Мониторинг по образовательной области "Музыка" в МБДОУ
Представленный мониторинг по музыкальному развитию детей является модифицированным и составлен на основе:
-Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» (принята на заседании педагогического совета 25.09 2014г (Приказ №68 от 28.09.2014г). написанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2014 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Мониторинг музыкальных способностей детей от 3 до 7 лет».
Образовательная область «Музыка».
Пояснительная записка.
Представленный мониторинг по музыкальному развитию детей является модифицированным и составлен на основе:
-Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» (принята на заседании педагогического совета 25.09 2014г (Приказ №68 от 28.09.2014г). написанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2014 г.)
-Статьи из журнала «Музыкальный руководитель» № 5 2007г. С.Мерзляковой
«Планирование и уровневая оценка развития детей дошкольного возраста»
Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007
Цель мониторинга:
Изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития музыкальных способностей ребёнка.
Данная методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием динамики в развитии каждого ребёнка.
Мониторинг состоит из 4 разделов.
Результаты мониторинга могут быть использованы музыкальным руководителем, специалистами (учителями-логопедами, инструктором по физической культуре и др.) для сравнения динамики развития в начале и в конце учебного года, чтобы выявить компоненты, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребёнка.
Этапы работы:
- Диагностический.
Сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ в данной области.
- Практический.
Проведение ОД, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
- Обобщающий.
Итоговая диагностика, оценка результатов.
Критерии оценивания:
Оценка уровня развития музыкальных способностей детей проходит по 3 бальной системе.
1 балл – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.
2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
3 балла – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.
2 Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход.
1.Оценка по баллам (максимальное количество – 30 баллов).
2.Процентное соотношение для определения уровня музыкального развития ребёнка рассчитывается по формуле:
Итоговая сумма баллов × 100%
Максимальное количество баллов
Например,
21 балл – итоговая сумма, которую набрал ребёнок за все оцениваемые показатели;
30 – максимальное количество баллов за эти показатели.
21/30× 100 % = 70 %, таким образом, уровень музыкального развития ребёнка – средний.
3.Определение уровня развития музыкальных способностей ребёнка.
Низкий уровень – 49% и ниже.
Средний уровень – 50-70%.
Пограничный (средне-высокий) – 71-79%.
Высокий уровень – 80-100%.
Для проведения диагностики музыкальных способностей ребёнка используется групповая и индивидуальная форма работы.
Для индивидуального обследования подобраны музыкальные произведения и задания для детей.
1 раздел.
Музыкальные способности.
№ п/п | Показатели, характеризу- ющие уровень музыкального развития детей | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель-ная группа |
1. | Выявление уровня звуковысотно го слуха | Различать высокий и низкий звуки в пределах октавы, септимы | Определять высокий и низкий звуки в пределах сексты | Различать высокие и низкие звуки в пределах кварты | Различать высокий и низкий звуки в пределах терции |
2. | Выявление уровня ритмического слуха | Отмечать окончание музыки хлопком | Определять ритмический рисунок из четвертной и восьмой ноты | Определить ритмический рисунок из четвертной и восьмой ноты в четырёхтактном построении | Слушать мелодию и отхлопывать ритмический рисунок из четвертной и восьмой ноты в четырёхтактном построении |
3. | Выявление уровня ладотонального слуха | Различать весёлую и грустную мелодии | Различать весёлую и грустную мелодии, высказывания о характере | Определять на слух завершённость мелодии | Определять на слух завершённость и незавершённость мелодии |
Задания для проверки музыкальных способностей детей | |||||
1. | Выявление уровня звуковысотного слуха | «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой М/Д игра «Весёлые птенчики» | «Качели» «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой | «Труба» Е. Тиличеевой | «Бубенчики» Е. Тиличеевой |
2. | Выявление уровня ритмического слуха | Песня «Птички» М.Раухвергера М/Д игра «Кто как идёт» | «Музыкальные молоточки» Е. Тиличеевой М/Д игра «Петушок, курочка и цыплёнок» | «Музыкальные молоточки» и «Труба» Е. Тиличеевой М/Д игра «Дирижёр» | «Кукушечка» Е. Тиличеевой М/Д игра «Три поросёнка» |
3. | Выявление уровня ладотонального слуха | М/Д игра «Солнышко и дождик» | М/Д игра «Солнышко и дождик» | Пособие «Музыкальный домик» | Пособие «Музыкальная лесенка» |
2 раздел
Восприятие музыки.
№ п/п | Показатели, характеризу- ющие уровень музыкального развития детей | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель-ная группа |
1. | Выявление особенностей восприятия музыки | Различать на слух колыбельную и плясовую музыку. | Различать на слух марш, колыбельную и плясовую. | Различать на слух три пьесы, разные по характеру и жанру (марш, колыбельная, плясовая) | Различать на слух три пьесы различного характера, одного жанра (полька, пляска, вальс) |
2. | Восприятие 2-3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений | Отмечать в процессе слушания пьесы измене- ние характера | Отмечать хлопком смену частей в двухчастном произведении | Определять 3 контрастные части пьесы | В процессе слушания пьесы трёхчастной формы, определять начало звучания каждой части |
Задания для проверки музыкальных способностей детей | |||||
1. | Выявление особенностей восприятия музыки | М/Д игра «Что делает кукла?» («Ах вы, сени» р. н. м. «Баю-бай» В. Агафонни-кова) | М/Д игра «Музыкальный магазин» «Что делает кукла?» | «Марш» Д.Шостаковича «Вальс» Д. Кабалевского «Колыбельная» р. н. м. | «Три танца» Г. Левкоди- мова |
2. | Восприятие 2-3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений | Любые двухчастные пьесы по выбору педагога | Любые двухчастные пьесы по выбору педагога | «Марш» Д.Шостаковича | «Клоуны» Д. Кабалевский |
3 раздел.
Исполнительство.
№ п/п | Показатели, характеризу- ющие уровень музыкального развития детей | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель-ная группа |
1. | Выявление качества певческих умений | Петь знакомую песню с педагогом (по 3-4 человека) | Исполнять хорошо знакомую песню в сопровождении фортепиано. | Исполнять хорошо знакомую песню в сопровождении фортепиано, повторить индивидуально с частичной помощью педагога. | Петь знакомую песню первый раз с помощью педагога, затем без сопровождения. коллективно исполнять песни. |
2. | Выявление качества музыкально-ритмических движений | Исполнять небольшими группами знакомую двухчастную пляску | Исполнять небольшими группами элементы пляски (притопы одной ногой, кружение по одному, хлопки в ладоши) | Выполнять движения небольшими группами (поскоки, шаг с притопом, кружение парами) | Выполнять небольшими группами движения танца: в композиции из двух движений (оценивается выразительность движений, ритмичность, правильное выполнение танцевальных движений) |
3. | Выявление качества приёмов игры на детских музыкальных инструментах | Играть на бубне, ложках, погремушках | Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке | Играть на бубне, треугольнике, металлофоне | Исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии |
Задания для проверки музыкальных способностей детей | |||||
1. | Выявление качества певческих умений | Любое программное произведение по выбору педагога | Любое программное произведение по выбору педагога | Любое программное произведение по выбору педагога | Любое программное произведение по выбору педагога |
2. | Выявление качества музыкально-ритмических движений | «Пальчики-ручки» р. н. м. | «Пляска парами» латыш. н. м. | «Приглашение» р. н. м. | «Полька» Ю. Чичкова |
3. | Выявление качества приёмов игры на детских музыкальных инструментах. | Подыгрывание народных мелодий на детских шумовых инструментах | «Небо синее» Е. Тиличеевой Подыгрывание народных мелодий | «Дон-дон» р. н. песня «В нашем оркестре» | «Бубенчики» «Гармошка» «Наш оркестр» Е. Тиличеевой |
4 раздел.
Творческие проявления
№ п/п | Показатели, характеризу- ющие уровень музыкального развития детей | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель-ная группа |
1. | Выявление способности к песенной импровизации | Допевать мелодии на заданные слоги | Пропеть своё имя | Импровизиро-вать мелодии на заданный текст | Импровизировать мелодии на заданную тему |
2. | Выявление способности к танцевально-игровой импровизации | Умеет самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии | Умеет творчески использовать знакомые движения в передаче игровых образов | Придумывать пляску с использованием знакомых движений; уметь самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни | Уметь придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами; уметь импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, лукавый котик и т. д.) |
Задания для проверки музыкальных способностей детей | |||||
1. | Выявление способности к песенной импровизации | Допевать мелодию колыбельной «бай-бай», весёлой мелодии на слог «ля-ля» | «Как тебя зовут?» «Что ты хочешь, кошечка?» | «Колыбельная» р. н. песня «Придумай песенку» | «Тихая песенка» «Громкая песенка» «Медленная песенка» «Быстрая песенка» Г. Струве |
2. | Выявление способности к танцевально-игровой импровизации | «Зайцы» Е Тиличеевой «Весёлые ножки» р. н. м. | «Лошадка» Н.Потолов-ского «Наседка и цыплята» «Воробей» Т. Ломовой придумай пляску петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса | «Зеркало» р. н. м. «Как у наших у ворот» р. н. м. | «Русский перепляс» р. н. песня «Вышли куклы танцевать» В. Витлина «Танец медведя и медвежат» Г. Галинина |