3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования
Раздел 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования
3.1 Урок 1
Тема урока "Решение квадратных уравнений с различными способами"
анализ урока, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня
3.2 Урок 2
урок 2 . 7 класс "Использование формул сокращенного умножения при решении задач"
Анализ урока,протокол посещения второго урока от МО муниципального уровня
3.3. урок 3 .Логарифмы. свойства логарифмов
Экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого урока от МО муниципального уровня
3.4 Урок 4
Экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого урока от МО муниципального уровня
3.5. Участие в проектах и программах в области образования
3.6.Выстпуление на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях
Учебный год | Название мероприятия | Номинация | Результат |
Муниципальный уровень | |||
2015-2016 | Муниципальный этап конкурса «Современный урок» | Лучший учитель математики -2015 | 1 место |
2016-2017 | «Музей образовательного учреждения- интеграция основного и дополнительного образования детей, посвященного празднованию Шагаа» | Лучшая разработка мероприятия, посвященная празднованию Шагаа: мероприятия» | 1 место |
2016-2017 | Муниципальный заочный конкурс детского творчества и методических разработок педагогов образовательных организаций «Юные таланты за безопасность!», посвященного 125- летию Российского пожарного общества | Авторская работа педагога | 2 место |
2012- 2013 | Августовское совещание | Доклад «Современный взгляд на роль вычислений в курсе математики основной и старшей школы | Приказ УО, программа |
2012-2013 | Методический семинар «Фестиваль - выставка методических новинок учителей математики» | Лучший урок математики | Справка |
2014-2015 | Муниципальный семинар учителей математики | Решение тригонометрических уравнений | Отзыв |
Региональный уровень | |||
2016-2017 | Республиканский конкурс «Музей образовательного учреждения- интеграция основного и дополнительного образования детей» | Лучшая разработка мероприятия | 3 место |
2016-2017 | Первый региональный этап «Математические бои» | Конкурс учителей | Сертификат №41 от 3.02.2017г. |
| Республиканская НПК «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» | Мастер - класс «Система здоровьесбережения на уроках математики» | Сертификат №458 от 29 сентября 2017 г. |
| Лектор на курсах повышения квалификации по программе «Обучение математике с учетом требований ГИА учащихся в старшей школе» | Лекция «Геометрические задачи» | Справка ГАОУ ДППО ТИРО и ПК от 08.02.2017 |
3.7 Профессиональный рост педагога ( повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Год | Название курса | Дата | Кто проводит | Кол. часов | Рег. номер |
2013 | Теоретические и методические проблемы подготовки к ЕГЭ по математике | 25-30 ноября 2013г. | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 72 | 1775 |
2013 | Реализация требований ФГОС ООО | 21-26 января 2013г. | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 72 | 3561 |
2017 | Вопросы использования русского языка как государственного языка РФ: создание языковой среды в образовательной организации | 19-27 августа | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 72 | 8198 |
2015 | Методика подготовки к ЕГЭ учителей математики образовательных школ РТ | 20-21 ноября 2015г. | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 16 | 1771 |
2015 | Формы и методы работы с детьми в рамках подготовки к участию в олимпиадах естественно-математического цикла | 14-18 сентября | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 40 | 854 |
2016 | Методика подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ по математике | 01-03 ноября | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 24 | 4351 |
2017 | Направления профилизации , структуры профилей, форма организации профильного обучения | 16-18 марта | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 24 | 2284 |
2017 | Обучение математике с учетом требований итоговой аттестации учащихся в основной школе (ОГЭ) | 23-25 января | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 24 | 432 |
2017 | Обучение математике с учетом требований итоговой аттестации учащихся в старшей школе | 06-08 февраля | ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИПиПКК | 24 |
|
Всего |
|
|
| 368 часов |
|
3.5. Участие в проектах и прогрограммах в области образования
р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok3.docx | 79.34 КБ |
urok_vektor4.docx | 208.45 КБ |
urok1_reshnie_kv._uravneniy.docx | 24.95 КБ |
urok2_ispolzovanie_formul.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ак-Довурак
Открытый урок в 10 классе
«ЛОГАРИФМЫ. СВОЙСТВА ЛОГАРИФМОВ»
Подготовила и провела:
учитель математики МБОУ СОШ №2 г. Ак-Довурак
Куулар Анна Сагаан-ооловна
г. Ак-Довурак 2016
Цели урока:
- Образовательная: закрепить умения выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы;
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность;
- Развивающая: развивать память и внимание.
Оборудование: компьютер с видеопроектором.
Тип урока: урок - смотр знаний.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
(сообщение темы урока) слайд 2
- Проверка домашнего задания.
(Выполняется устно по цепочке. Учащиеся называют только ответы.
При необходимости объясняют решение).
- Сделай выводы по каждому блоку примеров.
(Выполняется устно)
Заполните пустые клетки так, чтобы получилось верное равенство. Назовите, чему
равны неизвестные компоненты, сделайте выводы.
Первый блок.
слайд 3
Вывод: По определению логарифма слайд 4
Второй блок.
слайд 5
Вывод: так как при слайд 6
Третий блок.
слайд 7
Вывод: так как при слайд 8
- Теоретическая разминка. слайд 9-20
- Что называется логарифмом?
- Что называется логарифмированием?
- Чему равен логарифм произведения?
- Назовите формулу перехода от логарифма по одному основанию к логарифму по другому основанию.
- Чему равен логарифм частного?
- Чему равен логарифм степени?
- Назовите основное логарифмическое тождество.
- Что называется десятичным логарифмом?
- Что называется натуральным логарифмом?
- Чему равно число e?
- Объясните смысл формулы .
- Практическая часть.
Задание 1. Вычислите (выполняется у доски):
. слайд 21
Решение:
Задание 2. Вычислите (выполняется с комментированием с места):
слайд 22
Решение:
=
Задание 3. Вычислите (задание по рядам, один человек из ряда решает у доски с последующей проверкой ответов):
слайд 23-24
1 ряд:
Решение:
2 ряд:
Решение:
3 ряд: .
Решение:
=
Задание 4. Вычислите (задание для тех, кто справился с предыдущим раньше других):
.
слайд 25
Решение:
=
=
Задание 5. Вычислите, используя формулу . (Двое учащихся решают на
обратной стороне доски, затем ход решения проверяется). СЛАЙД 26-28
Решение:
=
=.
- Подведение итогов урока. (Анализ учащихся по теме «Логарифмы и их свойства).
- Домашнее задание. слайд29
Литература:
1. Мартышова Л.И. «Открытые уроки алгебры и начал анализа»;
Москва,«Вако», 2012
2. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я. «Контрольные и проверочные работы
по алгебре. 10-11 классы», М.; Дрофа, 1997
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Векторы и действия над ними»
Цели:
Образовательные: выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний (в частности, на примере решения задач с практическим применением); систематизировать и расширить знания учащихся о векторах.
Развивающие: развить навыки использования векторов в математике и ее приложениях, в частности, навыки, связанные со сложением сил, вычислением длин отрезков и углов, развивать память, логическое мышление, любознательность; развивать умений искать ответы на возникающие вопросы.
Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности учащихся, стремления к получению знаний и применению их в нестандартных ситуациях, уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе..
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: уметь использовать понятие векторов и действий с ним при решении задач практического содержания.
Тип урока: урок обобщения изученного материала.
Формы работы: фронтальная.
Методы: исследовательские, словесные, наглядные.
Оборудование: линейка, медиапроектор, экран, компьютер, доска, мел, карточки для разноуровневой работы, карточки рефлексии.
Структура урока:
I. Организационный момент. 2 мин
II. Проверка владения понятийным аппаратом, устная работа по готовым слайдам.10 мин
III.Решение задач. 15 мин
IV. Релаксация. 3 мин
V. Дифференцированная самостоятельная работа. 10 мин
VI. Домашнее задание. 1 мин
VII. Итог урока, рефлексия. 3 мин
Ход урока.
- Организационный момент, 2 мин
Здравствуйте, ребята! Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам хорошее знание такого предмета как геометрия. Начнём наш урок с логического задания. О чём идет речь в данной шараде?
Шарада Слайд 2
Мой первый слог – почтенный срок,
Коль прожит он недаром.
Модель второго – на столе,
Румяна, с пылу, с жару.
Меня вы встретите везде –
Такой я вездесущий.
А имя громкое мое –
Латинское «несущий». (Вектор) Слайд 3
И сегодня на уроке, который является обобщающим по теме «Векторы», мы попытаемся выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний, в частности, на примере решения задач с практическим применением.
Вектор - одно из основных геометрических понятий. Понятие вектора появилось в работах немецкого математика XIX в. Г. Грассмана и ирландского математика У. Гамильтона; затем оно было охотно воспринято многими математиками и физиками. Слайд 4
Термин "вектор" ввел Гамильтон приблизительно в 1845 году. Символ [→a, →b] для обозначения векторного произведения ввел Грасман. Векторы применяются в классической механике Галилея - Ньютона (в ее современном изложении), в теории относительности, квантовой физике, в математической экономике и многих других разделах естествознания, не говоря уже о применении векторов в различных областях математики.
- Проверка владения понятийным аппаратом.
Четверо учащихся (слабоподготовленные) на местах выполняют задания:
Заполните пропуски:
Проверяет задания один из учащихся , если необходимо ему предлагается образец для проверки.
- Устная работа по готовым слайдам.
На протяжении нескольких дней 1 группе ребят было дано задание подготовить проектные работы в виде задач по теме «Векторы», ребятам было предложено составить и предложить своим товарищам устные задания или задания на готовых чертежах. Работу учащиеся выполняли индивидуально, сегодня мы рассмотрим 3 задания, подготовленные Овсянниковой Дарьей, Елагиным Никитой и Никулиным Иваном.
Сейчас рассмотрим здания, которые приготовили ребята. Ребята, подготовившие задания и ребята, активно участвующие в решении задач, получают оценки. Слайды 5-7
IV. Решение задач
Задача 1 Басня И.А.Крылова “Лебедь, Рак да Щука” Слайд 8
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но мало кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения векторов, а правда ли, что воз всегда будет стоять на месте? Результат получается не всегда похожий на вывод баснописца Крылова. Так ли это? Посмотрим.
Мы исследуем этот вопрос с точки зрения механики.
Цель нашего исследования – положение воза в басне И.А.Крылова “Лебедь, Рак да Щука”.
Перед нами задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой.
Направление сил определены в басне так:
… Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а щука тянет в воду. Обозначим векторами OA, OB, OC, направление движения.
Это значит, что одна сила, тяга лебедя (ОА), направлена вверх; другая, тяга щуки (ОВ), – вбок; третья, тяга рака (ОС), – назад. Не забудем, силу тяжести воза направленную отвесно вниз учитывать не будем, так как поклажа легка. В басне утверждается, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю то есть “воз и ныне там”.
Применяя правило сложения векторов, строим на силах ОВ и ОС параллелограмм
сил, диагональ его OD даёт равнодействующую силу. Из рисунка видно, что векторы OD и OA не являются противоположными, значит их равнодействующая сила не равна нулю. В данном случае воз сдвинется с места, в какую сторону – будет зависеть от соотношения сил и от угла между векторами. Если сила лебедя не уравновешивает веса воза, то и в этом случае равнодействующая сила не будет равняться нулю, значит, воз сдвинется с места. Воз останется на месте при одном условии: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это противоречит утверждению, что “поклажа бы для них казалась и легка”. Поэтому И.А.Крылов не мог с уверенностью утверждать, что “возу всё нет ходу”, что “воз и ныне там”. Данное утверждение не меняет смысла басни.
Учащийся у доски находит сумму векторов, и делает вывод прав ли Крылов, можно показать разные решения этой задачи, в одном из которых Крылов прав, а в другом нет.
Слайд 9-10
Задача 2 Слайд 11
Парашютист после прыжка из самолёта спускался вниз на землю со скоростью 4 м/с. Но вдруг поднялся ветер, и парашютиста стало сносить в сторону со скоростью 3 м/с. На каком расстоянии от точки выброса окажется парашютист, если время его свободного падения составляло 3 минуты.
Решение.
Ответ: на расстоянии 900 м от точки выброса парашютистов
Задача №796 учебника.
В этой задаче мы используем применение векторов при решении задач
C1 Дано: Окружность, CD – диаметр,C1D1 – касательная,
К СС1С1D1, DD1С1D1, CC1=11cм, СD=27cм.
D1 Найти: DD1
С D
Решение:
C1D1 – касательная к окружности, следовательно ОК⊥C1D1, т.к. СС1⊥С1D1 , DD1⊥С1D1 по условию, то СС1||DD1||OK. O – середина CD ОК – средняя линия трапеции СС1D1D. ОК – радиус окружности, ОК= СD = 27∙0,5=13,5 см. Т.к. ОК - средняя линия трапеции СС1D1D, то ОК =(СС1+DD1) 0,5 DD1 = OK – 0,5 CC1 DD1 = 2∙13,5 – 11= 16 c
Ответ: 16 см
V. Релаксация. Слайд 12
А теперь мы с вами немного отдохнем.
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, руки, шею, тело. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте свое расслабленное тело. Улыбнитесь и представьте, как вы красивы, когда улыбаетесь. Представьте, что все ваше тело улыбается.
А теперь представьте, что вы стоите перед полем, засеянным пшеницей. Полюбуйтесь его красотой. Посмотрите, какие краски вас окружают. Наклонитесь и рассмотрите налитые силой колосья. Какие они. Почувствуйте запахи этого поля. Вдохните аромат нивы. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают: шелесту пшеницы, пению птиц. Ощутите легкий ветерок на своем лице. Насладитесь покоем. Пройдитесь по этому полю. Почувствуйте, как колосья, мягкие и теплые, касаются ваших рук, ног, тела, как они нежно вас гладят, слегка щекочут. А теперь представьте, что ветер стих. Наклонитесь и рассмотрите один колосс. Из маленького зернышка, закопанного в землю, он вырос, стремясь к солнцу. Посмотрите, каким он стал сильным, мощным. Колос сам как вектор: зернышко – это его начало, а прекрасное соцветие – колос – конец. Его направление – это движение к солнцу. Все колосья как стрелы направлены вверх Сорвите один колос. Колосья как и вектора имеют длину, могут быть сонаправленными или противоположно направленными друг другу. Пройдите еще по полю. Погладьте колосья, подержите их в своих руках. Насладитесь красотой и покоем хлебной нивы. Пошлите ей свою любовь. Почувствуйте ступни ног, прилив сил к рукам и ногам. Ощутите спину, плечи. Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Медленно каждый в своем режиме возвращайтесь в класс. Откройте глаза, потянитесь. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь соседям, сидящим слева и справа.
VI. Дифференцированная самостоятельная работа, 10 мин
Вариант 1.
Базовый уровень
Упростите выражение:
.
Повышенный уровень
Прямая BM, параллельная боковой стороне CD трапеции ABCD, делит основания на отрезки AM=12 см, MD=8см. Найдите среднюю линию трапеции.
Высокий уровень
В равнобедренной трапеции ABCD ∠А=∠D=600, BC=4 см, АВ=СD=6cм. Найдите среднюю линию трапеции.
Вариант 2.
Базовый уровень
Упростите выражение:
Повышенный уровень
Прямая NE, параллельная боковой стороне MP трапеции KNMP, делит основания на отрезки КЕ=10см, EP=14 см. Найдите среднюю линию трапеции.
Высокий уровень
В равнобедренной трапеции меньшее основание равно 5 см, высота – 6см, углы при основании равны 450. Найти среднюю линию трапеции.
Время истекло ваши работы я проверю позже и скажу результаты на следующем уроке
VII. Домашнее задание, 1 мин Слайд13
№778 (практическое задание на построение векторов), №802 (задание выразить вектор), №809 ( задача на нахождение средней линии трапеции)
VIII. Итог урока. Рефлексия, 3 мин
Где мы ещё встречаемся с понятием вектора?
В наши дни понятие вектор постоянно встречается в газетных и журнальных публикациях, в выступлениях политиков, ученых, педагогов. Обсуждая важнейшие процессы в жизни общества, говорят о векторе реформ и его социальной составляющей, о векторе экономических преобразований и его изменении, о направлении вектора развития системы образования. Понятие о векторе как направленном отрезке вошло в сознание и речь современного образованного человека.
Кроме наук, в которых векторы применяются в прямом значении, их ещё применяют и в переносном значении. Чаще всего для необходимого объяснения в спортивных командных играх.
В спортивных играх тренер не всегда может показать игрокам данный манёвр или просто какой-либо финт. Ему помогают модели поля, на которых он изображает перемещение игроков векторами.
Предложенные примеры показывают единство геометрии и физики, геометрии и физкультуры. Их содержание отличается тем, что применение векторов при их решении (объяснении задач для команды) предпочтительнее, чем использование других средств.
Вектор – чисто математическое понятие, которое применяется в физике или других науках, и которое позволяет упростить решение (пояснение) задач.
Карточка самооценки деятельности учащегося на уроке
Критерий | Оценка деятельности |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Я вижу, что сегодня мы с вами поработали плодотворно. Спасибо, за урок. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
3.1 Урок1
Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»
Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата», «Решение квадратных уравнений», «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета», «Уравнение , приводящиеся к квадратным», уметь применять знания о квадратных уравнениях для выполнения различных заданий.
Цели урока: 1) образовательная: формирование умений применять полученные ранее знания, сопоставлять, анализировать, делать выводы; отработка умения решать уравнения;2) воспитательная: формирование интереса к познавательному процессу, навыков самоконтроля и взаимоконтроля; 3) развивающая: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления.
Оборудование: написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, таблица со значениями коэффициентов, листы с заданиями (без решения), учебники.
Ход урока
- Устная работа.
1.(На доске начерчена таблица, в которой не заполнен последний столбец.)
- Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с.
№ | а | в | с | Уравнения |
1 | -2 | 5 | 0 | -2х2+5х=0 |
2 | 1 | 0 | 16 | х2+16=0 |
3 | 2 | 6 | -8 | 2х2+6х-8=0 |
4 | 3 | -5 | 6 | 3х2-5х+6=0 |
5 | -1 | -4 | 0 | -х2-4=0 |
- Определите, какие из них являются полными квадратными уравнениями , а какие неполными. (Полные квадратные уравнения- 3,4; неполные – 1,2,5.)
2.Составьте квадратное уравнение, у которого: 1) нет корней; 2) два корня; 3) один корень. ( Ответы на это задание могут быть самыми различными. Например, можно придерживаться следующих позиций. Корней не будет, когда х2˂0. Два корня будут при решении обычного квадратного уравнения. Уравнение будет иметь один корень, если х=0, т.е. произведение должно быть равно нулю.)
Варианты уравнений:
- 7х2+9=0; х2+4х+16=4х; -х2=81.
- х2-4х+4=0; 15х+9х2=7х2+10х; 3х2-27=0
- 8х2=0; 3х2+17=17; х2=0
3.Составьте алгоритм решения квадратного уравнения х2-14х+49=0, учитывая , что есть три способа его решения.
Решение:
Первый способ.
Вычислить корни уравнения можно через дискриминант. То есть вычисляется дискриминант. Потом находят корни квадратного уравнения. Д=в2-4ас=196-196=0;
Х1,2=
Второй способ.
Второй коэффициент квадратного уравнения четное число, поэтому можно вычислить его через k. То есть вычисляется дискриминант при коэффициенте k. Потом находят корни квадратного уравнения. Д=k2-ас= 49-49=0; х1,2==7.
Третий способ.
Разложить квадратное уравнение на множители. Уравнение преобразуется так, чтобы в левой его части получился квадрат двучлена. х2-14х+49=0; х2-2*7х+49=0; (х-7)2=0; х-7=0; х=7. (Данное задание выполнить на доске тремя учениками одновременно.)
II. Выполнение заданий
1.В уравнении х2+рх-18=0 один из корней равен -9. Найдите другой корень и коэффициент р.
Решение: используя теорему Виета, получаем следующие выражения: -9+х2=-р;
-9*х2=-18. Из последнего уравнения х2=2. Подставим полученное значение в первое уравнение: -9+2=-р. -7=-р; р=7.
Ответ: х2=2, р=7.
2.Определите, сколько корней имеет квадратное уравнение , не решая его.
1) х2-7х+6=0
Решение: Д=25, значит 2 корня.
Ответ: два корня.
2) 2х2-16х+32=0
Решение: Д=0, значит уравнение имеет один корень.
Ответ: один корень.
- 2х2-50=0; х2-25=0; х2=25; Так как 25˃0, то уравнение имеет два корня.
- 15х2+30х=0; 15х(х+2)=0. Один из корней равно 0, а второй корень равен -2.
Ответ: два корня.
- При каком значении параметра а уравнение имеет два корня?
- ах2+5х-2=0
Решение: уравнение имеет два корня, если Д˃0. Вычислим дискриминант: Д=25+8а. Полученное выражение должно быть больше нуля, т.е. 25+8а˃0, 8а˃-25; а˃-25/8. При любом значении а˃-25/8 уравнение ах2+5х-2=0 имеет два корня. Например, а=-3.
Ответ: при а˃-25/8.
- 2х2-3х+а=0.
Решение: 2х2-3х+а=0. Д=9-8а; 9-8а˃0; а˂9/8.
Ответ: при а˂9/8.
4.Решите квадратное уравнение , учитывая, что второй коэффициент является четным числом.
1) х2+4х-5=0
Решение: Д1=9; х1,2=-2±3. х1=1, х2=-5.
2)х2+6х-7=0
Решение: Д1=16; х1=1, х2=-7
5.Вычислите стороны прямоугольника, если известно, что одна из них больше другой на 5 см. Площадь данной фигуры равна 6 см.
Решение: пусть дона из сторон прямоугольника равна х см. Тогда вторая сторона будет равна х+5см. Площадь такой фигуры равна х(х+5)=6; Решим полученное уравнение: х2+5х-6=0; Д=49; х1=1; х2=-6. Второй корень лишний. Поэтому вторая сторона прямоугольника равна 1+5=6.
Ответ: 1см, 6см.
III. Повторение.
Устная работа.
1.Замените уравнение равносильным ему приведенным квадратным уравнением:
1) 2х2+8х-6=0; Ответ: х2+4х-3=0
2) 5х2-15х+20=0 Ответ: х2-3х+4=0.
3) 1/2х2+3х-4=0. Ответ: х2+6х-8=0
2.Запоните пропуски, используя в качестве модели квадратное уравнение 9х2+6х-8=0
1)а=…, в=…, k=….
2). Ответ: .
3)х1=. Решение: Д= в2-4ас= 36+288=324; х1=
4) х2=; Ответ: ) х2=
IV. Выполнение заданий.
1.Каким способом можно решить подобные уравнения? Решите уравнения.
а)х4+7х2-8=0
Решение: Такие уравнения решаются введением новой переменной. Пусть х2=у, тогда получим следующее уравнение: у2+7у-8=0. Решим полученное уравнение: Д=81, у1=1, у2=-8. Так как х2=у, то подставим полученные корни в данное уравнение: х2=1, х2=-8. Первое уравнение имеет два корня т.к.1˃0. Второе уравнение не имеет корней, т.к. -8˂0. Решим первое уравнение: х2=1; х; х1,2=±1.
Ответ: х1,2=±1.
б)(1-у2)2+12=у2-7.
Решение: Преобразуем уравнение формулой сокращенного умножения возведя скобку в квадрат. Получим 1-2у2+у4+12-у2+7=0; у4-3у2+20=0. Решая введением новой переменной получим: х2-3х+20=0; Д=-71,Д˂0. Данное уравнение не имеет корней. Значит, уравнение (1-у2)2+12=у2-7 не имеет корней.
Ответ: не имеет корней.
2.Составьте приведенное квадратное уравнение:
А) если х1=5, х2=2.
Решение: данное уравнение является приведенным, поэтому первый коэффициент равен 1. Используя теорему Виета, вычислим другие коэффициенты данного уравнения .По теореме Виета х1+х2=-р, х1*х2=q. Получаем, что 5+2=-р, т.е. р=-7; 5*2=q, т.е.q=10. Следовательно, уравнение имеет вид х2-7х+10=0.
Б) если х1=3, х2=-4. Ответ: х2+х-12=0.
3.Решитье уравнение методом выделения полного квадрата:
а)х2+6х+5=0. Решение: х2+6х=-5; х2+2*3х= -5; х2+2*3+32= -5+32; (х+3)2=4; Х+3=±=±2, х+3=2, х+3=-2; х=-1, х=-5.
Ответ: х=-1, х=-5.
б) х2-8х-20=0. Ответ: х1=10, х2= -2.
V. Самостоятельная работа.
Решите уравнение любым способом (1-2х)(4х2+2х+1)= 8(1-х2)(х+2)+8х2+1.
Решение: Раскрыв скобки, приведя подобные члены получим, 8х2-8х-16=0; х2-х-2=0; Д=9, х1=2, х2=-1.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Использование формул сокращенного умножения при решении задач
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующее темы: «Возведения в квадрат суммы и разности двух выражений», «Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности», «Умножение разности двух выражений на их сумму», «Разложение разности квадратов на множители», «Разложение на множители суммы и разности кубов», владеть навыками работы с формулами сокращенного умножения.
Цель урока: 1)Образовательная: закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения свободно с помощью формул сокращенного умножения; 2)Воспитательная: воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля, интереса к решению примеров, математической культуры; 3)Развивающая: развитие внимательности, логического мышления, умения систематизировать и применять полученные знания.
Оборудование: Написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, листы с заданиями (без решений), учебниками.
Тип-урока: Урок-смотр знаний.
Ход урока
I.Устная работа.
1.При написании формул сокращенного умножения были допущены ошибки. Найдите и исправьте их.
1) (а-в)2=а2+2ав+в2
Ответ: (а-в)2=а2+2ав+в2
2) (а-с)2=а2-2ас+с2
Ответ: (а-с)2=а2-2ас+с2
3) а2-в2=(а-в)(а+в)
Ответ: а2-в2-(а-в)(а+в)
4) а3+в3=(а+в)(а2+2ав+в2)
Ответ: а2+в3=(а2+2ав+в2)
5) а3-в3=(а+в)(а2-ав+с2)
Ответ: а3-в3=(а-в)(а2+ав+в2)
2.Составьте из предложенных одночленов выражения так, чтобы их можно было разложить по формулам сокращенного умножения. Потом получившиеся многочлены преобразуйте.
81а2, 4у2, 8ав, -18ав, 16а2, 28ху, в2, 49х2.
Решение: 81а2-18ав+в2=(9а – в)2 , 4у2+28ху+49х2=(2у+7х)2, 16а2+8ав+в2=(4а+в)2
3.В таблицах представлены выражения, которые после перемножения образуют суммы и разность кубов. Подберите к каждому выражению из первой таблицы выражение из второй таблицы. Составьте и преобразуйте получившиеся выражения.
1)
(а2-в) | (а+3) |
(х+1) | (2-х) |
2)
(4+2х+х2) | (х2-х +1) |
(а2-2а+9) | (а4+а2в+в2) |
Решение: (а2-в)(а4+а2в+в2)=а6-в3, (2-х)(4+2х+х2)=8-х3. (х+1)(х2-х+1)=х3+1, (а+3)(а2-2а+9)=а3+27.
4. Докажите , что значение выражения (а+4)(а-4)- (а-5)(а+5) не зависит от значения переменной.
Доказательство: (а+4)(а-4) - (а-5)(а+5) = а2- 16 – (а2- 25) = а2-16- а2+25 = 9.
Следовательно, выражения (а+4)(а-4)- (а-5)(а+5) не зависит от значения переменной.
II.Выполнения заданий
1.Представьте в виде произведения:
1) m12+n15= (m4)3+(n5)3 = (m4+n5)(m8- m4n5+n10)
Ответ: (m4+n5)(m8- m4n5+n10)
2) Некое целое число нужно возвести в квадрат, потом из него вычесть данное число, увеличенное в 16 раз. Если к получившемуся выражению добавить 64, то в итоге поучится ноль. Найдите это число.
Решение: обозначим неизвестное число за х. Тогда по условию задачи составим следующее выражение: х2-16х +64=0. Решим получившееся уравнение:
х2-16х +64=0; (х-8)2= 0; х-8=0; х=8.
Следовательно, задуманное число равно 8.
Ответ: 8.
3) При каком значении а удвоенное произведение двух членов а+1 и а- 1 меньше суммы их квадратов на 7?
Решение: составим по условию задачи неравенство и решим его.
2(а+1)(а-1)˂(а+1)2+ (а-1)2 + 7;
2(а2 – 1)˂(а2+2а+1) + (а2-2а + 1) + 7;
2а2-2˂а2+2а+1+а2-2а+1+7;
2а2-2˂2а2+9; 2а2-2а2˂9+2; 0˂11.
Следовательно, при любом значении а выполняется условие задачи.
Ответ: при всех а.
4)Найдите два последовательных нечетных числа, произведение которых равно -1. Известно, одно из них на 2 единиц больше другого.
Решение: обозначим за х одно из нечетных чисел. Тогда второе последовательное нечетное число равно х+2. По условие задачи произведение чисел равно -1. Составим и решим уравнение. х(х+2)=-1; х2+2х+1=0; (х+1)2=0; х+1=0; х=-1. Значит, одно из чисел равно -1, второе число х+2= -1+2=1
Ответ: -1,1.
III.Устная работа
1.(Данное задание на карточках.) Саша получил на уроке оценку. В качестве ответа на вопрос Пети об отметке он использовал задачу. Сумма квадрата оценки и числа 25 равна произведению оценки и числа 10. Найдите ошибки, которые допустил в решении Петя, и помогите ему узнать, какую оценку получил Саша.
Решение Пети: обозначим за х оценку, которую получил Саша на уроке. Составим и решим уравнение по условию задачи. х2+25=10х; х2+10х+25=0; (х+5)2=0; х+5=0; х=-5. Получилось, что Саша на уроке получил оценку «-5». Найдите ошибку.
Правильное решение: ошибка возникла при решении самого уравнения. Петя забыл поменять знак на противоположный при перенесении множителя 10х.Он неправильно преобразовал левую часть. Х2+25=10х; х2-10х+25=0; (х-5)2=0; х-5=0; х=5. Следовательно, Саша получил на уроке оценку «5».
2.Один ученик высказал предположение, любое число равно числу, в 2 раза большему его. В качестве доказательства он привел такой пример. Пусть х- любое число. Возьмем х2-х2=х2-х2.Правую часть разложим на множители по формуле разности квадратов, а в левой части вынесем х за скобки. В итоге получим, что (х-х)(х+х)=х(х-х). После упрощения данного тождества получается 2х=х. Мы понимаем, что такого быть не может. Тогда найдите ошибку.
Ответ: ошибка заключается в том, что ученик при упрощении делит тождество на (х-х). А этого делать нельзя , так как х-х=0.
IV. Выполнение заданий.
1.Разность двух чисел равна 79. Уменьшаемое представляет собой квадрат суммы неизвестного числа и 6. Вычитаемое – разность квадратов неизвестного числа и 5. Найдите это число.
Решение: обозначим неизвестное число за х. Тогда уменьшаемое будет равно (х+6)2, а вычитаемое – х2-52. По условии задачи разность двух чисел равна 79. Составим и решим уравнение: (х+6)2 –(х2-52 )=79; х2+12х+36-х2 +25= 79; 12х+61=79; 12х=79-61; 12х=18; х=1,5. Следовательно, неизвестное число равно 1,5.
Ответ: 1,5.
2.Какими должны быть значения а и в, чтобы выполнялось тождество а3 +а2в+ав2= а2в+ав2 +в3?
Решение: вынесем в левой и правой части тождества общие множители: а(а2+ав+в2)= в(а2+ав+в2). Перенесем из правой части тождества выражение в левую часть и снова вынесем общий множитель за скобки: : а(а2+ав+в2)- в(а2+ав+в2); (а-в)( а2+ав+в2)=0. Левая часть тождества представляет собой разность кубов: а3-в3=0. Так как разность кубов равна 0, то а и ив могут быть любыми одинаковыми числами с противоположными знаками.
Ответ: любые числа с противоположными знаками.
3. Докажите, что 1733+3273 делится на 100.
Доказательство: выражение представляет собой суммы кубов. Преобразуем его: 1733+3273=(173+327)(1732-173х327+3272)=500(1732-173х327+3272). В данном выражении 500 делится на 100, значит , значение выражения делится на 100.
V.Самостоятельная работа
Вычислите значение выражения (52-32)2, используя минимум две формулы сокращенного умножения.
Решение: сначала используем формулу разности квадратов а2-в2=(а-в)(а+в). Получим:
(52-32)2=((5-3)(5+3))2=(2х8)2=162=254. Затем представим число 16 в виде 16=20-4 и применим формулу квадрата разности (а-в)2=а2-2ав+в2. Получим, (20-4)2=202-2х20х4+42=400-160+16=256.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.