Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей».
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
ЦРР - д/с №14
Проектная деятельность по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр в жизни детей».
Срок реализации проекта: январь 2018г. - май 2018г.
Участники: воспитатели гр. «Цыпленок»
Лактионова А.Ю
Струцкая О.В
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
(Л.С.Выготский)
Актуальность проблемы.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Театрализованная деятельность в полной мере позволяет всесторонне развивать и раскрывать детей.
Постановка проблемы:
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели диагностику среди детей старшей группы (приложение №1), и анкетирование их родителей(приложение №2 ), которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, у 53 % детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности, 65 % родителей имеют низкий уровень представления о театральном искусстве, 12 % родителей не знают театры нашего города.
Тип проекта: долгосрочный ( 5 месяцев).
Участники проекта: родители, воспитанники старшей группы, воспитатели.
Цель проекта: воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности.
Задачи проекта:
- Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
- Развитие творческих и актерских навыков у детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности.
- Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе (взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Задачи педагогической деятельности воспитателя:
1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
2. Развивать творческие способности детей за счет театрализованной деятельности.
3. Поэтапно усложнять игровой материал, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
4. Создавать благоприятную атмосферу творчества и доверия.
5. Провести данную тему через все виды деятельности.
6. Проводить анализ после каждого мероприятия, давая каждому ребенку возможность высказываться.
Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Предполагаемый результат:
1. Развить у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
2. Развить способность предлагать новый замысел игры.
3. Сформировать у детей умение перевоплощаться в роли, импровизировать.
4. Развить у детей умение фантазировать, придумывать свой сюжет.
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Подготовительный - (январь)
2. Основной - (февраль-март)
3. Заключительный - (апрель-май)
Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы по данной теме, информирование участников о цели проекта, опрос родителей, с целью выявить их отношение к данной теме, диагностика детей.
Формы организации образовательного процесса
- Беседы и организованная деятельность;
- Театрализованные игры-спектакли;
- Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность;
- Художественно-продуктивная деятельность;
- Посещение детьми театров совместно с родителями;
- Поездки в театр и фото-экскурсии; проведение театрализованных представлений;
- Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки
- Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники.
№п/п | тема | Форма реализации, задачи | |
1 | «Театр бывает разным» | - Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности); - Дидактическая игра «Куклы оживают» (учить согласовывать движения пальчиковой куклы с текстом; - Игра «расскажи без слов» (познакомить детей с понятием мимика и жест). | |
2 | «В мире сказок» | - Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей); - Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) | |
3 | Беседа: “Театральные профессии” | - Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. - Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. | |
4 | Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” | - Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. - Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий. - Учить передавать ритмизацией движения | |
5 | Драматизация сказки «Репка» (на новый лад), «Теремок» (на новый лад) | 1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей. 2. Расширять кругозор в историко- географическом развитии детей. 3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных. 4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности. | |
6 | Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» | - Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. - Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. - Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. | |
7 | Разгадывание кроссворда: “Сказочные герои” | - Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. - Развивать умение переключаться с одного образа на другой. | |
8 | Игровой стречинг. (Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.) | - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. - Развивать дикцию. - Учить строить диалоги. -Воспитывать терпение и выдержку. | |
9 | Ритмопластика. | - Развивать у детей умение пользоваться жестами. - Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. - Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М. Глинка. "Вальс фантазия". | |
10 | Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” | - Развивать у детей интерес к сценическому мастерству. - Активизировать познавательный интерес к театру. - Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. - Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. | |
11 | Чтение скороговорок | - Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок. - Развивать дикцию. | |
12 | Упражнения на ритмизацию. | - Создать положительный эмоциональный настрой. - Упражнять детей в подборе рифм к словам. - Закрепить понятие “рифма”. - Поощрять совместное стихосложение. | |
13 | Беседа: «Театр и музыка» | - познакомить с понятием лейтмотив. - рассмотреть на примере, как музыка помогает передавать образ и характерные особенности героев. - Разучить несколько характерных попевок. | |
14 | Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта | - Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. - Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. - Закреплять умение логично излагать свои мысли. | |
15 | «В гостях у лесовика» | - Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных постановках. - Речевая игра «Веселый старичок» - Двигательно- речевая миниатюра «Мишка». - Игра- разминка «Уборка леса». Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Лесные зверушки». | |
16 | «В гостях у С. Я. Маршака» | - Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки». - Упр «1, 2, 3, 4, 5- будем дружно мы играть». - Игра «Маски» (понимание мимики). - Имитационное упражнение «Кто как ходит». - Драматизация стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки». | |
17 | «Добрые слова» | Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. - Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. - Воспитывать коммуникативные навыки общения. - Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. | |
18 | Играем в сказку «Репка» | Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Репка». - Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. - Формировать интонационную выразительность речи. - Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. | |
19 | «Наши развлечения» | Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать. - Учить понимать эмоциональное состояние героев. - Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и жеста. - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - Привлекать детей к изготовлению театра на ложках. | |
20 | «Наши защитники» | Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. - Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. - Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки. - Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов. - Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. | |
Март -Апрель | |||
21 | «сказочные герои в театре. просмотр мультфильма» | Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций. - Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. - Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. - Развивать умение выразительно передавать образы. - Упражнять детей в подборе рифм к словам. - Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. | |
22 | “Весна пришла!”. | : Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. - Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения. - Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. - Развивать воображение детей. - Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства. | |
23 | «Непослушная Маша». | - Учить доводить до детей замысел сказки. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). - Развивать интонационную выразительность речи. - Развитие умения последовательно пересказывать сказку. - Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. | |
24 | «Театральная азбука». | - Знакомство с театральными терминами. - Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. - Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”. - Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов. - Развивать выразительность жестов. - Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. | |
Апрель | |||
25 | «Пчелки, птички полетели»; Праздник «Встреча Жаворонков» | - Познакомить детей с весенними приметами. Отвечать на вопросы полными предложениями. - Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность. - Развитие активного внимания. - Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей. - Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | |
26 | «Теневой театр» | Дать почувствовать себя настоящими актерами. | |
27 | «Путешествие» | - Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение. - Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. - Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа. - Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает. - Воспитывать партнерские отношения между детьми. | |
28 | «Мы маленькие актёры» | - Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь. - Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. - Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки. - Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями. - Развитие творческого потенциала. - Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. | |
Май | |||
29 | «Говорим о композиторе Чайковском». | Знакомство детей с профессией- композитор. - Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции. - Освоение музыкально- ритмических движений. - Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. - Развивать фантазию, умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость в создании танца. - Учить детей изготавливать музыкальные инструменты из подручных средств. | |
30 | «Настольный конусный театр» | Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. | |
31 | Викторина «Что мы знаем о театре». | Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; - Учить сочетать речь с движением; развивать воображение. - Упражняться в интонирование диалогов. - Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. - Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями. - Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. | |
32 | Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лесная сказка» для группы «родничок» | Совершенствовать диалогическую форму речи. - Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы. - Развивать внимание, память, воображение. -Совершенствовать исполнительское мастерство. |