Инновационная деятельность на базе КФУ

Семко Оксана Владимировна

Тема моего проекта: «Изучение и внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью активизации познавательной деятельности обучающихся»

Сегодня в своей работе каждый учитель использует достаточно большое количество  современных педагогических технологий обучения. Среди них как традиционные , так и инновационные. Нельзя утверждать , что какая-то из них лучше или хуже. Другое дело, когда мы говорим о том, что применение  инновационной технологии  учителем  должна быть направлена ,в первую очередь, на процесс  активизации познавательной деятельности обучающихся.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов - их деятельностный характер. В центре внимания педагогической системы находится личность ученика. Мы трактуем её как творческую, с высокой мотивационной степенью активности. Поэтому каждый учитель  ставит перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя “творцом обстоятельств”, чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы,  другими словами, формируется мотив достижения результата.

Переход к новой системно - деятельностной образовательной парадигме  связан не только с новой ролью личности ученика в образовательном процессе, но и с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Поэтому изучение и внедрение современных педагогических технологий – это вполне обоснованное явление на этапе реализации ФГОС. На мой взгляд, использование в процессе обучения новых технологий позволяет создать условия для смены видов деятельности обучающихся, уйти от монотонности учебного процесса, сделать учебное занятие «живым», информативно насыщенным и в то же время подготовить почву для максимального самовыражения личности ученика. Конечно, при выборе технологии мы должны учитывать многие факторы: уровень подготовленности обучающихся, возраст, предметное содержание, цели урока.

В условиях реализации требований ФГОС особенно востребованными становятся следующие технологии: проектная технология, технология "Обучение в сотрудничестве", технология интегрированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развития критического мышления, игровые технологии, технология мастерских, технология проблемного обучения.

На первом этапе работы над проектом моей задачей стало изучение характеристик современных педагогических технологий. Цель: определить уровень овладения теоретическими основами современных педагогических технологий.

На втором этапе основной задачей является внедрение педагогических технологий в образовательный процесс сцелью активизации познавательной деятельности обучающихся.Результатом моей деятельности являются методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, технологические карты, в основе которых лежат различные современные технологии.

На данный момент продолжаю работу над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок - проект по литературе ««Родился я с песнями в травном одеяле» (Поэтическое мастерство Сергея Есенина)» в 11 классе.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №144

с углубленным изучением отдельных предметов»

Семко О.В. - учитель русского языка и литературы, высшая кв. категория

   

Основная задача современной школы – воспитание подлинно свободной личности,  имеющей способности  самостоятельно мыслить, добывать знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Один из способов решения этой задачи - использование метода проектов на уроках литературы. Его использование  даёт ученику возможность творчески мыслить. Главное внимание уделяется художественному тексту и личности школьника, работающего с произведением на равноправных началах.

   Темой, способной раскрыть креативные способности  юных читателей, на мой  взгляд , может стать анализ лирики С.Есенина с точки зрения отражения в ней животного и растительного мира России и поиски ответа на вопрос: «Почему так много стихов Есенина о природе положено на музыку?».

   В содержании  любой проектной работы должно быть предусмотрено наличие  проблемы, требующей исследовательского поиска  и творческого подхода для её решения.

   Задачи урока - проекта:

  1. Изучить имеющийся научный материал  по теме исследования;
  2. Вывести статистику частоты упоминания животных, растений и явлений природы в поэзии Есенина 1910-1925 годов;
  3. Осуществить классификацию единиц  данных явлений природы и установить особенности их функционирования;
  4. Дать представление о поэтике как системе художественных средств и приёмов на материале анализа поэтических произведений, выявляющих черты напевного  есенинского стиля;
  5. Воспитать чувство любви к Родине  через анализ стихотворений  поэта.

  Тип проекта  исследовательский. При анализе языкового материала используем следующие методы  и приёмы  исследования: 1) описательный; 2) метод компонентного (статистического) анализа: число выявленных фактов, их функциональная нагрузка.

  Решение данных задач должно подтвердить гипотезу: Рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом  мире  Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино.

  Объектом исследования стала лирика  С.Есенина 1910-1925 годов.

Основным источником для сбора материала послужили книги:  книга Л.Л.Бельской «Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина», книга  Н.И.Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни». Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, исследования можно использовать на уроках литературы, истории, биологии, музыки, МХК, математики. Проектные работы учащихся рассчитаны на многоцелевую аудиторию:  исследования будут интересны и ученикам начальной школы, и учащимся среднего звена, и студентам, и старшему поколению.

  Класс делится на три группы, у каждой свой мини - проект:

1 группа -  «Природные образы в лирической исповеди поэта»;

2 группа – «Звериных стихов моих грусть»;

3 группа – « Песни, песни, о чем вы кричите…».

Ход урока.

I.Актуализация знаний: Какие ассоциации возникают у вас при упоминании имени поэта? Можно ли утверждать, что природа - источник, питающий  и поэзию, и лирические чувства поэта?  Известны ли вам песни, написанные на стихи Сергея Есенина?

Предположения учащихся.

Формулировка темы урока с записью на доске: ««Родился я с песнями в травном одеяле» (Поэтическое мастерство Сергея Есенина)».

II. Мотивация учащихся к работе.  Деление на группы. Зачем нам необходимы знания  о природном мире Есенина? Почему у читателей  и почитателей  таланта Есенина создается впечатление, что его стихи как бы сами ложатся на музыку?

III. Целеполагание. Формулировка проблемных вопросов для групп.

         1 группа

          2 группа

         3 группа

Как многообразие растительного мира  отражено в есенинских пейзажах в период с  1910 по 1925 г.

Каких представителей животного мира  можно чаще всего встретить  в стихотворениях поэта, и с чем это связано?

Какие средства и приёмы, используемые  поэтом, делают его творения невероятно мелодичными? Приведите примеры.

IV. Организация деятельности учащихся в группах. Помощник учителя распределяет обязанности в группе и осуществляет  обсуждение по формам представления продукта деятельности.

V. Ответы учащихся по группам.  Представление продуктов деятельности.

1 группа.  Вывод: «Земные» пейзажи Есенина- это в основном среднерусская природа во всей своей неброской, скромной красоте. В есенинских пейзажах поражает разнообразие растительного мира: боле 20 пород деревьев, около 20 видов цветов.  В результате анализа  более 100  стихотворений была выведена следующая статистика частоты упоминаний растений: берёза – 39, ива- 17, черёмуха- 22, клен- 7, рабина-5, тополь-4,яблоня-4,сосна-3, осина-3, верба-2,  а также упоминаются дуб, ель, липа. Безусловным фаворитом Есенина  является береза. Именно с ней  у поэта связаны наиболее яркие  и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется  в течение года, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России.  Среди разнообразия цветочного мира лидируют ромашки, васильки и розы.  Природный  мир  Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем, звездами, зори и закаты, росы и туманы ветры и метели. Например, при анализе  стихотворений луна и месяц упоминаются 33 раза, заря- 10,туман-5, солнце- 11,облака-2, звезды-3, снег-5, ветер-7, вечер-4, закат-3. Главная особенность  есенинской природы - не разнообразие , не очеловеченность, а деревенский крестьянский облик( « небо словно вымя, звезды как сосцы», « под плугом бури ревёт земля»).Природа- душа стихов поэта, без неё они не могут существовать, утрачивая свою неповторимость и очарование. Для поэта понятия  родная природа и Родина  сливаются в единое целое.

