РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка технической направленности «Робототехнический конструктор Старт Блок» на 2020 - 2021 ГОД
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир конструирования больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_kruzhka_start_blok.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Детским садом № 57 _____________
/ Е.А. Качанова /
«02» сентября 2020 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
технической направленности
«Робототехнический конструктор Старт Блок»
на 2020 - 2021 ГОД
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы
Воспитатель Гаврючкова И. Н.
Смоленск 2020
Оглавление
I Пояснительная записка ..........................................................................3
1.1 Нормативно-правовые документы. ...................................................3
1.2 Направленность программы, актуальность ......................................3
1.3 Педагогическая целесообразность. ...................................................3
1.4 Цель и задачи........................................................................................5
1.5. Организационно-педагогические условия. ......................................6
1.6 Ожидаемые результаты и формы контроля.......................................7
1.7. Материальные ресурсы.......................................................................8
2.Содержание программы..........................................................................8
3. Список литературы: ...............................................................................9
I Пояснительная записка
1.1 Нормативно-правовые документы.
Программа технической направленности «Робототехнический конструктор Старт Блок» разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04сентября 2014года № 1726-р),
- Приказа Министерства Просвещения России от 9 ноября 2018года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) от 18.11.2015 № 09 3242
1.2 Направленность программы.
Техническая.
Актуальность:
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир конструирования больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Программа «Робототехнический конструктор Старт Блок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического, социально - коммуникативного.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Первый человекоподобный рыцарь был предложен Леонардо да Винчи в 1495 г., в 1738 г. французский механик Жак де Вакансон создал первого андроида, а в 1921 году чешский писатель Карел Чапек придумал слово «робот».
Бурными темпами робототехника вошла в мир в середине XX века. Это было одно из самых передовых, престижных, дорогостоящих направлений машиностроения. Основой робототехники были техническая физика, электроника, измерительная техника и многие другие, технические и научные дисциплины. В начале XXI века робототехника является одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому необходимо вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и, советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. Как этого достичь? С чего начинать?
Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Основной набор Старт Блок– новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр - занятий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с конструктором, «Старт Блок» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.
Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.
Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.
Работа с конструкторами способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали.
В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.
Конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.
При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.
В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.
Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.
1.4 Цель и задачи.
Цель программы:
Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Старт Блок.
Задачи:
Обучающие
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
Сформировать умение управлять готовыми моделями.
Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
Развивающие
Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
Развивать мелкую моторику.
Развивать память, внимание
Воспитательные
Закреплять знания детей об окружающем мире.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным ,талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности
Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.
Формы и методы, используемые для реализации программы:
Наглядные (рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)
Словесные (загадки, пословицы, дискуссии)
Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).
Проблемный - (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
Игровой - (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)
1.5. Организационно-педагогические условия.
Активная помощь педагога;
Сотрудничество с родителями (законными представителями);
Беседа, показ, объяснение;
Игра – презентация;
Практическое занятие с помощью педагога;
Выставка
Продолжительность программы: один год.
34 занятия по 30 минут (один раз в неделю)
Краткие сведения о группе:
- Будкевич Артём
- Бурцева Милана
- Глушенков Тимофей
- Костенков Артур
- Терещенкова Милана
- Новиков Миша
- Сёмченкова Лера
- Сёмкина Кристина
- Ткаченко Егор
- Трефилова Алиса
Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.
1.6 Ожидаемые результаты и формы контроля.
Планируемые итоговые результаты освоения Рабочей программы по робототехнике на базе конструктора Старт Блок:
1.Познавательные:
определять, различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу, схеме и самостоятельно строить схему;
программировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу, схеме и самостоятельно;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
2.Регулятивные:
работать по предложенным инструкциям;
излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
3.Коммуникативные:
работать в паре и коллективе; уметь рассказывать о постройке;
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметные результаты изучения курса, базовый уровень:
знание простейших основ механики;
виды конструкций, соединение деталей;
последовательность изготовления конструкций;
целостное представление о мире техники;
последовательное создание алгоритмических действий;
начальное программирование;
умение реализовать творческий замысел;
знание техники безопасности при работе в кабинете робототехники.
Иметь представление:
о базовых конструкциях;
о правильности и прочности создания конструкции;
о техническом оснащении конструкции.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Проведения бесед с детьми;
Организация конкурсов, игр.
1.7. Материальные ресурсы - основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов и источников:
1. Набор - Робототехнический конструктор Старт Блок.
2. Компьютер, проектор, сканер, принтер.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Ознакомительная
Правило поведения, техника безопасности. Знакомство с конструктором, деталями, способы крепления.
Строительство по замыслу. Мотор, датчики расстояния и датчики наклона.
II. Для чего нужны машины?
Легковой автомобиль (спортивная машина, мотоцикл).
Конструирование спортивной машины, мотоцикла. Программирование, испытание моделей.
III. Машины специального назначения
Машины специального назначения.
Конструирование Экскаватора, машина с ковшом, пушка, поезд. Программирование, испытание моделей.
IV. Общество рыцарей и принцесс
Сформировать у дошкольников нормы и правила общения и поведения.
Конструирование рыцаря. Программирование и испытание модели.
V. Насекомые
Познакомить с насекомыми, чем полезны и вредны.
Конструирование кузнечика. Программирование и испытание модели.
VI. Свободное моделирование
Развитие фантазии и воображения детей. Навыки работы в паре и коллективе. Повторение пройденного.
Оценочные материалы. Мониторинг.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
Наблюдение за работой детей на занятиях;
Участие детей в проектной деятельности;
В выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития:
-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.
-Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей .
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.
-Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя.
3. Список литературы:
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
3. Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.
4. Интернет-ресурсы.
5. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.
6. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
7. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами конструирования и компьютерно - игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
8. Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
9. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.