Методическая работа
Планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми; создание наглядных, дидактических материалов; создание конспектов занятий; обобщение «собственного» опыта работы по направлениям профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Костюкова Юлия Сергеевна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Тема занятия: «Сравним кошку с собакой»
Возрастная группа: средняя
Цель занятия: Обогащение представлений детей о характерных повадках кошек и собак, их сходствах и отличиях.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Формировать знания о характерных повадках кошек и собак.
- Формировать и обобщать знания о пользе кошки и собаки для человека.
- Формировать представления о правилах правильного обращения с домашними питомцами.
- Учить находить отличия домашних животных от диких.
- Учить передавать в движениях, жестах повадки животного.
- Формировать способность самостоятельно действовать и принимать решение.
- Формировать чувство ответственности за домашних животных.
- Учить анализировать собственную деятельность.
Развивающие:
- Расширять знания о кошке и собаке, как о друзьях человека.
- Развивать умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Развивать, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать гуманное, чуткое, отношение к животным, сопереживать им.
- Формировать понимание необходимости оказывать помощь животным.
- воспитывать социальные навыки (забота о своих питомцах, уход за ними).
- Воспитывать интерес к животным.
- Выявить нравственную позицию ребенка в его отношении к животным.
- Воспитывать наблюдательность, любознательность, трудолюбие.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Словарная работа: наши меньшие друзья, домашние питомцы, бездомные животные, будка, конура, кров.
Планируемый результат занятия:
- Знают основные отличия кошек от собак.
- С интересом участвуют в познавательной деятельности.
- Понимают, что о животных необходимо заботиться.
- Работают по правилу и по образцу, слушают взрослого и выполняют его инструкции.
- Умеют отличать домашних животных от диких.
- Умеют взаимодействовать со сверстниками и воспитателем в процессе занятия.
- Умеют внимательно слушать и обсуждать в пределах своей осведомленности и опыта и самостоятельно делать вывод.
- Имеют представление о характерных повадках домашних питомцев, и о пользе, которую они приносят.
Подготовительная работа: Рассматривание демонстрационного материала с изображением кошек, собак, их детенышей. Разгадывание загадок, чтение сказок, рассказов о домашних животных: «Сказка о глупом мышонке», В. Сутеев «Котенок по имени Гав», «Три котенка», просмотр мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Кто сказал «мяу»?», дидактические игры: «Животное домашнее или дикое?» «Угадай, кто спрятался?», подвижная игра «Найди свой дом», разучивание движений из физминуток «Кошка», Собака».
Материалы и оборудование: Воздушный шар с двумя закрытыми карточками – загадками (кошка и собака). Образец картинки «Домик для питомца». Заготовки картинок – раскрасок с изображением будки для собаки, корзины для кошки с запасом (больше, чем детей). Клей, салфетки, клеенка, вырезанные готовые картинки с изображением кошек и собак с запасом (больше, чем детей).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |||
1. | Организационно – мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. | Организует приветствие и сюрпризный момент: загадки на шарике. Загадывает задки про кошку и собаку. Проводит беседу. Задает вопросы: «К каким животным относятся кошка с собакой? Почему?», «Какую пользу приносят? «Кто ухаживает за домашними питомцами? ». | Художественное слово (упражнение на эмоционально-психологический настрой). Сюрпризный момент. Художественное слово (загадывание загадки). Вступительная беседа. Поисковый вопрос. Устанавливающий вопрос. | Проявляют интерес, включаются в деятельность, выполняют упражнения. Внимательно слушают, отгадывают загадки, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. | Эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности. | |||
2. | Основной этап | ||||||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации (нахождение сходства у кошки и собаки), формулировка проблемы в доступной форме. | Предлагает посмотреть на картинки и определить, чем же похожи кошка и собака? Ведёт диалог с детьми, задаёт наводящие вопросы. Обращает внимание, что помимо того, что они похожи они еще и отличаются друг от друга. | Наглядный показ. Беседа по актуализации опыта. Вспомогательные вопросы. Уточнение. | Ведут диалог с воспитателем: слушают и понимают заданный вопрос и понятно отвечают на него. | Сформированные представления о схожести кошки и собаки. | |||
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Формирование представления различий о кошке и собаке, как о домашних, так и о бездомных животных. Обсуждение, как правильно ухаживать за своими питомцами. | Организует и проводит игру «Волшебное превращение». Проводит физминутку: «Кошка у окошка». Проводит физминутку: «Веселая собачка». Проводит беседу, как ухаживать за животными. Задает вопросы. Обращает внимание, что не у всех животных есть свой дом. | Игровая образовательная ситуация. Художественное слово (речевая игра) Беседа по актуализации опыта. Определительный вопрос. Целевой вопрос. Проблемный вопрос. Вопрос на осмысление. | Активно участвуют в игре «Волшебное превращение», внимательно слушают, понимают заданный вопрос и согласно правилам отвечают на него. Повторяют движения за воспитателем на физминутках. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Уметь отличать, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают кошки и собаки. Получение нового игрового опыта. Снятие напряжения. | |||
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы. Вызвать сочувствие и желание помочь бездомным животным, «поселить» их в дом. | Предлагает выбрать себе питомца, которому хотели бы помочь, и «поселить» (приклеить) в свое жилище. Показывает образец. Уточняет, что для кошек необходимо взять? (корзинки, а для собак будки). Обращает внимание, что домики можно раскрасить. Помогает, если требуется помощь. | Объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Напоминание. Уточнение. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюде Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюде Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюде Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюде | Внимательно слушают и выполняют практическую работу, следуя инструкциям воспитателя (выбирают кошек и собак, раскрашивают будки и корзинки, приклеивают питомцев к их домикам). | Развитие внимания, фантазии, наглядно – образного мышления. Уметь делать простую аппликацию, пользуясь клеем. Уметь договариваться | |||
3. | Заключительный этап | Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. Выявление основных компонентов деятельности. | Подводит итоги занятия. Задает вопросы: «О ком мы с вами говорили? », « Что нового вы узнали о кошках и собаках? », «Что понравилось?», «Кто нужнее человеку кошка или собака?», «Чем мы помогли сегодня бездомным животным? » Анализирует выполненные задания. Хвалит и поощряет всех детей, в общем, и каждого поименно за выполненную деятельность. Читает стихотворение Организует выставку: «Домик для питомца». | Оценочно – личностный вопрос. Оценочно – деятельностный вопрос. Общая оценка. Индивидуальная оценка. Напоминание об основных компонентах деятельности. Художественное слово (стихотворение). | Подводят итоги занятия вместе с воспитателем, отвечают на вопросы. Вспоминают содержание занятия. Высказывают свои впечатления. | Усвоение пройденного материала и подтверждение успешной реализации поставленной цели. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Костюкова Юлия Сергеевна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Раздел: Формирование элементарных математических представлений.
