Методическая работа

Костюкова Юлия Сергеевна

Планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми; создание наглядных, дидактических материалов; создание конспектов занятий; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Портфолио дошкольника (шаблон)1.16 МБ
Файл Технологическая карта занятия "Сравним кошку с собакой"29.03 КБ
Файл Технологическая карта занятия "Один, много, ни одного"27.03 КБ
Файл Календарное планирование на неделю (старшая группа)56.77 КБ
Файл Развивающая среда98.75 КБ
Файл Характеристика программ ДОО14.96 КБ
Файл Виды ДОО14.18 КБ
PDF icon Конспект сюжетно-ролевой игры (младшая группа)196.8 КБ
PDF icon Конспект дидактической игры (младшая группа)193.54 КБ
PDF icon План – конспект подвижной игры (младшая группа)275.46 КБ
PDF icon План – конспект игры - драматизации в средней группе «Курочка Ряба»159.32 КБ
PDF icon Конспект игры – драматизации с использованием кукол Би-ба-бо 302.42 КБ
PDF icon Конспект занятия по ручному труду в старшей группе детского сада «Дом, в котором я живу»224.4 КБ
PDF icon Конспект занятия по лепке в средней группе «Повар-кондитер»224.43 КБ
PDF icon Конспект занятия по лепке «Колобок» с элементами пальчиковых игр во второй младшей группе 307.68 КБ
PDF icon Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Ёжик»295.1 КБ
PDF icon Конспект занятия по конструированию из природных материалов в средней группе «Осеннее дерево»261.01 КБ
PDF icon Конспект дидактической игры по ПДД для подготовительной группы «Мы — водители»324.64 КБ
PDF icon Анализ образовательных программ дошкольного образования 417.59 КБ
Файл Перспективный план дня в средней группе20.74 КБ
PDF icon Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Королевы музыки»167.45 КБ
PDF icon Сценарий утренника «Праздник весны и труда» в подготовительной группе 140.14 КБ
PDF icon Конспект музыкального занятия по ритмической гимнастике для подготовительной группы «Наши любимые игрушки»306.98 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Костюкова Юлия Сергеевна

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Тема занятия: «Сравним кошку с собакой»

Возрастная группа: средняя

Цель занятия: Обогащение представлений детей о характерных повадках кошек и собак, их сходствах и отличиях.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Формировать знания о характерных повадках кошек и собак.
  • Формировать и обобщать знания о пользе кошки и собаки для человека.
  • Формировать представления о правилах правильного обращения с домашними питомцами.
  • Учить находить отличия домашних животных от диких.
  • Учить передавать в движениях, жестах повадки животного.
  • Формировать способность самостоятельно действовать и принимать решение.
  • Формировать чувство ответственности за домашних животных.
  • Учить анализировать собственную деятельность.

Развивающие:

  • Расширять знания о кошке и собаке, как о друзьях человека.
  • Развивать умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Развивать, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
  • Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.
  • Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать   гуманное, чуткое, отношение к животным, сопереживать им.
  • Формировать понимание необходимости оказывать помощь животным.
  • воспитывать социальные навыки (забота о своих питомцах, уход за ними).
  • Воспитывать интерес к животным.
  • Выявить нравственную позицию ребенка в его отношении к животным.
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность, трудолюбие. 
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Словарная работа: наши меньшие друзья, домашние питомцы, бездомные животные, будка, конура, кров.

Планируемый результат занятия:

  • Знают основные отличия кошек от собак.
  • С интересом участвуют в познавательной деятельности.
  • Понимают, что о животных необходимо заботиться.
  • Работают по правилу и по образцу, слушают взрослого и выполняют его инструкции.
  • Умеют отличать домашних животных от диких.
  • Умеют взаимодействовать со сверстниками и воспитателем в процессе занятия.
  • Умеют внимательно слушать и обсуждать в пределах своей осведомленности и опыта и самостоятельно делать вывод.
  • Имеют представление о характерных повадках домашних питомцев, и о пользе, которую они приносят.

Подготовительная работа: Рассматривание демонстрационного материала с изображением кошек, собак, их детенышей. Разгадывание загадок, чтение сказок, рассказов о домашних животных: «Сказка о  глупом мышонке»,  В. Сутеев «Котенок по имени Гав», «Три котенка», просмотр мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Кто сказал «мяу»?», дидактические игры: «Животное домашнее или дикое?» «Угадай, кто спрятался?», подвижная игра «Найди свой дом», разучивание движений из физминуток «Кошка», Собака».

Материалы и оборудование: Воздушный шар с двумя закрытыми карточками – загадками (кошка и собака). Образец картинки  «Домик для питомца». Заготовки картинок – раскрасок с изображением будки для собаки, корзины для кошки с запасом (больше, чем детей).  Клей, салфетки, клеенка, вырезанные готовые картинки с изображением кошек и собак с запасом (больше, чем детей).

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

Организует приветствие и сюрпризный момент: загадки на шарике.

Загадывает задки про кошку и собаку.

Проводит беседу. Задает вопросы: «К каким животным относятся кошка с собакой? Почему?», «Какую пользу приносят? «Кто ухаживает за домашними питомцами? ».

Художественное слово (упражнение на эмоционально-психологический настрой).

Сюрпризный момент.

Художественное слово (загадывание загадки).

Вступительная беседа.

Поисковый вопрос.

Устанавливающий вопрос.

Проявляют интерес, включаются в деятельность, выполняют упражнения.

Внимательно слушают, отгадывают загадки, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации (нахождение сходства у кошки и собаки),  формулировка проблемы в доступной форме.

