Для Вас, РОДИТЕЛИ!

Тулупова Мария Ивановна

На данной страницы представлен практический материал по развитию речи дошкольников, которым могут воспользоваться родители. Материал направлен на пополнение словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию умения слышать и различать звуки речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка о веселом язычке по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000

Слайд 2

ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Слайд 3

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

Слайд 4

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

Слайд 5

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».

Слайд 6

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Слайд 8

Маляр Веселый маляр красил забор.

Слайд 9

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .

Слайд 10

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Слайд 11

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

Слайд 12

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

Слайд 13

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Слайд 14

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Спрашивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

Слайд 15

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

Слайд 16

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

Слайд 17

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .

Слайд 18

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

Слайд 19

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

Слайд 20

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .

Слайд 21

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .

Слайд 22

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «зь». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

Слайд 23

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

Слайд 24

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Слайд 25

ПАРАШЮТИК

Слайд 26

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Слайд 27

КОНЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные леса

Слайд 2

В северном полушарии Земли леса занимают огромные пространства Евразии и Северной Америки.

Слайд 3

Заяц Заяц может долго лежать на месте, даже когда видит приближающегося врага. И только в крайнем случае вскакивает и пускается наутёк. Некоторые могут развивать скорость до пятидесяти километров в час. Он когда убегает хитрит: если хищник далеко то заяц возвращается и заметает следы, а потом делает длинный прыжок в сторону. Заяц меняет цвет шубки. Летом он серый, а зимой белый. Беляки живут там где климат тёплый. Ест заяц траву, озимые, зерновые и овощи с огорода, а иногда кору деревьев.

Слайд 4

Барсук Барсук живёт в густом лесу и на склоне холма или оврага роет норы. Нора у этих зверей бывает и примитивным сооружением, и очень сложным. Роют барсуки легко. У них плотное, как бы клинообразное, мускулистое тело, остромордая голова и лапы с длинными, острыми когтями. Этими они когтями рыхлят землю, выкапывают корешки и поедают их. Барсуки едят ещё насекомых и грызунов, но не нападают на крупных зверей. К осени они очень жирнеют и наполняют кладовые корнями, семенами, желудями.

Слайд 5

Белка Это небольшой зверёк с длинным пушистым хвостом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Живёт на деревьях и ловко бегает по стволам , по веткам. Питается в основном семенами шишек, орехами, желудями .

Слайд 6

Бобёр Жизнь бобров прочно связана с водой. В воде они себя чувствуют лучше чем на суше и дома строят на воде. Бобры роют норы достигающие восьми – десяти метров. Когда дом готов они строят платину. Платина для бобров очень важна. Во-первых, благодаря платине поднимается уровень воды, надёжно закрывая входы в жилище, во-вторых, животным есть где поплавать. Бобры- звери (солидные): длина их больше метра, а вес достигает тридцати килограммов.

Слайд 7

Бурундук Увидеть его можно в тайге – он не особенно пуглив и очень любопытен. А весной можно услышать и (пение) бурундука. Норку бурундук устраивает на земле и довольно длинную. Иногда и в дупле. В середине лета семья распадается и каждый готовит запасы на зиму. Он собирает: орехи, желуди. За два-три месяца бурундук собирает килограммов пять, а то и десять. Большую часть зимы он проводит в спячке.

Слайд 8

Волк Это хищное животное. Длина тела: в среднем сто пять- сто шестьдесят сантиметров (плюс хвост тридцать пять – пятьдесят сантиметров). Высота в плечах: от восьмидесяти до ста сантиметров. Вес: обычно тридцать пять – пятьдесят килограммов. Скорость передвижения: на коротких дистанциях – восемьдесят пять километров в час, со скоростью тридцать пять – сорок километров может бежать несколько часов, а делаю по 20 – 25 километров, бежит без остановки много часов. У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё.