Тема занятия: «Один, много, ни одного».
Возрастная группа: вторая младшая
Цель занятия: Совершенствование умения детей различать понятия «один» и «много», используя различные анализаторы.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного).
- Формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет.
- Учить отвечать на вопрос «сколько?» словами «один», «много», «ни одного».
- Формировать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).
- Учить анализировать собственную деятельность.
Развивающие:
- Совершенствовать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте, используя определения высокий, низкий.
- Развивать зрительно-пространственную ориентировку.
- Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.
- Развивать, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к совместной познавательной деятельности.
- Воспитывать доброту и отзывчивость.
- Воспитывать желание трудиться, сообща и самостоятельно.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к ФЭМП.
Словарная работа: Геометрические фигуры, хвойный лес, лиственный лес, дикие животные.
Планируемый результат занятия:
- Понимают значение и правильно используют слова «один», «много», «ни одного».
- Свободно разбираются в понятиях: «широкий – узкий», «высокий – низкий».
- Умеют слушать и общаться со взрослым и сверстниками.
- Умеют различать и называть геометрические фигуры.
- Умеют определить проблему, выявить способы ее решения.
- С интересом участвуют в совместной познавательной деятельности.
Подготовительная работа: Рассматривание демонстрационного материала с изображением разного количества предметов. Обращение внимания детей на форму и количество предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни. Дидактическая игра «Домики». Игровая ситуация «Найди в группе предмет той же формы», чтение сказок «Репка», «Теремок».
Материалы и оборудование: Большой мягкий конструктор «Геометрические фигуры», руль, игрушка заяц,
фланелеграф, ёлочки из фетра разной высоты на каждого ребенка, корзинка с шишками на каждого ребенка, воздушный шарик с письмом, наклейки – награды с изображением зверей.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | ||||
1. | Организационно – мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. | Проводит речевую игру «Наши умные головки», показывает движения. Устанавливает зрительный, слуховой контакт. Организует сюрпризный момент: письмо от Зайки. Загадывает задку про Зайку | Упражнение на эмоционально-психологический настрой (речевая игра). Сюрпризный момент. Художественное слово (загадывание загадки). | Проявляют интерес, включаются в деятельность. Участвуют в речевой игре. Внимательно слушают, отгадывают загадку. | Эмоциональная отзывчивость детей на приветствие. Эмоциональный настрой и мотивационная готовность к участию в совместной деятельности. | ||||
2. | Основной этап | |||||||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации (на чем отправится в лес, из чего сделать колеса), формулировка проблемы в доступной для детей форме | Ведёт диалог с детьми, задаёт вопросы: «Где живет Зайка?», «А лес находится далеко или близко?», «А вы хотите отправиться в лес, в гости к зайчику?», «Посмотрите, как нас много, на чем мы можем отправиться?» (На автобусе) Обращает внимание, что у детей только одна геометрическая фигура, предлагает найти остальные, когда все фигуры найдены, предлагает собрать из них автобус и задаёт вопросы: «Ребята, посмотрите на наш автобус и скажите, сможем мы отправиться на нём в путь?» (У автобуса нет колёс). Предлагает различные варианты для выхода из проблемной ситуации, задавая наводящие вопросы: «А из чего же нам можно сделать колёса для нашего автобуса?», «Какие геометрические фигуры у вас остались?» «Каких много, а какая одна?» (кругов много, квадрат один). «Как вы думаете, из квадрата мы сможем сделать колёса для поезда? Почему?» Проводит музыкальную игру «Автобус». | Поисковый вопрос. Вопрос на актуализацию знаний. Вопрос на осмысление. Проблемная ситуация Проблемный вопрос. Уточнение. Игровая образовательная ситуация Художественное слово ( музыкальная игра ) | Ведут диалог с воспитателем: слушают и понимают заданный вопрос и понятно отвечают на него. Собирают автобус из геометрических фигур (салон-прямоугольник, окна-квадраты). Решают из чего сделать колеса. Участвуют в музыкальной игре. Выполняют динамические упражнения | Умеют определить проблему, выявить способы ее решения. Умеют различать и называть геометрические фигуры. Развивают фантазию. | ||||
