Для Вас, педагоги!

Акимова Марина Николаевна

Полезный материал для педагогов ДОУ.

Участие в конкурсе профессионального мастерство. Презентация от педагога- Антропова И.А.

Познавательный мини-проект "Да здравствует мыло душистое!"

Современный воспитатель - какой он? - памятка

Матрица анализа игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Памятка к планированию для педагогов

Самообразование "Индивидуальный образовательный маршрут педагога"

Вступление к педагогическому совету  "С новым учебным годом" (2017-2918)

"Речевые формулы" для конструктивного общения с родителями

"Речевые формулы" оценивания

Презентация "Требованиея к развивающей предметно-пространственной среды в условиях ведения ФГОС ДО"

Презентация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в соответстии с ФГОС ДО"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

Познавательный мини - проект

«Да здравствует мыло душистое!»

Разработчик:

Воспитатель : Антропова И.А.

г. Анжеро – Судженск , 2015

Познавательный мини -  проект

«Да здравствует мыло душистое!»

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: фронтальный (дети группы «Цветочки» и семьи воспитанников).

Продолжительность: кратковременный (2 месяца)

Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами мыла и его разновидностями.

Задачи:

  1. Формировать представления  детей о здоровом образе жизни.
  2. Познакомить  детей со свойствами и качествами  разных видов мыла.
  3. Развивать речь, обогащать  словарный запас воспитанников.
  4. Развивать познавательный интерес, исследовательские способности дошкольников.

Актуальность:

В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения  детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умения адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, чтобы современные дошкольники проявляли элементы творчества, самостоятельно искали ответы на  интересующие вопросы. Вместе с тем, немаловажное значение имеет сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит воспитанию его гигиенических навыков, как неотъемлемой  части культурного поведения.

Стратегия реализации проекта:

1. Специально – организованная деятельность 

Тема: «Знакомство с мылом».

Интегрированные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

2. Специально – организованная деятельность  

Тема:  «Мыло душистое».

 Интегрированные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

3. Дидактические игры по данному направлению.

4. Презентация выставки мыла.

Предполагаемый результат: 

Педагог:

-Освоила  метод проектов;

-Разработала и реализовала совместно с детьми и родителями мини – проект.

Дети:

-Познакомились со  свойствами и значением  мыла в  жизни человека;

-Активно участвуют в опытах и экспериментах;

-Способны к самостоятельной и коллективной поисковой деятельности.

Родители:

- Активно включились в совместную проектную деятельность.

Содержание приложения:

1. Конспект специально – организованной  образовательной деятельности

Тема: «Знакомство с мылом».

 

2.  Примеры дидактических игр.

3. Конспект специально – организованной  образовательной деятельности

Тема:  «Мыло душистое».

 

4. Рецепты изготовления мыла, собранные семьями воспитанников.

5. Картотека  «Опыты с мылом».

6. Художественное слово о мыле.

7. Фотоматериалы.

Приложение №1

Конспект  образовательной деятельности

Тема: «Знакомство с мылом».

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;

2. Поощрять поисковую деятельность детей;

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки дошкольников.

Оборудование: Кусочки туалетного мыла по количеству детей; коробочка; мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое; для опытов: таз, вода, стружки мыла, мыльные пузыри; сказка К. Чуковского “Мойдодыр”.

Ход НОД:

Сюрпризный момент

 Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку:

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

– Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке.

Беседа

– Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нём сказать? (ответы детей)

– Мыло имеет цвет, запах, форму.

– Какое мыло нравится вам?

– А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?

– Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки,  называется туалетным.

Игровая ситуация с использованием слайдов

–Сейчас я приглашаю на экскурсию в магазин, где продаётся мыло. (слайд1)

Как может называться этот магазин? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает о разных видах мыла (туалетное, хозяйственное, детское, дегтярное, жидкое), где и как оно применяется.

- Ребята,  а вы знаете, что с мылом можно поиграть?

Опыт  «Свойства мыла»

 Воспитатель вместе с детьми проводит опыт:

– В таз с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

Художественное слово
Круговые движения
И водички волнения.
Поболтаем мы руками
И удивимся сами.
Мыло растворяется,
Пена появляется.

Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Малоподвижная игра «Раздувайся пузырь»

Дидактическая  игра «Друзья мыла» (слайд 2)

Вниманию детей предлагается слайд,  на котором изображены различные предметы: мочалка, испачканы руки, лицо, предметы одежды и др.  Дети находят и называют среди них те, для  которых можно использовать мыло.

Игра «Доскажи фразу»

Мыло нам нужно для того, чтобы… (ответы детей)

Когда мыло попадает в воду, то оно…(ответы детей)

У мыла есть друзья, это… (ответы детей)

- Ребята, чаще мылом умывайтесь бодрости и сил набирайтесь, а у меня для вас сюрприз – мыльные пузыри!

 Игры детей с мыльными пузырями.

Приложение№2

 Примеры дидактических игр

 Перемешанные картинки

Цель. Воспитание культурно-гигиенических навыков,  развитие фразовой речи детей.

Пособия: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитатель показывает детям  демонстрационную картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает предметные картинки, на которых нарисованы предметы личной гигиены. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитателю, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”,  или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Цель. Активизировать словарь дошкольников с помощью употребления в речи понятий «предметы личной гигиены».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассказать о том,  что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми.

Педагог произносит поочередно слова: руки, волосы и т.д.  Дети: для каждого слова  называют  ассоциативный ряд. Например,  руки - мыло, щетка, полотенце;  волосы - расческа,   ножницы, шампунь, мыло; купание -  ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.

Приложение№3


 Конспект непосредственно -образовательной деятельности

Тема:  «Мыло душистое».

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность и поисковую деятельность дошкольников;
  2. Обогащать и активизировать словарь, методом словоизменения (мыло, мыльница, обмылок, намыливать).
  3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей;
  4. Воспитывать у детей чувство эмпатии.

Предварительная работа:

-Беседы: «О здоровье», «Что такое болезнь?».

-Составление модели «Как правильно мыть руки?»

Оборудование:

Куски мыла разного цвета и формы, «Мыльные пузыри», бархатная бумага, обмылки по количеству детей.

Ход НОД:

Беседа

Ребята, у нас сегодня нет нашего помощника воспитателя. Что же случилось?  Может ей позвонить?

Педагог звонит по телефону.

-Вера Александровна, что случилось? Что, вы заболели, болит живот? Ну, хорошо, выздоравливайте, мы вас ждем!

- Ребята, а почему может заболеть живот? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Ответы детей.)

- Я с вами согласна, очень важно заботиться о чистоте наших рук.  Ведь на   руках могут жить множество микробов. Чтобы они не попали к нам в организм, надо чаще мыть руки с мылом.

- Ребята, как надо правильно мыть руки?

Составление рассказа по схемам.

Дети рассматривают предложенное педагогом  схематическое изображение  процесса мытья рук.

- намочить руки под краном;

- взять мыло, намылить ладони до пены;

- пеной тщательно потереть руки со всех сторон;

- помыть руки под краном;

- отжать руки;

- насухо вытереть руки полотенцем.

 Опираясь на картинки, дети составляют рассказ «Как правильно мыть руки».

Поисково-исследовательская деятельность.

 - Посмотрите на мыло, - какое оно по форме? (прямоугольное, разноцветное, овальное…)

- А какое мыло на ощупь?  (шершавое, гладкое, скользкое)

 - А если понюхать мыло, какое оно? (ароматное, пахучее)

 - Что напоминает запах твоего мыла? А твоего?

- Как вы думаете мыло твердое или мягкое? Как узнать?

(вначале дети сжимают мыло, стучат им и т.д., а затем я предлагаю поцарапать по мылу разными предложенными предметами)

Дыхательное упражнение с использованием  мыльных пузырей Педагог читает стихотворение Элеоноры Фаружен «Мыльные пузыри», затем надувает мыльные пузыри, а дети дуют на них.

