок) - Начнем с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка?
(Слайд ) Работа в парах: - Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы - Составь из букв слова
- Что общего у этих слов? - Как называются такие слова? - А как ласково вы называете своего котенка? | - Будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»
- Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить, четко произносить звуки, выразительно читать. Дети хором повторяют чистоговорку Ол-ил-ул-ал Белый кот клубок катал Ил-ул-ал-ол Он загнал его под стол Ал-ол-ил-ул А затем загнал под стул Ел-ил-ел-ял Долго кот клубок катал Ил-ел-ул Потянулся и уснул.
Дети составляют из букв слова (котенок, котик, котенька, коток, котяра, котище, котеночек, котька, котишка) - У них одинаковая часть – кот; одинаковое значение - Такие слова называются родственными Ответы детей | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели. Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника. Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.
Физминутка
| Учебник стр. 117-118 - Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? - Чей поступок понравился? - За кого переживали? - Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его. - Какие трудные слова встретили в тексте? Словарная работа (Слайд )
Слушайте стихотворение и повторяйте. Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур» Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап» Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску. Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу» Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу» Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап» Если любят кошку люди, кошка верным другом будет. Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу» | Дети совместно с учителем читают текст.
Ответы детей.
Работа по карточкам Объясните значение слов из рассказа «Котенок». Соедините линиями слово и значение. | Амбар Солома Щавель Что было духу
Подле | Очень быстро Строение для хранения зерна, муки Около Травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом Стебли пшеницы, ржи после обмола |
Работа со словарем Ожегова, Даля (проверка лексического значения слов)
Дети повторяют движения | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
5. Первичное закрепление.
| Индивидуальная работа: Котенок расшалился и раскидал по классу буквы: - Найдите букву, которая стоит второй по счету в алфавите? - На эту букву слова в русском языке не начинаются. - В какое время года у кошки родились котят? - На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна. - Почему котенок остался один? - Эта буква не обозначает звука. - Кто спас котенка? БЫЛЬ: - На какое слово оно похоже? - Мог такой случай с котенком произойти на самом деле? - Тогда догадайтесь, что такое быль? - Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации. Побудьте в роли режиссеров. Возьмите свои рисунки и встаньте перед классом слева направо в той последовательности, как происходили события в были. - Прикрепите рисунки на доску. У нас получился диафильм или план рассказа в картинках. (Слайд ) Учебник стр. 118 - Будем читать по частям и каждую часть озаглавливать.
Тест на понимание содержания прочитанного
- Перескажите рассказ по плану. - Оцените рассказ товарищей - Сравните картинный и словесный план - Что у них общего? - А теперь рассмотрите рисунки настоящего художника Л.Ходакова. Учебник стр. 118 - Какое впечатление появилось у вас после просмотра? |
Ответы детей
Ответы детей
На доске табличка БЫЛЬ – СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ
Выполнения задания
Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказа.
Дети читают каждую часть, выделяют главную мысль, озаглавливают 1 часть: У Кати и Васи пропала кошка. 2 часть: Дети нашли котят. 3 часть: Самый лучший котенок. 4 часть: Дети забыли котенка на дороге 5 часть: Страшные собаки. 6 часть: Вася спасает котенка.
Игра «ДА - НЕТ» А) герои были – брат и сестра, Б) у кошки родилось 6 котят, В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка, Г) дети собирали щавель и не забывали про котенка, Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть, Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них, Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя.
Дети пересказывают Ответы детей
| Регулятивные: умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля. Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи. Личностные: формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке. |
6. Рефлексия деятельности (итог урока).
| Работа в парах: - Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н. Толстого. - Как вы понимаете смысл пословицы? - Получился наш урок добрым? (Слайд ) - Вспомните, какую учебную задачу мы поставили на урок? - Какие задания понравились? - Что было трудным?
Все мяукал котенок Во дворе под кустом. Все хотелось котенку Чтоб позвал кто-то в дом. Вдруг с куста одинокий Прошуршал желтый лист. Показалось котенку, Что позвали: «Кис-кис!» Замирая от счастья, Он помчался на зов, Только дверь оказалась Заперта на засов. - Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случиться так, что наш друг потеряет кров над головой. Спасибо за хорошую работу на уроке. |
Дети составляют пословицу. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Ответы детей
Ответы детей. |
|
7. Домашнее задание | 1. Пересказ текста стр. 117-118 2. Пересказ по диафильму от лица Васи |
|
|
III Рефлексия |
Самоанализ и самооценка учителя | Самоанализ и самооценка ученика |
Ответить на вопросы: 1. Были ли обеспечены при изучении темы условия для развития умения выражать свои мысли и чувства? 2. Были ли созданы необходимые условия для ознакомления с рассказом Л.Н. Толстого «Котенок»? 3. Я удовлетворена,/ не удовлетворена проделанной мной работой. 4. Я отлично справился с организацией работы учащихся./Я могла бы лучше организовать работу учащихся, а именно….. 5. Я достигла/ почти достигла/ не достигла поставленных целей. | Самоанализ Закончите предложение: Теперь я знаю, что….. Я могу различать и сравнивать ……… Я могу описывать…. Я научился использовать…….. Самооценка Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)…. |