Слайд 9

Выдра Обычно живёт по берегам рек с быстрым течением. Любят выдру за доброжелательность: она никогда не прогоняет со своего участка норку или ондатру. Свой охотничий участок – полосу примерно стометровой ширины, тянущуюся вдоль реки на два – шесть километров, - выдра знает до мельчайших подробностей.

Слайд 10

Горностаи Этот зверёк активен круглый год. Жары он не очень боится. Снег и холод ему тоже нипочём. Передние лапки горностая короче задних, поэтому он не ходит, а скачет. Он хорошо лазает по деревьям, далеко прыгает и отлично плавает. Как и заяц горностаи меняют цвет. Летом они коричневые, а зимой белые. Основная пища горностая – грызуны. Причём ловит не только мелких, но и таких крупных, как водяные крысы. Не брезгует и лягушками.

Слайд 11

Ёж Он относится к отряду насекомоядных животных. Питается всякими жуками, гусеницами, червями. Так же может поймать мышь или полёвку, а изредка гадюку. Иглы помогают ему защищаться от врагов. Его спина покрыта иглами и поэтому яд гадюки на него почти не действует. Летом ёж спит где придётся. К осени семья распадается. Зимуют они в одиночку, забравшись в нору и погружаются в спячку.

Слайд 12

Енот ЕНОТ-ПОЛОСКУН один из типичных представителей семейства. Ростом он с собаку средней величины. Тело енота - полоскуна коренастое, на коротких лапах с длинными подвижными пальцами. Голова широкая, с короткой тонкой мордочкой, крупными ушами. Шерсть густая, длинная, окраска ее буровато-серая. На морде характерна черная с белой оторочкой маска. На хвосте 5—7 широких черных или бурых колец. Он хорошо лазает по деревьям, но обычно кормится на земле, в болотах и мелководьях. Пищей ему служат лягушки, раки, рыба, грызуны (даже молодые ондатры), а также всевозможные ягоды, желуди, орехи, фрукты. Перед тем как съесть добычу, енот полощет ее в воде, что и дало повод назвать его полоскуном.

Слайд 13

Кабан КАБАН или дикая свинья,— самый широко распространенный вид. Населяет всю Европу на север до Скандинавского полуострова. Известно более 25 подвидов, но все они имеют типичный облик коренастого животного с длиной тела 130—175 см, высотой до 100 см, редко немного больше и массой тела чаще 60—150 кг (до 275 кг). Голова очень большая, клиновидно вытянутая вперед. Уши длинные и широкие, глаза маленькие, рыло с пятачком. Тело покрыто упругой щетиной, зимой более длинной и густой, с подпушью. .

Слайд 14

Косуля Это самый маленький олень. Оно очень стройное и проворное животное. Обитает во многих наших лесах. Днём отдыхает в чаще, а вечером выходит на поляны пастись. Летом косуле хорошо: травы много, а значит, корма хватает. Но зимой, да если снега много, приходится корой деревьев питаться.

Слайд 15

Куница Это хищный зверь. Она обитает только в лесу. Тело у неё стройное, сильное, хвост длинный, мех пушистый, густой и очень красивый, тёмно-бурого цвета. А на горле и груди ещё и желтовато-белое пятно. Гнёзда она делает чаще на деревьях, в дуплах. Она хорошо лазает по деревьям и прыгает лучше белки.

Слайд 16

Куница каменная Всё это относится и к каменной, или кунице-белодушке, прозванной так за белое пятно на груди. Каменная куница несколько меньше лесной, светлее и живёт в более тёплых краях. Питается теми же грызунами и мелкими зверушками. Поедает много растительной пищи.

Слайд 17

Лось В нашей области лось – самое крупное лесное животное. Рога у него – лопатой, и верхняя губа вздута, нависает над нижней. Он чуть ли не три метра высотой и весом иной раз больше чем триста килограммов. Во всех наших лесах можно его встретить, но чаще всего он выбирает леса с вырубками, с полянами, заросшими кустами и высокими травами, которыми питается.