Осторожно пузыри!
Ой, какие, ой смотри!
Раздуваются! Блестят!
Отрываются! Летят!
Тот со сливу! Тот с орех!
Тот не лопнул дольше всех!

А вы знаете, что мылом можно не только мыть, но и рисовать!

 Детям  предлагаются обмылки и на бархатной бумаге  они рисуют по замыслу.

 

Приложение №4

Рецепты мыльных пузырей, собранные семьями воспитанников:

Семья Алисы Арифановой
-  
0,5 чашки посудного мыла или детского шампуня, 1,5 чашки воды, 2 ч л. сахара капелька пищевого красителя.

Семья Насти Потаповой

-  Настругайте  хозяйственное  мыло в воду, можно даже вскипятить при помешивании, чтобы быстрее стружки растворились. Только осторожно, густой горячий мыльный раствор - то же самое, что горячий кисель - можно сильно обжечься. Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и держа ее отвесно, так чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх. Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор,  пока можно будет выдувать пузыри указанного размера. Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть; если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.

Семья Матвея  Боронина


Занимательные опыты  с пузырями.

«Мыльный пузырь вокруг цветка».

         В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь; когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняют воронку, как показано на рис., высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуга. Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора; а затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.


«Несколько пузырей друг в друге».

         Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь. Затем  погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не довода ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в левом,, в нем - третий, четвертый и т.д.




Приложение №5

Картотека

«Опыты с мылом»

Опыт 1. «Невидимые чернила»

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Опыт 2 «Лимон надувает воздушный шар» 

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изоляционная лента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.


Опыт 3. Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.
1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.
2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.
3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.
4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.
5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Опыт 4: Разбегающиеся зубочистки

 Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада, жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыльный раствор, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Приложение №6

Художественное слово о мыле.


Мыла мышка мылом нос
Мыла уши, мыла хвост.
Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела.

Мыло серо, да моет бело.

Кирпичик розовый, душистый,
Потри его – сам станешь чистый.

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь!
И знайте – большая была бы беда,
Когда бы не я, да вода!

 

Мыльные пузыри
Тихо шепчется с ветлой
Старая берёза.
Ходит по двору с метлой
Дедушка Серёжа.
-Дед Серёжа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре -
По малиновой заре,
По берёзе, по ветле,
По Серёже, по метле.
Ты смотри, смотри, смотри:
Полетели пузыри -
Красный, жёлтый, голубой-
Выбирай себе любой! 
 
Е.Благинина


Лиловая тучка плавится 
В огне румяной зари. 
Из мыльной пены мне нравится 
Пускать в саду пузыри. 
Блестят — золотые, цветистые, 
Один за другим скользит... 
Колышутся клены ветвистые, 
Пичуга в листьях свистит. 
Из влажной зеленой хоромины 
Дивится веселый снегирь, 
Увидев, что с легкой соломинки 
Слетает мыльный пузырь. 
Без крыльев ввысь поднимается, 
Стремясь в неведомый край... 
Но чуть взлетит — усмехается:
«Сейчас я лопну! Прощай!..»

Тётушка Фло
Когда у старушки,
У тётушки Фло,
Бывает порой
На душе тяжело,
Когда поясница
Болит у неё,
Цветы засыхают,
Не сохнет бельё,
Когда на дворе
Моросит без конца,
Когда расшатались
Ступеньки крыльца,
И лопнул на полке
С мукою пакет,
И моль обглодала 
Приличный жакет,
И клумбу попортил 
Соседский петух,
И нету всё лето
Спасенья от мух,
В духовке опять
Пригорает пирог
И письма от внуков
Приходят не в срок...
Когда заплатить 
За квартиру пора,
Когда на чулке
Появилась дыра,
Когда просто так
Нападает
Хандра -
На кухню уныло
Уходит она,
И в мисочке мыло
Разводит она,
И дует, собрав свой
Ослабленный дух.
И первый пузырь,
Невесомый, как пух,
И радужный, будто
Цветное стекло,
Растёт на соломинке
Тётушки Фло...
Летят и летят
Пузырьки к потолку,
С собою уносят
Хандру и тоску,
Парят, и танцуют,
И вьются вокруг;
И тётушка вскочит,
Закружится вдруг
И, вспомнив,
Что дел ещё
Невпроворот,
Вприпрыжку помчится
Полоть огород!
 Джеймс Ривз


