Разработки уроков
Предварительный просмотр:
Тема урока: Учись говорить о том, у кого кто.
Цели урока:
Предметные: Учить говорить о том, у кого кто, учить употреблять существительные в формах именительного, родительного и винительного падежей, употреблять местоимения в мужском и женском роде (у него, у неё). Отрабатывать произношение с-ц, повторять знакомые части слова (корень, окончание, суффикс), познакомить с новыми словообразовательными суффиксами (-иц-,-их-,-ёнок-,-онок-, -ат-, ят-)
Метапредметные: Развивать речь родственными словами, развивать логическое мышление и память.
Личностные: Воспитывать доброе отношение к животным, любовь и уважение к людям и природе сельской местности.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать тему урока; знать названия детёнышей животных и суффиксы, которые образуют родственные слова.
Оборудование: картины животных с детёнышами, слайды с текстом для чтения и зрительных диктантов, аудиозаписи голосов диких животных.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Релаксация:
В природе есть солнце. Оно светит, и всех нас любит и греет. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь, передайте тепло, а тот следующему. Это тепло передалось и мне. Вот на такой приятной ноте начнём наш урок.
2. Минутное чтение.
В деревне.
У дедушки дом в деревне. Летом Артём был у дедушки. В доме живёт кот с котёнком. Кот ловит мышей. Котёнка кормили молоком.
Во дворе корова с телёнком. Корова даёт молоко. Бабушка доит корову. Артём кормил корову. Он приносил ей сено и воду.
Около деревни пруд. Артём ходил на пруд и удил рыбу. На пруду он видел утку с утятами. За прудом течёт река. Вода в реке тёплая и чистая. Артём с деревенскими мальчиками любил плавать в реке. Потом они загорали на берегу реки. Артём хорошо подружился с мальчиками. Они очень хорошо плавали и ныряли в воде. Дети учили Артёма плавать.
Мальчику очень понравилось жить в деревне. После каникул Артём приехал в город загоревший, отдохнувший. Ему ещё хотелось оставаться там. Но ему надо учиться. Он решил, что на следующий год опять поедет в деревню к дедушке с бабушкой.
3. Зрительный диктант.
У зайчихи зайчонок.У лошади жеребёнок.Тут овца с ягнёнком.Дед с внуком читают.
Там коза с козлёнком.Вот тигр с тигрёнком.
4.Прогнозирование темы урока.
- У: Вот мы прочитали маленький текст, написали зрительный диктант. Отсюда вам, наверное, стало известно цель нашего урока.
- Д: Животные с детёнышами.
- У: Правильно, молодцы! Мы научимся говорить о том, у кого кто. Сначала давайте поработаем над произношением. Откройте учебники на странице 46. Посмотрите на материал для работы над произношением и скажите, произношение каких звуков будем отрабатывать?
5. Фонетическая зарядка.Са-ца, са-ца. У меня овЦу-су, цу-су. Я овцу пасу.
Поросёнок- поросята, цыплёнок-цыплята.
Курица, синица, тигрица, львица.
6. Работа по картинкам.
А) Прослушивание аудиозаписи голоса медведя
-У: Дети, скажите, чей это голос.( Медведя) Показ картины.
Б) Прослушивание аудиозаписи голоса волка.
-У: Скажите, чей это голос? (Волк) Показ картины.
В) Прослушивание аудиозаписи голоса лисы.
-У: Чей это голос? (Лисы). Показ картины.
Г) Заяц. Показ картины.
7. Проследите за словами. С помощью каких частей образовались новые слова? Показ слайдов:
А) Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.
-У: Скажите, кто у медведицы? (У медведицы медвежонок)
Б) Слон – слониха – слонёнок - слонята.
-У: Скажите, кто у слонихи? (У слонихи слонёнок)
8. Вывод: - Слова женского рода образуются с помощью суффиксов – их-, - иц-
- детёныши животных – онк- , - ёнк-
- слова множественного числа – ат, - ят-
9. Закрепление новой темы
Упражнение 1 с. 46. Прочитай. Определи род имён существительных. Назови корень и ту часть слова, с помощью которой образуются слова женского рода. Вот эта часть после корня называется …? (суффиксом) Для чего служит эта часть? (служит для образования новых слов)
- У: Давайте теперь вспомните другие животные. От них с помощью новых суффиксов образуйте слова женского рода.