Слайд 18

Ласка Это самый маленький хищник. Её длина не более двадцати сантиметров. Ласка даже когда сыта охотится. За ночь она может поймать десяток - полтора грызунов. По подсчётам учёных за год один зверёк уничтожает до четырёх с половиной тысяч мышей и полёвок. Ласка как и заяц меняет цвет шубки. Летом она рыжая, а зимой белая.

Слайд 19

Лесной жаворонок Прилетают рано, едва появляются проталины. Пенье жаворонка слышится в конце марта. Иногда он подымается над землёй до 150 метров. Гнёзда у этих птиц на земле, еду находят они тоже на земле.

Слайд 20

Лиса Обоняние и тонкий слух помогает лисе охотится. Особенно зимой. Весной она танцует -поднимается на задние лапы и ходит мелкими шажками. Ест она мышей, полёвок и зайцев.

Слайд 21

Медведь Он косолапый и очень любит мёд. Медведь не очень опасный. Но не всегда бывает добродушным и мирно настроен. Если медведя разозлить он может напасть. У медведя большая сила. Он может тащить по лесу ношу в четыреста – пятьсот килограммов. Он может бежать не один километр со скоростью скаковой лошади и не один километр. У медведя слабое зрение, но слух и обоняние развиты прекрасно, и это очень помогает ему в охоте. Охотится он чаще на не больших зверей. Основная пища медведя – различные коренья и орехи, ягоды и грибы, молодые побеги, мелкие грызуны и насекомые.

Слайд 22

Норка НОРКА ЕВРОПЕЙСКАЯ приурочена к побережьям водоемов еще более отчетливо, чем колонок. Эти звери отлично плавают, ныряют и обладают рядом приспособлений к амфибиотическому образу жизни. По внешнему виду норка напоминает колонка и хорька, но тело ее еще более приземистое, голова уплощенная, уши меньше, шерсть значительно плотнее, с очень густой подпушью. Окраска однотонная, темно-бурая, более рыжеватая у европейского вида. У него же на обеих губах расположено белое пятно. Длина ее тела равна 32—43 см, хвоста —12—19 см, масса — 550—800 г, тогда как американская норка часто бывает более 45 см длиной, хвост у нее достигает 15—25 см, масса — до 1,5 кг.

Слайд 23

Олень ОЛЕНЬ ПЯТНИСТЫЙ стройный, легкого телосложения, летний мех во всех возрастах пятнистый. Зимой пятнистость выражена слабо или ее совсем нет. «Зеркало» очень мало и на круп выше корня хвоста не идет. Длина тела взрослых самцов 173— 180 см, самок — 162—174 еж; высота в холке самцов — 109—112 см, самок — 94— 98 см; масса самцов — 117—131 кг, самок — 73—84 кг (в питомниках соответственно до 148 и 86 кг). Длина рогов взрослых 65—79 см (до 93 см). Рога в норме четырехконечные, но у некоторых старых самцов появляется третий концевой отросток (всего 5) и даже второй глазничный отросток (всего 6). Образует 4—5 подвидов

Слайд 24

Росомаха Росомаха – зверь крупный, более метра в длину, а из-за длинной и грубой шерсти кажется ещё больше. Следы росомаха оставляет тоже громадные, ступни покрыты шерстью и имеют меховую оторочку. Живёт она в глухих северных лесах или в сибирской тайге, иногда встречается в тундре. Близко к себе ни кого не подпускает. Бегает росомаха быстро. Росомаха долго ходит по лесу в поисках пищи. Она ест мелких зверьков, падали и ягод. Она может у рыси отобрать добычу.

Слайд 25

Рысь Это животное из семейства кошачьих. Она крупная, до одного метра длиною и почти пятнадцати килограммов весом. У неё длинные лапы, короткий хвост и кисточки на ушах. Ну и, конечно, как всякая кошка, рысь – хищница: питается мышами, полёвками, разными птицами, зайцами. А если подстережёт косулю, так и её съест. Хищник сильный и даже опасный.

Слайд 26

Соболь В европейской части России соболь был полностью уничтожен, в Сибири его осталось очень мало. Сейчас их примерно восемьсот тысяч. Соболь очень привязан к одному месту. Он очень редко убегает от своего места. Соболь живёт оседло, постоянно обходя свой участок, площадь которого может быть и 3 тысячи гектаров. Соболь хорошо лазает по деревьям, а живут и охотятся на земле. Иногда он ныряет в снег и ловит мышей. Только зимой он живёт в дупле дерева.

Слайд 27

Сосновый лес

Слайд 28

Литвиненко Наталья Григорьевна Презентация опубликована на сайте - viki.rdf.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра «В гостях у лесовичка »

Слайд 2

Найди хвойное дерево осина каштан сосна берёза

Слайд 3

Подбери листок к дереву КЛЁН

Слайд 4

Подбери листок к дереву РЯБИНА

Слайд 5

Подбери плод к дереву дуб

Слайд 6

Подбери плод к дереву ЕЛЬ

Слайд 7

Отгадай загадку Ёлка Я прихожу с подарками. Блещу огнями яркими. Нарядная, забавная. На Новый год- я главная!

Слайд 8

Отгадай загадку Березы Разбежались по опушке в белых платьицах подружки

Слайд 9

Отгадай загадку Рябина Средь темна леса красна девушка стоит.

Слайд 10

МолодЕц ! ТЫ справился со всеми заданьями. Для тебя прозвучит песенка Игра-презентация опубликована на сайте viki.rdf.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра - триггер

Слайд 2

Игра

Слайд 3

Тает снег, звенят ручьи, Все сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далеких. Зимобор , Протальник , Грачевник - Март Снегогон , Ручейник, Первоцвет - Апрель Ярець , Травник, Цветень - Май

Слайд 4

Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает? Разноцвет, Скопидом, Хлеборост - Июнь Страдник, Сенозарник , Грозник - Июль Густоед, Разносол, Жнивень - Август

Слайд 5

Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днём и ночью дождик льёт, Грязь и лужи у ворот. Ревун, Хмурень , Вересень . Зоревник - Сентябрь Грязник , Свадебник , Листобой - Октябрь Грудень , Полузимник , Бездорожник , Листогной - Ноябрь

Слайд 6

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость людям подарила И на санках прокатила Ветрозим , Студень, Стужайло - Декабрь Просинец,Перезимье,Лютовей,Трескун - Январь Вьюговей,Бокогрей , Снежень , Лютень - Февраль

Слайд 7

Молодцы!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для чего служит транспорт? Транспорт служит для передвижения по земле, воде, воздуху и даже под землёй, для перевозки пассажиров и грузов.

Слайд 2

На какие группы можно разделить этот транспорт?

Слайд 3

Наземный Водный Воздушный Подземный Приведите свои примеры к каждой группе.

Слайд 4

Какие машины перевозят людей, а какие - грузы?

Слайд 5

А для чего служат эти машины? Это специальный транспорт . Эти машины вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. 01 02 03 Какие номера телефонов набирают, чтобы их вызвать?

Слайд 6

Транспорт Пассажирский Грузовой Специальный Приведи к этой схеме свои примеры.

Слайд 7

Работа в паре. Обсудите, что значит эта схема. Приведите свои примеры. Транспорт Личный Общественный

Слайд 8

Опиши транспорт, используя слова-помощники. Наземный, водный, воздушный, подземный. Пассажирский, грузовой, специальный. Личный, общественный.

Слайд 9

Работа по учебнику. I вариант Прочитайте текст «Как человек научился плавать» на стр. 116 учебника. II вариант Прочитайте текст «Как человек научился летать» на стр. 117 учебника.

Слайд 10

Как человек научился плавать. Что интересного вы узнали из этого текста? Чёлн – лодка славян. Каяк – лодка эскимосов.