Предлагает посмотреть на картинки и определить, чем же похожи кошка и собака?

Ведёт диалог с детьми, задаёт наводящие вопросы.

Обращает внимание, что помимо того, что они похожи они еще и отличаются друг от друга.

Наглядный показ.

Беседа по актуализации опыта.

Вспомогательные вопросы.

Уточнение.

Ведут диалог с воспитателем: слушают и понимают заданный вопрос и понятно отвечают на него.

Сформированные представления о схожести кошки и собаки.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Формирование представления различий о кошке и собаке, как о домашних, так и о бездомных животных.

Обсуждение, как правильно ухаживать за своими питомцами.

Организует и проводит игру «Волшебное превращение».

Проводит физминутку: «Кошка у окошка».

Проводит физминутку: «Веселая собачка».

Проводит беседу, как ухаживать за животными. Задает вопросы.

Обращает внимание, что не у всех животных есть свой дом.

Игровая образовательная ситуация.

Художественное слово (речевая игра)

Беседа по актуализации опыта.

Определительный вопрос.

Целевой вопрос.

Проблемный вопрос.

Вопрос на осмысление.

Активно участвуют в игре «Волшебное превращение», внимательно слушают, понимают заданный вопрос и согласно правилам  отвечают на него.

Повторяют движения за воспитателем на физминутках.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Уметь отличать, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают кошки и собаки.

Получение нового игрового опыта.

Снятие напряжения.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Вызвать сочувствие и желание помочь бездомным животным, «поселить» их в дом.

Предлагает  выбрать себе питомца, которому хотели бы помочь, и «поселить» (приклеить) в свое жилище.

Показывает образец.

Уточняет, что для кошек необходимо взять? (корзинки, а для собак будки).

Обращает внимание, что домики можно раскрасить.

Помогает, если требуется помощь.

Объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Напоминание.

Уточнение.

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюде

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюде

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюде

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Наблюде

Внимательно слушают и выполняют практическую работу, следуя инструкциям воспитателя (выбирают кошек и собак, раскрашивают будки и корзинки, приклеивают питомцев к их домикам).

Развитие внимания, фантазии, наглядно – образного мышления.

Уметь делать простую аппликацию, пользуясь клеем.

Уметь договариваться

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. Выявление основных компонентов деятельности.

Подводит итоги занятия.

Задает вопросы: «О ком мы с вами говорили? »,  « Что нового вы узнали о кошках и собаках? »,  «Что понравилось?», «Кто нужнее человеку кошка или собака?», «Чем мы помогли сегодня бездомным животным? »

Анализирует выполненные задания.

Хвалит и поощряет  всех детей, в общем,  и каждого поименно за выполненную деятельность.

Читает стихотворение

Организует выставку: «Домик для питомца».

Оценочно – личностный вопрос.

Оценочно – деятельностный вопрос.

Общая оценка.

Индивидуальная оценка.

Напоминание об основных компонентах деятельности.

Художественное слово (стихотворение).

Подводят итоги занятия вместе с воспитателем, отвечают на вопросы.

Вспоминают содержание занятия.

Высказывают свои впечатления. 

Усвоение пройденного материала и подтверждение успешной реализации поставленной цели.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Костюкова Юлия Сергеевна

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Раздел: Формирование элементарных математических представлений.

Тема занятия: «Один, много, ни одного».

Возрастная группа: вторая младшая

Цель занятия: Совершенствование умения детей различать понятия «один» и «много», используя различные анализаторы.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного).
  • Формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
  • Учить отвечать на вопрос «сколько?» словами «один», «много», «ни одного».
  • Формировать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).
  • Учить анализировать собственную деятельность.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте, используя определения высокий, низкий.
  • Развивать зрительно-пространственную ориентировку.
  • Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.
  • Развивать, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к совместной познавательной деятельности.
  • Воспитывать доброту и отзывчивость.
  • Воспитывать желание трудиться, сообща  и самостоятельно.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать интерес к ФЭМП.

Словарная работа: Геометрические фигуры, хвойный лес, лиственный лес, дикие животные.

Планируемый результат занятия:

  • Понимают значение и правильно используют слова «один», «много», «ни одного».
  • Свободно разбираются в понятиях: «широкий – узкий», «высокий – низкий».  
  • Умеют слушать и общаться со взрослым и сверстниками.
  • Умеют различать и называть геометрические фигуры.
  • Умеют определить проблему, выявить способы ее решения.
  • С интересом участвуют в совместной познавательной деятельности.

Подготовительная работа: Рассматривание демонстрационного материала с изображением разного количества  предметов. Обращение внимания детей на форму и количество предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Дидактическая игра «Домики». Игровая ситуация «Найди в группе предмет той же формы», чтение сказок «Репка», «Теремок».

Материалы и оборудование: Большой мягкий конструктор «Геометрические фигуры», руль, игрушка заяц,

фланелеграф, ёлочки из фетра разной высоты на каждого ребенка, корзинка с шишками на каждого ребенка, воздушный шарик с письмом, наклейки – награды с изображением зверей.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

Проводит речевую игру «Наши умные головки», показывает  движения.

Устанавливает зрительный, слуховой контакт.

Организует сюрпризный момент: письмо от Зайки.

Загадывает задку про Зайку

Упражнение на эмоционально-психологический настрой (речевая игра).

Сюрпризный момент.

Художественное слово (загадывание загадки).

Проявляют интерес, включаются в деятельность.

Участвуют в речевой игре.

Внимательно слушают, отгадывают загадку.

