Социальный проект "Сохраним от забвения"
Проект «Сохраним от забвения» - это уникальная возможность для школьников узнать о событиях времен Великой Отечественной войны на территории д. Рыбки Сафоновского района Смоленской области, о стойкости и мужестве солдат, защищавших и освобождавших деревню. При завершении проекта у участников появятся знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, появится стремление к бережному, внимательному отношению к историческому прошлому страны и памятному месту – братскому захоронению в д. Рыбки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt.docx | 48.94 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Рыбковская средняя общеобразовательная школа"
Сафоновского района Смоленской области
Региональный этап
Международного конкурса методических разработок
«Уроки Победы»
Номинация: Лучший социальный школьный проект
Социальный проект
на тему:
«Сохраним от забвения»
Участники проекта: обучающиеся 9 класса
Руководитель: учитель истории и обществознания
Леонова Анна Николаевна
2019 год
Актуальность проекта.
Проект «Сохраним от забвения» - это уникальная возможность для школьников узнать о событиях времен Великой Отечественной войны на территории д. Рыбки Сафоновского района Смоленской области, о стойкости и мужестве солдат, защищавших и освобождавших деревню. При завершении проекта у участников появятся знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, появится стремление к бережному, внимательному отношению к историческому прошлому страны и памятному месту – братскому захоронению в д. Рыбки.
Данный проект охватывает обучающихся 9 класса.
Цели проекта:
• воспитание чувства патриотизма у школьников;
• приобщение к великой истории страны, края, своего села;
• расширение знаний школьников об истории села в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период;
• формирование навыков использования ресурсов и возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в проектной деятельности.
Задачи проекта:
• участвовать в социально значимых акциях по патриотическому воспитанию;
• пополнить школьный историко-краеведческий музей собранным материалом и экспонатами;
• сотрудничать с членами поискового отряда «Боевое братство» (командир Гарасенко А. И.);
• организовать работы по благоустройству братской могилы на территории Рыбковского сельского поселения с привлечением местных жителей;
• оформить собранный в ходе исследовательской работы материал в виде папки, фото-стенда и/или презентации;
• разместить на сайте школы материалы проекта.
Деятельность в рамках проекта.
• Реализацию проекта предполагается осуществлять в рамках 3-х этапов при общей длительности в пять месяцев
• Формы реализации проекта: собирательская работа, благотворительная деятельность, тематические мероприятия, работа с ИКТ и техническими средствами (компьютером, фотоаппаратом, ксероксом, принтером, сканером).
Сроки реализации проекта: январь – май 2019 г.
Участники социального проекта:
- обучающиеся 9 класса;
- администрация МКОУ «Рыбковская СОШ» Сафоновского района Смоленской области;
- администрация Рыбковского сельского поселения;
План реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта.
В результате активной целенаправленной деятельности в рамках проекта «Сохраним от забвения» можно значительно разнообразить работу по гражданско-патриотическому воспитанию, повысить уровень проведения военно-патриотических мероприятий и акций. В общественное сознание растущего поколения постепенно будут возвращаться такие ценности, как любовь к Родине, уважение к истории страны, края, своего поселка, патриотизм.
Практическим итогом проекта является создание фотоархива (документального и электронного), презентация, где собраны материалы поисково-исследовательской работы учащихся, экскурсия в историко-краеведческом музее для учащихся школы. Без чувства любви к Отечеству невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения и современников нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости нельзя вдохновить людей на высокие дела.
Реализация проекта происходит по трем направлениям:
1. Экскурсионная работа - творческое направление;
2. «Сохраним от забвения» - уборка и оформление территории братской могилы;
3. «Пополним наш музей» - собирательская и исследовательская работа.
По каждому направлению участники проекта ориентируются на результативность: творческие работы, рисунки, мультимедийная презентация, фото-стенд и другое.
В ходе проекта планируется размещение материалов на школьном интернет-сайте.
