Методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Антоши»
Сроки проведения: краткосрочный, октябрь-декабрь 2017 г.
I. Введение
Актуальность:
Анкетирование и анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни являются в наше время представители уходящего поколения, молодое поколение редко пользуются колыбельными песнями или почти их не используют. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания этого жанра. Давайте, обратимся к этому жанру.
Время проведения: второй квартал (октябрь-декабрь).
Цель:
Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.
Задачи:
- расширять представления о жанре колыбельных песен и различных их видах (народные, авторские);
- формировать у родителей потребность получать новые знания, используя различные источники информации (книги, Интернет, беседы со взрослыми…);
- способствовать гармонизации детско - родительских отношений.
Форма проведения: посиделки.
Участники собрания: дети средней группы, воспитатели, родители.
План проведения:
- Открытие родительского собрания:
Вступительное слово воспитателя.
- Выступление воспитателя с презентацией «В гостях у Дрёмы».
- Игра-конкурс «Мудрость предков».
- Подведение итогов собрания.
II. Методическая разработка «В гостях у Антоши»
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
2. Вступительное слово воспитателя:
Дорогие родители! Сегодня мы с вами поговорим об одном из жанров русского фольклора – колыбельных песнях.
Колыбельные песни – это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Такие народы как ханты, селькупы, татары, казахи, населявшие Сибирь до Ермака, придавали колыбельным песням мистическое значение. Согласно древним традициям этих народов, для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня – ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.
3. Выступление воспитателя с презентацией «В гостях у Дрёмы»
Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины 19 века. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А. Ветухов, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, и др.
В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6 – 7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а то и нанимались в чужие семьи. По рекомендации О.И. Капицы её ученица Т.Н. Ломаченкова провела в конце 20-х годов ценное фольклорно-социологическое исследование жизни и быта девочек – нянь. Она писала: «В десять лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, расторопными, деловитыми. Мать передаёт ей немудрёную школу рожка, качания и пеленок, а общий труд в хозяйстве ставит её на равную ногу с остальными членами семьи. Сама еще ребенок, а мастерски и любовно справляется одна с 2-3 малышами. И на вопрос: «Как ты ладишь с этой мелюзгой?» - она серьёзно и просто бросит: «Я уже третье лето сижу».
У ребенка очень рано проявляется интерес, как к активным, так и к пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. «Уже в первый месяц жизни, - писал Г. Добряков, - ребенок проявляет музыкальные восприятия – восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков».
И всё это знал народ-педагог. Только удивительно глубоким пониманием особенностей психики ребенка раннего колыбельного возраста можно объяснить поэтику колыбельных песен как основного средства воспитания в этот период.
«Мать своим врожденным чутьем поняла, - писал А. Ветухов, - что для ребенка нужна именно песни… умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельной песни. Те же материнские чувства подсказали, какое должно быть содержание колыбельных песен; здесь же отражается всё, что есть в душе матери лучшего, возвышенного». Бесспорно, мир матери, характер её чувств, заботы и тревоги – всё так или иначе отражено в колыбельной песне.
Колыбельная песня возникла не потому, что кому-то из матерей (пестуний) захотелось излить свои чувства и переживания (хоть автор и далек от мысли отрицать наличие этих чувств), а вызвана к жизни острой необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон. Ибо в первые месяцы жизни ребенка длительный спокойный сон – непременное условие быстрого роста и развития.
Прямым свидетельством древнего происхождения колыбельных песен являются антропоморфные образы Сна, Дрёмы, Угомона, Упокоя, а также близость древнейших текстов к заговорам («Сон да Дрема, поди Коле к голова», «Угомон тебя возьми» и др.)
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребёнка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.
Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, конкретно-образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, что любо некоторым детским писателям, а как мир стремительно движущихся существ и предметов:
Я качаю, зыбаю, Баушка уху варить,
Пошел отец за рыбою, Баушка уху варить,
Мать пошла мешки таскать, А дедушка свиней манить …
Всё это даёт основание утверждать, что колыбельная песня вызвана к жизни бытовыми, педагогическими надобностями народа.
Примеры колыбельных:
Спи, сыночек мой, усни
Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
4. Игра-конкурс «Мудрость предков»
Двум командам предлагаются по одному старинному слову: «колыбать» и «байкать». Команды за 5 минут должны подобрать современные слова – синонимы, заместители. Например: качать, баюкать, усыплять и т.д.
Командам предлагаются пословицы, которые необходимо продолжить:
- у дитя пальчик болит, а у матери … (сердце);
- при солнце тепло, а при матери …(добро);
- птица радуется весне, а младенец … (матери);
- без солнышка нельзя пробыть, без … нельзя прожить (матери).
А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.
…
Спи, сыночек мой, усни
Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
5. Подведение итогов собрания
Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что оно не прошло для вас даром.
Приём «Чудесная сумка»
Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний.
Список литературы:
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
- Василенко В.А. Детский фольклор. – М.; 1978.
- Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе – М.; 2000г. – 451с.
- Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду – М.; 1972.
Приложение.
Анкета «Колыбельные песни».
- Как ваши дети относятся к предложению «ложись спать»?
- Знакомы ли вы с колыбельными песнями?
- Используете ли вы колыбельные песни у себя дома?
- Как вы считаете, нужно ли использовать колыбельные песни для вашего ребёнка?