Педагогический опыт
Представление педагогического опыта 2018-2022 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 483.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия Ширингушская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
ул.Гора, д.48, с.Ширингуши, Зубово-Полянского района, Республики Мордовия, 431141.
т.8-834-58-3-34-70, 8-834-58-3-32-80, т/факс:8-834-58-3-34-70,
e-mail: di.shiringush@e-mordovia.ru
Представление педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
по теме
«Применение мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
2022г.
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе)
Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе .В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Целью моей деятельности в этом направлении стало обновление и совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, в том числе и мультимедиа. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить и обобщить опыт эффективного использования мультимедийных технологий в своей педагогической деятельности; формировать у учащихся ключевые компетенции; овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием мультимедийных технологий.
Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Не секрет, что интерес учеников к изучению родного языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.
Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческой личности?
Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.
Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные мультимедийные технологии.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе)
Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образовании говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности
В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал Вас. Александр. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем и осваивать. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне. Я изучаю опыт учителей по данной теме и имею собственные наработки, которые были представлены в прошлом году в ходе аттестации. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научит их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках словесности.
Материал, касающийся применения ИКТ в обучении, очень объемен. Представить его за 10-15 минут невозможно. Поэтому я решила коснуться в своем выступлении темы «Мультимедийный урок русского языка и литературы» и рассказать о мультимедийной технологии как одной из составляющих ИКТ. В своем выступлении я хотела бы представить вашему вниманию опыт по данной проблеме.
Цель моего выступления: рассказать о методических основах медиаурока, представить вашему вниманию опыт проведения мультимедийных уроков русского языка и литературы.
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения сегодня как никогда актуально, потому что в современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни. Эта тема обсуждается на многих сайтах для педагогов, в частности на сайте «Сеть творческих учителей» представлен богатый материла из опыта работы учителей.
Актуальность данной темы в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков. Поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален.
Медиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации.
Что такое мультимедийные технологии?
Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.
Александр Викторович Федоров, доктор педагогических наук, проректор Таганрогского государственного педагогического университета, определяет медиа-образование «как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий». Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств.
Большой объем информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника- вот- современные условия образовательного процесса. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей в ходе учебного процесса. Мультимедийные средства (электронные образовательные ресурсы) являются не только наиболее эффективным средством обучения, но и составляют конкретно-наглядную основу урока. Использование мультимедийных средств позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать участником того или иного праздника, традиции.Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
-обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
-психологически облегчает процесс усвоения;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
-расширяет общий кругозор учащихся;
-повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Современный урок русского языка немыслим теперь без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет учителю перестать быть основным (а иногда и единственным) источником информации, а занять позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Применение компьютерных технологий позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Мною разработаны презентации, развивающие творческое мышление учащихся, дающие им наглядно представить тот или иной материал, комплекс уроков, элементов уроков с использованием информационных технологий для каждого класса. Подготовка и проведение урока с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем-словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. В связи с этим на уроках русского языка и литературы я использую информационные технологии согласно возрастным особенностям учеников, потому что компьютер не сможет никогда заменить человеческое общение, столь необходимое на уроках литературы.
Условия формирования ведущей идеи опыта,условия возникновения,становления опыта.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтомати-зированной информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.
На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать школьников с применением новых информационно - коммуникативных технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности ребёнка. Компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения. Компьютер позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения школьниками различных предметов, в том числе и русского языка и литературы.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс организации обучения с использованием мультимедиа позволяет:
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; - эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся; - свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях; - индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.
Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. В «Проекте современной модели образовании, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и описывающей стратегию развития системы образования » написано: «Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получающих поддержку в рамках НПО, показывает, что владение ИКТ, умение заботиться о своём здоровье, вступать в куммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций современного человека:
1. Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
2. Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
3. Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
4. Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)».
Таким образом главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников. Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках русского языка и литературы, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания по русскому языку в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре.