Продукт проекта: презентация, справочные материалы, газета.

2 группа. Вывод:  Животный мир у Есенина – часть природы, живой , разумной. Его звери - это «меньшие наши братья», у которых свои печали и радости, свои думы и переживания. Из статистики  упоминания животных  мы можем сделать вывод, что наиболее распространены  домашние животные - лошадь, корова, собака ( конь- 37, собака или щенки- 126, корова-30). Корова, кормилица крестьянской семьи, вырастает до символа России. Поэт любовно её называет «телица- Русь». Лошадь - работница в крестьянском хозяйстве, она в постоянном движении. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Вспомним строки из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Розовый конь - символ восхода солнца, весны, радости, молодости. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине. Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Например, лирический герой в стихотворении «Собаке Качалова» не стыдится  обращаться к нему, другу знаменитого человека, со своими  самыми сокровенными мыслями. Есенинская собака  способна на глубокие чувства. Сразу приходит на память стихотворение «Песнь о собаке». Не можем не упомянуть о том, что в лирике поэта часто можно встретить птиц , свыше 30 наименований, среди них журавль,  ворона,  глухарь, гусь, голубь, иволга, коростель, кукушка, кулик, курица, лебедь, сова, сорока, чибис. Поэт относится к животным уважительно и обращается к каждому в отдельности. Есенина интересуют не озверевшие люда, а очеловеченные  звери.

Продукт проекта: презентация, справочные материалы, газета.

3 группа.  Вывод: Почему же так много стихов Есенина положено на музыку? Их можно называть песнями или романсами - не столь важно. Важно то, что они  лиричны, проникновенны, образны, мелодичны. Нам кажется, что условно все песни, написанные на стихи Есенина, можно разделить на 4 группы: 1)песни о любви к Родине, 2)песни о любви к русской природе, 3)песни о любви к женщине, 4) песни о любви к матери. Что же делает стихи поэта настолько мелодичными? Начнем со стихотворных размеров. Большинство произведений поэта написано  традиционными размерами. По данным исследований , более 70 %. Любимым метром был хорей. Есенинский хорей романсово- протяжен, что придает ему плавность и напевность. Например, в раннем творчестве в лирике поэта мы можем услышать народную песню и частушку, в позднем – городской бытовой романс. Также поэт использует различные приемы мелодизации – анафоры, синтаксический параллелизм, повторы, перечисления. Особую изобретательность проявляет Есенин в применении кольцевой композиции, которая свойственна  романсовому жанру.

В своей проектной работе мы сделали акцент  на песнях о родной природе, написанных на стихи   С.Есенина. Особенное место в творчестве поэта занимает берёза. В ходе развития лирического сюжета стихотворения «Берёза» любование конкретным уголком природы перерастает  в гимн красоте всей русской земли. Стихотворение написано любимым стихотворным размером Есенина- хореем, поэт  использует эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Оно нашло отклик в сердцах известных композиторов, которые создали прекрасные романсы на стихотворение «Берёза». Это  Н.В.Кутузов, народный артист СССР, дирижёр, композитор, педагог, и  А.Г.Арутюнян, народный артист СССР, композитор, пианист, педагог. Исполняла песню Г.А.Ненашева, заслуженная артистка России. Стихотворение «Зелёная прическа» С.Есенин также посвятил берёзе. Оно привлекло внимание таких композиторов, как  Т.Н.Хренников и Е.Г.Мартынов .Перечень стихотворений Есенина, которые привлекли внимание известных советских российских композиторов, можно продолжать бесконечно:  «Вот уж вечер, роса блестит» ( комп. Прицкер Д.А., Салманов В.Н., Сильванский Н.И.), «Заметает пурга белый путь» (комп. Флярковский А.Г.,Кручинин В.Я.), «Осень»( комп. И.И.Дзержинский) и  т. д.

Продукт проекта: песенный сборник на диске, вокальное исполнение произведения, презентация.

VI. Итоги урока. С.Есенин знал Россию с той стороны, с какой видел её народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Русь, Россия, родина, родная сторона, отчий дом- самые дорогие для Есенина слова. Природа России всегда была любимой для поэта, поэтому столь часто  упоминаются растения, животные  в его творчестве. В своих творениях поэт не только проникает в суть вещей, но и пишет так, что каждая строчка  превосходно ложится на мелодию. Это еще одна замечательная особенность его творчества.

В процессе работы учащиеся усовершенствовали навыки осуществления научно- исследовательской работы, узнали много нового и интересного о творчестве С.А.Есенина.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ «ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

О.В. Семко,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань, Республика Татарстан

Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Виды односоставных предложений».

Задачи:

Для первой группы (группа А):

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня по теме «Виды односоставных предложений», позволяющих работать в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях по изученным темам.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

 Для второй группы (группа Б):

     1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

     2.Закрепить и повторить имеющиеся знания  и способы действия по теме       «Виды односоставных предложений».

     3. Сформулировать умения самостоятельно работать над заданиями.

Для третьей группы (группа С):

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности по теме «Виды односоставных предложений».
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технология: технология  разноуровневого  обучения.

Формы работы:      коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование:

- таблица «Односоставные виды предложений» ,

- тесты ( приложение 1)

- раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

  1. Проверка домашнего задания (фронтальная беседа).  Повторение теоретического материала об односоставных предложениях ( работа по таблице) с использованием учащимися собственных примеров – односоставных предложений разных типов.

  1.  Этап обобщения и систематизации знаний об односоставных предложениях разных типов.

  1. Диагностическое тестирование с целью определения  уровня усвоения материала обучающимися  (Приложение 2). Ученикам предлагается самостоятельно выполнить задания теста ( раздаточный материал), затем осуществляется взаимопроверка.
  2.  По результатам тестирования обучающиеся делятся на три группы (А,В,С) и выполняют разноуровневые задания , причем перемещение учащихся из группы в группу свободное по мере выполнения заданий.

Задания для первой группы (группа А). Помощь при выполнении заданий  осуществляет ученик - консультант.

- Распределить предложения по типам , записав их номера в соответствующую графу таблицы.

