Главные вкладки
Опыт работы
Формы, методы, приемы, технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций обучающихся
- Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (Проспер Мериме — французский писатель и переводчик). К сожалению, не все учащиеся умеют использовать эти удивительные возможности родного языка.
В Концепции преподавания русского языка и литературы отмечается, что «многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного и речевого этикета». И это не удивительно. Подрастающее поколение в настоящее время мало читает художественную литературу, являющейся образцом правильной речи, отдавая предпочтение телевидению, Интернету и другим средствам массовой информации, откуда мы «впитываем» речь, не всегда отличающуюся литературностью, правильностью, уместностью, разнообразием. Дело в том, что наше общество всё больше слушает и всё меньше читает. А речь звучащая оставляет желать лучшего.
На этом слайде представлены результаты диагностики, проведенной мною на предмет выявления у учащихся уровня речевой культуры. Многие учащиеся отмечали, что не имеют представление о культуре речевого общения и не знакомы с правилами речевого этикета. Навыки публичной речи были лишь у небольшой части опрошенных. Кроме того, творческие работы учащихся свидетельствовали о небогатом словарном запасе. Все это говорило о серьезной проблеме, которую необходимо решать, потому что современное общество ценит людей, владеющих искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Активность выпускников во всех сферах общественной жизни напрямую зависит от того, насколько свободно они смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни.
Актуальность опыта
Данное противоречие определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске инновационных подходов в организации формирования коммуникативно-речевых компетенций обучающихся
Гипотеза: сформированные коммуникативно-речевые способности обучающихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочное время обеспечивают более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения.
Проблема обусловила выбор темы и поставила цель: формирование школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой коммуникативно-речевой компетенцией.
1) формирование приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) Введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3) Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей учащихся
4) Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Переосмысливая содержание своей деятельности, я обратилась к достижениям передового педагогического опыта.
Теоретическая база опыта
Работа по развитию речи учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в дореволюционной школе. В трудах Буслаева, Срезневского и Ушинского прослеживается мысль об обогащении речи обучающихся.
В.А.Добромыслов, помимо обогащения речи учащихся, важным считал работу по предупреждению и преодолению произносительных, лексических, морфологических ошибок.
Т.А.Ладыженская, соглашаясь со своими предшественниками, добавляет еще важность обучения различным видам речевой деятельности (слушание, чтение).
Проблеме формирования коммуникативных умений старших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2010), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений старших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
2.Технология опыта
Изучение трудов известных лингвистов привело к пониманию того, что, отправляясь на урок, я должна создать благоприятную среду для развития познавательного интереса учащихся. Это будет благотворно воздействовать на их активность и стимулировать развитие самостоятельности, без которой невозможен учебный процесс в современной школе. И чтобы этот процесс был успешным, необходимо мотивировать учащихся к получению знаний, заинтересовать своим предметом, вызвать желание открывать для себя неизведанное. Безусловно, добиться поставленной задачи традиционными способами невозможно.
Новый образовательный стандарт предъявляет педагогу и новые требования к профессиональным компетенциям, главным из которых является умение организовывать коммуникативную деятельность учащихся. Что подразумевается под этой деятельностью? Прежде всего, способность научить детей связно выстраивать монологическое высказывание в устном и письменном виде, участвовать в диалоге с различными людьми и в различных ситуациях, отстаивая и обосновывая свою точку зрения, опираясь на жизненный опыт и наблюдения, анализировать и совершенствовать написанное, уметь тактично и убедительно вести дискуссию. Задача эта непростая.
Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии, методов и приемов, которые позволили бы так организовать процесс обучения, чтобы реализовать все поставленные задачи. Свою работу я строю в соответствии с системно-деятельностным подходом, что дает возможность превратить процесс обучения в процесс сотворчества ученика и учителя, который должен так организовать работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. На первое место выдвигается индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной учебной деятельности. Компоненты технологий, основанных на системно-деятельностном подходе, позволяют ученику обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.
При разработке уроков я использую технологию проблемного обучения. Создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, можно добиться оптимального сочетания самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых выводов науки. В ходе решения проблемы растет активность учащихся, а самостоятельность достигает высокого уровня. Учащиеся легко применяют полученные знания на практике и одновременно развивают свои коммуникативные умения и творческие способности.
На своих уроках я использую метод интерпретации (подбор собственных значений и ассоциаций, проговаривание, пересказ с целью понимания), который будет представлен сегодня на уроке. Это
- комментарий эпиграфа,
- ассоциации, возникающие при работе с портретом, слушанием музыки.
-интерпретация характера образа-персонажа и его композиционно роли в произведении,
-интерпретация и образа писателя, его позиции, мировоззрения,
-интерпретация самого текста.
Используя этот метод, я развиваю мировоззрение учащихся, умение давать читательскую оценку, а значит, совершенствую их речь.
