Проект "Уроки эмпатии"

Наталья Борисовна Никитина

Проект «Уроки эмпатии»

Проект «Уроки эмпатии» направлен на  4 целевые  группы:

- дети-инвалиды и дети с ОВЗ;

- студенты;

- семьями, воспитывающие особых детей;

- педагогами образовательных учреждений.

Следовательно, этим обусловлены четыре цели проекта.

Цели проекта:

·        расширение поля социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и внедрение их в общество,

·        формирование толерантной культуры личности у студентов колледжа,

·        обучение родителей навыкам развития ребенка в домашних условиях,

·        обучение педагогов колледжа и детского сада коррекционной работе, повышение уровня знаний по дефектологии.

Задачи:

·        Повышение уровня психологических знаний   об особых детях (детях-инвалидах);

·        Создание условий творческого развития личности  детей-инвалидов, детей с ОВЗ и студентов;

·        Развитие эмоциональной устойчивости и гибкости;

·        Обучение культуре толерантного поведения в обществе;

·        Повышение социально-психологической компетентности;

·        Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других людей;

·        Повышение уровня самоконтроля;

·        Расширение поля социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия со студентами колледжа.

Достижение этих задач возможно при выполнении

следующих условий:

1.     Эмоционально-стимулирующее общение во время педагогического процесса;

2.     Занимательность и доступность педагогического процесса;

3.     Создание доброжелательной обстановки;

4.     Учет готовности ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ и студентов  к разным формам сотрудничества;

5.     Музыкальное сопровождение занятий (желательна классическая музыка, звуки природы, музыка из детских мультфильмов и др.);

6.     Частая и разнообразная смена деятельности;

7.      Оснащенность необходимым оборудованием.

Опыт реализации проекта «Уроки эмпатии» обобщен и опубликованы  методические рекомендации, которые содержат программу работы со студентами, раскрыты формы активного взаимодействия детей-инвалидов и студентов колледжа, сценарии некоторых мероприятий проводимых в рамках проекта, диагностические методики и результаты психодиагностических обследований всех участников проекта «Психолого-педагогическое сопровождение, направленное на формирование толерантной культуры личности студентов колледжа». Данное пособие может быть рекомендовано для проведения работы по социализации детей-инвалидов и внедрение их в общество.

Содержание программы

Содержание программы отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Теоретический блок

   Раздел 1. Диагностический

Диагностическое обследование для выявления уровня осведомленности об особенностях детей-инвалидов, об их потребностях, возможностях, выявление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

  Раздел 2. Особенности развития ребенка-инвалида

Дети с ДЦП, особенности развития, дети с синдромом Дауна, Аутизм (РАС), эпилепсия и эписиндром, генетические заболевания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Практический блок

   Раздел 1. Диагностический

Диагностическое обследование для выявления уровня осведомленности об особенностях детей-инвалидов, об их потребностях, возможностях, выявление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 2. Тренинг толерантности

Тренинг направлен на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общением и включает когнитивный (информирование по вопросам толерантности и повышение психологической культуры), эмоционально-волевой (аффективный – самосовершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия и развитие умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения и деятельности) и поведенческий (развитие толерантных качеств) компоненты.

Социально-психологический тренинг толерантности основан на активных методах групповой работы. Тренинг – это форма специально организованного обучения, в ходе которого решаются задачи программы.

Раздел 3. Взаимодействие

·              Пассивное взаимодействие. Экскурсии в центры социального обслуживания населения и центры реабилитации детей-инвалидов города Новосибирска.

·          Активное взаимодействие.  Организация и проведение «Зеленого десанта», мероприятие, направленное на озеленение города и на активное взаимодействие студентов с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями. Проведение праздников для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация и проведение мастер-классов для развития творческих способностей студентов и детей-инвалидов, организация и проведение фотосессий и фотовыставок с участием студентов, детей-инвалидов и их родителей, организация и проведение спортивных и развлекательных мероприятий, совместное посещение театров, выставок, разработка и изготовление коллекции одежды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Раздел 4. Диагностический

Диагностическое обследование для выявления динамики уровня осведомленности об особенностях детей-инвалидов, об их потребностях, возможностях, выявление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, изучение изменений в показателях эмоциональной устойчивости, самооценки.

Количественные результаты:

     1. Прошли курс развития в рамках проекта 120 детей с инвалидностью и детей с ОВЗ и 75 студентов колледжа;

     2. Проведено 28 мероприятия в рамках активного взаимодействия и 56 встреч в рамках пассивного взаимодействия;

   3. Разработаны и опубликованы методические рекомендации, по опыту реализации проекта.

Качественные результаты:

1.     Абилитация и социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ участников проекта;

2.      Увеличение числа социальных контактов у участников проекта;

3.     Повышение уровня психологических знаний   об особых детях (детях-инвалидах) у участников проекта (студенты, педагоги, родители);

4.     Повысилась мотивация для участия в  творческой деятельности у  детей-инвалидов, детей с ОВЗ и студентов;

5.     Увеличились показатели диагностики по шкале эмоциональная устойчивость и гибкость;

6.     Повысился уровень культуры толерантного поведения в обществе;

7.     Повышение социально-психологической компетентности;

8.     Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других людей;

9.     Повышение уровня самоконтроля;

10.                       Расширение поля социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.