Информация для родителей. Советы для Вас.

Марина Сергеевна Замогильная

Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

Зима, Зимние забавы

1. Упражнение «Снежинки-балеринки». Дети бегут по кругу и кружатся со словами:

Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки —
Зимы балеринки.

Устали кружиться (дети приседают).
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —
И снова их ветер
Заставил кружиться (дети кружатся)
В веселом балете.

2. Упражнение «Какой снежок!».

Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:

Какой снежок,
Какой снежок,
Какой снежок хороший!
Покрыт лужок,
Покрыт лужок,
Покрыт лужок порошей.
И воробей, и я, и ты
На нем оставили следы.
Снежок спешит,
Спешит—и глядь, (дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)
Прибрал опять!
Прибрал опять!

3. Упражнение «Пингвин».

Дети скользят по паркету со словами:

Скользкий лед,
Скользкий лед,
А по нем пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин не упадет!

4. Упражнение «Снежки».

Дети в кругу поют слова песни и показывают в движениях:

Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день.
Нам в снежки играть не лень!

Припев:

Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай (бросают).
Пусть зима морозит нас!
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.

Припев: тот же.

5. Игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты — Дед Мороз!

После слов:

— Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,
Не хватай меня за ухо, —

разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).

6. Игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

 «8 Марта»

1. Ходьба на носочках с подскоками по залу под веселую музыку.

2. Упражнение «Весело — грустно».

Дети рассказывают стихотворение, изображая мимикой соответствующее настроение:

Если солнышко проснулось,

Утро засияло.

Если мама улыбнулась,

Так отрадно стало.

Если в тучу солнце скрылось,

Замолчали птицы.

Если мама огорчилась,

Где нам веселиться!

3. Психологическое упражнение «Мама спит!».

Дети тихонько идут на цыпочках и тихо говорят:

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу. Я ее не разбужу!

4. Упражнение с мячом.

а) «Ласковое обращение к маме». Педагог бросает мяч по порядку детям, стоящим в кругу. Каждый должен сказать в ответ ласковое

обращение к маме (дорогая, любимая, родная, хорошая…).

б) «Я подарю маме…». Кому педагог бросает мяч, тот в ответ называет подарок (духи, конфеты, цветы, крем, рисунок…).

5. Психологическое упражнение «Покажи жестами, что делает мама утром (вечером, в выходной)».

Каждый ребенок вспоминает, что делает его мама вечером, утром, в выходной, когда прощается в детском саду и т.д., и жестами показывает действие: причесывается, чистит зубы, варит суп, гладит, целует, обнимает… Другие дети стараются угадать и назвать действие.

6. Игра-хоровод с веночком (музыка народная).

Дети стоят в кругу. В середине круга — водящий с веночком в руках. Дети идут в одну сторону, водящий — в противоположную и поет:

Кому, кому мой веночек подарить?

Кого, кого мне на танец пригласить?

Олечка, Олечка, ты быстрее выбегай,

Олечка, Олечка, танец свой начинай.

Дети танцуют вдвоем, потом веночек передается Оле, и она становится водящей. Игра продолжается.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме: «Весна»

1. Дети идут друг за другом со словами:

Мы идем и поем:
Весна пришла!
Весна красна!

2. Становятся в круг, говорят слова, сопровождая соответствующими жестами.

Педагог:

Смотрит солнышко в окошко,
светит в нашу комнату.

Дети:

Мы похлопаем в ладоши:
Очень рады солнышку!

Педагог:

Рано солнышко встает.

Дети:

Птичий хор а саду поет.
Машет веточкой сосна —
Это все — весна!

3. Игра «День и ночь».

Педагог произносит: «День наступает — все оживает!» Дети бегут по залу под веселую музыку, прыгают, играют, танцуют. Потом музыка замолкает, педагог говорит: «Ночь наступает — все замирает!» Дети останавливаются и замирают в одной позе.

4. Упражнение на релаксацию «Колокол».

Дети стоят в кругу и держатся за руки. На вдох поднимают руки вверх, на выдох — руки бросают, не рассоединяя, вниз: бум-м-м!

5. Упражнение на внимание «Зеваки».

Дети идут под музыку в одну сторону. Когда музыка замолкает, останавливаются, делают 4 хлопка над головой, потом поворачиваются и снова идут под музыку в другую сторону.

6. Игровое упражнение «Плетень».

Дети становятся парами, потом делятся на две команды. На слова педагога: — Плетень, плетень! — дети широко расставляют руки и заплетают плетень. Выигрывает та команда, которая сделает это быстро и без ошибок.

7. Упражнение «Весну аукаем».

Дети становятся парами и говорят выразительно, сопровождая соответствующими жестами:

Ay, ay, аукаем,
Весну приаукаем!
Март, март — солнцу рад.
Апрель, апрель — откроем дверь.
Май, май — сколько хочешь гуляй!
Ay, ay, аукаем,
Весну приаукаем.
Идет весна, отворяй ворота,
Золотые ворота!

После этих слов дети берутся за руки парами, поднимают их вверх и образуют «ворота».

8. Игра с дудочкой «Золотые ворота».

Педагог кладет дудочку подальше от «ворот» на стул. Водящий идет через «ворота», разбивает ребром ладони пару. Эти дети бегут к дудочке. Кто первый возьмет ее, становится водящим, второй ребенок возвращается на свое место, становится в строй с бывшим водящим. Игра повторяется.

9. Игра-хоровод «Гори, гори ясно» (русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова).

Выбирается водящий. Дети идут по кругу, а водящий танцевальными шагами с платочком в руке идет по кругу в противоположную сторону. Дети говорят (поют):

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги.

После этих слов водящий кладет платочек, держа его в руке, на соединенные руки двоих детей. Эти дети разрывают круг и бегут в противоположные стороны вокруг круга. Кто первый оббежит круг и схватит платочек у водящего, становится водящим, берет платочек и танцует в кругу. Игра повторяется.

10. Упражнение «Спасибо!».

Дети с выражением и поклонами произносят слова:

— Спасибо солнышку за свет.
— Спасибо маме за обед.
— Спасибо вам, спасибо вам.
— Спасибо всем моим друзьям! Берут друг друга за руки и парами уходят из зала.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

«Зима, Зимние забавы»

1. Упражнение «Снежинки-балеринки». Дети бегут по кругу и кружатся со словами:

Под музыку вьюги
Кружатся подруги,
Кружатся снежинки —
Зимы балеринки.

Устали кружиться (дети приседают).
На землю присели,
Заслушались музыкой
Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —
И снова их ветер
Заставил кружиться (дети кружатся)
В веселом балете.

2. Упражнение «Какой снежок!».

Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:

Какой снежок,
Какой снежок,
Какой снежок хороший!
Покрыт лужок,
Покрыт лужок,
Покрыт лужок порошей.
И воробей, и я, и ты
На нем оставили следы.
Снежок спешит,
Спешит—и глядь, (дети останавливаются, оглядываются, разводят руками)
Прибрал опять!
Прибрал опять!

3. Упражнение «Пингвин».

Дети скользят по паркету со словами:

Скользкий лед,
Скользкий лед,
А по нем пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин не упадет!

4. Упражнение «Снежки».

Дети в кругу поют слова песни и показывают в движениях:

Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день.
Нам в снежки играть не лень!

Припев:

Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки),
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай (бросают).
Пусть зима морозит нас!
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.

Припев: тот же.

5. Игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты — Дед Мороз!

После слов:

— Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,
Не хватай меня за ухо, —

разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).

6. Игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки.

М. В. Смолянко, учитель-дефектолог



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме «Зимующие птицы»

1. Упражнение «Вороны и воробьи».

Сначала дети идут вперевалку, изображая ворон, и каркают: кар! кар! Потом прыгают со словами:

Чик-чирик! К зернышку — прыг!

Клюй — не робей,

Смелее, воробей!

2. Упражнение «Дятел».

Дети стоят в кругу, стучат указательным пальцем правой руки в ладошку и говорят:

Он стальной клюв имеет: тук-тук-тук!

Короедов съедает: тук-тук-тук!

Лес дремучий за то: тук-тук-тук!

Считает доктором его: тук-тук-тук!

3. Упражнение «Голуби».

Дети бегают машут руками со словами:

Гули, мои гули, Гули, вы на воле! Мимо пролетали, Громко ворковали: гр-р!

4. Упражнение «Сорока».

Дети стоят в кругу, ребенок в шапочке сороки — в середине круга, и ведут диалог:

— Сорока, сорока, где была?

— Далеко.

— Где сидела?

— На печи.

— Что таскала?

— Калачи!

5. Хоровод «Синичка».

Дети ходят по кругу со словами:

Птичка ты, птичка,

Птичка ты, синичка.

Птичка невеличка

Весело скакала,

Мошечек искала.

В это время ребенок в шапочке синички скачет в середине круга.

6. Прибаутка «Андрей-воробей» (обработка Е. Тиличеевой).

Ребенок в шапочке воробья прыгает, потом «клюет». Дети ласково грозят ему пальчиком и припевают:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок.

7. Подвижная игра «Вороны — воробьи».

Дети делятся на две шеренги: 1-я — вороны, 2-я — воробьи. Стоят друг против друга и внимательно слушают. Когда педагог произносит: вороны, то дети, изображающие ворон, убегают, а «воробьи» их догоняют. А когда педагог произносит: воробьи, то убегают «воробьи», а вороны ловят. Выигрывает та команда, которая больше поймает.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме: «Насекомые»

Обращение-призыв «Любите природу!»

Дети стоят в кругу и говорят с выражением, проникновенно:

Любите природу! Осу, муравья,

Пчелу и зайчишку, и трель соловья.

Любите природу! Не рвите цветы!

Пусть радуют взором наш лес и сады.

2. Упражнение-загадка «Бабочка».

Педагог предлагает выделить из предыдущего текста названия насекомых, вспомнить, назвать еще несколько. Потом предлагает показать руками (жестами) и загадать загадку про одно из насекомых:

Шевелились у цветочка

Все четыре лепесточка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

Дети сначала шевелят пальцами рук, а потом машут руками и разбегаются по залу (можно под музыку).

3. Упражнение «Жуки».

Под тихую музыку дети бегают по залу (летают) со словами:

Мы — майские жуки,

Летим туда-сюда.

Везде мы побываем.

При этом мы всегда

Жужжать не забываем:

Ж-ж-ж!

Под громкую музыку дети укладываются лицом вверх и начинают перебирать (шевелить) руками и ногами (лапками). Педагог со словами:

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

Лапки кверху у жука —

Пожалейте старика! —

подходит и дотрагивается до каждого ребенка рукой (переворачивает жуков).

4. Упражнение «Стрекоза».

Дети произносят слова и делают соответствующие движения, изображая стрекоз:

Стрекоза, стрекоза!

Вот такие вот глаза!

А сама — как вертолет:

Вправо — влево, взад — вперед!

Стрекоза летала, летала

И устала (дети приседают).

5. Упражнение «Кузнечики».

Дети показывают руками и говорят:

Прыг-скок по ладошке,

Прыг-скок по ручке,

Прыг-скок по ножке,

Прыг-скок по коленям,

Прыг-скок по соседям.

По бокам — хлоп-хлоп!

На головку — скок!

6. Игра «Лягушка и комар».

Один ребенок в шапочке лягушки стоит в углу зала. Остальные дети — комары. Они медленно приближаются к «лягушке» и говорят:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара —

Закричала: Ква! Ква! Ква!

«Лягушка» скачет большими скачками и пытается запятнать (поймать) кого-нибудь из детей (комаров). Пойманный становится лягушкой.

 



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме: «Новый год»

1. Педагог загадывает загадки про зиму и Новый год:

Если стужа на дворе,
Все деревья в серебре,
Огнями елочка цветет,
Значит скоро … (Новый год).

Всегда и в любую погоду
Мы рады … (Новому году).

Смотри: он весел и ярок
И что-то несет нам в … (подарок).

Собирайтесь в хоровод
И встречайте … (Новый год).

Ведь подарки нам принес
Наш веселый … (Дед Мороз).

Наш веселый Дед Мороз!
У него красный … (нос),

Шуба длинная, до пят.
Веселит он всех … (ребят).

2. Хоровод «Новый год» (муз. Киреевой).

В праздник новогодний мы собрались в зале,
Чтоб под елочкой все пели и плясали.
Ты, лесная елочка, заблести огнями.
Пусть сегодня все друзья веселятся с нами.

Припев:

Никто у нас не ссорится (грозят пальчиком),
Мы в мире все живем!
И мы танцуем весело
На празднике своем (кружатся).

Лесные обитатели встречают Новый год.
Веселые приятели заводят хоровод.
С пушистыми зайчатами медведи в круг встают
И с белками мохнатыми лиса танцует тут.

Припев: тот же.

Дед Мороз на нашей елке танцевать зовет ребят,
Начинается веселый новогодний маскарад.
Пляшут сказки, пляшут маски, сколько их, не сосчитать.
В хороводе даже елка тоже хочет танцевать.

Припев: тот же.

3. Хоровод «Снежная баба».

Вьюга, вьюга, вьюга закружила,
Бабу в шубу, бабу в шубу нарядила.
А метелица-сестрица
Подарила рукавицы.
Но мы тоже, но мы тоже не зевали,
Бабе шляпу, бабе шляпу отыскали,
И к лицу теперь как раз
Снежной бабе медный таз.
Мы свекольным, мы свекольным
Красным соком
Нарумяним, нарумяним бабе щеки,
А морковный красный нос
К нашей бабе сам прирос.

4. Игра-хоровод «Путешествие Снегурочки».

Дети решают освободить Снегурочку от злой Метелицы, становятся в круг и говорят, а потом показывают в движениях:

Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся
Чтоб снегурочку вернуть,
Мы любой осилим путь!
— А если тропинка лесная?
— А мы ножками: топ-топ!
— А если речка замерзшая?
— А мы на коньках: вжи! вжи!
— А если горка крутая?
— А мы на лыжах: уть-уть!
— А если рельсы железные?
— А мы на поезде: чух-чух!
— А если чаща дремучая?
— А мы на самолете: у-у!
— Вот мы и долетели к Снегурочке!

Вместе тихо:

— Нам ветер сказал по секрету
громко:
Снегурочка в сказке живет,
А сказку волшебную эту
Придумал для нас Новый год!

                                       



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

«Одежда и обувь»

1. «Громко — тихо».

Дети идут друг за другом и произносят сначала громко, а потом тихо: Гриша по лесу гулял, Громко песню распевал. Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Галя по лесу гуляла, Тихо песню распевала: Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

2. «Радио».

У педагога или ребенка в руках игрушечный микрофон. Он изображает диктора и говорит: «Внимание! Потерялась девочка в синем (зеленом, красном…) платье. Просьба подойти к диктору!» Дети смотрят на свою одежду. Тот, у кого такое платье (рубашка, шорты, юбка…), подходит к диктору.

3. «Меняемся местами».

Педагог (или ребенок) объявляет:

— Меняются местами мальчики в шортах (девочки в юбках…).

4. Хоровод «Посмотри, какое платье у Алины».

Дети ведут хоровод. В середину круга выходят девочка и мальчик. Дети произносят слова (или поют), притопывают ногами, кружатся.

Посмотри, какое платье у Алины,
Да с какой зеленою каймой.
Каблучками топай смелее,
Да пускайся в пляс веселее!

Посмотрите Ванечке на ножки,
Хороши ли новые сапожки?
Каблучками топай смелее,
Да пускайся в пляс веселее!

Дети в кругу демонстрируют свои наряды, топают и кружатся вместе со всеми.

5. Игра «Угадай, кто это?».

Дети стоят в кругу. Водящему завязывают глаза, подводят к одному из детей, чтобы он на ощупь по одежде угадал, кто это.

6. Игра «Надень тапочки».

Тапочки раскладывают по кругу. Дети под музыку прыгают, танцуют по кругу. Педагог убирает одну пару. Когда музыка останавливается, каждый ребенок старается надеть тапочки. Кому не хватило — уходит. И так до конца игры.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

«Транспорт. Правила дорожного движения»

Упражнение «Поезд».

Дети двигаются друг за другом и изображают поезд: ч! ч! ч!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

Я лечу, лечу, лечу.

Опоздать я не хочу!

2. Игра «Самолеты».

Дети изображают самолеты: заводят моторы: р-р-р! Лотом бегут, расставляя руки, по кругу. На слова «на посадку!» -— бегут и садятся на «аэродром» на одно колено.

3. Игра «Вертолет».

Дети вертят руками над головой, бегут и говорят:

Быстро лопасти крути,

Вертолет, лети, лети!

4. Упражнение «Велосипедисты».

Дети лежат на спине, крутят ногами «педали», потом лежат, расслабляя ноги.

5. Упражнение «Пароход».

Дети пальцами изображают пароход с трубой и говорят:

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка: ы! ы! ы!

 

6. Упражнение «Лодочка».

Дети делают лодочку из ладоней рук, покачивают и говорят:

Долго лодочку качало, Ветер стих, и лодка стала.

 

7. Считалка-загадка.

Шла по улице машина.

Шла машина без бензина,

Шла машина без мотора,

Шла машина без шофера,

Без приказа светофора.

Шла — сама куда не зная,

Шла машина… (заводная).

 

8. Игра «Шофер».

Дети крутят руками, как за рулем шофер, и говорят:

Кручу — лечу во весь опор.

Я сам — мотор,

Я сам — шофер!

Я нажимаю на педаль,

И машина мчится вдаль! (Бегут по кругу: ж-ж-ж!)

 

9. Упражнение «Левой — правой».

Дети шагают под слова:

Левой — правой! Левой — правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой — правой! Левой — правой!

Барабан уже дырявый!

(Останавливаются, разводят руками.)

 

10. Игра «Добавь слово» («Закончи предложение »).

Летчик ведет …

Водитель ведет …

Таксист ведет …

Машинист ведет …

Капитан ведет …

Регулировщик регулирует …

Контролер проверяет …

 

11. Игра «Путешествие» (на стихотворение И. Токмаковой «Поиграем»).

 На лошадке ехали, до угла доехали.

 Сели в машину, налили бензина.

 На машине ехали, до реки доехали.

 Тр-р! Стоп! Разворот! На реке — пароход.

 Пароходом ехали, до горы доехали.

 Пароход не везет, надо сесть в самолет.

 Самолет летит, в нем гудит:

 У-у-у! Я лечу, лечу!



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

«Инструменты. Профессии»

1. Упражнение «Молоточки». Дети стучат одним кулачком по другому и в такт говорят:

Тук-тук! Тук-тук!

Молоточки стучат,

Строят домик для ребят. (Изображают кистями рук крышу.)

2. Упражнение «Пила».

Дети имитируют движение пилы, взявшись за руки парами, и говорят:

1-й вариант:

Мы пилим, пилим доску,

С утра у нас дела.

Стальные зубья острые —

Легко идет пила! З-з! З-з! З-з!

2-й вариант:

Запилила пила.

Отпилила кусок.

Наскочила на сучок,

Лопнула и стала (разрывают руки),

Начинай сначала!

3. Упражнение «Рубим топором».

Дети соединяют кисти рук, на глубокий вдох поднимают над головой, а на выдох резко опускают вниз и произносят: у-ух!

4. Психологическое упражнение «Покажи, кто как работает».

Дети подражают движениями людей разных профессий: вдевают нитку в иголку на слово

«швея», кроят ножницами — «закройщик», крутят баранку — «шофер» и т. д.

5. Игра «Отгадай загадку».

Дети делятся на несколько подгрупп. Каждая подгруппа договаривается шепотом, про какой инструмент она покажет загадку с помощью жестов, мимики и пантомимы. Затем подгруппы по очереди показывают свою загадку, а остальные отгадывают.

6. Подвижная игра «Иголочка с ниточкой».

Выбирают или назначают двух водящих (иголочка и ниточка). Дети берутся за руки, поднимают их вверх, образуют круг. Ребенок, изображающий иголочку, быстро проходит между детьми (шьет), а второй (ниточка) старается не отставать и попасть след в след за ним. Иголка старается запутать ниточку, ускоряя темп. Потом водящие меняются ролями.

7. Психологическое упражнение «Превращение предмета».

Детям предлагается превратить любой предмет в нечто другое (в любой инструмент), но не с помощью слов, а через целесообразные действия (движения). Например, линейку — в расческу (причесываться), в мороженное (есть), в зубную щетку (чистить зубы). В качестве предмета может быть использован карандаш, мяч, палочка и др. Один ребенок «превращает», другие дети отгадывают.

(Использованы игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников Л.А.Снегирева, г. Минск, 1995г.)



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

«Огород. Овощи»

1. Дети идут, высоко поднимая колени и говорят:

Между грядками шагаю, Ноги выше поднимаю.

2. «Горох». Дети идут и говорят:

По дороге Петя шел, шел, шел
И горошину нашел (останавливаются, поднимают).
А горошина упала,
Покатилась и пропала.
Ох! Ох! Ох! — Где-то вырастет горох (разводят руками).

3. «Огород».

Дети стоят в кругу и говорят: В огороде много гряд. Здесь капуста и салат. Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год.

4. «Мы пололи грядки».

Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят:

Ладушки-ладки,
Мы пололи грядки.
Мы пололи сами,
Своими руками.

В огороде нашем
Выросли на грядках
Вот такие огурцы! (Показывают руками.)
Вот такие помидоры!

Вот такая свекла!
Вот такая капуста!
А без капусты
Щи не вкусны!

5. «Пахучий огурец».

Дети отгадывают загадку про огурцы:

Зеленые поросятки
привязаны к грядке.

Представляют, что они сорвали огурец и нюхают на выдохе:

Ах, какой пахучий огурец!
Ах, какой он свежий!
Я так люблю его! (И т.д.)

6. Подвижная игра «Огуречик». Дети стоят в кругу, в середине — ребенок в шапочке огурца, а ребенок в шапочке мышки — в углу зала. Дети идут по кругу и говорят:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живет,
Тебе хвостик оторвет!

«Огуречик» убегает (под музыку), а «мышка» старается догнать. Уход под спокойную музыку.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

 «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

1. Ходьба по кругу со словами:

Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками.

2. «Деревья».

а) «Ива».

Дети говорят загадку «Стоит над водою, трясет бородою» и изображают грустную иву, опустив вниз голову и руки.

б) «Осинка».

Дети изображают осинку: подняв руки вверх, трясут кистями и головой: Зябнет осинка, Дрожит на ветру. Дайте осинке Пальто и ботинки — Надо согреться Бедной осинке.

3. Релаксация «Шишки на елке».

Дети изображают елку — руку в стороны, пальцы прямые, напряжены. Потом «срывают шишки», «бросают» их друг другу, «ловят», «колют»; руки — отряхивают, бросая «шишку».

4. «Грибы».

а) Дети показывают руками (вверх, вниз) и говорят:

На горе растут грибы,
Под горой растут грибы.

б) Дети идут по кругу, показывают движения и говорят:

Мы по лесу шли, шли
И грибы нашли:
Раз — грибок, два — грибок (наклон),
Положу их в кузовок.

в) Дети называют, кто какой гриб нашел, стараясь, не повторяться:

боровик, подосиновик, опенок, …

5. «Пополам».

Дети идут по кругу со словами:
Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Все, что находили.
Тебе — цветок (дети останавливаются, показывают)
И мне — цветок,
Тебе — грибок
И мне — грибок!
Речку мы делить не стали,
Словно маленький орех.
Ведь леса, поля и дали
В мире созданы для всех.

5. «Эхо».

Один ребенок играет роль эха, он становится в углу зала. Остальные дети ходят по кругу и говорят:

По лесу ходили,
Грибы собирали
И заблудились.
Кричим в лесу: Ay! Ay!
А нам в ответ (эхо отвечает тихо): Ay! Ay!

6. «Встретились».

Дети сначала разбрелись по залу под музыку, потом «находят» друг друга (пару), улыбаются, говорят ласковые слова и парами идут по кругу, а потом спокойно уходят.



Предварительный просмотр:

Логопедическая зарядка по теме:

 «Перелётные птицы»

«Журавли».

Дети бегут под музыку, изображают птиц (машут крыльями) и говорят:

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

2. «Цапля».

Дети отгадывают загадку:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля,
Ты узнаешь, это … (цапля).

Потом становятся на одну ногу, изображая цаплю, и говорят:

Очень трудно мне стоять,
Ногу вниз не опускать;
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаю я скакать.

Дети перескакивают с ноги на ногу, потом останавливаются, говорят и показывают:

Цапля клюнула лягушку,
Цапля цапнула лягушку.
Проглотила целиком.
Это цапле нипочем!

3. «Лебедь».

Дети вытягивают шеи, показывают, как плывет лебедь, произнося:

Вот по морю среди волн
Лебедь белая плывет.

Потом широко расставляют руки (крылья), машут или и говорят:

Летят лебеди над морем,
Над лесом, над полем…

4. Сценка «Аист» (И. Токмакова).

Дети вспоминают, какие еще перелетные птицы могут жить на болоте (аисты). Представляют, что они заблудились и спрашивают у аиста (ребенок в шапочке аиста в центре круга):

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После — правой,
После — левой,
Вот тогда придешь домой.
Дети топают ногами и говорят:
Топ-топ! Правой — левой,
Правой — левой.
Мы идем, идем, идем
И домой сейчас придем.

5. «Стрижи».

Дети говорят и показывают руками:
Лети стриж,
Полетел и нет,
Остался только след: с-с-с!

6. Подвижная игра «Кукушки».

Дети ставят свои стульчики в круг, под музыку «летают» (бегают) вокруг них. Один стульчик убирается. Когда музыка смолкает, дети садятся на стульчики. Кто остался без места (гнезда), тот «кукушка».

7. «Улетели гуси».

Дети бегут под музыку, машут руками, говорят:
Улетели гуси, где тепло,
С ними наше лето уплыло!
Затем уходят из зала.



Предварительный просмотр:

Логоритмическая зарядка по теме:

«Части тела»

1. Дети идут друг за другом со словами:

Наши ножки: топ! топ!
Наши ручки: хлоп! хлоп!
Топ-топ! Хлоп-хлоп!
Топ-топ! Хлоп-хлоп!

2. «Потягушки».

Тяги-тяги-потягушки (тянут руки вверх),
На детишек подрастушки.
Подрастает малышок,
Как пшеничный колосок.

3. «Зарядка».

Мы топаем ногами: топ! топ! топ!
Мы хлопаем руками: хлоп! хлоп! хлоп!
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И кругом бегом, бегом!

(Дети подают друг другу руки и кружатся парами под веселую музыку.)

4. «Кулачок» (потешка).

Дети показывают кулачки и говорят:

Вот какой кулачок!
Вот какой круглячок!
А что в этом кулачке?
А что в этом круглячке?
А в нем пальчики. (Открывают по одному пальчику).

5. Мимические упражнения.

а) Подняли высоко брови (удивились).

б) Прищурили глаза (солнце).

в) Оскалили зубы («злой волк»).

г) Надули щеки (обиделись).

д) Посвистели (хорошее настроение).

6. «Умываемся».

Дети говорят и показывают в соответствующих движениях:

Моем тело, моем уши,
Вытираемся посуше
Не спеша, не спеша.
Чистота всего дороже!
Мы и зубы чистим тоже!

7. Хоровод «Зайка серый умывается».

Дети идут по кругу со словами:

Зайка серый умывается.
Зайка в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо
И пошел в гости.

В середине круга — ребенок, исполняющий роль зайки (можно в шапочке зайчика). Он выполняет соответствующие движения. На последние слова идет, подходит к одному из детей, кланяется ему. Они берутся за руки и прыгают вдвоем, а дети хлопают в ладоши. Потом водящий становится на место выбранного ребенка, а этот ребенок становится зайчиком. Хоровод продолжается.

8. Игра «Маша — потеша наша». Водящему (Маше) завязывают глаза и ставят в центр круга. Дети идут по кругу и говорят:

Маша — потеша наша, Ручки положи, имя скажи! Водящий подходит к одному из детей, кладет руки ему на голову, на ощупь старается определить, кто это, и называет имя.



Предварительный просмотр:


ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

 Домашние задания по лексическим темам.

Данные домашние задания предназначены для детей 5 -7 лет. На практическом материале каждой лексической темы у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи.


1.Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями диких животных. Закрепить в словаре обобщающие понятие «дикие животные».

2.Покажи части тела животных (туловище, голову, хвост, рога, копыта и т.д.). Запомни  их названия.

3.Упражнение «Угадай-ка»: Дополни предложение:
Ноги, копыта, рога – у … (лося).
Кисточки на ушах – у … (белки, рыси).
Иголки на теле – у … (ежа).

4.Рассказать ребенку о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут ( в норе, берлоге, логове, дупле и т.д.)

 


5.Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» : Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов – признаков, слов – действий): 

Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный. 
Заяц (какой?) - …
Лиса (какая?) - …
Медведь (что делает?) – переваливается, ревет, спит …
Лиса (что делает?) - …
Заяц (что делает?) - …

6.Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложение.
Лось большой, а заяц …
У волка хвост длинный, а у медведя …
Белка слабая, а волк ….

7.Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных. Упражнение «Кто с кем?»: Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита? (Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т.д.)


8.Упражнение «Назови ласково»...


Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2005

Рекомендации:

  1. Заниматься ежедневно (15-20 мин.). 
  2. Начинать с 2-3 минутной артикуляционной минигимнастики и разминки для кистей и пальцев рук. 
  3. Добиваться четкого, правильного и длительного произнесения звука на одном выдохе, желательно с изменением силы голоса (тихо, громко, шепотом).
  4. Упражнения на произношение слогов и слов требуется сочетать с тренировкой зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления, звукового анализа. 


1.Артикуляционная и пальчиковая разминка. Обрати внимание на упражнения «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет».

2.Произнеси звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.

3. Произнеси слоги и слова.
ра-ра-ра — рак         ры-ры-ры — рыба     ро-ро-ро — рот
ра-ра-ра — рама       ры-ры-ры — рысь     ро-ро-ро — ров
ра-ра-ра — радуга    ры-ры-ры — рынок    ро-ро-ро — рог
ра-ра-ра — радио     ры-ры-ры — рыбак    ро-ро-ро — роза
ра-ра-ра — ракета   ры-ры-ры — рытвина  ро-ро-ро — робот



ру-ру-ру — Русь

ру-ру-ру — руки
  ру-ру-ру — ручей
   ру-ру-ру — рубаха
     ру-ру-ру — рубанок



4. Запомни и повтори слоги:

ра-ро-ру-ры ро-ру-ры-ра    ру-ры-ра-ро    ры-ра-ро-ру


5.Послушай ряд слов. Запомни и повтори только слово (слова), в котором есть звук Р.

рама, мама, лама     нога, розы, козы    Тома, дома, ручка
тучка, рыба, Рома    руки, лук, косы     рысь, высь, рынок


6.Образуй родственные слова от слова рыба. Например: рыба — рыбак, рыбка....

7.Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами: рыба, рыбак, рыбка.
 
8.Рассмотри внимательно картинки, найди двух одинаковых рыбок и одинаково закрась их.

 
9.Повтори предложения.

Рома видит рыбу.     Рая моет рамы.      Ромин папа — рыбак.
Рая ходит на рынок. У Раи растут розы. Рома и Рая едят рыбу.
У Раи новый ранец.  Рома ест раков.     Рая ест раков.


10.     Рассмотри картинки.

  1. Назови картинку на слог РА и обведи ее контур красным карандашом.
  2. Назови картинку на слог РО и обведи ее контур зеленым карандашом.
  3. Назови картинку на слог РЫ и обведи ее контур синим карандашом.
  4. Назови картинку на слог РУ и обведи ее контур желтым карандашом.
  5. Закрой страницу. Припомни и назови все картинки.


 
Коноваленко В.В Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко- М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2009. 

 



Предварительный просмотр:

Домашнее задание логопеда по теме

 «Дикие животные наших лесов»

Домашнее задание логопеда ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

(подготовительная группа)

1. Все мамы и папы называют своих малышей ласково. Попробуй и ты ласково, как мама, назвать детенышей диких животных:

Родители

Одного детеныша зовут

Много детенышей зовут

Заяц и зайчиха

Лось и лосиха

Волк и волчица

Лиса и лис

Медведь и медведица

Ёж и ежиха

2. В лесу Айболит оказал помощь всем животным. Ответь правильно на вопросы и скажи, о чьих частях тела он сделал записи в карточках:

Кому и что вылечил

Чей, чья, чьё, чьи?

Зайцу  вылечил ухо

Заячье ухо

Волку — голову

Лосенку — ногу

Медведю – лапу

Лисе — хвост

Белке – коготки

Ежу — глаз

3. Считалка (выучи):

Тили-тили, тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку:

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

5. Заполните таблицу:

Животное

Уменьшительно-ласкательно

Увеличительно

заяц

зайчишка

зайчище

волк

медведь

лиса

лапы

зубы

когти

6. Вырезать и вклеить в тетрадь диких животных наших лесов. Подписать их печатными буквами.

7. Сделай подарки звукам [С], [З].

Слова: сова, зонт, стол, лиса, зубы, змея, снег, самолет, мороз, заяц, Зоя, Саша.

                           Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

(средняя и старшая группы)

1. Все мамы и папы называют своих малышей ласково. Попробуй и ты ласково, как мама, назвать детенышей диких животных:

Родители

Одного детеныша зовут

Много детенышей зовут

Заяц

Волк

Лиса

Медведь

Ёж

2. «Назови ласково»

Белка — белочка,

медведь —

еж —

заяц —

барсук -

лиса -

волк – …. .

3. «У кого — кто?»

У белки — бельчонок;

у зайчихи —

у лисы (лисицы)—

у волчицы —

у медведицы —

у ежихи — .

4. «Один — много»

Белка — много белок

лиса —

еж —

заяц —

волк —

лось —

медведь —

5.«Сравни и расскажи о животных»

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто

легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? (Ответ должен

быть полным предложением. Например: черепаха двигается медленнее зайца, а заяц — быстрее волка и лисицы.)

6. Считалка (выучи):

Тили-тили, тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку:

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

7. Вырезать и вклеить в тетрадь диких животных наших лесов. Назвать их.