Взаимодействие с семьями воспитанников

Трещинская Ольга Николаевна

Информация для родителей, советы, консультации, материалы по подготовке к праздникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

        Воспитатели в своей практике часто отмечают, что их питомцы, в большинстве своем, не умеют держаться в коллективе, чувствуют скованность в незнакомой для них обстановке. С трудом налаживают отношения в новой среде.

        Думаю, что решить эти вопросы поможет процесс вовлечения детей в разнообразные виды сотворчества, среди которых, пожалуй, самым универсальным является театр.

        Приобщая детей к театру, вводя элементы театрализации в самые различные сферы дошкольной жизни, необходимо учитывать стремление всех детей к самостоятельности, их желание углублять и расширять свои возможности познания жизни, их потребность поставить себя в ситуацию взрослого человека, а порой в ситуацию какого-либо специалиста… В течение учебного года каждый ребенок получает возможность хотя бы раз сыграть выбранную им роль или роль, предложенную воспитателем (обязательно глубоко изучившим психологические особенности ребенка). Все это поможет ему в нетрадиционной форме познакомиться, например, с интересной жизненной ситуацией, или будучи в силу своих психологических особенностей робким, сыграть роль решительного героя, совершающего подвиг… Естественно, что в процессе занятий ребенку приходится проникать во внутренний мир своего «героя». Таким образом, ребенок как бы проживает жизнь своего «героя», сопоставляет с собой и своим жизненным опытом…

        Метод идентификации помогает формированию личных нравственных убеждений детей, их мыслей и поступков. Анализ ролевой деятельности на театрализованных мероприятиях приучает детей критически подходить к работе, не повторять собственных ошибок и ошибок товарищей, уметь находить эти ошибки как в своей деятельности так и в деятельности других ребят.

        Театр и элементы театрализации, применяемые во время занятий, при подготовке и проведении различных мероприятий, придают практической работе с детьми особую полнокровность. Ведь только в театре возможно маленькому актеру со всей ответственностью выполнить предъявленные к нему серьезные требования, потому что выполнение осуществляется в форме игры… А играть, в самом широком смысле этого слова, умеют практически все дети. Вот почему в «детском театре» нет, да и быть не может плохих актеров. Руководителю нужно лишь очень чутко реагировать на малейшие проявления артистических способностей детей и предлагать каждому посильную роль, чтобы избежать даже самого малого неуспеха.

        Работая на начальном этапе с различными возрастными группами отдельно, можно в дальнейшем прийти к полному стиранию границ между возрастными группами, включая в спектакли детей всех возрастов. Разновозрастный и разноуровневый актерский ансамбль позволяет выявить самые разные способности: артистизм и фантазию, образное мышление, память, импровизацию. Не секрет, что не все дети одинаково вливаются в коллектив, некоторым не хватает элементарного интереса к творчеству в самых разных формах его проявления, не хватает умения слушать и слышать окружающих людей, подмечать удивительное в самом привычном для всех. Если же идти по пути создания актерского коллектива, то в процессе совместного творчества эти трудности постепенно решаются положительным образом.

        Опыт показывает, что совместная творческая деятельность полезна не только детям, но и воспитателю, помогая ему лучше узнать своих питомцев, развивать свои организаторские способности, глубже проникать в особенности психики детей, совершенствовать умение, находить выход из нестандартных ситуаций.

        Таким образом, применение театрализации на занятиях при подготовке и проведении мероприятий является творческим и эффективным путем установления плодотворного диалога воспитателя с самим собой, с детьми и искусством театра.

        Театрализовать можно практически любой  праздник, любое запланированное мероприятие. С этой целью можно использовать сюжет сказок, мультфильмов, литературных произведений, по которым разрабатывается, садаптированный к условиям постановки, сценарий.

        Другим вариантом может быть разработка театрализованной композиции с единой драматургической линией и введением популярных сказочных героев, каждый из которых будет иметь необходимую смысловую и воспитательную нагрузку.

        Желательно, чтобы сценарист предусмотрел максимальное вовлечение дошкольников и в сценическое действие и в постановочный процесс.



Предварительный просмотр:

Приемы развития творческих способностей  у дошкольников.

Творчество в музыкальном воспитании дошкольников предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а для этого необходимы следующие условия:

        -достаточно развитое музыкальное восприятие;

        -определенный объем знаний, умений, навыков в том или ином виде музыкальной деятельности (чем больше багаж, тем выше могут быть результаты в творчестве детей);

        -заинтересованность музыкального руководителя и его подготовленность в данном вопросе: он должен быть уверен в необходимости развития у детей творческих способностей и быть готовым к реализации этой задачи. Многое зависит также от его умения объяснять, нацеливать детей на создание музыкально-двигательных образов или придумывание мелодий и ритмов.

        В своей работе, выполняя первое условие, я стремлюсь максимально разнообразить музыкальный материал, предлагаемый детям для прослушивания. Произведения должны быть эмоционально насыщенными, изобиловать красочными и выразительными образами, иметь яркое и запоминающееся содержание. Музыкальное произведение должно вызывать у детей живую реакцию, побуждать к жестикуляции и передаче впечатлений мимикой.