Определённо- личные

Неопределённо- личные

Обобщённо- личные

Безличные

Назывные

Двусоставные

  1. Мама, принимай гостей. 2. Большой костёр развели на берегу, против поселка. 3. Не о любви поётся теперь перед лицом грозы. 4. Нельзя мне жить без друга.  5.Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.  6. Рисую солнечное утро. 7. Холодная весна. Холодный резкий ветер. 8. Хочешь есть калачи - не лежи на печи.  9. За опоздание будете наказаны.  10.От добра  добра  не ищут .  11. В избе зажгла керосиновые лампы.  12. Ночью люди спят, а днем бодрствуют.

- Укажите тип односоставного предложения, обозначьте, чем выражен главный член предложения ( материал распечатан).

1) Кругом всё молчало.

2) По откосам оврагов зацвели первые цветы.

3)  Тоскливо и медленно проходили дни и вечера.

4)  Хорошо было работать ранним утром под ласковым солнышком.

5) Ярмарка. Крещенский мороз.

6) Лежи на боку да гляди за Оку! (Пословица)

7) Нас разбудили в есть часов.

8) Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса.

9) На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром.

10) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

     - Сделайте синтаксический разбор предложений, составьте  схемы:

Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенётся.

Утро, и кончился наш привал.

Альтернативный вариант  задания:

Выпишите  из текста односоставные предложения. Определите типы односоставных предложений, охарактеризовав главный член.

Надо было убрать хлеб.

Небо серое, мутное. Поле идет по склону горы. За комбайном седой след соломы. Привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. Сам комбайн дребезжит, поёт, визжит, скрипит. Тишина. Рабочий покой. В такие моменты Зырян  любит подумать, пофилософствовать.

По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. Перемололо её в мелкие щепки. На лицо Зыряна слетело что-то холодное и тут же растаяло. Снег. Скоро зима.

- Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру по мотивам  картины  И.И.Левитана  «Вечерний звон». Постарайтесь использовать в тексте сочинения разные виды односоставных предложений.

Задания для второй группы (группа В).  Ребята работают парами, в случае необходимости обращаются к членам группы.

- Сгруппировать безличные предложения по способу выражения сказуемого ( материал распечатан).

1) С моря веет свежестью. 2) Не надо спешить с ответом. 3) Безлюдно. 4) Пахнет сеном над лугами. 5) Темнеет. 6) Не цвести цветам поздней осенью.  7) В половодье все вокруг было затоплено. 8) После концерта хотелось бы поговорить с тобой.  9) У взрослых зубров практически нет врагов.  10) Из-за эпидемии гриппа больных посещать запрещено. 11)Светало. 12) Этот фильм стоит посмотреть.  

- В данных предложениях расставьте знаки препинания, определите виды односоставных предложений, которые входят в сложные , составьте схемы.

1) Вечер и только вдалеке вечерней тьмой не скрыты на горизонте грустные ракиты. 2) Тише дождь и  посветлело на улице. 3) Тянуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. 4) Неизъяснимо радостно и молодо на душе и хочется петь.

- Составьте четыре предложения с существительным весна, употребленным  в роли: 1) подлежащего двусоставного предложения; 2) сказуемого двусоставного предложения; 3) главного члена назывного предложения; 4) обращения.

     - Творческое задание. Напишите сочинение- миниатюру по данному    началу, включив в текст разные виды односоставных предложений:

Русский характер! Поди-ка опиши его.

Задания для третьей группы ( группа С).  Группу консультирует учитель

- Списать предложения. Определить тип простого односоставного предложения с глагольным сказуемым.

1) На дворе вечереет. 2) Нет печалям и несчастьям. 3) У въезда в усадьбу всегда многолюдно. 4) Около дома не будет гаражей. 5) Дни поздней осени бранят обыкновенно. 6) Писать нужно хорошо. 7) Бездонную бочку водой не наполнишь. 8) Больному уже разрешили вставать. 9) Снова с моря веет прохладой.

    - Закончите предложения. Какие синтаксические особенности будут их объединять? Проведите полный синтаксический разбор предложений, составьте схемы.

1) С утра было свежо, и … . 2) Мне было некогда, и … . 3) На душе у меня радостно, и … . 4) До отхода поезда остается полчаса, и … . 5) До вокзала сравнительно далеко, и … . 6) В вагоне шумно, и … .

   - Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зелёному  душистому лугу и , набегавшись, полежать в траве под березами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте  Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

      - Прочитайте  заповеди, которые в двадцатилетнем возрасте  сформулировал  в своём дневнике выдающийся русский педагог  К.Д.Ушинский. Он всю дальнейшую жизнь следовал им, воспитывая в себе указанные качества характера.

      Определите вид каждого односоставного предложения .

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
  6. Не проводить время бессознательно, делать то, что хочешь, а не то,что случится.
  7. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
  8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

-Творческое задание. Попробуйте сформулировать в письменном виде принципы ,которым вы могли бы следовать в жизни. Используйте безличные предложения.

  1. Домашнее задание (разноуровневое). Ребята могут выбрать домашнюю работу любой группы.

Для группы А: Выписать из художественных произведений, ранее изученных, примеры односоставных предложений разных видов.

Для группы Б: Нагрудные значки с текстом получили широкое распространение  в последние годы. Какие названия вам встречались? Запишите их, каждое предложение разберите по членам. Определите виды предложений.

Для группы С:  Какие знаменитые плакаты , посвященные Великой Отечественной войне  1941-1945 гг. вам известны? Что на них изображено? Что хотели передать художники  в каждом плакате? Какие виды односоставных  предложений  использованы в них?

  1.  Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Что вызвало наибольшие трудности?


                                                                                                                                                                    Приложение

Диагностическое тестирование.

1 задание.  Укажите односоставное предложение.

1) Читательский дневник – это особый дневник.

2) Рядом - книжка.

3)  И это прекрасно.

4)Тишину можно читать, как книгу.

2 задание.  Какое предложение является двусоставным?

1) Да мало ли что увидишь у себя под ногами!

2) Никогда не забуду этот день.

3) У входа толпилось много людей.

4) Настраивали оркестр.

3 задание.  Какое предложение является односоставным назывным?

1) Удивительный все-таки человек баба Шура.

2) Такое тёплое жёлтенькое  солнышко!

3) Синицына, к доске!

4) Двойка- это пустяки!!!

4 задание.  Какое предложение является односоставным определенно - личным?

1) Сильная жара.

2) Что делать нам в деревне?

3) Брожу по ночному городу.

4) Не всякому слуху надо верить .

5 задание.  Какое односоставное предложение является неопределенно- личным?

1) Пахнет речным туманом.

2) Что за красота!

3) Скоро построят новые станции метро.

4) Пойдёте в театр?

6задание. Какое односоставное предложение является обобщённо- личным?

1)Приземистые дубы.