Лось – лосиха, слон – слониха, лиса – лисица, тигр – тигрица.
10. Физминутка для рук.
- У: поработаем в тетрадях. Записывайте дату, классная работа, минутку чистописания: баран, сорока. Словарные слова, их нельзя проверить, нужно запомнить.
Выполнить упражнение выборочно.
М.р. (он) Ж.р. (она.)
Олень олениха
Волк волчица
- У: Посмотрите на свою запись. Какие это слова?
- Д: Родственные.
- У: Попробуем дальше образовывать родственные слова. Например:
Олень, олениха, оленёнок.
Волк, волчица, волчонок.
11. Знакомство с окончаниями сущ-х на вопрос у кого.
- У: Упражнение 2. Прочитай таблицу и сделай вывод о том, какие окончания имеют имена существительные мужского рода единственного числа, которые отвечают на вопрос у кого? (-а-, -я-)
Например: У оленя, у тигра, у слона.
- У: Теперь посмотрите на вторую таблицу, сделайте вывод, что слова женского рода имеют окончания (–ы-,-и-)Например: у коровы, у змеи,
- У: Слова мужского рода на вопрос у кого? можно заменить словом у него.
Например: Это лев. Кто у него? У него львёнок.
Слова женского рода на вопрос у кого? имеют окончания–ы, -и
- У: Слова женского рода на вопрос у кого можно заменить словом у неё. Например: Это овца. У неё ягнёнок. Это тигрица. У неё тигрёнок.
Упражнение 3. Прочитай стихотворение. Скажи, у кого кто.
Внучата.
У хитрой лисы-
Хитрющие лисята.
У прыгучего зайца-
прыгучие зайчата.
У пушистой кошки-
пушистые котята.
У ежа колючего-
Колючие ежата.
А у доброго дедушки-
озорные внучата.
12. Ответы на вопросы у кого кто.
13. Весёлая игра на внимание
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он морж - она моржиха,
Он заяц – она зайчиха,
Он кот – она …
Ну, конечно она кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Он тигр – она тигрица,
Он осёл – она ослица,
Он лев – она львица,
Он волк – она волчица,
Он кенгуру – она …
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру!
У козы – козлёнок
У лисы – лисёнок
У кошки – котёнок
У тигра – тигрёнок
У собаки - …
У мыши – мышонок
У зайца - зайчонок
У медведя – медвежонок
У ежа – ежонок
У овцы - …
У зайца – зайчата
У ежа – ежата
У дедушки – внучата
У лошади - …
14. Физминутка.
6. Парная работа.
Класс делится на две пары. Даются карточки обоим парам.
1 пара: Образуйте примерно такую игру, с помощью суффикса
-их-, -иц-, -онок-, -ёнок-
2 пара: Образуйте примерно такую игру, с помощью суффикса
– ата-, – ята-
Даётся начало текста игры.
1-я пара: У лисы – лисята
У тигра – тигрята
У слона – слонята
У овцы - …
2-я пара: Он тигр – она …
Он осёл – она…
Он лев – она…
Параллельно парной работе провести групповую работу в двух группах из четырёх учеников в каждой группе. Обе группы работают с деформированными текстами.
1группа: Лось. Более сильные дети.2 группа: Лиса и заяц.Дети слабее, чем в первой группе.
Лось.
В лесу живёт Лось. Он ест траву и ветки. Лосю нужна соль. Мальчики Лёша и Юра идут в лес. Они кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль.
Заяц и лиса.
Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.
Проверить все работы. Дети прочитают их. Оценка и подведение итога.
- Мы сегодня много говорили о ком? (о животных) Вы любите животные? Как мы их называем? (Наши меньшие друзья) Оказывается, очень многие люди любят животных.