Теоретическая база опыта
Как учитель я стараюсь использовать мультимедийные технологии в своей педагогической деятельности, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:
- Концепция проекта федерального закона "Об образовании в РФ".
- "Концепция модернизации российского образования»
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия:
-Предметно-содержательные журналы «Современный урок»
-Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа.
-Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.
-Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина.
-Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С.
-Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.
Активно использую цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках проекта "Школа цифрового века",являюсь участником проекта «Инфоурок»,награждена дипломом Ассоциации творческих педагогов России за представление своего педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии:среднее образование»,имею соответствующее свидетельство о публикации материалов во Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества ,а также выступаю с докладами по данной теме на уровне образовательной организации(доклады «Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка через использование методов и приёмов новых педагогических технологий», «Современные педагогические технологии обучения русскому языку и литературе в школе»), на муниципальном уровне(доклад «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий».
Технология опыта.
Методика применения технологии компьютерного урока на уроках русского языка и литературы.
Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении.
Что мы называем медиауроком? Одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой.
Мультимедийный урок ─ урок тот же самый, только технически более оснащенный.
Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением
В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента
образовательного процесса.
1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:
- Источник учебной информации.
- Средство выбора информации и ее качественной обработки.
- Средство представления (презентации) учебного материала.
- Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Структура мультимедийного урока
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.
Необходимые компоненты медиа-урока:
-рисунок, иллюстрация, графика;
-формула;
-интерактивная игра;
-интерактивная карта;
-интерактивная модель;
-мультимедиапанорама;
-тренажер;
-трехмерная модель;
-видеофрагмент;
-аудиозапись
-мультимедийная презентация
Совершенствование традиционных методов обучения при использовании мультимедийной технологии.
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. В таблице представлено как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Традиционные методы обучения Традиционные средства и их дидактические возможности Совершенствование за счет применения мультимедийных технологий
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов
Способы организации работы в классе на мультимедийном уроке
Работа учащихся в классе может быть организована:
• фронтально - просмотр видео фрагментов,
• индивидуально - выполнение практических работ,
• малыми группами - выполнение общего учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
• актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
• формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
• применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Способы использования мультимедийных технологий
Преобладают три основных способа (или подхода):
Иллюстративный. Визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем можно использовать при опросе или обобщении.
Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и „картинки" должны быть яркими, создавать определенный образ, отличаться определенной „символичностью". Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ
Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться.
Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно:
-в обучающем режиме;
-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
-в режиме самообучения.
Мультимедийные срества. ЦОР
В своей работе активно использую готовые медиаресуры, взятые из Интернета из коллекций ЦОРов.
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Я использую ЦОР:
• во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации к рассказу (демонстрации);
• для закрепления нового материала с последующим устным опросом или работой с карточками;
• чтобы закрепить знания в процессе выполнения самостоятельной работы;
• чтобы проверить степень усвоения материала учащимися (с большой экономией времени);
• для домашних заданий, например, предложить ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, реферату, проекту);
• для того, чтобы научить учащихся извлекать необходимую информацию (справочные таблицы, схемы);
В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое мое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаются, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.
На уроке русского языка при применении знаний и умений или при повторении я использую программно-методический комплексы «Репетитор». Программы позволяют диагностировать знания и умения учащихся по необходимой теме (тестовые задания). Программа определяет пробелы в изучении темы и предлагает коррекционные задания, которые учащаяся выполняет под контролем учителя. Можно использовать функцию самоконтроля, которая при правильном ответе стимулирует положительной анимацией (фейерверк, конфета, барабан, стрела, летящая в цель, и т.д.), а при неправильном ответе анимируется сдувшийся шарик. Такая форма обучения, на мой взгляд, является наиболее продуктивной, т.к. ученик не испытывает страха, неуверенности, может работать в нужном для него темпе и не бояться осуждения со стороны класса. Важно отметить и то, что компьютер сам объективно оценивает работу учеников.