2) Посмотрите на это строение.

3) Шила в мешке не утаишь.

4) Нет конца познанию мира.

7 задание. Какое предложение является безличным?

1)Не хотелось мне вчера учить уроки.

2) Сейчас меня вызовут.

3) Вдруг меня в спину толкнули.

4) Я учусь неважно.



Предварительный просмотр:

Итоговый урок по басням  И.А.Крылова в 5 классе

«В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Цель: Расширить круг знаний о Крылове как о мастере слова;

продолжить формирование навыков работы с текстом.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний  и умений.
Технология: технология мастерских, технология «Обучение в сотрудничестве», метод проекта.
Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование :

- иллюстрации к басням;

- «путеводители» с заданиями для работы в группах;

- кроссворд - презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой на восприятие : инсценировки   басен Крылова ( работа в группах): 1группа- басня «Квартет», 2 группа – «Стрекоза и муравей», 3 группа-  «Кот и повар».

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: Стрекоза и Муравей, Волк, Ягненок, Кот …- басенные герои, иносказательные образы. А легко ли их создать? Что должен  для этого знать создатель?

Ребята в группах обсуждают вопросы учителя, выдвигают  версии (Писатель должен знать жизнь, прекрасно владеть словом).

Учитель акцентирует внимание в ответах учащихся на то, что слово - главное, что есть у писателя, его оружие.

III. Формулировка проблемы.

Учитель: Предлагаю вам, ребята,  посмотреть, как работает слово у Крылова. А для этого отправимся в мастерскую баснописца, в мастерскую художника слова. Сегодня в ней три басни: «Волк и ягненок», «Волк и журавль», «Волк на псарне».

Художественное чтение басен ( групповая работа).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что во всех баснях один из главных образов - Волк.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопрос: Какой человек скрывается  за образом Волка? (Обсуждение в группах).  Нам важно выяснить, как Крылов смог создать художественный образ, какие слова отбирал для создания портрета героя?

Создание мини - проектов.

У каждой группы свое задание , сформулированное в «путеводителе». Старший группы организует работу с учетом того, что члены группы не только должны принять участие в обсуждении, но и подготовить материал для тематического словаря (данная таблица заполняется членами каждой группы в процессе работы над проектами).

№ группы

Тематический  словарь

Знаю слова- понятия

Внимателен к слову писателя

Пополняю свой лексикон

1 группа

«Волк и ягненок»

2 группа

«Волк и журавль»

3 группа

Волк на псарне»

V. Построение  проекта .

1 путеводитель (1 группа):

Речь волка:

- Чем отличается речь Волка в данных баснях?

- Какие слова преобладают в речи Волка?

- Что в речи Волка выдает его волчью натуру?

- В каком бы тоне вы стали читать слова Волка?

2 путеводитель (2 группа):

Слова автора:

- Найдите глаголы, характеризующие поведение и поступки волка. Что общего между всеми этими глаголами?

- Какие ещё слова, кроме глаголов, передают авторское отношение к Волку?

- Понаблюдайте за речью Ягненка. Какие слова он употребляет? Как они звучат?

3 путеводитель (3 группа):

- Найдите в басне «Волк и ягненок» синоним к слову бегал. Как найденное слово характеризует Волка?

- Перечитайте сцену переполоха в басне «Волк на псарне». Найдите глаголы и докажите, что с помощью них характеризуется Волк.

- Найдите  в басне «Волк и журавль» глаголы, характеризующие поведение и поступки Волк. Что общего между этими глаголами?

- Крылова называют мастером портретной живописи. Согласны вы с этим мнением? Если да, то приведите примеры из текста.

Работа над проектами , ребята делятся своими наблюдениями.

VI. Выводы. Итоги наблюдений.

Проблемный вопрос: Как работает И.А.Крылов над словом?

Варианты ответов:

- автор тщательно отбирает лексику;

- использует простые слова, но богатые лексическими оттенками;

- большую роль играют выразительные слова (экспрессивная лексика);

- автор подбирает нужные интонации.

От каждой группы выступает один ученик , дает словесный портрет Волка.

VII. Творческое применение  и добывание знаний в новой ситуации.

Стилистическая игра.

Учитель: Мы говорили о точности и выразительности языка великого баснописца, о богатстве лексических оттенков слова. Вот и определите, какое слово пропущено в цитатах из басни Крылова «Волк и Кот». Ввожу в ситуацию( краткое содержание начала басни).

« Волк рад бы в первые тут  ___________ ворота (прыгнуть, шмыгнуть, юркнуть);

«Вот видит Волк мой на заборе Кота

И ______: «Васенька, мой друг…» (просит, молвит, молит);

«Сказал тут Васька Волку:

«Что вижу, кум: Ты всем в деревне ___________( насолил, навредил, надоел).

VIII. Домашняя работа (по выбору):

- Письменная литературная зарисовка.  Её герои Волк и Заяц, и между ними царят мир и гармония;

- Кроссворд «Басни И.А.Крылова».

IX. Рефлексия.

- Расскажите, о чем мы узнали сегодня на уроке, побывав в мастерской великого русского баснописца И.А.Крылова?  (Возможные варианты  ответов: Внимание к басенному слову помогло нам правильно оценить поступки героев, правильно прочитать басню, научило быть внимательным к собственным высказываниям, проявить свои творческие способности).



Предварительный просмотр:

     КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»

О.В. Семко,

учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань;

А.Г.Минсафина,

учитель татарского языка и литературы,  МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань;

Е.А.Расходчикова,

 учитель английского языка , МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань;

Форма проведения мероприятия: КВН (фольклорный).

Оформление: интерактивный плакат, стенд с иллюстрациями к пословицам, музыкальное сопровождение (английские, татарские, русские народные мелодии), раздаточный материал, рисунки, костюмы.

Задачи: развивать творческую фантазию, инициативу в осуществлении иноязычной речевой деятельности, расширить знания детей в области устного народного творчества трех культур: английской, татарской, русской.

Цели:

Надпредметные - развитие коммуникативных умений учащихся, творческих способностей; освоение нового, современного подхода к обучению; развитие умения  работать  с информацией;  моральное и интеллектуальное развитие учащихся; развитие воображения, памяти, внимании, воспитание любви к родному краю.

Предметные - создание условий для «диалога культур»; формирование уважения и интереса к  странам изучаемого языка; присвоение новых знаний;  углубление знаний о культуре трех стран; расширение знаний учащихся об устном народном творчестве; расширение словарного запаса.

Личностные - формирование познавательной активности учащихся; расширение  эрудированности учащихся, их страноведческого  и общего кругозора; повышение мотивации  к изучению иностранных языков на индивидуальном уровне.

Применяемые педагогические технологии: технология интегрированного обучения, технология сотрудничества, технология проектирования.