Эмоциональная отзывчивость детей на приветствие.

Эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации (на чем отправится в лес, из чего сделать колеса), формулировка проблемы в доступной для детей форме

Ведёт диалог с детьми, задаёт вопросы: «Где живет Зайка?», «А лес находится далеко или близко?», «А вы хотите отправиться в лес, в гости к зайчику?», «Посмотрите, как нас много, на чем мы можем отправиться?» (На автобусе)

Обращает внимание, что у детей только одна геометрическая фигура, предлагает найти остальные, когда все фигуры найдены, предлагает собрать из них автобус и  задаёт вопросы: «Ребята, посмотрите на наш автобус и скажите, сможем мы отправиться на нём в путь?» (У автобуса нет колёс).

Предлагает различные варианты для выхода из проблемной ситуации, задавая наводящие вопросы:  «А из чего же нам можно сделать колёса для нашего автобуса?», «Какие  геометрические фигуры у вас остались?» «Каких много, а какая одна?» (кругов много, квадрат один). «Как вы думаете, из квадрата мы сможем сделать колёса для поезда? Почему?»

Проводит музыкальную игру «Автобус».

Поисковый вопрос.

 Вопрос на актуализацию знаний.

 Вопрос на осмысление.

Проблемная ситуация

Проблемный вопрос.

Уточнение.

Игровая образовательная ситуация

Художественное слово ( музыкальная игра )

Ведут диалог с воспитателем: слушают и понимают заданный вопрос и понятно отвечают на него.

Собирают автобус из геометрических фигур (салон-прямоугольник, окна-квадраты).

Решают из чего сделать колеса.

Участвуют в музыкальной игре.

Выполняют динамические упражнения

Умеют определить проблему, выявить способы ее решения.

Умеют различать и называть геометрические фигуры.

Развивают фантазию.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о понятиях «один», «много».

Закрепление понятий: «широкий – узкий», «высокий – низкий».

Ведет диалог, задает наводящие вопросы: «По какой тропинке мы пойдем?» «Ребята, а что мы можем увидеть много в лесу?»

Предлагает взять каждому по одной елке и расставить их  по высоте от самой низкой, до самой высокой.

Подсказывает, как выполнить задание.

Вопрос:  «Посмотрите, сколько у зайчика шишек?» (много).

Предлагает взять каждому по одной шишке и повесить на ёлку.

Поисковый вопрос.

Вопрос на актуализацию знаний.

Уточнение.

Напоминание.

Демонстрация.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание, следуя инструкциям воспитателя.

С интересом участвуют в совместной познавательной деятельности.

Уметь  раскладывать предметы слева направо от самой низкой ёлки до самой высокой.

Уметь отвечать на вопрос «сколько?»

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

Обобщение полученных знаний

Проводит физминутку «Зайка»

Задает шуточные вопросы от лица Зайчика, побуждающие к мыслительной деятельности.

Проводит игру «Один – много»

Предлагает вернуться в группу.

Художественное слово      ( физминутка ).

Поисковый вопрос.

Игровая ситуация

Участвуют в игре, повторяют движения. Весело отвечают на вопросы.

Участвуют в игре

Проявляют умение слышать других и стремление быть понятым.

Садятся в «автобус», едут в группу.

Эмоциональная отзывчивость детей.

Уметь слушать и общаться со взрослым и сверстниками.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. Выявление основных компонентов деятельности и ее смысл.

Подводит итоги занятия.

Анализирует выполненные задания.

Хвалит и поощряет  всех детей в общем  и каждого поименно за выполненную деятельность.

Дарит детям наклейки с животными.

Общая и индивидуальная оценка.

Напоминание об основных компонентах деятельности.

Подводят итоги занятия вместе с воспитателем, отвечают на вопросы.

Вспоминают содержание занятия.

Высказывают свои впечатления. 

Усвоение пройденного материала и подтверждение успешной реализации поставленной цели.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 – 13.09)

  Группа: старшая группа                                                                 Тема: «Во что я люблю играть»

 Цель: Расширять представления  детей о играх и игрушках их назначении и изготовлении. Знакомство с изготовлением  народной игрушки.                                                                         Итоговое мероприятие: фото выставка «Во что я играю дома»                

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Понедельник – 09.09

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика(к1) Пальчик.гим «Утята»

Беседа:  как ребенок провел выходные дни, учить составлять описательные рассказы. Рассматривание новой игрушки «Строительная машина –экскаватор» ее назначение.

Дид.игры по раз.речи(диагностика) «Назови правильно» «Что за чем», «Как звучит» с Ромой, Кирой, Семой, Елисеем, Женей, Катей

Ситуационный разговор: «Вредные привычки и как от них избавится?»

Рассматривание альбомов и беседа по ним.

Игры в уголке конструирования: строитель «Лего» строим Паркинг для машин, обыгрывание постройки.

Сюж.рол.игра : «Магазин посуды» уточнить разновидность посуды; загадывание загадок; рассматривание альбомов  с посудой Работа в уголке природы, учимся заботиться о растениях. Называем их правильно (Бальзамин, Фикус) . Учимся рассказывать, что необходимо для роста ком. растений Изготовление табличек в уголок природы- названия комнатных цветов

Знакомство родителей с новой темой недели

Папка передвижка: «Правильные игрушки»

« Как подобрать игрушку ребенку что бы не навредить?»

Советы и статьи психолога

Предложить родителям рассказать детям о своих любимых игрушках.(можно нарисовать что бы современному ребенку было понятно о чем идет речь или показать картинки из интернета.)