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение определенного объема знаний и представлений о понятиях «один», «много». Закрепление понятий: «широкий – узкий», «высокий – низкий». | Ведет диалог, задает наводящие вопросы: «По какой тропинке мы пойдем?» «Ребята, а что мы можем увидеть много в лесу?» Предлагает взять каждому по одной елке и расставить их по высоте от самой низкой, до самой высокой. Подсказывает, как выполнить задание. Вопрос: «Посмотрите, сколько у зайчика шишек?» (много). Предлагает взять каждому по одной шишке и повесить на ёлку. | Поисковый вопрос. Вопрос на актуализацию знаний. Уточнение. Напоминание. Демонстрация. | Отвечают на вопросы. Выполняют задание, следуя инструкциям воспитателя. С интересом участвуют в совместной познавательной деятельности. | Уметь раскладывать предметы слева направо от самой низкой ёлки до самой высокой. Уметь отвечать на вопрос «сколько?» | ||||
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы. Обобщение полученных знаний | Проводит физминутку «Зайка» Задает шуточные вопросы от лица Зайчика, побуждающие к мыслительной деятельности. Проводит игру «Один – много» Предлагает вернуться в группу. | Художественное слово ( физминутка ). Поисковый вопрос. Игровая ситуация | Участвуют в игре, повторяют движения. Весело отвечают на вопросы. Участвуют в игре Проявляют умение слышать других и стремление быть понятым. Садятся в «автобус», едут в группу. | Эмоциональная отзывчивость детей. Уметь слушать и общаться со взрослым и сверстниками. | ||||
3. | Заключительный этап | Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. Выявление основных компонентов деятельности и ее смысл. | Подводит итоги занятия. Анализирует выполненные задания. Хвалит и поощряет всех детей в общем и каждого поименно за выполненную деятельность. Дарит детям наклейки с животными. | Общая и индивидуальная оценка. Напоминание об основных компонентах деятельности. | Подводят итоги занятия вместе с воспитателем, отвечают на вопросы. Вспоминают содержание занятия. Высказывают свои впечатления. | Усвоение пройденного материала и подтверждение успешной реализации поставленной цели. |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 – 13.09)
Группа: старшая группа Тема: «Во что я люблю играть»
Цель: Расширять представления детей о играх и игрушках их назначении и изготовлении. Знакомство с изготовлением народной игрушки. Итоговое мероприятие: фото выставка «Во что я играю дома»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Понедельник – 09.09 | Утро: | физ. культура здоровье безопасность социализация труд,познание коммуникац. чтение х/л худож.творч. музыка | Утренняя гимнастика(к1) Пальчик.гим «Утята» Беседа: как ребенок провел выходные дни, учить составлять описательные рассказы. Рассматривание новой игрушки «Строительная машина –экскаватор» ее назначение. | Дид.игры по раз.речи(диагностика) «Назови правильно» «Что за чем», «Как звучит» с Ромой, Кирой, Семой, Елисеем, Женей, Катей | Ситуационный разговор: «Вредные привычки и как от них избавится?» Рассматривание альбомов и беседа по ним. | Игры в уголке конструирования: строитель «Лего» строим Паркинг для машин, обыгрывание постройки. Сюж.рол.игра : «Магазин посуды» уточнить разновидность посуды; загадывание загадок; рассматривание альбомов с посудой Работа в уголке природы, учимся заботиться о растениях. Называем их правильно (Бальзамин, Фикус) . Учимся рассказывать, что необходимо для роста ком. растений Изготовление табличек в уголок природы- названия комнатных цветов | Знакомство родителей с новой темой недели Папка передвижка: «Правильные игрушки» « Как подобрать игрушку ребенку что бы не навредить?» Советы и статьи психолога Предложить родителям рассказать детям о своих любимых игрушках.(можно нарисовать что бы современному ребенку было понятно о чем идет речь или показать картинки из интернета.)
|
Непосредственно образовательная деятельность | Познание, Коммуникация Худож. литер., Физ.культура., Музыка здоровье безопасность Социализа-ция, | 09.00-09.25 Коммуникация: коррекционная работа Тема: «Во что я люблю играть» (диагностика) Гласный звук (у) буква У | |||||
09.35- 10.00 Познание: Ребенок открывает мир природы. Тема: «Путешествие в лес» цель: знакомство с растительностью леса, пополнения знаний детей. Чтение: Л. Толстой «Дуб и Орешник»» | |||||||
11.00- 11.25 Физическая культура (на улице) здоровье. (диагностика) | |||||||
Прогулка: | Физич. культура, Здоровье, Безопас-ность, Социализа-ция, Труд. Познание, Коммуни-кация, Чтение х/л, Худож. творчество, Музыка | Наблюдение за работой дворника, назначение его работы, польза его труда. Труд: помочь дворнику собрать листву. Под.и: «Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо» Индивид. работа: поймай мяч Труд: уборка мусора на участке | Игры на логику: «Части суток», «Чудо –крестики» инд. с Семой, Кирой, Кариной, Юлей. Инд раб: учимся прыгать на скакалке с Андреем, Витей, Ритой, Лизой | Ситуативный разговор: «Как помочь товарищу если он ушибся?» Раз.под.игра: «Первая помощь». | Экспериментируем с водой песком и сахаром.- Что тает и что не тает.? Изготовление поделок детьми из природного материала «Лесные жители» Просмотр демонстрационного материала «Игрушки» Сюж.рол. игра «Семья» - учить подбирать предметы и атрибуты для игры. | ||