Ход мероприятия.

I.  Учащиеся приветствуют гостей на трех языках, поют песни и угощают гостей национальными блюдами. Учащиеся занимают свои места за столами (3 команды по 6 человек), на каждом столе три флага (России, Татарстана, Великобритании).

II. Вступительное слово учителей русского, татарского и английского языков:

  У: Слушайте и не говорите, что не слышали! Смотрите и не говорите, что не видели! Начинаем наш фольклорный КВН. Фольклор – это область духовной культуры народа. Истоки устного народного творчества уходят в глубокую древность. Недаром принято называть его «корнями» или «душой» народа. Фольклор является стержнем народной культуры. Именно в устном народном творчестве представлены основные морально-этические ценности народа: любовь к Родине, трудолюбие, доброта и др.

  T: English folklore is the folk tradition which has developed over a number of centuries. The history of Great Britain has been a complex one. This gives its folklore some sad, tragic and comical elements. So, folklore has become a rich source of information about cultural level, traditions, moral values and history of the nation.

У. тат: Вакыт үтү белән дөньяда бар да үзгәреп тора, әмма кешеләрнең хәтерендә күп нәрсә саклана. Аерым кешеләр тарафыннан иҗат ителеп, телдән - телгә күчеп йөргәндә үзгәргән, шуңа күрә  халык  җимешенә әйләнгән әсәрләр җыелмасы халык авыз иҗаты (фольклор) дип атала. Кеше тормышындагы вакыйгаларга, шатлык - куанычка, кайгы – хәсерәткә бәйле рәвештә алар  барлыкка килгәннәр. Халык авыз иҗаты  тәҗрибә һәм хикмәт җимеше буларак, хәтердә җыелып сакланырга тиешле булган бер хәзинә, хәтер янчыгы кебек. Шуңа күрә дә халык авыз иҗаты язма әдәбиятының нигезе, халыкның эчке дөньясы, культурасы, аның йөзек кашы булып тора. Халык аны   үзенең хәтер капчыгында гасырлар буе саклап килгән.

III. Основная часть.  

     1 конкурс.  Разминка.

У: Вспомните известные вам жанры устного народного творчества. Приведите примеры из татарского, английского, русского фольклора. (Ребята вспоминают  названия сказок, песен, былин, притч и исполняют частушки на трех языках).

У: Ребята, послушайте и скажите, какой жанр устного народного творчества представлен в следующих примерах: Век живи – век учись; Без друга на сердце вьюга; Глаза страшат, а руки делают. (Пословицы).

У: А что вы знаете о пословицах? (Учащиеся рассказывают об истории возникновения пословиц на трех языках). 1,2 слайд плаката.

Ученик:  Появились пословицы ещё в глубокой древности. Они возникли примерно  в начале 12 века и с тех пор видоизменялись, например, как пословица «Погибли как обры» ( «Враги, пытавшиеся завоевать Русь»). Пословицы - это опыт народа. В них он выражает свои чувства, отношение к человеческим поступкам  и социальному делению. «Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку». В пословицах собран и выражен в художественной форме свод знаний, наблюдений, примет. Они передаются « из уст в уста» с начала своего возникновения.

 Ученик: Proverbs are part of every spoken language. They contain deep sense and national wisdom, which have roots far in the past. They originated from tales, fables, historical events, from sayings of certain historical persons or from sayings in the Bible. Many proverbs have been absorbed into English having been known earlier in other languages.  A version of the proverb “A friend in need is a friend indeed” was known by the 3rd century BC. Quintus Ennius wrote: 'Amicus certus in re incerta cernitur'. This translates from the Latin as 'a sure friend is known when in difficulty'. We know it as existing in English from the 11th century. Nothing reflects a society's values and beliefs as distinctly as its proverbs.

Ученик: Борынгы заманнардан ук халык аерым кешеләрнең эшеннән, холкыннан, бер нәтиҗә чыгарган.Әнә шул рәвешле мәкальләр барлыкка килгән.Аларда халыкның тарихы, тормыш – көнкүреше, рухи дөньясы чагылыш тапкан. Мәкаль элек – электән халыкның акыллы киңәшчесе булган. Мәсәлән: “Эш сөйгәнне ил сөйгән”, “Берлек кайда- көч”.Кайвакытта язучылар әйткән тапкыр сүзләр дә, мәкаль хәзинәсен даими баетып киләләр. Мисалга Г.Тукайның “Эш беткәч уйнарга ярый” тәгъбирен китерергә була.  Галимнәр исәпләвенчә, телебездә илле мең чамасы мәкаль бар. Шулай итеп, дөньяда   мәкальсез тел юк. Ул бик күп яклы. Шуның өстенә, тумышы белән тарихи да ул,  кулланышы белән бүгенге дә ул.

У: Предметом нашего небольшого исследования станут пословицы, и мы постараемся найти ответ на вопрос: есть ли общие черты в пословицах народов России, Татарстана и Великобритании.

2 конкурс   «Волшебные сундучки» (на интерактивном плакате).

У: Любовь к Родине, труду, умение, мастерство, тяга к учению, семейные ценности, дружба  есть  нравственный фундамент каждого народа. Выберите схожие по смыслу пословицы, представленные в трех культурах по темам: семья, дружба, учение, труд, Родина, и прокомментируйте их смысл, находя общее и различие.

Ребята, какой сундучок откроем первым?

- Семья: 

Не надобен и клад, коль в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Мой дом – моя крепость.

All for one, one for all.

Man’s best friend is his mother.

An Englishman’s home is his castle.

A family that lives in love and accord doesn’t need any treasure.

Like father, like son.

 Минем йортым - минем кирмәнем.
Алма агачыннан ерак төшми.

 Өйдә иминлек булса, хәзинә дә кирәкми.
Гаиләдә бер генә хуҗа булса, гаилә көчле була.
 Үги ана – яфрак, үз әнием яхшырак.

- Труд:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Меньше слов, а больше дела.

Кто рано встает, тому Бог дает.

Терпение и труд все перетрут.

Делу время – потехе час.

Practice makes perfect.

Business before pleasure.

It is the early bird that catches the worm.

The cat in gloves catches no mice.

The least said, the soonest mended.

Хезмәтсез куян да тотып булмый.

 Аз сөйлә дә күп эшлә.

 Эшкә вакыт, уенга сәгать.

 Тырышкан табар, ташка кадак кагар.

Иртән торсаң, эшең уңар.

- Дружба:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде.

Без друга в жизни туго.

Разбитую дружбу не склеишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

A friend in need is a friend indeed.

A good man is hard to find.

Broken friendship may be soldered, but will never be sound  

A faithful friend is better than gold.

A person is known by the company he keeps

Йөз сумың булганчы, йөз дустың булсын!

Дуслык ашта беленми, эштә беленә.