Описание проекта:
Работа над проектом построена с учётом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации данного проекта. Положительным моментом является тот фактор, что обучающиеся 9 класса проходят тему «Великая Отечественная война» на уроках истории России и истории Смоленщины. Ребята выполняют поисковые задания, собирают материалы по истории села в годы Великой Отечественной войны, занимаются исследовательской работой, проводят исследования по определённой краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных школьных конференциях района.
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением. Школа сотрудничает с сельской библиотекой, районным краеведческим музеем и поисковыми отрядами.
Для осуществления данного проекта школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1. Краеведческий кружок «Родная сторона»;
2. Школьный историко-краеведческий музей;
3. Администрация школы в лице заместителя директора по ВР, педагоги, МО классных руководителей;
4. Компьютерный класс, выход в интернет.
Результаты реализации проекта.
- Обучающимися 9 класса изучены материалы по теме: «Деревня Рыбки в годы Великой Отечественной войны».
- Собраны материалы по истории села и школы.
- Пополнен экспонатами школьный историко-краеведческий музей в разделе «Великая Отечественная война на рыбковской земле».
- Подготовлен фото материал для стенда «Бессмертный полк».
- Принято участие в митинге ко Дню Победы.
- На школьном сайте размещены собранные материалы.
- Подготовлена экскурсия по заданной теме.
Давно закончилась Великая Отечественная война. Не стреляют, не бомбят. Кажется, пора забыть о ней. Но мы - люди, живущие сегодня, часто приходим к памятникам, обелискам, братским могилам, ведь на этих памятных местах увековечен подвиг великого русского воина, человека, защитившего свою Родину. Зачем мы приходим туда? Война была давно. Людей, чьи останки покоятся в этих могилах, мы не знаем. Наверное, затем, чтобы мы никогда не забывали, что война - это горе и смерть. А ещё за тем, чтобы мы знали: мир хрупок, и беречь его - наша задача.
«Опять война…
А может, нам о ней забыть?
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить!”.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как силы, нам нужна»
На рыбковской земле проходили тяжелые бои. Враг шел к Москве, а советские войска сдерживали его на Смоленщине. Более чем два года наша земля находилась в оккупации. Но самые ожесточенные боевые действия происходили в августе 1943 года. 7 августа начался второй этап освобождения Сафоновского края в рамках Смоленской наступательной операции «Суворов». Обошёлся этот этап нашим воинам большой кровью. По территории рыбковской земли проходила вторая линия немецкой обороны. Она протянулась от деревни Приселье Ярцевского района до Дорогобужа и была наиболее мощно укреплена огневыми точками, траншеями, проволочными заграждениями, противотанковыми рвами и минными полями. Освобождали Рыбки и прилегающие к ним деревни 88-я, 220-я, 251-я и 331-я стрелковые дивизии 31-ой армии. Даже сейчас в лесу и на полях видно, где проходили бои. Об этом говорят окопы, воронки. Летом, бывая в лесу, иногда приходится собирать землянику, которая растет по окопам. А сколько в наших лесах поисковики находят снарядов! Некоторые фрагменты боевого оружия, снарядов и личных вещей погибших воинов выложены в этих витринах. Много полегло солдат на рыбковской земле. Во время поисковых работ было найдено большое количество останков погибших воинов. Все они торжественно захоронены у нас в братской могиле возле памятника павшим.
«Почему так сердце вдруг заныло,
Защемило у меня в груди?
Вижу в поле братскую могилу,
Памятник, стоящий впереди.
Приспустил над ним святое знамя,
Кровью обагренное, солдат.
Люди, доблесть павших поминая,
Дважды в год приходят и скорбят.
Это жители моей деревни
В сентябре и в мае здесь стоят.
Это жители моей деревни
Отдают дань памяти солдат!»
В нашем школьном историко-краеведческом музее хранятся документы, рассказывающие о том, что происходило в деревне Рыбки с 7 по 16 августа 1943 года. Также есть у нас информация и о советских воинах, погибших в это время. Имена некоторых героев восстановлены по медальонам, надписям на фляжках, номерам медалей. (зачитываются имена погибших). Многие погибли, выполняя святой долг перед отчизной. Они прощались с жизнью, но никогда не прощались с надеждой и верой.
