развитие через сказку

Кардаш Елена Васильевна

Я использую сказкотерапию потому что, этот метод универсален в использовании  обучения,  воспитания, коррекции. Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной коррекционной практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.

Актуальность сказки в том, что она естественная составляющая жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Таким образом, возможности сказкотерапии уникальны в коррекционно-развивающей работе с детьми, поскольку,позволяет  обеспечить комплексное воздействие на  познавательно-речевое и физическое  развитие ребенка. Объединение родителей, педагогов в единой целее приносит положительные результаты. 

Очевидные результаты работы с подготовительной группой( дети 6-7 лет) предоставлены в видеозаписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект

( долгосрочный)

«Развитие познавательной активности детей посредством сказкотерапии»

коррекции непосредственной деятельности с детьми 3- 4 лет

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Звёздочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края

(МКДОУ с. Калинка)

Разработчик:

Педагог- психолог

МКДОУ с. Калинка

Кардаш Елена Васильевна

с. Калинка 2017 год

Проект

«Развитие познавательной активности детей посредством сказкотерапии»

Потребность в общении относится к базовым потребностям человека. Удовлетворение этой потребности- это одно из условий полноценного развития и формирования личности ребенка. Не всегда общение и отношения детей складываются благополучно. Причиной проблем в общении часто становится недостаточное владение навыками специфическими личностными качествами ребенка. Наиболее ярко проявляется позиция ребенка в общении при решении различных конфликтных ситуаций, именно в них, с особой остротой выступают позитивные и негативные стороны личностного отношения к собеседнику. В качестве образа таких ситуаций целесообразно использовать сюжеты авторских сказок. В работе с детьми в рамках проекта использование сказкотерапии может быть включено в различные познавательные области, решающие воспитательные задачи, либо проводится в качестве этапа занятий. Совместная работа педагогов, родителей и детей увеличивает результативность и достижение поставленных целей

Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством  сказкотерапии»»

Тип проекта: долгосрочный( в течении 3 лет)

Участники проекта:

-воспитатели возрастных групп, специалисты ДОУ, родители и дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет

Цель проекта:

-развитие ребенка, как субъекта:  активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, творческой, социально-компетентной и развивающейся личности.

Задачи проекта:

-Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие творческого потенциала;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

Планируемый результат:

- духовно-богатой личность ребенка, активного участника проекта;

- создание благоприятной среды для саморазвития ребенка;

- проявление интереса ребенком  к словесным играм;

- словотворчество детей.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

1 этап

формирует проблему;

 Выбор группы участников.

вхождение в проблему;
вживание в игровую ситуацию;
принятие задачи;
дополнение задач проекта.

2 этап

Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Распределение ролей в команде.

Конкретизирование задач, накопление информации.

Наблюдение.

3 этап

помогает в решении задачи;
помогает спланировать деятельность;
организует деятельность.

объединение детей по группам;
распределение обязанностей.

3 этап

практическая помощь;
направляет и контролирует осуществление проекта.

формирование знаний, умений и навыков.

4 этап

Анализ выполнения поставленных задач и достигнутых результатов.

Участие в коллективном анализе проекта, самооценка умений и навыков

5 этап

подготовка к презентации т.е. показу.

продукт деятельности готовят к презентации;
представляют продукт деятельности.

6 этап

Защита проекта. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Участие в оценке результатов проекта.

1 блок

Педагогические принципы:

-сотворчество детей и взрослых;

-самостоятельная деятельность детей;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;

-взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

2 блок

Содержание проекта:

Таблица 1.

2016-2017 уч. год.

2017-2018 уч. год.

2018-2019 уч.год.

1. Методология использования сказки в развитии личности (сентябрь)

1. Драматизация стихотворных, авторских сказок (сентябрь)

1. Интеграционное взаимодействие всех участников образовательного процесса через сказку   (сентябрь)

2. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста (ноябрь)

2. “Сочиняем сказку сами”- словотворчество педагога и детей (ноябрь)

2. Занятие с использованием витагенной технологии на основе сказки (ноябрь)

3. Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми (январь)

3. Моделирование сказки, как средство развития познавательной активности детей (январь)

3. Литературная гостиная для детей с участием детской библиотеки (январь)

 

4. Конкурс “Кто хочет стать сказочником”? (март)

 

3 блок

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта

Воспитатель в области  ИЗО-деятельности:

1.Проводит занятия в ИЗО (рисование, лепка) по темам сказок, изучаемых в группах;

2.Дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;

3.Оказывает методическую помощь в изготовлении пособий и  дидактических игр;

4. Проводит диагностику ЗУН детей по изодеятельности;

проводит практикумы с родителями (“Учите детей рисовать сказку, играя”).

Музыкальный руководитель:

1.Проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам;

2.Способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;

3.Оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;

4.Осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.

Педагог-психолог:

1.Изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;

2.Проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;

3.Проводит тренинговые занятия по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков;

4.Использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;

5.Дает рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер;

6.Оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей в течение недели психологии).

Инструктор по физическому воспитанию:

1.Проводит утреннюю гимнастику, занятия физической культурой;

2.Дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;

3.Совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;

4.Участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.

Старшая медицинская сестра:

1.Проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);

2.Дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;

4 блок

Роль родителей в реализации проекта:

1.Оказывают помощь в  изготовлении дидактических игр, дополнении библиотеки детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей.

2.Помогают в изготовлении панно по сказкам, установке атрибутов для инсценировок.

3.Участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).

4.Участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы.

5.Изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.

6.Участвуют в театрализованных постановках .

(родители – дети – педагог).

Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Направление работы

Цель

Формы организации

Методы и приёмы

Познавательно-речевое, изобразительное творчество

Развитие познавательной активности; формирование созидательного, творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности.

Комплексные занятия; кружковая работа; самостоятельная; художественная деятельность.

Познавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания, подвижные игры, детское экспериментирование, творческие задания.

Социально-коммуникативное

Формирование активной самостоятельной социально компетентной личности.

Занятия, игры- путешествия; театральная деятельность.

Моделирование проблемных ситуаций; художественное слово; самостоятельная деятельность детей; этические беседы.

Здоровье сбережение и физическое развитие

Формирование физического интеллекта.

Занятия по подгруппам; физкульт-минутки.

Показ, объяснения детям; игры на внимание; элементы психогимнастики.

Литература:

  1. А.В.Аджи, Н.П.Кудинова « Детские праздники»  2014
  2. Д.И.Бойков, С.В.Бойкова « Учимся дружить» С-Питербург 2014
  3. Т.А.Куликовская« Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» С- Питербург 2001
  4. Ю.В.Касаткина, Н.В.Клюев « Учимся общению. Характер, Коммуникабельность» Ярославль1996
  5. К.Фогель «Кака научить детей сотрудничать» Москва 1998
  6. А.В.Щеткина « Театральная деятельность в детском саду» Москва 2008
  7. Интернет ресурсы