Балык сусыз тора алмый, кеше дуссыз тора алмый.

 Тимер сынса, эретеп коярсың, дуслык сынса, коялмассың.
Дусың нинди – кадерең шундый.

- Учение:

Ученого учить, что мертвого лечить.

Век живи – век учись.

Сытое брюхо – к ученью глухо.

Ученый водит – неученый следом ходит.

Учиться – никогда не поздно

Live and learn.

You are never too old to learn.

A full belly has no ears.

Never offer to teach fish to swim.

Knowledge is power.

Йөз ел яшә, йөз ел өйрән.

Акыллыны өйрәтү - үлене терелтү

Өйрәнергә бервакытта   да соң түгел.

Тук корсак сабакка чукрак.

Укыган белер, укымаган бөлер.

- Родина, дом:

В гостях хорошо, а дома лучше.

Глупа та птица, что гнездо свое не любит.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Красна изба не углами, а пирогами.

Любовь к Родине – сильнее смерти.

A fine cage doesn’t fill a bird’s belly.

East or West home is best.

Every bird likes its own nest.

Home is where the heart is.

Dry bread at home is better than roast meat abroad.

Үз өеңдә үз көең.

Туган илең — туган анаң.

Ачык чырай - такта чәй

 Оясыз сандугач сайрамый.

Ир егет үзе өчен туар, иле өчен үләр.

3 конкурс.  «Салат из пословиц».

У каждой команды на столе, нарезанные на отдельные слова, пословицы на трех языках. Все слова перемешаны между собой. Учащиеся должны разделить слова на языковые группы и составить из слов пословицы (на английском, русском, татарском языках). (Учащиеся выполняют задание на время).

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

If you run after two hares, you will catch neither.

Ике куян артыннан чапсаң, берсен дә тота алмассың.

4 конкурс. «Угадай-ка».

Учащиеся угадывают пословицы по иллюстрациям. Найти эквивалент на татарском и английском языках (на распечатанном материале).

1. Ученье – свет, а неученье – тьма. - Белү – нур, белмәү- хур. Knowledge is power.

2.Яблоко от яблони далеко не падает. - Алма агачыннан ерак төшми. A tree is known by its fruit.

3. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. - Коега төкермә, әйләнеп суын эчәрсең. Don’t bite the hand that feeds you.

4. Семь раз отмерь один раз отрежь. – Ике кат үлчә бер кат кис. Measure twice and cut once.

5. Гусь свинье не товарищ. – Каз дуңгызга дус була алмый. Geese with geese, women with women.

6. В тихом омуте черти водятся. - Тыныч күлдә корт күбрәк уйный. Still waters run deep.

7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Хезмәтсез куян да тотып булмый. A cat in gloves catches no mice.

8. Любишь кататься, любишь и санки возить.- Ашарга яратсаң, эшләргә дә ярат. He that would eat the fruit must climb the tree.

9. Кашу маслом не испортишь. – Һәр бер эшнең җае бар: ботканың да мае да бар. Plenty is no plague.

10. Друзья познаются в беде.- Дуслык ашта беленми, эштә беленә. A friend in need is a friend indeed.

5 конкурс.  «Сосчитай пословицы».

 Учащиеся представляют небольшие сценки, задача команд – сосчитать количество пословиц, употребленных в тексте, прокомментировать их смысл. (Театрализованные представления по народным сказкам «Ленивица», «Фома и Ерёма»).

6 конкурс.  «Найди ошибку».

Два сапога – тара.

Ус – хорошо, а два лучше.

Один  в золе – не воин.

Трус своей лени боится.

Нашла коза на камень.

Не зная броду, не суйся в моду.

Друзья познаются в еде.

7 конкурс.   «Домашняя инсценировка».

 Детям было дано домашнее задание - подготовить инсценированный рассказ по пословице (по одной инсценировке на трех языках).

8 конкурс. «Придумай пословицу».

Дети придумывают пословицу на русском языке  и переводят ее на татарский и английский языки.

IV. Подведение итогов.

На интерактивной доске пословица: Один в поле не воин. 

-О чем эта пословица? ( О дружбе и силе коллектива).

Учитель русского языка: И сегодня вы проявили не только знание пословиц, но и умение работать в команде. Пословицы – это мудрость народа, независимо от того, на каком языке он говорит. Мы увидели, что пословицы в разных языках очень похожи, они выражают  одни и те же идеи. Взаимопроникновение культур делает нас ближе друг к другу. Мы учимся понимать и уважать другие культуры через изучение его богатого национального наследия.

Учитель английского языка:Proverbs are the wisdom of the people whether they are English, Tatar or Russian. They are considered to be “codes” of culture, its specific laconic and witty language. We have seen that most of the proverbs in different languages are quite similar: they express the same ideas. We are different but we also have much in common. The integration of cultures makes us closer to each other. We learn to understand and respect our cultures through learning our great heritage.

Учитель татарского языка:Дөньяда телсез яки җырсыз-моңсыз халык булмаган кебек, мәкальсез халык юклыгына менә без бүген сезнең белән инандык.  Һәрбер халык сүз арасында мәкальләр кыстырырга ярата, руслар да, татарлар да инглизләр дә, үз телен аның белән бизи, төзи. Һәркайда, һәр халыкта үз мәкальләренә хөрмәт бар, аларга ышану, таяну бар. Мәкальләр төрле телдә төрлечә әйтелсәләр дә – мәгънәләре бер –алар безне яшәргә өйрәтәләр.Төрле халык культураларының бер –берсенә үтеп керүе безне  бердәм, көчле итә. Менә мин дә бүгенге кичәнең ахырын: Берлек кайда – көч шунда- дип тәмамлыйсым килә. Әфәрин!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

(Урок комплексного применения знаний и умений )

Тема: -Тся  и –ться в глаголах.

О.В. Семко,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань

Цель урока: Актуализировать знания о правописании –ТСЯ- и –ТЬСЯ- в глаголах; отработать умения правильно писать –ть и –чь как варианты окончаний неопределённой формы глагола.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний  и умений.

Технология:  технология сотрудничества, технология  разноуровневого обучения.

Формы работы:  индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

УЧН.  Работа в парах. Ребята читают друг другу выписанные пословицы, поговорки, загадки с глаголами в настоящем и будущем времени.

Например: Лето собирает(гл.,Н.в.), а зима подъедает(гл.,Н.в.). Из песка верёвки не вьют(гл.,Н.в.). Слезами горю не поможешь(гл.,Б.в.). Дело мастера боится(гл.,Н.в.). Семеро одного не ждут(гл.,Н.в.) и др.

УЧТ. Объясните смысл одной из пословиц ( по выбору).

УЧН.  Оформляют речевое высказывание, объясняя смысл пословиц.