«Скажут: было светло - не верьте,
Скажут: было тепло, - не верьте,
Скажут: было легко, - не верьте,
Будь все это, не было б смерти,
Было горько порою- верьте,
Было холодно, трудно - верьте,
Но и в самое главное верьте,
Мы добыли стране бессмертье.
Воевали, хорошо ли, плохо ли –
Пусть потомки спорят горячо.
Но какую силищу разгрохали,
Развернувшись в полное плечо»
Красиво оформлен наш памятник! Стоит высокая бетонная стела, наверху имеется изображение лица солдата. Перед стелой есть плита с надписью «Вечная память солдатам, павшим за Родину в 1941 – 1945 годах». За стелой расположены плиты с именами погибших воинов. Далее – пять могил. И цветы, цветы, цветы… Это памятное место очень украсило нашу деревню. Часто возле памятника бывают люди: то дети бегают, то мы, школьники, проводим уборку могил и территории, то кто-то пришёл с цветами. А в последние годы возле нашего памятника фотографируются свадьбы. И это здорово!
«Но подвиги их – всё дороже,
А песни всё громче о них.
И слава ответственной ношей
Ложится на плечи живых».
Паспорт
памятника истории и культуры.
1. | Название памятника | Мемориальный комплекс. |
2. | Местонахождение памятника | Смоленская область, Сафоновский район, деревня Рыбки. |
3. | Описание внешнего вида, материал | 1 часть. Подиум. Размеры: длина – 181см., ширина – 196 см., высота – 31 см. Материал: бетон. На подиуме установлена плита. Размер: длина – 55 см., высота – 80 см., ширина – 7 см. Материал: мрамор. 2 часть. Памятник. А). основание памятника. Размеры: длина – 8 м. 52 см., ширина – 12 м. 60 см., высота – 37,5 см. Материал: железобетон. Б). Стела в виде ствола автомата ППШ (пистолет – пулемет Шпагина). На верху стелы имеется барельеф с изображением головы солдата в каске на фоне знамени с надписью «За Родину». Размеры: высота – 8 м., ширина – 110 см., длина – 100 см. Материал: железобетон, металлический каркас из арматуры, листы цветного металла. В). Место для живых цветов, оформленное невысоким металлическим ограждением. Г). Плиты с закрепленными мемориальными досками с именами погибших воинов. Размер: длина – 6 м., высота – 1 м. 70 см. Материал: бетон, металл. 3 часть. Захоронения погибших в виде больших могил в количестве шести. Могилы украшены живыми цветами, касками, венками. Возле каждого захоронения имеются именные плиты. |
4. | Содержание текстов. | 1 часть. На плите подиума имеется надпись: «Вечная память советским солдатам, павшим за Родину. 1941 – 1945». Всесоюзная «Вахта памяти май 1990 года». 2 часть. А). На стеле имеется мемориальная доска с надписью: «Памятник установлен в 1993 г. на средства КП «Рыбковское» к 50-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков». Г). Над мемориальными досками с именами погибших имеется надпись: «Список воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Рыбковского сельского совета в 1941-1943 гг.». Список состоит из 603 фамилий. |
5. | Краткая характеристика событий. Когда и кем поставлен памятник. | В 1943 году исполнилось 50 лет со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. К этой знаменательной дате в д. Рыбки был установлен памятник павшим воинам, построенный на средства КП «Рыбковское». Самые кровопролитные бои проходили в августе 1943 года. 7 августа 1943 года начался второй этап освобождения Сафоновского края в рамках Смоленской наступательной операции «Суворов». В результате поисковой деятельности «Вахт памяти» было найдено большое количество останков погибших воинов. В мае 1990 года при большом стечении народа состоялось первое захоронение останков советских воинов, погибших на территории Рыбковской администрации. |
6. | Состояние памятника. | На сегодняшний день памятник находится в хорошем состоянии, т.к. в 2010 году были проведены ремонтные работы: укладка плитки вокруг памятника, укрепление возвышенных мест дерном и землей, покраска и побелка всех частей мемориала, завоз плодородной земли, посадка цветов, посадка газонной травы. Ремонтные работы проводились на средства КП «Рыбковское» и Рыбковской сельской администрации силами жителей д. Рыбки. |
7. | Работа по благоустройству в период анкетирования. | Была проведена уборка мемориала от мусора, веток и листьев силами членов краеведческого кружка Рыбковской средней школы. |
