Методическая копилка

Хурулова Ольга Иосифовна

ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_raboty_s_klassom.docx44.81 КБ
Файл vospitanie.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА

             РАБОТЫ  С КЛАССОМ

         Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание -это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                                                                                         

                                                                              А. С. Макаренко.

Азбука воспитания

Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде - он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают - он становится замкнутым.

Если ребенок живет в терпимости - он учится принимать других людей.

Если ребенка подбадривают - он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят - он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности - он учится быть правдивым.

Если ребенок живет в безопасности - он учится верить в себя.

Если ребенок переживает - он учится ценить себя.

      10. Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся  

  он  учится находить любовь в этом мире.

         Моя воспитательная концепция...   Судя   по   толковому словарю  Ожегова  -  это  система взглядов на  воспитание, основная мысль всего. Что  значит  воспитать?  Наверное, вырастить, дав  образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой         буквы.

В последние годы у меня возникла идея использования системного подхода в воспитательной деятельности. В новой социальной ситуации необходимо по- иному строить воспитательную работу с учащимися. Я приняла решение направить свои усилия на моделирование и построение воспитательной системы класса.

С этой целью я внимательно изучила научно-методическую литературу по вопросам использования системного подхода в педагогической деятельности и потом включила в план работы действия классного сообщества по моделированию и созданию воспитательной системы класса.

У любого педагога рано или поздно вырисовывается своя система общения с ребенком и детским коллективом. Из опыта работы у меня сложилась своя определенная система воспитательной работы с классом. Система достаточно динамична, легко меняется и дополняется с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения и воспитания.

На основе своего опыта работы с детьми я пришла к выводу, что план воспитательной работы, ежегодно составляемый, в начальной школе целесообразно заменить несколько расширенным  аналогом, охватывая сразу четыре года обучения.

Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.

          При построении воспитательной системы класса использую опыт известных педагогов практиков В.А. Караковского, И.П. Иванова, В.А.Бухвалова ,а так же воспитательную систему школы.

Через разнообразные формы работы я определяю для себя содержание воспитательной работы в классе, с учетом индивидуальных и психологических особенностей своих ребят и коллектива в целом.

Цели воспитательной системы класса неразрывно связаны с целями воспитательной системы школы в целом:  обеспечить процесс самопознания, самостроительства, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности, творческой, нравственно и физически здоровой личности ,способной к успешной социализации в обществе.

Реализация такой многогранно поставленной цели воспитательной работы ставит передо мной, как педагогом-воспитателем главную задачу:

Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности младшего подростка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

 В основу моей воспитательной работы взят  принцип открытости, добровольности, привлекательности, деятельности, свободы участия, обратной связи, сотрудничества ,успешности. При работе с детьми ориентируюсь на принцип живого общения: «Делай как я! Давай делать вместе! Делай сам, но если надо я помогу!».

 Одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!".

           Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы. Считаю, что необходимо знать ответы на вопросы:

Как работает моя система на практике?

Какова суть произошедших изменений?

В чем заключаются возможные недочеты?

Пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, я пришла к выводу: необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классном коллективе.

Цель диагностики

Методика

  Время провед.

Выявление  межличностных

отношений, определение

статуса личности в коллективе.

Социометрия,

ранжирование.

Сентябрь

Анализ  уровня  развития

коллектива, степени

удовлетворенности учащихся коллективом.

Какой у нас коллектив?

Октябрь

Выявление  типичных затруднений учащихся  в

учебной деятельности.

Учебная мотивация

Наши отношения

Декабрь

Январь

Выявление  степени удовлетворенности учащихся

различными сторонами жизни коллектива.

Работа с родителями –

анкетирование.

Март

Изучение эффективности

воспитательной работы.

Динамика развития личности и

коллектива,       эффективность

воспитательной работы.

Анализ   воспитательной

работы.

Май

При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:

Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

Взросление   классного   коллектива,   возрастание   его   сплоченности   и удовлетворенности учащихся своим коллективом;

Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;

Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;

Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;

Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

Степень вовлечения родителей в дела класса;

Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

       В четвертом выпускном классе, среди детей было проведено анкетирование «Твое отношение к школе и классу» и «Удовлетворенность родителей школьной жизнью» соответственно. В классе обучалось 10 детей.

 Результаты анкетирования учащихся:

            -  1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

2. Любишь ли ты свой класс?

3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?

4. Есть ли у тебя друзья в классе?

5. Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей школе?

6. Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?

7. Хотел бы ты перейти в другую школу, класс?

8. Есть ли у тебя ощущение, что учителя в школе относятся к тебе хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?

                                       

           Как бы Вы определили характер жизни и отношений в школе (выберите до пяти утверждений):

весело

интересно

неожиданно

ново

оригинально

скучно

однообразно

тоскливо

печально

новые предметы

интересные учителя

дружный класс

школьный двор

творческие задания

чувство успеха

хорошие отношения

               

         

диагностика уровня воспитанности обучающихся 3 класса

Фамилия, имя

отнош.
к учебе

отнош.

к труду

отношен
к общест деят-ти

отношен.
к искусству

отношен. к физ-ре

отношен.
к товарищ.

уровень
воспитан.

1

 Волков Никита

+

+

+

+

+

-

Высокий

2

Иванов Никита

+

+

+

-

+

-

Средний

3

Байков Антон

+

+

+

+

+

+

Высокий

4

Монахова Ольга

+

+

+

+

+

+

Высокий

         

           Я могу с уверенностью сказать, что данная система может и должна работать.

Она помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решение наиболее важных, педагогических проблем, согласовывать устремления действия учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитием учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.



Предварительный просмотр:

Внутри-классная

(кл.часы,походы,иг-ры,беседы)

Организационное

обеспечение системы управления  воспитанием

Внеклассная (выходящая за рамки одного кол-лектива)

Массовая (тематич.дни, недели,общешколь. мер.)

Внешкольная( ДК, дополнит.образ.)

Работа с семьёй и общественностью