УЧТ. ( работа в группах).  Восстановите предложения: (запись на доске)

Глагол - это самостоятельная _______ речи, которая отвечает на вопросы_________ и обозначает __________. Глаголы изменяются по __________,___________. В настоящем и будущем времени имеют _______,а в прошедшем -______________.

УЧТ. Предъявляет эталон.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? , что сделать? и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам, числам. В настоящем и будущем времени имеют лицо, а в прошедшем- род.

УЧТ. Прочитайте текст ( у каждого ученика распечатанный текст)

Слайд № 1

Клён не боится холода. Ранней весной он впитывает влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мёрзлую почву белые корешки. Когда же ему это удаётся, клён выпускает вверх пару острых лепесточков. Осенью клёны покрывают землю мягким листом, согревают корни дуба.

Задание. Назовите глаголы, имеющиеся в тексте. Выпишите глаголы в тетрадь в виде морфемной модели. В скобках запишите вопрос и время этих глаголов.

УЧН. (работа в группах) Вспоминают время глагола, отвечают вслух, дополняя друг друга.

УЧТ. От данных глаголов образуйте и запишите форму 2 лица ед.ч. настоящего и будущего времени.

Слайд № 2

Заниматься, пилить, клеить, бороться

УЧН.  Самостоятельная работа в тетрадях.

Запись ответов на доске. Проверка ответов коллективная.

(занимаешься, пилишь, клеишь, борешься)

Делают вывод о написании ь после шипящих  в окончаниях глаголов 2 лица ед. ч. настоящего и будущего времени, записывая его в виде опорной схемы (групповая работа).

III. Формулировка проблемы.

УЧТ. Обращает внимание  на слова из слайда № 2.

Какими буквами можно передать на письме звук Ц?

УЧН.  В словах заниматься, бороться слышится звук Ц.

УЧТ. Обратим внимание на опорную таблицу.

Буквы ДС -> городской

Буквы ДЦ -> молодцы

Буквы ТЦ -> братца

Буквы ТЬС -> ?

Буквы ТС -> ?

УЧТ.  Рассмотрите таблицу и попробуйте объяснить, в чем заключается её лингвистический смысл. Пользуясь материалом слайда № 2, выпишите слова и дополните таблицу своими примерами.

IV.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

УЧТ. Какая часть речи скрыта под знаком ?

УЧН. Групповое обсуждение. Обучающиеся приходят к выводу, что это глагол. Примеры  записывают в транскрипции.

УЧТ. Какой вопрос возникает при написании глаголов подобного типа?

Какая орфографическая проблема возникает при решении данного вопроса?

Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

УЧН. (Коллективное обсуждение) Формулируют вопрос:

Как правильно написать –тся или –ться?

 Делают выводы: Тема урока…….( коллективное формулирование темы урока) Правописание –тся и –ться  в глаголах. (Окончательный вариант записывается на доске и в тетрадях).

Задача:  Вспомнить способ проверки написания –тся и –ться, использовать этот алгоритм при написании данной орфограммы. Доказать с помощью транскрипции, что глаголы простит…ся и (он) простит…ся не различаются в произношении. А в написании?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

УЧН. Работа в группах. Формулируют правило, составляют схемы- опоры, сверяют содержание с теоретическим материалом темы  в учебнике.

Записывают алгоритмы на листах, прикрепляют магнитами к доске.

УЧТ. Предъявляет эталон.

Что делать? Что сделать? – ться

Что делает (сделает)? Что делают (сделают)? – тся

VI. Первичное закрепление во внешней речи:

УЧН. Выбирают алгоритм- способ, проговаривают правило вслух.

Типовые задания: Решение задачи по алгоритму. Упражнение № 78.

Выборочно- распределительное списывание. Заполните таблицу глаголами из упр. №78.

Глаголы неопределенной формы

(что делать? что сделать?)

Глаголы 3 лица

(что делает? что сделает?)

УЧН.  При заполнении таблицы фронтально проговаривают изученный материал, объясняя способ проверки орфограммы.

VII. Самостоятельная работа. Работа в парах, обучающиеся оценивают работу друг друга.

Задание. Установите соответствие.

Написание                                              Глагол

  1. -Тся                                              а) Он не мог наклонит…ся.
  2. –Ться                                            б) Мне захотелось купат…ся.

                                                      в) Он хорошо учит…ся.

                                                       г) Она никогда не огорчает…ся.

                                                       д) Они пришли умыт…ся.

Ответы: 1)______________; 2)____________________________

VIII. Творческое применение  и добывание знаний в новой ситуации.

УЧТ. Перед вами лежат карточки с заданиями. Задание с пометкой «3» должны выполнить все ученики. Задания с пометкой «4» и «5» выполняются по желанию. Можно выполнять задания парами, в группе или индивидуально.

 Задание на «3». Текст на карточках. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните в глаголах сочетание букв –тся и –ться.

З…леные  доро…ки в лесу всё будто курят..ся, туман везде поднимает..ся, в..да пузырьками садит…ся на листья, на хв..инки ёлок, на паучиные сети, на телеграфную проволоку. И по мере того, как поднимает..ся  со..нце и разогревает..ся воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливат…ся одна с другой и редеть. На дерев..ях тоже сливают…ся капли.

Задание на «4».

Найдите  конец пословиц. Запишите правильно.

  1. Кто умеет веселит(?)ся, (…).
  2. Не плюй в колодец – (…).
  3. Не надо хвалит(?)ся, (…).
  4. Кто любит трудит(?)ся,(…).
  5. Кто хочет от жизни толку добит(?)ся, (…).
  6. Нечего тому страшит(?)ся, (…).

        Варианты ответов:

  1. тот должен много трудит(?)ся.
  2. который ничего не(?) боит(?)ся.
  3. коли не(?)знаеш(?), как рожь родит(?)ся.
  4. тому без дела не сидит(?)ся.
  5. того горе боит(?)ся.
  6. пригодит(?)ся воды напит(?)ся.

Задание на «5»  Выполните задание с пометкой «4», письменно объясните смысл одной пословицы (по выбору).

IX. Домашнее задание.

Упр. 79 из учебника «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений», М., «Просвещение»,2010. Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова или составить план мероприятий в школе хитрости, используя глаголы на –тся и -ться (творческое задание).

X. Рефлексия.  Расскажите о том, что мы сегодня делали на уроке. Какой пословицей можно закончить наш урок? ( Например: Грамоте учиться- вперёд пригодится. Тот труда не боится, кто умеет трудиться.)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

В РАМКАХ ФГОС ООО

              О.В.Семко,

учитель русского языка и литературы , МБОУ «Школа №144 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань

Тема

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

Цель деятельности учителя

Систематизировать знания о числительном

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать характеристику имени числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления числительных в речи, определять морфологические признаки числительных, уметь находить числительные  в тексте;

Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные  роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные  технологии; применять полученные знания, умения и навыки для анализа языковых явлений на межпредметном уровне( на уроках литературы, иностранного языка и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка ,уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому совершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая , фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия

Числительное, количественные и порядковые числительные, простые и составные числительные, разряды количественных числительных

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения ( универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к воспроизведению ранее изученного.