Так, например, изучая в 10 классе пьесу «Гроза», составляем таблицу «Тираны и жертвы «темного царства» Самостоятельное заполнение такой таблицы заставляет учащихся глубже вчитываться в текст, развивает логическое мышление на основе нахождения учащимися причинно-следственных связей между всеми средствами создания образа. Сравнительный же анализ позволяет отнестись критически к качествам их характера. Тем самым развивается критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации.
На уроках русского языка , наряду с методом интерпретации, я использую метод моделирования (творческое преобразование в соответствии с поставленной целью), применяя такие приемы, как:
-создание текста по опорным словам,
-написание сочинения по готовому плану,
-восстановление деформированного текста,
-составление текстового формуляра в виде таблицы, заглавия к которой придумывают сами учащиеся (тип речи, стиль, тема, проблема, основная мысль…)
-прием разворачивания текста (продолжить текст по данному началу, предложить свой вариант развития действия). Такой прием позволяет обучить умению придерживаться темы и цели высказывания, т.е.соблюдать определенный алгоритм, развивает творческие способности , формирует определенные речевые навыки, дает возможность перейти из зоны ближнего речевого развития в зону актуального развития :
Опора на образец – без опоры на ту же тему – самостоятельно , варьируя стиль, тип текста, жанр речи. Здесь уже используется технология дифференцированного обучения, ориентирующая на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.).
Активизирует деятельность детей метод смысловой группировки материала:
-деление текста на микротемы,
-составление плана текста,
-составление плана-вопросника по данному тексту
Учащиеся, выполняя такое задание, сами задают вопросы по тексту товарищам и анализируют их ответы, иногда организуется работа парами: один задаёт вопрос, другой отвечает.
В 10-11 классах, когда от учащихся уже требуется глубина понимания проблемы текста, умение выстраивать свой письменный ответ в соответствии с критериями, моя задача – научить выпускников мыслить не шаблонно, ярко, оригинально. И эту работу всегда начинаю с текстов, которые не могут не заинтересовать ребят, которые всегда вызывают желание высказаться, поделиться своими мыслями. Это небольшие по содержанию, но очень емкие по смыслу. Такие, например, как текст Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» или сказка-притча Кривина «Волк на елке». Главное – вызвать интерес.
Углубляя представление о тексте, я предлагаю систему уроков по его анализу , которая предусматривает проблемные языковые задачи; умение производить композиционно-содержательный, типологический и стилистический анализ текста. Класс делится на группы, каждой из которых предлагается обсудить проблемные вопросы, дать оценку поступкам героев, определить нравственные качества. Или же на основе цитат, взятых из текста, составить нравственный портрет героя. Такая форма работы с текстом будет представлена сегодня на уроке.
Для анализа подбираются тексты воспитательного характера, охватывающие нравственные, экологические , эстетические проблемы в зависимости от цели урока. Такие уроки позволяют развивать умение говорить, отстаивать свою позицию, быть активными участниками процесса познания
Формируя у детей самостоятельность, я прослеживаю динамику развития по следующим показателям:
- интерес к учению;
- развитие общения друг с другом;
- взаимообучение и самообучение;
- любовь к родному языку.
Безусловно, большую помощь в формировании коммуникативно-речевой компетенции у обучающихся играют произведения художественной литературы, изучаемые на уроках и самостоятельно.
Отправляясь на урок литературы, я всегда помню слова Евгения Николаевича Ильина о том, что такой урок строится по закону трех о : очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Я бы добавила еще одно о: обаять образом учителя. Интеллигентность, артистизм, харизма – качества, способствующие гармоничному диалогу между учеником и учителем. Еще А.П.Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело».Нужно, чтобы все предметы преподавались как искусство. Только так можно привить интерес к слову, любовь к чтению и, как следствие, развить коммуникативные способности учащихся. Многие из нас, открывая ученикам новое имя в литературе, стараются найти какие-то интересные факты из биографии писателя, рассказать о его увлечениях , пристрастиях, окружении. Здесь мы используем презентации, совершаем виртульные экскурсии по местам жизни того или иного писателя. Я могу предложить не менее интересную форму знакомства с личностью писателя. Являясь классным руководителем, я очень люблю вместе со своими учениками путешествовать по литературным местам. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Открытия, которые делают для себя ребята во время таких путешествий, у всех разные. Но я уверена, что ни один из них не был пассивным слушателем, когда экскурсовод открывал нам страницы жизни Лермонтова, Пушкина, Чехова, Толстого. После поездки мы обязательно делимся впечатлениями, пишем заметки в школьную газету. А на уроке я предлагаю такое задание : подготовить устную книгу о жизни писателя. Класс делю на группы, каждая из которых должна представить одну главу: «Близкие сердцу люди», «Детские игры и мечты», «Музыкальные дарования», «Поэтическое дарование», «Талант художника» (для 5-6 класса)Далее в старших классах прошу вспомнить стихи, подходящие для данной главы, выразительно их прочитать. Придумать обложку, подобрав иллюстрацию к главе. Я уверена, что такая форма работы позволяет привлечь внимание к личности писателя и заинтересовать его творчеством.
Так в мою практику вошли уроки и задания, отличные от традиционной формы преподавания, которые всегда вызывают интерес и развивают творческий потенциал учащихся.
На развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся направлены ролевые игры, которые способствуют реализации речевого намерения как на содержательном, так и на языковом уровне, развивают творческие способности и индивидуальность учащихся.
В настоящее время важно научить ребенка рассуждать, быть убедительным в своем мнении. На выпускных экзаменах формат именно сочинения-рассуждения предлагается выпускникам. И уже с 5 класса начинается эта подготовка. Например, в учебнике Быстровой есть такие задания: написать размышления на тему: «Если бы я был директором»,«Какой вы представляете школу будущего»,«Какой я хотел бы видеть свою планету» «Что бы вы рассказали ребятам третьего тысячелетия». Перед написанием такого сочинения предлагаю разделиться на группы: консерваторы и новаторы. Среди них также делимся на учителей, родителей, выбираем директора. Предлагаются вопросы для обсуждения. Каждый из участников должен представить свое понимание темы и аргументировать
Очень интересно проходит такая форма, как «Бой ораторов». Вначале распределяются роли: спорщик, всезнайка, робкий, несомневающийся, приспосабливающийся, отвергающий.Затем предлагается тема (Например: Слова- тоже поступки. А.Франс) В форме дискуссии ребята принимают участие в обсуждении предложенной темы с учетом той роли, которая ему отведена. Так можно готовиться к написанию сочинения 15.1 в 9 классе. Именно этот вид сочинения вызывает затруднения у выпускников, так как многие не умеют давать правильный комментарий цитаты. Такая форма работы дает возможность научить ребят не только понимать смысл цитаты, но и закрепляет умение аргументировать определенную точку зрения.
Ролевая игра-суд над помещиками при изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» позволяет четко разграничить лексику официально-делового стиля и разговорного. Перевоплощаясь в образы героев, выполняя роль адвоката, судьи, обвинителя, сосредоточить внимание на их речи, интонации.
Урок с использованием элементов театрализации всегда привлекателен для учащихся 5-7 классов. Такие уроки были проведены мною в 5 классе при изучении басен Крылова, рассказов Чехова, сказов Бажова.
Большое место на уроках я уделяю работе с поэтическими произведениями. Ни для кого не секрет, что школьники не любят и , как правило, не понимают стихи. А при чтении наизусть очень далеки от декламации. Обязательным условием успешной работы с поэтическим текстом на уроке является настрой детей. И задача учителя – создать атмосферу восприятия и понимания поэтического произведения.Здесь можно использовать интегрированные уроки. Так, начиная знакомство с поэтическим мастерством Пушкина в 5 классе, показываю связь таких видов искусства, как литература, музыка, живопись. Предлагаю прослушать стихотворение «Осень», соотнести с музыкой Чайковского «Времена года» и картинами Левитана. Свои наблюдения оформить в таблицу, ответив на вопросы:
-Какие чувства вызвало произведение?
-Какие картины представились?
-Какое настроение передано в произведении?
-Что произвело на вас более сильное впечатление? Почему?
Последний вопрос прошу оформить в виде связного ответа-рассуждения.
Интересно проходят уроки-размышления о любимом литературном герое, где учащимся предлагаются разные задания : написать дневник от лица героя, подготовить монолог героя, сочинить и произнести хвалебную речь , посвященную любимому герою, придумать макет памятника любимому герою, обосновав выбор места.
Очень интересно проходят такие уроки, как :
-урок-КВН,
-урок-путешествие,
-урок - творческая мастерская.
Такие уроки я обычно провожу на этапе обобщения изученного материала.
Свою работу по формированию коммуникативных способностей учащихся я продолжаю и во внеурочное время. Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке , кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных, театральных встреч с интересными собеседниками.
Используя различные формы внеклассной работы, я пришла к идее создания школьной театрально-литературной гостиной, руководителем которой являюсь уже 9 лет. Занятия в ней являются непосредственным продолжением уроков литературы, дают им «второе дыхание», создают фон, содержат колоссальный нравственный заряд, создают условия для раскрытия творческих возможностей учащихся, а самое главное – вызывают неподдельный интерес к изучению художественных произведений. Кроме того, на занятиях театрально-литературной гостиной ребятам открывается новые имена, которых нет в школьной программе или которые впервые, недавно в ней появились.
Целью занятий театрально-литературной гостиной является создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, выявление творческого потенциала средствами театральной педагогики, повышение интереса к изучению литературы как школьного предмета, развитие культуры речи.
Основное содержание театрально-литературной гостиной- подготовка и проведение литературных вечеров, театрализованных представлений, встреч за круглым столом с творческими людьми , участие в конкурсах актерского мастерства
Формы работы театрально-литературной гостиной :
-Театральное инсценирование литературных произведений
-Литературно-музыкальные композиции
-Организация школьных праздников
Наблюдая за участниками гостиной, я прихожу к выводу, что даже закомплексованный и не слишком эмоциональный ребенок становится творческой личностью с художественным воображением и грамотной литературной речью. Участие в гостиной дает возможность широкого круга общения, обмена опыта учеников и учителей, знакомства с новыми формами и методами преподавания уроков литературы, раскрытие режиссерских, актерских, художественно-оформительских, исследовательских талантов. А главное, развитие коммуникативно-речевых компетенций.