 

Непосредственно образовательная деятельность

Познание, Коммуникация

Худож. литер.,

Физ.культура., Музыка

здоровье

безопасность Социализа-ция,

09.00-09.25 Коммуникация: коррекционная работа Тема: «Во что я люблю играть» (диагностика) Гласный звук (у) буква У

09.35- 10.00 Познание: Ребенок открывает мир природы. Тема: «Путешествие в лес» цель: знакомство с растительностью леса, пополнения знаний детей. Чтение: Л. Толстой «Дуб и Орешник»»

11.00- 11.25 Физическая культура (на улице) здоровье. (диагностика)

Прогулка:

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдение за работой дворника, назначение его работы, польза его труда. Труд: помочь дворнику собрать листву. Под.и: «Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо»

Индивид. работа: поймай мяч

Труд: уборка мусора на участке

Игры на логику: «Части суток», «Чудо –крестики»  инд. с Семой, Кирой, Кариной, Юлей. Инд раб: учимся прыгать на скакалке с Андреем, Витей, Ритой, Лизой

Ситуативный разговор:  «Как помочь товарищу если он ушибся?» Раз.под.игра: «Первая помощь».

Экспериментируем с водой песком и сахаром.- Что тает и что не тает.? Изготовление поделок детьми из природного материала  «Лесные жители»  Просмотр демонстрационного материала «Игрушки» Сюж.рол. игра «Семья» - учить подбирать предметы и атрибуты для игры.

Работа перед сном

КГН: Гигиена полости рта должна стать потребностью .Выработка навыков личной гигиены. КГ.Н: совершенствование умений  одевания и раздевания в определенной последовательности. Психогимнастика «Улыбнись, не сердись» Чтение худ. лит-ры Д.Зуев «Жизнь леса»

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, (к.1) ходьба по массажным дорожкам. КГН; . Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.

заучивание А. Плещеев. «Осень наступила...»; с Максимом, Лизой, Кирой, Пашей, Ромой

Изготовление мнемосхемы на стихотворение «Осень» Развивать творческое воображение детей

Рассматривание осенних пейзажей и беседа о художниках и писателях прославивших осень. Предложить организовать выставку детских работ из осенних листьев. : Чтение худ. лит-ры «Про Иванушку-дурочка», обр. М. Горького.

Прогулка.

 Прогулка по территории детского сада отметить приметы осени, загадки, приметы, худ.слово.  Под.игры по желанию детей игры соревновательного характера. Хороводные игры «Маланья»  «Пузырь» Труд: сбор игрушек, помощь воспитателю,  в мытье игрушек, протираем и складываем выносные  игрушки.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 –13.09)

Группа: старшая группа                                                           Тема: «Во что я люблю играть»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Вторник – 10.09

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастикак1 Беседа: Расширять представления  детей об осени - первый месяц осени сентябрь – понятие «Ранняя осень». Разучивание  физмин. «Сидели два медведя»

Звуко произношение - у детей: (выявляем нарушения) у Семена, Киры, Юли, Дениса

 Беседа:»Во что я играю дома» учить детей составлять короткие но полные яркие рассказы о себе и о любимых игрушках. Знать их назначение, из чего изготовлены.  

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Работа в уголке природы : делаем поделки из овощей. Предложить организовать выставку детских фантазий. В уголке экспериментирования провести опыты с  магнитом.

Предложить родителям принять активное участие в конкурсе : «Что нам осень принесла?» Изготовить совместно с детьми поделки из овощей и фруктов.

Изготовление книжек – малышек «Моя любимая игрушка».

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Непосредственно образовательная деятельность

Познание, Коммуникация

худож.творч.

Худож. литер.,

Музыка

безопасность Социализа-ция,

09.00 – 09.25 Познание: ФЭМП Тема: «Счет до 5ориентировка в пространстве» Цель: учить считать до 5 (прямой и обратный) ориентировка  в пространстве группы, учимся работать со счетными палочками.

09.35 – 10.00 ХДТ Лепка (Конструирование) Тема: « Фрукты в саду» Цель: развивать сенсорное восприятия у детей, пластику, закрепить различные способы изготовления предметов(разминание, раскатывание, вытягивания, прищипывания..) Т.С. Комарова с. 11 Занятие 1

15.30 – 15.55 Физическая культура (в муз.зале)

Прогулка:

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-,

Труд.

Познание,

Коммуни-,

Чтение х/л,

Худож. тв,

Музыка

Наблюдение за красотой осенних цветов на клумбе, закрепить их названия (георгины, астры, хризантемы) уметь описать их. Дид.игра: «Найди такой же» «Третий лишний»Под.игра  «Кто позвал?» «Найди свое место»

Труд: собираем семена цветов.

Инд.раб по Физо: прыжки в длину и высоту, с продвижение вперед: с Катей, Женей, Степой, Пашей, Ритой

Трудовое поручение: помыть выносные игрушки; протереть и  сложить на место.

Расширять представления  детей об осени - первый месяц осени сентябрь – понятие «Ранняя осень». Составить мнемосхему «Осень» - приметы осени. Изготовить и оформить вместе с деть коробочки  для семян цветов.

Работа перед сном

Питание: привлечение внимание детей к пище, инд.раб по воспитанию навыков культуры еды. Уборка столом, помощь няне.  Самостоятельная деятельность в центрах активности Чтение: А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;     

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, (к.1) ходьба по массажным дорожкам. КГН Кружки;  Чтение: Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

Театральный вечер: показ настольного театра детьми «Три поросенка»

Инд. работа по изодеятельности: закреплять умение правильно заштриховывать. с Владой, Ирой Юлей, Кирой (диагностика)

Психогимнастика «Назови себя ласково». Беседа с детьми «Как я провёл лето в детском саду»

В театральном уголке: Чтение худ. лит-ры «Жихарка», обр. И. Карнауховой.