Мультимедийная презентация
"Презентация" - переводится с английского как "представление”. Презентация - слово, имеющее два значения:
обычное, в смысле: показ нового товара, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; то же самое для новой компьютерной программы перед началом её продаж; рекламная, популяризирующая акция;
узкое, в смысле: документ, созданный в программе PowerPoint
Презентация (в смысле документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).
Если демонстрация документа идет (проецируется) на большом экране, то собравшиеся в аудитории видят чередование своеобразных плакатов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видео-фрагменты, и все это может сопровождаться звуковым оформлением - музыкой или речевым комментарием диктора..
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
В основном презентации я использую на уроках литературы, так как эти уроки требуют большого иллюстративного материала. Использую презентации и на уроках русского языка как электронное сопровождение урока, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Презентация может использоваться используется на всех этапах урока или на каком-то отдельном этапе: проверка д/з, проведение тестов, викторин, тренажеров с целью повторения, проверки или систематизации знаний, можно систематизировать знания учащихся с помощью таблиц и схем, для закрепления ЗУН использую. Я активно использую на уроках презентации, взятые из Интернета, часто создаю их сама с помощью программы Power Point.
Презентация – лучший помощник на уроках подготовки к ЕГЭ, на занятиях элективных курсов. Я создаю презентацию, посвященную одному из 26 заданий. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем на слайдах представляется материал ЕГЭ, соответствующий разбираемому заданию в тестовом режиме Ребята выбирают правильные, на их взгляд, ответы: 1, 2,3 или 4, щелчком управляемая анимированная фигура «вылетает», на ней написан правильный ответ. Если ответ неправильный, то я комментирую ответ, корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь подготовки к экзамену. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал, правда, уже без комментария учителя.
Я использую мультимедийные презентации и во внеклассной работе по предмету.
Я активно использую медиаресурсы и на уроках литературы.
Презентации к урокам литературы
Активно использую презентации на разных этапах урока. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Презентации наполнены различным медиаматериалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением.. Всё это разнообразит урок литературы и прививает интерес у ребят к нашему предмету (об этом я расскажу чуть позже)
Видеофрагменты
На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения я использую видеофрагмент. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики должны записать основные моменты лекции. Некоторые важные моменты выделены в фильме. Их ребята также записывают. В Интернете есть готовые видеофрагметы, которые можно скачать или просмотреть прямо на уроке в режиме онлайн А вообще видеофрагменты может сделать каждый учитель, если он умеет работать в программе MAVE MAKER. Нахожу нужный мне текстовый материал: либо книги, путеводители, либо информацию Интернета. На звуковой файл накладываю картинки и видеоматериал. Картинки сканирую из книжек, либо сама фотографирую, либо качаю из Интернета.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС в современной образовательной школе. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала. Урок-презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование мультимедиа на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературного чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее. На уроках закрепления использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации. Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является Интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
-наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; -
-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
-формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; --
-включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Целью использования мультимедийных технологий является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
1.Проектирование компьютерного урока
Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления календарно-тематического плана изучения темы, в котором использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее:
-содержание изучаемого материала;
-наличие компьютерных средств;
-необходимость чередования различных типов компьютерных средств;
-классические требования к уроку.
Для плана конкретного компьютерного урока составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм. Далее составляю поминутный план урока. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провожу поиск в Интернете или составляю авторскую программу. Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу, для этого пишу ее сценарий. Для конкретного урока с использованием ИКТ составляю технологическую карту конструирования урока. Обучающие программы комплектую отдельно по классам и темам.
Использую презентации на разных этапах урока. Это может быть презентация-лекция, презентация-задание, презентация-итог, презентация-выступление, презентация-тест. При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.
Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов, лекций или конференций, внеклассных мероприятий. Дети также могут подготовить свои собственные презентации и делают их с особым интересом
Считаю, что презентации, составленная из визуального и аудио ряда, более информативный инструмент, чем учебник или лекция учителя. Дети за минимальное количество времени получают максимум наглядной информации. Мультимедиа презентации воздействуют сразу на несколько каналов восприятия человека и обладают рядом преимуществ, а именно: информативность, компактность, эстетическая и эмоциональная привлекательность, наглядность, интерактивность. Презентации позволяют разнообразить урок литературы, заинтересовывают учащихся, тем самым прививают у ребят интерес к предмету.