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников.
Результаты реализации представляемой методической системы диагностируются в период входного, промежуточного и итогового контроля, которые проводятся с использованием материалов системы СтатГрад, а также «ФГОС Тематического контроля» под редакцией С.П. Цыбулько, где задания ориентированы на выявление уровня речевой культуры обучающихся. Повторная диагностика в 11 классе на предмет выявления у учащихся уровня речевой культуры показала положительную динамику, которая представлена на данном слайде.
Мои ученики успешно участвуют в олимпиадах различного уровня и конкурсах научно-познавательного, художественно-эстетического и духовно-нравственного направлений. Практика реализации работы позволяет говорить пусть пока еще не об успехах в речевой подготовке выпускников, а о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывать эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.
Потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.
Завершить свое выступление мне хотелось бы словами английского драматурга Джона Уэбстера: «Заберите все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел». Убеждена, что многие мои выпускники вправе адресовать эти слова себе.
Я закончила свое выступление, готова выслушать ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Л.В. Подгорбунская
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Предисловие
Актуальность программы курса «Основы речевой деятельности» определяется запросом общества, в котором преимущество за людьми, обладающими не только хорошими знаниями по своей специальности, но и широким кругозором, высокой культурой. Первоклассный профессионал должен владеть грамотной и красивой речью. Чтобы добиться успеха в том или ином деле, надо уметь договариваться, четко, конкретно и обстоятельно вести переговоры. Именно владение богатством языка во многом определяет взаимопонимание между собеседниками. Кроме того, знания родного языка и владение культурой речи – необходимое условие для углубления своих познаний в разных областях жизнедеятельности.
Программа «Основы речевой деятельности» - это развивающая программа социально-гуманитарной направленности для обучающихся 5-7 классов. Программа расширяет и углубляет представления обучающихся о системе языка, нормах, его законах, дает возможность научиться грамотно строить собственные тексты и выступать перед публикой. В программе используется системно-деятельностный подход.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, в том числе личностные и метапредметные, инструментарий для оценивания, учебно-тематический план, список литературы, приложения, в которых приведены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Программа предполагает формирование универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных).
Программа основывается преимущественно на активных методах обучения. Материал распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях- СанПиН 2.4..2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993)
Древнегреческий философ Марк Туллий Цицерон справедливо заметил: «Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь». Исходя из этой цитаты, можно с уверенностью сказать, что человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Человек, умеющий грамотно и красиво говорить, всегда успешен во всех сферах жизни: в учебе, на работе. Однако речь современных детей неграмотна, они затрудняются в создании правильных монологических высказываний, испытывают боязнь публичного выступления. Усугубляет ситуацию и дефицит общения, так как современные дети предпочитают социальные сети взамен живой беседе. Кроме того, базовый курс русского языка недостаточно времени отводит решению проблемы формирования речевой культуры. С целью удовлетворения потребностей учащихся была разработана элективного курса социально-гуманитарной направленности. В процессе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение наиболее значимых в курсе «Русский язык и культура речи» тем, повышение интереса школьников к решению проблем, связанных с культурой речи и публичного выступления, вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность.
Цели программы: сформировать у школьников коммуникативную компетенцию:
-познакомить учащихся с основными речеведческими понятиями,
-развить все виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо),
-помочь овладеть основами культуры речи, а также навыками публичного выступления
- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах творческой направленности;
Задачи:
-формирование знаний о базовых понятиях культуры речи;
- овладение коммуникативными нормами современного русского языка;
- формирование учебно-практических умений работы с текстами разных стилей и типов речи;
- развитие творческих умений детей, интереса к изучению русского языка и литературы посредством участия в конкурсах ораторского мастерства, конкурсах чтецов, сочинений, в научно-практических конференциях;
-воспитание чувства бережного и ответственного отношения к языку
Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать свои тексты в жанре эссе, рассказа, сказки, сочинять стихи, оказывать посильную помощь в формировании речевой культуры одноклассников, пропагандировать бережное отношение к языку.
Настоящая программа является годичной программой для учащихся 5-7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы социально-гуманитарной направленности.
Программа элективного курса «Основы речевой деятельности» расширяет и углубляет раздел «Речь», изучаемый в курсе русского языка , за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения.
Программа предполагает формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД
При этом ученик научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия;
- строить логическое рассуждение; для высказывания, интересно раскрывать тему и главную мысль сочинения
Ученик получит возможность научиться:
-получать информацию;
- самостоятельно проводить исследование на основе переработки полученной информации;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнения и позицию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров;
- планировать пути достижения целей;
-соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
-реализовывать высказывание на заданную тему;
-самостоятельно работать с заданиями, осознавать недостаток информации, использовать Интернет и другие СМИ;
-сотрудничать в совместной деятельности;
-делать выводы и обобщения в результате совместной работы
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цели и задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления;
-осознание роли речи в жизни людей
- знание основных принципов и принципов отношения к родному языку.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, ее языку;
- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение окружающим;
- потребность в самовыражении и самореализации.
Включенные в содержание программы информация и способы деятельности обучающихся позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения
Образовательная программа рассчитана на обучающихся основной школы- 11-13 лет
Реализация программы «Основы речевой деятельности» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 34 часа в год.
Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты:
- Понимание значимости владения основами речевой деятельности для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении.
- Стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить
собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать.
Метапредметные результаты:
- Владение всеми видами речевой деятельности;
- Применение приобретенных коммуникативных навыков в
повседневной жизни;
- Организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Предметные результаты:
- Овладение навыками составления текстов различных жанров;
- Умение общаться в соответствии с речевой ситуацией, в том числе и
импровизировать, соблюдая при этом критерий уместности использования речевого жанра.
-Освоение базовых основ лингвистики
-Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
-Владение формами обработки информации исходного текста;
-Умение анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм, понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-Осознание эстетической функции родного языка, умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения
5 класс
Уровень достижения образовательного результата | Планируемые образовательные результаты |
Воспроизведение |
|
Понимание |
|
Применение |
|
Анализ | Анализирует разговорную и книжную речь по заданному плану |
Синтез | Делает выводы о различии книжной и разговорной речи |
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||
1 | Язык и речь. | Характеризует особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи. Воспроизводит различия языка и речи в соответствии с классификацией. Перечисляет признаки диалогической и монологической речи. Перечисляет виды диалога и монолога. Владеет различными видами диалога и монолога. Называет следующие нормы речевого этикета:… Дает определение понятия «текст». Определяет основную мысль/ извлекает требуемую информацию из учебно-научного, художественного текста объемом 5-7 предложений. Находит в незнакомом тексте разговорную и книжную речь. Выбирает вид диалога под задачу коммуникации. Излагает содержание текста подробно, сжато, выборочно. Объясняет сферы применения следующих видов диалога и монолога: Объясняет важность использования норм речевого этикета для точного выражения мысли и установления контакта с собеседником или аудиторией… Самостоятельно сопоставляет текст с точки зрения содержания. Создает устные монологические высказывания по заданной теме(объем). Создает письменные монологические высказывания (указать формат и темы). Создает диалогические высказывания на заданную тему. Применяет правила постановки знаков препинания при диалоге. Приводит примеры диалога по заданной схеме. Создает небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. | Личностные: Когнитивный компонент: Приводит толкование понятий, составляющих базовые национальные ценности, перечисленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, ценность знания» Объясняет моральные и нравственные основания собственных решений и поступков (в том числе в модельных ситуациях) Перечисляет и характеризует виды и сферы деятельности человека Деятельностный компонент: Получил и проанализировал опыт анализа, интерпретации и реконструкции смыслов художественных объектов Ценностный и эмоциональный компонент: Сознает необходимость самообразования, иллюстрирует свое понимание ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения Регулятивные: Самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своей деятельности Коммуникативные: Воспринимает требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, письменном источнике, извлекая необходимую информацию Познавательные: Вербализует эмоциональное впечатление, оказанное на него источником Выделяет главные и второстепенные признаки, даёт определение понятиям |
2 | Речь и речевое общение. | ||
4 | Речь устная и письменная. | ||
5 | Речь книжная и разговорная. | ||
6 | Речь диалогическая и монологическая | ||
7 | Речевой этикет | ||
8 | Текст как речевое произведение | ||
9 | Основные при- знаки текста | ||
10 | Тема, основная мысль и структура текста. | ||
11 | Микротема текста | ||
12 | Средства связи предложений в тексте | ||
13 | Простой и сложный план текста | ||
14 | Типы речи | ||
15 | Текст-повествование | ||
16 | Текст-описание | ||
17 | Текст-рассуждение | ||
18 | Текст разного типа речи |
Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения
6 класс
Уровень достижения образовательного результата | Планируемые образовательные результаты |
Воспроизведение |
Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; |
Понимание |
|
Применение |
|
Анализ | Анализирует тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи |
Синтез | Делает выводы о различии текстов разного типа речи. |
Тематическое планирование для 6 класса
№п/п | Тема занятия | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | ||
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. | Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте. | Формулирует идею текста. |
2 | Как строится текст. Связь предложений в тексте. | Определять смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). | Распределяет время на решение учебных задач. Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
3 | Способы связи предложений в тексте. | Знать цепную и параллельную связь и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. | Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и умением анализировать и извлекать информацию. |
4 | Типы речи. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. | Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
5 | Сочетание разных типов речи. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их типа. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6 | Стили речи. | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения. |
7 | Разговорный язык. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения. |
8 | Научный стиль речи. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию по заданным признакам. Выделяет признаки по заданным критериям. |
9 | Научный стиль речи. Практикум. | Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. | Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
10 | Официально-деловой стиль речи. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию по заданным признакам. Выделяет признаки по заданным критериям. |
11 | Письмо. | Создавать письменные высказывания заданного типа речи, жанра. | Оценивают работу, исправляют и объясняют ошибки. |
12 | Жанры официально-делового стиля. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и умением анализировать и извлекать информацию. |
13 | Язык художественной литературы. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения использованных языковых средств. | Понимают, в чём значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний. |
14 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения использованных языковых средств. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа/ синтеза/ сравнения/ классификации. |
Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения
7 класс
Уровень достижения образовательного результата | Планируемые образовательные результаты |
Воспроизведение |
Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; |
Понимание |
|
Применение |
|
Анализ | Анализирует тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи |
Синтез | Совершенствует содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находит и устраняет неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов. |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты |
1 | Текст. Тема широкая и узкая. | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста | Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка). Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. |
2 | Создание текста на заданную тему | Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | Оценивать собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. |
3 | Редактирование текста | Самостоятельно исправлять ошибочные написания. | Объяснять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного написания по алгоритмам. |
4 | Тема широкая и узкая. | Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения |
5 | Простой и сложный план текста. | Создавать устное и письменное монологическое высказывание на социально-культурную тему. | Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. |
6 | Чтение – основной вид речевой деятельности. | Правила эффективного слушания. Культура работы с книгой и другими источниками информации. | Стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
7 | Виды чтения. | Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста. |
8 | Построение связного текста | Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. | Публичное выступление |
9 | Типы и стили речи. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. |
10 | Функциональные стили речи. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. |
11 | Научно-учебный и научно-популярный стили. | Осуществлять поиск информации с помощью словарей, справочной литературы. Работать в группах и индивидуально. | Работать в группах и индивидуально. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. |
12 | Публицистический стиль, его особенности. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. |
13 | Создание текста публицистического стиля | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические темы. |
Формы подведения итогов реализации программы:
- Тестирование;
- Выполнение практических работ;
- защита проектов гуманитарного содержания;
- участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах гуманитарной направленности ;
- участие в предметных олимпиадах;
Инструментарий для оценивания
Тестирование:
Высокий уровень: обучающийся выполнил 80-100% заданий.
Средний уровень: обучающийся выполнил 50-79% заданий.
Низкий уровень: если выполнено 0-49% заданий.
Выполнение практических работ
Высокий уровень:
1. Обучающийся выполняет работу самостоятельно в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности в соответствии с правилами речевого этикета и нормами литературного языка.
2. Грамотно, логично описывает последовательность работы с текстом, правильно формулирует выводы.
3. Создает текст на заданную тему в полном объеме.
Средний уровень:
1. Обучающийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности, но допускает незначительные речевые недочеты.
2. Делает неполные выводы.
3. Создает текст на заданную тему не в полном объеме.
Низкий уровень:
1. Обучающийся выполняет работу с помощью учителя, допускает ошибки в интерпретации текста
2. Допускает ошибки в выводах.
3. Затрудняется в создании собственного текста.
Защита проектов в форме презентации:
Критерий | К-во баллов (макс) |
1.Четкость поставленной цели и задач | 2 |
2. Тематическая актуальность и объем использованной литературы | 2 |
3. Обоснованность выбранных методик для проведения исследований | 2 |
4. Полнота раскрытия выбранной темы проекта | 2 |
5. Наличие в работе вывода или практических рекомендаций | 2 |
6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам | 2 |
7. Качество оформления работы | 2 |
8.Компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы | 2 |
Итого: максимально – 16 баллов
Высокий уровень: 13-16 баллов
Средний уровень: 8-12 баллов
Низкий уровень: 2-7 баллов
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, ноутбуки.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы , справочники, энциклопедии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Деловая риторика – М., 1995
2. Аристотель. Риторика – М., 2000
3. Безменова Н.А. Теория и история риторики. М.: Наука, 1991
4. Варгапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,1999
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.
6. Голуб КБ. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.
8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., Эксмо, 1999.
9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.
10. Львов М.Р. Риторика. — М, 1996.
11. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.
12. Поварнин СИ. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002
13. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: «Русское слово», 2005.
Приложения
Образцы учебных материалов и оценочных средств, используемые при реализации программы
Приложение 1.
«Примерные темы проектов к НПК Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.
1.Устная речь моих одноклассников.
2.Школьный жаргон.
3.Речевой этикет как показатель культуры общения.
4.Влияние Интернета на речевую культуру человека.
5.Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
6.Речевые ошибки нашего класса.
Приложение 2
«Тестовая работа по теме «Текст. Стили речи.»
1.Для какого стиля характерен диалог?
- Научный
- Разговорный
- Официально-деловой
- художественный
- публицистический
2.Какой стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг?
- научный
- официально-деловой
- художественный
- публицистический
- разговорный
3.Какой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.?
- научный
- публицистический
- официально-деловой
- разговорный
- художественный
4.Какой стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях?
- художественный
- публицистический
- разговорный
- официально-деловой
- научный
5.Какой стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью, использованием изобразительно-выразительных средства языка?
- научный
- художественный
- публицистический
- официально-деловой
- разговорный
6.Определите стиль речи текста.
Распоряжение
Во исполнение пункта 8 протокола №1 от 15.05.2019 заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева утвердить План основных мероприятий согласно приложению настоящего распоряжения.
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
- художественный
7.Определите стиль речи текста.
Говорил, что в субботу пойдем все вместе в кино, а теперь дал задний ход. Лень, мол, одолела. Хоть бы наскреб денег, пошли бы мороженого поели. Все-таки выходные…
- разговорный
- публицистический
- официально-деловой
- художественный
- научный
8.Определите стиль речи текста.
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
- художественный
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
Подгорбунская Лариса Викторовна
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
\
Материалы для учителя
Пописано в печать 20.05.2019
Формат 60х84 1/16. Бумага офисная. Печать оперативная
Усл.п.л. 1,3 Тираж 50 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии «Формат»
446436, Самарская обл., г. Кинель, ул Маяковского, 57
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
В методической разработке урока представлена технология организации проблемного обучения и технология формирующего оценивания для формирования у обучающихся универсальных учебных действий
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Умение учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
- познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование универсальных учебных действий (УУД). Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса русского языка можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных стандартом.
Виды универсальных учебных действий:
1) личностные;
2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Функции универсальных учебных действий:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В конспекте урока используются следующие сокращения:
ПОР – планируемые образовательные результаты
ЛР – личностные результаты
ПР – планируемый результат
Универсальные учебные действия:
ПУД – познавательные
РУД – регулятивные
КУД – коммуникативные
Паспорт урока русского языка в 5 классе
Тема урока: | |
Учитель (ФИО, место работы, должность) | Подгорбунская Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель |
Образовательная цель | формирование языковой культуры личности, развитие коммуникативных способностей пятиклассников на основе осмысления правописания мягкого знака после шипящих |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя лично знания о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий; ПУД-1: умеет работать с прочитанным текстом: определяет тему текста, прогнозирует содержание текста по ключевым словам, устанавливает логическую последовательность основных фактов. умение осуществлять информационный поиск; ПУД-2: осуществляет информационный поиск, выделяет, обобщает и фиксирует нужную информацию; КУД-1: излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения; КУД-2: определяет общую цель и пути её достижения; КУД-3: организовывает учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; КУД-4: умеет осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормам языка; РУД-1: принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности; РУД-2: планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей; РУД-3: владеет основами самоконтроля, самооценки ПР-1: называет и применяет на практике правила написания мягкого знака после шипящих у имен существительныхПР-2: объясняет и применяет полученные знания в практических ситуациях; ПР-3: составляет текст на заданную тему; ПР-4: решает задания установление причинно-следственных связей |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Многообразие живых организмов» | Ученик научится: объяснять выбор орфограммы «Мягкий знак после шипящих у имен существительных» Ученик получит возможность научиться иллюстрировать правила примерами |
Мировоззренческая идея | Знание орфограммы «Мягкий знак после шипящих у имен существительных» позволит улучшить грамотное письмо обучающихся
|
Ценностно-смысловые ориентиры | Любовь к природе, родному краю |
План изучения учебного материала | 1) Повторение шипящих звуков 2) Практикум на умение применять правило о написании мягкого знака после шипящих у имен существительных 3) Самостоятельная работа в парах, составление алгоритма 4)Разноуровневые задания на умение применять правило 5)Выборочный диктант 6)Лингвистический эксперимент 7)Творческая работа по созданию текста 8)Рефлексия |
Основные понятия | Орфограмма, пунктограмма, графическое оформление, эксперимент, пейзаж, редактор |
Тип урока | Урок обобщения изученного материала |
Форма урока | урок-практикум |
Образовательная технология | технология организации проблемного обучения, технология формирующего оценивания |
Оснащение урока | учебник, мультимедийные средства, словари, карточки с разноуровневыми заданиями |
Организация пространства | Работа фронтальная, парная, самостоятельная |
Мизансцена урока | Традиционная рассадка |
Домашнее задание | Сочинить кроссворд или тестовые задания по теме |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Мотивационный этап | - Долгожданный дан звонок, начинается урок! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте мы порадуем их своими знаниями.(2 мин.) | Приветствие. Подготовка к работе. Формулирование темы и целей урока. |
2.Актуализация опорных знаний | В начале урока я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение В. Кремнева МЫШЬ И КАМЫШ Камышам пищала мышь: - Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других? А теперь посмотрите на доску. К нам на урок пришел Змей Горыныч. - Какое отношение он имеет к звуку ш? -Охарактеризуйте этот звук. -Какие шипящие звуки вам еще известны? -Что вы знаете об этих звуках? -Посмотрите, какой шипящий у нас Змей Горыныч стал. Надо срочно его смягчить, задобрить. -Давайте выберем верный маршрут НАПРАВО ПОЙДЕМ – с гласными после шипящих время проведем ПРЯМО ПОЙДЕМ – в гости к парным шипящим попадем НАЛЕВО ПОЙДЕМ – к мягкому знаку придем Итак, маршрут выбран, маршрутные листы вы получили . Отправляемся в путь. | Отвечают на вопросы. Ш- шипящий согласный, парный глухой, непарный твердый Ч , Щ – непарные мягкие, глухие |
3.Постановка учебной задачи | - Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь) - А какова цель урока? -Итак, наша сегодняшняя работа пройдет под девизом: Просит знаний настоящих мягкий знак после шипящих (4 мин) | Обобщение изученного по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных » Грамотное написание мягкого знака у существительных на шипящую. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | По дороге мы идем, Видим поле, в поле – дом. В доме мягкий знак живет, В гости нас он всех зовет. Задание: найдите друзей мягкого знака Нож(?), мыш(?), плащ(?), ковш(?),молодеж(?), много пастбищ(?), несколько задач(?). -Какое правило вы применяли при выполнении задания? (3мин) Парная работа: восстановите алгоритм ( 2 мин) | Самостоятельно записывают и оценивают свою работу О написании мягкого знака Оценивают работу Воспроизводят алгоритм Оценивают работу |
5 Закрепление и совершенствование знаний и умений | Разноуровневые задания: 1.Измени форму существительного, обозначь и объясни орфограмму в словах Грачи, лещи, нет рощи, , моржи, дочери, 2.Образуй однокоренные имена существительные ед. ч. Багажный, душевая, ночной, мелочный 3.Подбери синонимы с шипящими на конце Друг, богатырь, доктор, охранник (6 мин) | Составляют слово по заданным критериям Грач, лещ, рощ, морж, дочь Багаж, душ, ночь, мелочь Товарищ, силач, врач, сторож. Оценивают работу |
7.Применение знаний и формирование умений и навыков | - Мы поработали со словами, а теперь я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрацию -Что на ней изображено? -Как называются такие картины? - Что такое пейзаж? Давайте обратимся к словарю Ожегова Я читаю вам текст, а вы выписываете существительные с шипящими на конце. Глушь леса всегда скрывает какую-то тайну, особенно когда последний луч солнца гаснет в глубине чащ. Приближается полночь. На дне оврага журчит ключ, будто успокаивает и баюкает. - О чем этот текст? природе) - Какие чувства испытывает автор, когда говорит о природе? (7 мин) - А вы любите природу? Давайте и мы попробуем нарисовать небольшую пейзажную зарисовку. Лингвистический эксперимент. -Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу существительные с шипящими на конце. (Можно пользоваться словами для справок) (метод моделирования) Золотой … осветил … . Из … послышался… . Это … затянул песню. Вот и река. Кругом стояла … . … тихо шептался с рекой. Слова для справок: камыш(?), плач(?), луч(?), тиш(?),сыч(?), рощ(?), рож(?)( 5 мин) У нас неплохо получилось. Предлагаю перейти к творческим заданиям. Творческая работа. Разноуровневые задания: 1.Редакторы Восстановите текст Карандаш(?), дедушка, у, замечательный, есть. Нарисовать, ночь, он, мог, луч(?), и, солнечный, белый, ландыш, золотой, рож(?), лунный, ландыш(?), нежный 2. Строители Соберите рассыпавшиеся слова. Запишите с ними предложения, чтобы получился связный текст о природе. Мышак, дылашн, рождь,чул, трисж, чонь. 3.Поэты Составьте стихотворные строки о природе, используя слова. Тиш(?) – камыш(?) Луч (?) – туч(?) Грач—дач (7 мин) Игра «Знатоки» | Знакомятся с лексическим значением слова пейзаж Запоминают и выписывают существительные с основой на шипящий, объясняют выбор орфограммы Глушь, луч, чащ, полночь, ключ Определяют тему текста, основную мысль Оценивают работу Используют слова для справки, восстанавливают текст Оценивают работу Составляют текст Оценивают работу |
8. Рефлексия | Ну вот и пришло время подвести итоги урока. -Что вам показалось интересным на уроке? -Какие задания вызвали трудность? - Что особенно получилось на уроке? Я думаю, что Змей Горыныч останется доволен проделанной вами работой и подобреет. Если вам понравился урок, прикрепите чешуйки зеленого цвета. Если не очень, то желтого. Ну а если нет, то красного. (3 мин) | Отвечают на вопросы |
9.Постановка домашнего задания | Сочинить кроссворд или тестовые задания по теме (1 мин) |
Лист самооценки обучающегося по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных»
В течение урока заполни лист самооценки.
Отметь «+» те действия, с которыми ты успешно справился, и «-«, те, которые вызвали у тебя затруднения
№п/п | Я могу | +/- |
1 | Определять части речи | |
2 | Определять шипящий звук в слове | |
3 | Назвать правило написания мягкого знака после шипящих у имен существительных | |
4 | Могу применить правило на письме | |
5 | Выбирать слова из текста на изученную орфограмму | |
6 | Самостоятельно подбирать существительные с мягким знаком после шипящих | |
7 | Составлять текст, используя существительные на шипящий |