Работа перед сном | КГН: Гигиена полости рта должна стать потребностью .Выработка навыков личной гигиены. КГ.Н: совершенствование умений одевания и раздевания в определенной последовательности. Психогимнастика «Улыбнись, не сердись» Чтение худ. лит-ры Д.Зуев «Жизнь леса» | ||||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна, (к.1) ходьба по массажным дорожкам. КГН; . Подготовка к полднику, сервировка стола; беседа с дежурными; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов. | заучивание А. Плещеев. «Осень наступила...»; с Максимом, Лизой, Кирой, Пашей, Ромой | Изготовление мнемосхемы на стихотворение «Осень» Развивать творческое воображение детей | Рассматривание осенних пейзажей и беседа о художниках и писателях прославивших осень. Предложить организовать выставку детских работ из осенних листьев. : Чтение худ. лит-ры «Про Иванушку-дурочка», обр. М. Горького. | |||
Прогулка. | Прогулка по территории детского сада отметить приметы осени, загадки, приметы, худ.слово. Под.игры по желанию детей игры соревновательного характера. Хороводные игры «Маланья» «Пузырь» Труд: сбор игрушек, помощь воспитателю, в мытье игрушек, протираем и складываем выносные игрушки. |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 –13.09)
Группа: старшая группа Тема: «Во что я люблю играть»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями социальными партнерами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Вторник – 10.09 | Утро: | физ. культура здоровье безопасность социализация труд,познание коммуникац. чтение х/л худож.творч. музыка | Утренняя гимнастикак1 Беседа: Расширять представления детей об осени - первый месяц осени сентябрь – понятие «Ранняя осень». Разучивание физмин. «Сидели два медведя» | Звуко произношение - у детей: (выявляем нарушения) у Семена, Киры, Юли, Дениса | Беседа:»Во что я играю дома» учить детей составлять короткие но полные яркие рассказы о себе и о любимых игрушках. Знать их назначение, из чего изготовлены. | Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей. Работа в уголке природы : делаем поделки из овощей. Предложить организовать выставку детских фантазий. В уголке экспериментирования провести опыты с магнитом. | Предложить родителям принять активное участие в конкурсе : «Что нам осень принесла?» Изготовить совместно с детьми поделки из овощей и фруктов. Изготовление книжек – малышек «Моя любимая игрушка». Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей | |
Непосредственно образовательная деятельность | Познание, Коммуникация худож.творч. Худож. литер., Музыка безопасность Социализа-ция, | 09.00 – 09.25 Познание: ФЭМП Тема: «Счет до 5ориентировка в пространстве» Цель: учить считать до 5 (прямой и обратный) ориентировка в пространстве группы, учимся работать со счетными палочками. | ||||||
09.35 – 10.00 ХДТ Лепка (Конструирование) Тема: « Фрукты в саду» Цель: развивать сенсорное восприятия у детей, пластику, закрепить различные способы изготовления предметов(разминание, раскатывание, вытягивания, прищипывания..) Т.С. Комарова с. 11 Занятие 1 | ||||||||
15.30 – 15.55 Физическая культура (в муз.зале) | ||||||||
Прогулка: | Физич. культура, Здоровье, Безопас-ность, Социализа-, Труд. Познание, Коммуни-, Чтение х/л, Худож. тв, Музыка | Наблюдение за красотой осенних цветов на клумбе, закрепить их названия (георгины, астры, хризантемы) уметь описать их. Дид.игра: «Найди такой же» «Третий лишний»Под.игра «Кто позвал?» «Найди свое место» Труд: собираем семена цветов. | Инд.раб по Физо: прыжки в длину и высоту, с продвижение вперед: с Катей, Женей, Степой, Пашей, Ритой | Трудовое поручение: помыть выносные игрушки; протереть и сложить на место. | Расширять представления детей об осени - первый месяц осени сентябрь – понятие «Ранняя осень». Составить мнемосхему «Осень» - приметы осени. Изготовить и оформить вместе с деть коробочки для семян цветов. | |||
Работа перед сном | Питание: привлечение внимание детей к пище, инд.раб по воспитанию навыков культуры еды. Уборка столом, помощь няне. Самостоятельная деятельность в центрах активности Чтение: А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; | |||||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна, (к.1) ходьба по массажным дорожкам. КГН Кружки; Чтение: Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; Театральный вечер: показ настольного театра детьми «Три поросенка» | Инд. работа по изодеятельности: закреплять умение правильно заштриховывать. с Владой, Ирой Юлей, Кирой (диагностика) | Психогимнастика «Назови себя ласково». Беседа с детьми «Как я провёл лето в детском саду» | В театральном уголке: Чтение худ. лит-ры «Жихарка», обр. И. Карнауховой. Театрализованная деятельность: охарактеризовать героев сказки «Жихарка» Инд. работа по развитию речи: скороговорка на звук «ш» (шла Саша по шоссе и сосала сушку). | ||||
