«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»
Речевая деятельность рассматривается во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_narusheniy_rechi_u_shkolnikovs_narusheniem_intellekta.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта»
Речевая деятельность рассматривается во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения.
Недостатки речи у детей данной категории проявляются в бедности словаря, и правильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой.
Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцированными условными связями в области слухового анализатора. Из - за этого ребенок не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний.
Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова.
У детей с нарушением интеллекта значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи. Речь их скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние речи, - слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком – либо одном.
Учащиеся начальных классов коррекционной школы имеют выраженные дефекты : косноязычие, гнусавость, заикание. Эти недостатки обуславливают недоразвитие коммуникативной функции речи, вследствие чего снижена потребность в общении, мотивация речевого общения.
Обучающиеся затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить; испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету.
Фонетические недостатки речи детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение грамотой, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, застенчивости.
Грамматический строй речи учащихся недостаточно развит и развернут. Употребляются простые предложения, реже – сложноподчиненные и сложно – сочиненные. В предложениях нарушена связь между словами, опускаются предлоги, не учитываются падежные окончания имен существительных, редко вводятся определения, обстоятельства, дополнения.
В письменной речи: написать слово труднее, чем его прочесть. Это связано с необходимостью соотнести звук с буквой, знать графическое изображение букв.
Обучающиеся списывают слова, как простой набор букв. Трудны такие формы работы, как изложение, сочинение. Наиболее легким оказывается списывание.
Для того, чтобы повысить уровень речевого развития обучающихся, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.
Совместная деятельность родителей и специалистов приносит эффективный результат в учебной деятельности. Успех коррекционного обучения во многом определяется насколько организовано взаимодействие педагога и родителя.
Какие бы значительные изменения в речи у ребенка не происходили на занятиях , они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые смогут все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий , закрепить в процессе повседневной жизни.
Такая организация позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.