Инновационная деятельность на базе КФУ
Мною создана авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9 класса "Секреты пунктуации".
Актуальность и новизна программы определяется её направленностью на обучение учащихся 9 классов основам пунктуации.Она включает в себя новые знания, не содержащиеся в программе базовых предметов. Программа позволяет применить полученные знания на государственной итоговой аттестации.В программе отражены основные средства и методы для достижения образовательной цели: обучение с использованием традиционных информационных и активных форм обучения(деловые ролевые игры,исследовательские работы), новизна к отбору содержания обучения.
Рецензент программы: кандидат филологических наук доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин ЕНГД ЛФ КНИТУ -КАИ
Данилова Оксана Леонидовна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_el_kursa_9_kl.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Лениногорска»
Лениногорского
муниципального района Республики Татарстан
Гришиной Любовь Николаевны,
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
элективного курса «Секреты пунктуации»
по русскому языку в 9 классе
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации » для 9 класса составлена на основе
- Учебного плана МБОУ СОШ №4
- Письма Минобразования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277МЗ «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»
Общая характеристика элективного курса
Курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересным всем, так как поддерживает и развивает умения грамотного письма, необходимые каждому грамотному человеку.
Занятия предлагается вести параллельно урокам русского языка, возможно, даже опережая основную программу.Курс по выбору рассчитан на учащихся девятых классов, определивших для себя дальнейшее обучение в классах гуманитарного направления, а также для всех, интересующихся русским языком по тем или иным причинам.
Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, специфика которого в том, что теория здесь дана в малом объеме в форме не больших консультаций перед некоторыми самостоятельными работами. Усилению практической направленности способствует система заданий, данных к упражнениям. Учащимся предлагается вместе с постановкой знаков препинания сделать синтаксический разбор отдельных предложений. Синтаксический разбор поможет учащимся разобраться в синтаксических конструкциях, что будет способствовать осознанной постановке знаков препинания. Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий - необходимое условие для подготовки к экзаменам. Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков в сложных синтаксических конструкциях, вариативности выбора того или иного знака всегда возникают при изучении синтаксиса и являются постоянно актуальными.
Цель курса
- осмысление учащимися основных принципов и тенденций употребления знаков препинания
Задачи курса:
- совершенствование речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром,
-развитие лингвистических, культурологических, языковых и коммуникативных компетенций учащихся,
-овладение навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОУ СОШ № 4 с целью расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку в рамках предпрофильной подготовки на изучение элективного курса « Секреты пунктуации» отводит 17 часов во 2 полугодии, в неделю-1ч.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
- знать пунктуационные нормы современного русского языка, основные правила применения знаков препинания в тексте;
- использовать различные знаки препинания в текстах разговорного, научного, официально-делового и художественного стилей;
- уметь гибко применять разнообразные словесные конструкции;
- производить пунктуационный анализ текста;
- пользоваться орфографическим словарём.
Основное содержание с примерным распределением
учебных часов и основные понятия курса.
- Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.
- Назначение пунктуации - «держать текст» (К.Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.
- Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.
- Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.
- Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.
- Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.
- Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.
- Возможность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом - показатель общей культуры речи пользователя языка
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
По плану | Факт | ||||
1 | Пунктуационные нормы современного русского языка | 1 | |||
2 | Основные правила применения знаков препинания в тексте | 1 | |||
3 | Стилистические аспекты пунктуации. | 1 | |||
4 | Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового стилей | 1 | |||
5 | Знаки препинания в текстах научного стиля | 1 | |||
6 | Знаки препинания в текстах художественного стиля | 1 | |||
7 | Структурный и смысловой принципы пунктуации. | 1 | |||
8 | Структурный и смысловой принципы пунктуации | 1 | |||
9 | Экспрессивный синтаксис | 1 | |||
10 | Знаки препинания в рекламе | 1 | |||
11 | Знаки препинания в рекламе | 1 | |||
12 | Нерегламентированная пунктуация | 1 | |||
13 | Нерегламентированная пунктуация: историческая | 1 | |||
14 | Нерегламентированная пунктуация: собственно-авторская | 1 | |||
15 | Комбинированные знаки препинания | 1 | |||
16 | Комбинированные знаки препинания | 1 | |||
17 | Итоговое занятие | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 2014.
Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» - Москва «Просвещение».- 2014г.
Загорелов Л.В. Постановка знаков в осложненных предложениях. – М., 2015.
Загорский И.В. Трудные случаи постановки знаков препинания в русском языке. – М., 2016.
Органов З.М. Пунктуация в сложном предложении. – М., 2015.
Розенталь Д.Э., «Русский язык. Пособие для поступающих в вузы» Москва «Просвещение» - 2014г.
Скворцов Л.И. Экология слова или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 20015.
Литература для учителей:
Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы: кН. Для учителя.-9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015.
Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация. – М., 2016.
Д.З. Гаврилов. История знаков препинания в русском языке. – М., 2013.
Казакова Л.Ф. Пунктуация в старших классах. Первые занятия: диагностика умений, обучение самоконтролю/ Русская словесность. 2014.
Л.Я. Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева, А.А. Янсюкевич Современный русский язык. – М., 2014.
Наговицына М.П.Запятая в русском языке. – М., 2014.
Сулименко Н.Е. Немного о знаках препинания в русском языке. –М., 2016.
Таратухин Д. Алгоритмы употребления обращений и постановки знаков препинания при них. – М., 2015.