Прогулка. | Наблюдение за разгрузкой питания в ДОУ, (что за транспорт, привез продукты в д.с, какие виды транспорта вы знаете) Рисуем транспорт. П.и: «Чья команда быстрее?» «Попади в цель» «Прыжки в длину» Классики. |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 – 13.09)
Группа: старшая группа Тема: «Во что я люблю играть»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями социальными партнерами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Среда - 11.09 | Утро: | физ. культура здоровье безопасность социализация труд,познание коммуникац. чтение х/л худож.творч. музыка | Утренняя гимнастика к.1 У: Дид. игры: «Коробка форм» - различение геометрических фигур; «В магазине игрушек» - количество кукол и машин. «Матрёшка» - распределение по величине Самостоятельные строительно-конструктивные игры. | Инд. работа по математике: предложить детям выбрать среди нескольких геометр. фигур ту, котор. соответ-ет образцу воспитателя с Алешей, Катей, Юлей, Катей, Пашей (диагностика) | Ситуативный разговор: «Ребенок один дома» ОБЖ учить рассказывать по картинкам и составлять самостоятельные рассказы; развивать речь детей. | Обогащение предметной –развивающей среды. Пополнить угол дидактических, логических и развивающих игр. Сюж.рол.игра «Ветеринарная клиника». «Школа Айболитая» Составления альбома «Игрушки в группе» Изготовление игрушек из бросового материала, выставка дет.работ. Беседа: «Игрушки наших родителей» | Беседуем с мамой и бабушкой» Расскажи мне про свои игрушки» Папка – передвижка 1. «Возникновение и развитие детской игры» 2. «100идей и 100 затей для заботливых мам и детей» Предложить создать семейный проект на тему «Мамины и бабушкины игрушки» Предложить игровые образовательные программы. Предложить родителям организовать выставку рисунков детей по теме недели «Рассказы о народной игрушке» | |
Непосредственно образовательная деятельность | Познание, Коммуникация Безопас-ность, Музыка здоровье безопасность Социализа-ция, | 09.00 – 09.25 Социализация: Предметный мир Тема: «Как делают игрушки?» Беседа, рассказ воспитателя | ||||||
09.35 – 10.00 Мир музыки (диагностика) развиваем песенное мастерство, умения слушать двигаться под музыку | ||||||||
Прогулка | Здоровье, Безопас-ность, Социализа-ция, Труд. Познание, Коммуни-кация, Чтение х/л, Худож. творчество, Физ.культура. Музыка | Наблюдение за насекомыми, их стало меньше, пояснить почему; куда исчезли. Предложить поискать их на участке. Под.и.: «Пузырь», «Ручеек» Труд: сбор листьев клена и дуба для поделок | Инд.раб: метание мешочков в даль, в цель; развиваем глазомер, ловкость, силу с Пашей, , Елисеем, Ромой, Димой, Фадеем. | Д.и: «Животные леса» - развитие ассоциативного мышления. «Рыбалка» развитие пространственного мышления | Устроить вернисаж и детских работ и поделок в уголке ИЗО На тему «Золотая осень» Выставить в уголке книги портреты писателей и художников писавших про Осень Д.игра «Назови правильно художника и Писателя и покажи его работы» Рассматривание альбома «Народные промыслы» | |||
Работа перед сном | КГН: Дежурство по столовой, учимся сервировке столов. Учить называть меню. Воспитывать у детей заботливое и бережного отношения к своему здоровью. Чтение перед сном: Путешествие в сказку Г. X. Андерсена "Гадкий утенок" | |||||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна, (к.1) ходьба по массажным дорожкам. Гимнастика для глах. Артикуляционная гимнастика КГН; .Чтение: «Торопыга на дороге» беседа по прочитанному | Инд.раб по метанию мешочков правой и левой рукой в цель с , Ирой, Денисом, Семой, Ритой(диагностика) | Ситуат.разговор: по ОБЖ «Лекарства их опасность, вред и самолечение» «Народные средства от простуды» | Дежурство в уголке природы, уход за растениями, учимся называть комнатные цветы, зарисовка что требуется данному растению. Сюж.рол.игра: «Салон красоты» «Я – стилист» Подготовить атрибутику к игре. | ||||
Прогулка. | Беседа о приметах осени: Формировать обобщенные представления об осени как времени года, о приспособленности растений к изменениям в природе и о явлениях природы. Труд: уборка мусора на участке Подвижные игры: «Гуси», «Пастух и стадо» Индивид. работа: поймай мяч Мал. подв. игры: «Подбрось-поймай»; « Найди, где спрятано» Индивид. работа: учимся собирать игрушки (Семен, Елисей, Денис) |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –10.09 – 14.09)
Группа: старшая группа Тема: «Во что я люблю играть»
