Родителям
Уважаемые родители!
Здесь находится информация для Вас!
Первый раз – в первый класс.
Советы родителям.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни.1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей. Мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Когда же начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Важно, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Для вас, заботливые родители, я создала эту статью, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, во многом зависит вся последующая школьная жизнь ребёнка.
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?
1) Организуйте распорядок дня:
- стабильный режим дня;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться
- Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности
- Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка
- Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы: дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, рассвет, закат.
- Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
- Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
- Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
- Составляйте рассказы по картинкам.
- Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
- Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова, имеющие определённый звук.
- Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
- Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
- Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
- Научите определять положение предметов на плоскости. Ребёнок должен знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
- Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой ребёнка! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
- Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Готовность ребёнка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители должны заблаговременно позаботиться о развитии речи, мышления, памяти и мелкой моторики ребёнка.
Общие знания. Осведомлённость в разных областях.
Ребёнок, поступающий в первый класс должен иметь некоторые представления о себе и окружающем мире. Он должен знать:
- свое имя, отчество и фамилию;
- дату своего рождения, количество лет;
- домашний адрес;
- имя, отчество и фамилию своих родителей, место работы;
- имя, отчество и фамилию близких родственников (братьев, сестёр);
- название страны и города, в котором живёт;
- название времён года, их последовательность, основные приметы;
- цвета и их оттенки;
- диких и домашних животных и их детёнышей;
- зимующих и перелётных птиц;
- овощи, фрукты, ягоды;
- хвойные и лиственные деревья, цветы, травы и грибы нашего края;
- наземный, воздушный и водный транспорт;
- одежду, обувь, головные уборы;
- мебель, посуду, электроприборы.
Иными словами ребёнок должен ориентироваться во времени, пространстве и своём ближайшем окружении.
Внимание, память, мышление
Все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определённого уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему первокласснику необходимо уметь:
- определённое время работать, сосредоточившись на задании;
- внимательно, не отвлекаясь слушать взрослого 30-35 минут;
- запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
Моторика
Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь:
- правильно держать ручку, карандаш;
- пользоваться ножницами (вырезать по контуру различные фигуры);
- рисовать, лепить;
- владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
Речь:
Ребёнок, проступающий в первый класс должен уметь:
- чётко произносить все звуки;
- грамотно строить предложения из 3-4 слов;
- составлять рассказы по картинке (серии картинок);
- находить слова с определённым звуком;
- определять количество о последовательность звуков в словах;
- различать гласные и согласные звуки;
- вычленять слова из предложения,
- делить слова на слоги;
- рассказывать истории из своей жизни;
- последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
- отвечать на вопросы по прослушанному произведению.
Математические представления:
Будущий первоклассник должен знать и уметь:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9, знаки +,- , =;
- названия месяцев, последовательность дней недели;
- уметь называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру и число предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
«Портрет» первоклассника, неготового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность. Пусть дома у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.
Подготовка ребенка к школе – сложный и трудный процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится размышлять, сравнивать и логически мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!
Удачи Вам!
ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Я предлагаю вам примерный перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах в течение всего учебного года:
- обернутые в обложки учебники и тетради (в соответствии с расписанием);
- пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, два простых карандаша, цветные карандаши (5-6 цветов), ластик для стирания;
- деревянная линейка длиной 20 см;
- цветные карандаши;
- акварельные краски (гуашь);
- кисти для рисования - «белка», «пони»;
- альбом для рисования;
- палитра (небольшой лист);
- баночка для воды;
- цветная бумага;
- цветной картон;
- ножницы;
- клей ПВА;
- клей - карандаш;
- клеенка;
- пластилин.
КАК ВЫБРАТЬ РУЧКУ И КАРАНДАШ ДЛЯ РЕБЁНКА?
При выборе ручек и карандашей дети обращают внимание на яркий цвет, большое количество разноцветных стержней и различных украшений (подвесок). Но родители должны знать, что писать такими ручками ребёнку трудно: толстый корпус ручки сложно удержать. Использование крупных ручек ведёт к формированию неправильного письма и как следствие к плохому почерку. Кроме того, различные подвески на ручках отвлекают маленького ученика от обучения. По этой же причине не стоит приобретать автоматические ручки. Лучше подобрать для первоклассника обычную шариковую ручку. У некоторых ручек там, где её нужно держать имеется силиконовая накладка.
Из карандашей наиболее удобен твёрдо-мягкий. Он легко стирается и не пачкает руки. Родители должны следить за тем, чтобы карандаши всего были остро заточены. Ручек и карандашей должно быть в пенале как минимум по два. У маленьких учеников они часто теряются или ломаются.