Театрализованная деятельность: охарактеризовать героев сказки «Жихарка»

Инд. работа по развитию речи: скороговорка на звук «ш» (шла Саша по шоссе и сосала сушку).

Прогулка.

 Наблюдение за разгрузкой питания в ДОУ, (что за транспорт, привез продукты  в д.с, какие виды транспорта вы знаете) Рисуем транспорт. П.и: «Чья команда быстрее?» «Попади в цель» «Прыжки в длину» Классики.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 – 13.09)

Группа: старшая группа                                                           Тема: «Во что я люблю играть»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Среда  - 11.09

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика к.1 У: Дид. игры: «Коробка форм» - различение геометрических фигур; «В магазине игрушек» - количество кукол и машин. «Матрёшка» - распределение по величине

 Самостоятельные строительно-конструктивные игры.

Инд. работа по математике: предложить детям выбрать среди нескольких геометр. фигур ту, котор. соответ-ет образцу воспитателя с Алешей, Катей, Юлей, Катей, Пашей (диагностика)

Ситуативный разговор: «Ребенок один дома» ОБЖ учить рассказывать по картинкам и составлять самостоятельные рассказы; развивать речь детей.

Обогащение предметной –развивающей среды. Пополнить угол дидактических, логических и развивающих игр. Сюж.рол.игра «Ветеринарная клиника». «Школа Айболитая» Составления альбома «Игрушки в группе» Изготовление игрушек из бросового материала, выставка дет.работ. Беседа: «Игрушки наших родителей»

 Беседуем с мамой и бабушкой» Расскажи мне про свои игрушки»

Папка – передвижка 1. «Возникновение и развитие детской игры»

 2. «100идей и 100 затей для заботливых мам и детей»

 Предложить создать семейный проект на тему «Мамины и бабушкины игрушки»

Предложить игровые образовательные программы.

Предложить родителям организовать выставку рисунков детей по теме недели «Рассказы о народной игрушке»

Непосредственно образовательная деятельность

Познание, Коммуникация

Безопас-ность, Музыка

здоровье

безопасность Социализа-ция,

09.00 – 09.25 Социализация: Предметный мир Тема: «Как делают игрушки?» Беседа, рассказ воспитателя

09.35 – 10.00 Мир музыки (диагностика) развиваем песенное мастерство, умения слушать двигаться под музыку

Прогулка

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Физ.культура. Музыка

Наблюдение за насекомыми, их стало меньше, пояснить почему; куда исчезли. Предложить поискать их на участке. Под.и.: «Пузырь», «Ручеек»

Труд: сбор листьев клена и дуба для поделок

Инд.раб: метание мешочков в даль, в цель; развиваем глазомер, ловкость, силу с Пашей, , Елисеем, Ромой, Димой, Фадеем.  

Д.и: «Животные леса» -  развитие ассоциативного мышления. «Рыбалка»  развитие пространственного мышления

Устроить вернисаж и детских работ и поделок в уголке ИЗО На тему «Золотая осень» Выставить в уголке книги портреты писателей и художников писавших про Осень Д.игра «Назови правильно художника и Писателя и  покажи его работы» Рассматривание альбома «Народные промыслы»

Работа перед сном

КГН: Дежурство по столовой, учимся сервировке столов. Учить называть меню. Воспитывать   у детей заботливое и бережного отношения к своему здоровью.  Чтение перед сном: Путешествие в сказку Г. X. Андерсена "Гадкий утенок"

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, (к.1) ходьба по массажным дорожкам. Гимнастика для глах. Артикуляционная гимнастика КГН;

.Чтение: «Торопыга на дороге» беседа по прочитанному

Инд.раб по метанию мешочков правой и левой рукой в цель с , Ирой, Денисом, Семой, Ритой(диагностика)

Ситуат.разговор: по ОБЖ «Лекарства их опасность, вред и самолечение» «Народные средства от простуды»

Дежурство в уголке природы, уход за  растениями, учимся называть комнатные цветы, зарисовка что требуется данному растению. Сюж.рол.игра: «Салон красоты» «Я – стилист» Подготовить атрибутику к игре.

Прогулка.

Беседа о приметах осени: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, о приспособленности растений к изменениям в природе и о явлениях природы. Труд: уборка мусора на участке Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо»

Индивид. работа: поймай мяч Мал. подв. игры: «Подбрось-поймай»; « Найди, где спрятано» Индивид. работа: учимся собирать игрушки (Семен, Елисей, Денис)

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –10.09 – 14.09)

Группа: старшая группа                                                           Тема: «Во что я люблю играть»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверг – 12.09

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика. к1 Игра : «Хорошо -плохо», «Кто где живет?»,  Разучивание физминутки: «Ванечка пригожий» Наблюдение за комнатными цветами, рыхлить почву, полить, протереть листья.

Учим играть в игры Воскобовича «Чудо –соты», «Счетовозик», «Плюх-плюх» Андрея, Сему, Иру

Дид. игры: «Чей хвост» - развитие речи, наблюдательности; «Кто в домике живет» - классификация предметов, знания об окружающем мире; «Лото » - развитие воображения, классификация.

Обогащение предметной –развивающей среды. Пополнить атрибутикой игру «Магазин игрушек»уметь самостоятельно распределять роли. Работа в уголке книги «Книжкина больница» отобрать и отремонтировать книги. Чтение худ. лит-ры «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - продолжать работу по развитию сюжета, учить распределять роли.