        Второе условие заставляет меня на каждом занятии пополнять знания детей о музыке, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, композиторах и музыкальных инструментах. Очень часто приходится восполнять недостаток общекругозорных знаний, которыми должен обладать ребенок в соответствии с возрастными критериями.

        Огромную роль играет выбор интересного задания, направленного на формирование и развитие разнообразных навыков и умений. Здесь очень важна мотивированность заданий, то есть ребенок должен понимать, для чего он выполняет то или иное упражнение и осознанно стремиться к достижению поставленной перед ним цели.

        Особое внимание я уделяю созданию творческой атмосферы на своих музыкальных занятиях. Эта атмосфера складывается из множества деталей:

-применение декораций, настенных панно, бутафории;

-применение костюмов или масок;

-применение раздаточного материала или мелкой атрибутики;

-применение адекватной музыки, звуковых эффектов, светотехники.

        Совокупное применение всех этих деталей превращает музыкальный зал в особый мир, мир, в котором можно ожидать любых чудес, мир, в котором можно превращаться в животных, растения и любимых героев сказок.

        Элементами театрализации я насыщаю каждый этап музыкального занятия.Чем ярче и образнее будет деятельность детей , тем быстрее будут решаться  развивающие, обучающие и  воспитывающие  задачи, то есть, тем результативнее будет деятельность музыкального руководителя. Яркость и образность занятий влияет и на прочность полученных знаний , умений и навыков.

        Творчество на музыкальных занятиях органично выкристализовывается из общей музыкальности детей. Причем можно сказать, что музыкальность и творчество находятся в диалектической взаимосвязи. Иными словами, развитие музыкальности подталкивает развитие творчества и, чем более развито в ребенке творческое начало, тем больше возможностей получает процесс развития музыкальности.

        Вот почему мои усилия сначала направляются на развитие общей музыкальности детей очень важно, в связи с этим, четко представлять себе, что такое музыкальность. Она подразумевает: а) способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного восприятия (различение средств музыкальной выразительности); б) исполнительские способности ( чистота певческих интонаций, правильное звукообразование, пластичность, изящность движений; согласованность действий в танцах и играх, а также при игре на музыкальных инструментах, то есть умение работать в паре и ансамбле; в) способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях. Несомненно, музыкальность имеет определенную связь с артистичностью, следовательно, музыкальная деятельность с ее эмоциональностью, выразительностью, образностью и импровизационностью в чем-то сродни театрализованной деятельности.

Невозможно представить музыкальную деятельность (исполнение песен, танцев, музыкальных игр и т.д.) без применения театрализации. В свою очередь трудно представить любой вид театрализованной деятельности без использования музыкальной деятельности.

        Для того, чтобы стимулировать развитие общей музыкальности, я использую самые разнообразные упражнения:

-пальчиковая гимнастика, способствуя развитию мышления вообще, развивает пластику рук и жестикуляцию; с помощью пальчиков мы на занятиях создаем целую галерею различных образов - это и животные, и растения, и герои сказок, и даже члены семьи (упражнение «Моя семья»); гибкие и выразительные пальчики затем становятся «артистами» в пальчиковом театре;

-дыхательные упражнения развивают вестибулярный аппарат,

 способствуют формированию особого «певческого» дыхания, помогающего не только правильно расходовать запас воздуха при пении,

но и распределять дыхание при исполнении прозаических или стихотворных текстов (очень важно для исполнения каких-либо ролей);

все дыхательные упражнения имеют образное содержание, например, вдохнуть воздух через нос так, как будто нюхаешь цветок(вдох при этом должен быть как можно глубже, запас воздуха как можно больше),затем выдохнуть воздух так, как дует теплый летний ветерок (то есть, сложив губы трубочкой, легко, без усилий и как можно дольше);

-певческие упражнения и распевы, будучи направленными, в первую очередь, на развитие певческих навыков, фактически разрабатывают мимические мышцы лица, вырабатывают правильную артикуляцию, учат эмоциональному выражению своих чувств.

            В своей работе я стараюсь подбирать упражнения с максимальной образной и эмоциональной наполненностью; часто распевы сопровождаются жестикуляцией, обязательным условием исполнения ставлю изображение эмоций соответствующей мимикой.

        Прекрасные результаты дает применение пластических этюдов и импровизаций-пантомим. Причем, если в младшем и среднем дошкольном возрасте детям предлагаются готовые движения и приемы, то в старшем и подготовительном к школе возрасте они вполне успешно придумывают и накапливают свои средства пластической и пантомимической выразительности.

        Все упражнения направлены не только на развитие общей музыкальности, но и на стимуляцию творческих проявлений.

Список использованной литературы:

  1. Программа «Наш друг-театр» Под редакцией Э.Чуриловой
  2. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»
  3. Дыбина О.В. «Предметный мир как средство формирования творчества у детей»
  4. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей»
  5. Прохорова Л.Н. «Развиваем творческую активность дошкольников»
  6. Селевко Г.К. «Современные развивающие технологии»
  7. Никифорова Н.А. «Новые педагогические технологии»
  8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
  9. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»