Информация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_detey_na_dorogah.doc | 0 байтов |
ozdorovlenie_detey_letom.docx | 0 байтов |
organizatsiya_aktivnogo_otdyha_v_letniy_period.doc | 0 байтов |
podvizhnye_igry_na_uchastke_letom.docx | 0 байтов |
ekologicheskoe_vospitanie_detey_letom.docx | 0 байтов |
konsultatsiya_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 18.24 КБ |
zdorove_i_bezopasnost_doshkolnikov.ppt | 549.38 КБ |
list_adaptatsii_rebenka_k_doo.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №1»
Консультация для молодых педагогов
«Инновационный подход к организации РППС группы»
(развивающая предметно-пространственная среда)
Подготовил воспитатель:
Землякова Наталья Викторовна
г. Новомосковск
2022 г.
«Инновационные подходы к организации РППС в группе»
(развивающая предметно-пространственная среда)
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
РПП среда в раннем возрасте:
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами: пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные), логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий, матрёшки, наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов. Мозаика, домино, тактильный набор и т. д.
Наборы, оборудование для игр с водой и песком. Наборы песочных формочек. Игрушки для игр с водой. Оборудование для физической активности. Массажные коврики.
РПП среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
РПП среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РПП среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
РПП среда в подготовительной к школе группе
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы приведена в соответствие с требованиями ФГОС и особенностями возрастного этапа дошкольников; обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации. В группе создаются условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие, стимулирование всех видов детской деятельности в соответствии с современными требованиями.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:
ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
- рабочая
- активная
- спокойная
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Вариативной
Доступной
Безопасной
Насыщенность среды предполагает:
-Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
-Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
-Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
-От образовательной ситуации
-От меняющихся интересов детей
-От возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
-Наличие различных пространств
-Периодическую сменяемость игрового материала
-Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
-Появление новых предметов.
Доступность среды предполагает:
-Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
-Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
-Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
-Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Используемые источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionye-podhody-k-organizaci-rps-v-grupe.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране . Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования: - Удовлетворение базовых потребностей ребёнка . В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья. - Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника. - Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
2. Нормативно-правовые документы В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А так же Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Но безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно: Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности) Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте) Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели Маркировка постельного белья и полотенец Правильное освещение
Образовательная область « Безопасность » Обязательность включения области в состав Программы обусловлена: с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.); с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищённости) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребёнка. Портрет выпускника предполагает, что ребенок будет способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Основные задачи психолого-педагогической работы: • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (формирование представлений о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям). • формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру , природе
Примерные виды интеграции области «Безопасность» -По задачам и содержанию психолого-педагогической работы -По средствам организации и оптимизации образовательного процесса « Здоровье » (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека). « Физическая культура » (формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья). « Социализация » (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания).
« Труд » (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности). « Коммуникация » (развитие свободного общения со взрослыми и детьми , соблюдение правил безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., « Познание » (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы) « Физическая культура » (использование игр, игровых упражнений, импровизаций для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные жизненные ситуации). « Чтение художественной литературы » (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира)
«Если вдруг ты сильно захворал, Простудился или ногу поломал, В тот же миг по телефону набери Этот номер «Скорой помощи - 03» Звони по телефону и о пожаре сообщи Ближайшему району. Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.
Пусть заходят к нам в дом люди только с добром.
«Делаем ребятам предостережение :выучите срочно правила движения, Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители!»
Решение задач безопасного поведения, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных, обсуждении проблем, ведении диалога, совместного поиска выхода из сложной ситуации. Желаем Вам успеха!
Предварительный просмотр:
Адаптационный лист
Ф. И. О. ребенка: _______________________ | ||||||
Дата рождения: __________ | Возраст: ____________ | |||||
Дата поступления: __________ | Возраст на момент поступления: ____________ | |||||
Параметры | Дата заполнения | |||||
_____ | _____ | _____ | _____ | 10.06 | <...> | |
I. Поведение | ||||||
Настроение: бодрое, уравновешенное | _ | _ | _ | _ | _ | |
раздражительное, неустойчивое | ||||||
подавленное | ||||||
Длительность и характер засыпания: быстрое, спокойное | ||||||
медленное, спокойное | _ | _ | _ | _ | _ | |
медленное, неспокойное | ||||||
Длительность сна: соответствует возрасту | _ | _ | _ | _ | _ | |
не соответствует возрасту | ||||||
Аппетит: хороший | _ | _ | _ | _ | ||
избирательный, неустойчивый, повышенный |
_ | |||||
плохой | ||||||
Отношение к высаживанию на горшок: положительное | _ | _ | _ | _ | ||
отрицательное | _ | |||||
Наличие отрицательных привычек (сосание пальца, раскачивание) – имеются, отсутствуют | _ | |||||
II. Нервно-психическое развитие | ||||||
По всем показателям в соответствии с возрастом: нормальное развитие | _ | _ | _ | _ | _ | |
задержка на 1 эпикризный срок | ||||||
задержка на 2 эпикризных срока | ||||||
задержка на 3–4 эпикризных срока | ||||||
III. Личность (да/нет) | ||||||
Проявление познавательных потребностей | __ | __ | __ | __ | __ | |
Инициативность | __ | __ | __ | __ | __ | |
Проявление инициативности в игре | __ | __ | __ | __ | __ | |
Умеет найти себе дело | __ | ___ | __ | __ | __ | |
Проявление инициативности во взаимоотношениях с взрослым | __ | __ | __ | __ | __ | |
Вступает в контакт по своей инициативе | __ | __ | __ | __ | __ | |
Проявление инициативности во взаимоотношениях с детьми | __ | __ | ___ | __ | __ | |
Решает проблемы в игре | __ | __ | __ | __ | __ | |
Элементы воображения в игре | __ | ___ | __ | __ | __ | |
Социальные связи:
| __ | __ | __ | __ | __ | |
| __ | __ | __ | __ | __ | |
Адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности | __ | __ | __ | ___ | __ | |
Уверенность в себе и в своих действиях | __ | __ | __ | __ | __ | |
Привязанность к кому-либо из взрослых | ___ | ___ | ___ | ___ | __ |
Итог адаптационного периода
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________