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Четверг – 12.09 | Утро: | физ. культура здоровье безопасность социализация труд,познание коммуникац. чтение х/л худож.творч. музыка | Утренняя гимнастика. к1 Игра : «Хорошо -плохо», «Кто где живет?», Разучивание физминутки: «Ванечка пригожий» Наблюдение за комнатными цветами, рыхлить почву, полить, протереть листья. | Учим играть в игры Воскобовича «Чудо –соты», «Счетовозик», «Плюх-плюх» Андрея, Сему, Иру | Дид. игры: «Чей хвост» - развитие речи, наблюдательности; «Кто в домике живет» - классификация предметов, знания об окружающем мире; «Лото » - развитие воображения, классификация. | Обогащение предметной –развивающей среды. Пополнить атрибутикой игру «Магазин игрушек»уметь самостоятельно распределять роли. Работа в уголке книги «Книжкина больница» отобрать и отремонтировать книги. Чтение худ. лит-ры «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля Сюжетно-ролевая игра «Семья» - продолжать работу по развитию сюжета, учить распределять роли. | Предложить родителям 1.сшить для уголка ряжанья ширму- шторку. 2Сшить одежду продавцам к с.р.игре - « Супермаркет» изготовить атрибуты к игре (кассу, деньги, кредитки, товар) вместе с детьми 3.Сшить новые фартуки и косынки для дежурства по столовой Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Рассказать о сайте, предложить интересную информацию Индивидуальные рекомендации логопеда родителям (по запросу) Информационный лис медсестры: «Профилактические прививки» | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Познание, Коммуникация чтение х/л Худож. литер., , Музыка Социализа-ция, | 09.15 – 09.40 ХДТ Рисование. Тема: «Осень» (нетр.техн. способом печати на листочках 3 деревьев.) Цель: учимся называть, распознавать, описывать 3 вида деревьев, наносить краску на весь лист, печатать прижимая ладонью, развиваем у детей творческое воображение | |||||||
09.50 -10.15 Коммуникация: коррекционное. (диагностика) | |||||||||
10.25 – 10.50 Безопасность /Физическая культура. | |||||||||
Прогулка: | Физич. культура, Здоровье, Безопас-ность, Социализа-ция, Труд. Познание, Коммуни-кация, Чтение х/л, Худож. творчество, Музыка | Наблюдение за улетающими птицами.(подготовка к отлету, сбор в стаи) Почему птицы улетают, учить делать умозаключения. Изготовление птиц способом оригами. П.и: «Огуречик, огуречик» «Лохматый пёс» Индивид. работа: кто дальше бросит. | Учимся прыгать на скакалке и крутить обруч с Семой, Ирой, Денисом, Кирой, Катей, Лизой, Пашей, Степой | Беседа «Начало осени»; Рассматривание иллюстраций об осени (сравнительный анализ); Учимся рисовать по клеточкам с Андреем, Федей, Женей, Лизой, Ромой | Экспериментальная деятельность: «Воздух вокруг нас» см.О.Дыбина. Самостоятельная театрализованная деятельность. Самостоятельная деятельность по желанию детей (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; свободное рисование, лепка, конструирование | ||||
Работа перед сном | КГН закрепить ранее полученные навыки. Культура поведения за столом: продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами. Чтение худ лит: Н.Некрасов «Славная осень» Беседа: «Как лето с осенью встречаются?» Разучить поговорку: «В сентябре прохладно да сытно» Засыпаем по музыкальное сопровождение | ||||||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна, Дыхательная гимнастика Пал.и Артик.гим; КГН; Дид. игры: «Найди животное» - развитие логического мышления; «Почемучка» - экологические знания; мозаика | Звуковая культ.речи: произносим звонкие и гл. согласные, подбирать короткие слова с Машей, Мишей, Златой, Дашей | Загадывание загадок про осень. Рассматривание мнемосхемы последовательности сервировки стола. Беседа. | Хозяйственно-бытовой труд «Мытьё игрушек» - воспитывать желание трудиться. С.р.и: «Мастерская по ремонту сломанных игрушек» Чтение худ. лит-ры ры «Лисята», Е. Чарушин. Строительно-конструктивная игра «Построим гараж» (использовать строительный материал деревянный и пластмассовый) Д.и: «Путешественник» Развитие образного мышления; | |||||
Прогулка. | Наблюдение за общим состоянием природы. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы Под.Игры «Будь внимателен», Подвижная игра «Солнышко и дождик» ; Труд: уборка от листьев и веток. Не забываем убирать игрушки |
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми (на неделю –09.09 – 13.09)
Группа: старшая группа Тема: «Во что я люблю играть»
Группа: подготовительная группа Тема: День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Пятница –13.09 | Утро: | физ. культура здоровье безопасность социализация труд,познание коммуникац. чтение х/л худож.творч. музыка | Утренняя гимнастика. к1 Беседа:«Народные игрушки»,«Твои любимые игрушки» Настольно-печатная игра «Найди свое место физкультминутка «Падают листья» КГН: закрепляем полученные навыки Лото «Деревья»; | Инд. работа по математике: предложить сравнить длину прицепов у машин (длину вагончиков у поезда) способом приложения. | Составление творческого рассказа тема: « Какие народные промыслы Вы знаете?- расскажи» с Валей. Сашей, Катей, Мишей | Проектная деятельность: «Как книга стала книгой» Строительная игра «Домик лесника»; Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев». Игры по ПДД «Регулировщик», «Правила дорожного движения» | Папка –передвижка: «Осень» О чем можно побеседовать с ребенком.
