Методические разработки
Методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие "Слушай, двигайся и рисуй" | 472.61 КБ |
занятие в средней группе | 47 КБ |
Речь-это творческая функция человека | 1.56 МБ |
Паспорт "Бизиборда" | 183.1 КБ |
Логопедический планшет | 395.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слушай, двигайся и рисуй»
Цели: 1. Умение различать мимику и настроение через наглядные картинки и героев сказки «Буратино».
2. Развитие памяти через рисование фигур.
3. Развитие слухового внимания, способности к эмоционально – волевому управлению поведением.
4. Развитие творческого воображения через рисование ковра-самолёта, через релаксацию с музыкальным сопровождением.
5. Познакомить детей с разными национальностями людей через показ кукол.
Оборудование: персонаж Буратино, цветные карандаши, практический материал, музыка «Буратино», для релаксации, куклы, глобус.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
- Как меня зовут? (Буратино)
- Какое у меня настроение? (весёлое)
- А сейчас? А так? А вот так?
- А у вас какое?
- Я тоже хочу угадать (угадывает настроение детей)
2. Основная часть
1. Работа с карточками
- Посмотрите на картинки и скажите, какое настроение изображено? (сердитое, грустное, радостное, испуганное, удивлённое, спокойное)
- А теперь вспомните мою сказку. Какие там были герои? (Карабас - сердитый, Лиса – хитрая, Базилио – хитрый,
- Соотнесите героев сказки с лицами, изображенными на картинке (дети соотносят)
- Как вы хорошо помните сказку. Тогда я сейчас проверю, справитесь ли вы с заданием, которое я вам приготовил.
- Перед вами листочки, посмотрите какие шарики. Запомните, какие фигуры нарисованы в шариках.
- Теперь я закрою верхнюю часть листка.
- Вспомните, какие фигурки были, в каких шариках. Нарисуйте и раскрасьте их.
( дети выполняют задание)
2. Знакомство с другими национальностями
- Так много живёт людей на земле и все они разные или похожи друг на друга? (разные)
- А чем они отличаются друг от друга? (поведением, походкой, привычками, внешним видом, ростом, причёсками, характером, мимикой, жестами и т.д.)
- Посмотрите, ребята, есть ещё люди разной национальности (показ кукол)
- На нашей планете живут люди Узбекской национальности, Белоруской, Украинской, Туркменской, Негры и много других.
- А к какой национальности мы? (русской)
- А мы с вами какие, добрые или злые? (добрые)
-А Карабас – Барабас, Лиса с Базилио?
- А посмотрите внимательно, у нас гости, какое выражение лица у них? Давайте подойдем ближе и посмотрим.
3. Релаксация
- Хочу с вами поиграть в игру. Но она так далеко. Как же нам быть? (ответы детей)
- Вы наверное огорчились?
- Я придумал, можно улететь на ковре – самолёте, ой, он дырявый.
- Давайте поставим заплатку. Возьмите листочки и карандаши, соедините стрелочками коврики и подходящие к ним заплатки и раскрасьте их.
- Вот и готов наш ковёр - самолёт. Садитесь. Полетели.
- Мы прилетели на нашу полянку. Игра называется «Слушай хлопки». Будет звучать музыка, вы будете танцевать или ходить. Вам нужно изобразить с помощью выразительных движений и мимики капель, ручеек и сосульку. Когда я хлопну один раз, вы должны изобразить сосульку, два раза – ручеек, три раза – капель. Готовы?
- Молодцы! Ребята, когда мы хотели поиграть в игру на полянке, как мы обрадовались? (показывают) Когда ковёр - самолёт был не исправен, мы были радостными или грустными, покажите? А когда летели?
- Каких героев вы называли? Какие они?
- А мы? (мы всегда весёлые)
- Мы сегодня так устали, столько всего сделали. Давайте помечтаем, ложитесь на ковёр. Примите удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.
- Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышны лишь дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц, стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.