Считаю эффективным средством использование видеофрагментов на уроках. Дети сравнивают образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Радует что иногда просмотр фильма «заставляет» взять ребенка в руки книгу. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения. При использовании видеофрагментов нужно помнить, что на уроке литературы анализируется оригинальный текст писателя, а не обработка сценариста и режиссера.
На уроках литературы всегда звучит изучаемый текст, учитель и учащиеся выразительно читают стихотворения, но в качестве образца необходимо послушать художественное чтение, чтение стихотворений профессиональными актерами. Эмоциональное воздействие велико.
При изучении произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии по литературным местам, связанным с именами русских писателей и поэтов, для этого использую демонстрацию иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов.
Приведу конкретный пример. Изучая творчество Ф.И.Тютчева в 10 классе, ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа с поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся прослушать романсы на стихи поэта, просмотреть видеофрагмент из жизни Ф.И.Тютчева, прослушать отрывки из писем поэта и Е.А.Денисьевой. И художественный текст начинает восприниматься уачщимися не как набор типографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься не как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства.
На уроке развития речи с использованием картины Фельдмана «Родина» в 9 классе мы писали сочинение на тему: «Что значит для меня слово «родина?». Это был урок с использованием и музыки, и живописи, и слова. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки учащихся. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Музыка эмоционально воздействует на обучающихся. Эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение. Произведение живописи является не просто иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляет собой средство, которое стимулирует речемыслительную деятельность. Лучше любого анализа скажут цитаты из сочинений учащихся: «Что же значит для вас слово «родина»? - Закройте глаза, попробуйте почувствовать любовь к тому, что вам дорого, к родному месту». «Скамья у ворот, проселочная дорога, которой не видно конца, песни, которые нам пела мама. Все это ничем нельзя заменить. Оторвав человека от Родины, он потеряет какую-то часть себя». «Нигде не было так тепло и уютно, как на своей родной земле». «Люблю Отчизну я, но странною любовью».
2.Особенности методики компьютерного урока по русскому языку
Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки
русского языка. Возможности компьютера на уроках русского языка я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕГЭ. При этом для школьника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.
На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.
Так, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Лексика. Слово и его значение» использую обучающую компьютерную программу «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».
Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.
На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы:
- учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;
- учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;
- учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.
Каждая группа работает по своему варианту. С учащимися первой
группы занимаюсь сама, а учащиеся второй и третьей группы справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». У них есть право выбора: выполнить компьютерное задание без подсказки или воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).
При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую
любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию:
Данная проблемная ситуация помогает сделать вывод о том, что такое деепричастный оборот. Если ученик ошибся, может воспользоваться озвученными подсказками.
В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,
готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.
При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 3-4 минуты. И тут же получают оценку компьютера.
Большой интерес вызывают у учащихся презентации в редакторе Power Point, которые я составляю сама. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке либо путём устного проговаривания и появления ответа на слайде.
Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, пунктограммы или допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою работу по следующему слайду и выставляют оценки.
Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценки. Кроме этого, учащиеся сами создают презентации по заданным лингвистическим темам.
На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным. Преимущества состоят в следующем:
-осуществляется индивидуализация контроля знаний;
-повышается объективность оценки;
-ученик видит детальную картину своих недоработок;
-оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
-на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль.
Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.
Важным этапом урока является домашнее задание.
В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию. В этом случае автором выступает сам ученик. Так, в процессе изучения темы «Односоставные предложения» ученик составил презентацию - тест, которая позволила в начале урока повторить типы односоставных предложений.