Вступительное слово:

Аты- баты- акробаты,

Аты- баты не солдаты.

Аты- баты не наступают,

Они в цирке выступают.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем знания получать!

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку….(хором) «пять».

- По каким признакам  мы можем определить , к какому жанру устного народного творчества  относится данный пример? Какая часть речи всегда присутствует?  (Это считалки,  в них всегда есть числительные)

- С какими фольклорными жанрами мы уже знакомы? Попробуйте вспомнить считалки и применить их, работая в группе .

-Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания  по теме «Имя числительное». А помогут  нам в этом «преданья старины глубокой…».

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная , групповая

Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, стремятся совершенствовать  имеющиеся знания.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные : планируют необходимые действия.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Цифровой диктант:

1.Назовите количество испытаний, которые проходят герои русских сказок.

2. Вставьте числительное в пословицу «Дом о …. углах».

3.Вспомните название сказки, в которой главными героями являются волк и козлята. Какое числительное упоминается в названии?

4. Действие народной сказки «Иван- крестьянский сын  и чудо-юдо» происходит около реки  Смородина. Какое числительное зашифровано в слове «смородина»?

Какое числительное у вас получилось? (3 471)

Просклоняйте письменно числительное, соблюдая правила орфографии и орфоэпии.

Каждый вопрос произносится учителем, ученики записывают свой ответ в виде цифр.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, осуществляют операции анализа, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, выполняя учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Листы обратной связи

3. Выявление места и причины затруднения.

Взаимопроверка, просмотр презентации «Имя числительное как часть речи»

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

Подготовьте связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени числительном». Построить  свой рассказ вам поможет план, который есть в учебнике. Помните, каждую свою мысль нужно подтвердить примером.

Обдумывают варианты ответа и осознают, что знаний недостаточно  для полного ответа. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.

Групповая

Личностные: осознают  свои затруднения и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: планируют необходимые действия,операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах.

Вопросы для уточнения информации

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Диагностическая работа, эвристическая беседа, взаимопроверка.

Диагностическая работа:

Прослушайте утверждение и поставьте + или – в клеточку, соответствующую номеру задания («Верно/неверно»)

1) Числительное-это член предложения, который отвечает на вопросы сколько? какой? (-)

2)Количественные числительные указывают на порядок предметов при счёте.

(-)

3) Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные.(+)

4) В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «На обеих деревьях лопнули почки» (-)

5) В предложении допущена ошибка в употреблении числительного: «В ураган ветер достигал сорок метров в минуту»

(+)

6) В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «К тридцать второму дому подъехала машина»

(+)

7) При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово.

(+)

8) В предложении нет ошибки в употреблении числительного: «Двое друзей шли в кино, а двое подруг - на дискотеку» (-)

9) При склонении составного числительного изменяется только последнее слово. (+)

10) В дробном числитель склоняется как целое число, а знаменатель -как прилагательное. (+)

Взаимопроверка теста по эталону в презентации.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: осознают свои возможности  в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Устные ответы.

Письменная работа.

5. Творческая практическая деятельность.

Эвристическая беседа , подбор своих примеров по изучаемой теме составление связных рассказов об изученных нормах.

Из приведенных слов составьте пословицы и поговорки, запишите получившиеся варианты. Подчеркните числительные, определите разряд.

Имей, сто, не, рублей, друзей, а, сто, имей; отрежь, раз, один, отмерь, семь , раз; сапога, два, пара; книга, тысячу, одна, людей, учит; одного, не, семеро, ждут; хвастуну, копейки , три, цена; семь, лечит, недугов, лук; пятниц, на ,неделе, одной, семь; погонишься, зайцами, двумя, не, поймаешь, за, ни, одного; семьдесят, бед, в , лет, семь, перебедовали, семь.

- К каким тематическим группам можно отнести данные пословицы и поговорки? Дополните каждую группу своими примерами.

-Узнайте значения слов «недуг», «перебедовали», используя толковый словарь.

Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы,  под руководством педагога формулируют выводы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, словарях.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Письменная работа.

Вопросы для уточнения информации.

6. Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональны способов применения их на практике.

-Чья речь должна являться эталоном?

(Речь дипломатов, политиков, дикторов.)

   -  К сожалению, сегодня это не всегда так. Ниже представлены пословицы и поговорки, которые используют в своей   речи ведущие. Представьте себя корректорами.  Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму. Исправьте и объясните ошибки в употреблении числительных.

  1. Семеро пятниц на неделе. (Семь. Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.)
  2. Двоим смертям не бывать, одной не миновать. (Двум)
  3. Трое осудят, десять рассудят. (Десятеро. Количественное числительное не сочетается с глаголом) 
  4. Убить обоих  зайцев. (Двух. Собирательные числительные не сочетаются с названиями животных.)
  5. Как двое капель воды. (Две капли.  Существительное капля  не называет парный предмет и не относится к существительным, имеющим форму только множественного числа, поэтому с собирательным числительным сочетаться не может)

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут и причины и пути преодоления.

Устные ответы. Письменная работа.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по талону.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Самостоятельная работа( дифференцированное задание)

1-й уровень:

-Определите, каким членом предложения являются числительные, затем запишите и определите синтаксическую роль числительных  в предложениях:

1. Семеро одного не ждут; 2. Семь раз отмерь - один раз отрежь; 3. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь; 4. Один в поле не воин.

2-й уровень:   Прочитайте пословицы, выпишите те из них, в которых выделенные слова являются числительными. - Сколь уголь камнем ни три – белым не станет.

- Такая красивая, что в окно глянет – конь прянет, на двор выйдет – три дня собаки лают.

- Три много и  три мало губят человека: много говорить и  мало знать; много тратить и мало иметь; много воображать и мало стоить.

 - Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.

-Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают.

- Имя хозяина носит, а семью прокормить не может.                             -Бедняк тот, кто охвачен жадностью, пусть он владеет семью островами.

Учитель контролирует правильность работы детей.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа. Устные ответы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. Строят небольшие монологические высказывания.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности .

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли , высказывают свою точку зрения.

Личностные:  самоопределение.

Вопросы для уточнения информации.

9. Домашнее задание

Разноуровневые задания:

1.Прочитайте былину «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича». Выпишите предложения , в составе которых есть числительные, охарактеризуйте их .

2. Создайте проект: «Для чего используются числа в сказках?» 

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Личностные: самоопределение.