Итог:
- А теперь открываем глаза. Вы снова в детском саду, вы хорошо отдохнули, у вас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Тема: «В гости к сказке»
Цели: - учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть
взаимосвязь между содержанием и названием произведения; учить
понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.
- развивать образность речи, логическое мышление, изображать
мимикой и жестами животных;
- совершенствовать основные движения артикуляторной моторики;
- совершенствование общей мелкой моторики;
- развивать длительность, плавность, речевого выдоха;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Ребята, вы любите сказки?
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто там жил? (ответы детей)
- Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его нужно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные стрелочки. Поэтому нам нужно быть очень внимательными. Вот и первая волшебная стрелочка. Куда она указывает, там и находится царство-государство. Ну что ж, в путь!
(По стрелкам дети доходят до музыкального зала. Зал оформлен в осенний лес с разными лесными жителями. Дети входят в зал и видят перед собой на полу разные, следы – человека, птиц, животных. Звучит тихая, спокойная музыка. Дети угадывают, кому принадлежат эти следы и дальше по стрелкам идут по залу.)
В: - Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес
Все открой, не утаи
Ты не видишь мы свои
- А кто же живет в этом сказочном лесу, вы узнаете, когда загадки
отгадаете:
Мохнатенький, Спереди-пятачок,
Усатенький, Сзади-крючок
Молоко пьет Посредине-спинка
Песенки поет. (кот) На спинке-щетинка. (свинья)
Хвост с узорами Большой, рогатый, мычит
Сапоги со шпорами. (петух) Хвост метелкой. (бык)
Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает. (баран)
- А из какой сказки эти герои? (зимовье)
(обратить внимание детей на то, что все герои сказки находятся в сказочном лесу)
- Давайте вспомним, о чем рассказывается в этой сказке? Как вы поняли, что означает слово «зимовье» (домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод). И для этого они его построили.
Л: - Расскажите, как они строили дом? Кто что делал?
- Я слышу, как вы хорошо рассказываете о сказке. А посмотрите, как в этом волшебном лесу красиво.
- А вы заметили, какие необычные листики лежат на земле. Давайте, возьмем по одному листику и посмотрим у кого лучше всех он летает. А летать он будет не просто. (дыхательная гимнастика)
Вдох через нос – выдох через рот
Вдох через рот – выдох через нос
Вдох через рот – выдох через рот
- А теперь подарим листочки нашим гостям, они тоже будут учиться дышать как мы и подарят им хорошее настроение.
(звучит музыка)
В: - Ребята, вы слышите музыку. Она приглашает вас участвовать в параде животных. Кто-то из вас будет изображать животного, а остальные будут угадывать.(дети с воспитателем шепотом договариваются кого они будут изображать, остальные должны угадать. После того, как их угадали на детей одевают шапочки этого животного: белочки, зайцы, медведи, лисички, лягушки.)
- Молодцы!
(звучит плясовая музыка, дети в шапочках пляшут)
Л: - Вы настоящие артисты.
- А чем же занимались наши лесные жители из сказки, они тоже с нами танцевали и сняли свои хвосты, чтобы они им не мешали и забыли, где чей. Поссорились и не могут поделить. Барану понравился - петушиный, петуху – бараний, барану – свиной, свинье – кошачий, а коту – бычий.
- Наши герои до того запутались, что даже забыли, у кого какой хвост был раньше. Давайте поможем им найти свои хвосты (дети подбирают определенный хвост к животному и прикрепляют, проговаривая его название)
Петуху – петушиный, быку – бычий, барану – бараний, коту – кошачий,
свинье – свиной.
В: - Животные очень благодарны нам, что мы помогли им найти хвосты, они подружились и больше не будут ссориться, потому что :
(проговаривание пословицы о дружбе)
«Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»
- Дружба всегда в жизни помогает и зимовье они не построили бы.