Порекомендовать родителям художественную литературу для чтения детям. Рекомендации Логопеда : (индивидуально) Как научить ребенка слушаться? "Хотим, чтобы рос умным" или развитие мышления с рождения до школы . «Умная Копилка»- Учим вместе с детьми: пословицы, скороговорки поговорки; |
Непосредственно образовательная деятельность | Познание, худож.творч. Худож. литер., Физ.культура. Музыка | 09.00 -09 25 Художественная литература. Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» Цель: дать представления о композиции сказки, развивать речевые умения, обучать навыкам пересказа. | |||||
09.35 -10.00 Музыка (диагностика) | |||||||
Прогулка: | Физич. культура, Здоровье, Безопас-ность, Социализа-ция, Труд. Познание, Коммуни-кация, Чтение х/л, Худож. творчество, Музыка | Наблюдение за осенними деревьями «Узнай дерево»; Дидактические игры: «От какого дерева лист», «Что растет в лесу», «Придумай сам», «Кто где живет», «Найди дерево по семенам», Спортивное развлечение «Веселые старты» между старшей и подготовительной группами. Со спорт инвентарем П.и по желанию детей. Труд: помощь воспитателю | Исследовательская деятельность «Что нужно дереву», «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»; с Ромой, Ирой, Семой, Витей Денисом | Рассматривание картины И. С. Остроухова «Золотая осень» Музыка – А. С. Чайковский «Осень» (альбом «времена года»)прослушивание Расширять представления о золотой осени, физкультминутка «Падают листья» | Рассматривание фотоиллюстраций «Бабушкины игрушки» Сбор листьев разных деревьев для гербария; Составление композиций из осенних листьев, плодов, веток, коряг, спилов деревьев; Украшение группу: «Осенний переполох» букетами, гирляндами из листьев разных деревьев. Самостоятельные строительно-конструктивные игры. «Построим сундук с кладом для Незнайки» | ||
Работа перед сном | КГН: Рассматривание фотоиллюстраций, репродукций картин художников; Чтение: «Осень в лесу» «Осенью» М. Волошин Чтение перед сном : К. Ушинский «Бодливая корова». | ||||||
Вечер: | Оздоровительная гимнастика после сна, .Дыхательная гимнастика. Упр.у кроватки. Осаны. гимнастика пальчиковая . КГН; Чтение и заучивание: – стих-е «Листопад, листопад…» | .Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства с Катей, Семой, Денисом, Ритой | Продолжаем знакомство с играми Воскобовича, развивающие логику и воображение. | Составление осенних композиций; Цветные отпечатки листьев; Изготовление венка из осенних листьев .Работа в театральном уголке –постановка спектакля по сказке «Кот петух и лиса» показ спектакля малышам. | |||
Прогулка. | Наблюдения за деревьями, что изменилось. Упражнение «Если бы я был деревом» (эмпатия) Игры с листьями «Как называется лес из берез, осин, кленов, сосен?» Исследовательская деятельность «Что нужно дереву», «Изучаем листья, кору, ствол, плоды и семена»; Под.и: «Листопад» «Хороводная»Труд: помощь воспитателю. |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Организация предметно-развивающей среды в ДОО
Создание развивающей предметно - пространственной среды в ДОО
Качество дошкольного образования определяется организационно-педагогическими условиями, среди которых построение развивающей предметно-пространственной среды является важным и значимым.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая развитие ребенка.
Современная педагогика ориентирована на предоставление личности ребенка свободы и огромного «поля» самодеятельности, где общение с воспитателем строится на позитивных, личностно равноправных началах.
Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта, так как всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.
Выделяют основные функции предметно-развивающей среды для взрослых и детей.
Функции предметно-развивающей среды
Для детей
- Удовлетворение потребности в деятельности, познании.
- Ориентировка в окружающем.
- Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия
- со взрослыми и сверстниками.
- Источник становления субъектного опыта ребенка.
- Развитие инициативы, воображения, творчества.
- Условие для развития всех специфических детских видов
- деятельности.
- Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.
Для взрослых
- Реализация содержания образовательной программы.
- Предоставление детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
- Эффективное средство поддержки индивидуальности и целостного
- развития ребенка до школы.
- Организация деятельности детей.
- Влияние на воспитательный процесс.
Таким образом, предметно-развивающая среда должна отвечать потребностям обоих участников организации образовательного процесса – педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо:
- учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
- систематически проводить анализ состояния предметно- развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями, подразумевающими единство стиля, гармонию цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.
Основными направлениями преобразования предметно-пространственной среды в группах детского сада должны быть: отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров, обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста, обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей.
В практике работы ДОО часто возникает проблема оптимизации состава предметной игровой среды, которая рассматривается как важнейшая составляющая предметно-развивающей среды ДОО.
В ФГОС дошкольного образования говорится о необходимости оптимизации образовательного процесса и формирования содержательно- насыщенной предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Это положение впрямую относится и к предметной игровой среде.
ФГОС ДО. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации.
Во ФГОС ДО в п. 3.3 сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря разовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4.Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции их интересов.
При организации развивающих предметно-пространственных сред воспитателям важно знать, как формировались основные позиции, требования к этому направлению деятельности.
Технология проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая– 30 % помещения
2 - активная- 50 % помещения
3 - спокойная – 20 % помещения
- Пространство зон
- собственные границы зон- вдоль стен, наглухо закрепленных шкафов, стеллажей.
- подвижные границы между зонами (места хранения материалов) – перемещающиеся стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули.
Технология проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО (Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.)
Данный алгоритм проектирования развивающей предметно- пространственной среды представляет систему действий, осуществляемых в определённой последовательности и сочетании, технологические шаги которой соответствуют этапам, выделенным в концептуальной модели организации развивающей среды.
Технологический цикл включает в себя следующие технологические шаги.
1-й шаг. Формулировка цели и задач. Для этого необходимо проанализировать образовательную программу своей группы. Формулирование задач помогает определить приоритетные направления развития ребёнка и обозначить некоторые особенности подбора предметов для организации предметно-пространственной среды группы и детского сада.
2-й шаг. Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:
- учебно-методические пособия, необходимые для работы;
- игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
- специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.).
3-й шаг. Затем составить список дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы, стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости определите задачи пополнения предметно-пространственной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходимости и
материальных возможностей).
4-й шаг. Определить пространственное оборудование в группе и дополнительных помещениях, придерживаясь принципа нежёсткого центрирования.
5-й шаг. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить их игровыми материалами, необходимыми в первые 2–3 месяца работы.
6-й шаг. Изучить интересы, предпочтения, особенности детей группы (беседа, анкетирование детей и родителей) и внести коррективы в предметно-развивающую среду с учётом полученной информации и имеющихся
возможностей. Здесь можно и нужно привлекать детей.
7-й шаг. Продумать последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание образовательной программы, предположительную динамику развития детей, приобретение новых игровых материалов.
Таким образом:
- проектирование развивающей предметно - пространственной среды предполагает опору на личностно ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми;
- предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определённому возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а также основным принципам проектно-дизайнерской культуры.
Показатели развивающей направленности предметной среды
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
- Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
- Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня.
- Отсутствие частых конфликтов между детьми.
- Спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время хорошо различим.
Предметное окружение должно включать следующие характеристики:
- соответствие программе;
- соответствие предметов, игрушек, пособий уровню современного мира;
- способность предметов нести информацию и стимулировать поиск;
- социокультурное окружение как параметр моделирования среды даёт возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Предварительный просмотр:
Характеристика программ ДОО
Название программы,авторы, составители | Возрастные характеристики | Особенность и характеристика программы |
Программа «Детство» (под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович) | состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (3—4-й годы жизни), средний (5-й год жизни) и старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни) | обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. «Чувствовать — Познавать — Творить», Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. |
«Программа воспитания и обучение в детском саду» (под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) | ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы); средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа); старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). | Программа строится на принципе культуросообразности. Представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. |
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева и М.Д. Маханева) | Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. | Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре, способствует формированию у детей личностной культуры, приобщает их к богатому культурному наследию русского народа. |
Программа «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова.) | от 2 до 4 лет — целенаправленная деятельность, от 4 до 5 — переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет — произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество. | Программа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе — создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности. Содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир |
Программа «Одаренный ребенок» (авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М. Дьяченко) | Программа предназначена для работы с одаренными детьми 6— 7 лет (в течение двух лет) | Программа развивает умственные и художественные способности детей, совершенствует творческие способности. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей. |
Предварительный просмотр:
Виды дошкольных образовательных оганизаций
Вид дошкольной образовательной организации | Краткая характеристика |
Детский сад | Самый распространенный и популярный вид дошкольных образовательных организаций. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят, играют, занимаются, учатся, едят. |
Детский сад общеразвивающего вида | Это детские организации с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.). |
Детский сад компенсирующего вида | Это детские организации с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В них принимаются дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т.д. Здесь созданы особые условия и работают специально обученные педагоги и медики. Также важным моментом является то, что в таких садах работают консультационные пункты для родителей. |
Детский сад присмотра и оздоровления | Это детские организации с приоритетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур |
Детский сад комбинированного вида | Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных. |
Центр развития ребенка | Такое учреждение направлено на всесторонне развитие и раскрытие талантов и способностей ребенка. Здесь находятся игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми, нередко используются нетрадиционные программы. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Перспективный план дня в средней группе
Месяц: Январь 4 неделя
Тема дня: «Мебель»
Цель: дать обобщающее понятие «мебель», познакомить с классификацией мебели по назначению
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Режимные моменты | Вид деятельности | Направления развития |
Утренний приемУтро | ||
Утренняя гимнастика «Возьмём в руки молоток и построим теремок» Цель: учить детей согласованно выполнять движения по заданию водящего. Развивать творчество в двигательной деятельности, выразительность движений. Способствовать формированию правильной осанки. Культурно – гигиенические процедуры Цель: формирование навыков личной гигиены | социально-коммуникативное развитие; физическое развитие познание;речевое развитие | |
Завтрак Цель: создание благожелательной обстановки во время приема пищи. | социально-коммуникативное развитие; физическое развитие познаниеречевое развитие; | |
ООД Основная образовательная деятельность | Речевое развитие. социально-коммуникативное развитие. 9.00 – 9.15 Тема: Рассказывание детям сказки «О веселой семейке мебели» Цель: развивать слуховое внимание, закреплять названия предметов мебели. Продуктивная деятельность: подготовка материала для изготовления мебели для кукол. | речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познание, |
ООД Основная образовательная деятельность | Музыка 9.30 -9.45 Слушание музыкальных произведений. «Музыкальная шкатулочка» (музыка С. Майкапара). Задачи. Развивать звуковысотный и тембровый слух детей, расширять словарь. | художественно-эстетическое развитие, познание,речевое развитие |
Прогулка | Трудовая деятельность «Ремонтируем» снежные постройки». Цель: формировать у детей бережное отношение к результатам своего труда, предметам, выполненным их товарищами, учить восстанавливать снежные постройки. Игра: «Метание снежков в корзину». Цель: учить детей выполнять метание предметов в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 метра, формировать и совершенствовать двигательные навыки, способствовать оздоровлению детей. Самостоятельная деятельность: Игры по интересам на участке – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность. | социально-коммуникативное развитие; физическое развитие познаниеречевое развитие; |
2 половина дня | Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание. Ходьба по массажным коврикам и «дорожкам здоровья» С/р игра «Семья». Цель: используя метод косвенного руководства, предлагать детям обыграть различные ситуации, события, совершенствовать умение детей объединяться в игре. Д/и «Узнай по описанию, что за предмет мебели» Цель: развивать логическое мышление, речь, память. Отгадывание загадок о мебели; рассматривание картинок с изображением мебели; игры на формирование мелкой моторики. | социально-коммуникативное развитие; физическое развитие познаниеречевое развитие; художественно-эстетическое развитие |
Прогулка 2- я половина дня | Наблюдение за работой дворника. Цель: формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; - воспитывать уважение к людям труда; - развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника). Игра на развитие мелкой моторики рук «Снежок» Цель: вызвать у детей радостное настроение, желание повторить игру несколько раз. Трудовое поручение: помочь воспитателю очисть снег с веранды .Цель: совершенствовать трудовые умения. П/и. «Лохматый пес» Цель: Повышение двигательной активности. Самостоятельная деятельность: Игры по интересам на участке – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность. | социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познаниекоммуникативное развитие; физическое развитие познаниеречевое развитие; художественно-эстетическое развитие |