Мыльный пузырь
Мыльный пузырь
Оторвался от трубки,
Вот он поплыл,
Наподобие шлюпки,
Влево, налево, левее... потом
Через балкон-
И пропал за углом.
Я запустил
Этот шарик недаром-
Вырастет он,
Станет радужным шаром.
Я прикреплю к нему
Снизу гондолу
И полечу
Потихонечку в школу.
Роман Сэф



Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС № 30»

Воспитатель  дошкольного образовательного учреждения должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания дошкольников, а также владеть широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Профессиональная компетентность

В основе этого качества личности лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребенка. Воспитатель, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребенка , проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребенка. Воспитатель любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребенка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребенке, жаловаться на него родителям. Воспитатель оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения

Воспитатель должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, т.е. со всеми участниками образовательного процесса.

Во-первых, высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети – хорошие «подражатели», именно поведение воспитателя они подражают в первую очередь.

Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации.

В – третьих, с уважение и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия

От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценивать полученные результаты и сравнивать их с запланированный целью.  На основе полученных выводов воспитатель корректирует последующую деятельность для того чтобы получить лучшие результаты.

Авторитетность

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег -  это значит получить оценку своим нравственным качеством, культуре, эрудиции, преданности профессии. Способность бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег, дана только воспитателю, преданному своему делу.



Предварительный просмотр:

Матрица анализа (самоанализа)

 игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Ф.И.О. воспитателя_______________________________

группа______________________

критерии анализа

оценка

  1. Вид игры
  1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно – ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

  1. Взаимодействие в игре
  • совместная (В) 
  • самостоятельная (С) 

  1. Планирование игры
  • Изучение  особенностей  и интересов каждого ребенка для планирования игры
  • Постановка цели

  1. Условия для игры  
  • достаточное количество игр, игрового материала, пособий и т.д. по количеству детей)
  • достаточно времени для организации игровой деятельности
  •  достаточно места для организации различных видов игр
  • игры, игрушки, пособия находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей)
  • обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями
  • соблюдение безопасных условия при проведении игры
  • предоставление свободы выбора

  1. Приемы руководства 

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру:

- внесение игрушек,

-создание игровой обстановки до начала игры.

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру:

- ролевое участие в игре,

-участие в сговоре детей,

- разъяснение, помощь,

- совет по ходу игры,

- предложение новой темы игры и др.

  • Начало игры. Создание мотивации.
  • Распределение ролей
  • Привлечение детей к планированию предстоящего сюжета
  • Расположение педагога
  • Партнерская позиция в ходе игры:
  • диалог на равных (свободное общение, высказывание)
  • право выбора (деятельности, партнера, средства достижения)
  • добровольное присоединение  к деятельности
  • открытый временной конец
  • возможность проявления индивидуальных и возрастных особенностей

  1. Окончание игры

Логическое завершение игры

  1. Конструирование педагогом дальнейшего развития игры

что в следующий раз необходимо добавить, изменить и т.д.

Критерии оценки:

3- полное наличие

2 – частичное

1 - отсутствие



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 30»

ПАМЯТКА  к планированию для педагогов

  1. Общие требования, их соблюдение:
  1. Планирование единство воспитательных, развивающих и образовательных задач развития обучающихся.
  2. Планирование комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
  3. Планирование принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся группы.
  4. Планируемое содержание и формы организации возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
  1. Перспективное планирование, их соблюдение:
  1. Общая тема на неделю, итоговое мероприятие согласно теме недели го
  2. Взаимодействие с родителями:
  1. непосредственное вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  2. оказание помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей, в необходимой коррекции нарушений их развития;
  3. психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  1. Культурно-досуговая деятельность
  1. события, праздники, мероприятия,
  2. ООПДО и комплексно-тематическому планированию.
  1. План  образовательной деятельности обеспечивает и учитывает:
  1. направлениям развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях и реализующими содержание программы;
  2. расписанию и требованиям СанПиН, требованиям к реализации ООП ДО, комплексно-тематическому плану;
  3. на создание ситуации развития детей, их позитивной социализации с использованием возможностей основных образовательных областей ФГОС ДО;
  4. обеспечению развития ребенка, индивидуализации его личности, мотивации и способностей;
  5. ссылки на использованные педагогом в НОД учебные пособия, соответствующие методическому обеспечению к ООП ДО;
  6. материал и оборудование к НОД.
  1. Календарный план обеспечивает:
  1. Совместную образовательную деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
  1. комплексный подход в планировании образовательной деятельности в ходе режимных моментов через ежедневное планирование всех видов детской деятельности;
  2. формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  3. все виды совместных игр со сверстниками;
  4. различные виды двигательной активности;
  5. планируются методы формирования у детей культурно-гигиенических навыков;
  6. планируются все виды и формы организации трудовой деятельности;
  7. ежедневно деятельность по восприятию художественной литературы и фольклора;
  8. планируются темы и методы конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  9. указываются темы и методы развития изобразительных и творческих способностей обучающихся;
  10. планируются культурные практики в соответствии с ООПДО, создающие социальную ситуацию развития детей;
  1. Индивидуальная образовательная деятельность.
  1. реализация индивидуальных образовательных маршрутов детей с особыми образовательными потребностями;
  2. отражается реализация индивидуальных планов работы с одаренными детьми;
  3. планируются способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности;
  4. виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка группы
  1. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей отражает:
  1. пополнение и сменяемость объектов ППРОС в соответствии с общей тематикой на месяц и неделю;
  2. пополнение и сменяемость объектов ППРОС в соответствии с задачами образовательной деятельности в ходе НОД и ОДРМ данного дня;
  3. в содержании ППРС создание конкретных условий для социализации и индивидуализации детей;
  4. использование специальных методических пособий и дидактических материалов для осуществления образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями;
  5. пополнение и сменяемость объектов для развития всех видов детской деятельности.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 30»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОВ

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

           Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный образовательный маршрут.

        Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками  путь следования, который  представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы   профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.

        Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

  • изменения, происходящие в образовании;
  • запросы и потребности участников образовательного процесса.

Алгоритм   разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Структура  индивидуального маршрута профессионального развития   педагога

Титульный лист

Название  ОУ

ИОМП

Ф.И.О. педагога:  

Город, год  создания

Информационная справка об авторе ИОМ

Ф.И.О.

Занимаемая должность:

Образование:

Дата прохождения аттестации:

Квалификационная категория:

Дата прохождения курсов повышения квалификации:

Педагогический стаж:      

Кредо:                             

Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)

  • Индивидуальная тема по самообразованию
  • Цель                
  • Задачи
  • Форма  самообразования
  • Предполагаемый  результат (для педагога, для воспитанников)
  • Сроки работы над проблемой
  • Форма  отчета о проделанной работе

При выборе темы необходимо учитывать ее актуальность и важность, выделить ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе.

        Сроки реализации маршрута могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога

  • Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог.
  • Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

Матрица ИОМ

Направления работы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное

Психолого-педагогическое

Методическое

Информационно-компьютерные технологии

Здоровьесбережение

        В  индивидуальном образовательном маршруте отражаются следующие направления  деятельности:  

  • профессиональное
  • психолого-педагогическое (ориентированное на детей и их родителей)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)
  • информационно-компьютерные технологии
  • здоровьесбережение

Что может включать каждое направление?

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2.Изучение образовательной программы ДОУ, уяснение их особенностей и требований.

3. Разработать комплексно-тематическое планирование по темам в соответствии требований ФГОС и образовательной программы ДОУ.

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

5. Плановое повышение квалификации на курсах для воспитателей.

6.Плановая аттестация на подтверждение (повышение) квалификационной категории.

7. Профессиональные публикации, брошюры.