Предложить родителям 1.сшить для  уголка ряжанья ширму- шторку.

2Сшить

одежду продавцам  к с.р.игре -                      « Супермаркет» изготовить атрибуты к игре (кассу, деньги, кредитки, товар) вместе с детьми

3.Сшить новые фартуки и косынки для дежурства по столовой

Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Рассказать о сайте, предложить интересную информацию

Индивидуальные рекомендации логопеда родителям (по запросу)

Информационный лис медсестры: «Профилактические прививки»

Непосредственно образовательная деятельность

Познание, Коммуникация чтение х/л

Худож. литер.,

, Музыка

Социализа-ция,

09.15 – 09.40 ХДТ Рисование. Тема: «Осень»  (нетр.техн. способом печати на листочках 3 деревьев.)          Цель: учимся называть, распознавать, описывать 3 вида деревьев, наносить краску на весь лист, печатать прижимая ладонью, развиваем у детей творческое воображение

09.50 -10.15 Коммуникация: коррекционное. (диагностика)

10.25 – 10.50 Безопасность /Физическая культура.

Прогулка:

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдение за улетающими птицами.(подготовка к отлету, сбор в стаи) Почему птицы улетают, учить делать умозаключения. Изготовление птиц способом оригами. П.и: «Огуречик, огуречик» «Лохматый пёс»

Индивид. работа: кто дальше бросит.

Учимся прыгать на скакалке и крутить обруч с Семой, Ирой, Денисом, Кирой, Катей, Лизой, Пашей, Степой

Беседа «Начало осени»;

Рассматривание иллюстраций об осени (сравнительный анализ);

Учимся рисовать по клеточкам с Андреем, Федей, Женей, Лизой, Ромой

Экспериментальная деятельность: «Воздух вокруг нас» см.О.Дыбина. Самостоятельная театрализованная деятельность. Самостоятельная деятельность по желанию детей (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; свободное рисование, лепка, конструирование

Работа перед сном

КГН закрепить ранее полученные навыки. Культура поведения за столом: продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами. Чтение худ лит: Н.Некрасов «Славная осень» Беседа: «Как  лето с осенью встречаются?» Разучить поговорку: «В сентябре прохладно да сытно» Засыпаем по музыкальное сопровождение

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, Дыхательная гимнастика Пал.и Артик.гим; КГН; Дид. игры: «Найди животное» - развитие логического мышления; «Почемучка» - экологические знания; мозаика

Звуковая культ.речи: произносим звонкие и гл. согласные, подбирать короткие слова с Машей, Мишей, Златой, Дашей

Загадывание загадок про осень. Рассматривание мнемосхемы последовательности сервировки стола. Беседа.

Хозяйственно-бытовой труд «Мытьё игрушек» - воспитывать желание трудиться. С.р.и: «Мастерская по ремонту сломанных игрушек» Чтение худ. лит-ры ры «Лисята», Е. Чарушин. Строительно-конструктивная игра «Построим гараж» (использовать строительный материал деревянный и пластмассовый) Д.и: «Путешественник» Развитие образного мышления;

Прогулка.

 Наблюдение за  общим состоянием природы. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы Под.Игры «Будь внимателен», Подвижная игра «Солнышко и дождик» ;  Труд: уборка от листьев и веток. Не забываем убирать игрушки

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 – 13.09)

Группа: старшая группа                                                           Тема: «Во что я люблю играть»

Группа: подготовительная  группа                                               Тема: День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница –13.09

Утро:

физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож.творч.

музыка

Утренняя гимнастика. к1

Беседа:«Народные игрушки»,«Твои любимые игрушки» Настольно-печатная игра «Найди свое место физкультминутка «Падают листья» КГН: закрепляем полученные навыки

Лото «Деревья»;

Инд. работа по математике: предложить сравнить длину прицепов у машин (длину вагончиков у поезда) способом приложения.

Составление творческого рассказа тема:

« Какие народные промыслы Вы знаете?- расскажи» с Валей. Сашей, Катей, Мишей 

Проектная деятельность: «Как книга стала книгой»

Строительная игра «Домик лесника»;

Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев».

Игры по ПДД «Регулировщик», «Правила дорожного движения»

Папка –передвижка:

«Осень» О чем можно побеседовать с ребенком.

 

Порекомендовать родителям художественную литературу для чтения детям.

Рекомендации Логопеда : (индивидуально)


Советы психолога:

Как научить ребенка слушаться?

 "Хотим, чтобы рос умным" или развитие мышления с рождения до школы .

«Умная Копилка»- Учим вместе с детьми:

 пословицы, скороговорки поговорки;

Непосредственно образовательная деятельность

Познание,

худож.творч.

Худож. литер.,

Физ.культура. Музыка

09.00 -09 25 Художественная литература. Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»    Цель: дать представления о композиции сказки, развивать речевые умения, обучать навыкам пересказа.

09.35 -10.00 Музыка (диагностика)

Прогулка:

Физич.

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Труд.