Важным пунктом применения ИКТ технологий становится подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках русского языка. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме. Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, тогда даём развернутый ответ с объяснением и пояснениями. Объяснение стараюсь проводить, опираясь на наглядный материал электронных носителей, или использую собственные презентации уроков. В конце каждого занятия провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ и даем ему обоснование. Таким образом, учащиеся концентрируют внимание на правильном ответе, и в дальнейшем уже по этой теме не бывает ошибок. На последних занятиях даю различные варианты КИМ, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким темах есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.
Применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.
3.Особенности методики компьютерного урока по литературе
Использование средств ИКТ эффективно не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Привлечение большого иллюстрированного материала, использование аудио- и видео- сопровождений делают уроки литературы яркими, содержательными.
В своей работе использую компьютерную программу «Кирилл и Мефодий. Литература. 5-9 класс», «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия», «Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до наших дней». Использование данных программ позволяет разнообразить урок: замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, видеофрагменты, тесты.
Чаще всего на уроках литературы использую показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, просмотр видеофрагментов и видеофильмов.
При проведении традиционного урока использую отдельные видеофрагменты, которые позволяют увидеть героя в определённой ситуации. Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» просматриваем фрагмент из кинофильма «Мёртвые души» - «Семья Манилова», который позволяет визуально представить образ героя.
На уроках организую киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Так, в 10 классе после прочтения драмы Н.А.Островского «Бесприданница» просматриваем фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Просмотр фильма позволяет сравнить авторский текст и его режиссерскую интерпретацию.
Использование ИКТ на уроке литературы связано с музыкой, которая позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной. При подготовке к таким урокам использую программу «Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до наших дней», в которой содержится всё необходимое аудио и видео сопровождение. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».
На уроках обобщения и повторения предлагаю кроссворды, тексты по фольклору, творчеству писателей, тренажёры.
Одним из оптимальных и доступных для меня средств использования ИКТ на уроках литературы является создание презентации. Она служит наглядным материалом, оживляя ход урока, пробуждая интерес к литературным произведениям, позволяя образно представить жизнь и личность писателя. При этом презентация служит как основной формой проведения урока (несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Наиболее часто презентации использую на уроках изучении биографии писателя. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством, а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.
В своей работе для уроков изучения художественных произведений, основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую готовые презентации, созданные другими учителями-словесниками, свои, учащиеся сами охотно создают презентации к урокам по биографии писателей, историко-литературным материалам.
Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендованные цифровые образовательные ресурсы.
Богатый материал для углубления и обобщения знаний учащихся по различным областям знаний дают литературные экскурсии («Урок-экскурсия по горьковским местам», «Дом-музей Н. А. Некрасова», «Сергей Есенин в Петербурге» и др.). Распространенной формой работы в моей практике является просмотр кинофильмов («Война и мир» С. Бондарчука, «Обломов» Н. Михалкова и др.) с дальнейшим обсуждением.
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей практике использую:
Уроки-лекции. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т. д.
В ходе урока ребята ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть мультимедийные технологии не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.
Урок анализа текста. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ОГЭ в 9 классе).
На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео - или аудио - иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста).
Обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно.
Результат: на сегодняшний день мною разработаны презентации по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др.
3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно; выделять главное в информационном сообщении.
Я применяю на уроках современные сетевые образовательные технологии:
- Виртуальный музей литературных героевhttp://www.likt590.ru/project/museum
- Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic. edu. ru
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://music. edu. Ru
- Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru
Информационные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному.
Уроки с использованием мультимедийных технологий воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.Таким образом, методически оправданное использование мультимедиа на уроках русского языка и литературы в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности развивает познавательные навыки, творческие способности учащихся, формирует у школьников умение работать с информацией, создаёт благоприятный психологический климат на уроках.
4.Использование мультимедийных технологий во внеклассной работе
Результативность опыта
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
-повышает мотивацию и познавательную активность
- повысит качество обучения
Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 объема, если информация была представлена визуально - около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и мультимедиа- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.
При освоении личностных действий ведется формирование:
-критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
- уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
- оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
- использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:-- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи;
- структурирование знаний, их организация и представление в виде диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
- создание гипермедиа- сообщений;
-подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
Мультимедийные технологии являются важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:
- создание гипермедиа-сообщений;
-выступление с аудио-визуальной поддержкой;
- фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись); - общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог). Конечно, опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть «соответствовать принципам научности, доступности, наглядности» (Т.И. Платонова).
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в течение нескольких лет привело к следующим результатам:
Анализ выполнения учебного плана 2021-2022 учебного года показывает:
-повышение качества знаний учащихся: степень обученности повысилась с 95% до стабильной 100%,качество знаний по русскому языку за два последних учебных года(2020-2021уч.год,2021-2022уч.год) повысилось с 50 % до 67%(7-8кл.),с46% до 54%(8-9кл.), по литературе с 55% до 65%(5кл.), с 40% до45%(7кл.),с 63% до 65%(9кл.) (справки внутренних и внешних мониторингов в портфолио).
-результаты ОГЭ по русскому языку - средний балл в 2021-2022 уч.году-4,8;качество знаний-100%.
-повышение интереса к предмету;
-качественное изменение контроля за деятельностью учащихся, создание ситуации «успеха для каждого ученика»;
-умение школьников работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.
Для меня, как учителя, использование мультимедийных технологий в обучении – это профессиональный рост.
Результатом моей работы является активное участие моих учеников в различных конкурсах ,олимпиадах и получение ими почётных грамот за призовые места и сертификатов участников.
Победы, призовые места | Этап | Год | ФИО участника | Название конкурса |
Победитель | Муниципальный | 2019 | Сурдина Екатерина(10кл.) | Республиканская научно-практическая конференция исследовательских работ, номинация «Публицистика» |
Победитель | Российский | 2019 | Болдырев Валерий(7кл.) | Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку имени Кирилла и Мефодия |
Призёр | Российский | 2019 | Кладова Ольга (11кл.) | Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку имени Кирилла и Мефодия |
Призёр | Российский | 2019 | Сурдина Екатерина (11кл.) | Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку имени Кирилла и Мефодия |
Уроки с использованием мультимедийных технологий имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме.
Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств мультимедиа срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Безусловно, мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.
При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт своей работы распространяю через школьный сайт и социальную сеть работников образования nsportal.ru .
Перспективу своего профессионального развития я вижу в применении
проектной технологии в образовательном процессе с использованием мультимедийных технологий – проектирование учебных фильмов.
Данный опыт работы может быть использован учителями русского языка и литературы в обычной сельской школе. Эффективное его использование возможно при наличии в кабинете мультимедийного оборудования, возможности проведения занятий в компьютерном классе.
Список литературы
- Булгакова Е.Т. Информационные технологии в гуманитарном образовании// Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов/ под общей редакцией проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 3. - Воронеж: ВГПУ, 2007.
- Зауторова Э.В. Компьютерная среда как средство организации познавательного интереса личности в области искусства//Инновации в образовании – 2007. №2.
- А.В. Овчаров “Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий”.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- О. П. Окопелов “Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве”. Информатика и образование, 2001. №3
- Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. Наук / Егорова Ю.Н. – Чебоксары, 2008.– 220с.
- Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/10/1634 (дата обращения: 15.01.2014).
- Информационный сайт об образовании [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.konc-ees.ru/
- Использование мультимедийных технологий в учебном процессе школы[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.runet.ru/analitika/1089.html
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.osu.ru/docs/official/it/konceptinfo_osu11-15.doc
- Медиа Педагогика. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://media-pedagogics.ru/article1.html
- Мультимедия в современном образовании. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://media-pedagogics.ru/article2.html
- Рекомендации по созданию мультимедийных материалов. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/liter.htm#01
- Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. [Текст]: / Смолянинова О.Г. //Теоретические основы и методика использования. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002.–300 с.
- Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме. [Текст]: Учебное пособие. /Смолянов Г.Г. – М.:ВГИК, 2005. – 128с.
- Подготовка мультимедийных материалов: Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://moydocs.ru/informatika/54727/index.html