Л: - Мы с вами находимся в сказке и лес у нас какой? Сказочный, а значит волшебный. В этом лесу есть волшебное озеро. Давайте возьмемся за руки и пойдем с петушком на бережок и посмотрим на свое отражение.
(звучит тихо музыка, дети подходят к зеркалу и располагаются на стульчиках)
Артикуляционная сказка
Открываем ротик-дом. Широко открывать рот.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
В этом доме две стены. Надувать и втягивать щеки.
Это щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
Пол есть тоже в доме нашем. Вращать нижней челюстью.
Челюсть нижнюю покажем.
Это челюсть нижняя
В домике подвижная.
Потолок вверху, внутри. Широко открывать рот. Погладить
Это нёбо. Посмотри. языком по нёбу. «Постучать» языком
Можно к нёбу прикасаться, по нёбу.
Постучать и там остаться.
Вход в дом двери запирают. Широко улыбнуться. Обнажить
Двери разные бывают. верхние и нижние зубы.
Двери – зубы. Осторожно.
Запираются надежно.
Двери – губы гибкие. Растянуть губы в улыбку. Собрать
Могут стать улыбкою. губы в «трубочку».
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
- Петушок предлагает подняться в группу и посмотреть в каких сказках мы еще его встретим.
В: - А волшебные стрелочки помогут нам вернуться из этого волшебного леса в свою группу.
(дети по стрелочкам уходят в группу)
26.09.05. ОГ подготовительная группа
ТЕМА: Звуковой анализ слов с Мудрой Совой.
ЦЕЛИ: 1. Учить выделять и различать на слух звуки.
2. Учить производить звуковой анализ.
3. Развивать речь, внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мудрая Сова, обозначение мягких и твердых согласных,
Картинки к звуковому анализу( мяч, ручка, гуси)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент (загадка про Мудрую Сову)
2. Повторение
Изученного -Ребята, вы знаете, что буквы в русском языке стоят в
Определенном порядке и делятся на две группы. Какие?
-Какие это буквы?(гласные) Давайте произнесем их:
А, О, У, Ю, Ы, И, Е, е Э, Я
-Почему они гласные? (они поются, долго тянутся, нет
преграды)
-А что скажите о согласных? Какие они бывают?
3. Определение -А наша Мудрая Сова предлагает вам отгадать загадки
И будет наблюдать, справитесь ли вы с заданием.
Ростом мал, да удал,
слова для От меня ускакал.
анализа Хоть надут он всегда,-
С ним не скучно никогда. ( мяч)
Анализ
слова -Произнесем по схеме.
-Сколько слогов в этом слове?
-Если один слог, то он всегда будет каким?
-Из каких звуков состоит слово мяч?
( звук ч всегда будет мягким, глухим согласным)
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз- росой она умылась.
Два- изящно покружилась
Три- нагнулась и присела
На четыре улетела.
М.С. предлагает следующую загадку
Мал малышок, а мудрые пути указывает.
Работа
у доски
-Произнесем, руч-ка
-Сколько слогов?
Назовите 1-й слог: (руч) 2-й-ка
-На какой слог падает ударение?
-Из чего состоит 1-й слог?
-Из чего состоит 2-й слог?
ФИЗМИНУТКА
Топай мишка
Хлопай мишка
Приседай со мной братишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
-Следующая загадка:
Щиплет за пятки
Беги без оглядки ( гуси)
Анализ
слова Произнесем: гу-си
-Сколько слогов?
-Какой слог ударный?
-Выложите кружочками у себя на столе
(проверка, анализ звуков)
Итог -Кто сегодня был у нас в гостях?
-Какие задания она принесла?
-Какие были отгадки?
-Вам понравилось?
Предварительный просмотр:
Паспорт дидактического пособия
«Бизиборд»
Дауркина А.В.
Учитель-логопед
Пояснительная записка
Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. И поэтому приходится искать более увлекательные методы и игровые технологии для стимулирования познавательных процессов и способностей.
БИЗИБОРД (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Дидактическое пособие является частью развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета и создает условия для познавательной активности дошкольников, служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти.
Дидактическое пособие реализует требования ФГОС ДО:
- насыщенность: наличие комплектов игровых материалов для познавательной активности детей в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием образовательной деятельности;
- вариативность: наличие разнообразных игровых и демонстрационных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей;
- доступность: свободный доступ всех детей к пособию и игровым материалам;
- безопасность: пособие надежно и безопасно в использовании, соответствует требованиям СанПин
Бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
Актуальность
Я представляю вашему вниманию развивающую призму «Бизиборд». Для изготовления бизиборда я использовала призму, где трое детей одновременно могут заниматься. Бизиборд, изготовленный своими руками - это невероятно полезное пособие для детей дошкольного возраста. В частности, это пособие способствует: развитию любознательности и познавательной мотивации, развитию мелкой моторики пальцев, формированию познавательных действий, совершенствованию координацию движений, находить решение проблем (открывать, закрывать различные замки), развитию интереса, усидчивости, воображению, пополняется представление об предметах окружающей обстановки, решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, ищет различные способы решения задачи, развитию зрительного восприятия, и др.
В процессе работы с детьми определены следующие задачи:
- Формировать общие сенсорные способности;
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений навыков;
- Развивать мелкую моторику рук
- Закреплять навыки действий с различными предметами;
- Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
С помощью дидактического пособия происходит развитие…
- Мелкой и крупной моторики;
- Внимательности и самостоятельности;
- Мышления;
- Творческого потенциала;
- Логики, памяти;
- Развития речи;
- Навыков (завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)
Формы работы с бизибордом:
- Образовательная деятельность;
- Совместная деятельность
- Индивидуальная деятельность
Ожидаемые результаты:
Ребенок:
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Любознательный и активный;
- Имеющий первичное представление о мире;
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Материал: ламинированная ДСП, белый фетр.
Фурнитура: различные замки, застежки, шнурки, карабины, цепочки, колесики, шурупы и резинки, выключатели, розетка, пробки.
Логопедические проблемы также успешно решает бизиборд. Развитие мелкой моторики и развитие речи имеют тесную связь. Ежедневные занятия в игровой форме дают отличный результат.
Предварительный просмотр:
Паспорт пособия
«Логопедический планшет»
Дауркина А.В.
Учитель-логопед
Пояснительная записка
Дидактическое пособие является частью развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета и создает условия для познавательной активности дошкольников, служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти.
Дидактическое пособие реализует требования ФГОС ДО:
- насыщенность: наличие комплектов игровых материалов для познавательной активности детей в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием образовательной деятельности;
- вариативность: наличие разнообразных игровых и демонстрационных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей;
- доступность: свободный доступ всех детей к пособию и игровым материалам;
- безопасность: пособие надежно и безопасно в использовании, соответствует требованиям СанПин
Актуальность
Я представляю вашему вниманию пособие изготовленный своими руками для коррекционной работы «Логопедический планшет». Для изготовления логопедического планшета я использовала материал фетр. Логопедический планшет - это пособие способствует:
- развитию фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- закреплению навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);
- совершенствованию общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;
- обучение грамоте
Цель – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, у детей с тяжелыми нарушениями речи развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей с недоразвитием речи решаются следующие задачи:
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- устранение дефектов звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- подготовке и обучению грамоте;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Форма работы (организации) – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Возрастная группа: 5-7 лет
Материал: цветной фетр, ламинированные кармашки.
Фурнитура: сменные предметные картинки на артикуляционную гимнастику, сменные карточки самомассажа, мелкая моторика (шнуровка, палочки с резиночками, фетровые полоски на пуговицах для создания цепочки, предметные картинки для звукобуквенного и звукового анализа слов, картинный материал для лексико-грамматического анализа.
Планируемые результаты:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чѐтко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твѐрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.