Показатели инновационной деятельности
год | мероприятие | тема | результат |
2016 | Проект | Бурятский национальный костюм | 1.Освоение проектного метода 2. Профессиональный рост |
2017 | Мастер -класс | Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста | Овладения средствами речевого развития |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 29.99 КБ |
konspekt_obrazovatelnogo_proekta.docx | 52.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем»
А. С. Макаренко
Мастер – класс
«Дидактические игры как средство развития речи
детей дошкольного возраста»
подготовила: Ильина О.А.
Цель:
систематизирование и углубление знаний педагогов о роли дидактической игры в развитии речи дошкольников.
Задачи:
- Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
- Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.
Оборудование: предметные картинки, проектор, экран, ноутбук, интерактивные игры
План проведения:
1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Условия успешного речевого развития.
3. Дидактические игры по развитию речи (практическая часть)
Ход мастер – класса
1.Организационный момент.
2.Теоретическая часть.
Проблема современности.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Практика работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив усилия трёх сторон – родителей, педагога и учителя-логопеда.
Актуальность темы.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
3. Условия успешного речевого развития.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей:
- учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- побуждают детей к речевому общению между собой.
Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи:
- речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Воспитатель (совместно с учителем – логопедом) обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
Поощрять детское словотворчество.
4.Практическая часть.
Учёные всего мира признали, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что игра положительно влияет на развитие психики ребёнка.
1.Послушайте стихотворение.
Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху лётчику видна
Вся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ЗДОРОВЬЕ как можно больше слов (карточка со словом здоровье перед глазами педагогов).
ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред, родео, ведро, двор.
Выходят два педагога, которые первыми назвали слова. Они помогут провести 1 часть мастер-класса.
2. Объявление темы мастер-класса.
Мы с вами вместе сформулируем тему мастер-класса.
Обратите внимание на картинки и слова, которыми их обозначили дети:
АВТОБУС – «атобу»
ПОМИДОР – «мидой»
КАСТРЮЛЯ – «кастуя»
ОБЕЗЬЯНА – «бизяна»
КЛУБНИКА – «кумника»
ТАРЕЛКА – «таейка»
– Вы догадались, что случилось со словами – нарушен контур слова, трудные звуки заменены более простыми по звучанию и всё это не даёт возможности понять, о чём идёт речь.
Тема «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер – класса: ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр. Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
Сегодня мы, играя, поучимся корректировать речь.
Артикуляционная гимнастика (участвуют все педагоги).
Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк споследующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз),
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Кинезиологическая физминутка (участвуют все педагоги)
Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по-другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Упражнение «Колечко».
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры…
Упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).
Фонарик погас! – Фонарик зажёгся!
Сочетать с произнесением слогов: ша-шо…
Педагог А. С. Макаренко говорил: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». К. Д. Ушинский считал, что игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает.
Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?» (участвуют все педагоги)
Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры.
Оборудование: предметные картинки на определённый звук.
Описание игры:
В игре участвуют 2-4 игрока. В центр стола выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его и забирает картинку. Логопед на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.
Дидактическая игра «Урожай» (участвуют 2 педагога)
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль), (р)-(рь), (л)-(ль).
Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод и корзины по числу игроков.
Описание игры:
Дети идут по кругу вокруг стола, на котором размещены корзины и картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, произнося слова:
Во саду ли, в огороде
Собираем урожай.
Стой на месте, скорей садись,
В свою корзину овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые сонорные звуки – (р), (л).
Объясняют свой выбор: я собрал в корзину фрукты: грушу, гранат…
Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (л), (рь), (ль).
Дидактическая игра «Вершок-корешок» (выполняют все педагоги)
Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания детей. Развитие общей моторики.
До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).Детям нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), и приседать, когда логопед назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей.
Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия) (участвует 7 педагогов)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии (понимания эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания).
Инструкция :
Участники стоят по кругу, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
– В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (Поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами). – Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).
-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди).
– Дождик стучит всё сильнее и сильнее (Усиливаем движение пальцев по спине).
-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (Проводим ладонями по спине стоящего впереди).
– Опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Рефлексия
Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые наблюдали со вниманием наш мастер-класс. Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие.
Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остаётся в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % – из того, что он видит, и 90 % – из того, что он делает.
Каждому педагогу вручается буклет с дидактическими играми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. Детство-пресс 1999
2.Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Акцидент, 1998
3.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
4.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.
5.Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии.
М.: Школа-Пресс, 1999.
6.Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
7..Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного проекта
Проект
Бурятский национальный костюм
Цели проекта:
Формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков, формирования представления детей о бурятском национальном костюме.
Задачи проекта:
• Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;
• Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру;
• Расширять представление о национальной культуре, в частности о бурятском национальном костюме;
• Познакомить детей с разновидностями бурятского орнамента и его особенностями;
• Развивать творческие способности детей.
Принципы реализации проекта:
•доступность;
• систематичность и последовательность;
• наглядность и занимательность.
Тип проекта:
Творческий, краткосрочный (однодневный), познавательно-продуктивный.
Краткая аннотация проекта: Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себя исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, рисовании и т.д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.
Актуальность проблемы:
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа. Актуальность проекта предполагает знакомство с национальной культурой бурятского народа, в данном случае с бурятским национальным костюмом, национальным орнаментом одним из компонентов культуры народа. Данный проект способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетических и нравственных качеств. В пределах учреждения может быть использован на занятиях изобразительного искусства, бурятского языка, для оформления уголков и стендов.
Сегодня, после почти векового перерыва, традиционный костюм вновь входит в повседневный обиход, становится своеобразным символом возрождения этнокультурных традиций народов Сибири. За последние два десятилетия окрепли и получили серьезное развитие такие направления как реконструкция традиционного костюма, создание театрального бурятского костюма, создание современного повседневного и праздничного, а также авторского костюма с использованием национальных традиций. Для успешного функционирования этих направлений художественного творчества необходимо тщательное изучение семантики костюма в ее взаимосвязи с законами композиции, что позволит лучше понять наследие традиционной культуры. Мы живем на бурятской земле. Мы обязаны знать историю быта бурятского народа, а так же обычаи и традиции родного края.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
• освоение проектного метода;
• профессиональный рост;
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
• иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа, орнаменте;
• знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты;
• умение рисовать бурятский национальный костюм, передавая характерные признаки и значения орнамента;
• знание и умение играть в бурятские народные игры;
• умение работать в группе, подгруппе.