9. | Кто проводил паспорти- зацию. | Обучающиеся 9 класса МКОУ «Рыбковская СОШ» Сафоновского района Смоленской области под руководством учителя истории и обществознания Леоновой Анны Николаевны. |
10 | Использование сведений о памятнике. | Сведения о памятнике и событиях, связанных с открытием памятника, перезахоронениями останков павших советских воинов на рыбковской земле могут быть использованы на уроках истории России в 9 и 11 классах при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», на классных часах и во внеклассных мероприятиях. |
11. | Дата составления паспорта. | Май октября 2019 г. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
социального проекта
патриотической и духовно-нравственной направленности
Наименование ОО - МКОУ «Рыбковская СОШ» Сафоновского района
Смоленской области
Наименование социального проекта – «Сохраним от забвения»
Сроки реализации проекта – 2019 - 2020 учебные годы
Классы – 9
Актуальность проекта: Проект «Сохраним от забвения» - это уникальная возможность для школьников узнать о событиях времен Великой Отечественной войны на территории д. Рыбки, о стойкости и мужестве солдат, защищавших и освобождавших деревню. При завершении проекта у участников появятся знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, появится стремление к бережному, внимательному отношению к историческому прошлому страны и памятному месту – братскому захоронению в д. Рыбки Сафоновского района Смоленской области.
Задание: представить содержание социального проекта патриотической и духовно-нравственной направленности, реализованного на базе МКОУ «Рыбковская СОШ» Сафоновского района Смоленской области в 2018 учебных годах на уровне основного общего образования, принимая во внимание следующие позиции:
№ п/п | Позиция | Краткое описание |
I. Подготовка к реализации проекта. | ||
Наименование программы / плана / модуля | Программа внеурочной деятельности – краеведческий кружок «Родная сторона» | |
Кем реализуется программа / план / модуль | Программа. Леонова А.Н., учитель истории и обществознания | |
Адресаты программы / плана / модуля | Программа. Обучающиеся 9 класса | |
Формируемые ценности | любовь к Родине, уважение к истории страны, края, своего села, патриотизм, стремление сохранить памятник истории и культуры | |
Преимущественные формы реализации с указанием тематики мероприятий | Программа.
| |
Приоритетные виды деятельности | исследование, экскурсии, проект, презентация | |
Полученные результаты | 1 уровень: школьники получили знания по темам «Великая Отечественная война» и «Великая Отечественная война на рыбковской земле». 2 уровень: у школьников сформированы навыки исследовательской и проектной деятельности, коллективного творчества 3 уровень: участие в данном проекте помогло внести в школьную жизнь яркое движение, азарт поиска и исследования, новые формы коммуникаций, стимулировало познавательную активность, сделало школьную обстановку более дружелюбной что позитивно сказалось на занятиях общеобразовательных предметов и формах проведения досуга школьников. | |
II. Долгосрочный социальный проект. | ||
Концептуальная идея проекта |
| |
Целевые установки |
| |
Ресурсное обеспечение |
| |
Перечень социальных партнеров |
| |
Краткое описание содержания деятельности (по этапам) | 1 этап - подготовительный: Цель: подготовка условий создания программы патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить проект по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. 5. Разработка плана мероприятий для реализации проекта. 2 этап – внедрение: Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы. 3 этап - отслеживание и анализ результатов: Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. | |
Полученные результаты | Для обучающихся: -повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне; - приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа; -вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность; -активизация творческого потенциала школьников. Для школы: -сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; -пополнение фонда школьного музея. Для социума: Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников. | |
Проблемы |
| |
15 | Перспективы развития |
|
|