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л,

Худож. творчество,

Музыка

Наблюдение за осенними деревьями «Узнай дерево»;

Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Что растет в лесу», «Придумай сам», «Кто где живет», «Найди дерево по семенам»,

Спортивное развлечение «Веселые старты» между старшей и подготовительной группами. Со спорт инвентарем

П.и по желанию детей. Труд: помощь воспитателю

Исследовательская деятельность «Что нужно дереву», «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»; с Ромой, Ирой, Семой, Витей

Денисом

Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

Музыка – А. С. Чайковский «Осень» (альбом «времена года»)прослушивание

Расширять представления о золотой осени,

физкультминутка «Падают листья»

Рассматривание фотоиллюстраций «Бабушкины игрушки» Сбор листьев разных деревьев для  гербария;

 Составление композиций из осенних листьев, плодов, веток, коряг, спилов деревьев;

Украшение группу: «Осенний переполох» букетами, гирляндами из листьев разных деревьев. Самостоятельные строительно-конструктивные игры. «Построим сундук с кладом для Незнайки»

Работа перед сном

КГН: Рассматривание фотоиллюстраций, репродукций картин художников; Чтение: «Осень в лесу» «Осенью» М. Волошин Чтение  перед сном : К. Ушинский «Бодливая корова».

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, .Дыхательная гимнастика. Упр.у кроватки. Осаны. гимнастика пальчиковая . КГН; Чтение и заучивание: – стих-е «Листопад, листопад…»

.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства с Катей, Семой, Денисом, Ритой

Продолжаем знакомство с играми Воскобовича, развивающие логику и воображение.

Составление осенних композиций;

Цветные отпечатки листьев; Изготовление венка из осенних листьев .Работа в театральном уголке –постановка спектакля по сказке «Кот петух и лиса» показ спектакля малышам.

Прогулка.

 Наблюдения за деревьями, что изменилось. Упражнение «Если бы я был деревом» (эмпатия)  Игры с листьями «Как называется лес из берез, осин, кленов, сосен?» Исследовательская деятельность «Что нужно дереву», «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»; Под.и: «Листопад»  «Хороводная»Труд: помощь воспитателю.  



Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

           Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

            Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

            Развивающая предметно-пространственная среда  (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности,  роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

          Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).  

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

          Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

          Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  • Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

           Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Организация предметно-развивающей среды в ДОО

Создание развивающей предметно - пространственной среды в ДОО

Качество дошкольного образования определяется организационно-педагогическими условиями, среди которых построение развивающей предметно-пространственной среды является важным и значимым.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая развитие ребенка.

Современная педагогика ориентирована на предоставление личности ребенка свободы и огромного «поля» самодеятельности, где общение с воспитателем строится на позитивных, личностно равноправных началах.

Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта, так как всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.

Выделяют основные функции предметно-развивающей среды для взрослых и детей.

Функции предметно-развивающей среды

Для детей

  • Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
  • Ориентировка в окружающем.
  • Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия
  • со взрослыми и сверстниками.
  • Источник становления субъектного опыта ребенка.
  • Развитие инициативы, воображения, творчества.
  • Условие для развития всех специфических детских видов
  • деятельности.
  • Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.

Для взрослых

  • Реализация содержания образовательной программы.
  • Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного
  • развития ребенка до школы.
  • Организация деятельности детей.
  • Влияние на воспитательный процесс.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса – педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо:

  • учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
  • систематически проводить анализ состояния предметно- развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.

Основными направлениями преобразования предметно-пространственной среды в группах детского сада должны быть: отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста, обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей.

В практике работы ДОО часто возникает проблема оптимизации состава предметной игровой среды, которая рассматривается как важнейшая составляющая предметно-развивающей среды ДОО.

В ФГОС дошкольного образования говорится о необходимости оптимизации образовательного процесса и формирования содержательно- насыщенной предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Это положение впрямую относится и к предметной игровой среде.

ФГОС ДО. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации.

Во ФГОС ДО в п. 3.3 сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря разовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

           Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4.Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции их интересов.

При организации развивающих предметно-пространственных сред воспитателям важно знать, как формировались основные позиции, требования к этому направлению деятельности.

Технология проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая– 30 % помещения

2 - активная50 % помещения

3 - спокойная – 20 % помещения

hello_html_m723def51.jpg

hello_html_mfc053d9.png- Пространство зон

- собственные границы зон- вдоль стен, наглухо закрепленных шкафов, стеллажей.Прямоугольник 1

hello_html_m1abbf166.png- подвижные границы между зонами (места хранения материалов) – перемещающиеся стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули.

Технология проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО (Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.)

Данный алгоритм проектирования развивающей предметно- пространственной среды представляет систему действий, осуществляемых в определённой последовательности и сочетании, технологические шаги которой соответствуют этапам, выделенным в концептуальной модели организации развивающей среды.

Технологический цикл включает в себя следующие технологические шаги.

1-й шаг. Формулировка цели и задач. Для этого необходимо проанализировать образовательную программу своей группы. Формулирование задач помогает определить приоритетные направления развития ребёнка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.

2-й шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:

  • учебно-методические пособия, необходимые для работы;
  • игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
  • специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.).

3-й шаг. Затем составить список дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространственной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходимости и

материальных возможностей).

4-й шаг. Определить пространственное оборудование в группе и дополнительных помещениях, придерживаясь принципа нежёсткого центрирования.

5-й шаг. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить их игровыми материалами, необходимыми в первые 2–3 месяца работы.

6-й шаг. Изучить интересы, предпочтения, особенности детей группы (беседа, анкетирование детей и родителей) и внести коррективы в предметно-развивающую среду с учётом полученной информации и имеющихся

возможностей. Здесь можно и нужно привлекать детей.

7-й шаг. Продумать последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов.

Таким образом:

  • проектирование развивающей предметно - пространственной среды предполагает опору на личностно ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми;
  • предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определённому возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а также основным принципам проектно-дизайнерской культуры.