Слайд 11

Как человек научился плавать. Галера – вёсельное судно. Парусник

Слайд 12

Как человек научился летать. Что интересного вы узнали из этого текста? Братья Монгольфье

Слайд 13

Источники: http://www.sunhome.ru/cards/b898 http://books.imhonet.ru/element/77939/ http://nwlife.ru/factart/art_transport.html http://www.wunderkind.kiev.ua/?module=russkie_kartochki&id=9 http://www.uitv.ru/news/2010/01/20/6572/ http://fans.saturn-fc.ru/?n=19 http://14338.ua.all-biz.info/ http://www.razumniki.ru/passagirskiy_layner.html http://www.art-saloon.ru/ru/search_item.aspx?CategoryID=25&SearchText=Велосипед http://www.sapr.ru/Article.aspx?id=19446 http://www.avsim.su/forum/raskraska-t69957.html http://www.v3toys.ru/index.php?cPath=179_182&sort=-1&page=2 http://www.razumniki.ru/passagirskiy_poezd.html http://www.ganjawars.ru/item.php?item_id=karlikmutant_vert http://www.nav-admin.ru/wordpress/2009/08/ http://torg.onru.ru/cat/90764/-1/477/4/ http://detsad-kitty.ru/ras/print:page,1,503-transport-dlya-malyshej.html

Слайд 14

Как человек научился плавать. http://www.sem-ya.com.ua/dop/masandya/raskraski/raskraski_transport/ http://www.solnet.ee/sol/004/raskraski4/m09.html http://www.chelprom.ru/desk.php?noticeID=337711&groupID=3&pagerP=163 http :// search . most . ua / yandex ? q http://www.pilotage-rc.ru/catalogue/assembled/S63763/RC6691/?page=2&count=20 http://rnns.ru/weapon/page/10/ http://www.3dcollector.ru/?m=3dmodels&cat=auto_moto_aero_ships&sub=ships&ssub=pres_ship http://www.mignews.com/news/travel/world/120908_113024_77633.html http://www.dolblenka.ru/korpus.php http://beltrop.ucoz.ru/forum/20-42-2 http://www.only-paper.ru/forum/36-3397-3 http://www.vozduhoplavateli.ru/index.php?id=1485

Слайд 15

Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода Презентация опубликована на сайте - viki.rdf.ru



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук — то, что мы слышим и произносим.
  • Буква — то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука. 

   https://docs.google.com/drawings/image?id=srbcfuI2USWlKl6pIhZM-QQ&rev=1&h=12&w=12&ac=1 Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. 

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: 

жжжук, жууук, жуК.

     Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. 

    Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.

https://lh4.googleusercontent.com/lOyAAO8NwtmC2RjXeDbNO4Am6o-e74kQvlXK10uoYg8ow2OF61ovkyZGNmzsoP1YEuvy4Tz8hj23sQDokHrQ6N3BSMnAEKRprtO6zKmnaUk7O6EW5p7Pw4-krvEZOu5IS1Y

Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Ознакомление  с гласными звуками.

 Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э],кит-[и],дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. 

Гласные звуки обозначаем красной фишкой.

Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.

    Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия , что-то "мешает",- губы, зубы, язык, называются согласными. 

Твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, 

а мягкий согласный звук- зеленой фишкой. 

Выполните звуковой анализ слова ГУСИ

ГУСИ

Назовите гласные звуки.    ([у], [и] )        

Сколько слогов в слове?    (Два)     

Назовите их. (ГУИ)

Назовите ударный слог.(ГУ)

Произнесите слово с ударением.(ГУУУСИ)

В ударном слоге протяжно произносится гласный звук.(УУУ)

Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.

Взрослый произносит ГУСИИИ. 

Какой звук выделен? (И)

Как правильно сказать? ГУУУСИ.

Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.

 

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАКРЕПЛЯЕМ ТРУДНЫЕ ЗВУКИ «УЛИТОЧКИ»

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: