Проект "Уроки эмпатии"
Проект «Уроки эмпатии»
Проект «Уроки эмпатии» направлен на 4 целевые группы:
- дети-инвалиды и дети с ОВЗ;
- студенты;
- семьями, воспитывающие особых детей;
- педагогами образовательных учреждений.
Следовательно, этим обусловлены четыре цели проекта.
Цели проекта:
· расширение поля социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и внедрение их в общество,
· формирование толерантной культуры личности у студентов колледжа,
· обучение родителей навыкам развития ребенка в домашних условиях,
· обучение педагогов колледжа и детского сада коррекционной работе, повышение уровня знаний по дефектологии.
Задачи:
· Повышение уровня психологических знаний об особых детях (детях-инвалидах);
· Создание условий творческого развития личности детей-инвалидов, детей с ОВЗ и студентов;
· Развитие эмоциональной устойчивости и гибкости;
· Обучение культуре толерантного поведения в обществе;
· Повышение социально-психологической компетентности;
· Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других людей;
· Повышение уровня самоконтроля;
· Расширение поля социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия со студентами колледжа.
Достижение этих задач возможно при выполнении
следующих условий:
1. Эмоционально-стимулирующее общение во время педагогического процесса;
2. Занимательность и доступность педагогического процесса;
3. Создание доброжелательной обстановки;
4. Учет готовности ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ и студентов к разным формам сотрудничества;
5. Музыкальное сопровождение занятий (желательна классическая музыка, звуки природы, музыка из детских мультфильмов и др.);
6. Частая и разнообразная смена деятельности;
7. Оснащенность необходимым оборудованием.
Опыт реализации проекта «Уроки эмпатии» обобщен и опубликованы методические рекомендации, которые содержат программу работы со студентами, раскрыты формы активного взаимодействия детей-инвалидов и студентов колледжа, сценарии некоторых мероприятий проводимых в рамках проекта, диагностические методики и результаты психодиагностических обследований всех участников проекта «Психолого-педагогическое сопровождение, направленное на формирование толерантной культуры личности студентов колледжа». Данное пособие может быть рекомендовано для проведения работы по социализации детей-инвалидов и внедрение их в общество.
Содержание программы
Содержание программы отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Теоретический блок
Раздел 1. Диагностический
Диагностическое обследование для выявления уровня осведомленности об особенностях детей-инвалидов, об их потребностях, возможностях, выявление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 2. Особенности развития ребенка-инвалида
Дети с ДЦП, особенности развития, дети с синдромом Дауна, Аутизм (РАС), эпилепсия и эписиндром, генетические заболевания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Практический блок
Раздел 1. Диагностический
Диагностическое обследование для выявления уровня осведомленности об особенностях детей-инвалидов, об их потребностях, возможностях, выявление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 2. Тренинг толерантности
Тренинг направлен на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением и включает когнитивный (информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры), эмоционально-волевой (аффективный – самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие толерантных качеств) компоненты.
Социально-психологический тренинг толерантности основан на активных методах групповой работы. Тренинг – это форма специально организованного обучения, в ходе которого решаются задачи программы.
Раздел 3. Взаимодействие
· Пассивное взаимодействие. Экскурсии в центры социального обслуживания населения и центры реабилитации детей-инвалидов города Новосибирска.
· Активное взаимодействие. Организация и проведение «Зеленого десанта», мероприятие, направленное на озеленение города и на активное взаимодействие студентов с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Проведение праздников для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация и проведение мастер-классов для развития творческих способностей студентов и детей-инвалидов, организация и проведение фотосессий и фотовыставок с участием студентов, детей-инвалидов и их родителей, организация и проведение спортивных и развлекательных мероприятий, совместное посещение театров, выставок, разработка и изготовление коллекции одежды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Раздел 4. Диагностический
Диагностическое обследование для выявления динамики уровня осведомленности об особенностях детей-инвалидов, об их потребностях, возможностях, выявление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, изучение изменений в показателях эмоциональной устойчивости, самооценки.
Количественные результаты:
1. Прошли курс развития в рамках проекта 120 детей с инвалидностью и детей с ОВЗ и 75 студентов колледжа;
2. Проведено 28 мероприятия в рамках активного взаимодействия и 56 встреч в рамках пассивного взаимодействия;
3. Разработаны и опубликованы методические рекомендации, по опыту реализации проекта.
Качественные результаты:
1. Абилитация и социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ участников проекта;
2. Увеличение числа социальных контактов у участников проекта;
3. Повышение уровня психологических знаний об особых детях (детях-инвалидах) у участников проекта (студенты, педагоги, родители);
4. Повысилась мотивация для участия в творческой деятельности у детей-инвалидов, детей с ОВЗ и студентов;
5. Увеличились показатели диагностики по шкале эмоциональная устойчивость и гибкость;
6. Повысился уровень культуры толерантного поведения в обществе;
7. Повышение социально-психологической компетентности;
8. Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других людей;
9. Повышение уровня самоконтроля;
10. Расширение поля социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.