Показатели развивающей направленности предметной среды

  • Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
  • Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
  • Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня.
  • Отсутствие частых конфликтов между детьми.
  • Спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим.

Предметное окружение должно включать следующие характеристики:

  • соответствие программе;
  • соответствие предметов, игрушек, пособий уровню современного мира;
  • способность предметов нести информацию и стимулировать поиск;
  • социокультурное окружение как параметр моделирования среды даёт возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.



Предварительный просмотр:

Характеристика программ ДОО

Название программы,авторы, составители

Возрастные характеристики

Особенность и характеристика программы

Программа «Детство»
         

(под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович)

состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (3—4-й годы жизни), средний (5-й год жизни) и старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни)

обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. «Чувствовать — Познавать — Творить», Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

«Программа воспитания и обучение в детском саду»                      

(под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.)

ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы); средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа); старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Программа строится на принципе культуросообразности. Представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

(авторы О.Л. Князева и М.Д. Маханева)

Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет.

Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре, способствует формированию у детей личностной культуры, приобщает их к богатому культурному наследию русского народа.

Программа «Радуга»  

(авторы Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.)

от 2 до 4 лет — целенаправленная деятельность, от 4 до 5 — переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет — произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе — создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности. Содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир

Программа «Одаренный ребенок»

(авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М. Дьяченко)

Программа предназначена для работы с одаренными детьми 6— 7 лет (в течение двух лет)

Программа  развивает умственные и художественные способности детей, совершенствует творческие способности. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.



Предварительный просмотр:

Виды дошкольных образовательных оганизаций

Вид дошкольной образовательной организации

Краткая характеристика

 Детский сад

 Самый распространенный и популярный вид дошкольных образовательных организаций. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят, играют, занимаются, учатся, едят.

 Детский сад общеразвивающего вида

Это детские организации с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Детский сад компенсирующего вида

Это детские организации с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В них принимаются дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т.д. Здесь созданы особые условия и работают специально обученные педагоги и медики. Также важным моментом является то, что в таких садах работают консультационные пункты для родителей.

Детский сад присмотра и оздоровления

Это детские организации с приоритетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур

Детский сад комбинированного вида

Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных.

Центр развития ребенка

Такое учреждение направлено на всесторонне развитие и раскрытие талантов и способностей ребенка. Здесь находятся игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми, нередко используются нетрадиционные программы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Перспективный план дня в средней группе

Месяц: Январь 4 неделя

Тема дня: «Мебель»

Цель: дать обобщающее понятие «мебель», познакомить с классификацией мебели по назначению

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Режимные моменты

Вид  деятельности

Направления развития

Утренний  прием

Утро 

Утренняя гимнастика   

«Возьмём в руки молоток и построим теремок» Цель: учить детей согласованно выполнять движения по заданию водящего. Развивать творчество в двигательной деятельности, выразительность движений. Способствовать формированию правильной осанки.

Культурно – гигиенические процедуры 

Цель: формирование навыков личной гигиены

социально-коммуникативное развитие;

физическое развитие

познание;

речевое развитие

Завтрак

Цель:   создание благожелательной обстановки  во время приема пищи.

социально-коммуникативное развитие;

физическое развитие

познание

речевое развитие;

ООД

Основная  образовательная деятельность

Речевое развитие. социально-коммуникативное развитие.

9.00 – 9.15

Тема:  Рассказывание  детям сказки «О веселой семейке мебели» 

Цель:  развивать слуховое внимание, закреплять названия предметов мебели.

Продуктивная деятельность: подготовка материала для изготовления мебели для кукол.

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познание,

ООД

Основная  образовательная деятельность

Музыка  9.30 -9.45

Слушание музыкальных произведений. «Музыкальная шкатулочка» (музыка С. Майкапара).

Задачи. Развивать звуковысотный и тембровый слух детей, расширять словарь.

художественно-эстетическое развитие, познание,

речевое развитие

Прогулка

Трудовая деятельность «Ремонтируем» снежные постройки». Цель: формировать у детей бережное отношение к результатам своего труда, предметам, выполненным их товарищами, учить восстанавливать снежные постройки.

Игра: «Метание снежков в корзину». Цель: учить детей выполнять метание предметов в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 метра, формировать и совершенствовать двигательные навыки, способствовать оздоровлению детей.

Самостоятельная деятельность: Игры по интересам на участке – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.

социально-коммуникативное развитие;

физическое развитие

познание

речевое развитие;

2 половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.     

Закаливание.

Ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья»

С/р игра «Семья». Цель: используя метод косвенного руководства, предлагать детям обыграть различные ситуации, события, совершенствовать умение детей объединяться в игре.

Д/и «Узнай по описанию, что за предмет мебели» Цель: развивать логическое мышление, речь, память.

Отгадывание загадок о мебели; рассматривание картинок с изображением мебели; игры на формирование мелкой моторики.

социально-коммуникативное развитие;

физическое развитие

познание

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие

Прогулка

2- я половина дня

Наблюдение за работой дворника. Цель: формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; - воспитывать уважение к людям труда; - развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника).

Игра на развитие мелкой моторики рук «Снежок» Цель: вызвать у детей радостное настроение, желание повторить игру несколько раз.

Трудовое поручение: помочь воспитателю очисть снег с веранды .Цель: совершенствовать трудовые умения.

П/и. «Лохматый пес» Цель: Повышение двигательной активности.

Самостоятельная деятельность: Игры по интересам на участке – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие;

познание

коммуникативное развитие;

физическое развитие

познание

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: