Трансляция педагогического опыта

Козлова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 2»

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,

ул. Омская, 66, а, телефоны: 43-34-66, тел./факс: (3466) 46-54-68

электронная почта: 2licey@gmail.com   Сайт: http://licey2-nv.ru.

от 26.04.2016 г.  №__479___/01-16__

На № ______от _____________

Уважаемый руководитель!

Информируем Вас о том, что 29 апреля 2016г. в 14-00 состоится заседание ресурсного методического центра предметной области «Технология».

Тема: «Использование ИКТ-технологий на уроках технологии».

Форма проведения: практико-ориентированный семинар.

Место проведения: МБОУ «Лицей № 2» (г. Нижневартовск, ул. Омская, 66а).

Просим направить для участия в заседании учителей технологии.

И.о.  директора   МБОУ «Лицей №2»             п/п                Е.Ф. Селиванова

Информацию  подготовила  заместитель руководителя РМЦ предметной области «Технология» Светлана Васильевна Кокорина (Контактный телефон: 46 – 54 – 68)

Куратор: методист МАУ г. Нижневартовска «ЦРО»

Анджела Викторовна Ветрова.

Контактный телефон: 45 – 95 – 80



Предварительный просмотр:

Мо 19.05.2016 в 15-00 заседание ресурсного м-го центра предметной области технология

Тема орган-ция внеурочной деятельности . орг-я непрерывного повышения квалификации

Цро

Кокорина с в 46-54-68

Ав ветрова459580


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада «Диагностика развития креативных способностей обучающихся в проектно-исследовательской деятельности».

2 слайд

Степень адекватности педагогического опыта заключается в одной из главных задач ФГОС второго поколения, в подготовки нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, конкурентоспособных на рынке труда. Выполнение требования Стандартов нового поколения,  возможно только при формировании и развитии общекультурных и социальных компетенций  у обучающихся, владеющих  основами научных методов познания  окружающего мира, мотивированных на творчество и современную инновационную деятельность; готовые к учебному сотрудничеству, способные осуществлять проектно -исследовательскую,   и информационную деятельность.

Поэтому одним из перспективных направлений развития современного образования является введение в контекст технологической подготовки обучающихся проектно- исследовательского метода обучения.

3 слайд

Креативность – это совокупность способностей, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.    

4 слайд

 Мой педагогической   опыт на тему

 «Проектно-исследовательская деятельность как инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся, формирования и развития общекультурных и социальных компетенций», включает в себя диагностику   креативных способностей   обучающихся по методике Джонсона.

5 слайд

Терстоун Льюис - в начале 50-х годов связал креативность или творческие способности с умениями людей быстро усваивать и использовать разными способами новую информацию. Он  выделил 16 познавательных характеристик креативности.  Внимание к тем характеристикам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:

беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую;

оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных;

способность к разработке гипотезы.

  6 слайд

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы.

Большие возможности для развития творческих способностей обучающихся имеют кружковые, факультативные занятия. Вызывая интерес обучающихся к предмету технология, занятия  способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к   предмету. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, и душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. Ведь думающий человек это и есть тот человек,   которого мы стремимся   воспитать.

  Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению,  пока в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

В конце учебного года я привожу  4 классы на экскурсию в свой класс. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.

К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь «разговорить» девочек, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учеников, создает атмосферу доверия.

Слайд 7 -8  

Работая над    проектом педагогического опыта   я,   экспериментально проверила влияние проектно- исследовательской деятельности на формирование и развитие общекультурных и социальных компетенций обучающихся. 

Школа №1», в которой я работаю, расположена в старой части города. Контингент микрорайона  неоднородный. Возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в экономическом и социальном отношении регионов,  отразилась и на контингенте обучающихся  школы.  Национальный состав ученического контингента достаточно пестрый: представлено 27 национальностей, 52% обучающихся нерусскоязычные. Социальные проблемы жителей микрорайона объективно влияют на состояние внутренней воспитательной и образовательной среды. Существующие противоречия между качественно новыми государственными целями социально-культурного развития и существующим уровнем  подготовки обучающихся определили гипотезу опыта.

Слайд 9. 

Гипотеза: Проектно-исследовательская деятельность будет способствовать формированию и развитию общекультурных и социальных компетенций обучающихся, если в процессе выполнения заданий учащиеся приобретут умения и навыки  практически значимые в жизни.

 Творческий проект – это итоговая работа обучающегося.   Проектно-исследовательская деятельность связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением.  Выполняя проектно-исследовательские работы, обучающиеся научились: самостоятельно принимать решение, брать на себя ответственность за их реализацию, становиться равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам   анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возможных затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.

       Если ученик сумеет справиться с работой над   проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

В моем опыте в течении 3 лет принимали участие  два класса,     5а класс который работал в традиционной форме, и  5б   класс, в котором  я  применяла проектно-исследовательский метод обучения.  

С целью проверки эффективности педагогического опыта проведен   эксперимент по методике Джонсона,  на уровень креативности: чувствительность к проблеме, беглость, гибкость, находчивость, воображение, оригинальность, нестандартность, самодостаточность;  и отношения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности.

Слайд12 У учащихся в 5х классах показатель уровня креативности низкий, то есть ребята не способны выдвигать и выражать большое количество неординарных идей во время занятий творческой деятельностью.

Слайд13 В 6 классе, 6б класс    проявляет намного выше свою индивидуальность, творческие способности в деятельности, поведении, решении проблем, чем  6а класс.

Слайд14  В 7   классе большая часть ребят из 7б класса способны выдвигать и выражать разнообразные идеи во время занятий творческой деятельностью, проявлять творческое воображение, чувство юмора, демонстрировать оригинальность и изобретательность, проявлять уверенный стиль поведения, брать на себя ответственность за нестандартное решение, проявлять свои творческие способности, демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным и полезным для решения творческих заданий и проектов, чего не наблюдается  в 7а классе.

 Слайд15-19 Отношение обучающихся к проектно-исследовательской деятельности показали следующие результаты: в экспериментальном классе начальный уровень интереса к проектно-исследовательской деятельности составил 57%, итоговый -78,6%. В контрольном классе начальный уровень - 58,3%, итоговый-66,6% .

Таким образом, в экспериментальном классе   прослеживается динамика  уровня креативности и  развитие творческих способностей, намного выше, чем в контрольном.                                                                                                              Слайд№19 Использование инновационного опыта способствует развитию осознанного отношения обучающихся, к технологическому образованию как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.  Мониторингом результативности внедрения педагогического опыта являются достижения обучающихся  по годам обучения с 2009 по 2012 год повышение качества облученности на 3,5 %. Мониторингом результативности охвата обучающихся творческой и проектно-исследовательской деятельностью обучающихся  по годам обучения с 2009 по 2012 год повышение на 19 %.

Слайд №20 По результатам опросов, наблюдений, анализу оценок зафиксирована положительная динамика показателей общекультурных и социальных компетенций обучающихся в экспериментальном классе, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.

Слайд №21 Имею публикации на всероссийском педагогическом портале «Завуч. Инфо» (http://www.zavuch.info/)