План-конспект урока технологии в 6 классе.
Тема урока: Выпиливание лобзиком.
Цель урока: Изготовление оригинальной подставки под горячее.
Задачи: а) расширить знания обучающихся по выпиливанию лобзиком изделий разнообразной формы из фанеры;
б) познакомить со способами наладки и регулировки лобзика, с приёмами выпиливания данным инструментом, с правилами безопасности труда;
в) воспитывать отношение к рациональному расходованию материалов, аккуратность и точность в работе.
Инструменты и оборудование: верстак столярный, столик выпиловочный, лобзик ручной, заготовки из фанеры, наждачная бумага, копировальная бумага, карандаш, шаблон.
Объект работы: подставка под горячее.
Ход урока:
Вводная часть
Начало урока.
Повторение пройденного материала
- чем выполняется разметка будущего изделия?
-для чего применяют шаблон?
- чем можно распилить древесину?
Актуализация знаний.
Ребята, каждый день ваши мамы или бабушки, приготовив вкусный обед, ужин, снимают его с плиты и ставят его на стол. Но горячие предметы нельзя ставить на стол, для этого нужна подставка. Сегодня мы будем делать предмет, который должен быть на каждой кухне – подставку под горячее. Изготовление подставки вашей собственной конструкции вы можете выбрать в качестве темы вашего проекта.
Изложение материала урока
Подставку мы будем делать из фанеры. Изделия сложной формы из древесины, особенно из фанеры, выпилить столярной ножовкой невозможно, поэтому для этой цели используют ручной лобзик.
Давайте вспомним, из каких частей состоит этот инструмент:
а) рамки;
б) ручки;
в) верхнего зажима;
г) нижнего зажима.
Закрепление пилки
Между зажимными винтами натягивается и крепится стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
Для того, чтобы правильно закрепить пилку в лобзике, необходимо приложить достаточное усилие для сжатия рамки. Как это делается без специального приспособления, мы сейчас увидим. Для этого один конец рамки упирают в крышку верстака, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.
Разметка заготовки
Разметку линии выпиливания мы будем осуществлять с помощью шаблона, положив его на заготовку.
Установка выпиловочного столика
Для выпиливания лобзиком в одном из зажимов верстака крепится специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столик и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Выпиливание внутреннего контура изделия
Если необходимо выпилить внутренний контур изделия, то в заготовке прокалывают отверстие шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и закрепляют пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.
Техника выпиливания
Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки, с лёгким нажимом, чтобы не поломать её. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям, пилку раскрепляют и вынимают лобзик.
Выпиливание наружного контура изделия
Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.
Давайте вспомним правила безопасности при работе лобзиком:
Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными и исправными ручками;
Надёжно закрепить выпиловочный столик к верстаку;
Надёжно закрепить пилку в рамке лобзика;
Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
Физминутка
Практическая часть.
Перенести на фанеру с помощью шаблона контуры будущей подставки;
Установить выпиловочный столик и закрепить пилку в лобзике;
Выпилить контур изделия;
Выпилить детали соединения;
Обработать детали изделия шлифовальной шкуркой.
Текущий инструктаж.
Учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения обучающимися приёмов работ, соблюдением правил безопасности труда и т.п.
В местах резкого поворота линий заготовку необходимо плавно поворачивать, не прекращая движения лобзиком.
Заключительная часть.
Обучающиеся оценивают и сравнивают свои работы. Учитель комментирует допущенные в процессе работы ошибки. Проводится уборка рабочих мест и помещения мастерской.
Рефлексия.
Ребята, подумайте и продолжите фразы….:
Сегодня на уроке я научился…..
Теперь я могу…..
Мне понравилось….