8. Участие в  конкурсах профессионального мастерства

Психолого-педагогическое

1.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической  литературы.

2. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

Методическое

1.Совершенствовать знания содержания системно-деятельностного подхода.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приемами воспитания и обучения.

3. Повышение своего уровня педагогического мастерства на МО.

4. Изучать опыт работы лучших педагогов ДОУ, города, региона через Интернет

5. Знакомиться с содержанием работы с детьми с ОВЗ и одаренными детьми.

6.Посещать НОД проводимые коллегами  и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

8.Внедрять в педагогический  процесс новые формы индивидуализации.

9.Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Информационно-компьютерные технологии

  1. Изучать информационно компьютерные технологии  и  внедрять их в учебный  процесс.
  2. Совершенствовать навыки работы  на  компьютере.
  3. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
  4. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
  5. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
  6. Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя, классного руководителя,  руководителя МО.
  7. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
  8. Разработать комплект сценариев уроков с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов
  9.  Разработать пакет тестового материала в электронном виде.
  10. Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом
  11. Участие в конкурсах в Интернете.
  12. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Охрана здоровья

Внедрять здоровьесберегающие технологии.

        По каждому направлению определяются  показатели, виды деятельности и сроки исполнения.

Разделы ИОМ:

  • Изучение литературы, связанной с темой самообразования
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
  • Участие в системе дошкольной методической работы
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ

 Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ (таблица) по  месяцам, семестрам с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.  

Формы самообразовательной деятельности:

-курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;

-методические практикумы в ДОУ;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

- научно-практические конференции;

-обобщение своего  опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и  личностно-профессионального развития педагога;

-обсуждение проблем самообразования на заседаниях методического совета, методических объединений воспитателей, в проблемных группах;

-  работа творческих мастерских;

-  проведение самоанализа деятельности педагога  за год, рефлексия своего опыта.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня педагогической компетенции

• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• разработка и проведение НОД с включением  инновационных технологий

• проведение семинаров, конференций, мастер-классов.

Формы представления результатов  педагогической деятельности учителя

  • Портфолио
  • Творческий отчет
  • Мастер-класс
  • Творческая мастерская
  • Педагогический проект
  • Отчет о результатах (ходе) инновационной деятельности
  • Презентация  опыта работы по выявленной проблеме

        

Пример оформления таблицы

Направления работы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Сроки

Форма представления

результата своей работы

Где, когда, кем заслушивается

Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное

1.Изучение новых образовательных  стандартов.

2. Разработка календарно-тематического плана  в соответствии с требованиями ФГОС и реализуемой программы «Дошкольник»

В течение года

Август

Аукцион педагогических идей

Творческий отчет

Педсовет, творческие отчеты

Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

  • достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.);
  • субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде самоанализа, творческого отчета, самопрезентации);
  • формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:

  • не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
  • не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите, прежде всего, то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
  • стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.  

  На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуального маршрута педагога на следующий период.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 30» 2017-2018

Слайд 2

В детском саду начался учебный год. Закончились отпуска, закончились каникулы и летний оздоровительный период. Почти все дети и взрослые собрались в детском саду отдохнувшие, загорелые и все очень красивые. Поздравляю уважаемых педагогов, детей и родителей с началом нового учебного года. Всем радости, здоровья, успехов и благополучия! Пусть новый учебный год принесет Вам только положительные эмоции!!!

Слайд 5

Установочный педагогический совет Дата проведения: 20.09. 2017 г. Тема: Нормативно-правовая база деятельности ДОУ на 2017/18 учебный год. - Утверждение годового плана работы МБДОУ «ДС № 30» - У чебного плана, Календарногоучебного графика, Циклограмм работы специалистов, Утверждение плана-графика ВКУ (Оперативного контроля) Утверждение расписания НОД, платных услуг - Утверждение дополнительных образовательных программ « Рушничок », «Математика вокруг нас» (корректировка имеющихся дополнительных образовательных программ) - Корректировка Рабочих программ воспитателей - Разное

Слайд 6

Цель: Построение целостной воспитательно -образовательной системы, обеспечивающей достижение целевых ориентиров дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО . Задачи: 1. Повысить уровень математического развития воспитанников путем внедрения в образовательный процесс технологии ТРИЗ . 2. Развивать игровую деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО . 3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов во всех аспектах реализации Стандарта



Предварительный просмотр:

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…  

- Спасибо,  что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это  будет удобно нам с  Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время  вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как  нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные:

- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли…..

- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….

- Только Ваши знания и  родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……

- Нам очень нужна именно Ваша помощь……

К родителю:

- Только Ваши знания и  родительский  опыт могут нам помочь……

К руководителю:

- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….

К коллеге:

- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…

Как утешить?

-  Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..

- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…

-  Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..

Как извиниться?

- Извините, возможно,  я не правильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Приношу свои извинения, это была случайность….

- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……

СОВЕТ: Простые подсказки в непростых ситуациях

Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием

Шаг 1:  аккуратно выяснить причину опоздания. Например:

- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?

Шаг 2:

Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»

- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального  состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…

- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось,  чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…

- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….

 

Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку

- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…

- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..

- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать…….  

- Очень хотелось бы вам помочь, но,  к сожалению это невозможно, потому что….

- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…..



Предварительный просмотр:

Речевые «формулы» оценивания

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем вместе

- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)

- Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

- Какие молодцы! (Если 100% успех)

- Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные… 

- Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

- У вас хорошо получается!

- Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

- Мне понравилось, как вы справились с заданием.

- Я вам благодарна за ваше настроение!

- Сегодня мы с вами сделали очень много…

- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

- Многие из вас работали  хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Ваш поступок привел меня в восхищение!

- Мне кажется, вы можете сделать лучше.

- Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

- Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)

- Я расстроилась из-за вашего поступка…

- Как вы думаете, почему я расстроилась?

- Я не ожидала такого вашего отношения ….

- Я рассчитывала на другой результат…

- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

- Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?

- Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!

- На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько»)

- Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?

- Как вы думаете, почему мы мало сделали?

- Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…

Мальчикам

- Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?

- Ты сегодня герой дня!

- Как ты сегодня смело поступил!

- Ты сегодня был очень отзывчив!

- Ты сегодня совершил мужественный поступок!

- Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!

- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)

- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

- Ты настоящий: герой,  рыцарь, защитник!

- Я тобой горжусь, ты сегодня ….

- Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….

- Ты настоящий художник (поэт, строитель)!

- Ты очень любознательный!

- Ты настоящий капитан!

- Какой же ты сегодня джентльмен!

- В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?

- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)

- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?

- Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).

- Мне кажется, твой поступок не очень красив…

- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….

Девочкам

- Какая ты у меня умничка!

- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!

- Твой рассказ меня тронул…

- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)

- Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!

- Как хорошо, что ты  помогла своей подруге!

- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…

- Какая ты сегодня эмоциональная!

- Ты сама это сделала?

- Ты умница, ты сделала здорово!

- Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

- Твоя скромность очень украшает тебя!

- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….

- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…

- Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?

- Ты у меня самая лучшая помощница!

- Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?

- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДС № 30» 2016 г. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Слайд 2

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева

Слайд 3

«Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» С.Л.Новоселова

Слайд 4

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года) Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ) Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Слайд 5

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Слайд 6

С позиций психологического контекста , по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Слайд 7

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»

Слайд 8

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Слайд 9

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Слайд 10

ФГОС дошкольного образования Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации… 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд 11

Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей; 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 12

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы); Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Слайд 13

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Слайд 14

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Слайд 15

ВАРИАТИВНОСТЬ 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 16

ДОСТУПНОСТЬ 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Слайд 17

БЕЗОПАСНОСТЬ 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Слайд 18

Функции предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Слайд 19

Предметно – развивающая среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Слайд 20

Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.

Слайд 21

Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»: Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками; Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом; Совсем незнакомые предметы и материалы.

Слайд 22

Для конструирования предметно – развивающей среды в ДОУ использованы следующие принципы: информативности , предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности , определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; полифункциональности , предусматривающей обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды; педагогической целесообразности , позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости , обеспечивающей важность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Слайд 23

Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка

Слайд 24

Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 2

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Слайд 3

В раннем возрасте (1 год - 3 года): - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение со взрослым и сверстниками; - совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок, двигательная активность ; Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 4

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора ; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 6

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации НОД (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Слайд 7

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей , предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность . Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Слайд 8

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов. В обстановке, ориентированной на ребенка , дети: • делают выбор; • активно играют; • используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; • работают все вместе и заботятся друг о друге; • отвечают за свои поступки.

Слайд 9

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Слайд 10

Как продемонстрировать детям свое уважение • Всегда называйте детей по имени • Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул • Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему • Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это • Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей • Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах • Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь

Слайд 11

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции

Слайд 12

Характеризуемые объекты Партнерская форма Школьно-урочная форма Понятие Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует Позиция взрослого в пространстве группы Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом) Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними (например, за письменным столом как на школьном уроке) Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком). Организация пространства Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка Степень свободы Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул) Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение. Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины «Чреватость» позиции воспитателя Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. Партнёрская деятельность взрослого с детьми

Слайд 13

Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

Слайд 14

Этапы непосредственно образовательной деятельности Характеристика действий 1. Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…». Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации. 2. В ходе процесса деятельности Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. 3. Заключительный этап деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности Партнёрская деятельность взрослого с детьми

Слайд 15

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время непосредственно -образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства); - открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе). Характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности

Слайд 16

В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим». Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает .

Слайд 17

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием. 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п. 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни. Положение детей при организации НОД в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Слайд 18

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Слайд 19

Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка. В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях . Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Слайд 20

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности вводятся в режим дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия . Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности .

Слайд 21

Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в рамках непосредственно образовательной) ориентируют на результативную самостоятельную деятельность . Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются. Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также как и совместной, необходимо доводить до состояния выставочных работ. При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».

Слайд 22

Подобная организация образовательного процесса будет способствовать постепенному формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе детского сада, где делу отводится время, а потехе – час .

Слайд 23

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

Слайд 24

1. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. 2. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий. Воспитатель придерживается следующих правил

Слайд 25

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: - поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, - осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели и др. Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям. Высшей формой самостоятельности детей является творчество . Задача воспитателя - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

Слайд 26

Эффективно использование проектно-тематического планирования образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я - дружная семья», и интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

Слайд 27

В случае работы с детьми младшего возраста в условиях образовательного учреждения воспитателю необходимо помнить об обязательной мотивации ребенка на любой вид деятельности. Так, например, в условиях проживания детьми новогодних событий, уместно предложить детям сделать (слепить) угощение для гостей, которые придут встречать Новый год: для котика – сосиски, зайчикам – морковки, маме, папе, бабушке – пирожки или прянички. Детям предоставляется право выбора, что лепить. Вместе с детьми уточняются, а если возникает необходимость, то и проверяются (исследуются) способы лепки перечисленных продуктов. После того, когда дети успешно освоили способы лепки и показали друг другу, как они это делают, воспитатель тоже определяется с тем, что и для кого, он будет лепить, и делает это вместе с детьми. Продукты деятельности раскладываются по тарелочкам, ранее украшенным детьми методом аппликации и специально заготовленные, как праздничная посуда, которая ждала своего часа и стояла на полках игрушечной мебели. Далее воспитатель с детьми определяет место хранения приготовленного угощения (например, игрушечный холодильник), куда все и перемещается. Все это нужно для того, чтобы каждый день мотивировать детей на предстающую деятельность. Что будет лепиться, что конструироваться, что украшаться, и каким именно способом, что вначале, что позже педагог определяет сам в зависимости от возраста детей и задач развития. А ведь еще нужно подумать об украшении комнаты, нарядах для мамы, кукол и для себя, выучить стихи, песни, приготовить пригласительные, отправить письма, «купить» продукты…. Как много интереснейших дел ждет детей в предпраздничные дни! И как очень естественно решаются задачи различных образовательных областей !